Advanced driver assistance systems что это

Обновлено: 07.07.2024

В современном мире цифровизации подвергается практически всё, и автомобильная отрасль – не исключение. Совсем скоро электронные системы помощи водителям (они же ADAS) могут стать обязательными для всех новых автомобилей, и уже сейчас они приносят немало пользы своим владельцам.

Каков функционал систем ADAS и как их интегрируют в видеорегистраторы? Какова текущая обстановка на этом рынке грузового и пассажирского транспорта?

Что такое система помощи водителю ADAS?

Звучная аббревиатура восходит к английскому языку: ADAS – это Advanced Driver Assistance System, то есть «усовершенствованная (или, если хотите, продвинутая) система помощи водителю».

Под ADAS понимается электронная система мониторинга и оповещения, помогающая водителю в процессе движения и парковки. В эту систему входят цифровые технологии, камеры и датчики, главная цель которых – заметить возможные проблемные ситуации на дороге или даже спрогнозировать их, после чего проинформировать водителя и тем самым добиться максимально безопасного вождения.

В определённом смысле ADAS можно назвать движением в сторону беспилотного транспорта. Так, Ассоциация инженеров автомобильной промышленности подразделяет систему помощи на 5 уровней – в зависимости от степени участия водителя в управлении транспортным средством. И последний, пятый уровень подразумевает полностью автоматизированное движение!

В идеале системы ADAS должны стать помощником водителя в самых разных направлениях – от виртуального анализа дорожной ситуации до автоматического вождения и торможения в экстренных ситуациях. Впрочем, настолько серьёзные инновации пока что больше относятся к будущему, чем к настоящему. Особенно когда речь заходит о транспорте, предназначенном для грузовых и пассажирских перевозок.

Среди основных функций, которые подвластны современным системам помощи водителю, можно назвать:

  • предупреждение об опасных ситуациях во время движения (выезд с полосы движения, угроза прямого столкновения, критическая скорость сближения с другими транспортными средствами);
  • обнаружение слишком близко находящихся пешеходов;
  • контроль за «слепыми зонами»;
  • возможность автоматической экстренной связи с аварийными службами в случае ДТП;
  • мониторинг и анализ поведения водителя;
  • запись и хранение данных, а также составление отчётов.

Автомобили могут быть изначально оснащены системой ADAS в своей серийной комплектации, а могут получить её по желанию владельца.

ADAS и видеорегистраторы: что это?

Отдельное развитие технология ADAS получила в области производства видеорегистраторов.

Видеорегистраторы с функцией ADAS помогают водителю в процессе движения, предупреждают об опасности или о потенциальных проблемах на дороге. Как и в случае с бортовой электронной системой, цель ADAS в видеорегистраторе заключается в том, чтобы помогать водителю контролировать ситуацию на дороге и принимать решение в нестандартных ситуациях (а ещё лучше – вовсе не попадать в них!).

В условиях, когда установка системы помощи водителю на автомобиле по каким бы то ни было причинам невозможна, покупка видеорегистратора с соответствующими опциями становится способом получить хотя бы часть цифровых преимуществ.

Правда, ключевое слово здесь – именно «часть», поскольку набор возможностей таких видеорегистраторов существенно отличается от всей полноты, которую предлагает бортовая цифровая система.

Среди функций ADAS, интегрированных в видеорегистраторы, можно выделить:

FCWS – звуковой сигнал, возникающий при опасном сближении с объектом на скорости до 30 км/ч;

LDWS – предупреждение при съезде с выбранной полосы (требует хорошей видимости и наличия на дороге чёткой разметки);

FVSA – определение момента для начала движения, особенно актуальное в пробках;

MCD – предупреждающий сигнал при неконтролируемом начале движения автомобиля;

RVC – помощь при парковке;

SOS – оповещение экстренных служб при нажатии тревожной кнопки или автоматическом срабатывания сенсора.

При установке дополнительного оборудования доступны и другие функции. Например, в паре с модулем GPS работает возможность определения превышения скорости, а при установке дополнительных камер возможен контроль за «слепыми зонами» в том числе. В основном же ADAS в видеорегистраторе выполняет свои функции за счёт видеокамеры, при этом часть функционала чрезвычайно требовательна к условиям эксплуатации или требует монтажа дополнительных средств.

По этой причине многие отечественные пользователи считают ADAS в видеорегистраторе скорее маркетинговым ходом, нежели реальным помощником. Свою лепту вносит и стоимость: видеорегистраторы с системой помощи обычно сильно дороже своих «обыкновенных» собратьев.

ADAS в прошлом и настоящем

В 2016 году для соответствия стандарту безопасности Euro NCAP производители автомобилей начали массово оснащать свою продукцию системами автоматического торможения и предупреждения о смене полосы движения. Именно этот период можно считать точкой отсчёта для популярности технологий ADAS.

В 2016 году о готовности оснащать свои автомобили новой системой заявил отечественный «КАМАЗ». Согласно первоначальному плану, компания собиралась к 2019 году ввести в серийное производство минимальные функции ADAS – такие, как «предотвращение», «предупреждение» и «удержание в полосе», а ещё через несколько лет дойти до продвинутых уровней. Однако уже в 2017 году от инициативы пришлось отказаться, а вывод на рынок автомобилей «КАМАЗ» с ADAS отложить на несколько лет в силу незаинтересованности российского покупателя.

По данным газеты «Известия», основной причиной «незаинтересованности» стали деньги: внедрение системы помощи водителя заставило бы «КАМАЗы» существенно прибавить в цене, и большинство потребителей оказались не готовыми к переплате. При этом, по словам руководителей компании, сама разработка технологии ADAS уже завершилась, и электронная система была полностью готова к инсталляции.

Её время обязательно рано или поздно наступит.

Или, лучше сказать, уже наступает. В 2019 году Евросоюз объявил о заключении предварительного соглашения, касающегося оснащения всех выпускаемых автомобилей системами помощи водителю. И несмотря на то, что реализация подобных решений обычно занимает достаточно длительное время, цифровизация не за горами.

На прошедшей в октябре выставке ComTrans 2021 завод «КАМАЗ» представил два тягача и один полуприцеп с системой ADAS, а в июне уходящего года заявил об аналогичных планах на электробусы. Внедрение ADAS в этот вид транспорта «КАМАЗ» планирует к 2023–2024 годам.

В ходе этой же выставки свои транспортные средства с ADAS представила и «Группа ГАЗ». Поставщиком решений для обоих автогигантов выступила российская группа разработчиков НПО «Итэлма».

Несмотря на экономические санкции со стороны США, под которыми группа компаний находится с 2018 года, работа над внедрением современных цифровых систем в этот период не прекращалась. Напротив, конструкторы активно готовили к серийному выпуску модели с функциями контроля дистанции и полосы, помощи при парковке и даже мониторинга состояния водителя.

Как результат – уже сейчас автомобили линейки «Газель NN» оснащены задней, передней и двумя боковыми камерами кругового обзора, а также двумя видами датчиков – ультразвуковыми и предназначенными для «слепых зон». Всё это в совокупности может автоматически запускать стеклоочистители или включать и выключать ближний свет, помогать в торможении и при подъёме, стабилизировать автомобиль и многое другое.

Кроме того, судя по представленным на ComTrans 2021 новинкам, в ближайшее время ADAS появится и на остальных автомобилях компании – например, «ГАЗон NEXT» или «Соболь NN».

Что до других производителей, свои грузовики опциями помощи шофёру в конце 2020 года оснастила Scania – шведский гигант с представительством в России. Оригинальную систему назвали EAS, среди её возможностей – контроль за «слепыми зонами», отслеживание дорожной разметки, удержание полосы движения, корректировка курса автомобиля и возврат руля в исходное положение. Для того, чтобы опции работали, скорость движения транспортного средства должна быть выше 60 км/ч, а водитель не должен отпускать руль.

Особе место на рынке умных комплектующих занимает японская компания DENSO, также в 2021 году представившая оригинальную комплексную технологию для автоматизации помощи водителю. По словам производителей, система способна анализировать траекторию движения и автоматически распознавать расположенные на ней дорожные знаки, инфраструктуру и потенциально опасные объекты, а также обеспечивать автоматическую экстренную остановку.

Японцы работают над созданием систем ADAS ещё с прошлого века и заявляют, что ставят своей целью создание безопасного дорожного процесса. Новые открытия они совершают практически каждый год, однако какие из них приживутся на рынке и когда они дойдут до России – пока что загадка.

Водитель автомобиля

Какие перспективы у систем помощи водителю ADAS?

Система ADAS в своём полном функционале и максимальной работоспособности выглядит весьма привлекательно, и это бессмысленно отрицать.

В первую очередь, она гарантирует безопасность, а это важнейший момент для грузовых автомобилей, ведь любая ошибка водителя может привести как к повреждению ценного груза, так и к серьёзным последствиям для других участников движения. То же самое можно сказать и о пассажирских автобусах, только здесь в качестве груза выступают люди, рисковать здоровьем и жизнью которых недопустимо.

Кроме того, системы помощи ADAS становятся своеобразной страховкой для водителя, снимая с него обязанности по постоянному мониторингу и исправлению ситуации, а значит, помогая снизить уровни усталости и стресса.

Однако у всего есть своя оборотная сторона, и дело не только в высокой стоимости автомобилей с ADAS… Чрезмерная расслабленность водителя способна привести к ДТП точно так же, как и чрезмерное напряжение, а привычка полагаться на цифровые системы может стать роковой в условиях внезапного отключения. Для того, чтобы подобного не происходило, водители должны оставаться ответственными и квалифицированными, а сами системы – проходить внушительное количество тестов и испытаний и быть адаптированными к реальным условиям.

В целом же, несмотря на то что транспорт с автономными системами стал основным вектором развития во всём мире, до момента, когда он войдёт в обиход на своём высшем уровне, пока далеко. Но многими возможностями ADAS-систем можно воспользоваться уже сейчас – и если они помогут сделать работу водителей и дорожное движение безопасней и лучше, то почему бы и нет?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ADAS расшифровывается как (Advanced Driver Assistance Systems) Современные системы содействия водителю.


ADAS расшифровывается как (Advanced Driver Assistance Systems) Современные системы содействия водителю.

Это системы, заложенные в комплектации или добавленные в автомобиль дополнительно, для автоматизации и повышения безопасности транспортных средств, путем предупреждения водителя о возможных проблемах или вероятности столкновений. Некоторые из них включают:

  • Система автоматического экстренного торможения (AEB);
  • Система автоматического рулевого управления;
  • Система управления педалями;
  • Хендс фри набор телефонного номера.

Какие системы ADAS есть?

Некоторые функции в настоящее время выпускаются в стандартной комплектации на новых автомобилях, а некоторые приобретаются отдельно. Однако, большинство, если не все, из систем в ADAS подпадают под эти категории:

  • Адаптивные - системы, которые изменяются (адаптируются) на основе входных данных от окружающей среды.
  • Автоматизированные - системы, которые выполняют определенные функции, которые водитель не может выполнять безопасно.
  • Мониторинговые - системы, которые используют датчики, камеры или другие средства для наблюдения за пространством вокруг авто и оценивают, требуется ли вмешательство в управление автомобилем.
  • Предупреждающие - системы, которые предупреждают водителя о потенциальных опасностях управления водителем или вождения других, которые могут увеличить риск столкновения транспортных средств.

Вот некоторые примеры конкретных систем ADAS:

  • Адаптивный круиз-контроль (ACC)
  • Адаптивные передние фары
  • Адаптивное управление светом
  • Автоматическая тормозная система (ABS)
  • Автоматическая парковка
  • Мониторинг слепых пятен
  • Мониторинг пешеходов
  • Обнаружение сонливости водителя
  • Система предупреждения столкновений
  • Предупреждение о лобовом столкновении

Есть ли ADAS на моем автомобиле?

Важно знать, есть на вашем автомобиле системы ADAS, потому что это помогает повысить безопасность дорожного движения. Некоторые элементы систем ADAS находятся (крепятся) под лобовым стеклом. Это легко проверить, достаточно внимательно осмотреть область лобового стекла в месте, где крепиться зеркало заднего вида, а также заднюю часть корпуса зеркала заднего вида на наличие камер и датчиков.

Поэтому, замена лобового стекла на таких автомобилях требует дополнительной аккуратности и компетенции. Мастера Carglass® имеют большой опыт и способны выполнять замену автостекла на подобных автомобилях. Для некоторых моделей авто обязательно требуется калибровка камер систем ADAS, находящихся под лобовым стеклом, после замены лобового стекла. В противном случае жизненно важные системы безопасности будут работать некорректно, тем самым еще больше увеличивая риск критических ситуаций (водитель будет полагаться на эти системы, в то время как они будут неисправны).

В 2019 году многие модели видеорегистраторов, особенно среднего и премиум-сегмента, снабжены элементами системы ADAS. Что скрывается под этой аббревиатурой и стоит ли переплачивать за эти возможности?

ADAS ( advanced driver-assistance systems ) — это система помощи водителю. По сути, набор определенных алгоритмов, которые в разной степени помогают водителю в быстром принятии решений для безопасного и легкого управления транспортным средством.

Иномарки премиум-класса зачастую имеют встроенные средства системы ADAS в бортовых компьютерах. Ярким примером может служить Tesla и ее автопилот, которая различает и идентифицирует различные типы обьектов при движении. Посмотрите живой ролик о том, как это помогло избежать аварии еще в 2015г:

Или всем известная система безопасного торможения от VOLVO (на базе решений от Nvidia) при быстром сближении с объектом (пешеходом или автомобилем), по факту — тоже элемент системы ADAS.

Но что же делать, если у вашего автомобиля нет даже простейших систем ADAS? Стоит ли покупать видеорегистраторы, в которых заявлен ADAS?

Самые продвинутые модели видеорегистраторов, как правило корейского производства Thinkware, Iroad, BlackVue, VicoVation и т.д. , имеют некий набор элементов системы ADAS, но они рассчитаны только на идентификацию обьектов с помощью видеокамеры:

  • FCWS (uFCWS) Forward Collision Warning System — элемент системы контроля опасного сближения. Если происходит быстрое сближение с обьектом на скорости до 30км в час, то видеорегистратор предупреждает о об опасности звуковым сигналом и картинкой на экране
  • LDWS Lane Departure Warning System — элемент системы контроля сьезда с полосы. Если на дороге есть разметка по полосам, то видеорегистратор отслеживает ее и предупреждает водителя звуковым эффектом и на экране в случае, если автомобиль начинает ее покидать. Включается это функция только при выставлении лимита по скорости, например более 60 или 100 км в час, чтобы отделить город от трассы
  • FVSA Forward Vehicle Stop Alarm — предупреждение о начале движения обьекта впереди. Если вы стоите в пробке, и авто впереди вас двинулось вперед, а вы в это время смотрите в ваш мобильный, то система выдаст предупреждение, что пора уже и двигаться
  • PDW Pedestrian Detection Warning System элемент системы обнаружение пешеходов на определенной скорости, предупреждает о появлении обьектов перед авто за секунды до столкновения. Требует установки специальной камеры с узкой оптикой
  • BSD Blind Spot Detection — элемент системы контроля слепых зон. Сигнализирует об обьекте в слепых зонах, требует дополнительных камер или датчиков, помимо стандартного видеорегистратора с 2-мя камерами.
  • Moving car detection — опасное начало движения автомобиля, отслеживается неконтролируемое движение авто и выдается предупреждение об этом. Имеется ввиду движение авто при наклоне поверхности (в горку)
  • превышение скорости — при наличии GPS модуля и соответствующих настройках на экране и звуком водитель предупреждается о превышении установленного скоростного лимита
  • rear view camera — работает аналогично парковочной камере в 2-х канальных системах, при движении назад на экране видеорегистратора появляется картинка с задней камеры
  • Emergency call или кнопка SOS — тревожная кнопка или автоматический триггер, который при срабатывании G-сенсора определенной силы (как будто произошло ДТП) сообщает через интернет или через SMS вашего телефона о произошедшем событии в экстренные службы

Не понимаете, как все это работает? Посмотрите ролик от Thinkware, который вживую показывает различные элементы системы ADAS, и вам сразу все станет понятно.

И все же, стоит ли покупать видеорегистратор только из-за того, что там есть система помощи водителю?

К примеру, элемент LDWS не будет работать в снежных условиях, где не видно разметку. То же касается и дорог без наличия разметки (что не диковинка в российских условиях даже в крупных городах).

Элемент PDW работает только с узкой оптикой и в стандартный комплект, как и система контроля слепых зон BSD , никогда не входит.

Предупреждения о превышении скорости часто выдает навигатор, которым пользуются многие. Да и разве кто-то у нас соблюдает скоростной режим до 60 в городе?

Тревожная кнопка с датчиком удара встраивается в новые автомобили с начала 2017 года по умолчанию, так что дополнительно вроде она не требуется.

Элемент начала движения и картинка с задней камеры действительно может пригодится тем, у кого ее нет в комплектации. Также FCWS и FVSA могут пригодится при движении в пробках, где не редки случаи отвлечения водителя от управления ТС.

Итого

ADAS в видеорегистраторах сейчас скорее маркетинговый инструмент привлечения внимания. Заменить существующие встроенные элементы в автомобиле он не сможет. Поэтому при покупке не ориентируйтесь на этот функционал как на определяющий.


ADAS — общее обозначение современных систем помощи водителю. Они бывают разные: от активной системы торможения, до адаптивного управления светом автомобиля. Основным предназначением данных систем является — безопасность. Они всячески помогают водителю предотвратить опасную ситуацию на дороге. Например, задняя камера обзора, позволяет замечать препятствия и пешеходов, находящихся в так называемой слепой зоне, когда водитель не может видеть объекты при помощи обычного набора оптических элементов авто, а система предупреждения об опасном сближении, помогает привлечь внимание водителя к возможной опасной ситуации.

Как и любая сложная система, ADAS требует настройки и калибровки, а также систематического обслуживания. Множество датчиков, камер, блоков управления и сенсоров, вот основа ADAS сегодня. Современный автосервис подразумевает все виды работ с этими сложными системами. Автомобили становятся всё более технологичными и сложными системами, а вчерашние механики — квалифицированные инженеры и диагносты на новом, высокотехнологичном уровне.

Как-же работать с ADAS?
Компания Launch выпустила новейший, современный комплекс X431 ADAS — оборудование для калибровки и диагностики всех систем ADAS.


Данный комплекс обладает высокотехнологичным оборудованием, которое выполняет весь комплекс работ по диагностике и калибровки систем ADAS:

ACC — Adaptive Cruise Control — Адаптивный круиз-контроль
AEB — Autonomous Emergency Braking — Система экстренного торможения
AVM — Around View Monitoring — сисмема кругового обзора
BSD — Blind Spot Detection — Контроль слепых зон (ещё называют «мёртвой» зоной)
FCW — Front Collision Warning — Система предупреждения об опасном сближении
LDW — Lane Departure Warning — Система курсового слежения за полосой движения (выезд за пределы полосы следования)
NVS — Night Vision System — Система ночного видения
PA — Parking Assistance — Система помощи при парковке
PCW — Pedestrian Collision Warning — Система предупреждения об опасном сближении с пешеходом
RCW — Rear Collision Warning — Система предупреждения о препятствии расположенном сзади автомобиля
TSR — Traffic Sight Recognition — Система распознавания дорожных знаков и разметки.

Комплекс состоит из двух основных компонентов:
— калибровочных инструментов: шаблонной рамы, лазера, камер, радарной мишени, колесных зажимов и т.д.

LAUNCH X431 PRO 3 HEAVY DUTY FULL V 3.0 (ЛЕГКОВЫЕ+ГРУЗОВЫЕ)
Launch-X431-PRO-3-Heavy-Duty-Full-v-3.0.jpg
LAUNCH X431 PADII HEAVY DUTY FULL V 3.0 (ЛЕГКОВЫЕ+ГРУЗОВЫЕ)

Оборудование обеспечивает точность калибровки на уровне OE (Original equipment), может использоваться как для настройки и калибровки систем ADAS, так и для повторной калибровки сенсоров после их замены или ремонтных работ: после изменений конфигурации кузова, после замены блоков управления сенсорами.

Комплекс предназначен для работы последующими автомобилями:
Наименование авто Выполнение работ
HONDA/ACURA-FC Type 1 и Type 1 2 для передней камеры HONDA/ACURA Тип 1 и Тип 2
KIA/HYUNDAI-FC
для передней камеры KIA/HYUNDAI
MERCEDES-FC
для передней камеры MERCEDES
MERCEDES-NV
для передней камеры ночн.вид. MERCEDES
MERCEDES-RC Type 1 и Type 2
для задней камеры MERCEDES, Тип 1 и Тип 2
NISSAN/INFINITI-FC Type 1 и Type 2
для передней камеры NISSAN/INFINITI Тип 1 и Тип 2
TOYOTA/LEXUS-FC Type 1 и Type 2
для передней камеры TOYOTA/LEXUS Тип 1 и Тип 2
VAG-FC
для передней камеры VAG
VAG-RC
для задней камеры VAG

Последние выпускаемые видеорегистраторы, относящиеся к премиальной категории, почти поголовно снабжены технологией ADAS.

adas в видеорегистраторе что это

Разработана и применена в бортовых компьютерах некоторых моделей автомобилей она была несколько лет назад, но активно применять в функционале видеорегистратора ее начали в 2016-2017 гг. В чем заключается ее функционал, какой принцип работы, и насколько технология нужна автомобилисту?

Ее наличие существенно повышает стоимость устройства, однако необходимость ее использования вызывает вопросы.

Зачем нужны и где используются?

Различные элементы системы присутствуют в некоторых комплектациях премиальных автомобилей:

  • снабженные алгоритмами NVIDIA бортовые компьютеры могут определять различные типы транспортных средств на дорогах;
  • система безопасного торможения, примененная разработчиками VOLVO, по сути является элементом ADAS.


Элементы ADAS, интегрированные в принцип работы видеорегистраторов, выполняют свои функции за счет видеокамеры и подчас при помощи установки дополнительных камер и технических средств.

Ограниченность их функционала обусловлена именно недостаточной технической поддержкой (поскольку ADAS в классическом смысле для полноценной работы требует гораздо более мощного технического оборудования), а также ограниченным количеством скриптов для работы устройства, что обусловлено недостаточной популярностью технологии и, следовательно, отсутствием значительного спроса на их использование.

Как работает: устройство и принцип действия

Среди производителей видеорегистраторов с ADAS чаще всего встречаются корейские компании. К ним относятся:

  • Thinkware;
  • Iroad;
  • BlackVue;
  • VicoVation.


Работа системы предполагает обязательное наличие определенных технических элементов идентификации и обработки данных бортовым компьютером.

В видеорегистраторе применена упрощенная версия, действие которой основано на процессоре, камере и устанавливаемых дополнительно технических средствах помощи водителю.

Соответственно, водителю оказывается недоступной значительная часть функционала системы ADAS.

Некоторые из реализованных функций, впрочем, весьма полезны.

При грамотно выставленных настройках при помощи системы водитель получает возможность контролировать движение с разрешенной скоростью по полосе, идентифицировать опасные сближения, неожиданное появление объектов на пути движение, а также определять наличие либо отсутствие объектов в слепых зонах и более эффективно организовать движение при заторе, сложной и экстремальной дорожно-транспортной ситуации.

Кроме того, устройство поможет не допустить начала неконтролируемого движения собственного автомобиля и полезно при парковке.


Элементы системы ADAS

К элементам системы ADAS, интегрированным в работу видеорегистраторов, относятся:

Несмотря на несомненно широкие возможности использования функционала ADAS в видеорегистраторах и реальную помощь от использования отдельных ее элементов, с учетом всех факторов стоит отметить, что система полезна, но не обязательна для управления автомобилем.

Отчасти это может быть связано с неполной интеграцией системы в регистратор, отчасти с избыточностью вошедших в укороченную версию системы функций для управления современным транспортным средством (например, с 2017 года кнопка-аналог элементу SOS входит в базовую комплектацию всех производимых автомобилей).

Функция ADAS в видеорегистраторе направлена на ассистирование водителю при управлении транспортным средством.

Система выполняет несколько значимых функций, недоступных для водителя в ее отсутствие.

Наиболее значимыми представляются возможности отслеживания объектов в слепой зоне, а также защита от столкновения с пешеходом.

В зависимости от местности, где эксплуатируется автомобиль, характера езды, наиболее часто встречающихся при управлении транспортным средством проблем очень полезными могут оказаться и другие функции системы.

Читайте также: