Что такое цфо в 1с

Обновлено: 08.07.2024

В современной отечественной практике хозяйствования широко распространены понятия финансовой структуры, центров финансовой ответственности (ЦФО). Реализация и регламентация финансовой структуры возможна с использованием программы 1С:УПП 8 в рамках управленческого учета и бюджетирования.

Основное внимание при анализе слабых и сильных сторон использования ЦФО уделяется анализу и планированию, - в этой связи возможности конфигурации 1С:УПП 8 по сравнению с конфигурацией 1С:7 представляют гораздо больший разрез данных.

Экономический смысл управления по ЦФО можно раскрыть через следующие функции.

Планирование

В структуре ЦФО каждый из них планирует свою деятельность в стоимостных показателях по статьям. При этом консолидация множества показателей позволяет сформировать бюджеты для предприятия в целом.

Консолидированный бюджет, утверждаемый руководителем, является директивным планом развития на очередной оперативный период. Каждый ЦФО, таким образом, имеет необходимый перечень обязательных для него показателей.

Контроль

Возможности конфигурации 1С:УПП 8 предполагают возможность сравнения фактического исполнения бюджета ЦФО с планом в целях контроля над установленными показателями.

Имея такую возможность, руководство ЦФО, как и топ-менеджмент предприятия, имеет возможность контролировать исполнение и анализ бюджета и проводить анализ отклонений.

Отчетность

В программе 1С:УПП 8 имеется возможность по окончании отчетного периода ЦФО готовят отчеты о фактическом исполнении бюджета в формате план-фактных отклонений. Все отклонения анализируются, выявляются причины их возникновения, готовятся мероприятия по их устранению.

Мотивация

Проанализировав выполнение бюджета отдельными ЦФО, менеджер или руководитель предприятия, работая в программе, имеет возможность отслеживать направлено достижение поставленных целей.

Для этого в программе возможно установить зависимость материального вознаграждения от соблюдения (несоблюдения) бюджета, которое должно мотивировать руководство и персонал ЦФО добиваться точного исполнения (или улучшения) бюджетных показателей.

В 1С:УПП 8 реализованы следующие сильные стороны управления по центрам ответственности

Увеличение времени для стратегического планирования и возможность использования двух форматов формирования БДР (бюджета доходов и расходов):

  • по функциональному принципу (по бизнес-процессам или направлениям деятельности), когда ответственность за статьи расходов в консолидированном БДР возлагается на функциональных директоров. Подразделения, объединенные в ЦФО, ответственные за группу функций, берут на себя ответственность за расходы, связанные с выполнением данных функций в рамках своих полномочий;
  • По ресурсному принципу, когда составляется ресурсный бюджет, где отражается общая сумма расходов на потребляемые ресурсы. Финансовая информация группируется и собирается не в разрезе реализуемых функций по ЦФО, а по видам ресурсов.

Предусмотрена возможность выбора того или другого формата формирования БДР, которая зависит от характера структуры управления предприятием (линейной, функциональной, линейно-функциональной или матричной).

В новой конфигурации находит эффективное применение концепция управления по отклонениям, поскольку в данном случае заранее известно, какое из подразделений приносит доходы или несет те или иные затраты; топ-менеджмент может контролировать деятельность ЦФО и объективно оценивать качество работы их руководителей, что реализуется в программе.

В 1С:УПП 8 также обеспечивается обоснованный выбор базы распределения общехозяйственных расходов по ЦФО/ЦП (центрам прибыли), что является основой для постановки управленческого учета по системе директ-костинг.

При этом слабыми сторонами являются Руководители ЦФО склонны рассматривать только свое бизнес-направление, а не организацию в целом, что может идти вразрез с принципом коллегиальности бюджетного процесса, - поэтому в 1С:УПП 8 возможно отследить рост затрат на получение дополнительной информации от руководителей ЦФО, а также увеличение потоков документооборота.

Также имеется возможность уменьшения времени на подготовку, согласование и утверждение бюджета, что вызвано большим количеством участников бюджетного процесса, за счет взаимодействия подсистем программы.

В 1С:УПП 8 имеется возможность оценки результатов работы конкретного подразделения (степени достижения поставленных целей), сравнения эффективности деятельности различных подразделений в финансовых показателях. Имеется также возможность привлечения внимания топ-менеджмента предприятия к тем областям деятельности, где оно наиболее необходимо, децентрализации бизнеса.

В подсистеме 1С:УПП имеется возможность улучшить систему мотивации сотрудников ЦФО через выполнение ими запланированных показателей, использования внутреннего (трансфертного) ценообразования, что особенно актуально для крупных холдинговых предприятий с разнообразным ассортиментом продукции, перечнем работ, услуг.

Таковы основные моменты использования принципов управления по ЦФО в 1С:УПП 8, с которыми наиболее часто сталкиваются руководители и топ-менеджеры предприятия в практике постановки управленческого учета и бюджетирования.

Проведение примерного анализа в программе в рамках отдельно взятого предприятия позволит его специалистам и руководству ответить на вопрос: действительно ли так необходима финансовая структура, основанная на ЦФО, и какую выгоду это может принести предприятию в дальнейшем?

В рамках системы бюджетирования вводятся различные виды центров финансовой ответственности (ЦФО): ЦД, ЦЗ, ЦМД, ЦП, ЦИ. По отношению к различным видам ЦФО руководство Компании применяет различные принципы финансового управления, учитывающие специфику указанных видов ЦФО.

Принципы управления ЦФО

Основные принципы финансового управления, применяемые к разным ЦФО:

  1. ЦЗ (центр затрат) – оптимизация производимых им затрат. На минимизацию затрат и экономию бюджетов мотивируются руководство и персонал ЦЗ.
  2. ЦД (центр доходов) – максимизация формируемых им доходов. На максимизацию доходов мотивируются руководство и персонал ЦД. При этом ЦД имеет и свои затраты, связанные с получением дохода.
  3. ЦМД (центр маржинального дохода) – максимизация формируемого им маржинального дохода (разницы между доходами центра и его прямыми затратам). При этом ЦМД имеет и свои затраты, связанные с получением маржинального дохода.
  4. ЦП (центр прибыли) – максимизация прибыли от деятельности ЦП. Руководство и персонал ЦП мотивируются на достижение заданных показателей прибыльности/ убыточности. Акцент руководства Компании смещается с оперативного контроля деятельности ЦП, его расходов и доходов на контроль финансового результата ЦП. ЦП не являются в полной мере самостоятельными, т.к. руководство Компании может накладывать на их деятельность ограничения.

Статус ЦФО присваивается каждому направлению, принадлежащему Компании. Структура ЦФО Компании имеет различные уровни, находящиеся в отношениях подчиненности друг другу. Так, ЦФО третьего уровня агрегируются в ЦФО второго уровня, которые, в свою очередь, агрегируются в ЦФО первого уровня.

Ответственность руководителей ЦФО

  1. Руководители ЦФО в процессе бюджетирования несут ответственность: за достоверность и своевременность предоставления плановой и отчетной информации в экономический отдел (ЭО); за выполнение бюджетов, выполнение вмененных показателей эффективности ЦФО.
  2. Руководители ЦФО в процессе бюджетирования обязаны: изыскивать и предлагать возможности использования внутрипроизводственных резервов, экономии расходной части бюджетов, и увеличения доходной части бюджетов.
  3. Руководители ЦФО в процессе бюджетирования имеют право: выдвигать предложения по совершенствованию процесса бюджетирования, получать у руководителей других ЦФО и у Финансового директора информацию для составления бюджетов.
  4. Руководители ЦФО представляют на рассмотрение и защищают бюджеты перед Председателем бюджетного комитета.

В процедуру защиты бюджета входит:

  • Разработка плана мероприятий ЦФО;
  • Согласование нормативов и лимитов (если таковые предусмотрены);
  • Корректировка бюджета в соответствии с замечаниями и предложениями руководителей других ЦФО и Совета директоров.

Бюджетирование в 1С ERP обеспечивается функционалом специализированной подсистемы «Бюджетирование». В 1С ERP 2.0 был объединен опыт 1С УПП 1.3 и других прикладных решений, в том числе и отраслевых.

Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО, ознакомьтесь с нашим специальным предложением.

Функционал подсистемы определяется концепцией:

Правила формирования финансовой структуры в подсистеме бюджетирование 1С ERP

Для каждой модели бюджетирования формируются правила формирования финансовой структуры (перечень ЦФО), структура бюджетов, бюджетный регламент и порядок лимитирования.

Лимитирование в подсистеме бюджетирование 1С ERP

Состав основных объектов подсистемы бюджетирование 1С ERP и взаимосвязи между ними

Схема бюджетирование в 1С ERP

Элементы настроек подсистемы бюджетирование в 1С ERP

Статьи бюджетов

Для каждой статьи бюджета указывается использование аналитики, ведение количественного и валютного учета. Ведение количественного и валютного учета может быть настроено через выбранные виды аналитики.

При помощи команд из формы справочника можно перейти к формам для ввода списка зависимых показателей и правил получения фактических данных.

Статьи бюджета бюджетирование в 1С ERP

Показатели бюджетов

Для каждого показателя указывается использование аналитики и показатели для планирования. Из формы справочника при помощи команд панели навигации можно перейти к списку влияющих статей и правилам получения фактических данных.

Связи показателей бюджетов

Связи показателей бюджетов бюджетирование 1С ERP

Нефинансовые показатели

При формировании плановых данных в прикладном решении могут использоваться нефинансовые показатели. При помощи нефинансовых показателей можно рассчитать зависимые статьи бюджетов по заданным планируемым значениям. Например, при помощи нефинансовых показателей можно выполнить расчет планового ФОТ или объема продаж в суммовом выражении.

Для каждого нефинансового показателя указываются виды аналитики, детализация, вид показателя (денежный, коэффициенты, количественный) и правила хранения показателя (в документе или в других подсистемах).

Модели бюджетирования

Бюджетная модель определяет:

  • Использование обязательных сквозных аналитик по организациям и подразделениям.
  • Периодичность планирования и регламент планирования.
  • Требования к лимитированию при планировании расхода денежных средств, сценарий для ввода лимитов и перечень статей, по которым требуется лимитирование.
  • Структуру бюджетов.

Модели бюджетов бюджетирование 1С ERP

При вводе регламента планирования в подчиненном справочнике в иерархии создается перечень и последовательность выполнения шагов.

Шаги этапов могут объединяться в этапы процесса (группы справочника). Этапы процесса могут быть повторяемыми с определенной периодичностью. Этапы процесса определяют порядок выполнения задач (до или после начала или окончания периода).

Для каждого шага указываются параметры формирования бюджетных задач.

Виды бюджетов в подсистеме бюджетирование 1С ERP

Виды бюджетов создаются и хранятся в одноименном справочнике и могут использоваться в рамках конкретной бюджетной модели.

Структура бюджета формируется добавлением в нее элементов (элементов оформления, таблиц, группировок, формул, статей и показателей), расположенных в левой части интерфейса.

Статьи и показатели бюджетов в структуре вида бюджета могут выводиться в таблицах, при этом доступны три вида таблиц:

  • Статьи и показатели бюджетов располагаются в строках, а аналитика и периоды в колонках таблицы.
  • Статьи и показатели бюджетов располагаются в колонках, а аналитика и периоды в строках таблицы.
  • Сложная таблица с произвольным расположением показателей и формул. Статьи и показатели бюджетов располагаются по конкретным ячейкам отчета.

В структуре могут использоваться производные показатели, которые формируются по определенной формуле. В качестве операндов в формуле могут использоваться статьи и показатели бюджетов. При создании формулы используются арифметические, логические операторы и различные функции (сложения, выделения среднего, максимального, минимального значения, условия и т.п.)

Ввод плановых данных

В документе указывается сценарий, период планирования, вид бюджета, значения обязательных аналитик и плановые данные в структуре выбранного вида бюджета.

Процесс ввода плановых данных в экземпляр бюджета представляет собой ввод данных в ячейки формы бюджета. При вводе плановых данных выполняется автоматический расчет связанных статей и показателей, а также итогов по группам статей. Ввод плановых данных в экземпляр бюджета может быть выполнен в любой валюте. При проведении документа плановые данные хранятся в валюте документа, валюте сценария, валюте управленческого учета и валюте регламентированного учета.

Плановые данные могут быть загружены из внешних файлов в формате *xls.

Документ позволяет осуществлять как ввод, так и корректировку плановых данных.

Функции контроля и анализа

Управление бюджетным процессом

Функции рабочего места позволяют сформировать три вида диаграмм:

  • Обзор бюджетного процесса. Позволяет проанализировать все этапы бюджетного процесса с периодичностью, заданной в модели бюджетирования.
  • Задачи по периодам. Позволяет проанализировать задачи, которые должны быть выполнены за период, указанный при формировании диаграммы. Задачи в диаграмме группируются по периодам исполнения.
  • Задачи по исполнителям. Также позволяет проанализировать задачи, которые должны быть выполнены за период, указанный при формировании диаграммы. Вид предполагает группировку по исполнителям, что позволяет оценить загрузку персонала, который участвует в бюджетном процессе.

В диаграммах могут выводиться следующие показатели:

  • План. Плановые шаги бюджетного процесса.
  • Факт. Фактически сформированные задачи.
  • План-факт. Планируемые шаги и фактические задачи.

При анализе фактических показателей и наличии задержек в отчете могут выводиться прогнозы по задачам, которые будут сформированы с учетом текущих задержек.

Анализ и контроль исполнения бюджетов

В этой статье вкратце описан функционал подсистемы бюджетирование 1С ERP. Заявленный функционал обещает реализацию процедуры бюджетирования с условием полного повторения логики, заложенной в системе.

В процессе тестирования был обнаружен существенный недостаток. Так и не получилось собрать данные произвольным запросом. Надеюсь, фирма 1С в скором времени даст пояснения по этому вопросу.

Отличительной чертой программного продукта 1С ERP, в частности его подсистемы бюджетирования, является отсутствие какой-либо внятной и качественной документации. Карусель с логикой от релиза к релизу. Основательно подумайте, прежде чем принимать решение о приобретении обозначенного программного продукта.

Программа представляет собою отдельную подсистему, предназначенную для формирования Отчета о прибылях и убытках на русском и английском языках в разрезе центров финансовой ответственности согласно корпоративным стандартам Группы (МСФО, US GAAP, управленческий учет и пр.).

Программа представляет собою отдельную подсистему, встраиваемую в любую конфигурацию (толстый клиент) на платформе «1С: Предприятие 8.2», имеющую компонент бухгалтерского учета на плане счетов РСБУ («Хозрасчетный»), и предназначенную для формирования Отчета о прибылях и убытках (далее − «ОБУ») на русском и английском языках в разрезе центров финансовой ответственности (далее − «ЦФО») согласно корпоративным стандартам Группы (МСФО, US GAAP, управленческий учет и пр., далее − «МСФО»).

Объекты подсистемы ЦФО не затрагивают объектов стандартной конфигурации, за исключением интерфейса «Общий», который отвечает за переключение на интерфейс «ЦФО». При абсолютном нежелании менять какие-то объекты конфигурации, интерфейс «ЦФО» может не подключаться, и тогда вызов всех объектов подсистемы «ЦФО» будет осуществляться через пункт меню «Операции».

В качестве измерений ЦФО используются следующие справочники:

  • Номенклатурные группы;
  • Физические лица;
  • Вертикали;
  • Проекты;
  • Регионы.

Первые два справочника входят в стандартную поставку конфигурации «1С:Бухгалтерия 2.0», последние три − специализированные справочники подсистемы ЦФО, которые являются аналогами справочников «Подразделения», «Проекты» и «Регионы» в программе «1С:Управление Производственным Предприятием 1.Х» .

При формировании ОПУ в подсистеме задействованы справочники из стандартной поставки, в разрезе которых ведутся счета доходов и расходов:

Для формирования ОПУ по МСФО требуется реклассификация российских статей доходов и расходов в аналогичные статьи МСФО. Для такого соотнесения используется справочник «Счета доходов и расходов по МСФО». Иерархическая структура этого справочника однозначно определяет структуру ОПУ: созданные в справочнике группы и подгруппы породят точно такие же группы и подгруппы в ОПУ, а элементы справочника в созданных группах и подгруппах, дадут расшифровку соответствующих интегральных статей доходов и расходов. Перемещение группы, подгруппы, элемента в справочнике вверх или вниз приведёт к аналогичному смещению отображения группы, подгруппы, элемента в ОПУ.

Переключение с русского языка на английский и наоборот в отчёте осуществляется посредством кнопки «Английский» и «Russian», соответственно. Для хранения англоязычных наименований у выводимых в отчёт элементов справочника используются новые объекты конфигурации «1С:Бухгалтерия 2.0» − общие реквизиты. К сожалению, общие реквизиты не могут быть использованы в стандартных справочниках, поэтому в них для хранения англоязычных наименований используются дополнительные реквизиты вида «Строка». При отсутствии англоязычного наименования у какого-то элемента справочника в отчёт выводится его русское наименование, что служит оператору сигналом о необходимости перевода.

Подсистема была разработана исходя из такого широко распространённого факта, что бухгалтеры на момент разноски часто не знают, на какой именно ЦФО следует отнести тот или иной расход и доход. Поэтому работу в подсистеме рекомендуется строить следующим образом:

  1. Бухгалтеры работают в своём обычном режиме, фиксируя хозяйственные операции в программе.
  2. По завершении выверки и закрытия месяца финансист анализирует бухгалтерские проводки и с помощью специального документа «Присвоение ЦФО проводкам» в пакетном режиме присваивает российским проводкам измерения ЦФО согласно МСФО.
  3. После того, как всем проводкам будут присвоены ЦФО, формируется ОПУ.

По сути, любое из пяти имеющихся в подсистеме измерений ЦФО служит меткой, прикрепляемой к каждой проводке по счетам доходов и расходов. Использование пакетного режима присвоения таких меток делает работу финансиста быстрой, лёгкой и удобной. Формирование ОПУ по умолчанию происходит по выбранной компании Группы. Срез ОПУ по выбранному измерению ЦФО будет представлять собою срез ОПУ по соответствующей метке на проводках по счетам доходов и расходов.

ОПУ формируется в регламентированной валюте (рубли) с возможностью округления до тысяч и миллионов.

Для выверки данных в ОПУ имеется возможность расшифровки любой статьи дохода и расхода по суммам проводок и документам-регистраторам.

Благодаря интуитивной прозрачности схемы работы и простоте настройки, внедрение подсистемы ЦФО может быть осуществлено в самые кратчайшие сроки − вплоть до 1 недели. При отсутствии корпоративных стандартов, разумеется, сроки будут больше, а при невысоком качестве ведения российского учёта − существенно больше.

Как частный случай, подсистема может быть использована для учёта по центрам затрат.

Достоинства

Элегантное решение для финансиста, позволяющее в минимальные сроки подготовить Отчёт о прибылях и убытках на русском и английском языках в разрезе ЦФО согласно корпоративным стандартам.

Читайте также: