Бюро обеспечения этики и добропорядочности в сфере государственного управления bios

Обновлено: 07.07.2024

Этика государственных гражданских и муниципальных служащих характеризуется рядом необходимых параметров:

Порядочность. Соответствие принятым правилам поведения; честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам.


Объективность . Забота об интересах общества и граждан, заключение контрактов или выдвижение граждан (коллег) на различные должности или на получение наград, государственные гражданские и муниципальные служащие должны делать свой выбор, учитывая только профессиональные качества и заслуги.

Ответственность . Государственные гражданские и муниципальные служащие ответственны за свои решения и действия перед обществом и должны соблюдать и подчиняться правилам профессиональной этики, а также общепринятым правилам морали как в общественной, так и в частной жизни.

Открытость. Принимаемые государственными гражданскими и муниципальными служащими решения и предпринимаемые ими действия, должны быть открыты для общества. В случаях, когда этого требуют общественные интересы, муниципальные служащие должны давать объяснения и полную информацию о своих решениях.

Профессионализм. Хорошее владение своей профессией. Признание профессионализма может быть объективным (как признание другими коллегами и обществом способности лица достигать нужного результата, умения выбирать наиболее оправданные пути и способы его достижения) и субъективным (как уверенность в своих профессиональных способностях).

Совесть. Категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный контроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершенных поступков.

Справедливость. Осуществление действий на законных и честных основаниях. Государственный гражданский и муниципальный служащий не должен оказывать предпочтение какому бы то ни было лицу, группе лиц или организациям и обязан учитывать права, обязанности и законные интересы всех участвующих сторон.

Толерантность. Предполагает терпимость по отношению к инакомыслию, отзывчивость к интересам партнеров, различных меньшинств, отказ от конфронтации, радикализма, экстремизма, отдавая предпочтение поиску компромиссов, переговорам, диалогу, сотрудничеству, достижению баланса интересов соперников.

Чувство долга . Одно из основных категорий этики, тесно связанное с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть.

Беспристрастность. Потребность действовать в соответствии с законом и осуществлять свое право на оценку, учитывая только общественную пользу и объективные обстоятельства, не сталкивать частные интересы со служебными обязанностями.

1. Зарубежный опыт в сфере нормативного-правового закрепления требований к служебному поведению профессиональной культуре и этике государс

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ НОРМАТИВНОГО-ПРАВОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ
К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ЭТИКЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ
Нидерландов

Профессиональная этика в
развитых демократических
странах Европы рассматривается
как основная цель управления
человеческими ресурсами Если
этические принципы
провозглашены, то они должны
быть нормой ежедневной
практики

Комитет министров Совета Европы
одобрил и рекомендовал для принятия
странами - членами Совета Европы
вроде Кодекса поведения
государственных служащих В этом
Кодексе отсутствуют принципы
относительно профессионализма д
государственных служащих, ведь
квалифицированный труд должны
выполнять только профессионально
подготовленные лица

Существенной особенностью современной
государственной службы Нидерландов является
функционирование Бюро обеспечения этики и
добропорядочности в сфере государственного
управления – BIOS (далее – Бюро), которое было
учреждено в качестве структурного подразделения
Министерства внутренних дел Королевства
Нидерландов в 2006 г. для оказания помощи
государственным органам в укреплении своих
стратегий добропорядочности.

1) стимулирование самой добропорядочности и
стратегий добропорядочности;
2) разработка стратегий добропорядочности и
инструментов их внедрения;
3) сбор информации в сфере добропорядочности
(обобщение опыта на национальном и
международном уровнях; проведение научных
исследований и публикация результатов);
4) распространение и обмен знаниями в сфере
добропорядочности, что предполагает
организацию конференций и семинаров,
использование интернет - ресурсов, организацию
консультативных встреч представителей разных
организаций и ключевых лиц;
5) разработку новых подходов в сфере
добропорядочности.

Целью Бюро
является создание
такой ситуации,
при которой все
органы
государственного
управления
осуществляли бы
всеобъемлющую
стратегию
добропорядочност
и, состоящую из
разных, но
сбалансированных
элементов.

• "кубик добропорядочности" –
набор проблемных ситуаций
этического характера,
встречающихся на
государственной службе, которые
чиновники должны разрешить в
пользу добропорядочности.
Записываются на CD и
рассылаются в государственные
органы для обучения персонала;

• SAINT – инструмент
самооценки
добропорядочности
служащих, который
может быть использован
государственными и
муниципальными
органами власти для
определения главных
рисков и слабых мест.
Инструмент был
разработан
сотрудниками Бюро
совместно с
муниципалитетом города
Амстердама и
Национальной Счетной
Палатой;

• рамочные положения для
проведения административного
расследования (предположительных)
нарушений добропорядочности.

По мнению сотрудников Бюро, главные характеристики SAINT
состоят в следующем:
– он является инструментом, разработанным для
государственного сектора;
– является эффективным и быстрым средством, "семинаром
одного дня";
– в его рамках проводится самодиагностика вместо аудита;
– SAINT использует подход к добропорядочности "снизу вверх"
(т.е. с использованием знаний и опыта сотрудников, начиная с
рядовых и заканчивая руководством);
– применим как к организациям в целом, так и к их
подразделениям;
– дает ясную картину уязвимых процессов, рисков и возможных
улучшений в системах обеспечения добропорядочности.
Инструмент также оказывает помощь руководителям
организаций в составлении "рабочей программы" по
обеспечению добропорядочности;
– может служить отправной точкой для проведения другого
(более фундаментального) анализа нравственной составляющей
государственной и муниципальной службы Нидерландов.

Набор участников семинара производит направляющая
организация в тесном сотрудничестве с Бюро и ведущим
семинара. Максимальное количество участников семинара
самооценки должно составлять не более 14 человек.
Считается, что подобное количество является
достаточным для представления интересов организации.
Участников семинара отбирают в зависимости от их
знаний организации, ее наиболее значимых проблем.

Системы обеспечения добропорядочности
охватывают меры защиты от рисков
недобропорядочности, а также меры по
внедрению, укреплению и организации
стратегии добропорядочности (системные
меры). Особое внимание уделяется таким
аспектам внутренней культуры, как
осознание добропорядочности и роль
руководства.

В условиях непрерывных, быстро наступающих изменений в сфере политики, экономики и общества для института государственной службы может существовать угроза кризиса, если реагирование на эти изменения будет осуществляться не на должном уровне или деятельность вовсе будет продолжаться традиционным образом. Изменения, происходящие на рубеже 70-х и 80-х годов ХХ столетия, привели к тому, что государственные служащие стали относиться к отдельной категории граждан, чувствующих наиболее высокий уровень защиты со стороны государства; впоследствии данное явление заставило человечество приступить к поиску новых подходов*(1).

Именно тогда впервые заговорили о внедрении механизма морального регулирования государственной службы, акцентирующего внимание на этические ценности и профессиональное этическое поведение государственных служащих.

Для внесения ясности обратимся к словарю иностранных слов. Итак, "Этика" (от лат. ethica < гр. ethos - обычай, характер) - совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде; учение о морали, нравственности; система норм, мораль какой-либо общественной группы или профессии*(2). А этические ценности - это ценности убеждения и поведения, соответствующие профессии или жизненному укладу.

Интересен тот факт, что проблемы формирования этических качеств государственных служащих сохраняют свою актуальность с момента возникновения института государства и рассматриваются в работах мыслителей в разные периоды истории. В 4 веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель под термином "ethos" обозначил добродетели человека, кроющиеся в его поведении и ведущие к совершенству: мужество, умеренность, мудрость, справедливость, благоразумие, честность, а "этику" - наукой об этих качествах*(3). В целом одним из главных направлений развития античной этики считается переход от всесторонней власти государства над человеком к идее единства человека и государства, предполагающей признание ценности человека, этического обоснования самосовершенствования человека и развития его внутреннего мира*(4).

Однако только в ХХ столетии теория по вопросам этического поведения государственных служащих вышла за пределы университетских аудиторий и ворвалась в государственные учреждения, министерства и штаб-квартиры соответствующих организаций в 80-х - начале 90-х годов. За рубежом стали приниматься законы об этической ответственности государственных служащих, кодексы этики, открыли свои двери различные институты, занимающиеся борьбой с коррупцией и обеспечением этического поведения.

На современном этапе развития российского общества одной из наиболее острых проблем института государственной службы представляется высокий уровень коррупции, что свидетельствует о низком уровне этического поведения чиновников. По результатам глобального исследования, проведенного в 2013 году международной организацией Transparency International, занимающейся вопросами коррупции, ситуация в России представляется одной не из самых лучших (см. табл. 1). Рейтинг стран, сформированный по результатам расчета Индекса Восприятия Коррупции, в данном исследовании варьируется от 0 до 100, присваивая странам статус наиболее коррумпированных и наименее коррумпированных (чистых) в области государственного управления соответственно. Стоит отметить, что исследование проводилось на основе данных, полученных от независимых институтов, специализирующихся в области государственной и бизнес среды.

Рейтинг стран по Индексу Восприятия Коррупции

Итак, Индекс Восприятия Коррупции в государственной сфере определил России 127 место среди 177 стран мира и рейтинг в 28 баллов*(5). Какие выводы можно сделать о нашей стране после присвоения такого неблагоприятного статуса? Слабый государственный аппарат, отсутствие серьезной законодательной базы, действующей против коррупции, отсутствие мотивации и низкая заработная плата - этот список может быть довольно продолжительным. Однако в данной статье мы не будем останавливаться на том, как человечество должно бороться с коррупцией, то есть искоренять последствия данного явления; хотелось бы сделать акцент на человеческий фактор и найти связь между высоким уровнем нравственности в обществе и низким уровнем коррупции в стране.

Итак, в актах коррупции замешаны государственные служащие, от многих решений которых зависит будущее нашей страны. Что движет этими людьми? Почему они позволяют себе, будучи представителями государства, защитниками гражданских прав и примером для всего народа, идти на такой шаг? Представляется, что институт государственной службы сможет в значительной степени привести к этическому развитию государства, духовно-нравственному оздоровлению общества и росту доверия со стороны граждан исключительно при условии возвращения к его исходному назначению - служению обществу. Достичь этого путем принятия строгих нормативно-правовых актов довольно сложно: истинные изменения должны произойти в сознании государственных служащих, а для этого требуется комплексное совершенствование государственной кадровой политики с разработкой единого научно обоснованного этического подхода к определению нравственных качеств чиновников, их отбору, кадровому продвижению и контролю над деятельностью. Хочется верить, что следующее поколение государственных служащих будет вести свою деятельность исходя из высоко нравственных побуждений во благо обществу и избавит Россию от статуса страны с высоким уровнем коррупции в государственном секторе.

Как отмечается многими авторами, профессиональная этика государственных служащих должна характеризоваться рядом необходимых параметров, формирующих отношение к смыслу и ценностям права (соблюдение стандартов общественно-политической жизни, объективность, ответственность, профессионализм, беспристрастность, открытость)*(6). Это отмечается и в нормативно-правовых актах. Так, в статье 18 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представлены требования к служебному поведению гражданского служащего, где среди прочего отмечаются следующие обязательства*(7):

исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам;

проявлять корректность в обращении с гражданами;

проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий и другие.

"Общие принципы служебного поведения государственных служащих" возлагают на государственных служащих помимо прочего обязанность*(8):

соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету государственного органа;

соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации и другие.

Однако, несмотря на наличие законов и кодексов этики, по данным социологических исследований большинство российских чиновников слабо представляют связь между эффективной государственной службой и соблюдением этических требований к профессиональному поведению государственных служащих*(9), хотя зарубежный опыт доказывает обратное.

Наибольший интерес представляют институты государственной службы тех зарубежных стран, которые попали в "лучшую десятку" по результатам исследования организации Transparency International. Обратимся к опыту Королевства Нидерландов (8 место).

Предположения о проникновении в сферу государственного управления Нидерландов "теневых" структур коррупционного характера привели к образованию в 2006 году Бюро обеспечения этики и добропорядочности в сфере государственного управления (BIOS), направленного на оказание помощи государственным органам в укреплении стратегий добропорядочности и предотвращение возможных фактов коррупции*(10).

Важно отметить, что органы государственного управления в Нидерландах самостоятельны в разработке и внедрении стратегии добропорядочности, а также ответственны за контроль и результативность данной стратегии. Бюро лишь оказывает поддержку государственным органам в данной области, используя следующие инструменты*(11):

проведение лекций, конференций, семинаров и тренингов (распространение знаний и обмен знаниями);

публикации результатов научных исследований (лучшие практики в сфере добропорядочности на национальном и международном уровнях);

поддержка внедрения стратегии добропорядочности и инструментов ее реализации;

рамочные положения для проведения административного расследования (предположительных) нарушений добропорядочности;

модель инфраструктуры добропорядочности, в рамках которой основное внимание уделяется шести аспектам добропорядочности: роли топ-менеджмента, ключевым ценностям и стандартам, структурам и процессам, культуре и кадровой политике, нарушениям добропорядочности, оценке и отчетности;

"куб добропорядочности" - ценностно-ориентированный инструмент, разработанный для повышения компетентности государственных служащих в вопросах добропорядочности путем решения этических дилемм, раскрывающих характерные рабочие ситуации на государственной службе. Данный метод считается довольно эффективным, поскольку в процессе дебатов представляется возможность услышать различные точки зрения на то или иное явление, пересмотреть свое собственное мнение и в конечном итоге прийти к наилучшему выходу из ситуации. Однако главной целью тренинга является не проведения анализа для нахождения наилучшего варианта решения, а содействие адаптации к среде, где каждый день приходится сталкиваться с огромным количеством дилемм, требующих незамедлительного решения;

SAINT - инструмент самооценки добропорядочности, разработанный совместно с муниципалитетом города Амстердама и Национальной Счетной Палатой, интегрирован во все учреждения государственного сектора в Нидерландах. Инструмент SAINT включает в себя меры, нацеленные на защиту организации против этических рисков, а также меры, направленные на внедрение, укрепление и реализацию стратегии добропорядочности. Самооценка добропорядочности проводится в качестве семинара, на котором может участвовать не более 14 человек, способных представить весь коллектив в совокупности. Участников отбирают в зависимости от знания организации в целом и рабочих процессов в отдельности. На практике семинар проводится в два этапа: вначале участники выбирают наиболее узкие места первичных и вторичных процессов рассматриваемой организации и описывают возможные этические риски; далее стратегия добропорядочности оценивается на предмет эффективности и адекватности. Во время оценки основной упор делается на культурные ценности организации, такие как осознание добропорядочности и роль руководства. В конце семинара участники определяют оптимальные меры защиты уязвимых рабочих процессов и устранения рисков. Данная программа в первую очередь адресована руководству организации, поскольку она определяет направления для улучшения стратегии добропорядочности.

В целом Бюро обеспечения этики и добропорядочности в сфере государственного управления (BIOS) в Нидерландах направлено на предотвращение конфликта интересов на государственной службе и формирование этических ценностей государственных служащих. Поэтому работа данного Бюро заслуживает глубокого изучения; целесообразно также образование подобной структуры в других странах, особенно в тех, где институт государственной службы требует основательного реформирования. И Россия здесь не исключение.

Итак, создание отечественного механизма этического регулирования государственной службы представляется крайней необходимостью для российского общества. В этой связи серьезное теоретическое осмысление этической науки в рамках государственной службы, формирование здорового нравственного сознания, глубокое понимание служебного долга государственных служащих, а также введение в учебные программы профильных факультетов обязательной дисциплины "Этика", где будущие государственные служащие будут работать с серьезными дилеммами, важно для сохранения единства и суверенности России в XXI веке.

ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве РФ"

Научный руководитель: к.э.н., доцент Панина О.В.

*(1) Абрамова Л.П., Варбенкова Т.М., Цепляев А.Ю. Этические аспекты организационной структуры государственной службы. - Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - СПб, 2004.

*(2) Комлев Н.Г. "Словарь иностранных слов", 2006.

*(4) Шишкина А.А. Этика государственной службы на современном этапе развития России / И.Ю. Добродеева, А.А. Шишкина // Монография. - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО "ШГПУ", 2010. - 111 с.

*(6) Любимов А.П. Принципы правовой этики государственных служащих и других должностных лиц // Представительная власть. - 2007. - N 6. - с. 11-15.

*(7) Федеральный Закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года.

*(8) Общие принципы служебного поведения государственных служащих (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сборник научных статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции от 23 ноября 2013 г. (под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина). - М: "Юстицинформ", 2014.

В сборнике исследуются актуальные проблемы теории и практики государственного, регионального и муниципального управления, а также современные тенденции государственного регулирования экономики. сборник предназначен студентам, аспирантам, преподавателям и практическим работникам, занимающимся вопросами государственного, регионального и муниципального управления.

Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО) – международная организация, ставящая своей целью осуществление единой политики в сфере социальной защиты населения. Вместе с тем она принимает активное участие в мероприятиях и других международных организаций социальной направленности.

МАСО основана в 1927 году как форум учреждений социального обеспечения всего мира, адаптированный к реальным потребностям населения.

В Уставе МАСО определено, что она является «некоммерческой международной организацией, в состав которой входят учреждения, правительственные структуры, агентства и другие институты, осуществляющие административное управление одной или несколькими отраслями социального обеспечения».

МАС О объединяет около 400 национальных учреждений социального обеспечения из 150 стран. С 1955 года применяется разделение всех организаций на полноправные и ассоциированные члены.

Россия (ранее СССР) участвует в деятельности этой организации с 1957 года. Полноправными членами МАСО являются Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Ассоциированным членом МАСО является Негосударственный пенсионный фонд «Газфонд».

Взнос со стороны полноправных членов организации от России на 2014-2016 гг. составил 300 тыс. швейцарских франков.

Уставными органами МАСО являются Генеральная ассамблея, Совет и бюро. Штаб-квартира Ассоциации находится в Женеве.

Совет МАСО утверждает программу действий и бюджет организации на три года, назначает Генерального секретаря, избирает Президента, казначея, членов бюро и Контрольной комиссии.

Высшими должностными лицами ассоциации являются Президент, Генеральный секретарь и Казначей.

Важная роль в работе Ассоциации отводится 12 постоянным техническим комиссиям (информационных технологий; семейных пособий; страхования по старости, инвалидности и потере кормильца; страхования по безработице и управления занятостью; страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; инвестициям в фонды социального обеспечения; страхования медицинского обеспечения и заболеваний; административного управления, организации и методов; статистических, финансовых исследований и др.).

МАСО тесно сотрудничает в социальной области с рядом международных организаций, прежде всего с Международной организацией труда, Экономическим и социальным советом ООН, Всемирной организацией здравоохранения и др.

Генассамблея МАСО является фактически самым крупным международным форумом в социальной сфере. На нем традиционно обсуждаются наиболее актуальные проблемы и перспективные направления развития национальных социальны систем с учетом происходящих в мире изменений, связанных с процессами глобализации и информатизации, а также коммерциализацией сфере социальных услуг.

Сессии Генеральной ассамблеи МАСО проводятся раз в три года. 10-15 сентября 2007 года в Москве состоялась 29-я сессия ГА МАСО, названная «Всемирным форумом в области социального обеспечения».

Среди вопросов, вынесенных на повестку дня форума, приоритетными являлись роль социального страхования в решении проблем в области борьбы с нищетой и социальной несправедливостью, расширение доступа к услугам здравоохранения и пенсионному обеспечению, а также вопросы социальных и экономических затрат в связи с потерей трудоспособности. Также обсуждались задачи повышения административной эффективности, современные актуальные проблемы и тенденции в сырье социального обеспечения и их влияние на национальное социальное и экономическое развитие.

В рамках работы форума обсуждались современные проблемы и пути решения широкого спектра актуальных ключевых вопросов, включая:

- современные тенденции: принципы динамично развивающегося социального обеспечения

- положительный опыт и новые политические меры в области борьбы с детской нищетой

- варианты финансирования здравоохранения

- пути снижения уровня безработицы

- способы создания более надежной пенсионной системы

- социальное обеспечение в Российской Федерации

В основном докладе МАСО «Разработки и тенденции: поддержка динамичного социального обеспечения», представленном на 29-й Генеральной сессии это организации, говорится, что социальное обеспечение должно играть ключевую роль в построении равноправного и справедливого общества. В докладе, построенном на выводах исследования социальных программ, выполняемых на Самоа, В Намибии, Непале, Индии, Бангладеш, Боливии и Лесото, говорится, что даже небольшие суммы социальной поддержки, выплачиваемых самым обездоленным слоям населения этих стран, положительно влияют на снижение бедности, улучшение социального климата и здоровья населения. В докладе также подняты проблемы старения населения планеты, борьбы с бедностью и развития рынка рудовых ресурсов.

Читайте также: