Выбор монитора для fpv

Обновлено: 08.07.2024

Пилотирование FPV-дронов можно назвать, пожалуй, самым захватывающим среди всех высокотехнологичных увлечений, ведь только квадрокоптер с установленной на него камерой способен подарить своему владельцу ни с чем не сравнимое чувство полета на огромной скорости. И вопреки расхожему заблуждению, приобщиться к данному хобби способен абсолютно каждый! Причем для этого вовсе не обязательно быть опытным радиолюбителем или тратить баснословные суммы на готовые комплекты оборудования от известных брендов.

Наш сегодняшний материал является первой из двух публикаций, ориентированных на тех, кто собирается заняться пилотированием FPV-дронов, но не знает, с чего начать. В данной статье мы подберем оптимальные для новичка аппаратуру и шлем, а заодно познакомимся с базовой терминологией.

Пилотирование FPV-дронов: как войти в тему?

Итак, вы твердо решили заниматься пилотированием FPV -дронов (от F irst P erson V iew — «вид от первого лица»). Наиболее простой путь войти в тему — приобрести готовый RTF -комплект (от R eady T o F ly — «готов к полету»), куда уже будет входить все необходимое: сам квадрокоптер (летательный аппарат, сконструированный по вертолетной схеме, но использующий четыре несущих винта), один или несколько аккумуляторов для него, пульт управления, FPV- очки или шлем (нечто вроде шлема виртуальной реальности, принимающего сигнал с курсовой камеры дрона), зарядное устройство и, опционально, запасные части для быстрой замены (пропеллеры, джойстики для пульта и т. д.).

Преимущество такого подхода состоит в том, что вам не нужно подбирать оборудование самостоятельно, переживать о его совместимости или заниматься настройкой, ведь производитель уже сам обо всем позаботился. Ну а главный недостаток кроется в дороговизне RTF-комплектов. Так, например, за набор от известного производителя любительских и профессиональных квадрокоптеров DJI под названием DJI FPV Combo, куда входит все вышеперечисленное, вам придется отдать 135–140 тысяч рублей. Справедливости ради отметим, что, благодаря высокому качеству и надежности, этот комплект сполна отбивает свою цену. Однако для первых шагов при полном отсутствии опыта пилотирования подобная сумма слишком велика.

За комплект DJI FPV Combo придется отдать вплоть до 140 тысяч рублей За комплект DJI FPV Combo придется отдать вплоть до 140 тысяч рублей

Разумеется, есть и куда более бюджетные решения — вроде популярного Cetus FPV Kit от BetaFPV за 16–17 тысяч рублей, однако с такой игрушкой особо не разгуляешься. Квадрокоптер, входящий в данный комплект, настолько мал и легок, что годится лишь для полетов по квартире или в пределах дачного участка в безветренную погоду. Ну а о том, чтобы записывать эффектные видео с высоты птичьего полета, и вовсе не может быть и речи: экшн-камеру такая малютка поднять не в состоянии, а встроенная курсовая выдает весьма посредственную картинку.

Бюджетный набор для FPV-пилотирования BetaFPV Cetus FPV Kit Бюджетный набор для FPV-пилотирования BetaFPV Cetus FPV Kit

Альтернативой является самостоятельная покупка всего необходимого оборудования. Да, придется заморочиться, однако на выходе вы получите добротный комплект, пригодный для полноценного пилотирования «в поле» и съемки качественного 4К-видео, который обойдется вам в 2–3 раза дешевле, чем топовые RTF-наборы. Кроме того, если подобное хобби вам однажды наскучит, вы сможете без проблем распродать ненужные девайсы, вернув большую часть средств. Сделать это будет куда проще, чем реализовать по адекватной цене брендовый комплект.

Сперва давайте составим список покупок. Чтобы приобщиться к удивительному миру FPV-дронов, нам понадобятся:

  • аппаратура управления квадрокоптером (проще говоря, пульт ДУ, однако бывалые пилоты называют данный девайс именно аппаратурой);
  • FPV-шлем, который будет принимать видеосигнал с курсовой камеры дрона и позволит наслаждаться непередаваемым ощущением полета от первого лица;
  • собственно сам дрон и аксессуары к нему (передатчик, аккумулятор, зарядное устройство);
  • экшн-камера для съемки потрясающих видео с самых необычных ракурсов.

Выбор дрона и экшн-камеры — комплексная тема, которой будет посвящен отдельный материал, сегодня же мы поговорим об аппаратуре и FPV-шлеме. Но сперва… давайте научимся летать на квадрокоптере!

Учимся летать на FPV-дронах в программе-симуляторе

«Война — фигня, главное — маневры» — эта бессмертная мудрость в полной мере применима и к такому безобидному увлечению, как пилотирование дронов. Первое, что необходимо твердо уяснить: покупкой оборудования ваши затраты не ограничатся, ведь по неопытности можно серьезно повредить дрон, а то и вовсе потерять. Давайте прикинем масштаб дополнительных финансовых вложений на примере все того же DJI FPV Combo.

Для начала вам придется приобрести бамперы, которые не входят в комплект, но помогут продлить время жизни пропеллеров, а это еще 2 тысячи сверху. Однако 100-процентной защиты они не гарантируют, поэтому периодически вам все же придется покупать новые винты (комплекты из 4 штук предлагают по 1 тысяче рублей). Если вам не повезет и вы разобьете видеокамеру, то за новую придется отдать 12–13 тысяч. Ну а если ваш дрон соскучится по родине и улетит в Китай, как любят шутить пилоты квадрокоптеров, готовьтесь потратить сразу 70 тысяч рублей. Да, безусловно, DJI — это уже премиум-сегмент, и мы категорически не рекомендуем начинать с продукции данного бренда. Но согласитесь, что выкинуть в мусор даже 15–20 тысяч рублей (а дешевле достойный дрон найти сложно) будет, мягко говоря, обидно, независимо от уровня вашего дохода.

Вывод напрашивается сам собой: прежде чем «садиться за штурвал», необходимо как следует потренироваться. Благо, для того чтобы научиться сносно управлять FPV-дроном, можно воспользоваться программой-симулятором. Одним из лучших таких приложений является VelociDrone, признанное не только любителями, но и профессиональными гонщиками и фристайлерами.

В отличие от казуальных авиа- и гоночных симуляторов, которые дают лишь общее представление о том, с чем вам придется столкнуться в реальной жизни, VelociDrone действительно позволяет научиться летать на достаточно высоком уровне, не вставая из-за компьютера. А все благодаря широкому перечню возможностей, среди которых следует выделить:

  • использование одной из наиболее реалистичных физических моделей дронов среди подобного софта;
  • тонкую настройку ТТХ квадрокоптера, благодаря чему вы сможете создать виртуальную копию вашего собственного аппарата и оттачивать навыки ничем не рискуя;
  • обширный каталог реально существующих FPV-дронов, что не только упрощает процесс настройки, но и позволяет взять новый квадрокоптер на своеобразный тест-драйв перед покупкой;
  • возможность использовать в качестве контроллера ваш собственный пульт ДУ;
  • поддержку обычных геймпадов;
  • внушительный набор карт с возможностью создания собственных;
  • мультиплеер на 7 пилотов;
  • низкие системные требования (чтобы тренироваться в симуляторе, хватит ПК или ноутбука с процессором уровня Intel I3 1,7 ГГц и видеокартой Intel HD 4000).

VelociDrone доступен для операционных систем macOS (начиная с El Capitan), Windows 7 и Windows 10. Стоимость лицензии составляет 16,99 фунта стерлингов, то есть примерно 23,5 доллара США или около 1800 рублей. С учетом цен на качественные пропеллеры и сами дроны, это весьма выгодное предложение.

Что же касается длительности тренировок, опытные пилоты рекомендуют перед первым вылетом посвятить симулятору не менее 10 часов, используя при этом реальную аппаратуру управления. Это необходимый минимум, для того чтобы привыкнуть к особенностям аэродинамики квадрокоптеров.

Лучшая аппаратура управления FPV-дроном для новичка

Аппаратуру управления дроном по праву можно назвать сердцем и мозгом всего комплекта, поэтому экономить на ней решительно не стоит: приобщившись к хобби, в какой-то момент вы станете менять квадрокоптеры как перчатки, однако единожды выбранная аппаратура будет служить вам верой и правдой годами.

Это не значит, что нужно сразу покупать топовую модель, но и брать самый дешевый пульт не имеет смысла: во-первых, вы быстро перерастете бюджетный девайс и вам перестанет хватать его возможностей, а во-вторых, дешевые устройства не могут похвастаться достойным качеством.

Из всего многообразия аппаратур управления, доступных на сегодняшний день, этакой золотой серединой можно назвать RadioMaster TX16S.

Вариант — не самый дешевый (около 15 тысяч рублей), однако именно это устройство является наиболее сбалансированным по цене, качеству и функционалу. За эти деньги вы получаете:

  • долговечные магнитные стики на датчиках Холла, отличающиеся высокой точностью, надежностью и устойчивостью к загрязнениям;
  • цветной сенсорный IPS-дисплей с разрешением 480 × 272 пикселей, наличие которого позволяет настраивать аппаратуру без подключения к ПК или ноутбуку;
  • прошивку с открытым исходным кодом OpenTX, активно поддерживаемую сообществом и хорошо задокументированную;
  • поддержку практически всех существующих протоколов, что обеспечивает совместимость с любыми моделями квадрокоптеров;
  • интерфейс USB Type-C, благодаря чему вы сможете подключать аппаратуру к ПК для перепрошивки или тренировок в VelociDrone без переходников;
  • разъем под JR-радиомодуль для управления квадрокоптером на дальних дистанциях.
JR-модуль внешнего дальнобойного передатчика TBS Crossfire Micro RX V2 JR-модуль внешнего дальнобойного передатчика TBS Crossfire Micro RX V2

Безусловным достоинством RadioMaster TX16S с точки зрения новичка является наличие подробнейшего 60-страничного мануала, в котором изложены все важнейшие нюансы работы с аппаратурой и OpenTX. Это еще один весомый довод в пользу покупки данного устройства, ведь большинство производителей ограничиваются инструкцией типа «Quick Start Guide» с описанием лишь особенностей конкретной модели, предполагая, что пилот и так разбирается в ключевых аспектах настройки.

RadioMaster TX16S может питаться от пары аккумуляторов 18650 на 3,7 вольта или же от аккумуляторов для радиоуправляемых моделей 2S на 7,4 вольта, что также можно рассматривать как преимущество: вы сможете выбрать наиболее подходящий вариант и без проблем заменить батареи при необходимости.

Обратите внимание на то, что данная аппаратура доступна в двух модификациях: Mode 1 ( стик газа , управляющий скоростью дрона, расположен справа) и Mode 2 (стик газа расположен слева). Какой именно выбрать, зависит сугубо от ваших предпочтений. Как правило, удобнее, если тангажем (наклонами вперед-назад) и креном (наклоны влево-вправо) дрона управляет ведущая рука. То есть правше подойдет Mode 2, а левше — Mode 1.

Сбалансированный шлем для FPV-полетов

Для визуального контроля за полетом квадрокоптера существуют две разновидности оборудования: FPV-шлемы и FPV-очки. Последние отличаются компактностью, лучшим качеством картинки и обеспечивают больший уровень погружения, однако и стоят значительно дороже. Кроме того, их покупка имеет смысл лишь в том случае, если видеосистема вашего квадрокоптера способна генерировать соответствующую картинку.

За подобные FPV-очки вам придется выложить около 35 тысяч рублей За подобные FPV-очки вам придется выложить около 35 тысяч рублей

Здесь стоит немного забежать вперед и раскрыть некоторые подробности будущего материала. Покупая FPV-дрон для развлечения и съемок, можно пойти двумя путями: приобрести навороченную модель с продвинутой курсовой 4K-камерой или же взять квадрокоптер попроще с аналоговым видеомодулем / цифровой камерой начального уровня. Поскольку для записи эффектных роликов лучше всего использовать смонтированную на корпус квадрокоптера экшн-камеру (это позволит добиться максимального качества видео), именно второй вариант оказывается наиболее выгодным, позволяя также сэкономить на FPV-шлеме.

Как ни странно, ассортимент устройств в среднебюджетном сегменте не особо велик. Пожалуй, наиболее удачным решением для новичка среди представленных на рынке можно назвать совместный проект Eachine и Skyzone под названием Cobra, куда вошли три модели шлемов с индексами S, X и X V2.

По сравнению с конкурирующими решениями эти FPV-шлемы обладают несколькими весьма важными преимуществами. Каждый из них оснащен приемником RapidMix, способным объединять видеосигнал с двух антенн в один поток, что позволяет эффективно фильтровать радиопомехи и обеспечивает лучшее качество картинки. Сам радиомодуль является съемным, так что его без проблем можно заменить.

Кроме того, в шлемах серии Cobra используется оптическая система перископного типа: ЖК-дисплей находится в верхней части корпуса, а видео проецируется на зеркало, расположенное вертикально. Это помогло увеличить расстояние между глазами оператора и изображением, отказаться от линзы Френеля, используемой в более дешевых приборах, значительно снизить нагрузку на глаза пилота и сделать картинку более яркой и четкой. При этом FOV (от F ield O f V iew — «поле зрения») в таком FPV-шлеме составляет 50°, что является серьезным преимуществом для новичков, поскольку чем меньше данный показатель, тем лучше вы сможете контролировать дрон.

Несомненным плюсом линейки Cobra является конструкция корпуса, позволяющая использовать шлем вместе с корригирующими очками, что придется по вкусу людям, страдающим близорукостью или дальнозоркостью. Из приятных мелочей также следует выделить питание от стандартного аккумулятора 18650 на 3,7 вольта или от батарей для радиоуправляемых моделей 2-6S.

Различие между Cobra S и X заключается в поддерживаемых разрешениях видео. Младшая модель воспроизводит и записывает видеосигнал в разрешении 840 × 480 пикселей с соотношением сторон 4:3, тогда как более дорогая модификация получила HD-экран с разрешением 1280 × 720 пикселей и поддержку формата 16:9.

Здесь стоит учесть, что при прочих равных дрон с цифровой HD-камерой обойдется вам примерно на 30–50% дороже аппарата с аналоговой. Если вы не готовы отдать 35–40 тысяч рублей вместо 20 тысяч лишь ради лучшего погружения в процесс пилотирования, то можете смело брать Cobra S: это позволит вам сэкономить еще около 5 тысяч рублей на самом шлеме. Но если вы желаете получить максимальное удовольствие от полета, то и шлем придется прикупить соответствующий.

Среди достоинств линейки Cobra необходимо упомянуть и встроенный DVR ( D igital V ideo R ecorder — «цифровой видеорегистратор») с возможностью просмотра записей на экране FPV-шлема. Его качество также отличается в зависимости от модели: Cobra S пишет в формате MJPEG и не поддерживает межкадровое сжатие, Cobra X получил поддержку кодеков H.264 и MOV, научившись писать видео в честном HD при 30 кадрах в секунду, а X V2 умеет записывать видеосигнал уже в 60 FPS.

Интерфейс DVR в FPV-шлеме Cobra переведен на 10 языков Интерфейс DVR в FPV-шлеме Cobra переведен на 10 языков

Чтобы пользоваться встроенным в шлем видеорекордером, вам также понадобится приобрести качественную microSD-карточку объемом до 128 ГБ, соответствующую классу производительности V30. Данный индекс означает, что в любых, даже самых неблагоприятных условиях эксплуатации пропускная способность карты памяти не должна опускаться ниже показателя 30 МБ/с. И это действительно очень важный момент.

Дело в том, что DVR в FPV-шлеме не может кэшировать большие объемы данных и должен сразу же записывать видеопоток, транслируемый с дрона в режиме реального времени, на карточку. Если последняя не способна обрабатывать видеоданные с требуемой скоростью, это вызовет рассыпание картинки, пропуск кадров или же выпадение целых фрагментов ролика.

Ситуацию усугубляет и тот факт, что транслируемое с курсовой камеры видео почти не поддается сжатию из-за высокой динамики сцены, поэтому битрейт остается большим даже несмотря на сравнительно малое разрешение. В таких условиях возможностей более дешевой карточки класса С10 с устойчивой скоростью записи 10 МБ/с часто бывает недостаточно, причем несоответствие производительности флеш-карты минимальным требованиям способно обернуться остановкой записи и повреждением видеофайла. А между тем видеозапись с курсовой камеры может оказаться единственной зацепкой, способной помочь вам отыскать потерявший управление квадрокоптер, так что экономия нескольких сотен рублей на флеш-карте способна обернуться утратой аппарата за несколько десятков тысяч рублей.

Иногда квадрокоптер можно отыскать только по сохранившейся видеозаписи Иногда квадрокоптер можно отыскать только по сохранившейся видеозаписи

Избежать подобных неприятностей вам помогут высококачественные карты памяти SanDisk Extreme. Каждая из них отвечает спецификациям Video Speed Class 30 и обладает гарантированной пропускной способностью не менее 30 МБ/с, что обеспечивает бесперебойную запись видео и целостность файлов при использовании с FPV-шлемом независимо от степени сжатия видеопотока и динамики сцены. В то же время максимальная производительность карточек линейки достигает 100 МБ/с (или 160 МБ/с при работе с устройствами, поддерживающими фирменную технологию передачи данных SanDisk), благодаря чему вы сможете переносить сохраненные ролики на ПК буквально в считанные секунды.

microSD-карточки SanDisk Extreme прекрасно подходят и для обслуживания аппаратуры управления дронами, на что указывает маркировка «A2» (2-й скоростной класс согласно Application Performance Class). Данный индекс означает, что при работе с файлами производительность флеш-карты не будет опускаться ниже показателя 4000 операций ввода-вывода в секунду (IOPS) при случайном чтении и 2000 IOPS во время записи данных. Благодаря этому microSD-карты SanDisk Extreme можно использовать для перепрошивки аппаратуры, создания резервных копий профилей настроек и для аналогичных задач.

Как и другие продукты SanDisk, карты памяти серии Extreme отвечают высочайшим стандартам надежности и способны сохранять работоспособность даже спустя 72 часа пребывания в пресной или соленой воде на глубине вплоть до 1 метра или выдержать падение с высоты до 5 метров на бетонный пол, а также хорошо защищены от воздействия рентгеновского излучения и статических магнитных полей с силой индукции до 5000 Гс, что делает их практически идеальным выбором для работы «в поле» и использования с различным радиооборудованием наподобие FPV-очков и дронов. Лучшим же подтверждением отказоустойчивости карт памяти SanDisk Extreme является пожизненная гарантия от производителя.

Мы определились с ключевым оборудованием — аппаратурой управления и FPV-шлемом. Осталось лишь подобрать подходящий дрон — и можно отправляться в первый полет! Этой теме будет полностью посвящен наш следующий материал. Ну а пока он готовится к выпуску, вы можете приступить к овладению тонкостями пилотирования квадрокоптеров на симуляторе VelociDrone.


Многие из нас размышляли об установке камеры на летательный аппарат. Вот я и прошел этот путь. Углубившись в тонкости видеополетов от первого лица (FPV), делюсь полученными знаниями с теми, кто тоже хочет испытать новые ощущения.

Пост состоит из 2 частей. В первой — ответы на основные вопросы. Их легко найти в интернете по-отдельности, но сложно вместе: дальность полета (чем ограничивается и какая максимальная), качество картинки, грузоподъемность, стоимость и сроки (от выделения бюджета до первого полета).

Вторая часть (сейчас в процессе) — о сборе конкретной системы со всеми тонкостями, какие мне только удалось найти и испробовать. Что именно и где купить, как расположить на модели, зачем и что экранировать, где требуются ферритовые кольца, а где виброгасители.

Ну что же, перейдем сразу к делу.

Дальность полетов

Как оказалось, дальность управляемого полета с трансляцией видеосигнала может достигать десятков километров для планеров (ниже видео полета на 80 км. для терпеливых)

и 3-7 км для вертолетов и мультикоптеров (быстрее расходуется батарея). То есть даже на небольшом коптере можно запросто улететь в облака (красивое видео для всех).

И все же надо представлять реальные ограничения:

  • Дальность передачи видеосигнала сильно зависит от количества помех в зоне полета. В центре города помех значительно больше, чем где-нибудь в поле. Поэтому дальние полеты лучше совершать за городом, что, разумеется, менее интересно. Если поблизости есть высоковольтные линии, аэродромы, космические станции и прочие источники сигнала, это может существенно сократить дистанцию уверенного приема видео.
  • Разные системы передачи сигнала имеют различную способность огибать препятствия (подробно об этом во 2-й части), но надо понимать, что залететь к кому-нибудь в окно и полетать по квартире не выйдет — потеряете сигнал наверняка. За гору или пролесок тоже не вариант. Реальные полеты, как правило, проходят в зоне прямой видимости модели, пусть и на значительных расстояниях. Этому лучше всего способствуют поля.
  • По-сути, дальность ограничивается лишь емкостью батареи, но для реализации всего потенциала современных технологий необходима наземная станция, которую нужно вытащить из автомобиля и стационарно разместить на поверхности. То есть, как в разных рекламах, летать более чем на 500 метров с планшетом в руках не получится. Причем с радиоуправлением проблем нет, хороший пульт безо всяких его улучшений работает на расстоянии до 3 км, а вот с видео все не так сладко. Передача данных по Wi-Fi или через сотовые сети для FPV, на мой взгляд, тоже не годится. Слишком большие задержки и риски потери сигнала превращают модель в нечто опасное как для окружающих, так и для бюджета пилота.
  • Моделью довольно сложно управлять по камере, так что сразу вы не полетите уверенно. Нужны недели тренировок в безопасной зоне, прежде чем вы сможете приблизиться к живым или ценным объектам. Я бы рекомендовал сначала полетать на хорошем офисном микровертолете, научиться делать хотя бы круг и восьмерку. Цена вопроса от 2 тыс. рублей, а сэкономить можно значительно больше. Во 2-й части дам ссылки на конкретные модели. Основные сложности, с которыми сталкиваются начинающие FPV-пилоты — это контроль высоты полета и ориентация в пространстве относительно места старта. Есть системы, выводящие эту информацию на экран, но данные могут запаздывать или быть неточными. Так что тренировки просто необходимы.
  • Летать с камерой придется на довольно большой (от 40 см.) и увесистой (от 1 кг.) модели, так как микрокласс не устойчив к ветру, а полеты в помещении не подходят для получения настоящего удовольствия. Значительный вес аппарата сопряжен с определенной ответственностью. Это надо понимать тоже. Тем более, что любое воздушное судно может упасть (сгоревший регулятор оборотов, мотор, электроника), а скорость порой достигает 100 км/ч., что делает полеты в городе крайне опасными. Полеты над людьми считаются неприемлемыми.
  • Так или иначе вы будете зависеть от погоды. В холод быстрее разряжаются аккумуляторы, крайне некомфортно готовить полет и управлять моделью. В ветер летать в принципе можно, но управление становится неестественным и “нет в этом кайфа”. После захода солнца с хорошей камерой летать тоже можно, но удовольствия опять-таки никакого. В дождь летать не принято, так как это увеличивает риск выхода из строя электроники. Хотя, конечно, зависит от вас и от выбранной зоны полетов.

Очевидно, что для максимально продолжительного полета нужна оптимальная батарея. По этой теме нашел одну интересную статью. Здесь утверждается, что вес батареи должен составлять 87% от веса модели без батареи. Это позволяет реализовать 83% всего потенциала полетного времени модели, используя лишь 61% от максимального ее веса.

Качество картинки

Летать можно 2-мя способами. С помощью монитора или в очках.


У меня сейчас мониторчик около 5 дюймов, закрепленный прямо на пульте. Для тестовых полетов этого хватает. Реальное погружение достигается с помощью видеоочков, так что их характеристики важнее, тем более что выбор монитора зависит скорее от фантазии пилота. Если не брать hi-end, то современный рабочий вариант очков имеет разрешение 800x600, чего более чем достаточно. Конкретные модели очков разберем во 2 части.

С камерами сложнее. После некоторых исследований (описание во второй части) и выслушивания потоков противоречивой информации (одни будут уверять вас, что нужна отдельная курсовая камера, другие, что это не так), я все же понял, что для полетов нужна отдельная курсовая аналоговая камера. Такие продаются с CMOS, CCD и PIXIM-матрицами.

Внутри типов различаются по количеству линий телевизионной развертки (TVL). Видел в продаже от 490 до 700. По габаритам есть отличия в платах (32x32 мм. — наиболее подходящие, 38x38 и 42x42). В итоге мой выбор пал на лучшую, на мой взгляд, камеру с PIXIM-матрицей. Разрешение 690 на 460 (690 HTVL, 490 VTVL). Настраивает экспозицию для каждого пикселя отдельно (что-то наподобие HDR в фотографии, только для видео), так что и солнце видно, и траву в этот момент можно различить. В темноте сама переключается в ночной режим. Спокойно переносит любые вибрации, никаких эффектов типа “Желе” не обнаружено.


Правда, на уровне ощущений, даже на отличной камере детализация низковата. Атмосферу не чувствуешь, и какие-то шумы присутствуют. То есть функционально камера отрабатывает на 100%, а эмоционально — это, конечно, не кино. Насладиться красотой пейзажей можно потом, в записи со второй цифровой HD-камеры, а не в процессе полета.

Кстати, помех оказалось меньше, чем ожидал. Иногда что-то может промелькнуть, но в зоне уверенного приема все более чем стабильно. Видео ниже наглядно показывает характер помех и их, я бы сказал, максимальную частоту.

Конечно, блики на экране позволяют получить информацию только о помехах, а не о качестве картинки, но ничего лучше не нашел — уж слишком остальные ролики, без бликов, разбавлены однотипными и продолжительными вступлениями.

Грузоподъемность

Этот вопрос волнует многих начинающих, но совершенно не волнует посвященных. Любая устойчивая модель сама весит от 1 кг и может спокойно поднять в воздух все, что необходимо в полете. Для перевозки тяжелых грузов, обычно, модели не собирают, так как затея того просто не стоит. Для любой профессиональной задачи давно придуман какой-то более рациональный вариант. Вот видео, где мультикоптер с лучами всего по 35 см. поднимает более 20 кг (подъем на 3 минуте).

Существуют специальные калькуляторы, позволяющие рассчитать модель под нужные параметры. Например, вот этот. Здесь нюансы его использования.


Любая модель потребует приемника и передатчика радиоуправления (RX/TX), и приемника и передатчика видео (vRX/vTX). Комплекты радиоуправления можно рассматривать от 10 тысяч, где-то. Видеосистема от 5. Добавим бюджетную камеру и дешевый монитор, это еще 5. В итоге от 20000 рублей — аппаратура, плюс сама модель и все что к ней от 10. Как я ни пытался разумно экономить — квадрокоптер для FPV вышел под 70 тысяч, увы.

С другой стороны, коптер — это не смартфон. Меня заверили, что собранная модель не дешевеет. Всегда можно продать. Но лучше все же мысленно прощаться с тем, что ты на километры запускаешь в воздух.

Как понял, самое дешевое — это собрать планер (от 8000 руб.). Самое дорогое – октокоптер с подвесом под зеркальную камеру (под 250000 все в сборе). Во второй части, при разборе конкретного оборудования, приведу стоимость комплектующих и расскажу, почему и что может быть лучше купить.

Время на сборку

Конечно, самый простой вариант — купить готовую модель. При этом вы заплатите наценку на каждую деталь отдельно, плюс за сборку от 5 до 25 тыс. в среднем, и прождете ее неделю-две. Может, вам повезет, и вы купите модель после кого-то без наценок и сразу. Правда, не факт, что это будет именно то, что вам нужно. Я же решил подойти к вопросу более осознанно и сконфигурировать все по-отдельности, но покупая у нас в магазинах для экономии времени в ущерб экономии денег. Вышло около недели или двух вместе с отладкой. Если заказывать все из Китая-Тайваня-Америки, то прибавляем еще недели 3 на доставку, но выйдет дешевле процентов на 20-30.

Также скажу, что Москве еще есть комплектующие, а в Питере, например, все уже сложнее. Приходится ориентироваться на наличие, а не на желания, и ездить в весьма удаленные районы. В других регионах не знаю, но думаю — интернет остается единственным разумным вариантом.

Прибавьте ко времени еще и полеты на тренировочном микроклассе или симуляторе. Еще неделю, может.


Итак, первая часть подходит к концу. Если вы не остыли и желаете дальнейшего погружения в мир FPV, предлагаю вашему вниманию вторую часть, в которой будут освещены следующие вопросы:

  • Выбор модели: самолет, вертолет или мультикоптер?
  • Тренировки. Вырабатывание летных навыков.
  • Выбор конкретной конструкции и размера
  • Подбор пульта управления и приемника его сигналов
  • Полетный контроллер и автопилот. Что подходит для FPV.
  • Механическая часть (винты, моторы и т.п.)
  • Аккумуляторы и зарядка
  • Видео. Количество и тип видеокамер.
  • Видео. Подвесы и кронштейны для камер.
  • Видео. Передатчик и приемник.
  • Видео. Очки и мониторы.
  • Полетная информация прямо на экране. Телеметрия. OSD.
  • Монтаж. Термоусадка, фильтры, экранирование и ферритовые кольца.

Надеюсь, было интересно. Ссылка на вторую часть ниже. Вот еще одно видео на прощание)


Выбираем лучшую FPV камеру для дрона/коптера

FPV камера (или курсовая камера) – это одна из наиболее важных частей вашего коптера. Не важно на сколько хороший видеопередатчик, качество картинки в очках или на мониторе ограничено именно вашей FPV камерой.

Я собрал все характеристики курсовых камер в одну таблицу, так что вы можете сравнить их более детально.

Не знаете какую камеру выбрать? Обратите внимание на наш Топ-5 лучших курсовых камер.


Курсовая камера на гоночном дроне

Содержание

Размеры и вес курсовых камер

Размеры и вес камеры определяют то, на сколько легко её можно установить в раму.

Несколько позже производители решили защищать электронику и добавили пластиковые корпуса.

2-sony-600tvl-fpv-ccd-camera-without-case
foxeer-arrow-fpv-camera-hs1190-side-by-side-runcam-swift-top

Размер камеры определяется её шириной, т.е. расстоянием между крепежными отверстиями, расположенными с разных сторон. В настоящее время доступны следующие размеры:


Курсовые камеры: стандартная, мини и микро

Курсовые камеры обычно весят от 4 до 20 грамм.


CCD и CMOS – тип матрицы

CCD и CMOS – это два разных вида матриц, которые используются в камерах, каждый из них имеет свои уникальные характеристики и преимущества.

  • Меньше проявляется эффект «желе»
  • Меньше шума при плохом освещении
  • Лучше управление экспозицией

В наши дни CMOS матрицы работают ничуть не хуже, а может и лучше, чем CCD. Я не говорю о том говне, которое можно найти за $10 на Banggood, я про камеры типа Runcam Eagle или Foxeer Predator.

Лично я не думаю, что стоит обращать внимание на тип матрицы, если картинка с неё вас устраивает. Просто почитайте обзоры перед покупкой, посмотрите, как камера ведет себя в разных условиях, при изменении освещения.

Формат изображения (соотношение сторон)

В курсовых камерах используется два формата изображения: 4:3 и 16:9. Этот параметр не имеет никакого отношения к разрешению изображения, это просто форма экрана.


Нет такого, чтобы один формат был во всем лучше другого, все зависит от того, какое соотношение сторон поддерживают ваши очки (или монитор). Если у вас камера дает изображение 4:3, но очки имеют экран 16:9, тогда картинка растянется (либо будут черные полосы по краям). Если камера 16:9, а очки 4:3, то картинка будет сжатой.

Поле зрения не всегда зависит от соотношения сторон изображения, т.е. камера 16:9 не факт, что даст более широкий угол, чем 4:3. На самом деле FOV зависит от объектива и размера матрицы, подробнее об этом ниже.

FOV и размер объектива

У объективов для курсовых камер два основных параметра: фокусное расстояние и диаметр резьбы.

От фокусного расстояния зависит угол зрения, чем меньше фокусное расстояние, тем шире угол. Вот небольшая табличка, чтобы примерно представить себе соответствие фокусного расстояния и получаемого FOV.

Фокусное расстояние FOV (примерно)
1.8mm 160° – 170°
2.1mm 150° – 160°
2.3mm 140° – 150°
2.5mm 130° – 140°
2.8mm 120° – 130°
3.0mm 110° – 120°

FOV зависит от комбинации: размер матрицы и фокусного расстояния объектива. На самом деле важнее определить с каким FOV, а не с каким объективом вам комфортнее летать, тогда при покупке камеры вы можете учесть размер матрицы.

Вот хороший пример, показывающий разный FOV (от более узкого, к более широкому углу)

На самом деле у большинства камер объективы сменные. Вы можете купить дополнительные объективы и попробовать их, вместо покупки камеры целиком. Вот в этой статье я пробую разные объективы для камеры Runcam Swift, там есть и примеры изображений.

10-sony-fpv-ccd-camera-lens-compare


Динамический диапазон (WDR)


Динамический диапазон курсовых камер

Как видите, на первой картинке изображение недоэкспонировано, хорошо видно солнце, облака, но деревья и трава черные. Правая картинка переэкспонирована, деревья видны, а вот небо выбелено. Средняя картинка показывает широкий динамический диапазон, комбинацию нескольких изображений: вы можете видеть и деревья, и облака.

Как только вы поймете идею WDR, так сразу начнете ценить эту функцию в курсовых камерах, т.к. именно она помогает значительно лучше видеть окружающее пространство. WDR есть у многих камер, но качество очень сильно отличается.

Работа при плохом освещении

Если вы планируете летать внутри помещений, на закате/рассвете или даже ночью, тогда вам нужно многое узнать про работу FPV камер в этих условиях. Некоторые камеры специально разрабатываются ночных полетов.


Возможность работы при плохом освещении можно оценить в люксах (lux). Чем ниже значение, тем лучше. Например, Runcam Swift 2 работает при минимальном освещении 0.01 лк, а Runcam Eagle 2 при 0,0001 лк, и, конечно, у Eagle 2 при плохом освещении картинка лучше, чем у Swift 2.

Учтите, что как правило камеры с физически более крупной матрицей лучше работают при плохом освещении, т.к. на матрицу попадает больше света.

NTSC и PAL – стандарты кодирования видео

Разница между PAL и NTSC в разрешении изображения и частоте кадров. PAL дает бОльшее разрешение, в то время как NTSC – больше кадров в секунду. Так что если вам нужно отличное изображение, то лучше использовать PAL. Но если вы хотите более плавного видео – тогда лучше выбрать NTSC.

  • PAL: 720 x 576 @ 25fps
  • NTSC: 720 x 480 @ 30fps

NTSC используется в северной Америке, Японии и Южной Корее. PAL используется в большей части Европы, Австралии, и значительной части Африки и Азии. Не плохо выбрать стандарт как в вашей стране. Но я не думаю, что будут какие-то проблемы, если вы выберите другой стандарт, т.к. FPV оборудование поддерживает оба формата.

PAL-NTSC-map-country

Внимание, в настройках Betaflight OSD нужно выбрать тот же формат, что и на камере, иначе OSD не будет отображаться.

Разрешение камеры – TVL – телевизионные линии

Число – количество черных и белых линий, которые могут быть отображены на картинке горизонтально. Камера 600TVL может отобразить 300 черных и 300 белых линий поочередно в одном кадре. Наиболее часто встречаемые камеры имеют 380, 480, 540, 600, 700, 800, 1200 TVL.

Задержка видеосигнала

Процесс захвата и обработки изображения камерой занимает какой-то время, перед его отправкой сигнала в видеопередатчик. Эта задержка меняется от камеры к камере, и зависит как от примененного железа, так и от прошивки камеры.

Задержку сигнала обычно не указывают в характеристиках, так что я постарался как можно точнее измерить её у разных камер.

Подключение и рабочее напряжение

Подключение камер, как правило, очень простое, всего 3 провода. Красный – это «плюс» питания, черный – «земля», желтый – видео сигнал. В зависимости от функционала камеры могут быть и другие контакты:

  • Питание (Power)
  • Земля (Ground)
  • Видеосигнал (Video Signal)
  • OSD/Menu – чтобы подключить джойстик для изменения настроек камеры
  • VBat/VSen – для подключения аккумулятора, чтобы мониторить его напряжение
  • Звук (Audio Signal) – если у вашей камеры есть микрофон



Есть кое-какие правила и рекомендации по подключению FPV оборудования (англ), чтобы получить картинку без помех.

Настройки камеры

Чтобы попасть в меню настроек камеры используйте джойстик, который поставляется с камерой.


Спасибо разработчикам прошивок, теперь мы можем настраивать камеру прямо с пульта управления, подключив её к полетному контроллеру. Т.е. вы можете поменять настройки без доп. джойстика, где угодно и когда угодно.

Можно ли использовать HD камеру в качестве курсовой?

Те ролики, который вы смотрите на Youtube, сняты на HD экшн камеры типа GoPro или Runcam 3, это дополнительные камеры на коптерах.

Некоторые из этих HD камер выдают видеосигнал наружу, и вы можете передавать его на землю при помощи видеопередатчика. К сожалению, задержка видеосигнала очень большая и не подходит для полетов (обычно более 100 мс). С такой задержкой вы вероятнее всего разобьете коптер до того, как изображение препятствия дойдет до очков.

OSD для полетных данных

Немного не в тему, но я уверен, что есть не мало людей, которым интересно что такое OSD. Кратко: OSD – это устройство, которое отображает текст/данные поверх картинки, идущей с камеры.


Вы сделали это!

Надеюсь, это руководство поможет вам выбрать следующую курсовую камеру. Не стесняйтесь спрашивать в комментариях. Приятных полетов!

История изменений

Запись опубликована 06.12.2018 автором Новиков Александр в рубрике Блог Оскара, Перевод, Руководства с метками FPV, камера, мини коптер, начинающим. 16 комментариев

Как выбрать камеру для FPV : 16 комментариев

В первый раз встретил такую простую и толковую статью! Большое Вам спасибо!

Пожалуйста.
Заходите чаще.

Посоветуйте какую камеру купить для FPV и для обычной съемки стоймостью до 10000₽

Давайте для начала уточним, камеру HD или курсовую?

Посоветуйте хорошую курсовую камеру на мини самолет что бы видно было кусты и мелкие детали,а то обидно каждый раз за что то цыпляться !

CMOS
Лучше цвета

Кто вам такую чушь сказал?

Лично я (переводчик) с этим не до конца согласен, просто потому что застал в профессиональных фотоаппаратах и CCD и CMOS матрицы и, по началу, CCD были лучше; но CCD остановились в развитии, можно сказать что умерли. Поэтому CMOS догнали, а местами перегнали CCD.
В любом случае фраза о том, что цвета CMOS матриц лучше, чем у CCD, имеет право на жизнь.

В описаниях камер обычно указывается размер матрицы, например, 1/2.5 или 1/3

Учтите, чтобы не запутаться с пространственной ориентацией, не нужно ставить курсовую камеру на стабилизированный подвес. Почему


FPV часы с экраном 2.6" и приемником 5.8Ghz

Видеошлем Eachine VR007 Pro 5.8Ghz


Видеошлем Eachine VR D2 5.8Ghz


Линзы для очков Fatshark -6

Пара линз (-6) для очков FatShark

Совместимы с очками:

  • FatShark Base Edition
  • FatShark Dominator
  • FatShark Predator
  • FatShark Base SD
  • FatShark AttitudeSD V2

Dominator HD2


FPV монитор FEELWORLD 12" (5.8Ghz 32CH, диверсити)


nex_1426685659__img.jpg

- лидер в производстве мониторов для аэрофотосъемки

nex_1439844792__img.jpg

Если вам нужен максимально большой FPV монитор в возможностью крепления на штативе, то 12” FPV монитор с двойным 32-канальным видеоприемником – то, на что Вам стоит обратить внимание.

Данный монитор обладает ярким и контрастным LCD- дисплеем и 32-канальным передатчиками 5.8ГГц с функцией диверсити (2 антенны), встроенным перезаряжаемым аккумулятором, безостановочной работы которого хватит примерно на 2 часа работы. Может применяться как в качестве основного, так и дополнительного FPV монитора, если вдруг ваши друзья также захотят наблюдать за полетом. Яркость 330кд/м² и контрастность 900:1 хорошо подходят для использования на открытом пространстве, где нужен яркий экран, а солнцезащитные шторки помогут избежать бликов. Это полноценный FPV монитор, лишенный проблемы "синего экрана" - при временно потерянном или ухудшающемся видеосигнале картинка не пропадет!

Преимущества данного монитора:

  • Огромный размер экрана 12 дюймов (4:3), тем для кого размер имеет значение
  • Встроенный диверсити приемник: 5.8ГГц , 32 канала, 2 антенны
  • Удобное кнопочное управление для выбора частоты с функцией "автопоиска"
  • HDMI, AV (2), VGA, DVI входы
  • Отличная контрастность
  • Накладные шторки для защиты от солнечной засветки
  • Отличные углы обзора
  • Полное отсутствие "Blue Screen" - 100% FPV монитор
  • Выгодная цена! Мы имеем возможность предложить вам монитор по цене производителя!

nex_1439843854__img.jpg


Технические характеристики:

Комплектация:

  • 12" монитор с диверсити приемником 5.8GГгц – 1шт.
  • Солнцезащитные шторки – 1шт.
  • Кабель питания – 1 шт.
  • Антенна – 2 шт.

PS. Помимо FPV систем, данный монитор может также использоваться в системах безопасности и слежения, при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в быту, спорте, в автомобильной промышленности, магазинах и т.д.

Читайте также: