Чем отличается конфигурация от информационной базы 1с

Обновлено: 02.07.2024

Этот вопрос возникает на этапе планирования, при подготовке к покупке программы 1С и лицензий. Важны многие моменты: конфигурация, расположение офисов, количество сотрудников и т. п.

Решение о внедрении принято, дело за выбором системы управления базами данных (СУБД). Необходимо понять — из чего, собственно, выбираем. Какие у нас варианты.

СУБД для 1С

Платформа «1С:Предприятие» предлагает поддержку следующих видов:

  1. Файловый вариант (встроенный в 1С, вариант по умолчанию).
  2. Клиент-серверный вариант ( MS SQL Server, PostgreSQL, IBM DB2, Oracle Database ).

При создании информационной базы на сервере 1С тип СУБД указывается в параметрах.

Файловый вариант 1С

Штатный способ для создания информационной базы — вы просто указываете рабочий каталог (папку), в котором будут храниться файлы, либо сетевой путь с общим доступом. Вариант не требует установки дополнительного программного обеспечения.

  • Легкость в настройке.
  • Бюджетный вариант.
  • Низкая безопасность — каждый, кто работает с каталогом, имеет доступ на «запись», а значит может сделать копию базы данных.
  • Малая масштабируемость — у системы падает производительность при одновременной работе нескольких пользователей (на практике даже при 2-3 сеансах существенно падала скорость работы).
  • Ограничение функционала — регламентные задания работают, только когда открыт клиент, выполнен вход в базу; нет пользователей — задания не выполняются.
  • Ограничение в размере базы (4-12 Гб).

Максимальный размер любого внутреннего файла базы не может превышать

Размеры внутренних файлов растут неравномерно и проблемы с запуском могут начаться когда размер файла ИБ 1Cv8.1CD немногим превысит 4 Гб, но вполне возможно, что база «распухла» до 10 Гб и продолжает запускаться в файловом режиме.

Клиент-серверная СУБД

Продвинутый вариант реализации, который дает отказоустойчивость от сбоев и высокую степень безопасности.

  • Высокая отказоустойчивость.
  • Наличие бесплатных СУБД (PostgreSQL).
  • Многопользовательский доступ.
  • Нет ограничения в размере БД.
  • Передовые СУБД — платные.
  • Требуется администрирование сервера СУБД.

✅ Если у вас небольшая организация, средний документооборот и для работы вам хватает 1-2 пользователей — начните с файлового варианта. В случае значительного объема данных и количества рабочих мест, выбирайте клиент-серверную модель.

⚡ Подписывайтесь на канал или задавайте вопрос на сайте — постараемся помочь всеми техническими силами. Безопасной и производительной работы в Windows и 1С.

В данной статье мы попробуем разобраться с понятиями платформы, конфигурации и информационной базы, а также узнаем чем релизы отличаются от редакций и узнаем где можно посмотреть их номера.

Для начала приведем определения данные фирмой 1С на портале ИТС:

Платформа – это программная среда для разработки прикладных решений (конфигураций), а также управления их работой.

Конфигурация – прикладное решение, которое позволяет автоматизировать тот или иной участок учета.

Давайте разберем эти термины подробно.

Платформа

Платформа (или технологическая платформа) это как уже было описано выше программная среда. Иногда некоторые программисты называют ее Framework. Если говорить упрощенно, то платформа это программа, которая обеспечивает работу всех баз на вашем компьютере. Она имеет свой язык программирования. Именно она в первую очередь устанавливается на ваш компьютер. Разработкой и поддержкой платформы занимается компания 1С. Регулярно выпускаются новые версии платформы, в которые разработчики добавляют новые функции и расширяют ее возможности. На момент написания данной статьи актуальной является редакция платформы 8.3 (часто по первой цифре ее также называют «восьмеркой»).

Конфигурация

Информационная база

Итак, у нас есть платформа и конфигурация. Но пользователи работают не в самой конфигурации – а в информационной базе, созданной на основе конфигурации. Сама по себе конфигурация является лишь описанием объектов и алгоритмов их взаимодействия и не содержит никаких данных. Учет и хранение данных производятся в информационной базе, созданной на основе конфигурации. Сама информационная база работает с помощью платформы и содержит в себе и конфигурацию и данные. Информационных баз можно иметь множество и все они работают под управлением платформы.

Раньше любили приводить такой пример, платформа это CD проигрыватель, а конфигурации это диски которые в этот проигрыватель помещают. Но в 2020 году такая аналогия будет понятна не всем.

Теперь давайте определимся с терминами редакция и релиз.

Редакция – это глобальный номер платформы или конфигурации. Номер редакции меняется, только если внесены весомые и значительные изменения в платформу или конфигурацию.

Релиз – это плановое изменение текущей редакции платформы / конфигурации. В котором, исправлены недочеты и добавлены незначительные изменения.

Иногда новый релиз конфигурации может потребовать обновления и релиза платформы, поэтому перед обновлением конфигурации лучше заранее ознакомиться с описанием обновления. Но в любом случае, платформа скорее всего не даст вам поставить несовместимый с ней релиз конфигурации и выдаст об этом предупреждение.

В нашем примере используется платформа 1С:Предприятие 8.3 (8.3.16.1296). 8.3 – редакция, 16.1296 номер релиза платформы.

Конфигурация Бухгалтерия предприятия (3.0.76.77) 3.0 –это редакция, 76.77 номер релиза конфигурации

Понятие конфигурации и базы данных. Обзор трёх конфигураций, заложенных в любой информационной системе 1С.

conf

Известно, что сама конфигурация необходима для того, чтобы определить структуру базы данных, то есть, какие будут таблицы в базе данных, какие поля, их типы данных, а также она содержит в себе алгоритмы, которые определяют, как реагировать на те или иные действия оператора.

Давайте рассмотрим это более детально. Что же действительно содержится внутри информационной базы? Информационная база, это достаточно большой блок информации, и, во-первых, в ней содержаться пользовательские данные. Иными словами, это некоторые элементы справочников, который формирует оператор, документы и данные в регистрах накопления. Помимо всего прочего, в информационной базе содержится, как минимум, две конфигурации. Это конфигурация основная, и конфигурация базы данных. Для файл-серверной архитектуры в обязательном порядке всё это содержится непосредственно в специальном файле, с названием 1cv8.1cd.

Для чего же нужны эти две конфигурации? Всё дело в том, что разработчик работает именно с основной конфигурацией. То есть, когда разработчик вносит какие-либо изменения, все изменения делаются именно в основной конфигурации. А с конфигурацией общей базы данных работают операторы, они обращаются к ней и вносят изменения в данные информационной базы.

Для чего необходима такая схема? Дело в том, что разработчик при такой схеме взаимодействия может менять основную конфигурацию, вносить в неё какие-либо изменения, а параллельно могут осуществлять работу операторы со своей конфигурацией. В тот момент, когда настанет необходимость синхронизации двух конфигураций, можно попросить пользователей выйти из информационной системы, когда разработчики будут готовы сделать обновление, и выполнить обновление конфигурации новой базы данных до основной конфигурации.

Кроме того, что существует две конфигурации, описанные выше, есть также и конфигурация поставщика. Её может не быть, если прикладное решение разрабатывалось с нуля, то есть из пустой информационной базы, но если база была установлена из шаблона и она находиться на поддержке поставщика, то здесь же, внутри информационной базы храниться конфигурация поставщика.

Стоит отметить, если возможность изменения не включена, то вполне очевидно, что все три конфигурации являются одинаковыми. В этом случае система не хранит конфигурацию поставщика, поскольку она точно такая же, как и основная.

Создать новую базу данных 1С сможет каждый пользователь компьютера, это процесс несложный. Мы рассмотрим создание новой базы данных (файл-серверный вариант) на примере 1С:Бухгалтерия (учебная версия).

Создать нужную нам информационную базу 1С можно несколькими способами:

  1. Создать информационную базу из шаблона 1С.
  2. Создать пустую базу, а затем загрузить в неё нужный файл конфигурации с расширением .cf.

Рассмотрим оба случая.

Создание информационной базы из шаблона

Для создания новой базы запустим 1С до стартового окна «Запуск 1С:Предприятия». В правой панели нажмём кнопку «Добавить».

image001

Выбираем пункт меню «Создание новой информационной базы» и нажимаем на кнопку «Далее».

image002

В следующем окне выбираем пункт меню «Создание информационной базы из шаблона». Из списка шаблонов баз выбираем нужную нам базу 1С. Шаблон с пометкой «демо» предназначен для создания базы с тестовыми данными для ознакомления с конфигурацией. Если в списке шаблонов не обнаружено, то необходимо их предварительно установить. Для этого нужную конфигурацию можно либо купить у фирм-партнёров 1С, либо скачать с сайта 1С демонстрационную (учебную) версию, затем запустить установщик (файл setup.exe) и установить файлы шаблона в системную папку 1С. После выбора шаблона нажимаем кнопку «Далее».

image003

В следующем окне вводим название нашей новой базы, которое будет отображаться в списке информационных баз при запуске.

image004

Если база данных создаётся в файл-серверном варианте на локальном компьютере, то следует выбрать пункт меню «На данном компьютере или на компьютере в локальной сети». Если у вас установлена какая-либо СУБД и клиент-серверный вариант платформы 1С:Предприятие, то имеет смысл выбрать второй пункт «На сервере 1С:Предприятие». В данном примере выберем первый вариант. Нажимаем «Далее».

В следующем окне указываем каталог информационной базы 1С, где она будет храниться. Нажимаем «Далее».

image005

В следующем окне можно оставить всё без изменений. Особое внимание здесь стоит уделить режиму запуска. Современные конфигурации можно запускать как в режиме тонкого клиента, так и в режиме уже привычного пользователям толстого клиента. Тонкий клиент позволяет запускать текущую конфигурацию в режиме управляемых форм. Если хотите видеть пользовательский интерфейс 1С в виде привычного приложения Windows, то выберите здесь пункт «Толстый клиент». Нажимаем «Готово».

image006

В конце в списке информационных баз появилась наша база «Бухгалтерия предприятия». Теперь можно открывать её в пользовательском режиме и пользоваться ею.

image007

Создание информационной базы из файла конфигурации

Чтобы создать базу 1С из сохранённого ранее файла конфигурации с расширением .cf, поначалу нужно выполнить те же шаги, которые были рассмотрены выше. На этапе создания базы из шаблона, выберем пункт меню «Создание информационной базы без конфигурации». Нажимаем «Далее».

image008

В последующих окнах делаем те же самые действия, которые были описаны выше. В итоге созданная база оказывается в списке информационных баз.

Теперь открываем пустую информационную базу через конфигуратор 1С.

image009

В конфигураторе для начала необходимо открыть окно конфигурации. Делается это через главное меню: Конфигурация ? Открыть конфигурацию.

image010

Теперь станет доступным необходимый нам пункт меню: Конфигурация ? Загрузить конфигурацию из файла…

image011

На этом этапе выбираем файл подготовленной конфигурации 1С:Бухгалтерия. Нажимаем «Открыть».

image012

Конфигурация будет загружаться некоторое время в нашу информационную базу. На вопрос: «Обновить конфигурацию базы данных?» Отвечаем «Да».

image013

На этапе реорганизации информационной базы нажимаем кнопку «Принять».

image014

В конце обновления окно конфигуратора можно закрыть. Наша база 1С:Бухгалтерия готова к работе и её можно открыть теперь в пользовательском режиме.

Мы полностью рассмотрели создание информационной базы. Теперь легко можно создавать нужные для работы базы 1С!

Читайте также: