Для детей что такое компьютерная программа

Обновлено: 04.07.2024

Хотим мы этого или нет, но обучение все больше становится похожим на игру. Особенно, если речь идет о детях младшего школьного или, тем более, дошкольного возраста. Преподаватель Британской высшей школы дизайна Дмитрий Карпов составил список полезных ресурсов для обучения информатике с раннего возраста.

Сегодня подборка приложений посвящена знакомству с основами программирования, но вы можете еще собрать отдельно головоломки, простые игры на решение игровых задач мышления, лабиринты, проектирование чтобы развивать мышление, внимание, анализ, дисциплину итеративного поведения при решении задачи. Вторая группа — творческие приложения, рисовалки, музыкальные приложения, простые видео-редакторы для развития цифрового творчества у детей и воспитании интереса к электронным инструментам творчества. Третья группа приложений — интерактивные книги, сказки, аудио-книги развивающие вербальную и аудиальную культуру, расширяющие словарный запас и гармонично формирует личность интересующуюся текстом, нарративностью, яркими вербальными образами и интерактивным опытом взаимодействия с сюжетом.

Новую область знания, computer science, науки прикладного программирования и проектирования стоит начинать изучать в раннем возрасте - уже с 4-6 лет, когда принципы мышления уже формируют представления об основах мира вокруг, его систем, структур. Игра всегда служила обучению ребенка — сегодня главным учебным инструментом становится гаджет, личный проводник в мир цифровых знаний ребенка или семейный планшет, школьный компьютер.

14 САЙТОВ И ИГР, КОТОРЫЕ НАУЧАТ ДЕТЕЙ ПРОГРАММИРОВАНИЮ Дети, Компьютерные игры, Длиннопост

Ну, в общем, как всегда: сохраним, а там, может быть, на досуге, вспомним, откроем, посмотрим.

Иллюстрация к комментарию

я смотрю у всех дети так хорошо шарят в английском?

Годный пост об обучении программированию для детей

При программировании можно переключаться между логическими блоками и диалектом JS. Вроде еще какой-то язык был.

У меня ребенок 3-классник ходит на кружок по Коду Гейм Лаб. Нравится очень!! Не канон на маках учится , убунту 8.10 терминал и попытайся это заставить работать

Может и не в тему, но Exapunks еще могу посоветовать, прям понравилась игрушка.

У нас дистанционная школа, где учатся дети, использует первый сайт. Довольно интересно. Но согласна, что это как с экономистами в 2000. Рынок пресытится. Но для общего развития - почему бы и нет. Особенно зайдет тем детям, которым нравится майнкрафт.

Может кому интересно, но я использовал школу программирования Пиксель. И цены недорогие, и преподователи хорошие. Поэтому вот моё субъективное мнение - рекомендую)

будет ребенок - постараюсь его программированием заинтересовать

Расскажу про то, как мой сын пошёл Scratch'у обучаться. Т.к образование - дело серьёзное, то к выбору онлайн школы мы подошли основательно. Остановились мы на школе Пиксель. Пропустим время обучения, но могу сказать две вещи: сыну понравилось и по кошельку не ударило. И сейчас он во всю пишет программы, хоть до профессионального программиста ему далеко, но он уже сейчас имеет представление о программировании

Факторио даёт больше

Мой сын увлекается программированием. Наступило лето и я настоятельно решил отдать его в школу программирования. Долго искал и наткнулся на школу Пиксель. Там много курсов, но мой сын выбрал Scratch. Купили абонемент на весь курс. Сын проучился всё лето с радостью. На каждое занятие ходил с удовольствием. Ему всё понравилось!

Pixel starships еще зацените - крутая пиксельная тема с элементами написания скриптов для поведения персонажей А я свой путь начал с логических схем в garrys mod, потом exp2. А сейчас заканчиваю магистратуру на программиста. Пфф, программирование, игры, дети, а human resource machine нету. Даже с учётом того, что язык программирования там свой, фу таким быть

Заебали уже со своими программистами. Куда ни плюнь - везде одни программисты. Никто не хочет учиться ни на строителей, на на инженеров, ни на энергетиков, ни на врачей. Все хотят быть сраными программистами и делать говносайтики. Только не нужно говорить "а ты зарплаты в нашей стране видел"? Даже если бы у всех вышеперечисленных профессий были одинаковые зарплаты со сраными веб-программистами, все равно бы все перлись в программисты. Сейчас нынешнее поколение даже простых законов физики и формул математики не знает. Ведь зачем они нужны для клепания говносайтов на фрилансе?

А на последней картинке мажоры учатся себе стринги выбирать?

жаль что для детей, а то глядишь и программистом стал бы

Зачем детям лезть в это дерьмо? Пожалейте, не ставьте на них так сразу крест. Может ещё людьми вырастут.

Я считаю, лучше сначала им математику давать, а потом уже.


Золотой фонд багоделов

Если в ремастере GTA покачивать машиной из стороны в сторону, она увеличивается в размерах.


Действительно

Действительно Скриншот, Twitter, Верующие, Апокалипсис, Коронавирус, QR-код

На злобу дня

На злобу дня

Ответ на пост «Не прокатило»

Онлайн-книги

629860, ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, ПУРОВСКИЙ РАЙОН, П.Г.Т.УРЕНГОЙ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА» п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.г.т.Уренгой, 5 мкр. ДОМ 17,

СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ 5-6 ЛЕТ.

«КОМПЬЮШКА» (ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ.)

пРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 1 ГОД.


Общие положения. 3

Пояснительная записка. 3

Цели и задачи. 4

Содержание образования 6

Методы и приёмы. 6

Формы и технологии работы. 7

Средства для работы. 8

Система образовательной работы с детьми. 9

Тематическое планирование. 9

(Перспективное планирование учебного материала

по информатике для подготовительной группе.) 10

Структура занятий. 13

Оздоровительная работа. 14

Управление реализацией программы. 16

Список литературы. 20


Общие положения.

1.1 Пояснительная записка.

В последние несколько лет происходит практически глобальное внедрение информационно-компьютерные технологии (в дальнейшем ИКТ). Наряду с учебными заведениями ИКТ довольно быстро внедрили и в школу, а между школой и детскими садами наблюдается прямая преемственность, следовательно, необходимо внедрять ИКТ в ДОУ. Также внедрение ИКТ необходимо вследствие преобразования дошкольного образования внедрение сначала ФГТ, а потом ФГОС.

В связи с этим появилась проблема педагоги не владеют достаточными знаниями в области ИКТ и в следствии не умеют использовать этот вид технологий в образовательной деятельности. Хотя это условие явиться обязательным требованием к кадровому обеспечению в ДОУ.

Так как современные дети воспринимают компьютер как обыденность им уже не очень интересные обычные уроки. Приходиться внедрять различные новшества. Тот воспитатель, который владеет ИКТ, делает образовательную деятельность более интересной занимательной и доступной для воспитанника.

В сегодняшнем мире дети практически с рождения видят вокруг себя различные технические устройства, они очень притягивают детей к себе. Современные люди живут в мире увеличения потоков информации, постоянной модернизации устройств, а также для обработки всей информации. Решать задачи разной сложности помогает компьютер. Будущее сегодняшних детей – это информационное общество. И ребёнок должен быть готов к жизни в таком мире. Компьютерная грамотность становится сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам в первую очередь ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования. Успешность данных перемен связана с внедрением в дошкольном учреждении информационных технологий.

Также для успешной подготовки к школе необходимо дать ребёнку основные знания компьютера. Так как в школе ребёнок столкнётся с вычислительной техникой. Поэтому я считаю, что необходимо заранее подготовить ребёнка к взаимодействию с ИКТ.

Школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Но если навыки работы на компьютере с конкретными прикладными программами можно приобрести и в старшей


школе, то опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому и возникла необходимость в создании программы подготовки дошкольников к школьному курсу информатики.

Эта разработка составлена по основным критериям (разделами) ИКТ. Срок реализации 1 год. Основа взята из программы по информатике и включает в себя авторскую наработку «Путешествие в компьютерную страну» и А.В. Горячева, Н.В. Ключ «Программа подготовки дошкольников к информатике», конспекты к данной программе возможно брать с книги «Дошколенок + компьютер» Л.А. Котч.

В данной программе также предоставлена работа с родителями и мониторинг детей вначале и конце обучения.

В данной программе я постараюсь решить проблему непрерывности дошкольного и начального школьного образования в рамках ИКТ. Развитие компьютерных технологий дала возможность освоить компьютер не только взрослому поколению, но и дошкольникам

1.2 Цель и задачи

1. Обучить дошкольников основам компьютерной грамотности.

2. Расширить кругозор знаний об ИКТ.

3. Научить пользоваться компьютером.

4. Формирование мотивационной, операционной и интеллектуальной готовности ребёнка к использованию ИКТ.

Формирование знаний, умений и понятия о компьютерной грамотности.

Воспитание бережного и аккуратного отношения к технике.

Закрепить навыки ЗОЖ.

Развитие внимания, усидчивости, творчества, логического мышления, понятия, что компьютер не только для игр.

Формировать познавательный интерес к ИКТ, основные представления о построении логических моделей.

Учить оценивать результаты деятельности.

Развивать познавательные и психические процессы, интеллектуально-творческие способности.

В конце обучения ребёнок должен:


Правила техники безопасности.

Главные части компьютера.

Иметь представление об основных носителях информации и о защите компьютера.

Знать рабочие программы.

Что такое алгоритм.

Основы работы в программах:

Работать с мышкой и клавиатурой, свободно ориентироваться на мониторе.

Пользоваться графическим редактором и Word.

Научиться составлять алгоритмы.

Расширить знания о пользовании некоторыми программ.

Решать логические и математические задачи.

Сравнивать предметы, перемещать, группировать, делить их.

Понимать язык стрелок и как ими пользоваться.

Определять последовательность событий.

Приводить примеры отрицаний.

Самостоятельно запускать компьютер и программы.

Свободно без психологических проблем работать за компьютером.


Содержание образования

2.1 Методы и приёмы работы.

Методологической основой программы является деятельностный подход к применению новых ИКТ в детском саду, он состоит в том, что в результате обучения по данной программе дети приобретают знания нужные для овладения практическими умениями и знаниями.

Основные методические подходы:

Организуемая деятельность имеет гибкую структуру.

На занятиях организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные и игровые ситуации.

Создаются определённые ситуации общения, которые приводят ребёнка к тому что нужно проявить собственную инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Образовательный процесс должен строится на основе применения современных педагогических технологий.

Мой сын ходит в детский сад, но сейчас сидит дома на самоизоляции.

Я продолжаю работать удаленно и пытаюсь чем-то занять ребенка, чтобы спокойно зарабатывать.

В первую неделю самоизоляции я хотела научить его играть в шахматы и заниматься английским в традиционных «обучалках». Но слишком формализованные занятия оказались скучны. После них мой пятилетний сын сказал: «Мам, пожалуйста, давай больше не будем играть».

Поэтому я собрала игры, которые развивают логику, мышление, память, учат считать и писать, но при этом интересны ребенку.

Cut the rope

Зеленый монстрик Ням-Ням из одноименного мультфильма обожает конфеты. На этом и построена вся игра: нужно накормить героя. Но сделать это не так-то просто. Ребенку нужно перерезать веревки, за которые привязана конфета, и наблюдать за тем, как действует сила тяжести, в какую сторону отлетит или качнется сладость. Усложняют прохождение уровня пузыри, которые могут подхватить конфету и унести ее наверх — тогда придется начинать заново.

Логика и законы физики в игре не преподносятся скучно и формально, а объясняются на практике. Создатели игры маркировали ее 0+, и с самыми первыми уровнями действительно справятся даже детсадовцы. Но дальше может быть сложно и для младших школьников.

Рисовалка

«Рисовалка» развивает мелкую моторику у детей старше двух лет. Персонажи игры учат рисовать животных: для этого достаточно обвести пальцем пунктирные линии. Если ребенок справился, то картинка оживает — в приложение встроена анимация.

Смешная еда!

Название приложения говорит само за себя: ребенку действительно предстоит иметь дело со смешной едой, которая улыбается и поет. На примере овощей и фруктов дети изучают цвет и форму предметов, понятие о части и целом, осваивают сортировку. Преимущество приложения в том, что все предметы ребенку знакомы, поэтому новые навыки он освоит легко.

Математика и цифры для детей

Приложение «Математика и цифры для детей» предназначено для детей от двух лет. Ребенок сможет пересчитать объекты на картинке вслух, обвести пальцем цифру, услышать, как она произносится, и даже посмотреть, как показать ее на пальцах. Это идеальный вариант для раннего знакомства с цифрами.

А для детей 5—6 лет есть задания посложнее: нужно учить цифры на одном из 20 языков — в том числе китайском, хинди, норвежском и румынском.

Буковки: учимся читать весело

Это приложение пригодится в период, когда ребенок уже выучил буквы, а соединять их в слоги у него пока не получается. Помогает научиться читать единорог Лучик, который разделяет слова на части и проговаривает каждый слог — так ребенок понимает, как произносится слово целиком. Приложение разработано таким образом, чтобы ребенок обучался чтению самостоятельно, без помощи взрослых.

Все, что вы хотели знать о детях и деньгах — в нашей рассылке дважды в неделю вместе с остальными материалами о деньгах

1Line

Правила игры максимально просты: нужно соединить все точки одной непрерывной линией. С первыми уровнями справится ребенок 3—4 лет , но постепенно задача усложняется: точек становится все больше, а узор — все более замысловатым. Игра тренирует пространственное мышление, позволяет множество раз проходить один и тот же уровень, пока не найдется верное решение.

Line Puzzle

Задача игрока в Line Puzzle — повторить рисунок по образцу. Для этого нужно растягивать веревку и закреплять ее на определенных точках. Главная сложность в том, что в некоторых точках веревка уже закреплена изначально и сдвинуть ее не получится. Это может запутать ребенка.

Первые уровни совсем простые и отлично подойдут даже для обучения трехлетки. Но чем дальше, тем сложнее — последние заинтересуют и взрослых.

Star Walk Kids

Это детская версия приложения для исследования карты звездного неба Star Walk. Если дать приложению доступ к геолокации, то оно покажет созвездия на ночном небе и расскажет о них.

Кроме того, ребенок может в игровой форме изучить строение Вселенной и даже найти на небе телескоп «Хаббл» и Международную космическую станцию. Это полноценная энциклопедия о космосе, которая ответит на все вопросы детей.

Головоломки со спичками

Классическая головоломка с перекладыванием спичек приобрела абсолютно безопасную форму. В приложении больше тысячи различных заданий. Причем сложность увеличивается очень медленно — ребенок сможет постепенно освоить игру. Кроме обычных графических головоломок есть задачи на счет, поэтому в процессе можно будет еще и подтянуть математику.

Море слов

«Море слов» предлагает ребенку составить как можно больше слов из определенного набора букв. Чем выше уровень, тем больше исходных букв и тем больше слов предстоит составить. Но длина слов известна, поэтому некоторые из них можно просто угадать. Кроме того, есть подсказки — дети увидят первую букву одного из загаданных слов.

В игре более 2000 уровней и 6 языков, так что можно изучать не только русские слова. Единственный недостаток — нет встроенного словаря. Поэтому на более сложных уровнях ребенок может столкнуться со словами, которых не знает. Родителям придется их объяснять.

Слова из слов

Старая игра по составлению коротких слов из одного длинного обрела новую жизнь. Теперь играть можно в приложении, причем как в одиночку, так и соревноваться с другими участниками на турнире. На некоторых уровнях из одного исходного слова можно составить до 150 новых, а все неизвестные слова можно посмотреть в словаре.

Домашний логопед

Игру, которая отдаленно напоминает пятнашки, создал 19-летний итальянец Габриэле Чирулли на языке программирования JavaScript и выложил в открытый доступ. Поэтому есть десятки вариантов, которые отличаются разве что графикой, но с одинаковыми правилами.

На квадратном поле появляются две двойки. Их можно двигать во все стороны. Одинаковые цифры суммируются, поэтому двойки со временем превращаются в четверки, а четверки — в восьмерки. Задача игрока — получить в сумме 2048. Ребенок тренирует навык сложения и учится строить стратегию игры, просчитывать несколько шагов вперед — как в шахматах, только проще.

Сказбука

«Сказбука» — обучающее приложение с красивой графикой и знакомым голосом: озвучивает задания Вадим Демчог. Игра разделена на блоки в зависимости от возраста, а всего в игре 776 уровней. Создатели разрешают играть только полчаса в день, поэтому быстро пройти все уровни не получится.

Ребенок научится читать и считать, узнает названия цветов и фигур, нескучно подготовится к школе. А родители могут посмотреть отчет о достижениях и прямо в приложении ограничить время, которое ребенок проводит за игрой.

Уже с 5 лет дети могут учиться программировать и создавать крутые игры. Расскажем об основных программах, которые в этом помогут.

Сегодня маленькие «цифровые аборигены» рано берут в руки гаджеты и осваивают компьютерные игры. Это увлечение можно сразу развить и превратить во что-нибудь полезное: почему бы ребенку самому не начать создавать игры?

Конечно, программы для детей гораздо более упрощённые, но, главное, что дети сразу видят результат своих стараний, понимают, как строится скелет игр, учатся решать комплексные задачи и думать как программисты.

Мы рассмотрим как платформы для дошкольников (визуальные среды), так и для подростков (здесь уже понадобится текстовое программирование). Почти все программы либо имеют яркую визуализацию, либо связаны с популярными у детей игровыми площадками (Minecraft, Roblox). Игровой формат, знакомая среда вовлекают детей, мотивируют и помогают концентрировать внимание, что очень важно для обучения.

Здесь мы говорим о визуальном программировании и рассматриваем бестекстовые среды программирования: детям не нужно уметь читать, чтобы начать делать в них свои проекты.

Scratch Junior (Скретч Джуниор) — это визуальная среда, младший брат популярной среды программирования Scratch. Он предназначен для совсем маленьких детей (от 5 лет).

Изначально Scratch Jr появилось как приложение на планшет с главным персонажем котиком (работает на iPad, Android и на читалках Kindle), а затем была создана версия для ПК с героем-инопланетянином по имени Тик.

Устроена программа довольно просто: посередине игровая сцена, снизу категории блоков и область программирования. Слева можно выбрать спрайта (то есть героя или объект), для которого будет создаваться программа. Справа можно добавить нового спрайта или переключиться между сценами.

Scratch Jr — это цифровой конструктор наподобие Lego, где ребёнок должен перетаскивать блоки и соединять их вместе в нужном порядке. Процесс несложный: блоки «примагничиваются» друг к другу.

Всего есть несколько категорий: блоки движения, внешнего вида, управления и, наконец, пусковые блоки и блоки окончания. Блоки обозначены картинками, поэтому детям легко разобраться, за что они отвечают.

Библиотека спрайтов и коллекция ландшафтов довольно большие.

Добавлять свои картинки для спрайтов не получится, но в программу встроен Paint-редактор, где можно нарисовать своего персонажа или пейзаж.

Ребята не только создают простые линейные программы, но и узнают, что такое циклы и подпрограммы. Даже самый простой проект на Scratch Jr может состоять из параллельных программ: можно создать «коды» для нескольких спрайтов и запустить их одновременно. Так как сцен может быть несколько, есть возможность создать несколько уровней игры.

Эта визуальная среда, разработанная компанией Microsoft, предназначена для создания несложных 3D-игр.

Здесь можно создавать трехмерные игровые миры и менять их. Инструментов довольно много: можно изменить форму, цвет и материал рельефа, создать подводный мир или лабиринт, добавить небо, изменить освещение и силу ветра и др.

В игровой мир мы можем добавлять спрайты и программировать их движения. Из минусов — нельзя загружать собственные картинки, но есть внутриигровая библиотека спрайтов.

Для программирования нужно манипулировать графическими блоками, как и в Scratch Jr. Чтобы создать программу, необходимо нажать на правую кнопку мыши и выбрать пункт «Программа». Область программирования появится на переднем плане.

Есть две основные категории блоков для программы: «когда» и «делать». И в каждой из них множество подкатегорий, детализирующих действие. Пример создания программы для шутера: когда клавиша W нажата, персонаж стреляет на север красными пульками.

В этой программе ребята уже создают полноценные 3D-миры, добавляют в игры таймер, подсчёт очков и жизней, уровни и многое другое.

А еще они изучают циклы и условия, развивают алгоритмическое и пространственное мышление. Они уже могут придумывать свои идеи и искать пути их воплощения, анализировать задачу и структурировать её решение.

О Скретче вы наверняка уже что-то слышали. Это визуальная среда и одноимённый визуальный язык программирования, разработанные медиалабораторией Массачусетского технологического университета. Со Скретча начинают программировать не только дети, но и взрослые: он даже включён в знаменитый гарвардский курс CS50, который знакомит студентов с программированием.

В отличие от всех остальных программ, Scratch доступен онлайн и даже не требует регистрации. Аккаунт стоит завести, чтобы сохранять свои игры и публиковать их на сайте, получать лайки и комментарии от других пользователей.

Скретч — это всё та же визуальная среда, здесь тоже вместо текстового программирования нужно соединять между собой блоки. Но в Скретче уже появляются переменные, ветвления, более сложные функции и циклы и др.

Интерфейс простой: посередине экрана находится среда программирования, слева блоки, справа — сцена, на которой происходят изменения. Под сценой область, где можно выбрать, для какого спрайта создается программа, его размер и координаты (по осям Х и Y).

Категорий блоков много: движения, внешний вид, события, управление, сенсоры, операторы, переменные. Когда Скретчер (так называют опытных создателей игр в Скретч) сделает несколько игр и начнёт хорошо разбираться в программе, он сможет создать облачные переменные (чтобы играть онлайн вместе с друзьями) и свои, совершенно новые блоки.

Изучение лучше всего начать с категорий движения и внешнего вида спрайтов — так будет проще и удобнее, ведь спрайты — это основное в ваших играх на Скретч. После изучите циклы и условия, разберитесь, как сделать клонов в игре и задать переменные. После простых мини-проектов можно взяться за создание полноценного шутера, раннера или гонок.

Помимо встроенной библиотеки спрайтов и звуков, в Скретче можно добавлять свои собственные материалы. А также есть Paint-редактор, где можно нарисовать спрайта, и аудиоредактор, где пользователь записывает своё аудио.

Такое большое количество инструментов позволяет создать в Скретче практически любую игру.

Чтобы потренироваться и получше изучить возможности Скретч, дети могут воссоздать свои любимые игры. Например, сделать копию Among Us, Brawl Stars или Friday Night Funkin.

Еще интересно, что Скретч — это открытая площадка, где все могут обмениваться идеями, брать работы других пользователей и модифицировать их. Если проект «публичный», то можно воспользоваться его кодом и сделать свой ремикс.

В Скретч дети могут поближе познакомиться с логикой программирования и сразу создавать свои игры и анимацию. Работая над своими проектами, ребята развивают креативное и алгоритмическое мышление, учатся воплощать комплексные задачи. Набор инструментов достаточно широкий, чтобы воплотить практически любую задумку ребенка: нужно только проанализировать задачу и постараться найти решение.

Проектные игры в Minecraft и программирование на Python

Вы наверняка знакомы с Майнкрафт или хотя бы слышали о нём. Это игра, в которой из блоков можно создать что угодно, на что хватит фантазии. А что если все эти блоки и сооружения создавать с помощью текстового кода? Это возможно, если подключить к Майнкрафту язык программирования Python.

Это хорошая возможность научить детей программировать в знакомой и любимой среде. Как это работает? Мы скачиваем игру Майнкрафт и среду для разработки Python, а также Java, интегрируем всё вместе. Включаем сервер на компьютере, пишем код и запускаем его в игре.

К Майнкрафт также можно подключить другие языки. Например, Lua, о котором будем говорить чуть ниже в разделе о Roblox. Но Python — самый лучший выбор, так как он не только простой и интуитивно понятный для детей, но в то же время это активно развивающийся и востребованный язык, который пригодится ребятам в будущем.

С помощью текстового кода дети могут создавать блоки, строить стены, дома и целые улицы, выводить координаты персонажа в чат, создавать двухмерные и трёхмерные фигуры, сферу и др.

Код на Python для создания куба из динамита

Трёхмерный куб из 125 блоков динамита

А ещё в Майнкрафт можно познакомиться с концептом искусственного интеллекта и применением случайных чисел. Например, задать настроение персонажу-боту: он будет обижаться, когда мы отдаляемся от него, и прощать нас, когда приближаемся к нему.

Код, который мы запускаем, чтобы персонаж-бот мог на нас обидеться и затем простить

В первую очередь в Майнкрафт мы изучаем программирование, но также классно внутри этой песочницы делать свои игры. Например, лабиринт, игру с препятствиями (с появлением и исчезновением блоков и другими условиями) и др.

Что программирование и создание игр в Minecraft даст детям?

Создание игр в Minecraft — это, конечно, не то же, что создавать игры в программах по разработке игр. Здесь мы больше фокусируемся на программировании: осваиваем Python и учимся писать код на очень популярном языке (знание Python точно пригодится детям в будущем, какую профессию они бы не выбрали), ищем баги и исправляем их, как настоящие программисты.

Но, во-первых, Minecraft — это популярная у детей игра, а значит это хороший способ привить детям любовь к программированию и разработке игр. А во-вторых, создание игр в Майнкрафт раздвигает рамки и развивает воображение: дети понимают, что нет ничего невозможного (можно программировать в любимой игре!) и экспериментируют, создавая оригинальные, ни на что не похожие проекты.

Если в Minecraft дети больше учатся Python-программированию, то в Roblox они смогут почувствовать себя настоящими разработчиками игр. Это тоже знакомая для них среда: здесь ребята играют в популярные игры Adopt Me, Piggy, Murder Mystery 2 и многие другие.

На движке Roblox Studio дети могут создавать свои собственные трёхмерные игровые миры и программировать на языке Lua. Это упрощённый язык, предназначенный для пользователей, не являющихся профессиональными программистами.

У Roblox Studio непростой интерфейс, поскольку набор функций и вкладок велик. Сложность ещё и в том, что названия в программе даны на английском языке, а к этому ещё нужно привыкнуть. Когда вы только начинаете работу над проектом, перед вами открывается библиотека шаблонов: можно создавать игру на обычной равнине (Flat Terrain) или, например, в замке (Castle) или в деревне (Village). Выбор шаблона также может определять жанр игры: например, есть ландшафт для гонок или для игры Obby (игра с препятствиями).

Далее вы переходите в рабочее пространство. Посередине экрана находится сцена, а вокруг — разные вкладки, которые можно открывать и скрывать. Наверху в разделе Home вы найдёте инструменты, которые позволяют работать с объектами на сцене: создавать, двигать (Move), вращать (Rotate), изменять их размер (Scale).

Справа расположен Explorer, где находятся инструменты для настройки уровней. Самый важный из них — Workspace, куда попадают все объекты, добавленные на игровую сцену. Если нажать на объект, то под Explorer заполнится окно Properties, где можно изменить свойства объекта (например, размер или цвет).

Слева находится Toolbox — коллекция моделей, созданных разработчиками Roblox и обычными пользователями. Их можно добавлять в игровой мир. Слева же должна быть вкладка Editor (чтобы открыть её, нажмите на название Editor в верхней панели), где находятся инструменты для изменения ландшафта.

Если вы потеряли какую-либо вкладку, просто нажмите в верхнем меню на View, там можно будет выбрать любое нужное окно (такой вопрос у начинающих ребят возникает часто).

Чтобы передвигаться по игровому миру (движение камеры), нужно нажимать на клавиши W, A, S, D и зажимать правую кнопку мыши.

Создаем симулятор копателя в Roblox Studio (ночной режим)

Область программирования открывается через Explorer. Нужно нажать на плюсик рядом с Workspace (или там же рядом с объектом, для которого нужно создать код) и добавить скрипт.

Пишем код на языке Lua для симулятора копателя

Также в Roblox Studio можно подключить плагины, которые расширяют набор инструментов. Они позволяют быстрее изменять цвет, создавать окружности, разрезать блоки на тонкие пластины и др.

В Roblox можно создавать игры самых разных жанров: Obby, шутер, гонки, симуляторы (например, симулятор копателя), раннеры и многое другое.

Игры публикуются на сайте Roblox, там же можно играть в них вместе с друзьями, комментировать и ставить лайки, получать фидбек от пользователей. В Roblox также можно получать внутриигровую валюту Robux, например, за продажу мерча или когда в вашу игру играют пользователи с премиум-аккаунтом.

Roblox Studio — это полноценный инструмент, который познакомит детей с разработкой игр. Он приближен к профессиональным движкам, но упрощён и адаптирован так, что дети могут без проблем создавать в этой среде свои игры. А язык программирования Lua доступен для понимания ребенка и станет отличным началом на пути освоения программирования.

Моделирование 3D-миров поможет развить пространственное и алгоритмическое мышление ребенка. Дети смогут познакомиться с тем, как работают профессиональные разработчики игр и, возможно, загорятся в будущем освоить эту специальность.

Читайте также: