Что такое жуз в 1с

Обновлено: 03.07.2024

Привет, Хабр!
В этой статье мы начнем рассказ о том, как устроена внутри платформа «1С:Предприятие 8» и какие технологии используются при ее разработке.

image

Нативные приложения

  • STL (в частности, строки, контейнеры и алгоритмы)
  • множественное наследование, в т.ч. множественное наследование реализации
  • шаблоны
  • исключения
  • умные указатели (собственная реализация)

Компоненты

  • Разделение способствует лучшему проектированию, в частности лучшей изоляции кода
  • Из набора компонентов можно гибко собирать разные варианты поставки:
    • Например, инсталляция тонкого клиента будет содержать wbase, но не будет backend
    • а на сервере wbase, наоборот, не будет
    • оба варианта будут, конечно, содержать nuke и bsl
    • Предоставляет фабричные методы, позволяющие создать класс из другой компоненты зная только его название (без раскрытия реализации)
    • Предоставляет инфраструктуру умных указателей с подсчетом ссылок. За временем жизни SCOM-класса не нужно следить вручную
    • Позволяет узнать реализует ли объект конкретный интерфейс и автоматически привести указатель на объект к указателю на интерфейс
    • Создать объект-сервис, всегда доступный через метод get_service и т.д.

    Этот макрос опишет специальный статический класс-регистратор, конструктор которого будет вызван при загрузке компоненты в память.
    После это можно создать его экземпляр в другой компоненте:

    Для поддержки сервисов SCOM предлагает дополнительную, достаточно сложную инфраструктуру. Центральным в ней является понятие SCOM-процесса, который служит контейнером для запущенных сервисов (т.е. выполняет роль Service Locator), а также содержит привязку к локализуемым ресурсами. SCOM процесс привязывается к потоку ОС. Благодаря этому внутри приложения можно вот так получать сервисы:

    Более, того переключая логические (SCOM) процессы привязанные к потоку, можно получить практически независимые с точки зрения информационного пространства приложения, выполняющиеся в рамках одного потока. Так устроен наш тонкий клиент, работающий с файловой базой — внутри одного процесса ОС находятся два SCOM-процесса, один связан с клиентом, а второй — с сервером. Такой подход позволяет унифицировать написания кода, который будет работать как на локальной файловой базе, так и в «настоящем» клиент-серверном варианте. Цена за такое единообразие — накладные расходы, но практика показывает, что они того стоят.

    На основе компонентной модели SCOM реализована и бизнес-логика и интерфейсная часть 1С: Предприятия.

    Пользовательский интерфейс

    Кстати, об интерфейсах. Мы не используем стандартные контролы Windows, наши элементы управления реализованы напрямую на Windows API. Для Linux-версии сделана прослойка, работающая через библиотеку wxWidgets.
    Библиотека элементов управления не зависит от других частей «1С:Предприятия» и используется нами еще в нескольких небольших внутренних утилитах.

    За годы развития 1С:Предприятие внешний вид контролов менялся, но серьезное изменение принципов произошло только один раз, в 2009 году, с выходом версии 8.2 и появлением «управляемых форм». Помимо изменения внешнего вида, фундаментально изменился принцип компоновки формы — произошел отказ от попиксельного позиционирования элементов в пользу flow-компоновки элементов. Кроме того, в новой модели элементы управления работают не напрямую с доменными объектами, а со специальными DTO (Data Transfer Objects).
    Эти изменения позволили создать веб-клиент «1С:Предприятия», повторяющий С++ логику контролов на JavaScript. Мы стараемся поддерживать функциональную эквивалентность между тонким и веб клиентами. В том случае, когда это невозможно, например, из-за ограничений доступных из JavaScript API (например, возможности работы с файлами очень ограничены), мы часто реализуем нужную функциональность при помощи расширений браузеров, написанных на C++. На данный момент мы поддерживаем Internet Explorer и Microsoft Edge (Windows), Google Chrome(Windows), Firefox (Windows и Linux) и Safari (MacOS).

    Кроме того, технология управляемых форм используется для создания интерфейса мобильных приложений на платформе 1С. На мобильных устройствах отрисовка контролов реализована с использованием «родных» для операционной системы технологий, но уже для логики компоновки формы и реакции интерфейса используется тот же код, что и в «большой» платформе «1С:Предприятие».

    image


    Интерфейс 1С на ОС Linux

    image


    Интерфейс 1С на мобильном устройстве

    image


    Интерфейс 1С на ОС Windows

    image


    Интерфейс 1С — веб-клиент

    Open source

    Заключение

    В статье мы коснулись нескольких основных аспектов разработки платформы «1С: Предприятие». В ограниченном объеме статьи мы затронули лишь некоторые интересные, на наш взгляд, аспекты.
    Общее описание различных механизмов платформы можно посмотреть тут.
    Какие темы были бы интересны Вам в следующих статьях?

    Как реализована мобильная платформа 1С?
    Описание внутреннего устройства веб-клиента?
    Или, может быть, Вам интересен процесс выбора фич для новых релизов, разработки и тестирования?


    Казахстан - государство, принадлежащее и Европе, и Азии, с населением более 18 миллионов человек. Страна космодрома Байконур и редких животных, таких как снежный барс и джейран. Страна с девственной природой и богатейшей историей, в которой до сих пор много «белых пятен». И один из самых интересных и малоизученных вопросов для историков – вопрос о жузах казахов. Знаете ли вы, что это?

    Казахстан на карте мира

    Что такое жуз? Отличительные характеристики

    Жуз – это специфическая форма объединения казахов, сложившаяся исторически. Всего их было три. Старший, Средний и Младший, и между собой они делили практически всю территорию современного Казахстана, захватывая и небольшую часть соседних государств. Жузы имели свои отличительные особенности: внутреннее этническое единство, обособленная территория, родовые связи, традиции и обычаи.

    Мнение историков о периоде возникновения жузов

    Причины возникновения, внутренняя структура, организация - все это вызывает множество споров и противоположных мнений. Расходятся взгляды историков и на период возникновения такого явления, как жузы казахов.

    Языковед Сарсен Аманжолов, один из основоположников казахского языкознания, придерживается версии об их появлении в 10-12 веках, еще до объединения монголов и тюрков в единую тюрко-монгольскую империю

    Советский востоковед Василий Бартольд, исламовед и арабист, считает временем возникновения жузов 16-й век.

    Историк Чокан Валиханов связывал возникновение жузов с периодом распада Золотой Орды.

    Русский этнограф и востоковед Николай Аристов же относил создание жузов к периоду набегов джунгар.

    Востоковед Турсун Султанов, отмечая скудность сведений, с большей долей вероятности относил время возникновения жузов ко второй половине 16-го века – по его мнению, именно в этот период произошла трансформация системы улусов в систему жузов.

    Жузы Казахстана

    Существует казахская пословица:

    Дай Старшему Жузу посох и пусть пасет скот, дай Среднему Жузу перо и пусть решает споры, дай Младшему Жузу копье и отправь на врага.

    Довольно любопытно, не правда ли?

    Всего существовало три казахских жуза. О них мы уже упоминали. Старший ("Улы жуз"), Средний ("Орта") и Младший ("Киши"). Старший занимал территорию Семиречья и Южного Казахстана. Средний – территорию Центрального Казахстана А Младший казахский жуз располагался на территории Западного Казахстана.

    Интересный факт! Старший не был самым крупным по территории или численности. Он получил свое название из-за старшинства входивших в его состав родов.

    Казахи на битве

    Жузы существовали как разные ханства со своими правителями, обычаями и родовыми связями. Но при этом жители никогда не забывали, что в целом они – единый народ, между собой войн не устраивали, а при угрозе внешнего врага объединяли свои силы.

    Особенности воспитания

    Какие особенности воспитания и поведения были приняты в объединениях, которые носили названия жуз? Это, к примеру, особенность воспитания сыновей. Традиционно детей «делили» так: старший сын отдавался бабушке и дедушке «на воспитание», средний сын рос с родителями и в дальнейшем оставался в этой семье, помогая до старости, а вот младшего растили для войска. Младшие сыновья с детства знали о своем предназначении и обучались тем умениям, которые могли бы пригодиться на поле боя – фехтованию, стрельбе из лука и прочему.

    Казах на коне

    Каждый член этой общности должен был превосходно знать и жузы, и роды, населявшие его. Знание своего родословного древа – святая обязанность для всех обитателей с самого раннего возраста.

    Знать «назубок» всех родственников до десятого и далее колена – не прихоть старейшин. Дело в том, что в жузах любой, даже самый дальний родственник мог рассчитывать на всевозможную помощь, в какой бы момент он за ней не обратился к своему. Важность родственной взаимопомощи – отличительная особенность мировосприятия.

    Браки

    Национальный наряд казахов

    В жузах строго соблюдалось правило "не ближе семи колен" при заключении браков. Супруги не могли быть из одного рода - казахи строго следили за экзогамностью браков, не допуская связей между родственниками. Нарушение этой нормы строго каралось, как правило, смертной казнью.

    Старший

    Южно-Казахстанская, Джамбульская и юг Алматинской области – это все бывший Старший жуз. Это земли Южного Казахстана, Семиречья и даже частично территория современного западного Китая.

    По этим территориям текут реки Сырдарья и Или. Основные племена, проживавшие на этих землях и являющиеся основой Старшего жуза - дулаты, албаны, канлы, жалаиры, уйсуны, суаны. К началу 20-го века население составляло около 1 млн человек.

    Этот жуз – последний из трех, оказавшийся в составе Российской империи. Более того, за него еще пришлось побороться с Кокандским ханством – в прямом смысле слова. Да и дипломатическую войну за Семиречье тоже пришлось устроить, но уже с Китаем.

    Если племена Среднего и Младшего жузов были кочевыми, то Старший жуз отличался наличием оседлых казахов.

    Нарисованные казахи

    Богатство Старшего жуза – залежи урана. В последние годы Казахстан стал лидером по его добыче, сильно увеличив производство.

    Здесь высокая рождаемость, сюда с удовольствием переселяются многие узбеки и киргизы.

    Сейчас на территории бывшего жуза находится город Алма-Ата с населением более полутора миллионов человек.

    Занятный факт: большинство руководящих постов в стране, значительная часть правящей элиты - выходцы из Старшего жуза. Самый яркий пример – президент страны Нурсултан Назарбаев.

    Президент Казахстана Назарбаев

    Средний

    Иначе говоря, Орта-жуз - самый большой по территории из казахских жузов. Он занимал в основном север и восток страны, а также Центральную ее часть. Если рассматривать этот жуз в контексте современного Казахстана, то речь идет о таких областях, как Кустанайская, Акмолинская, Северо-Казахстанская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская. А также часть Алма-Атинской и Джамбулской областей.

    По территории Среднего жуза протекали реки Иртыш, Ишим и Тобол. Проживали в нем 6 основных племен: аргыны, найманы, кипчаки, коныраты, кереи и уаки. К началу двадцатого века общая численность Среднего жуза составляла порядка 1 млн 300 тыс. человек.

    Если говорить о присоединении Среднего жуза к России, то тут важным оказался 1739 год. В этом году состоялся съезд казахских султанов в Оренбурге; от Среднего жуза присутствовали 27 старшин. На этом съезде султаны присягнули на верность Российской империи, и часть Среднего жуза вошла в ее состав. Но не все проходило гладко, часть ханов оспорила это решение, и в итоге окончательное присоединение Среднего жуза затянулось вплоть до середины 19-го века.

    Рассматривая территорию Среднего жуза в условиях современности, можно увидеть, что помимо коренного населения - казахов и русских - на этих землях сейчас также проживают чеченцы, украинцы, немцы, татары. Караганда и Астана – крупнейшие города, расположенные на этой территории.

    Младший

    Этот жуз занимал территорию современных Актубинской, Западно-Казахстанской, Атыраусской, Мангышлакской областей и частично – Кызылординской области. Если смотреть на карту, то это западная часть Казахстана от Урала до Каспийского моря. Основные реки, протекающие по землям – Сырдарья и Яик.

    Младший жуз Казахстана по большей части состоял из трех племенных союзов – алимулов, байулов и жетыру. Это три основные группы, каждая из которых, в свою очередь, имела в составе более малочисленные - в группу алимулов входило еще 6 родов, в группу байулов - 12, а в группу жетыру - 7 родов. К началу 20-го века численность превышала 1 млн 100 тыс. человек.

    Крупнейший город на современной территории – город Ахтубинск с населением свыше 370 тыс. человек. Помимо казахов и русских, сейчас в этих краях проживают представители корейской нации.

    Территория, которую занимал Младший жуз – это край засушливых степей, напоминающих пустыню. Но в этой пустыне есть стратегически важные для Казахстана ресурсы – здесь добывают нефть, хром и уран.

    Жузы в современном Казахстане

    На сегодняшний момент в процентном соотношении жители Казахстана делятся следующим образом: 35 % - жители Старшего жуза, 40 % - жители Среднего и 25 % - Младшего.

    Казахские девушки

    Также в Казахстане есть две малочисленные, но почитаемые большинством казахов группы населения:

    1. Торе – прямые потомки Чингисхана.
    2. Кожа – потомки первых арабов, которые принесли ислам в степи Казахстана.

    Две эти группы - так называемые "белая кость". Они считаются древней аристократией казахов.

    Современный Казахстан старается не подчеркивать различия между жузами, а еще лучше – совсем стереть различия между ними. Но дело идет не очень успешно – все же это история страны в несколько сотен лет, а приверженность традициям в казахской степи очень велика.

    Показательно, как чиновники из высших эшелонов власти стараются свести на нет важность происхождения из какого-либо жуза. В качестве примера можно взять высказывание советника президента Ермухамета Ертысбаева:

    Я вообще не знаю, какого я рода, какого жуза. Я — казах. Двадцать первый век, а мы мыслим категориями эпохи монголо-татарского нашествия.

    Значение жузов в истории Казахстана

    Наличие жузов определенно сыграло свою важную роль в истории всего государства. В первую очередь именно благодаря ним был так хорош сохранен казахский этнос. То, что до наших дней дошли обычаи, язык, особенности культуры и традиции древнего казахского общества – неспроста. На страну оказывали давление и Китай, и среднеазиатские ханства, и Россия. Все это могло бы удручающе повлиять на этнос и культуру казахов. Но именно благодаря жузам потери этой уникальной культуры не произошло.

    Надо также понимать, что казахи занимали довольно большую территорию. Эффективно управлять ею из какого-то одного центра было проблематично, а в иные отрезки времени и невозможно. Наличие уважаемых жузов помогло сохранить страну для потомков в том виде, в каком мы видим современный Казахстан сейчас.

    Западноказахстанские области напоминают не только Дикий Запад, но и Северный Кавказ или Сирию - здесь процветают национализм и салафизм, которые, накладываясь на безработицу и бедность, дают поистине гремучую смесь

    Мне приходилось общаться с людьми, долгое время жившими и работавшими на ответственных постах в Казахстане, и они отмечают, что экс-президенту Нурсулстану Назарбаеву действительно удалось выстроить эффективно функционирующее государство, и не в последнюю очередь благодаря тому, что прибыли от нефтедобычи доходят и до рядовых граждан.

    Тем не менее, не всегда гладко и с этим. Но, главное, у Казахстана есть ахиллесова пята, которая кроется в самом устройстве казахского этноса, изначально делившегося на три жуза (племенных объединения) — Старший, Средний и Младший.

    Борьба жузов и растущая радикальная исламизация страны. Тайная война в степях и городах Казахстана Казахстан, Терроризм, Политика, Видео, Длиннопост

    Можно вспомнить, что самые громкие этнические конфликты проходили в Казахстане за прошедшие десятилетия именно на территории Младшего жуза. Это и кровавый погром чеченцев и ингушей 17 — 28 июня 1989 года в Новом Узене (на тот момент в составе Гурьевской области, с 1990 года в составе Мангистауской области), вызвавший бегство шести тысяч человек, и нападения нескольких тысяч казахских националистов на юбилейные мероприятия уральских казаков 15 сентября 1991 года в Уральске (административном центре на тот момент Уральской области, в 1992 году переименованной в Западно-Казахстанскую).

    Нищета на фоне нефтедобычи

    Причем, на национальные особенности накладываются и социальные. Представители Младшего жуза при Назарбаеве были оттеснены от власти в стране. Не в последнюю очередь поэтому западноказахстанские регионы поражают своей бедностью, так как влиятельные чиновники занимаются развитием только своих малых родин. При том, что именно здесь, на берегах Каспия, добывают главное богатство Казахстана — нефть!

    Только по официальным данным, 16 декабря 2011 года в Жанаозене было убито 15 (еще один человек был убит полицейскими днем позже при разгоне демонстрации протеста в поселке Шетле) и ранено 100 участников протеста. 37 задержанных были затем отданы под суд, многие получили тюремные сроки.

    Ощущение национального и социального угнетения со стороны Центра, как это часто бывает, дало почву и для религиозного обособления западноказахстанских областей. В середине 1990-х годов сюда проник салафизм, известный также как ваххабизм.

    Борьба жузов и растущая радикальная исламизация страны. Тайная война в степях и городах Казахстана Казахстан, Терроризм, Политика, Видео, Длиннопост

    Причем, что интересно, центром салафизма в Казахстане уже тогда являлся Жанаозен. Однако в результате проведенной в 2005 году репрессивной кампании казахским силовикам удалось разгромить ячейки салафитов в Жанаозене и Актау, многие их лидеры были отправлены за решетку, а активистов побуждали к выезду из страны.

    После этого активность салафитов переместилась в соседние Атыраускую (до 1992 года Гурьевскую) и Актюбинскую области.

    В марте 2009 года в поселке Шубарши Актюбинской области начались аресты. Первым 14 марта взяли имама местной салафитской общины Азамата Каримбаева. До 2004 года Каримбаев работал в нефтяной компании, но затем уволился, возглавил в родном селе салафитскую общину и построил в Шубарши мечеть для своих единомышленников. 21 марта взяли пятерых его прихожан.

    23 сентября 2009 года все задержанные получили тюремные сроки от 10 до 17 лет. Имам уже в декабре 2009 года при странных обстоятельствах погиб в тюрьме.

    17 мая 2011 года в центре Актобе на проходной областного департамента Комитета национальной безопасности (КНБ, местный аналог российского ФСБ) подорвал себя 25-летний местный житель Рахимжан Махатов. Силовики сначала пытались выдать все за обычный криминал, но очень быстро выяснилось, что Махатов был членом местной салафитской общины. В апреле 2011 года Махатов и еще ряд актобинских салафитов были задержаны правоохранительными органами (позже его отпустили под подписку о невыезде), продолжалось следствие, и он решил сыграть на опережение.

    Казахский фронт джихада

    Возглавил операцию прибывший на место событий из Алматы заместитель министра внутренних дел генерал-полковник Амантай Аубакиров.

    Молодое поколение радикалов

    Силовики рапортуют о снижении количества салафитов в западноказахстанских областях в целом. Скорее всего, так и есть, потому что все желающие жить в халифате могли уехать в 2014—2015 годах в Сирию и Ирак к ИГИЛ*, где требовались не только боевики, но и люди сугубо гражданских специальностей.

    Есть ощущение, например, судя по наличию в Интернете рэп-роликов, воспевающих убитых в Шубарши боевиков-салафитов как героев, что неформальный ислам в Казахстане — как и среди арабской молодежи во Франции, — постепенно входит в систему мира околокриминальной молодежи или стремящейся хотя бы казаться таковой.

    Несложно представить, что в случае ослабления центральной власти, которая пока что целиком замкнута на личности Назарбаева, и падения мировых цен на нефть контроль над западноказахстанскими областями будет резко ослаблен и местные радикалы, имеющие мобилизационные ресурсы из местной исламизированной агрессивной шпаны, получат шансы если не взять власть на местах, то как минимум поучаствовать в ее дележе.

    Читайте также: