1с сп что это

Обновлено: 05.07.2024

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ

Public buildings and works

Дата введения 2014-09-01

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский и проектный институт учебных, общественных и жилых зданий" (ООО "Институт общественных зданий")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство", Федеральным автономным учреждением "Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве" (ФАУ "ФЦС")

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Пункты, таблицы, приложения, в которые внесены изменения, отмечены в настоящем своде правил звездочкой.

Изменения N 2, 3, 4 внесены изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2019

Введение

Свод правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения" является актуализированной редакцией объединенных СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" и СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения".

Разработка и актуализация единого нормативного документа направлена на обеспечение требований Федерального закона [4]. Оба документа, включающие требования по безопасности зданий и сооружений, жизни и имущества граждан, а также окружающей среды, актуализируются во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г N 1047-р*.

* На территории Российской Федерации документ не действует. Утратил силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Требования нормативного документа направлены на повышение уровня безопасности и степени соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению, на обеспечение снижения энергозатрат, применение единых методов определения эксплуатационных характеристик, на учет требований европейских и межгосударственных нормативных документов, а также на сокращение числа регулирующих одну область деятельности нормативных документов и концентрации требований в одном нормативном документе для облегчения труда проектировщиков.

Авторский коллектив Свода правил СП 118.13330.2012*:

ОАО "Институт общественных зданий" (рук. темы, отв. исполнитель - канд. архитектуры A.M.Гарнец, инженеры А.А.Афанасьев, Л.В.Сигачева, при участии канд. техн. наук А.И.Цыганова, инженера Н.И.Чернозубовой); ЗАО "Гипроздрав - НПЦ по объектам здравоохранения и отдыха" (канд. архитектуры Л.Ф.Сидоркова, технолог М.В.Толмачева); ОАО "МосОтис" (инженер С.М.Ройтбурд); ГУП "Крайжилкоммунпроект", г.Краснодар (архитектор А.Е.Блиндер); при участии - ГУП "МНИИТЭП" (инженер А.В.Кузилин); ООО "ПожМонтажГрупп" (инженер А.В.Апаков); ФГБОУ ВПО Академия ГПС МЧС России; канд. техн. наук В.Н.Зигерн-Корн.

Изменение N 2 выполнено авторским коллективом ООО "Институт общественных зданий" (руководитель темы, отв. исполнитель - канд. архит. А.М.Гарнец, вед. научн. сотрудник Л.В.Сигачева, инж. И.Р.Домрачева) при участии архитектора ГУП "Крайжилкоммунпроект", г.Краснодар (архит. А.Е.Блиндер); ООО "ПожМонтажГрупп" (инж. А.В.Апаков); НП "Доступная городская среда" д-р техн. наук М.М.Мирфатуллаев, (инж. В.В.Коновалова).

Изменение N 3 выполнено авторским коллективом ООО "Институт общественных зданий" (руководители темы, ответственные исполнители - канд. архитектуры А.М.Гарнец, Л.В.Сигачева, И.Р.Домрачева) при участии ООО "ПожМонтажГрупп" (А.В.Апаков); АО ЦНИИПромзданий (д-р техн. наук В.В.Гранев, канд. архитектуры Д.К.Лейкина, канд. техн. наук Т.Е.Стороженко, А.Е.Иванов).

Изменение N 4 выполнено авторским коллективом АО ЦНИИПромзданий (руководитель темы - канд. архитектуры Д.К.Лейкина, ответственные исполнители - канд. экон. наук Е.А.Лепешкина, А.Ю.Солодова).

1* Область применения

Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений, в том числе при изменении их функционального назначения, с подземными этажами глубиной не более 15 м от уровня земли.

Требования настоящего свода правил распространяются также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям (далее - общественные здания).

Перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В*.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 23166-99 Блоки оконные. Общие технические условия

ГОСТ 25772-83 Ограждения лестниц, балконов и крыш стальные. Общие технические условия

ГОСТ Р 52133-2003 Камины для жилых и общественных зданий. Общие технические условия

ГОСТ Р 52382-2010 (ЕН 81-72:2003) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных

ГОСТ Р 53254-2009 Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности

ГОСТ Р 54599-2011 Услуги средств размещения. Общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха

ГОСТ Р 56184-2014 Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам

ГОСТ Р 57013-2016 Услуги населению. Услуги зоопарков. Общие требования

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (с изменением N 1)

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 11.13130.2009 Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения (с изменением N 1)

СП 14.13330.2018 "СНиП II-7-81* "Строительство в сейсмических районах"

СП 28.13330.2017 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии" (с изменением N 1)

СП 30.13330.2016 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий" (с изменением N 1)

СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"

СП 54.13330.2016 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные"

СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"

СП 60.13330.2016 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" (с изменением N 1)

СП 82.13330.2016 "СНиП III-10-75 Благоустройство территорий" (с изменением N 1)

СП 88.13330.2014 "СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны" (с изменениями N 1, N 2)

СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования

СП 133.13330.2012 Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования (с изменением N 1)

СП 134.13330.2012 Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования (с изменением N 1)

СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ

Эвакуационные пути и выходы

The systems of fire protection. Evacuation ways and exits

____________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 1.13130.2020 с СП 1.13130.2009 см. по ссылке.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2020-09-19

Предисловие

Сведения о своде правил

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 19 марта 2020 г. N 194

Информация о пересмотре или внесении изменений в настоящий свод правил, а также тексты размещаются в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий свод правил разработан в развитие положений [1].

Требования к путям эвакуации и эвакуационным выходам, изложенные в нормативных документах по пожарной безопасности, разработанных для зданий определенного класса функциональной пожарной опасности, для подтверждения их соответствия положениям [1] следует выполнять наряду с требованиями настоящего свода правил, с учетом особенностей их функционального назначения и специфики противопожарной защиты.

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений (далее - здания), а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок. Требования свода правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ.

1.2 Настоящий свод правил не распространяется на здания и сооружения специального назначения (для производства, хранения, переработки и уничтожения радиоактивных и взрывчатых веществ, материалов и средств взрывания, военного назначения, подземные сооружения метрополитенов, горные выработки), жилые здания высотой более 75 м и иные здания высотой более 50 м, а также на здания с числом подвальных этажей более одного, за исключением случая, когда в указанных этажах размещаются части здания, требования к которым изложены в настоящем своде правил, либо для которых разработаны нормативные документы по пожарной безопасности, учитывающие их размещение относительно уровня земли.

1.3 При изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться требования настоящего свода правил в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.4.026-2015 "Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний"

ГОСТ 30826-2014 "Стекло многослойное. Технические условия"

ГОСТ Р 53296-2009 "Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности"

СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности"

СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"

СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности"

СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности"

СП 43.13330.2012 "Сооружения промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП 2.09.03-85"

СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*"

СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил, за исключением специально оговоренных случаев, приняты термины и определения, приведенные в [1].

Кроме того, в настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 высота здания (пожарно-техническая): Высота расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, определяемая:

- максимальной разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене;

- полусуммой отметок пола и потолка этажа при отсутствии открывающихся окон (проемов).

1 При наличии эксплуатируемого покрытия высота здания определяется по максимальному значению разницы отметок поверхности проезда для пожарных машин и верхней границы ограждений покрытия.

2 При определении высоты здания покрытие не следует считать эксплуатируемым, если на нем не предусмотрено постоянное пребывание людей.

3 При наличии балконов (лоджий) или ограждений окон высота определяется по максимальному значению разницы отметок поверхности проезда для пожарных машин и верхней границы ограждения.

3.2 выход непосредственно наружу: Выход за пределы габаритов здания (в том числе пристроенных к нему частей) в уровне этого выхода на прилегающую территорию, допускающую возможность свободного рассредоточения людей. Выходом непосредственно наружу также может считаться выход на огороженные площадки, расположенные выше уровня земли при условиях, оговоренных в настоящем своде правил.

3.3 обособленный эвакуационный выход: Выход из части здания (помещения), ведущий на самостоятельный путь эвакуации, непосредственно наружу или непосредственно в безопасную зону.

3.4 основные эвакуационные проходы: Проходы в помещениях (преимущественно зальных - торговых, обеденных, читальных, зрительных, офисных), ведущие к эвакуационным выходам из помещения (выделенной зоны внутри помещения) и являющиеся завершающим участком пути эвакуации из этого помещения (зоны).

3.5 пожаробезопасная зона: Помещение (или иная часть здания), выделенное противопожарными преградами, оснащенное (при необходимости) системами противопожарной защиты в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и настоящего свода правил и предназначенное для защиты людей, относящихся к категории маломобильных групп населения (далее - МГН), от опасных факторов пожара во время пожара. Пожаробезопасная зона является частным случаем безопасной зоны.

3.6 помещение с постоянным пребыванием людей: Помещение, в котором люди находятся не менее 2 часов непрерывно или 6 часов суммарно в течение суток.

3.7 поэтапная горизонтальная эвакуация: Проектное решение, предусматривающее возможность эвакуации людей при пожаре в смежную часть здания, размещенную на том же этаже (уровне), отделенную противопожарными преградами и обеспеченную эвакуационными выходами в соответствии с требованиями настоящего свода правил.

3.8 расчет пожарного риска: Расчетное определение пожарного риска в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке.

3.9 самостоятельный путь эвакуации: Эвакуационный путь из части здания, на который отсутствуют выходы из других частей здания.

3.10 самостоятельный эвакуационный выход: Эвакуационный выход, ведущий на путь эвакуации и не включающий части здания (помещения) иной функциональной пожарной опасности.

3.11 спасение: Процесс вынужденного перемещения людей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении непосредственной угрозы этого воздействия.

Примечание - Спасение осуществляется самостоятельно, с помощью пожарных подразделений или специально обученного персонала, в том числе с использованием спасательных средств, через эвакуационные и аварийные выходы.

3.12 тупиковый коридор: Коридор (часть коридора), эвакуация из которого возможна только в одном направлении.

Примечание - Коридор (часть коридора) не является тупиковым, если его длина не превышает 6 м, а эвакуация в одном направлении осуществляется до коридора, из которого возможна эвакуация людей в двух направлениях.

3.13 шкаф коммуникационный (шкаф для коммуникаций): Шкаф для визуального осмотра и контроля инженерных коммуникаций здания, не предназначенный для размещения инженерного оборудования, за исключением устройств аварийного отключения.

3.14 эксплуатируемое покрытие (эксплуатируемая кровля): Покрытие здания, на котором предусматривается постоянное пребывание людей (не менее 2 часов непрерывно или 6 часов суммарно в течение суток).

4 Общие требования

4.1 Общие положения

4.1.1 Требования настоящего свода правил установлены для:

обеспечения возможности своевременной и беспрепятственной эвакуации людей при пожаре;

обеспечения возможности спасения людей при пожаре.

4.1.2 Защита людей на путях эвакуации должна быть обеспечена комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных решений.

Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать возможность безопасного движения людей через эвакуационные выходы из данного помещения.

За пределами помещений защиту путей эвакуации следует предусматривать из условия обеспечения безопасной эвакуации людей с учетом функциональной пожарной опасности помещений, выходящих на эвакуационный путь, численности эвакуируемых, их групп мобильности, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, количества эвакуационных выходов с этажа и из здания в целом.

Пожарная опасность строительных материалов поверхностных слоев конструкций (отделок и облицовок) в помещениях и на путях эвакуации за пределами помещений должна ограничиваться в зависимости от функциональной пожарной опасности помещения и здания, количества людей, а также с учетом других пожарно-технических характеристик здания.

4.1.3 В случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования настоящего свода правил, оно излагается с оговоркой "как правило" и с условиями, при которых допускаются отступления.

4.1.4 Размеры эвакуационных путей и выходов (ширина и высота), а также геометрические характеристики конструктивных элементов путей эвакуации (высота и ширина ступеней и т.п.), приведенные в настоящем своде правил, за исключением специально оговоренных случаев, указаны в свету. Размером в свету является минимальное расстояние между выступающими конструкциями измеряемого элемента в его нормальной проекции.

4.1.5 Отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов допускается в пределах не более чем 5%.

4.1.6 В настоящем разделе свода правил установлены общие требования для зданий всех классов функциональной пожарной опасности. Требования для зданий (частей зданий) конкретных классов функциональной пожарной опасности, изложенные в последующих разделах, не могут снижать требований настоящего раздела, за исключением специально оговоренных случаев.

4.1.7 Защиту МГН при пожаре, а также людей, имеющих ограничения подвижности, следует предусматривать в соответствии с требованиями раздела 9.

Член комитета Совета Федерации по международным делам от Республики Крым Сергей Цеков назвал правильной позицию депутата бундестага от партии «Союз 90/Зеленые» Омида Норипура, который заявил о неприемлемости новых санкций США против газопровода «Северный поток – 2» (СП-2).


Идеологическая труба: что означают новые санкции против СП-2 Объявленные США ограничения вряд ли смогут повлиять на запуск газопровода, считают эксперты

«Учитывая, что газопровод построен, учитывая, что это взаимоотношения прежде всего России и Германии, России и ЕС, то правильно озвучивают позицию депутаты парламента», — сообщил сенатор 24 ноября телеканалу RT.

Решение о санкциях он назвал вмешательством США во внутренние дела России и Германии.

«Это не является партнерством или дружбой. Германия же не вмешивается в дела США и не вводит санкции за строительство чего бы то ни было на территории США», — отметил Цеков.

Ранее в тот же день Норипур заявил, что новые санкции США против СП-2 неприемлемы. От отметил, что он и его партия всегда боролись против проекта газопровода, но назвал санкции неверным решением.

Тогда же депутат бундестага от партии «Альтернатива для Германии» Штеффен Котрэ заявил «Известиям», что введение новых санкций — это очередная атака на свободную мировую торговлю в нарушение международного права. По его мнению, санкции должны быть немедленно прекращены.

По словам депутата бундестага от партии «Альтернатива для Германии» Яна Нольте, причина анонса новых санкций США заключается в заинтересованности Вашингтона ослабить связи между Россией и Евросоюзом.

Во вторник, 23 ноября, министерство финансов США ввело санкции в отношении базирующейся на Кипре компании Transadria и судна Marlin, которые связаны с СП-2. При этом, в американском ведомстве уточнили, что рестрикции вводятся на основании закона «О защите энергетической безопасности Европы» от 2019 года.

Глава МИД России Сергей Лавров, в свою очередь, заявил что РФ будет адекватно реагировать на недружественные шаги США против СП-2. Он отметил, что много лет большинство стран во главе со Штатами вводят политически мотивированные односторонние рестрикции против России, это уже стало «приметой времени».

16 ноября регулятор Германии приостановил сертификацию Nord Stream 2 AG как независимого оператора СП-2. По мнению регулятора, продолжить сертификацию можно будет тогда, когда в ФРГ создадут дочернюю компанию для германской части трубопровода. После этого цены на газ сначала достигли отметки в $1 тыс., а затем повысились до $1046 за 1 тыс. куб. м.

Министерство энергетики Германии назвало приостановку сертификации регуляторным вопросом и промежуточным этапом в данной процедуре, добавив, что это никак не скажется на энергоснабжении ФРГ.

Строительство СП-2 завершилось 10 сентября. Он построен от России до Германии по дну Балтики с целью прямых поставок газа в Европу. Страны ЕС в основном поддерживают проект и участвуют в его реализации. Против выступают государства Прибалтики, Польша, США и Украина.

Станет ли Baltic Pipe козырной партой поляков в игре против «Газпрома»


На фото: строительство газопровода Baltic Pipe

На фото: строительство газопровода Baltic Pipe (Фото: AP/TAСС)



Польша завершила работы на самом сложном участке строительства газопровода Baltic Pipe, благодаря которому рассчитывает отказаться от российского топлива и перейти на норвежское.

По словам полномочного представителя правительства по стратегической энергетической инфраструктуре Петра Наимского, мощность трубопровода составит 10 миллиардов кубометров в год, что сопоставимо с объемом газа, получаемого Польшей по долгосрочному контракту с российским «Газпромом», срок действия которого истекает в декабре 2022 года. Стоимость проекта Baltic Pipe составляет примерно в 1,7 миллиарда евро.

В течение года должны пройти различные испытания и согласования, чтобы с 1 октября следующего года можно было начать коммерческую транспортировку газа с норвежского шельфа в Польшу.

Примечательно, что Baltic Pipe начинается в Северном море и подключен к другому подводному трубопроводу Europipe II, по которому сейчас поставляется газ с норвежского шельфа в Германию. То есть речь, скорее, идет о перераспределении добываемых на норвежском шельфе объемов, часть из которых будет перенаправлена в Польшу.

Как заметил директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, в плане энергообеспечения в Польше все-таки рассчитывают не только на Baltic Pipe, но и на сжиженный природный газ.

— Кроме того, они уже заявляли, что не рассматривают 100-процентный отказ от российского газа. Они хотят более выгодные условия контракта с «Газпромом». Посмотрим, насколько это им удастся, потому что для «Газпрома», то, что построили поляки — не проблема. Baltic Pipe пересекает «Северный поток-2», но «Газпром» никогда не протестовал против этого проекта.

Дело в том, что запасы Северного моря ограничены, и в ближайшие годы резкого роста добычи не произойдет. Наоборот, она будет постепенно снижаться и «Газпрому» все равно, куда пойдет этот газ. Если он не пойдет в Польшу, значит, другие страны закупят больше.

«СП»: — Baltic Pipe все-таки может как-то изменить ситуацию на газовом рынке Европы?

— Это проект, в котором заинтересована Польша в том плане, что ей не нравится Россия исключительно по политическим причинам. У России тоже голова болит от постоянных польских заявлений, что Россия виновата во всем.

От того, что Польша будет покупать газ у Норвегии, на газовом рынке его больше не будет, потому что новых объемов добычи там нет и не планируется.

«СП»: — Как вы заметили, у России голова болит от польских заявлений. Не приведет это к тому, что после запуска «Северного потока-2» проходящий через Польшу газопровод «Ямал-Европа» станет не нужен и России будет проще отказаться от него?

— Сложно сказать, что совсем не нужен. Во-первых, «Газпрому» принадлежит 48% акций польского участка «Ямал-Европа», а белорусского участка — 100%, поэтому российская компания не заинтересована в том, чтобы его собственность превращалась в ничто.

Объем может сократиться, но все будет зависеть от европейских покупателей, потому что «Газпром» поставляет ни туда, куда хочет, а туда, где покупают. Если будут больше запрашивать по «Ямал-Европа», то будут поставлять по нему. Если будет больше по «Северному потоку-2», то по нему. «Газпром» не может заставить всех своих клиентов покупать только по «Северному потоку-2».

Независимый эксперт Николай Подлевских также считает, что Baltic Pipe не может стать как альтернативой «Северному потоку-2», так и заменить поступающие мощности.

— Здесь больше политических составляющих. Поскольку идет подготовка к сертификации «Северного потока-2», то любое «лыко в строку». Думаю, что сейчас тему трубопровода Baltic Pipe будут раздувать. Можно вспомнить, как раздували поставки сжиженного газа и в Прибалтику, и в Польшу. И где эти поставки?

Эти информационные вбросы были нужны, когда принималось решение о строительстве «Северного потока-2». Сейчас это важно, чтобы повлиять на исход сертификации, какие ее специальные условия.

«СП»: — Мощность Балтийского газопровода в пять с лишним раз меньше «Северного потока-2». К тому же поставки будут идти с норвежского месторождения, добычу на котором, как говорят многие эксперты, наращивать не планируется. В какой степени Baltic Pipe может реально конкурировать с российским проектом?

— Не возьмусь сказать, насколько он будет заполнен, потому что в Норвегии есть возможности переброски с одних поставок на другие. Думаю, что сейчас рано хоронить газовую добычу Норвегии, но там идет истощение, и в обозримой перспективе этот фактор будет играть роль на газовом рынке Европы.

В Европе планируются «зеленые переходы», снижение объемов потребления газа, но обсуждать то, что будет в районе 50-х годов — это ни о чем.

«СП»: — Какова после запуска Baltic Pipe может быть судьба газопровода «Ямал-Европа»?

— Газопровод будет работать. В условиях, когда ожидается возобновление контрактов, каждый аргумент можно преувеличивать, чем поляки и занимаются. Но то, что они будут использовать российский газ у меня сомнений нет. Другое дело, что акценты по поставкам сместятся в сторону Германии, и она будет распределяющим хабом. Можно предположить условно реверсные поставки из Германии в Польшу. Есть же аналогичные украинские.

Читайте также: