Что такое сальдо в 1с

Обновлено: 04.07.2024

Немногие бухгалтеры (особенно начинающие) знают и пользуются всеми возможностями бухгалтерских отчётов в 1С.

В этой статье на сквозном примере разберём работу с Оборотно-сальдовой ведомостью в 1С:Бухгалтерии 8.3 (редакция 3.0).

Внимание, это урок - повторяйте все мои действия в своей базе (у вас только организация и период будут другими).

Заходим в раздел "Отчёты" и выбираем пункт "Оборотно-сальдовая ведомость" ( у вас другое меню? ):

В открывшемся отчёте указываем период (у меня это будет весь 2013 год) и организацию (у меня это будет Конфетпром), жмём кнопку "Сформировать":

В моём случае отчёт выглядит как-то вот так:

Раскрываем субсчета 60 счёта

Давайте заставим оборотку раскрыть 60 счёт (поставщики) по субсчетам. Для этого заходим в настройки отчёта (кнопка "Показать настройки"):

Переходим на закладку "Группировка" и нажимаем кнопку "Добавить":

Добавляем группировку по 60 счёту, ставим галку "По субсчетам" и очищаем поле "По субконто":

Настройка будет выглядеть вот так. После этого нажимаем кнопку "Сформировать":

Отлично! В оборотке раскрылся только 60 счёт. Появились субсчета 60.01, 60.02 и 60.21:

Выводим 60 счёт в разрезе контрагентов

А давайте сделаем так, чтобы прямо в оборотке эти субсчета выводились в разрезе контрагентов! Как вам идея?

Для этого снова заходим в настройки отчёта, переходим на закладку "Группировка" и нажимаем кнопку многоточие в поле "По субконто":

Видим возможные варианты субконто для 60 счёта и ставим галку "Контрагенты":

Нажимаем кнопку сформировать:

Раскрываем все счета по субсчетам

А если нам раскрыть все счета по субсчетам? Да очень просто.

Снова заходим в настройки, страница "Группировка" и ставим общую галку "По субсчетам":

Делаем отбор по налоговым счетам

А давайте теперь сделаем отбор и оставим в оборотке только счета, по которым ведётся налоговый учёт (для налога на прибыль)?

Для этого заходим в настройки отчёта, уже на закладку "Отбор" и нажимаем кнопку "Добавить":

Выбираем признак "Счет"->"Налоговый учет":

В поле "Значение" указываем "Да" (то есть отобрать все счета у которых признак "Налоговый учет" равен "Да"):

Снова нажимаем кнопку "Сформировать":

И вот они наши счета, по которым помимо бухгалтерского ведётся налоговый учёт:

Выводим показатели налогового учета

Счета-то мы налоговые отобрали, но показателей налогового учёта пока не видим , давайте же выведем их рядом с данными бухгалтерского учёта.

Для этого зайдём в настройки отчёта, закладка "Показатели" и отметим галку "НУ (данные налогового учета)":

Нажмём кнопку "Сформировать", готово:

Разворачиваем сальдо 60 счёта

Снова вернёмся к обычной форме оборотки и обратим наше внимание на 60 счёт:

Как мы знаем, 60 счёт активно-пассивный, потому что в него входят как активные субсчета (60.02 - выданные авансы), так и пассивные (60.01 - расчёты с поставщиками).

Поэтому просто остаток по нему в 374 118,04 нам ни о чём не говорит. Ведь в этой цифре учитывается наша задолженность перед поставщиками и выданные авансы одновременно.

То ли мы должны поставщикам эту сумму, то ли просто сумма нашей задолженности превышает выданные авансы на 374 118,04.

Эту дилемму можно легко разрешить, настроив вывод 60 счёта по субсчетам, как мы это делали выше. Но что, если мы хотим развернуть это сальдо (374 118,04) прямо по 60 счёту, не переходя к субсчетам?

Именно для этого и существует закладка "Развёрнутое сальдо" в настройках отчёта. Перейдём к ней и нажмём кнопку "Добавить":

Добавим 60 счёт и нажмём кнопку "Сформировать":

И вуаля! 374 118,04 магическим образом развернулись на две цифры: 145 873,20 (сумма выданных авансов) и 519 991,24 (наша задолженность перед поставщиками):

Выводим вид счёта

Начинающие бухгалтеры, бывает, путают вид счетов и субсчетов (активный, пассивный, активно-пассивный). А давайте выведем эту информацию в качестве дополнительного поля прямо в оборотке?

Для этого заходим в настройки отчёта, закладка "Дополнительные поля" и нажимаем кнопку "Добавить":

Выбираем поле "Счет"->"Вид":

И нажимаем "Сформировать":

Делаем "красивости"

Для красоты - отчёт можно оформлять. Как душе угодно

К примеру, перейдём на закладку "Оформление" и изменим "Вариант оформления" на "Арктика":

Нажмём кнопку "Сформировать":

Снова перейдём на закладку "Оформление" и нажмём кнопку "Добавить":

Изменим шрифт отчёта:

На "Comic Sans MS" и поставим размер 12:

Сохраняем и восстанавливаем настройки отчёта

Наконец, все сделанные нами настройки мы можем сохранить, чтобы всегда вернуться к ним в будущем. Для этого на панели найдём кнопку "Сохранить настройки. ":

Чтобы вернуться к сделанным настройкам найдём кнопку "Выбрать настройки. ":

Чтобы установить настройки, рекомендованные фирмой 1С по умолчанию нажмём кнопку "Стандартные настройки":

Сдаём оборотку в электронный архив

Кстати, сформированную оборотку можно сохранить в электронный архив, который располагается внутри базы 1С. Это позволит, к примеру, в будущем вернуться к оборотке за 2013 год без её формирования в программе.

Это бывает полезно, если есть подозрения, что кто-то провёл документы из закрытых периодов и поплыла оборотка.

Я вообще всем советую после закрытия периода сохранять его оборотку в электронном архиве.

Для этого просто сформируйте нужную оборотку и нажмите кнопку "Регистр учета"->"Сохранить":

А чтобы открыть уже сохраненные оборотки: "Регистр учета"->"Открыть архив".

Отправляем оборотку на почту

Суммируем ячейки

Наконец, не будет лишним напомнить по такую "потрясающую" возможность как суммирование выделенных ячеек в оборотке:

Делаем расшифровку ячеек

А, чтобы прямо из оборотки перейти к другим бухгалтерским отчётам по этим же измерениям, используйте расшифровку (двойной щелчок по интересующей нас цифре):

На этом всё, на очереди уроки по другим видам бухгалтерских отчётов и не только

Подписывайтесь на новые уроки

С уважением, Владимир Милькин (преподаватель школы 1С программистов и разработчик обновлятора).

Как помочь сайту: расскажите (кнопки поделиться ниже) о нём своим друзьям и коллегам. Сделайте это один раз и вы внесете существенный вклад в развитие сайта. На сайте нет рекламы, но чем больше людей им пользуются, тем больше сил у меня для его поддержки.

Слово имеет итальянское происхождение, его перевод звучит примерно, как «расчет» или «остаток». С XIX века понятие начали применять в отношении остатков по счетам бухучета. Принципиально смысловая нагрузка слова не изменилась и приобрела довесок – употребление и в переносном смысле, использование в описании внешнеэкономической деятельности. Задавая вопрос, сальдо что это такое простыми словами, мы рассчитываем услышать нечто необычное. Однако истоки термин не потерял и поныне ассоциируется в первую очередь с бухучетом.

Сальдо - что это такое простыми словами

Что такое сальдо простыми словами

Сальдо – это разность значений дебета и кредита счетов. В самом общем из значений сальдо предполагает некий остаток на определенный день, разницу. На видах сальдо мы остановимся чуть позже, а сейчас рассмотрим примеры значений этого слова в разных сферах.

Во внешней торговле – это разность между страновым экспортом и импортом. С помощью анализа платежного баланса можно анализировать плавающие курсы валют РФ и определять давление на курс национальной валюты.

Кредит «Финансирование капитальных затрат»

В платежах – разность между оплаченными и полученными от контрагентов суммами. В квитанциях на оплату услуг ЖКХ – это остаток (то есть переплата с предыдущего месяца) по лицевому счёту квартиры.

Что такое сальдо в бухгалтерии простыми словами

Как уже говорилось выше, для бухучёта данное понятие носит едва ли не сакральное значение. Отражая разность между дебетом и кредитом счетов, сальдо может быть и на левой, и на правой стороне счёта. Напомним, что правая сторона – это кредит, показывающий поступления на счет, когда он пассивный и расход, когда счет активный. Левая сторона – это дебет, где наоборот, поступления отображаются, когда счет активный, а расход, когда счет пассивный.

При каждом движении сумм по счету разница между правой или левой стороной изменяется. Изменяется, таким образом, сальдо счета.

Рассмотрим простейший пример просчета сальдо в бухгалтерском учете счета в таблице ниже.

Увлекательная бухгалтерия для программистов: бухгалтерские отчёты, финансовый результат

Автор уроков и преподаватель школы: Владимир Милькин


На следующий день (17.06.2014) вы снова встречаетесь со своим знакомым.

- Сегодня мы разберём какие бывают бухгалтерские отчеты. - начинает он.

- Зачем вообще нужны эти отчёты?! - не выдерживаете вы.

- Отчёты, - продолжает знакомый, - позволяют на основании записей по бухгалтерским счетам представить информацию в более удобном для анализа виде, в различных разрезах. Конечно, мы с тобой будем делать их в ручную, но если бы ты вёл компьютерный учёт, то смог бы строить отчёты автоматически на основании однажды забитых данных.

- Это хорошо! Директор обещал в конце июля поставить один из компьютеров ко мне в бухгалтерию.

Анализ счета

- Так вот, - говорит знакомый, - один из наиболее часто используемых отчётов называется Анализ счета.

К примеру, возьмём 50 счёт касса.

Во-первых, открой перед собой журнал операций, чтобы оттуда брать данные для отчёта.

Во-вторых, любой отчёт (будь то анализ счёта или какой другой) обязательно строится за какой-то период. Именно за этот период и берутся операции из журнала для заполнения данных отчёта.

Укажем в названии отчёта тот счёт по которому он строится (50 счёт) и период (2 квартал 2014 года).

Укажем сальдо на начало периода по этому счёту. Если ты уже забыл, что такое сальдо, то я напомню, что это остаток, который в зависимости от счёта может быть как дебетовым, так и кредитовым (в зависимости от того каких оборотов больше). Сальдо находится как разница между оборотами. У нас начальное сальдо равно нулю, так как организация начала свою деятельность как раз со второго квартала.

Дальше нам нужно указать дебетовые и кредитовые обороты по счёту в разрезе бухгалтерских счетов с которыми эти обороты происходили.

Так, если за весь период (судя по журналу операций) в дебет 50 с кредита 62 пришло 50000 и 25000 (поступления от покупателей), то мы так и укажем в анализе счёта.

И если с кредита 50 в дебет 60 ушло 10000 (оплата поставщику), то мы также укажем эти 10000 по кредиту в разрезе 60 счёта.

Затем подсчитаем общие обороты по 50 счёту (отдельно по дебету и кредиту).

И укажем сальдо (остаток) на конец периода. Общая картинка будет такой:

Обрати внимание, что мы представили обороты по дебету 50 счёта с кредитом 62 двумя строками. Мы это сейчас сделали для упрощения, обычно же эти строки группируются в одну (была бы одна запись на 75000).

Что мы можем сказать по этому анализу счёта о денежных потоках в кассе? Многое! Например то, что за 2 квартал от покупателей в кассу поступило 75000 рублей, поставщикам мы оплатили 10000 рублей, на расчётный счёт из кассы перевели 15000. На начало периода в кассе было ноль рублей. На конец осталось 50000 рублей.

Вот сколько всего можно сказать по анализу только лишь одного бухгалтерского счёта. Не зря анализ счёта является одним из самых полезных отчётов.

Не обязательно строить анализ счёта сразу за весь период. К примеру анализ 50 счёта за май будет таким:

Видишь, обороты по 51 счёту не попали в отчёт, ведь эта операция (сдача денег в банк) была 3 июня, а отчёт мы построили за май.

Но вот в анализе 50 счёта за июнь как раз и будут отражены эти самые обороты с 51 счётом. Ты видишь, что сальдо конечное из анализа счёта за май перекочевало в сальдо начальное анализа счёта за июнь? И это очень важный момент! Сальдо конечное по счёту обязательно должно учитывать не только обороты за период, но и сальдо начальное. Просто раньше мы не говорили об этом, так как сальдо начальное всегда было равно нулю. Тут мы взяли сальдо начальное по дебету (65000), прибавили к нему обороты по дебету (0), отняли обороты по кредиту (15000). Получилось 50000 - это и есть конечный остаток в кассе за июнь:

Читайте также: