Дана программа на языке программирования паскаль для решения данного примера заполните пропуски

Обновлено: 07.07.2024

Упражнение 2.
Вычислить частное двух целых чисел. В связи с тем, что делить на ноль нельзя, организуем контроль ввода данных.

1. Наберите текст программы:

Упражнение 3.
Вывести на печать название дня недели, соответствующее заданному числу D, при условии, что в месяце 31 день и 1-е число – понедельник. Для решения задачи воспользуемся операцией mod, позволяющей вычислить остаток от деления двух чисел, и условием, что 1-е число – понедельник. Если в результате остаток от деления заданного числа D на 7 будет равен 1, то это понедельник, двойке – вторник, тройке – среда и т.д.

1. Наберите текст программы:

2. Запустите программу на выполнение и проверьте её работу: Ctrl-F9
3. Для просмотра результатов выполненной программы необходимо нажать: Alt-F5
4. Сохраните программу на своем диске: A:\P3PR3

Задания уровня 2

Задания уровня 3

4. Составить программу, которая проверяет, может ли существовать треугольник с заданными сторонами. Известно, что сумма двух любых сторон должна быть больше третьей. Сохраните программу под именем P3PR9.
5. Даны целые числа a, b, c. Если a ? b ? c, то все числа заменить наименьшим из них, в противном случае сменить знак каждого числа. Сохраните программу под именем P3PR10.
6. Составьте программу решения квадратного уравнения с использованием сложных условий. Сохраните программу под именем P3PR11.
7. Составьте программу, предназначенную для вычисления значения переменной y, где при четных значениях x; y=x2 – 6 при значениях x, кратных 5; y=0 во всех остальных случаях. Сохраните программу под именем P3PR12.
8. Напишите программу, которая при вводе латинской прописной буквы выводит на экран такую же букву, но строчную. Сохраните программу под именем P3PR13. Указание: воспользуйтесь тем фактом, что все латинские прописные буквы расположены в кодовой таблице подряд, по алфавиту, начиная с символа ‘A’ с кодом 65. Строчные буквы также расположены по алфавиту, начиная с символа ‘a’ с кодом 97. Подсказка: для решения обратной задачи существует функция UpCase, которая преобразует строчные буквы латинского алфавита в прописные, но не изменяет другие, то есть:

Контрольные вопросы:
1. Как работает оператор присваивания?
2. Приведите синтаксис оператора присваивания.
3. Что такое ввод данных?
4. Что такое вывод данных?
5. Перечислите формы операторов ввода данных.
6. Перечислите формы операторов вывода данных.
7. Сформулируйте правила записи оператора IF.
8. Что такое вложенный оператор IF?
9. Что представляет собой оператор варианта?
10. В программах какого типа используется оператор варианта?
11. Константы какого типа могут быть использованы в операторе варианта?
12. Какое соответствие должно быть между выражением оператора варианта и его константами?

Для начала написания непосредственно кода программы надо знать ее структуру: как правильно записываются команды, в каком порядке.

На первом занятии вы узнаете:

  1. Какова структура программы на языке Паскаль.
  2. Как написать простейшую программу.

Для создания программ можно использовать среду программирования Pascal ABC.

Структура программы

Программа на языке Паскаль начинается с заголовка, имеющего следующий вид:

program <имя программы>;

За ним идет раздел описаний, в котором должны быть описаны все идентификаторы (константы, переменные, типы, процедуры, функции, метки), которые будут использованы в программе.

После раздела описаний идет раздел операторов, который начинается со служебного слова begin (начало) и заканчивается служебным словом end (конец).

В этом разделе задаются действия над объектами программы, описанными в предыдущем разделе. Операторы в этом разделе отделяются друг от друга точкой с запятой. После последнего слова end ставится точка.

Общий вид программы:

В разделе описаний не обязательно должны быть все разделы.

Как написать простейшую программу

Рассмотрим простейшую задачу с линейным алгоритмом.

Для записи программы с линейным алгоритмом нам нужно описать входные и выходные данные, нужны процедуры для вводы и вывода данных и оператор присваивания.

Задача. Ввести с клавиатуры два числа. Вывести на экран их произведение.

Программа на Паскаль

Пояснения к программе

Имя этой программы example_1.

В каждом объявлении перечисляются через запятую имена переменных одного типа, после чего ставится двоеточие и указывается тип переменных.

В нашем примере описаны три переменные: все они (a, b и rez) имеют целый тип (integer).

После описательной части идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова begin.

В данном случае во время выполнения программы необходимо ввести два целых числа через пробел, тогда переменной a присваивается значение, равное первому введенному числу, а переменной b присваивается значение, равное второму введенному числу.

Например, вы ввели числа 12 и 45, тогда a = 12, а b = 45. В конце этого оператора также можно ставить ln.

Завершает раздел операторов end с точкой.

Выполнение программы

Введите два целых числа через пробел

Коротко о главном

Программа на языке Pascal состоит из заголовка, раздела описаний и раздела операторов.

Если программа содержит несколько операторов, то они разделяются знаком точки с запятой.

Начало и конец раздела операторов обозначаются ключевыми словами begin и end. После слова end в конце текста программы всегда ставиться точка. Она означает, что программа закончена.

Компиляция выполняется клавишей F9. Для выполнения программы надо нажать Ctrl+9.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой подборку задач с подробным решением. Нацелен на развитие алгоритмического и логического мышления, формирование интереса к изучению предмета, подготовку к успешной сдаче ОГэ по информатике.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач на языке программирования Pascal (Подготовка к ОГЭ)»

Решение задач на языке программирования Pascal (Подготовка к ОГЭ) Авторы проекта: Александрова З.В., учитель физики и информатики МБОУ СОШ №5 пгт Печенга, Мурманская область

Решение задач на языке программирования Pascal

(Подготовка к ОГЭ)

Авторы проекта: Александрова З.В., учитель физики и информатики МБОУ СОШ №5 пгт Печенга, Мурманская область

Задача 1 . Напишите программу для выведения на экран трёх чисел в порядке обратном вводу. Нужно ввести с клавиатуры три числа (первое, второе и третье), а компьютер должен вывести третье, затем первое и второе. Решение: program tri_сhisla; var a, b, c: integer; begin writeln(

Задача 1 .

Напишите программу для выведения на экран трёх чисел в порядке обратном вводу. Нужно ввести с клавиатуры три числа (первое, второе и третье), а компьютер должен вывести третье, затем первое и второе.

program tri_сhisla;

var a, b, c: integer;

writeln('Введите три числа через пробел');


y then begin x:=x+y; y:=x-y; x:=x-y; writeln('x=',x); writeln('y=',y); readln end ; end . " width="640"

Задача 2.

Напишите программу, которая производит обмен значений переменных x и y , если x больше y .

program Obmen;

var x,y: integer;

writeln('Введите значения x и y');

if xy then


n then m:=m-n; if mthen n:=n-m until m=n; nod:=m; writeln('НОД = ', nod); readln end . program nod1; var m, n: integer; nod: integer; begin writeln ('Введите первое число m='); readln (m); writeln ('Введите второе число n='); readln (n); while mn do if mn then m:=m-n else n:=n-m; nod:=m; writeln('НОД = ', nod); readln end . " width="640"

Задача 3.

Напишите программу для вычисления наибольшего общего делителя двух целых чисел.

program nod2;

writeln ('Введите первое число m=');

writeln ('Введите второе число n=');

if mn then m:=m-n;

if mthen n:=n-m

program nod1;

writeln ('Введите первое число m=');

writeln ('Введите второе число n=');

while mn do

if mn then m:=m-n


'); readln (n); if n0 then k1:=k1+1; if nthen k2:=k2+1; until n=0; writeln ('Введено:') ; writeln ('положительных чисел - ', k1); writeln ('отрицательных чисел - ', k2); readln end . " width="640"

Задача 4.

Напишите программу, в которой осуществляется ввод целых чисел (ввод осуществляется до тех пор, пока не будет введен 0) и подсчет количества введенных положительных и отрицательных чисел.

program podschet_chisel_1;

var n, k1, k2: integer;

writeln ('Введите целое число');

if n0 then k1:=k1+1;

if nthen k2:=k2+1;

writeln ('положительных чисел - ', k1);

writeln ('отрицательных чисел - ', k2);

Задача 5. Даны натуральные числа n и k. Составить программу вычисления выражения 1 k + 2 k + … + n k . Для решения задачи нужно организовать два цикла, один из которых поместим внутрь другого. Такие конструкции называют вложенными циклами. program dvazikla; var n,k,sum,d,i,j : integer; begin writeln(

Задача 5.

Даны натуральные числа n и k. Составить программу вычисления выражения 1 k + 2 k + … + n k . Для решения задачи нужно организовать два цикла, один из которых поместим внутрь другого. Такие конструкции называют вложенными циклами.

program dvazikla;

writeln('Введите значения n и k через пробел');

for i:=1 to n do

for j:=1 to k do

Задача 6. Проверить, является ли четырехзначное число счастливым билетом. Дано четырехзначное число. Проверить, является ли оно «счастливым билетом». Счастливым билетом называется число, в котором: а) при четном количестве цифр в числе сумма цифр его левой половины равна сумме цифр его правой половины; б) при нечетном количестве цифр – то же самое, но с отбрасыванием серединной цифры. program Schastliviy_bilet; var n: integer ; left, right: integer ; begin writeln(

Задача 6.

Проверить, является ли четырехзначное число счастливым билетом. Дано четырехзначное число. Проверить, является ли оно «счастливым билетом».

Счастливым билетом называется число, в котором: а) при четном количестве цифр в числе сумма цифр его левой половины равна сумме цифр его правой половины; б) при нечетном количестве цифр – то же самое, но с отбрасыванием серединной цифры.

program Schastliviy_bilet;

left, right: integer ;

writeln( 'Введите номер билета - четырёхзначное число' );

right := n mod 10 ;

n := n div 10 ;

right := right + n mod 10 ;

n := n div 10 ;

left := n mod 10 ;

n := n div 10 ;

if left=right then writeln( 'Билет является счастливым' )

else writeln( 'Билет не является счастливым' );

Задача 7. Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет СУММУ чисел. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число – СУММУ чисел. Program Summa_ch; Var a, i, sum, n: integer ; Begin Writeln(

Задача 7.

Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет СУММУ чисел. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число – СУММУ чисел.

Program Summa_ch;

Var a, i, sum, n: integer ;

Writeln( 'Введите количество чисел n

For i:= 1 to n do

Writeln( 'sum=' , sum);

Задача 8. Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет СУММУ чисел, КРАТНЫХ 4. В последовательности всегда имеется число, кратное 4. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число – СУММУ чисел, кратных 4. Program Summa_ch1; Var a, i, sum, n: integer ; Begin Writeln(

Задача 8.

Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет СУММУ чисел, КРАТНЫХ 4. В последовательности всегда имеется число, кратное 4. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число – СУММУ чисел, кратных 4.

Program Summa_ch1;

Var a, i, sum, n: integer ;

Writeln( 'Введите количество чисел n

For i:= 1 to n do

if a mod 4 = 0

then sum:= sum + a;

Writeln( 'sum=' , sum);

Задача 9. Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет СУММУ чисел, ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ на 2. В последовательности всегда имеется число, ОКАНЧИВАЮЩЕЕСЯ на 2. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число – СУММУ чисел, ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ на 2. Program Summa_ch2; Var a, i, sum, n: integer ; Begin Writeln(

Задача 9.

Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет СУММУ чисел, ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ на 2. В последовательности всегда имеется число, ОКАНЧИВАЮЩЕЕСЯ на 2. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число – СУММУ чисел, ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ на 2.

Program Summa_ch2;

Var a, i, sum, n: integer ;

Writeln( 'Введите количество чисел n

For i:= 1 to n do

if a mod 10 = 2

then sum:= sum + a;

Writeln( 'sum=' , sum);

Задача 10. Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет СУММУ чисел, чётных чисел. В последовательности всегда имеется чётное число. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число – СУММУ чётных чисел. Program Summa_ch3; Var a, i, sum, n: integer ; Begin Writeln(

Задача 10.

Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет СУММУ чисел, чётных чисел. В последовательности всегда имеется чётное число. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число – СУММУ чётных чисел.

Program Summa_ch3;

Var a, i, sum, n: integer ;

Writeln( 'Введите количество чисел n

For i:= 1 to n do

Writeln( 'Введите число' );

if a mod 2 = 0

then sum:= sum + a;

Writeln( 'sum=' , sum);


0 ) then l := l + 1 ; if (a then m := m + 1 ; end ; writeln(k, ' ' , l, ' ' , m, ' ' ); end . " width="640"

Задача 11.

Подсчитайте, сколько среди данных N чисел нулей, положительных чисел, отрицательных чисел.

program chisla;

n, a, i, k, l, m: integer ;

writeln ( 'Введите количество чисел' );

for i := 1 to n do

writeln ( 'Введите число' );

if (a = 0 ) then

if (a 0 ) then

if (a then

writeln(k, ' ' , l, ' ' , m, ' ' );


0 do begin if (a mod 10 c) then c := a mod 10 ; if (a mod 10 then b := a mod 10 ; a := a div 10 ; end ; writeln(b, ' ' , c); read end . " width="640"

Задача 12.

Дано натуральное число N. Определить наименьшую и наибольшую цифры данного числа

program chislo1;

writeln ( 'Введите число' );

while a 0 do

if (a mod 10 c) then

c := a mod 10 ;

if (a mod 10 then

b := a mod 10 ;

a := a div 10 ;

Задача 13. Программа получает на вход последовательность целых неотрицательных чисел, каждое число записано в отдельной строке. Последовательность завершается числом 0, при считывании которого программа должна закончить свою работу и вывести количество членов последовательности (не считая завершающего числа 0).Числа, следующие за числом 0, считывать не нужно program posledov; var a, s: integer ; begin s := 0 ; writeln (

Задача 13.

Программа получает на вход последовательность целых неотрицательных чисел, каждое число записано в отдельной строке. Последовательность завершается числом 0, при считывании которого программа должна закончить свою работу и вывести количество членов последовательности (не считая завершающего числа 0).Числа, следующие за числом 0, считывать не нужно

program posledov;

writeln ( 'Введите число' );

while a 0 do

Задача 14.

program kvadratchislo;

writeln ( 'Введите количество чисел' );

for i := 1 to n do

if sqr(i) then

Задача 15. Определите количество четных элементов в последовательности, завершающейся числом 0. Само число 0, и все, что следует за ним, учитывать не нужно. program posvedchet; var a, k: integer ; begin k := 0 ; writeln (

Задача 15.

Определите количество четных элементов в последовательности, завершающейся числом 0. Само число 0, и все, что следует за ним, учитывать не нужно.

Читайте также: