1с программно добавить командную панель

Обновлено: 07.07.2024

Как управлять расположением команд в командной панели формы?

В 1С Предприятии 8.2 внешний вид формы определяется расположением и свойствами элементов в дереве элементов формы. На основе этих свойств система сама "рисует" форму, в частности, командную панель формы.

Любая группа кнопок (командная панель, подменю, группа кнопок, контекстное меню) заполняется по одинаковым правилам:

  • сначала идут кнопки, предоставляемые источником команд, с которым связана данная группа;
  • затем идёт фрагмент командного интерфейса, если источник команд подразумевает его включение;
  • затем идут пользовательские команды, добавленные в данную группу;
  • затем идёт подменю Все действия (только для командной панели);
  • и в конце идёт кнопка Справка в том случае если она была предоставлена источником команд.

Рассмотрим самый простой вариант, когда в форме элемента справочника созданы две команды и помещены в командную панель формы.


В результате в режиме 1С:Предприятия расположение кнопок, соответствующих созданным командам Команда1 , Команда2 соответствует описанному выше алгоритму: в командной панели формы и в подменю Все действия сначала расположены команды, предоставляемые источником команд - формой элемента справочника (например, Записать и закрыть, Записать и др.), затем команды, созданные разработчиком ( Команда1 , Команда2 ), и затем команда Справка .


Однако у разработчика есть несколько способов существенно вмешаться в этот процесс и повысить удобочитаемость командной панели, контекстного меню и т.п. Какие же есть возможности изменить состав и порядок кнопок?

1. Можно отделить команды, созданные разработчиком, от других команд разделителем.

Для этого нужно создать в командной панели группу вида Группа кнопок и перенести в нее эти команды.


2. Можно расположить какие-то команды разработчика в начале группы команд.

Для этого нужно отменить у группы источник команд (для контекстного меню и автоматической командной панели нужно выключить флажок Автозаполнение ), затем добавить в группу свою кнопку, после нее добавить группу вида Группа кнопок и у этой группы установить источник команд - например, Форма .


В результате в режиме 1С:Предприятия командная панель формы и подменю Все действия будут иметь следующий вид.


3. Можно переместить автоматически заполняемые кнопки.

Для этого нужно поместить в дерево командной панели или контекстного меню кнопку, связанную с той же командой, которая заполняется из источника данных (например, Удалить , Скопировать и др.). Автоматически такая кнопка не будет размещена среди стандартных команд и, таким образом, можно переместить стандартную команду в другое место.


В результате в режиме 1С:Предприятия командная панель формы и подменю Все действия будут иметь следующий вид.


Чтобы пиктограмма команды Удалить отображалась в командной панели формы, нужно установить свойство этой кнопки ТолькоВоВсехДействиях в значение Нет .

4. Можно изменить порядок и видимость кнопок фрагмента командного интерфейса, предоставляемого источником команд Форма .

Например, у объекта конфигурации справочник Контрагенты существует команда Команда3 . Эта команда имеет группу размещения команд - Командная панель формы.Важное и тип параметра команды - СправочникСсылка.Контрагенты .


После установки этих свойств, Команда3 становится доступна закладке Командный интерфейс формы объекта, тип которого имеет команда и располагается в командной панели формы после стандартных команд, поставляемых формой элемента справочника.


В результате в режиме 1С:Предприятия командная панель формы и подменю Все действия будут иметь следующий вид.


Команда3 входит в группу команд фрагмента командного интерфейса. Если Вас не устраивает место, в которое вставляется фрагмент командного интерфейса, можно поместить в командную панель группу вида Группа кнопок и у этой группы установить источник команд - Глобальные команды командной панели формы .


В этом случае автоматическое размещение фрагмента будет отменено (по аналогии со стандартной кнопкой, добавленной вручную), и фрагмент командного интерфейса будет выводиться в новой группе.


Что же касается содержимого фрагмента командного интерфейса, то его редактирование доступно на закладке Командный интерфейс редактора формы.

5. Можно включить/выключить видимость стандартных команд, предоставляемых источником команд, например - Форма .

Для этого нужно открыть окно Состав команд в палитре свойств формы.


В заключение заметим, что возможности изменить порядок кнопок, предоставляемых источником команд, нет. Если такая необходимость появится, нужно отменить источник у группы команд, и полностью заполнить группу вручную.

Разложим все по полочкам. В типовых конфигурациях 90% форм списков и форм объектов ссылочного типа на командной панели в подменю "Ввод на основании" содержат действие "(Ввести на основании)". Это действие в режиме предприятия замещается списком синонимов типов объектов, которые можно вводить на основании текущего объекта. Это обстоятельство предоставляет нам отличную возможность замечательного нецелевого использования этого списка.

Бонус
При обновлении почти никаких забот. Только в случае добавления новых объектов придется доставить для них галочки во вводе на основании.

  • планы обмена
  • справочники
  • документы
  • планы видов характеристик
  • планы счетов
  • планы видов расчета
  • бизнес-процессы
  • задачи

Для наглядности возьмем и создадим 2 универсальные команды "Запомнить" и "Использовать". Первая будет сохранять ссылку. Вторая будет ее использовать в форме.

1. Команда "Запомнить".

Итак, создаем новый план обмена. Даем ему имя "кмдЗапомнить", синоним "Запомнить".
Открыв закладку ввода на основании, мы неприятно удивимся, что средств для групповой установки флажков в этом диалоге нет. Здесь нужно каждый флажок установить персонально. Однако есть альтернатива (спасибо KAO111 ) - в конфигураторе есть возможность сразу выбрать группу объектов для ввода на основании. Для этого необходимо открыть дополнительные свойства объекта конфигурации (Alt+Shift+Enter), перейти на закладку "Ввод на основании" и снять флажок "Только выбранные".
Теперь создаем основную форму объекта (узла обмена). Она будет нужна только для обработки события ПередОткрытием, так что избавляемся от излишеств. Закрываем конструктор. Открываем модуль формы. Ссылка на основание доступна здесь через свойство ПараметрОснование расширения формы. Таким образом, весь функционал можно разместить здесь и не использовать обработку заполнения.

2. Команда "Использовать".

Аналогично создаем команду "Использовать".
Хотелось бы получить доступ к той форме (в случае формы объекта) или элементу формы (в случае формы списка), откуда вызвали команду. В модуле формы нам предоставляется такая возможность через использование свойства ВладелецФормы .

Как поступить с теми формами, в которых нет подменю ввода на основании?

В случае, если флажок "Автозаполнение" у нужной командной панели формы отключен и разработчики формы не добавили туда подменю ввода на основании, вы не увидите нужного вам списка в режиме предприятия. В этом случае можно добавить его туда вручную, а можно использовать более элегантный метод, программно добавляющий необходимое подменю в обработчике ПриОткрытии. Так как действие "(Ввести на основании)" является предопределенным, программно его создать, к сожалению, нельзя! Но можно обойти это ограничение. Создадим в одной из форм наших объектов-команд командную панель и добавим туда ввод на основании в режиме конфигуратора. Эта форма все равно никогда не открывается, так что используем ее как шаблон. Перед открытием нужной формы будем проверять наличие в заданной командной панели необходимого подменю, и, если его там не обнаружим, то скопируем его из нашей формы-шаблона.

Добавляем в форме объекта "кмдЗапомнить" командную панель "ДействияФормы".
Создаем там подменю с типом "Ввести на основании".
В глобальном модуле размещаем функцию

Теперь в теле обработчика ПриОткрытии любой формы можно вызывать эту процедуру. При отсутствии подменю ввода на основании она будет добавлять его в логический (в зависимости от типа выравнивания) конец найденной командной панели, список которых задан в массиве МассивИменКомандныхПанелей в порядке убывания приоритета. Алгоритм конечно предусматривает далеко не все возможные варианты, но на типовых отрабатывает почти всегда.

Итоги.

Полезность описанного метода создания универсальных интерактивных команд трудно переоценить. Пользуюсь этими командами каждый рабочий день! В платформах 8.0 и 8.1 на текущий момент отсутствует какая либо альтернатива этому методу.
Можно развить идею и сделать только один объект-команду. В него поместить все необходимые функции. А пользователю при активации этой команды предоставлять возможность выбора конкретной функции. Получится что то вроде универсального контекстного меню ссылочных объектов.

Автоматическое заполнение командной панели в форме

Для удобства и ускорения разработки форм в платформе 1С:Предприятие 8 реализована возможность автоматического заполнения командных панелей.

Данная возможность также позволяет избежать необходимости модернизации уже разработанных форм (в контексте командных панелей). Это может потребоваться в случае добавления в платформу новой функциональности или же вследствие изменений в разрабатываемой конфигурации.

Пример. В конфигурации имеется документ РасходнаяНакладная с разработанной формой документа, в которую вставлена автоматически заполняемая командная панель. В конфигурацию добавляется документ ПриходнаяНакладная, и для него настраивается возможность ввода на основании документа РасходнаяНакладная. При этом автоматически в форме документа РасходнаяНакладная, в командной панели, появится подменю "Ввести на основании" с кнопкой, инициирующей ввод документа ПриходнаяНакладная на основании данного документа.

Набор действий и порядок их выполнения зависят от значения свойства " Источник действий " командной панели.

Источники действий

Источник действий командной панели не только предоставляет набор действий и стандартных подменю для редактирования кнопок панели, но и формирует панель предопределенным набором кнопок в режиме автоматического заполнения командной панели.

В качестве источника действий для командной панели могут быть выбраны:

  • все источники - служит для объединения действий от всех возможных источников формы, обработка действий при этом будет зависеть от активного элемента формы;
  • форма - обычно используется в случаях, когда панель должна содержать действия, предоставляемые формой и элементами управления, связанными с реквизитом формы по умолчанию; действия будут обрабатываться данными элементами управления и формой;
  • конкретный элемент управления - предназначен для непосредственной привязки командной панели к элементу управления; действия от панели с таким источником будут обрабатываться только данным элементом управления.

Каждый из вариантов источника действий обладает особенностями как в процессе заполнения командных панелей кнопками, так и в порядке выполнения действий, установленных в кнопках.

Порядок заполнения командных панелей

Все источники - в этом случае для заполнения командной панели используются действия, предоставленные всеми имеющимися в форме источниками (форма и все элементы управления, предоставляющие действия).

Форма - для заполнения командной панели используются действия, предоставленные формой и элементами управления, связанными с реквизитом формы по умолчанию (выделен жирным шрифтом на закладке "Реквизиты" редактора формы).

Конкретный элемент управления - для заполнения командной панели используются действия, предоставляемые данным элементом управления. Подобным источником действий может служить элемент управления ТабличноеПоле.

Если источник действий является по сути составным (все источники или форма), то действия от различных источников объединяются. При объединении дублирующиеся действия игнорируются.

Порядок выполнения действий и обновления состояния кнопок

Действие может быть инициировано пользователем либо путем нажатия на кнопку командной панели, либо нажатием на клавиатуре сочетания клавиш, назначенного кнопке.

Под обновлением состояния кнопок командной панели в данном случае подразумевается запрет/разрешение кнопки, установку пометки и т.д. Обновление состояния происходит в моменты бездействия системы. На текущее состояние кнопки панели влияет множество внешних (по отношению к кнопке) факторов, а также значения свойств кнопки, соответствующих тому или иному состоянию (например, свойства: " Доступность ", " Пометка "). Состояние доступности и пометки кнопки зависят в первую очередь от значений соответствующих свойств. Поясним данное высказывание на примере состояния доступности кнопки командной панели и, связанного с этим состоянием, свойства " Доступность ": если свойство установлено в значение Истина , то реальная доступность кнопки определяется платформой на основе текущего состояния источника данных; в противном случае кнопка считается недоступной (вне зависимости от текущего состояния источника данных).

Рассмотрим порядок обновления состояния кнопок командной панели и выполнения действий. Этот порядок зависит от вида действия, установленного в кнопке, и от значения свойства " Источник действий ". В случае, когда действием является вызов процедуры, состояние кнопки (доступность) определяется платформой исходя из наличия указанной в действии процедуры; в случае доступности кнопки, при инициации действия будет вызвана соответствующая процедура модуля. Для действий, отрабатываемых платформой, порядок выполнения следующий:

Все источники - сначала производится попытка обновить состояние кнопки (или выполнить действие) посредством элементов управления, связанных с реквизитом формы по умолчанию. Далее, в случае неудачи, попытка производится для активного элемента управления и, затем, для самой формы.

Форма - сначала производится попытка обновить состояние кнопки (или выполнить действие) посредством элементов управления, связанных с реквизитом формы по умолчанию. Далее, в случае неудачи, попытка производится для формы.

Конкретный элемент управления - действия выполняются (или обновляется состояние) непосредственно источником, вне зависимости от его активности в форме.

Свойство "Автозаполнение"

Установка значение Истина свойству " Автозаполнение " командной панели приводит к автоматическому заполнению кнопками в соответствии с выбранным источником действий. Автоматически добавленные кнопки не сохраняются в панели, их набор и порядок определяется платформой и зависит от множества факторов (в основном от текущего состояния источника действий). В случае установленного свойства " Автозаполнение " изменение состава кнопок, предоставляемого источником действий, автоматически отражается на составе кнопок командной панели, связанной с ним. Для подобных кнопок отсутствует возможность редактирования их свойств или изменения положения в командной панели.

Имена кнопок

Автоматически вставленные кнопки не имеют строго предопределенных имен, значения имен для них назначаются в процессе заполнения панели. Таким образом имя кнопки зависит от порядка вставки кнопки в панель и, следовательно, не рекомендуется ориентироваться на имена подобных кнопок в процессе программирования формы.

Однако из этого правила есть исключения.

Добавление кнопок в автоматически заполненные подменю

В автоматически заполненные панели и подменю имеется возможность добавления неавтоматических кнопок. При этом в случае добавления таких кнопок в подменю, имя кнопки подменю будет зафиксировано и будет оставаться неизменным до тех пор, пока данное подменю содержит кнопки, добавленные вручную.

Ручное заполнение панели

Быстрое заполнение панели кнопками с возможностью их последующего редактирования можно осуществить через контекстное меню командной панели. Для этого необходимо выбрать пункт контекстного меню " Заполнить автоматически ". Командная панель заполниться кнопками аналогично случаю с установленным свойством " Автозаполнение ", однако, кнопки панели будут доступны для редактирования и появится возможность изменять их состав и порядок.

Заполнение системного подменю

Аналогично командной панели возможностью автозаполнения обладают подменю, предоставляемые источником действий. При вставке такого подменю в панель происходит его автоматическое заполнение. Для заполнения кнопками с возможностью редактирования следует воспользоваться контекстным меню кнопки и выбрать пункт " Заполнить автоматически ".

Программно добавить на командную панель кнопку с выполнением произвольного кода по ее нажатию.

Реализация

Программное добавление кнопки с обработчиком

В обработчике события формы ПриСозданииНаСервере() добавим код генерации команды и кнопки

И создадим обработчик нашей команды

В итоге на форме появится кнопка выполняющая наш обработчик. Выглядеть все это будет как добавленная кнопка в конфигураторе

Программное добавление кнопки с обработчиком

Так же кнопки формы имеют свойство КнопкаПоУмолчанию, если присвоить значение Истина

тогда кнопка будет выделена цветом и шрифтом

1С. Программное добавление кнопки с обработчиком

а как код то добавить чтобы выполнялся?
или код нужно заранее на форму поместить, тогда нет смысла добавлять программно команду, если код всеравно нужно помещать заранее на конкретную форму.

Алексей, доброго времени суток! Хороший вопрос!

Все верно, код обработчика придется добавить в модуль формы.

А теперь давайте посмотрим не только на разработку, но и на сопровождение и дальнейшее обновление доработанной конфигурации.

Если команду добавить программно в модуле формы или соответствующем модуле БСП, а обработчик в модуле формы. При этом выделив все свои процедуры префиксом и поместив их в отдельную область, то мы получим ситуацию, когда все наши изменения можно легко увидеть в сравнении модулей. Не придется держать чек-лист со списком команд/реквизитов/элементов для ручного добавления и перепроверки после обновления.

Обдумав данный механизм, просится к добавлению:
1. Автотест с открытием форм и исполнением программного изменения;
2. Корректная обработка ситуаций, когда программное изменение не получилось. С соответствующим выводом на этапе тестирования.

Читайте также: