18 применение программы ms excel в медицине и здравоохранении

Обновлено: 05.07.2024

2.1. Общие сведения о редакторе электронных таблиц ms Excel

Excel — это программное обеспечение, с помощью которого можно создавать таблицы, производить вычисления и анализировать данные. Программы такого типа называются электронными таблицами. В приложении Excel можно создавать таблицы, в которых автоматические вычисляются итоговые значения для введенных числовых данных, создавать графики и диаграммы. Приложение Excel входит в состав пакета Office.

Окно программы

MS Excel позволяет работать с таблицами в двух режимах:

Обычный - наиболее удобный для выполнения большинства операций.

Разметка страниц - удобен для окончательного форматирования таблицы перед распечаткой. Границы между страницами в этом режиме отображаются синими пунктирными линиями. Границы таблицы - сплошной синей линией, перетягивая которую, можно изменять размеры таблицы.

Для перехода между режимами Обычный и Разметка страниц используются соответствующие пункты меню Вид (рис.1). Под панелями инструментов MS Excel обычно находится строка формул, а в нижней части окна - строка состояния.


Рис.1 Рабочее окно MS Excel

Рабочая книга

Файл МS Excel называется рабочей книгой. Рабочая книга состоит из рабочих листов, имена которых (Лист1, Лист2, и т. п) выведены на закладках в нижней части окна рабочей книги. Щелкая по закладкам, можно переходить от листа к листу внутри рабочей книги.

Рабочий лист

Представляет собой таблицу, состоящую из 256 столбцов и 65536 строк. Столбцы именуются латинскими буквами, а строки - цифрами. Каждая ячейка таблицы имеет адрес, который состоит из имени строки и имени столбца. Например, если ячейка находится в столбце B и строке 36, то она имеет адрес B36. Одна из ячеек таблицы всегда является активной. Активная ячейка выделяется рамкой. Чтобы сделать ячейку активной, необходимо клавишами управления курсором подвести рамку к этой ячейке или щелкнуть в ней мышью. Для выделения нескольких смежных ячеек необходимо установить указатель мыши в одну из ячеек, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, растянуть выделение на всю область. Для выделения нескольких несмежных групп ячеек следует выделить одну группу, нажать клавишу Ctrl и, не отпуская ее, выделить другие ячейки. Чтобы выделить целый столбец или строку таблицы, необходимо щелкнуть мышью на его имени. Для выделения нескольких столбцов или строк следует щелкнуть на имени первого столбца или строки и растянуть выделение на всю область.

Заполнение ячеек

Для ввода данных в ячейку необходимо сделать ее активной и ввести данные с клавиатуры. Данные появятся в ячейке и в строке редактирования. Для завершения ввода следует нажать Enter или одну из клавиш управления курсором. Чтобы отредактировать содержимое ячейки достаточно сделать на ней двойной щелчок.

Создание рабочей книги

Для создания новой рабочей книги следует в меню Файл выбрать команду Создать. В открывшемся диалоговом окне шаблон, на основе которого будет создана рабочая книга; после чего щелкнуть кнопку OK. Обычные рабочие книги создаются на основе шаблона Книга.

Открытие рабочей книги


Для открытия существующей рабочей книги необходимо в меню Файл выбрать команду Открыть или щелкнуть кнопку, после чего откроется диалоговое окно Открытие документа. В поле списка Папка следует выбрать диск, на котором находится нужная рабочая книга. В списке, расположенном ниже, выбрать папку с книгой и затем саму книгу.

Сохранение рабочей книги


Для сохранения рабочей книги необходимо вызвать команду Сохранить меню Файл или щелкнуть кнопку . При первом сохранении появляется диалоговое окно Сохранение документа. В поле списка Папка следует выбрать диск, а в списке, расположенном ниже - папку, в которой необходимо сохранить книгу (по умолчанию обычно это папка "Мои документы" на диске С). В поле списка Тип файла - формат, в котором будет сохранена книга. В поле Имя файла ввести имя книги и щелкнуть кнопкуСохранить.

Использование формул в MS Excel


Вычисления в таблицах выполняются с помощью формул. Формула может состоять из математических операторов, значений, ссылок на ячейку и имена функций. Результатом выполнения формулы есть некоторое новое значение, содержащееся в ячейке, где находится формула. Формула начинается со знака равенства " justify"> Функциями в MS Excel называют объединения нескольких вычислительных операций для решения определенной задачи. Функции в MS Excel представляют собой формулы, которые имеют один или несколько аргументов. В качестве аргументов указываются числовые значения или адреса ячеек. Например: =СУММ(B21:B25) - сумма ячеек B21, B22, B23, B24, B25; Для введения функции в ячейку необходимо:

выделить ячейку для формулы;


вызывать Мастер функций с помощью команды Функция меню Вставка или кнопки;

в диалоговом окне Мастер функций , выбрать тип функции в поле Категория, затем функцию в списке Функция;

Методическая разработка по учебной дисциплине Информатика по разделу: « Организация профессиональной деятельности с помощью средств Microsoft Office » на тему: «Применение табличного процессора Excel для решения медицинских задач» .

Автор: Шаныгина Людмила Григорьевна Балаково, 2018 г. - страниц - 21

Рецензент: преподаватель высшей квалификационной категории

Балаковского медицинского колледжа: Ростовская Т.А.

Цель данной работы: Понимание особенностей использования математической модели в Excel для вычислений и построения диаграмм .

Актуальность темы: Будущему медику необходимо обладать основными навыками работы с компьютером и с программами пакета MS Office . Пособие составлено для совершенствования учебного процесса, более эффективного усвоения знаний студентами и формирования у них профессиональных компетенций.

Методическое пособие практического занятия предназначено для студентов дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности по специальности «Лечебное дело». Материалы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности «Лечебное дело».

Занятие проводится в кабинете Информатики. Бюджет времени на указанную тему составляет практическая часть – 180 минут. В методических рекомендациях отражены учебные, воспитательные и развивающие цели, осуществляются межмодульные и внутридисциплинарные связи. Для лучшего усвоения материала являются необходимыми знания и умения, полученные на предшествующих и сопутствующих дисциплинах.

На занятии предполагается проверка знаний студентов, которые они получили на теоретических занятиях и при самостоятельной работе с учебной литературой. Практическая часть занятия дает возможность закрепить, систематизировать знания и применять их в дальнейшем процессе обучения.

Для преподавателей данное методическое пособие поможет правильно организовать и на доступном современном уровне провести практическое занятие, заинтересовать студентов в необходимости теоретических знаний специальных дисциплин.

Цели занятия:

Знакомство с текстовым процессором Excel .

Создание таблицы в Microsoft Excel . Осуществлять ввод и редактирование данных. Производить форматирование таблицы.

Использовать формулы и функции.

Построить диаграмму с помощью Мастера диаграмм. Редактировать диаграмму. Осуществлять сортировку и поиск данных в таблице.

Совершенствование приобретенного практического опыта с целью формирования профессиональных компетенций фельдшера.

Применение умений и знаний в самостоятельном решении поставленных задач в различных ситуациях.

Развивающие:

Развитие умения оперировать полученными знаниями, делать самостоятельные выводы по полученной информации.

Развитие навыков концентрации внимания, мыслительных способностей студентов при решении поставленных задач..

Развитие у студентов интереса к новейшим медицинским технологиям.

Воспитательные:

Побуждение студентов к активности через включение в процесс.

Формирование профессиональных качеств медицинского работника:

ответственность, доброжелательность, бережное отношение к аппаратуре и умение выполнять сложные задачи.

Воспитание в себе стремления быть образованным и эрудированным человеком.

Методы создания таблиц в Microsoft Excel .

Способы ввода и редактирования данных.

Производить форматирование таблицы.

Методы ввода данных в таблицы;

Использовать формулы и функции.

Строить диаграмму с помощью Мастера диаграмм.

Осуществлять сортировку и поиск данных в таблице.

Место проведения: кабинет информатики. Время: 180 минут

Освоение общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями:

ПМ 06 «Организационно-аналитическая деятельность»:

ПК 6.1. Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.

ПК 6.2. Планировать свою деятельность на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах общей врачебной (семейной) практики и анализировать ее эффективность.

ПК 6.3. Вести медицинскую документацию.

ПК 6.4. Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах офисе общей врачебной (семейной) практики.

ПК 6.5. Повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы.

Материальное обеспечение учебного занятия:

Технологическая карта занятия, персональные компьютеры, методические пособия для студентов на каждом задействованном в занятии ПК.

Методические приемы:

Проверка самостоятельной внеаудиторной работы.

Работа по алгоритму.

Методические указания

1. Организация занятия

Мобилизация внимания студентов. Создание благоприятного психологического микроклимата в бригаде.

2. Формулировка темы, ее мотивация

Знание данного материала – необходимо в работе каждого медицинского работника, незнание - подтверждение некомпетентности медицинского работника.

3. Определение целей занятия

Формулирование конечных результатов работы на занятии. Активизация познавательной деятельности.

4. Контроль исходного уровня знаний

Выявление имеющихся пробелов в знаниях. Формирование дополнительных знаний.

5. Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

Активизация самостоятельной деятельности студентов, развитие умений анализировать, сравнивать, принимать решение, воспитание аккуратности, взаимопомощи.

6. Вводный инструктаж

Формирование знаний и практического опыта в соответствии с целями занятия.

Стимулирование познавательной деятельности студентов, активизация самостоятельной деятельности. Воспитание дисциплины. Определение ориентиров к предстоящей деятельности.

7. Самостоятельная работа

1).Определение рабочего диаметра аорты.

2) Определение остаточного объема левого желудочка

3) Оцените диастолическую функцию левого желудочка.

4). Исследование показателей системной гемодинамики у разных групп людей.

Активизация самостоятельной деятельности студентов, развитие умений анализировать, сравнивать, принимать решение, воспитание аккуратности, взаимопомощи

8. Подведение итогов занятия.

Статистика – это отрасль знаний, наука, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения, мониторинга и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных ; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.

Задачи статистической науки:

а) обеспечить органы управления государством, регионами, отраслями и отдельными предприятиями своевременной полной и достоверной информацией, необходимой для принятия решений;

б) информировать общественность о явлениях и процессах, происходящих в обществе.

  1. Актуальные задачи, формирующиесяисходя из потребности общества и экономики на современном этапе:

а) получение объективной информации о деятельности хозяйственных структур;

б) создание автоматизированных баз данных о деятельности текущих хозяйственных структур с возможностью санкционированного доступа к ним для получения информации, необходимой для решения текущих хозяйственных задач;

в) прогнозирование развития важных социально-экономических процессов и явлений;

г) распространение выборочных обследований во всех секторах общественной и экономической жизни;

д) проведение организационно-методологической работы по постепенному переходу на систему национальных счетов.

Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется в следующих значениях:

а) отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни;

б) цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;

в) отрасль знания, особая научная дисциплина, соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.

Медицинские работники изучают санитарную статистику.

Статистика санитарная — отрасль статистики, изучающая количественные закономерности состояния и динамики здоровья населения и системы здравоохранения, а также разрабатывающая методы статистического анализа клинических и лабораторных данных. Санитарная статистика собирает, накапливает и анализирует информацию, связанную со здравоохранением, является основой системы учета и отчетности. Она является одним из методов социальной гигиены . В последнее время ее все чаще называют медицинской статистикой.

Задачи санитарной статистики:

  1. определение уровня и сдвигов в здоровье отдельных групп населения;
  2. оценка влияния социально-биологических факторов на здоровье населения;
  3. анализ данных о сети, кадрах, деятельности лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ);
  4. определение эффективности лечебно-профилактических мероприятий;
  5. использование статистических методов в экспериментальных, клинико-биологических, социально-гигиенических исследованиях.

Основные разделы санитарной статистики (статистики здравоохранения):

  1. статистика лечебно-профилактической помощи взрослому населению;
  2. статистика службы охраны материнства и детства;
  3. статистика санитарно-профилактической службы;
  4. статистика медицинских кадров и т. д.

Источниками данных санитарной статистики являются:

  • первичная учетная медицинская документация,
  • статистическая отчетность,
  • единовременные учеты,
  • лабораторные и клинические выборочные и специальные обследования.

Государственная отчетность по здравоохранению позволяет количественно охарактеризовать изменение здоровья населения.

Раздел санитарной статистики, включающий вопросы получения, обработки, анализа статистической информации о сети, штатах и деятельности лечебно-профилактических учреждений, называется статистикой здравоохранения. Статистика здравоохранения отражает не только состояние материальной базы ЛПУ и кадров, работающих в ней, но и уровень технологии лечебно-профилактического обслуживания населения.

Деятельность лечебно-профилактических учреждений учитывается статистической документацией, утвержденной приказом МЗ СССР №1030 (1980 г .). Согласно ему все формы медицинской документации разделены на 7 групп: только для стационара; только для поликлиники; для стационара и поликлиники; для других лечебно-профилактических учреждений; для учреждений судебно-медицинской экспертизы; для станции переливания крови; для санитарно-профилактических учреждений.

Медицинские учетные документы делятся на две группы, предназначенные для различных целей:

1. Медицинская технологическая документация - "Медицинская карта стационарного больного" (ф. №003/у), "Медицинская карта амбулаторного больного" (ф. №025/у), "История развития ребенка" (ф. №112/у) и др.

2. Документация, регистрирующая деятельность учреждения по его подразделениям и функциональной направленности - "Книга записи вызовов на дом" (ф.№031/у), "Контрольная карта диспансерного наблюдения" (ф. №030/у), "Дневник работы врача" (ф. № 039/у), "Журнал приема и отказов в госпитализации" (ф. № 001/у), "Листок учета движения больных и коечного фонда стационара" (ф. № 007/у), "Сводная ведомость учета движения больных и коечного фонда по стационару" (ф. № 016/у), "Статистическая карта выбывшего из стационара" (ф. № 066/у) и другие.

Для анализа работы лечебно-профилактического учреждения может быть рекомендована следующая схема:

  1. показатели организации медицинского обслуживания;
  2. показатели профилактической работы;
  3. показатели диагностической работы;
  4. показатели лечебной работы;
  5. оценка преемственности между поликлиникой и стационаром;
  6. медико-демографические показатели здоровья населения;
  7. показатели административно-хозяйственной, экономической деятельности, включая эффективность использования материально-технической базы ЛПУ.

Основные показатели, определяющие деятельность лечебно-профилактических учреждений и фельдшерско-акушерских пунктов:

  • удельный вес посещений ЛПУ населения;
  • охват населения целевыми осмотрами для выявления туберкулеза;
  • охват диспансерным наблюдением;
  • среднегодовая занятость койки;
  • средняя длительность пребывания больного на койке;
  • оборот койки;
  • больничная летальность и т. д.

Вообще, полученные показатели являются результатом профессиональной деятельности медицинской организации.

Таблица является оптимальной формой организации данных, связанных с вычислениями. Ведь и в рукописном варианте числовые данные чаще всего формируют в виде таблицы.

Сегодня программы электронных таблиц распространены во всем мире. И, естественно, они прошли свой путь развития и совершенствовались по мере развития компьютерной техники и информационных технологий.

Работая с современными электронными таблицами, мы можем не задумываться, как программа выполняет ту или иную операцию, и сконцентрироваться на содержании и оформлении создаваемого документа. Не прибегая к помощи специалистов, мы можем обработать любой объем данных: от огромных столбцов до одного числа, выполнять серьезные расчеты с помощью формул и с добавлением функций, вставлять и обрабатывать диаграммы и графики, отображать данные на карте, находить, систематизировать и упорядочивать данные, а также использовать способы форматирования, знакомые по работе с текстовым редактором.

Электронные таблицы имеют все необходимые элементы обычных таблиц: столбцы, строки и ячейки.

Рабочий лист - основной тип документа, используемый в Microsoft Excel для хранения и обработки данных.

Активный лист - лист рабочей книги, с которым осуществляется работа.

Электронная таблица Excel состоит из 65536 строк и 256 столбцов, где строки нумеруются соответственно от 1 до 65536, а столбцы буквами латинского алфавита.

Все операции, т.е. ввод данных в виде обычного текста производится с помощью программы Microsoft Word.

^ MICROSOFT WORD

Microsoft Word - это универсальный текстовый редактор, который предназначен для подготовки текстовых документов любой сложности.

Компьютер позволяет с помощью специальных программ обработки текста создавать, редактировать, форматировать и распечатывать текстовые документы. Современный текстовый редактор кроме текста может содержать и другие объекты: таблицы, диаграммы, рисунки. Текстовые редакторы позволяют не только вводить текст, но и изменять его содержание и форму представления.

^ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ MICROSOFT EXCEL В МЕДИЦИНЕ

Как мы знаем, компьютеры и их программы плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Не обошло это и медицинских работников. И врачу, и лаборанту, и, конечно, медицинской сестре приходится сталкиваться с заполнением различной документации, предоставлением данных и т.п. Именно для обработки данных в виде таблиц и предназначена программа Microsoft Excel.

Организация лечебного питания.

Лечебное питание – диетотерапия – является неотъемлемой и существенной частью общего плана лечебных мероприятий при всех заболеваниях. Диетический режим зависит от характера заболевания, его стадии, состояния больного и его индивидуальных особенностей.

Большинство диет, особенно назначаемые на длительное время, содержит физиологическую норму всех пищевых веществ. При повышенной потребности в некоторых из пищевых веществ в связи с заболеванием содержание отдельных компонентов может быть увеличено.


  1. качественный состав пищи (увеличение или уменьшение в пищевом рационе белков, жиров, углеводов) и ее количество.

  2. характер кулинарной обработки продуктов (степень измельчения, тепловая обработка).

  3. режим питания (время и частота приема пищи).

В Институте питания РАМН разработаны 15 диет, назначаемых при различных заболеваниях, и специальные разгрузочные диеты, предусматривающие частичное голодание для разгрузки пораженных органов и систем. При сочетании у больного нескольких заболеваний, ему подбирают индивидуальную диету.

Чтобы было удобнее знакомиться с диетами, данные о них вводятся в виде таблицы. Чтобы сделать таблицу, необходимо открыть программу Microsoft Exсel. Каждый раз, запуская эту программу, мы видим одну и туже исходную картинку: определенный набор кнопок панели инструментов, заголовки столбцов и строк, кнопку для выделения всей таблицы, строка формул и ярлычки листов рабочей книги. В Microsoft Excel таблицы называются рабочими листами. Изначально рабочий лист представляет собой пустую таблицу, куда медицинский работник может вводить данные.
^

Таблица: Характеристика диет

^ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАБОЛЕВАНИЯ МОГУТ БЫТЬ НАЗНАЧЕНЫ РАЗГРУЗОЧНЫЕ ДНИ.

^ НОРМАЛЬНАЯ МАССА ТЕЛА. ДИАГНОЗ- ОЖИРЕНИЕ

Один из важнейших принципов организации рационального питания - восполнение энергетических затрат организма. Потенциальную энергоценность продуктов измеряют в килокалориях. Для этого с помощью специальных таблиц определяют в приготовленной порции количество усвояемых компонентов и умножают их массу в граммах: белков и углеводов – на 4, жиров - на 9.

В приведенном ниже меню стола № 15 количество калорий в каждой порции посчитано с помощью формулы =(C3*4)+(D3*9)+(E3*4).

Чтобы перенести таблицу из программы Microsoft Excel в программу Microsoft Word необходимо (в программе Excel) выделить таблицу, затем щелкнуть по ней правой кнопкой мыши, в открывшемся окошке выбрать «копировать», перейти в программу Word, выбрать место, где будет таблица, щелчок правой кнопкой мыши и выбрать «вставить».

Читайте также: