Что означает аббревиатура eq в звуковом оборудовании и компьютерных программах

Обновлено: 05.07.2024



Принцип обработки частотных характеристик на всех микшерных пультах практически одинаковый, будь то концертный вариант или диджейский пульт. Основное отличие с которым вы можете повстречаться, это разный уровень уменьшения и увеличения частот каждого из диапазонов у разных брендов: от минус бесконечность до плюс 20 db. Так же встречаются варианты "Kill" и "Iso".

EQ с функцией "Iso" или "Kill" будет ослаблять полосу эквалайзера, пока он не замолчит, в то время как "классический EQ" будет ослаблять частоты без полного затухания фонограммы. Полное "убийство" EQ становится нормой и некоторые топ-модели микшеров, таких фирм, как Pioneer и Allen & Heath предлагают оба варианта эквализации на ваш выбор.


При работе с эквалайзером очень важно понимать, что усиление какой-либо частотной полосы приводит к усилению общего уровня аудиосигнала и может привести к искажениям, что скорее вызовет негативную реакцию слушателя, чем восторг.

Как правило ди-джей подгоняет две фонограммы в наушниках, а непосредственное сведение выполняет сняв их. И здесь наступает момент, когда ди-джей делает самую распространённую ошибку, начинает регулировать эквалайзер на сигнале идущем в зал. Находясь в наушниках ди-джей привык к одному качеству звука, а сняв их слышит совсем иное. Из своего опыта предлагаю два варианта избежать таких ошибок: первый - прежде чем начинать сведение, послушайте зал некоторое время без наушников, когда ваши уши привыкнут к звуку на танцполе, выполняя сведение, вы будете слышать все происходящее объективно, на ровне с посетителями. Второй вариант - это, выполнять подгон фонограмм и их сведение только в наушниках.

Эквалайзером следует пользоваться очень аккуратно и не использовать его, если в этом нет очевидной надобности.


Вариант для баров и лаунж зон, это + 2 / 3 db низкие и высокие частоты и - 8 / 12 db средние частоты. Музыка хорошо слышна, но не мешает разговору.
Далее предлагаться схема наглядно отражающая классификацию частот и их применение:

Суббас 16-60 Гц - Ощущение мощи; чувствуется больше, чем слышится. Слишком большой подъем даёт грязь.

Бас 60-250 Гц - Основные ноты ритм-секции; делает музыку "жирной" или "тонкой". Слишком большой подъем делает звучание гулким.

Низкая середина 250-2000 Гц - Здесь лежат нижние гармоники большинства инструментов. Подъем 500-1000 Гц даёт "медное духовое" звучание, 1-2 кГц - "жестяное".

Высокая середина 2 кГц-4 кГц - Распознавание звуков речи, таких, как "м", "б", "в". Слишком громко-утомляет слух.

Присутствие 4 кГц-6 кГц - Чистота и определённость звучания голосов и инструментов. Подъем - музыка становится "ближе".

Бриллианс 6 кГц-16 кГц и выше - Управляет блеском и ясностью. Слишком большой подъем - шепелявость звучания речи.

Эквалайзер или EQ - это фильтр, который позволяет вам регулировать уровень громкости отдельных частот или диапазона частот аудио сигнала. Простыми словами, EQ позволит вам поднять или прибрать верха и бас, благодаря чему вы получите нужный вам окрас звучания, например, в вашей аудиосистеме в автомобиле или в вашем iPod. В звукозаписи эквализация - это целое искусство, сложное и требующее большого практического опыта.

Хорошая эквализация - это критичный момент в записи сведении любой записи. При правильном использовании, эквалайзер может создать у слушателя впечатления близости или дальности отдельного инструмента в миксе, сделать звук более жирным или более тонким, а также может помочь правильно смешать разные звуки или разделить похожие звуки в рамках трека, так, что их услышат и оценят профессиональные слушатели.


Параметрический эквалайзер

Параметрический EQ и полу-параметрический EQ - самые популярные и широко распространенные эквалайзеры как в звукозаписи, так и в живом звуке. Они обеспечивают быстрый и удобный контроль над всеми необходимыми параметрами звучания. Параметрический EQ позволяет постоянно контролировать содержимое аудио сигнала, разделяя его на несколько частотных полос (как правило, от трёх до семи).

Полностью параметрический EQ позволяет контролировать определенный назначенный диапазон частот, центральную частоту диапазона, и уровень громкости (boost/cut) этой частоты. Также возможно отдельное управление параметром Q, который представляет из себя соотношение центральной частоты с ширине частотного диапазона.

Что такое Q?

Q - отношение центральной частоты выбранного нами диапазона к его ширине. Если центральная частота - фиксированная величина, то ширина диапазона обратно пропорциональна значению параметра Q. Это означает, что увеличивая значение параметра Q вы уменьшаете ширину диапазона, на который воздействует эквалайзер. Q - это один из самых мощных инструментов, которые нам предлагают параметрические эквалайзеры.

Полностью параметрические эквалайзеры позволяют работать как с очень узким частотным диапазоном, так и с очень широким, решая любые задачи при сведении. Узкий диапазон (большие значения Q) даёт возможность устранять разные неприятные свойства у аудиосигнала.

Допустим, вы записали малый барабан и на сведении выяснилось, что он неприятно звенит. Или просто сам барабан звенит и вы ничего не можете с этим поделать, а записывать надо. Тут нам на помощь приходит эквалайзер. С его помощью мы можем изолировать эту неприятную частоту (обычно в районе 1кГц) и просто убрать её. В данном случае мы используем эквалайзер как узкополосный обрезной фильтр (notch filter).

Убирая только одну раздражающую нас частоту, мы не трогаем всё остальное и инструмент остаётся в миксе на прежнем месте. Точно также эквалайзер позволяет нам усилить положительные свойства звучания инструмента, к примеру, атаку. В случае с бас-барабаном его диапазон - примерно от 60 до 125 Гц, но атака, щелчок - звук более высокочастотный, в районе 2 - 5 кГц.

Назначив узкий диапазон для настройки и подняв конкретную частоту, отвечающую за атаку, мы можем сделать бочку более пробивной и при этом не испортить микс. В случае работы с широким диапазоном мы приглушаем или подчеркиваем более широкий набор частот. Обычно для полноценной обработки трека приходится использовать и широкий и узкий диапазоны на эквалайзере (соответственно - высокие и низкие значения Q).

Вернёмся к нашей бочке ещё раз. У нас есть бас-барабан с классным низом, мощным, объёмным, центральная частота его примерно равна 100 Гц, а атака - в районе 4 кГц. Чтобы подчеркнуть лучшие стороны звучания нашей бас-бочки, мы используем широкополосную обработку с центром на 100 Гц, и узкополосную - на 4 кГц. Таким образом, акцентируя внимание на плюсах, мы нивелируем минусы конкретно нашего бас-барабана.

Полочный эквалайзер (shelving EQ)

Полочный эквалайзер (shelving EQ) гасит или усиливает частоты выше или ниже указанных точек обреза. Бывает 2 вида полочных эквалайзеров - высокочастотные и низкочастотные. В некоторых полностью параметрических эквалайзерах есть функция, позволяющая переключать регуляторы ВЧ и НЧ в режим обрезных фильтров.

НЧ обрезной пропускает все частоты ниже выбранной нами, приглушая всё, что выше. ВЧ фильтр поступает обратным образом - пропускает всё, что выше указанной частоты, приглушая всё, что ниже.


Что делать?

Далее в статье указаны основные принципы управления частотами. Это начальная точка вашего путешествия по удивительному миру эквалайзеров, но, само собой, это не догмы. Эти рекомендации сэкономят ваше время в поисках нужных вам частот для подчеркивания положительных свойств различных музыкальных инструментов.

Алгоритм работы такой. Для начала включите режим "solo" на треке, с которым вы работаете. Большинство звукорежиссёров начинают строить свой микс на основе ударных и постепенно идут снизу вверх по частотному диапазону (бочка, малый, томы, хай-хэт, оверхэды). Каждый инструмент имеет какую-то характерную для него полосу частот, на которой он звучит и резонирует, так что если вы работаете с микрофоном бас-бочки, начните с самого низа.

Настройте оптимальный низ и переходите к атаке. Очень часто после настройки звучания бочки выползают какие-то паразитные призвуки типа звона или гула, даже несмотря на то что низ у вас отличный и атака - шикарная. Ваш следующий шаг - вырезать паразитов узкочастотным фильтром. Как только вы понимаете, что звук бас-бочки вас устраивает, глушите этот трек и переходите к следующему инструменту.

Не торопитесь с эквализацией. Кропотливая работа даст свои плоды, звучание станет более разборчивым и более ясным. Каждый инструмент займёт своё место и засияет в миксе. Вот еще несколько полезных советов:

  • Помните, что общая картина важнее отдельных инструментов. Ваша цель - не заставить каждый трек звучать как можно лучше, а сделать общее звучание максимально убедительным. Не каждому инструменту нужна яркая атака и объёмный низ. Если вы будете бомбить все треки с одними и теми же настройками, инструменты только потеряют в звуке. Стремитесь к совершенству общего звучания
  • Отдохните от сведения. Ваши уши устают точно так же как и все тело. Если вы долгое время работаете с одним и тем же инструментом, ваши уши постепенно становятся неразборчивыми и практически невосприимчивыми к конкретному диапазону частот. Отдыхайте!
  • Всегда сравнивайте. Не надейтесь на вашу память. Часто бывает так, что вы потратили 15 минут на настройки эквалайзера а звук в итоге стал хуже чем до обработки. Будьте честны сами с собой, отказывайтесь от неверных решений быстро и без раздумий и начинайте снова.
  • Не бойтесь рисковать. Самые лучшие трюки с эквалайзером придумали те, кто не боялся сумасшедших экспериментов. Поиграйте с частотами, ведь вы такой же музыкант как и те, с чьими партиями вы работаете на сведении.

Буст или не буст…

У каждого инструмента есть частоты, которые можно усилить, чтобы добавить ясности и чёткости или объёма в общем миксе. И, конечно же, есть "плохие" частоты, которые делают инструмент мутным, резким или просто раздражающим. Вот небольшая табличка, которая даст вам понятие, в каком направлении стоит работать дальше. Помните, что это всего лишь рекомендации. Частоты варьируются в зависимости от инструмента, помещения, в котором он записан и микрофона, который был использован при записи.

Внимание! Текст в этом документе был распознан автоматически. Для просмотра оригинальной страницы Вы можете воспользоваться режимом "Оригинал".

background image

11. • EQ (Эффект эквалайзера)

Вы можете выбирать из 7 фиксированных отображений
звука и регулировать BASS, MIDDLE и TREBLE.

-Вы можете выбрать требуемый режим

воспроизведения звука нажатием кнопки EQ передней

панели или пульта дистанционного управления. Если

вы хотите изменить режим воспроизведения звука,

повторно нажимайте кнопку EQ в течение 3 секунд.

Каждый раз, когда вы нажимаете кнопку, на дисплее
изменяется отображение режима, как показано ниже.

NORMAL ^ USER EQ ^ POP ^ CLASSIC

^ ROCK ^ DRAMA ^ JAZZ ^ NORMAL.

В режиме USER EQ вы можете изменить настройки
низких, средних и высоких частот.

Х.Выберите режим USER EQ нажатием кнопки EQ.

На экране дисплея появляется надпись «USER EQ».

отображения надписи «USER EQ»на экране дисплея.
На экране дисплея появляется надпись «BASS 0».

3. Выберите низкие (BASS), средние (MIDDLE) или

TREBLE (высокие) частоты нажатием кнопок
PRESET (-/+) передней панели.

4.Чтобы установить необходимую громкость звука,

нажимайте кнопки настройки TUNING (-/+). (пошаговая
настройка: MIN (минимум), -4

З.Повторите шаги 3 и 4 для каждого диапазона частот.

б.Когда настройка громкости звука окончена,

нажмите кнопку SET/CDll передней панели.

Это уникальное качество звука, разработанное с
помощью нашей техники, создает оптимальное для
вас звучание, обеспечивает совершенное
воспроизведение оригинального звука и создает
ощущение живого источника звука.
Каждый раз при нажатии XTS Pro установки
меняются в следующем порядке.
XTS -- P ON ^ NORMAL

Примечания: Функция XTS Pro не доступна при

прослушивании через наушники.

• Звуковой режим (Sound)

Вы можете пользоваться системой объемного
звучания, просто выбрав одну из заранее
запрограммированных кнопок в соответствии с той
программой, которую вы хотите прослушать.
(только для 2-канальной системы) Последовательно
нажимайте кнопку Звуковой режим.

BYPASS ^ ON STAGE ^ STUDIO ^ CLUB ^

HALL ^ THEATER 1 ^ CHURCH ^ BYPASS.

Примечания: Первоначальный режим звука - BYPASS.

Язык аудио: Во время воспроизведения несколько
раз нажмите кнопку AUDIO, чтобы изменить язык
или выбрать другую аудиодорожку^

Канал аудио: Нажимайте AUDIO во время
воспроизведения для переключения на другой
звуковой канал (СТЕР, ЛЕВЫЙ или ПРАВЫЙ).!

^SS9 CS9

Во Время воспроизведения несколько раз нажмите
кнопку S-TITLE, чтобы выбрать нужный язык

Сброс номера трека в меню ‘Program (Программа)'
или отметки в меню ‘MARKER SEARCH (ПОИСК
МАРКЕРА)'

ECHO VOL. ^ ^ ) пульта дистанционного

управления для увеличения или снижения
громкости «эха» (MIN,1 - 14, MAX максимум)

13. MIC VOL. ^^)- OPTIONAL

Чувствительность микрофона настраивается ручкой
MIC volume knob. (MIN,1 - 14, MAX вмаксимум)

• На время, когда вы не используете микрофон,

установите ручку MIC в положение минимальной
чувствительности или отсоедините микрофон от

• Если микрофон находится слишком близко от

громкоговорителя, может возникнуть воющий звук.
В этом случае следует отнести микрофон от
громкоговорителя или понизить его чувствительность

• Если звук, идущий в микрофон чрезмерно громкий,

он может быть искажен. В этом случае поверните

ручку MIC в сторону минимальной отметки.

14. RDS,PTY - опция

Просмотр различных параметров системы RDS.

15. • XDSS plus/ MP3 OPT.

XDSS (экстрадинамическая акустическая система)

Чтобы усилить звучание высоких частот, баса или

эффект окружения, нажмите XDSS plus. При этом

загорится индикатор “XDSS ON” или “NORMAL”.

éP^VD/^VCD/DflXAfCA: XDSS ON ^ NORMAL

: XDSS ON ^ MP3 -- OPT ON

^ NORMAL ^ XDSS ON .

Оптимизатор МР3
Эта функция оптимизирует сжатые МРЗ файлы. Данная
функция обеспечивает более мягкое звучание низких
частот. Каждый раз нажимайте “ MP3 OPT ”.

Выбор компонентов для Hi-Fi-системы сегодня достаточно широк, и чтобы не ошибиться с ним, зачастую приходится знакомиться с описаниями продуктов или с обзорами по результатам их тестирования, выполненного экспертами. При этом не все любители музыки глубоко погружены в тему аудиотехники со всеми ее не каждому понятными терминами. Мы постарались собрать чаще всего употребляемые и растолковать их простыми словами в надежде, что это поможет разобраться в технических текстах, а также заинтересует потенциального покупателя и поможет ему найти наиболее подходящие для него устройства.

Сохранить и прочитать потом —

Акустика в покомпонентно разобранном виде

Активный кроссовер. В отличие от пассивного устроен гораздо сложнее (а у некоторых АС он и вовсе «цифровой») и требует электропитания, но позволяет точнее выполнять фильтрацию сигнала и, возможно, некоторые дополнительные функции. Весьма существенно, что в аудиотракте активный кроссовер находится перед усилителем мощности и работает со слаботочными сигналами (не больше 1-2 В и 1-10 мВт), а пассивный размещается между усилителем мощности и динамиками АС и должен осуществлять фильтрацию мощных сигналов в десятки вольт и сотни ватт.

Акустическая линза. Элемент тщательно рассчитанной формы, помещенный на пути распространения звуковых волн (лучей в ВЧ-диапазоне) с целью желаемого изменения диаграммы направленности.

Акустическое оформление. В волновом процессе, каким является излучение звука, существенную роль играет взаимодействие его источника и окружающей воздушной среды. В силу этого большое значение имеет то, в какую конструкцию встроены динамики, то есть их акустическое оформление.

Акустическое оформление открытого типа или открытое. Тип акустического оформления динамика наушников, характеризующийся свободным выходом волны, излученной тыльной стороной мембраны, наружу. Внешние звуки при этом хорошо слышны. Также широко применялось до 60-х годов в колонках, в настоящее время – редкость.

Акустическое оформление закрытого типа или закрытое. При такой конструкции обратная волна поглощается внутри корпуса колонки или чашки наушников, а при плотной посадке последних обеспечивается изоляция от внешних звуков.

Амбушюры. У полноразмерных и накладных наушников это мягкая накладка с внутренней стороны чашек, прилегающая к голове/ушам.

Арматурные динамики. Особый вид электродинамических головок, изобретение которых относится к 20-м годам прошлого века. Их также именуют излучателями с уравновешенным (сбалансированным) якорем – так в электротехнике называется подвижный элемент с рабочей обмоткой. Определение уравновешенный в данном случае означает, что он сконструирован так, чтобы совершать вращательные колебания вокруг некоторой оси, приводя таким способом в движение через специальный рычаг мембрану для создания звуковых волн.

Балансное подключение наушников. Подразумевает полностью раздельную подачу сигналов правого и левого каналов посредством четырех изолированных проводников (по два на каждый наушник) и разъема с четырьмя (или более) контактами. Это способствует снижению перекрестных искажений и улучшению качества звучания в целом. Также использование балансного интерфейса позволяет увеличить амплитуду выходного сигнала в два раза по сравнению с небалансным при неизменном напряжении питания выходных каскадов усилителя.

Балансная схемотехника. Метод построения устройств с отдельными контурами для «плюсовой» и «минусовой» частей балансного (симметричного) аудиосигнала.

Вентильная матрица. Программируемая пользователем вентильная матрица (ППВМ, англ.Field-Programmable Gate Array, FPGA) – полупроводниковое устройство, которое может быть сконфигурировано производителем или разработчиком после изготовления.

Волновод. Канал, имеющий резкие границы, по которому распространяются звуковые волны.

Вуфер. Низкочастотный динамик.

Генератор тактовых импульсов. Обязательный блок в конструкции всех цифровых устройств, вырабатывающий электрические импульсы (чаще всего прямоугольной формы), которые синхронизируют и запускают выполнение всех элементарных операций. Внешний генератор тактовых импульсов – аксессуар для цифровых Hi-Fi-компонентов, располагающих соответствующими возможностями подключения. Способствует снижению шумов и помех при прохождении и обработке цифровых потоков.

Двойное моно. Данный принцип конструирования усилителя предполагает фактическое наличие отдельных схем для каждого канала с собственным блоком питания.

Двухдиапазонный Wi-Fi-модуль. Если локальная сеть создается двухдиапазонным роутером, то есть трансляция идет на частотах 2,4 ГГц и 5 ГГц, то имеет смысл при наличии такой возможности у потокового плеера подключиться к более высокочастотному диапазону, поскольку в нем устойчивее сигнал, меньше помех и более высокая скорость передачи информации.

Двухтактный режим. Усиление выполняется для положительной и отрицательной частей сигнала по отдельности по принципу «тяни-толкай».

Дискретизация. Представление непрерывного аналогового сигнала в виде дискретного набора его амплитуд в заданные моменты времени. Частота дискретизации – величина, обратная интервалу между этими моментами, разрядность (битность) – количество разрядов в двоичной системе счисления, отведенное для представления значения величины сигнала в момент отсчета.

Дискретная конфигурация. Радиоэлектронный контур, реализованный без применения готовых интегральных схем.

Диффузор динамика. Также мембрана, конус, купол – основной элемент динамика, за счет колебаний которого создается звуковая волна.

Дифракционные помехи. Дифракция – физическое явление огибания волнами препятствия. Его механизм – возникновение вторичных источников излучения на краях объектов, находящихся на пути распространения волн. На округлых краях корпусов колонок этот процесс проявляется в меньшей степени, поэтому уровень звуковых помех ниже.

Корзина динамика. Прочное шасси, на котором монтируются все элементы динамика.

Кодек. Для хранения, передачи или шифрования потока данных или сигнала его видоизменяют с помощью кодека – устройства или программы – способных выполнять необходимые преобразования, а для просмотра или изменения сигнал декодируют.

Кроссовер. Встроенное в колонки специальное радиотехническое устройство, предназначенное для подготовки музыкального сигнала к запитыванию динамиков, отрабатывающих каждый из частотных диапазонов.

Ленточный твитер. Сегодня такое название закрепилось за излучателем Хейла, поскольку этот вариант источника, в котором звук создается колеблющимся элементом в форме ленты, получил наибольшее распространение. Такая ВЧ-головка излучает акустические волны за счет сжатий и растяжений сложенной в гармошку тонкой пленки с токопроводящим напылением, находящейся в магнитном поле, при прохождении по нему музыкального сигнала.

Мониторы ближнего поля. Полочные колонки, предназначенные для профессиональной работы со звуком, при которой акцент делается в первую очередь на точность воспроизведения аудиосигнала. Они устанавливаются на небольшом расстоянии от слушателя (обычно в пределах 0,9-1,5 м). Такое расположение обеспечивает минимизацию влияния акустики помещения на восприятие всех деталей звуковой картины. Сравнение пользовательских АС с такими мониторами – комплимент их информативности и достоверности подачи музыкального материала.

Мультирум. Мультимедийная технология распределения аудио- и видеосигналов в некотором помещении или за его пределами. Является дополнением к системе умного дома.

Насадки. Аналог амбушюров у наушников-вкладышей. Они обеспечивают их глубокое и комфортное размещение в слуховом канале. Правильный подбор этих элементов по размеру гарантирует максимальное качество звучания.

Оголовье. Дуга, к концам которой крепятся чашки наушников.

Оперативная память. Оперативная память используется для временного хранения выполняемого процессором машинного кода, а также входных, выходных и промежуточных данных. Чем больше ее объем, тем полнее получается реализовывать производительность процессора.

ПИД-регулятор. Пропорционально-интегрально-дифференцирующий регулятор – прибор, встроенный в управляющий контур с обязательной обратной связью для поддержания заданного параметра, способного к изменениям. У некоторых проигрывателей винила с помощью таких регуляторов с оптическим датчиком контролируется стабильность вращения привода.

Поршневой режим. Или поршневая мода. В этом режиме диффузор динамика движется возвратно-поступательно как единое целое. С некоторой частоты, определяемой свойствами мембраны, в ней возникают изгибные волны, в результате чего в создаваемом звуке появляются шумы и призвуки.

Реактивные элементы кроссовера. Катушки индуктивности и конденсаторы.

Рупорная акустика. Колонки с рупорным акустическим оформлением одного (чаще всего, твитера) или нескольких динамиков. Рупор – это труба в виде усеченного конуса с образующей, близкой к экспоненте. Если излучатель поместить в ее узком конце, то его КПД за счет лучшего согласования с внешней воздушной средой увеличится, то есть необходимой громкости звучания можно будет достичь при меньшем ходе диффузора динамика. Рупорная акустика была широко распространена, пока не были изобретены усилители с высокой выходной мощностью.

Трансмиссионная линия или акустический лабиринт. Довольно редко используемый вариант акустического оформления колонок. Внутри корпуса помещается конструкция, образующая волновод. Его длина рассчитывается, исходя из резонансной частоты НЧ-динамика, и составляет четверть длины звуковой волны на ней. Цель ее применения та же, что и в случае фазоинвертора: за счет излученной тыльной стороной диффузора динамика волны усилить басовую отдачу АС.

Трехполосная схема. Принципиальная схема конструкции колонок, в которой с помощью фильтров звуковой сигнал делится на три составляющие, соответствующие различным поддиапазонам частотного спектра, и каждая из них приводит в действие один или несколько динамиков.

Фонокорректор или предусилитель-эквалайзер. Радиоэлектронное устройство, восстанавливающее исходный спектр записанного на виниловой пластинке аудиосигнала, а также усиливающее выходное напряжение с картриджа до линейного уровня и обеспечивающее согласующую нагрузку для него. Бывают встроенными в проигрыватели винила или усилители и AV-ресиверы, а также выполненными в виде отдельных компонентов.

Фазоинвертор. Пожалуй, самый распространенный на сегодня тип акустического оформления колонок, конструктивно состоящий из объема, содержащего воздух внутри корпуса, и горловины с выходом наружу – порта, реализованного в виде одной или нескольких труб, щели и т. д. Он обеспечивает расширение НЧ-диапазона за счет резонансного излучения этой трубой (трубами, щелью) звуковых волн на частоте ниже воспроизводимой динамиком.

Шумоподавление. Активное шумоподавление осуществляется путем излучения в противофазе звуковых волн, равных тем, что приходят в данный объем снаружи. Наиболее широкое применение на сегодня эта технология нашла в наушниках, у которых встроенные в чашки микрофоны фиксируют окружающие звуки, а к поступающему на динамики аудиосигналу подмешивается в противофазе тот, что идет с микрофонов.

2,5-полосная схема. При такой конструкции колонок два, чаще всего одинаковых динамика, работают в паре до нижней частоты раздела полос, а СЧ излучает только один.

ADAT (Alesis Digital Audio Tape). Пакет стандартов цифровой звукозаписи, разработанный компанией Alesis в 1991 году, включающий формат восьмидорожечной звукозаписи на кассету стандарта S-VHS, стандарт передачи восьмиканального цифрового звука между устройствами по оптическому кабелю с разъемами TosLink, а также принципы синхронизации нескольких восьмидорожечных трактов, обеспечивающие запись и воспроизведение до 128 дорожек

AES/EBU. Стандарт передачи цифровых аудиосигналов между устройствами, наиболее часто применяющийся в профессиональном сегменте, а также встречающийся у High-End-компонентов. Реализуется на разъеме XLR.

AirPlay. Функциональный аналог Chromecast от компании Apple.

Air X2. Фирменная технология беспроводной трансляции компании Elac, базирующаяся на протоколе KleerNet, предложенном компанией Kleer и имеющем ряд преимуществ по сравнению с Bluetooth, в частности, обеспечивающем CD-качество передаваемого сигнала.

aptX HD. Алгоритм кодирования аудиосигнала с коэффициентом компрессии 4:1, обеспечивающий его беспроводную Bluetooth-передачу с поддержкой дискретизации до 24 бит/48 кГц и со скоростью до 576 кбит/с.

BASH. Компромиссное техническое решение, позволяющее повысить качество усилителя по критерию энергетической эффективности (КПД) и сочетающее достоинства усилителей классов D и AB.

Chromecast built-in. Сетевой протокол компании Google, предназначенный для воспроизведения потокового видео- или аудиоконтента посредством Wi-Fi и проводной сети из Интернета либо из локальной сети.

DoP и «как есть». DoP (DSD over PCM) – технология передачи однобитных DSD-потоков с промежуточным преобразованием в PCM-подобное многоразрядное представление. «Как есть» или Native означает, что такие операции не производятся. В идеале, разницы в DSD, поступающих этими двумя способами на дальнейшую обработку, возникать не должно.

DSP (Digital Signal Processor). Цифровой сигнальный процессор – специализированный микропроцессор, предназначенный для обработки оцифрованных сигналов (обычно в режиме реального времени).

I2S. Наследие компании Audio Alchemy, которая стала использовать этот интерфейс передачи сигналов между блоками внутри цифровых устройств для соединения отдельных контуров.

Hi-Fi-аксессуары. Обширный класс устройств и предметов, позволяющих повысить качество звучания.

Hi-Res-аудио. Совокупность форматов аудиофайлов, обеспечивающих запись и хранение цифровых потоков, полученных из музыкальных сигналов, с дискретизацией выше, чем у CD – 16 бит/44,1 кГц.

LDAC. Технология кодирования аудиопотоков, предложенная Sony. По заверениям компании, позволяет по Bluetooth передавать записи в Hi-Res-качестве, что, однако, вызывает сомнения у специалистов по аудиотехнологиям.

MDF (Medium Density Fiberboard). Древесноволокнистые плиты средней плотности. Применяются для изготовления корпусов колонок наряду с ДСП (древесностружечные плиты).

MQA (Master Quality Authenticated). Аудиокодек, позволяющий уменьшить размер цифровой записи с целью передачи или скачивания в одном из форматов сжатия без потерь, что актуально для Hi-Res-аудио. Высокочастотная музыкальная информация особым алгоритмом «подмешивается» к массиву данных о более низкочастотной составляющей записи, который доступен для стриминга по существующим ныне каналам. Она может быть восстановлена (не без потерь) и возвращена в цифровой поток для последующего преобразования в аналоговый сигнал при наличии соответствующего оборудования (ЦАП с поддержкой MQA) или ПО.

Roon. Программно-аппаратный комплекс с программным ядром Roon Core, помимо которого в него также входят приложение для управления и оконечные аудиоустройства. Он обеспечивает воспроизведение контента любыми совместимыми источниками и дополняет его сопутствующей информацией справочного характера.

SPDIF (Sony/Philips Digital Interface Format). Совокупность протоколов передачи цифровых аудиоданных между различными компонентами потребительской аппаратуры. Базируется на стандарте AES/EBU. Реализуется чаще всего на разъемах RCA (коаксиальный) и TosLink (оптический).

USB-порт (типа C). Такой разъем имеет симметричную конструкцию, им могут оснащаться как компьютеры, так и периферийные устройства, он обеспечивает более высокую скорость передачи данных и совместим с иными, помимо USB, протоколами.


В этом материале мы рассмотрим такое распространённое аудиоустройство, как эквалайзер. Его функция заключается в коррекции некоторой части спектра, но не затрагивая его целиком. Сегодня эквалайзеры — обязательные приборы в музыкальном продакшене, поскольку они применяются буквально на всех этапах записи и производства (от сведения и мастеринга до финальной настройки микса и т. п.).

Особенности устройства

Первое использование эквалайзера пришлось на 30-е годы прошлого столетия — именно тогда Джоном Волкманом был изменён звук аудиосистем в зале кинотеатра. Он просто ввёл эквалайзер в схему звукоусиления.

На 1967 год пришёлся выпуск пилотного комплекта, в который вошли 1/3-октавные пассивные фильтры. Его назвали «Acousta-Voice». Он открыл новую эпоху в звуковом выравнивании. Следующие 20 лет могут характеризоваться большим подъёмом в производстве и конфигурировании эквалайзеров — разработчики придумали огромное многообразие аудиоустройств с использованием различных технологий: от полупроводников до цифровых схем.

Эквалайзер (от англ. Equalize, общепринятое сокращение — «EQ») — это прибор или приложение для компьютера, позволяющее корректировать громкость отдельных участков спектра частот и обеспечивающее выравнивание амплитудно-частотных свойств аудиосигнала.

Что касается записи звука, то эквалайзер здесь становится полноценной частью звукового тракта. Устройства используются для звукозаписи, встраиваются в предусилительные приборы или комбо, либо реализованы в виде отдельных блоков.

К примеру, эквалайзер позволяет выделить наиболее эффектные и притягательные частоты при вокальном исполнении, добавить к ним пропущенные и дать им определённую характеристику. Также он позволяет подстраивать особенности гитарного или бас-гитарного звука и ударной установки в зависимости от стиля воспроизводимой музыки. В них эквалайзер обычно встроен в комбинированный усилитель, предусилитель или гитарную схему.

Основная частотная картинка строится на миксе, поэтому к эквалайзеру при мастеринге следует подходить очень тонко, и только если его использование оправданно.

Эквалайзер корректирует отдельно взятую часть звукового диапазона, в связи с чем происходит уменьшение или увеличение амплитуды в определённом диапазоне спектра. Другими словами, меняется громкость спектра без изменения динамических характеристик дорожки в целом. Он относится к инструментам динамической аудиообработки и является разновидностью фильтра. Устройства бывают двух типов: графические и параметрические. Рассмотрим их подробнее.

Графические эквалайзеры


Эти приборы обычно относят к ведению концертной деятельности, где требуется многоканальная настройка порталов, сценических мониторов и пр. Они реализованы в виде панели с набором ползунков, где каждый увеличивает или уменьшает амплитуду звука на любой выбранной частоте.

Наиболее широко применяемым графическим эквалайзером стал 31-полосный, именуемый 1/3-октавным. Он обрабатывает частотный спектр, слышимый человеческим слухом максимально полно (20–20000 Гц). В нём последующие тройки полос добавляют одну октаву к предшествующей. Полосами 2 и 3 производится корректирование промежуточных параметров 1/3 октавы. В указанный диапазон входит 10 октав. За счёт добавления первой полосы и получится эквалайзер, включающий 31 ползунок.

Плюсы оборудования этого типа следующие:

  • быстрота и лёгкость экспонирования спектра;
  • одновременная коррекция разных частей спектра (увеличение и понижение амплитуды),
  • графическая видимость и лёгкость использования.

Но существует и ряд минусов:

  • отсутствие точного выбора корректируемой частоты, в результате — относительно грубая регулировка;
  • фиксированное значение добротности для каждой полосы;
  • невозможность изменять спектр совершенно плавно, что несколько искажает звучание потока.

Параметрические эквалайзеры


Приборы этого типа более точны и функциональны, что сделало их идеальным решением для студийной обработки звука. Да, у них меньше полос выравнивания, но столько и не требуется, потому как они способны точно определять частоту, подлежащую коррекции. Традиционно параметрические устройства получают 1–4 полосы, назначаемые отдельно для взятого диапазона, в рамках которого корректируется их частота.

Эквалайзеры получили название параметрических потому, что их параметры полностью настраиваемые, а это чрезвычайно важно для специалистов по звукорежиссированию.

  • Рабочая (центральная) частота. На её основе рассчитывается эквалайзер. Приборы параметрического типа позволяют точно выбирать рабочую частоту, поэтому легко достигается «гашение» резонанса, не затрагивая других участков спектра.
  • Тип фильтра. Зачастую программные эквалайзеры позволяют вам выбрать тип фильтра (срез, полка, полоса), обеспечивающим управление частотным спектром.
  • Добротность (Q). Она отображает, насколько будет широким горб или провал, появляющийся в области обрабатываемой частоты (ширина колокола). Этот параметр обратно пропорциональный — чем больше Q, тем меньше частотная полоса, изменяемая при регулировке.
  • Чувствительность (усиление). Это число децибел, отражающее изменение громкости звука корректируемой частоты. Этот параметр влияет не только на неё, но и на близкорасположенные к ней частоты, а сила влияния на них напрямую зависит от добротности.

Обрезной фильтр позволяет обрезать расположенные выше/ниже выбранного значения частоты и применяется в отношении как низкочастотного, так и высокочастотного спектра. Причём наклон кривой строго фиксированный. Наиболее часто вы можете найти двухбитные (12 дБ/октава), четырёхбитные (24 дБ/октава) фильтры, значительно реже: одно- (6 дБ/октава) или трехбитные (18 дБ/октава). Под разрядом понимается число децибел, изменяющее громкость, когда частота меняется на октаву. При увеличении частоты усиливается свой эффект от фильтра. Влияние обрезного фильтра высокочастотных тонов увеличивается в положительной динамике частотного графика, а низкочастотных — в отрицательной.

Действие шельфового эквалайзера схоже с принципом работы обрезного фильтра, поскольку и он влияет на спектр, находящийся выше или ниже корректируемой частоты. Но схожесть эта относительна, поскольку принцип его влияния на спектр несколько другой. Шельф дословно переводится как «полка», что указывает на порядок его работы.

Его главные отличия от обрезного фильтра:

  • Равномерное изменение спектра сверху и снизу от заданной частоты. И при уменьшении амплитуды фильтром уменьшается объём в равных долях как на октаву, так и на три.
  • Эффективная работа в плюсовой и минусовой корректировке (у обрезного лишь минусовая работа), поэтому можно как понизить частоту, так и изменить звучание, придав ему нужный окрас.
  • При минусовой корректировке не настолько сильно срезает частоту, как это делает обрезной фильтр.

Полосный фильтр — самая распространённая модель эквалайзера. Он действительно параметрический, поскольку обеспечивает точность настроек параметров. Он может понижать или увеличивать частоты в заданном диапазоне на необходимое число в децибелах и с требуемым графиком кривой. Он незаменим, если нужно вставить в микшер два звука с одинаковым спектром, обеспечив слышимость каждого.

В ряде ситуаций полосным устройством идеально корректируются тембральные несовершенства вокала или инструментов, устраняется влияние на акустические свойства помещения волн акустического и стоячего вида, резонансов.

Допустим, когда вокалист поёт гнусавым голосом, то это маскируется путём уменьшения частотного спектра в зоне 500–700 Гц со средней добротностью.

Кроме того, изменяя частоты в различных областях спектра, вы можете сделать звучание инструмента более выразительным. К примеру, чтобы дать бас-барабану атаку, вы можете усилить средние частоты в области 3,5-5 кГц.

Как и у любого оборудования для аудиообработки, у эквалайзера есть виртуальная замена. Немаловажной опцией современных программных эквалайзеров стала индивидуальная обработка моно- и стереокомпонентов или раздельная для разносторонних (L или R) стереофонических аудиоканалов.

Подавители обратной связи


Усилительные каскады отличаются возможностью самовозбуждения. К примеру, когда выходной сигнал обратно достигает входа (фоновые помехи) в одной фазе, возникает резонанс, что сопровождается неприятным писком. Это называется положительной обратной связью. К тому же аудиосистема может фонитировать, если звук с мониторов попадает обратно в микрофон, что аналогичным образом приводит к резонансу, в результате возникает акустическая обратная связь. Сам феномен обратной связи, а также эффекты от него лишние, поэтому их необходимо своевременно выявлять и устранять. Это в состоянии сделать специальные подавители.

Это модифицированные эквалайзеры многополосного типа, в автоматическом режиме определяющие частоту возникшей проблемы и изменяющие её громкость. Устройства сканируют весь диапазон частот (20–20 000 Гц), и при обнаружении обратной связи на конкретной частоте снижают её громкость до устранения негативного эффекта, применяя к ней один из способов фильтрации. Кроме того, подавитель фиксирует эту частоту, исключая повторное появление эффекта. Притом применяется постоянное сканирование. Если обратная связь происходит на другой частоте, будет подключён следующей отвечающий ей фильтр и т. д.

Подавители имеют различные режимы для избавления от проблемы несколькими способами. Разные модели получили в своё распоряжение разные алгоритмы работы. К примеру, плавное применение фильтров, изменяемая ширина и глубина подавления каждого фильтра и другие.

Где используются эквалайзеры

Область использования устройств просто огромна. Их главная задача — обеспечить оригинальному аудиоматериалу достойное звучание.

Нередко многополосные графические эквалайзеры применяют для обработки установленных на сцене мониторов. Это позволяет подавить эффект обратной связи. Или же пользуются цифровыми подавителями (добротность которых установлена на высоком уровне). Эквалайзером также ограничивается частотный спектр воспроизводимого материала.

Используя эквалайзеры, можно придавать необычный и уникальный звук музыкальным инструментам как при исполнении, так и в записи. Достаточно просто применить отдельные эффекты с ярким акцентом на отдельно взятых диапазонах. К примеру, эффект старого радио может быть достигнут при удалении всех низко- и высокочастотных составляющих с сохранением лишь средних.

Ди-джеи широко применяют интегрированный в микшерный пульт эквалайзер, что позволяет им добиваться интересных аудиоэффектов.

Также важно отметить, что акустический дизайн комнаты делает значительный вклад в окончательный звук записанного инструмента, как и в звучание, воспроизводимое АС. От габаритов и формы комнаты, настенных покрытий, количества слушателей, уровня влажности и прочих факторов также зависят частотные свойства аудиодорожки. И если комната не отличается хорошими акустическими данными, то эквалайзером можно спасти положение.

В студийной жизни эквалайзеры редко применяются, поскольку нынешние студии оснащены оборудованием, минимально искажающим частотные свойства записанного аудиоматериала. Но при цифровом микшировании и мастеринге большинство материалов обрабатываются их программными аналогами — так звук очищают от «лишних» частот. Наиболее часто приходится обрабатывать эквалайзером вокальные партии: при верном конфигурировании он скрывает недостатки голоса и подчёркивает его полезные функции.

Секреты эффективной обработки звука

Использовать его каждый раз по меньшей мере непродуктивно, потому что отличное звучание не требует столь серьёзной обработки. Важно пытаться исключить ошибки во время процесса записи — тогда корректировка эквалайзером при микшировании сводится к минимуму:

  1. Обработанный прибором звук не такой естественный, поэтому не стоит применять оборудование в каждой ситуации.
  2. Применять эквалайзер по возможности следует лишь в минус.
  3. Регулярно стоит нажимать на все байпасные эквалайзеры, чтобы убедиться, что корректировка улучшает звучание.
  4. Придерживаться принципа противоположностей: производить удаление высоких, а также высоких-средних частотных диапазонов, звучащих высоко (для тарелок и гитарных партий), но вводить низко и низко-среднечастотные спектры, и наоборот.
  5. Чтобы акцентировать «конкурирующие» треки в аудиодорожке, их следует разделить, выделив и удалив из неё несхожие диапазоны частот.
  6. Добавить сочности бас-гитаре с бас-барабану в аудиосистеме с низким энергопотреблением можно, проведя усиление среде- и высокочастотных тонов.
  7. Сгладить выдаваемый малым барабаном звук или звучание гитарной партии, сделать его более «ламповым» можно, если немного убрать высокочастотные тона и ввести чуть-чуть низкочастотных, а для придания плотности звуку стоит чуть добавить баса.
  8. Вы можете удалить фоны, характерные для переменно тока, просто вырезав узкую часть сигнала в пределах 50 Гц (а также 100 Гц), но это может повлиять на звучание басовых и бас-барабанных партий.
  9. Духовые инструменты вообще стоит не корректировать, а лучше подбирать качественный микрофон.
  10. Если после коррекции звука (особенно сильной) вам всё равно не по душе результат, сбросьте все настройки и попробуйте заново.

Хотя эквалайзер и широко используется, он требует умения обращаться с ним. Что не мешает многим аранжировщикам и звукорежиссёрам злоупотреблять выравниванием во время работы, а это делает звук неестественным. Запомните: если вы не умеете пользоваться эквалайзером, не трогайте его. Если вы подойдёте к коррекции звука ответственно, то эффект наверняка вас порадует!

Читайте также: