Телевизионная сетка для настройки монитора

Обновлено: 07.07.2024

Телевизионная испытательная таблица (тест-таблица) — специальное изображение, воспроизводимое на экране кинескопа для настройки и оценки качества изображения телевизионной аппаратуры, а также всевозможных дисплеев (в том числе компьютерных мониторов).

Передаётся телестанциями перед началом и после окончания вещания. Представляет собой сложный цветной сигнал, позволяющий как визуально оценить качество изображения, так и измерить характеристики электрических цепей телевизора при помощи приборов. Ранее использовались отпечатанные в типографии таблицы, которые передавались с помощью специальных камер (т.н. моноскопов). Сегодня обычно используются генераторы стандартных сигналов (для телевизионной аппаратуры). Для компьютеров существуют программы и DVD-диски с записью тестовых изображений.

Настроечные таблицы служат главным образом для визуальной оценки сигнала на экране телевизора. Настройка телевизора при помощи простого осциллографа по таблицам затруднена, поскольку таблица представляет собой смесь разных сигналов. Обычно при настройке по таблицам применяют более сложные приборы, например, осциллограф с блоком выделения строки, позволяющим выделить из настроечной таблицы строки, в которых передаётся сигнал цветных полос. Чаще же для настройки аналоговых телевизоров по приборам применяют простой осциллограф в сочетании с более простыми тестовыми сигналами.

Содержание

Примеры

Универсальная электронная испытательная таблица (УЭИТ)



Предназначена для испытания цветных телевизоров, работающих в стандарте SECAM с отношением сторон экрана 4:3. УЭИТ была разработана кандидатом технических наук Н. Г. Дерюгиным и инженером Государственного научно-исследовательского института радио (НИИР) В. А. Минаевым. Неофициальное название «таблица цветовой профилактики» (ТЦП). [1] [2] Опытные передачи в эфир с Останкинской телебашни (в то время — Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция им. 50-летия Октября, ОРПС) начались в 1970 году. По их результатам таблица была доработана, и с 1971 года второй вариант, УЭИТ-2, передавался в эфир и по линиям связи. [3] Основные части:

  • Сетчатое поле — фон таблицы. Позволяет настроить сведение лучей, а также визуально разбивает таблицу на строки и столбцы. В центре большого круга дополнительное перекрестие для центровки изображения а также для регулировки статического сведения, а в малых - как точки отсчета для регулировки динамического сведения;
  • Окантовка таблицы — реперные метки для установки размера изображения;
  • Круги для контроля геометрических искажений растра. Для проверки точности регулировки отношения сторон изображения можно измерить длины сторон квадрата в центре;
  • Цветные полосы насыщенностью 75% (строки 6-7) и 100% (строки 14-15) для контроля цветопередачи. При наличии осциллографа с выделением отдельных строк возможна настройка по ним вместо отдельного генератора цветных полос;
  • Серая шкала (8 строка) - для установки яркости, контрастности, баланса белого и уровня чёрного;
  • Контрастные цветные полосы (9 строка) для регулировки чёткости цветовых переходов;
  • Плавный цветовой переход (12 строка) для проверки линейности канала цветности. В некоторых реализациях здесь полный спектр, в других — переход от зелёного к пурпурному;
  • Вертикальные штрихи на 13-й строке, а также в малых кругах (строки 3,4,17,18) для оценки разрешающей способности и динамической фокусировки. Они образованы пачками синусоидальных сигналов частотой 2,3,4 и 5МГц, соответствуют разрешающей способности в 220, 330, 440 и 550 линий.
  • Наклонные полосы в 10-11 строках для контроля точности чересстрочной развёртки;
  • Контрастные метки в тех же строках для контроля тянущихся продолжений (вызываемых неисправностью контуров телевизора а также при подключении нескольких телевизоров по видеовыходу через низкокачественный кабель) и повторений (вызываемых неудачной конструкцией или расположением антенны);
  • Чередующиеся черные и белые квадраты (16 строка) — для оценки АЧХ видеотракта по всем каналам;

Телевизионная испытательная таблица ТИТ-0249



Чёрно-белая испытательная таблица, разработанная в 1949 году. Существовало два способа передачи ТИТ-0249: съемка телекамерой с графического оригинала или воспроизведение с помощью моноскопа. В настоящее время телеканалами практически не используется, однако иногда ее используют для оценки разрешающей способности видеокамер.

Телевизионная испытательная таблица ТИТ-0154

Данная таблица была создана в 1954 году специально для разработанной тогда системы экспериментальной цветного телевидения с последовательной передачей цветов. Она описана в [4] и [5] . Применение этой таблицы, как и самой экспериментальной системы, было вскоре прекращено.

EIA Resolution Chart

Разработана в 1956 году и стала своего рода стандартом тестовых таблиц

Примечания

  1. ↑ Дерюгин Н. Г., Минаев В. А., Универсальная электрическая испытательная таблица, Техника кино и телевидения, 1970, № 10.
  2. ↑ Дерюгин Н. Г., Минаев В. А. Новая универсальная электрическая испытательная таблица [для контроля телевизионных изображений]. — Электросвязь, 1972, № 2, с. 1—5.
  3. ↑ Вестник связи, 1973 [1].
  4. ↑В. Семёнов, Л. Балдин. Телевизор «Радуга». Радио, №11, 1954.
  5. ↑Б. Семёнов, Л. Балдин, Налаживание телевизора «Радуга». Радио, №12, 1954.

Ссылки

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Телевизионная испытательная таблица" в других словарях:

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА — таблица для визуального контроля качества телевиз. изображения. Для чёрно белого ТВ изображения в СССР принята Т. и. т. 0249 (см. рис.), позволяющая определять его чёткость (зависящую от разрешающей способности телевиз. тракта или входящих в него … Большой энциклопедический политехнический словарь

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА — специальное изображение, воспроизводимое на экране кинескопа для настройки телевизионной аппаратуры и оценки качества телевизионного изображения. Представляет собой диапозитив, рисунок (напр., на мишени моноскопа) либо формируется электрически (в … Большой Энциклопедический словарь

телевизионная испытательная таблица — специальное изображение, воспроизводимое на экране кинескопа для настройки телевизионной аппаратуры и оценки качества телевизионного изображения. Представляет собой диапозитив, рисунок (например, на мишени моноскопа) либо формируется электрически … Энциклопедический словарь

телевизионная испытательная таблица — tikrinamoji televizijos lentelė statusas T sritis radioelektronika atitikmenys: angl. television chart; television test pattern vok. Fernsehtestbild, n rus. телевизионная испытательная таблица, f pranc. mire de télévision, f … Radioelektronikos terminų žodynas

Телевизионная испытательная таблица — 1. Нормализованное изображение, элементы которого служат для контроля и оценки параметров и характеристик изображения тракта вещательного телевидения или звеньев тракта вещательного телевидения Употребляется в документе: ГОСТ 21879 88 Телевидение … Телекоммуникационный словарь

С уверенностью можно утверждать, что практически каждый из наших читателей не раз наблюдал по окончании телепередач не совсем понятные изображения-заставки. Во время профилактики их можно встретить даже в дневное время. Что это за "веселые картинки", и для чего они предназначены .


Рис.1 Таблица 0249


Рис.3 Таблица BBC


Рис.4 Таблица с испытательного генератора Philips

1. Размер изображения

Как, возможно, помнит внимательный читатель, несколько лет назад, одна любопытная реклама довольно доходчиво объясняла, что на экране ТВ-приемника мы видим гораздо меньше того, чем передается на самом деле. Реально изображение на экране обрезано на 10–15 % по сравнению с передаваемым сигналом. Стандартный размер кадра устанавливается по имеющимся в таблице реперным линиям, которые совмещают с краями обрамления кинескопа. Точность настройки формата изображения можно оценить по квадратам и окружностям в составе таблицы.

2. Геометрические искажения

Геометрические искажения изображения вызываются нелинейностью сигналов, вырабатываемых генераторами строчной и кадровой разверток. Скажем сразу, что у большинства современных телевизоров благодаря отработанной схемотехнике проблем с этим практически не возникает. Оценить же нелинейность разверток можно по виду окружностей, входящих в таблицу, которые при наличии искажений приобретают форму эллипса. Величину нелинейности при желании можно оценить количественно. Для этого достаточно измерить соотношение сторон квадрата, который из-за нелинейных искажений может превратиться в прямоугольник.

3. Сведение лучей

Правильность статического сведения лучей цветного кинескопа может быть проверена по белому кресту, изображенному на сером фоне в центре таблицы. При наличии статического сведения лучей изображение белого креста не содержит цветных окантовок. Участки белой сетки в угловых зонах таблицы служат для контроля динамического сведения по всему полю экрана.

4. Разрешающая способность изображения

Разрешающую способность изображения легко и удобно оценить по полосе 13 (рис. 5), в которой сформированы 7 групп штрихов. Эти штриховые полосы создаются пачками синусоидальных напряжений с частотами, приблизительно соответствующими 200, 300, 400 и 500 линиям. При этом в центре размещен участок наивысшей частоты, а по краям – группы низких частот. С их помощью оценивается разрешающая способность яркостного канала. Для оценки четкости изображения по краям растра в малых кругах расположены группы вертикальных штрихов, соответствующие 300 и 400 линиям. Посмотрите, что остается от разрешающей способности после записи данной таблицы на видеомагнитофон формата VHS (рис. 7) и формата S-VHS (рис. 8).
В полосе 9 таблицы от колонки f до колонки u расположены три группы парных цветных штрихов – пурпурно-зеленые, желто-синие и красно-голубые. С помощью этих цветных штрихов оценивается цветовая четкость. Нужно еще заметить, что штрихи в полосе 13 на экране цветного телевизора могут приобретать окраску, которая называется муаром.

5. Установка яркости, контрастности и оценка баланса белого

Пожалуй, это наиболее популярная часть измерительной таблицы. Именно по ней можно установить правильную яркость и контрастность принимаемого изображения.
В полосе 8 таблицы расположена серая шкала, содержащая фрагменты с различной яркостью. Эта зона служит для установки контрастности и уровня черного. Регуляторы яркости и контрастности следует установить таким образом, чтобы на изображении различались все фрагменты серой шкалы. В крайнем случае, считается допустимым слияние двух соседних фрагментов на участке черного и темно-серого цветов. Серая шкала служит также для контроля и настройки баланса белого цвета. Если баланс настроен правильно, все градации серой шкалы остаются нейтрально серыми, не приобретают какой-либо окраски.

6. Оценка отраженных сигналов

Отраженные сигналы возникают в условиях некачественного приема, когда, помимо полезного сигнала, на антенный вход телевизора воздействуют паразитные сигналы, отраженные от каких-либо объектов, зданий.
Наличие отраженных сигналов оценивается по одиночным штрихам, расположенным в зонах 10 h–j и 11 r–t. Любопытно, что измерив положение штрихов, вызванных паразитным сигналом, не так сложно вычислить расстояние до мешающего объекта. Что делать с ним (с объектом) дальше. Не будем давать рекомендаций, пусть каждый решает сам.

7. Правильность передачи цвета изображения

Рис.9 Искажения цвета при расстройке схемы матрицирования

Верность и точность цветопередачи обеспечивается настройкой схемы матрицирования сигналов и системы цветовой синхронизации в телевизионном приемнике. Для контроля цветопередачи предназначены два ряда цветных прямоугольников (полоса 6–7 и 14–15) последовательно: белый, желтый, голубой, пурпурный, красный, синий и черный.
На прямоугольниках верхнего ряда (полоса 6–7) насыщенность цвета должна быть около 75%, а в нижнем ряду (полоса 14–15) - насыщенность 100%. Цвета прямоугольников могут искажаться при расстройке схемы матрицирования (возможный вариант на рис. 9). Нарушение цветовой синхронизации может вызывать потерю цветности. В этой же зоне оценивается четкость цветовых переходов. Особо проблемным является переход между зеленым и пурпурным цветами.

8. Чересстрочная развертка

Рис.10 Один из возможных типов искажений работы чересстрочной развертки

О точности чересстрочной развертки можно судить по виду наклонных линий, расположенных на участках 11, g–j и 10, q–u таблицы. Наличие изломов означает, что строки соседних кадров частично накладываются. В качестве примера на рис. 10 показан один из возможных типов искажений работы чересстрочной развертки.

9. Многоконтурность и тянущиеся продолжения

Для оценки этого вида искажений служат контрастные метки (узкие полоски; белая на черном и черная на белом фоне) в зоне 10 и 11 f–u таблицы. Помехи, возникающие из-за, например, плохого согласования антенны, хорошо видны на контрастном фоне этих участков, при отсутствии помех метки остаются четкими и одиночными.

10. Оценка линейности характеристики канала цветности

Сигнал, создающий в полосе 12 f–u, таблицы широкую линию, плавно меняющую окраску от зеленого до пурпурного, служит для оценки линейности характеристики канала цветности. Отсутствие каких-либо визуальных искажений или дополнительной подкраски говорит о хорошей линейности.

Конечно, в одной маленькой заметке невозможно рассказать о великом многообразии телевизионных измерений. Сегодня мы вскользь коснулись этого огромного интересного мира. Сейчас, в связи с бурным распространением систем с компрессией, вопрос оценки вновь встает в полный рост. И здесь наши старые добрые статические измерительные таблицы и сигналы – уже плохие помощники. Новые технологии передачи требуют новых методик оценки и измерений. И нет конца этому кругу. Но это уже совсем другая история.

Телевизионная испытательная таблица (тест-таблица) — специальное изображение, воспроизводимое на экране кинескопа для настройки и оценки качества изображения телевизионной аппаратуры, а также всевозможных дисплеев (в том числе компьютерных мониторов).

Передаётся телестанциями перед началом и после окончания вещания. Представляет собой сложный цветной сигнал, позволяющий как визуально оценить качество изображения, так и измерить характеристики электрических цепей телевизора при помощи приборов. Ранее использовались отпечатанные в типографии таблицы, которые передавались с помощью специальных камер (т.н. моноскопов). Сегодня обычно используются генераторы стандартных сигналов (для телевизионной аппаратуры). Для компьютеров существуют программы и DVD-диски с записью тестовых изображений.

Настроечные таблицы служат главным образом для визуальной оценки сигнала на экране телевизора. Настройка телевизора при помощи простого осциллографа по таблицам затруднена, поскольку таблица представляет собой смесь разных сигналов. Обычно при настройке по таблицам применяют более сложные приборы, например, осциллограф с блоком выделения строки, позволяющим выделить из настроечной таблицы строки, в которых передаётся сигнал цветных полос. Чаще же для настройки аналоговых телевизоров по приборам применяют простой осциллограф в сочетании с более простыми тестовыми сигналами.

Содержание

Примеры

Вертикальные цветные полосы

Сигнал «вертикальные цветные полосы» является в настоящее время основным сигналом для настройки большинства узлов аналоговых телевизоров. Большинство напряжений и осциллограмм на принципиальных схемах телевизоров приводятся именно при условии подачи на вход сигнала «вертикальные цветные полосы».

Универсальная электронная испытательная таблица (УЭИТ)

Предназначена для испытания цветных телевизоров, работающих в стандарте SECAM с отношением сторон экрана 4:3. УЭИТ была разработана кандидатом технических наук Н. Г. Дерюгиным и инженером Государственного научно-исследовательского института радио (НИИР) В. А. Минаевым. Неофициальное название «таблица цветовой профилактики» (ТЦП). Опытные передачи в эфир с Останкинской телебашни (в то время — Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция им. 50-летия Октября, ОРПС) начались в 1970 году. По их результатам таблица была доработана, и с 1971 года второй вариант, УЭИТ-2, передавался в эфир и по линиям связи. Основные части:

  • Сетчатое поле — фон таблицы. Позволяет настроить сведение лучей, а также визуально разбивает таблицу на строки и столбцы. В центре большого круга дополнительное перекрестие для центровки изображения а также для регулировки статического сведения, а в малых - как точки отсчета для регулировки динамического сведения;
  • Окантовка таблицы — реперные метки для установки размера изображения;
  • Круги для контроля геометрических искажений растра. Для проверки точности регулировки отношения сторон изображения можно измерить длины сторон квадрата в центре;
  • Цветные полосы насыщенностью 75% (строки 6-7) и 100% (строки 14-15) для контроля цветопередачи. При наличии осциллографа с выделением отдельных строк возможна настройка по ним вместо отдельного генератора цветных полос;
  • Серая шкала (8 строка) - для установки яркости, контрастности, баланса белого и уровня чёрного;
  • Контрастные цветные полосы (9 строка) для регулировки чёткости цветовых переходов;
  • Плавный цветовой переход (12 строка) для проверки линейности канала цветности. В некоторых реализациях здесь полный спектр, в других — переход от зелёного к пурпурному;
  • Вертикальные штрихи на 13-й строке, а также в малых кругах (строки 3,4,17,18) для оценки разрешающей способности и динамической фокусировки. Они образованы пачками синусоидальных сигналов частотой 2,3,4 и 5МГц, соответствуют разрешающей способности в 220, 330, 440 и 550 линий.
  • Наклонные полосы в 10-11 строках для контроля точности чересстрочной развёртки;
  • Контрастные метки в тех же строках для контроля тянущихся продолжений (вызываемых неисправностью контуров телевизора а также при подключении нескольких телевизоров по видеовыходу через низкокачественный кабель) и повторений (вызываемых неудачной конструкцией или расположением антенны);
  • Чередующиеся черные и белые квадраты (16 строка) — для оценки АЧХ видеотракта по всем каналам.

Телевизионная испытательная таблица ТИТ-0249

Чёрно-белая испытательная таблица, разработанная в 1949 году. Существовало два способа передачи ТИТ-0249: съемка телекамерой с графического оригинала или воспроизведение с помощью моноскопа. В настоящее время телеканалами практически не используется, однако иногда ее используют для оценки разрешающей способности видеокамер.

Телевизионная испытательная таблица ТИТ-0154

Данная таблица была создана в 1954 году специально для разработанной тогда экспериментальной системы цветного телевидения с последовательной передачей цветов. Она описана в и. Применение этой таблицы, как и самой экспериментальной системы, было вскоре прекращено.

EIA Resolution Chart

Разработана в 1956 году и стала своего рода стандартом тестовых таблиц.

EIA Resolution Chart

Разработана в 1956 году и стала своего рода стандартом тестовых таблиц

Размер экрана, положение зрителя, режимы изображения – мы рассмотрим все характеристики.


Правильно выбрать телевизор – только полдела; нужно еще получить от него изображение максимального качества. Чтобы ТВ всегда радовал вас, придется позаботиться о настройке.

Ее лучше всего проводить при начальной установке ТВ; если вы присматриваете себе обновку в черную пятницу или кибер-понедельник, не забудьте выделить время на то, чтобы сразу же после его доставки произвести основные действия (например, выбор правильного места). Доводку параметров допустимо выполнить в любой другой момент; разница в изображении до и после настройки может быть разительной.

Наше руководство поможет вам выбрать оптимальную позицию для установки телевизора, подключить к нему многочисленные источники, а сам ТВ – к Интернету, а затем перейти к более тонким настройкам яркости, контрастности, функций обработки движения и других параметров, каждый из которых поможет вам получить еще более качественную картинку.

Где разместить телевизор?


Установка телевизора в подходящей, а не первой попавшейся точке поблизости от розетки – самое простое дело из тех, что помогут достичь наилучшего качества.

Прежде всего, постарайтесь обеспечить максимально возможное число мест для зрителей прямо напротив экрана. При просмотре под углом цветные и черные объекты становятся блеклыми – это особенно актуально для ЖК-телевизоров. Для OLED-моделей проблема стоит менее остро, поскольку изображение не так заметно теряет в качестве при просмотре под углом – но мы все равно предпочитаем сидеть прямо перед экраном, чтобы вся картинка была, как на ладони. Если габариты или форма комнаты не позволяют этого, поможет ТВ с поворотной подставкой.

Учитывайте отражения: у большинства окон имеются шторы или жалюзи, к тому же можно выключить свет – однако темнота в комнате тоже может утомить глаза к концу длинного фильма.

Чтобы обеспечить рассеянное освещение, не раздражающее при просмотре, подумайте об установке позади телевизора лампы, которая обеспечит вспомогательную подсветку.

Угол и расстояние просмотра


Экран должен располагаться на уровне глаз сидящих зрителей, так что позаботьтесь о качественной стойке нужной высоты, на которую можно поместить и другие нужные устройства – телеприставку, Blu-ray-проигрыватель или саундбар.

Это правило необходимо соблюдать и при настенном размещении ТВ. Не стоит следовать моде и устанавливать телевизор над камином – вы будете чувствовать себя, словно в первом ряду кинотеатра. Если хотите повесить телевизор выше уровня глаз, для более комфортного просмотра хотя бы разверните его вниз.

Определенной рекомендации относительно дистанции просмотра нет – она зависит как от размера экрана, так и от разрешения телевизора.

В среднем для Full-HD-моделей стоит выбирать место на расстоянии от 1,5 до 2,5 диагоналей экрана, а для 4K-телевизоров – от 1 до 1,5 диагоналей.

Рекомендации по расстоянию основываются на том факте, что чем больше размер экрана, тем крупнее каждый пиксель – и если вы сидите слишком близко, то с большой вероятностью будете видеть их по-отдельности (как и любые артефакты изображения).

Однако в случае 4K-экранов повышенное разрешение выливается в уменьшение размера пикселей, благодаря чему можно сидеть ближе к экрану (почти в полтора раза по сравнению с расстоянием от Full-HD-ТВ) и не замечать их.

В конечном итоге выбор дистанции определяется вашими персональными предпочтениями и параметрами помещения.

Подключение источников


Пора подумать о том, что вы планируете добавить к своему ТВ. Некоторые владельцы используют AV-ресивер и подключают все источники к нему, другие предпочитают подсоединять их непосредственно к телевизору.

В обоих случаях лучше и проще всего связывать ТВ с другими компонентами посредством HDMI-кабелей. Такой подход обеспечивает наилучшее качество изображения с HD-и 4K-источников за счет передачи аудио- и видеосигналов по одному кабелю одновременно.

Многие недорогие модели саундбаров подключаются к телевизору через цифровой оптический разъем. Если у вас именно такой, при покупке телевизора убедитесь в наличии у него необходимого выхода.

Если же ваш саундбар оснащен HDMI-интерфейсом, подключите его к HDMI-разъему телевизора с пометкой «ARC» (возвратный аудиоканал). В этом случае можно будет передавать на саундбар аудиосигнал с подключенных источников. То же самое относится к AV-ресиверам, которые смогут усиливать звук программ телевизора.

При покупке 4K-ТВ обратите внимание на наличие пометки HDCP 2.2 у одного или нескольких HDMI-входов. Это название технологии защиты от копирования, встроенной в 4K-совместимые устройства; такой вход вам потребуется для подключения 4K-источников – Blu-ray-проигрывателей, игровых консолей или ресиверов.

Уточните наличие поддержки HDR (расширенного динамического диапазона). Помните, что не у всех моделей 4K-HDR-телевизоров все HDMI-подключения поддерживают передачу сигнала в HDR-формате.

У некоторых более старых ТВ поддержка 4K HDR предусмотрена только на двух из четырех HDMI-входов. Убедитесь, что подключаете проигрыватель 4K-Blu-ray-дисков к правильному HDMI-входу, чтобы получить все преимущества 4K-HDR-изображения.

Если вы подсоединяете спутниковую приставку или модуль кабельного телевидения через HDMI-вход, именно через них будет выполнен поиск каналов. При использовании встроенного цифрового или спутникового тюнера подключите антенну или кабель и запустите автоматическую процедуру сканирования в меню настройки каналов телевизора.

Подключение телевизора к Интернету


Онлайн-сервисы потоковой трансляции видео становятся все более популярными благодаря огромному каталогу телепередач и фильмов в разных форматах, включая 4K, доступных на Netflix и Amazon Prime Video. Для доступа ко всем этим сокровищам необходимо подключить телевизор к домашней сети. Такие сервисы отложенного просмотра телепрограмм, как BBC iPlayer, и множество других интеллектуальных приложений, которыми активно оснащаются современные телевизоры, также требуют наличия Интернет-подключения.

Чаще всего это можно сделать в разделе «Сеть» меню настроек. Несмотря на удобство соединения при помощи Wi-Fi (особенно если телевизор находится вдалеке от роутера), мы традиционно рекомендуем более стабильное и надежное Ethernet-подключение.

Это будет особенно актуально для тех, кто часто смотрит потоковый или эфирный контент в формате 4K – им не придется иметь дело с прерываниями или остановкой трансляции сигнала.

Настройка параметров изображения ТВ

Теперь можно вплотную перейти к доводке изображения. Чтобы обеспечить максимальное качество картинки у нового телевизора, не пожалейте времени на настройку.

Большинство ТВ имеют неплохие заводские параметры изображения, но несколько продуманных корректировок способны сделать его действительно впечатляющим.

Помните о том, что обычно настройки действуют только на видео с выбранного HDMI-входа. Часть производителей позволяет применять одни и те же ко всем входам, однако раздельное программирование для каждого источника может оказаться более правильным. Некоторые пользователи даже устанавливают разные параметры для дневного и ночного просмотра. Кроме того, установки для сигналов в HDR и в стандартном разрешении, скорее всего, тоже придется делать раздельно.

И, наконец, ваши настройки изменятся при просмотре любого потокового контента (с Netflix, BBC iPlayer или YouTube) – и, что самое печальное, не всегда можно доводить картинку прямо в ходе просмотра.

Нужен ли диск с THX-оптимизатором?


В редакции мы перед тестированием ТВ используем специальные шаблоны для настройки, и диск с THX-оптимизатором может оказаться очень полезным.

Найти THX-калибратор можно в дополнительных материалах многих THX-сертифицированных DVD- и Blu-ray-дисков – таких как «Звездные войны», «Пираты Карибского моря» и фильмы студии Pixar.

Кроме того, есть бесплатные приложения THX для Android и iOS. Основные параметры мы рассмотрим далее.

Если хотите отменить внесенные изменения и начать заново, выберите пункт меню «Вернуть заводские настройки».

Готовые режимы изображения


У большинства моделей телевизоров есть несколько заранее заданных режимов, с которых можно начать. Они различаются от производителя к производителю и от модели к модели и обычно носят названия наподобие «стандартный», «динамичный», «кино», «игры», «спорт», а также все чаще встречающийся «HDR».

Избегайте режима «динамичный» (иногда он называется «живой»): картинка в этом случае смотрится эффектно, но перенасыщенность цветов и перегрев белого приводят к потере детальности.

Лучше всего начинать со «стандартный» или «кино» (иногда он называется «теплый» или «про»); у последнего обычно самая точная цветовая палитра.

4K-HDR-телевизоры автоматически переключаются в режим HDR при воспроизведении контента в формате 4K HDR. В нем яркость и контрастность становятся максимальными для обеспечения соответствия его стандартам.

Встречаются и некоторые другие режимы, которые могут оказаться полезными в определенных обстоятельствах. Например, обладателям игровых консолей стоит выбирать «игры». В нем большинство технологий обработки отключаются ради более быстрого отклика – это особенно важно для шутеров от первого лица.

Также у многих моделей сегодня имеется «эко»-режим. Но, хотя мы всецело за защиту окружающей среды, его лучше не выбирать – он снижает яркость экрана и может привести к нестабильности изображения. У некоторых моделей режим «эко» находится в другом разделе общих настроек изображения; есть смысл просмотреть его детали и отключить все ненужное, особенно любые варианты, название которых намекает на «датчик освещенности комнаты». Они должны подстраивать изображение под ее уровень, но в результате картинка становится слишком блеклой.

А любителям спорта не стоит соблазняться «спортивными» режимами, в которых она делается кричаще нереалистичной.

Настройка контрастности


Контрастность, иначе говоря – уровень белого цвета, определяет, насколько белыми будут самые яркие фрагменты изображения. Целью является яркая картинка с четко видимыми отдельными деталями.

Хороший способ проверки контрастности – сцены с облаками; установите ее на максимум и понижайте уровень до тех пор, пока не начнете видеть детали вместо сплошных белых пятен.

У многих ЖК-экранов достаточно высокая контрастность – до 80-90%. Начните с 65% и меняйте ее по своему вкусу; но если у вас плазменный телевизор, выбирайте более низкие значения во избежание выгорания панели.

Это же правило применяется и к OLED-моделям, несмотря на то, что по абсолютной яркости они уступают ЖК-телевизорам. Необходимо сделать яркие области изображения достаточно энергичными, чтобы они четко контрастировали с абсолютно черными без потери мельчайших деталей.

Яркость, параметры подсветки, цветовая палитра


Несмотря на название, этот параметр на самом деле регулирует уровень черного цвета. Нам нужно получить максимальную глубину черного, не утратив детальности темных объектов.

Для настройки поднимите уровень яркости так, чтобы черные полосы над и под кадром стали серыми, и затем опускайте его, пока они не станут вновь черными.

На экране должно быть что-нибудь темное, чтобы настраивать уровень по нему – например, пиджак или рубашка. Понижайте яркость до тех пор, пока детали не станут теряться в тени, после чего вернитесь немного назад. Обычно яркость устанавливается на уровне около 50%.

Этот параметр регулирует общую яркость изображения, позволяя настраивать ее для различных условий.

Можно выбирать разные значения для дня и ночи, слегка понижая ее в затемненной комнате, чтобы не утомлять глаза.

Значение параметра зависит от обстановки и личных предпочтений; начните с середины шкалы и меняйте по вкусу.

Возможно, вы не потратите много времени на настройку цветового баланса, так как предустановленные режимы ТВ нередко автоматически задают его – примерно на среднем уровне.

Включите сцену с красочной цветовой палитрой и убедитесь, что цвета выглядят достаточно яркими; если это не так, сдвиньте регулятор вверх, чтобы добавить им энергичности. И наоборот, если цвета кажутся перенасыщенными, убавьте пару пунктов.

Затем включите кадр с лицами людей для проверки реалистичности телесных тонов. Это один из самых сложных параметров для настройки; не пожалейте времени, чтобы добиться естественного оттенка.

У большинства ТВ есть функция установки цветовой температуры в диапазоне от «прохладной» (голубоватые оттенки) до «теплой» (с уклоном в красный цвет); лучше всего оставить ее максимально «нейтральной» или «нормальной».

Если получить нужный баланс яркости красок и их достоверности не удается, поэкспериментируйте с цветностью и насыщенностью; зачастую лучшим оказывается базовый вариант – около нулевой отметки или середины.

Какой уровень четкости выбрать?


Высокий уровень четкости изображения не всегда так хорош, как представляется. Из-за него картинка может выглядеть неестественной и скрывать мелкие детали. В большинстве случаев лучше устанавливать ее значение не выше 30%.

Для настройки этого параметра включите изображение в режиме HD или 4K с ровными контурами и смотрите на них, повышая четкость с нуля. В какой-то момент вы заметите, что контуры становятся неестественно резкими, и вокруг них появляется ореол; вернитесь немного назад, пока он не пропадет.

С четкостью тесно связано такое явление, как вылет развертки, возникшее задолго до появления HD-вещания; в этом случае контуры кадра используются для сокрытия ненужной информации. Чтобы получить картинку целиком, необходимо отключить этот параметр.

Зайдите в меню настройки соотношения сторон и убедитесь, что выбрано значение «Полный», «1:1» или тому подобное.

Режимы обработки

После того как основные параметры статичного изображения установлены, стоит поговорить о его обработке. Большинство производителей ТВ включают в меню полный набор функций обработки, которые не только сбивают с толку, но и сильно влияют на картинку – и не всегда в лучшую сторону.

Нельзя сказать, что все они полностью бесполезны; в последние годы их качество заметно выросло, однако чаще всего выигрыш в одном отношении сопровождается ухудшением в другом, и найти нужный баланс непросто.

Как правило, вначале лучше всего отключить все активные режимы обработки, настроить базовые параметры изображения и затем экспериментировать с каждым отдельным режимом, начиная с самых малых значений, чтобы убедиться, что картинка с ним становится лучше.

Вот некоторые из самых популярных режимов обработки изображения и выполняемые ими функции:

Усилитель черного и белого

В большинстве случаев лучшее, что можно сделать для формирования качественных черного и белого цветов – это правильно выставить контрастность и яркость; но лучшие модели позволяют получить еще более эффектное изображение при помощи подобных усилителей.

Впрочем, у более старых или недорогих телевизоров такие режимы лучше отключать, поскольку одновременно с повышением темноты черного или яркости белого цвета снижается детальность изображения. Иными словами, действуйте осторожно.

Динамическая контрастность

Этот параметр и различные вариации «динамичного» режима заставляют ТВ изменять яркость в зависимости от происходящего на экране: в темных сценах она сделает картинку темнее, чтобы повысить глубину черного, в светлых – ярче.

Лучшие ТВ позволяют повысить качество изображения при помощи настройки этого параметра, однако процент улучшения значительно отличается от модели к модели, и все, что остается – это продолжать экспериментировать в поисках оптимального результата. У некоторых ТВ при включении этого параметра экран начинает мигать или скачкообразно менять яркость. При появлении признаков подобного поведения отключите функцию.

Подавление шума и обработка движения

Шумоподавление/коррекция контуров

Шумоподавление и другие подобные функции нередко снижают резкость неплохой HD- или 4K-картинки, жертвуя деталями ради уменьшения уровня шума.

Обратная картина наблюдается в случае коррекции контуров: эта функция усиливает шум в попытке повысить разрешение.

Обе этих возможности могут оказаться полезными только при просмотре телепередач в стандартном разрешении; в прочих случаях лучше обойтись без них.

Передача движения

Это один из важнейших компонентов обработки изображения; но, несмотря на заметные недавние улучшения, плавность движения объектов по-прежнему достигается за счет стабильности картинки в целом.

В зависимости от производителя эта функция может носить название Trumotion (LG), Motionflow (Sony) или Motion Plus (Samsung). Она анализирует изображение и вставляет повторные или пустые кадры, чтобы избежать рывков при движении.

Задание высокого уровня обработки приводит к появлению неприятных размытых ореолов вокруг движущихся объектов. В фильмах такой подход создает «эффект мыльной оперы»: голливудский блокбастер, снятый с частотой 24 кадра/с, начинает выглядеть как эпизод телесериала на 60 кадрах/с.

Поклонники спорта могут предпочесть более сглаженное изображение, смирившись с появлением артефактов.

В последние годы технологии стали более зрелыми, так что мы рекомендуем при просмотре фильмов при необходимости применять малый уровень обработки движения (или совсем отключить ее, если вас не раздражает небольшое дрожание). Все это зависит от личных предпочтений, так что не бойтесь пробовать разные варианты.

Лучший результат достигается при разделении обработки движения на контроль размытия и дрожания (такой вариант предлагают OLED-модели LG и QLED-телевизоры Samsung). Если ваш ТВ это позволяет, отключите подавление дрожания и выбирайте уровень размытия по вкусу.

Сиди и смотри

Теперь ваш телевизор полностью настроен, и все, что вам остается – включить качественный исходный материал, сесть и наслаждаться зрелищем.

Читайте также: