Драйвер как открыть код

Обновлено: 07.07.2024

Многие считают что самому создать драйвер для Windows это что-то на грани фантастики. Но на самом деле это не так. Конечно, разработка драйвера для какого-то навороченного девайса бывает не простой задачей. Но ведь тоже самое можно сказать про создание сложных программ или игр. В разработке простого драйвера нет ничего сложного и я попытаюсь на примерах это показать.

Сперва нам нужно определится в чем мы же будем создавать наш первый драйвер. Поскольку материал ориентирован на новичков, то язык программирования был выбран один из простых, и это не Си или ассемблер, а бейсик. Будем использовать один из диалектов бейсика — PureBasic. Из коробки он не обучен создавать драйверы, но у него удачный набор файлов, используемых для компиляции и небольшое шаманство позволяет добавить эту возможность. Процесс компиляции состоит из нескольких этапов. Если кратко, то он происходит следующим образом: Сначала транслятор «перегоняет» basic-код в ассемблер, который отдается FASM'у (компилятор ассемблера), который создает объектный файл. Далее в дело вступает линкер polink, создающий исполняемый файл. Как компилятор ассемблера, так и линкер могут создавать драйверы и если немного изменить опции компиляции, то получим не исполняемый файл, типа EXE или DLL, а драйвер режима ядра (SYS).

Окно IDE с загруженным кодом драйвера показано на скрине.

image

image

Компиляция драйвера выполняется через меню «Компилятор» (это если кто не понял).

Теперь определимся что будет делать наш первый драйвер. Обычно при изучении программирования начинают с простых вещей, скажем, выполнения математических операций и вывода результата. Вот пусть наш драйвер делает тоже самое, ведь банальная математика производимая в режиме ядра это очень круто!

Может показаться что это куча бессмысленного кода, но это не так.

У каждого драйвера должна быть точка входа, обычно у нее имя DriverEntry() и выполнена она в виде процедуры или функции. Как видите, в этом драйвере есть такая процедура. Если посмотрите на начало кода, то в первых строках увидите как ей передается управление. В этой процедуре происходит инициализация драйвера. Там же назначается процедура завершения работы драйвера, которая в нашем случае имеет имя UnloadDriver(). Процедуры CreateDispatch() и CloseDispatch() назначаются обработчиками соединения и отсоединения проги из юзермода.
Процедура DeviceIoControl() будет обрабатывать запросы WinAPI функции DeviceIoControl(), являющейся в данном драйвере связью с юзермодом. В конце кода расположена так называемая ДатаСекция (DataSection), в которой находятся имена драйвера, сохраненные в формате юникода (для этого использована одна из фишек ассемблера FASM).

Видите сколько понадобилось кода для выполнения простейшей математической операции — сложения двух чисел?

А теперь рассмотрим программу, работающую с этим драйвером. Она написана на том же PureBasic.

Процедура Plus() осуществляет связь с драйвером. Ей передаются хэндл, доступа к драйверу и слагаемые числа, которые помещаются в структуру и указатель на указатель которой, передается драйверу. Результат сложения чисел будет в переменной «Result».

Далее следует код простейшего GUI калькулятора, скопированного из википедии.

Когда закроют окно, то перед завершением работы программы, закрывается связь с драйвером и производится его деинсталляция из системы.

Результат сложения чисел 8 и 2 на скриншоте.

image

Исходные коды драйвера и программы, можно найти в папке «Examples», PureBasic на файлопомойке, ссылку на который давал в начале статьи. Там так же найдете примеры драйвера прямого доступа к порам компа и пример работы с памятью ядра.

PS.
Помните, работа в ядре чревата мелкими неожиданностями аля, BSOD (синий экран смерти), поэтому экспериментируйте осторожно и обязательно всё сохраняйте перед запуском драйвера.

Доброго времени суток!

Проблема поиска драйверов с выходом Windows 8/10 — существенно облегчилась (т.к. большую часть из них, обычно, находит и устанавливает сама ОС). Однако, в ряде случаев — драйвер система не находит, и, разумеется, это придется делать самостоятельно.

В сегодняшней статье я хотел более подробно описать вариант поиск драйвера по его коду (ID*, идентификатор оборудования). Этот способ универсален, и может выручить даже в самых сложных случаях.

Что такое ID (код оборудования)

Если упростить некоторые моменты, то это обычная текстовая строка, в которой зашифрована информация о производителе (VEN/VID), о модели устройства (DEV/PID), и пр. информация. Пример такой строки приведен ниже (прим.: для Bluetooth адаптера) .

Благодаря подобному коду (ID) — можно найти и установить драйвер практически для любого оборудования. Причем, это позволит избежать кучи проблем (конфликтов, несовместимости и пр.) и установить конкретно тот драйвер, который нужен вашему устройству.

Теперь о том, как найти этот код и как с помощью него установить драйвер.

Поиск драйвера по коду оборудования

ШАГ 1: узнаем ID-код оборудования

Для определения ИД (ID) оборудования необходимо открыть диспетчер устройств . Универсальный способ для этого: нажать сочетание Win+R (должно появиться окно "Выполнить") , ввести команду devmgmt.msc и нажать OK.

Запуск диспетчера устройств - devmgmt.msc

Запуск диспетчера устройств - devmgmt.msc

Альтернативный вариант запустить диспетчер устройств: нажать сочетание кнопок Win+X , и в появившемся меню выбрать нужное (см. скрин ниже, способ актуален для Windows 8/10) .

Для вызова этого меню - нажмите сочетание Win+X

В диспетчере устройств найдите нужное оборудование, кликните по нему правой кнопкой мышки и в контекстном меню выберите опцию "Свойства" .

Обратите внимание, что устройства, для которых нет драйвера в системе — помечены желтым восклицательным знаком как неизвестное устройство, см. скрин ниже (также они могут быть во вкладке "Другие устройства") .

Неизвестное устройство

Диспетчер устройств — свойства

Диспетчер устройств — свойства

Далее перейдите во вкладку "Сведения" , в графе "Свойство" выберите "ИД оборудования" . Перед вами должен предстать список строк (их количество может быть разным, но, если обратите внимание — данные в них повторяются) .

Сведения — ID оборудования

Сведения — ID оборудования

Чтобы скопировать строку, просто выберите ее и кликните правой кнопкой мышки, в контекстном меню выберите "Копировать" (или просто воспользуйтесь сочетанием Ctrl+C) .

Примечание : рекомендую сначала скопировать и искать по короткой строке, в которой содержится только VID и PID (VEN, DEV). Пример ниже.

Копировать ID оборудования

Копировать ID оборудования

Теперь ID оборудование нам известно ( USB\VID_0BDA&PID_B00B ) .

ШАГ 2: где искать драйвер для оборудования, зная его код ID

Сайт с огромным количеством драйверов (на нем собраны десятки тысяч драйверов для самого разного оборудования). Единственный минус - обилие рекламы. Тем не менее, не порекомендовать не могу!

Поиск драйвера на Devidinfo

Поиск драйвера на Devid.info

Аналогичный сайт. На мой взгляд, он даже поудобнее, т.к. предлагает сразу загрузить архив с драйвером (без пред-просмотра лишней рекламы).

Строку с ИД можно просто вставить в любую поисковую систему и произвести поиск. При поиске драйверов к оборудованию от малоизвестных китайских брендов — нередко драйвер можно загрузить только с очень "специфичных" сайтов.

ШАГ 3: как установить драйвер, если нет исполняемого файла setup.exe / install.exe

❶ Если драйвер запакован в архив ZIP, RAR и пр.

Сначала извлеките содержимое архива (лучшие архиваторы). Как привило, в архиве содержится каталог с большим количеством "мелких" файлов и исполняемый файл setup.exe , который и нужно запустить для установки драйвера.

Извлечь файлы

Извлечь файлы / Кликабельно

❷ Если исполняемого файла setup.exe нет

Тогда откройте диспетчер устройств (как это сделать), затем кликните правой кнопкой мышки по оборудованию и выберите в меню "Обновить драйвер" .

Диспетчер устройств — обновить драйвер

Диспетчер устройств — обновить драйвер

После выберите вариант "Выполнить поиск драйверов на этом компьютере" .

Выполнить поиск драйверов на этом компьютере

И укажите папку, куда были сохранены (извлечены из архива) файлы драйвера. После нажмите "Далее" .

Поиск драйвера на этом компьютере

Далее Windows проверит папку и предложит выбрать драйвер для установки. В общем-то, осталось только дождаться окончания установки.

Выбор драйвера для этого устройства

PS

Обновить сейчас - 21 устройство! (обновление драйверов в 1 клик мышкой в Drive Booster)

Обновить сейчас - 21 устройство! (обновление драйверов в 1 клик мышкой в Driver Booster 6)

Как найти драйвер по коду устройства , именно такой вопрос встаёт очень часто перед людьми, которым приходиться нередко устанавливать операционные системы на компьютеры с разными компонентами внутри. Для каждого такого компонента, будь-то например видеокарта или тв-тюнер, существует свой драйвер, да простят меня продвинутые пользователи, скажу в двух словах что такое драйвер.

Драйвер это программа с помощью которой ваша операционная система получает доступ к аппаратному обеспечению некоторого устройства или простыми словами переводчик объясняющий операционной системе как нужно использовать это устройство.

При покупке компьютера, драйвера всегда прилагаются на специальном компакт-диске, а что делать когда данный диск у нас утерян и присутствует острая необходимость переустановить операционную систему. Мне часто везёт попадать в подобные ситуации и одну из них я опишу в этой статье. Недавно пришлось переустановить Windows одному моему знакомому, после установки операционной системы я обнаружил, что не определились драйвера на звуковую карту и на видеокарту, о чём говорило отсутствие звука и нечёткое изображение, конечно дисков с драйверами у нас не сохранилось.

Как найти драйвер по коду устройства

После переустановки Windows сразу идём в диспетчер устройств. Пуск>Выполнить, набираем mmc devmgmt.msc.


Или другим способом, щёлкаем правой кнопкой мыши на значке Мой компьютер , далее в выпадающем меню выбираем "Управление" и "Диспетчер устройств", смотрим наш приговор: у нас отсутствуют драйвера на звук и видеокарту, самое главное автоматически установились драйвера на сетевую карту и у нас есть интернет. Опытные пользователи могут заметить: что вы будете делать если у вас не будет интернета? Мы выйдем и из этой ситуации, прочитайте наши статьи про поиск драйверов.

Итак, для начала определим нашу звуковую карту по коду устройства.


Что бы найти драйвер по коду устройства, выделяем нужное нам устройство в правом окне Диспетчера устройств и выбираем «Свойства». Кстати, здесь вы можете выбрать первый пункт обновить драйвер и мастер обновления оборудования сделает попытку автоматически найти и установить драйвер.



Итак для поиска драйверов звуковой карты используем сайт devid.info. Здесь нам нужно вставить скопированный код устройства в поле для поиска и нажать "Искать".


И вот наш драйвер для звуковой карты ATI HDMI Audio нашёлся, выбираем нашу операционную систему и скачиваем архив, разархивируем его и запускаем инсталлятор, после установки перезагружаемся и у нас появляется звук.

Драйвер-это основа взаимодействия системы с устройством в ОС Windows.Это одновременно удобно и неудобно.
Про удобства я разъяснять не буду - это и так понятно,
а заострюсь я именно на неудобствах драйверов.
В сложившейся ситуации пользователь полностью подчинён воле производителя
- выпусти тот драйвер - хорошо, а не выпустит.
Только продвинутый пользователь, имеющий голову на плечах
(особенно, если он ешё и программер) не станет мириться с таким положением дел
- он просто возьмёт и сам напишет нужный драйвер.
Это нужно и взломщику: драйвер - это удобное окошко в ring0,
которое является раем для хакера. Но хоть написать драйвер и просто,
да не совсем - есть масса подводных камней. Да и документированность данного вопроса на русском языке оставляет желать лучшего.
Этот цикл статей поможет тебе во всём разобраться.
Приступим.

Хочу сразу же сделать несколько предупреждений.
Данная статья всё-таки подразумевает определённый уровень подготовки.
Драйвера-то ведь пишутся на C(++) с большим количеством ассемблерных вставок.
Поэтому хорошее знание обоих языков весьма желательно (если не сказать - обязательно).
Если же ты пока не можешь этим похвастаться,
но желание писать драйвера есть - что ж, так как эта статья вводная, в конце её будет приведён список полезной литературы,
ссылок и т.д. Но помни: учить тебя в этом цикле статей программированию как таковому я тебя не буду.
Может как-нибудь в другой раз. Согласен? Тогда поехали!


Скоро здесь, возможно, будет стоять твоё имя.

Практически в любом деле, как мне кажется, нужно начинать с теории.
Вот и начнём с неё. Для начала уясним себе поточнее основные понятия.
Первое: что есть драйвер? Драйвер - в сущности
кусок кода ОС, отвечающий за взаимодействие с аппаратурой.
Слово "аппаратура" в данном контексте следует понимать в самом широком смысле.
С момента своего появления как такого до сегодняшнего дня драйвер беспрерывно эволюционировал.
Вот, скажем, один из моментов его развития. Как отдельный и довольно независимый модуль драйвер сформировался не сразу.
Да и сейчас этот процесс до конца не завершён:
ты наверняка сталкивался с тем, что во многих
дистрибутивах никсов для установки/перестановки etc драйверов нужно перекомпилировать ядро,
т.е. фактически заново пересобирать систему.
Вот, кстати ещё один близкий моментец: разные принципы работы с драйверами в Windows 9x и NT.
В первом процесс установки/переустановки драйверов проходит практически без проблем,
во втором же случае это тяжёлое и неблагодарное дело,
для "благополучного" завершения которого нередко приходится прибегать к полной переустановке ОС.
А зато в Windows 9x. так,стоп,открывается широкая и волнующая тема,
которая уведёт меня далеко от темы нынешней статьи,
так что вернёмся к нашим баранам. ой,то есть к драйверам.
В порядке общего развития интересно сравнить особенности драйверов в Windows и *nix(xBSD) системах:

1) Способ работы с драйверами как файлами (подробнее см. ниже)
2) Драйвер, как легко заменяемая честь ОС (учитывая уже сказанные выше примечания)
3) Существование режима ядра

Теперь касательно первого пункта. Это значит,
что функции, используемые при взаимодействии с файлами,
как и с драйверами, практически идентичные (имеется в виду лексически):
open, close, read и т.д. И напоследок стоит отметить идентичность механизма
IOCTL (Input/Output Control Code-код управления вводом-выводом)
-запросов.

Драйвера под Windows делятся на два типа:
Legacy (устаревший) и WDM (PnP). Legacy драйверы (иначе называемые "драйверы в стиле
NT") чрезвычайно криво работают (если работают вообще)
под Windows 98, не работают с PnP устройствами, но зато могут пользоваться старыми функциями
HalGetBusData, HalGetInterruptVector etc, но при этом не имеют поддержки в лице шинных драйверов.
Как видишь, весьма средненький драйвер. То ли дело
WDM: главный плюс - поддержка PnP и приличненькая совместимость:
Windows 98, Me, 2000, XP, 2003, Server 2003 и т.д. с вариациями; но он тоже вынужден за это расплачиваться:
например, он не поддерживает некоторые устаревшие функции
(которые всё таки могут быть полезны). В любом случае,
не нужно ничего воспринимать как аксиому, везде бывают свои исключения.
В некоторых случаях лучше написания Legacy драйвера ничего не придумать.

Как ты наверняка знаешь, в Windows есть два мода работы:
User Mode и Kernel Mode - пользовательский режим и режим ядра соответственно.
Первый - непривилегированный, а второй - наоборот.
Вот во втором чаще всего и сидят драйвера (тем
более, что мы в данный момент говорим именно о драйверах режима ядра).
Главные различия между ними: это доступность всяких привилегированных команд процессора.
Программировать (а уж тем более качественно) в Kernel mode посложнее будет,
чем писать прикладные незамысловатые проги.
А драйвера писать без хорошего знания Kernel mode - никак.
Нужно попариться над назначением выполнения разнообразных работ отдельному подходящему уровню IRQL, желательно выучить новое API (так как в Kernel mode API отличается от прикладного).
в общем, предстоит много всяких радостей. Но тем не менее,
это очень интересно, познавательно, и даёт тебе совершенно иной уровень власти над компьютером.

А раз уж я упомянула про IRQL, разьясню и это понятие.
IRQL (Interrupt Request Level - уровень приоритета выполнения) - это приоритеты,
назначаемые специально для кода, работающего в режиме ядра.
Самый низкий уровень выполнения - PASSIVE_LEVEl. Работающий поток может быть прерван потоком только с более высоким
IRQL.

Ну и напоследок разъясним ещё несколько терминов:

1) ISR (Interrupt Service Routine) - процедура обслуживания прерываний.
Эта функция вызывается драйвером в тот момент,
когда обслуживаемая им аппаратура посылает сигнал прерывания.
Делает самые необходимые на первый момент вещи:
регистрирует callback - функцию и т.д.

2) DpcForISR (Deferred Procedure Call for ISR) - процедура отложенного вызова для обслуживания прерываний.
Эту функцию драйвер регистрирует в момент работы ISR для выполнения основной работы.

3) IRP (Input/Output Request Packet) - пакет запроса на ввод - вывод.
Пакет IRP состоит из фиксированной и изменяющейся частей.
Вторая носит название стека IRP или стека ввода - вывода (IO stack).

4) IO stack location - стек ввода - вывода в пакете IRP.

5) Dispatch Routines (Рабочие процедуры) - эти функции регистрируются в самой первой (по вызову) процедуре драйвера.

6) Major IRP Code - старший код IRP пакета.

7) Minor IRP Code - соответственно, младший код IRP пакета.

8) DriverEntry - эта функция драйвера будет вызвана первой при его загрузке.

9) Layering (Многослойность) - данной возможностью обладают только WDM - драйвера.
Она заключается в наличии реализации стекового соединения между драйверами.
Что такое стековое соединение? Для этого необходимо знать про Device
Stack (стек драйверов) - поэтому я обязательно вспомню про всё это чуточку ниже.

10) Device Stack, Driver Stack (стек устройств, стек драйверов) - всего лишь
объемное дерево устройств. Его, кстати, можно рассмотреть во всех подробностях с помощью программы
DeviceTree (из MS DDK), например.

11) Стековое соединение - как и обещала, объясняю. В стеке драйверов самый верхний драйвер - подключившийся позднее.
Он имеет возможность посылать/переадресовывать IRP запросы другим драйверам,
которые находятся ниже его. Воти всё. Правда,просто?

12) AddDevice - функция, которую обязательно должны поддерживать WDM драйверы.
Её название говорит само за себя.

13) Device Object, PDO, FDO (Объект устройства, физический,
функциональный) - при подключении устройства к шине она создаёт PDO.
А уже к PDO будут подключаться FDO объекты WDM драйверов.
Обьект FDO создаётся самим драйвером устройства при помощи функции IOCreateDevice.
Обьект FDO также может иметь свою символическую ссылку, от которой он будет получать запросы от драйвера.
Это что касается WDM драйверов. С драйверами "в стиле NT" ситуация несколько иная.
Если он не обслуживает реальных/PnP устройств,
то PDO не создаётся. Но для связи с внешним миром без FDO не обойтись.
Поэтому он присутствует и тут.

14) Device Extension (Расширение обьекта устройства) - "авторская" структура,
т.е. она полностью определяется разработчиком драйвера.
Правилом хорошего тона считается, например,
размещать в ней глобальные переменные.

15) Monolithic Driver (Монолитный драйвер) - это драйвер,
который самостоятельно обрабатывает все поступающие
IRP пакеты и сам работает с обслуживаемым им устройством
(в стеке драйверов он не состоит). Данный тип драйверов используется только если обслуживается не
PnР устройство или же всего лишь требуется окошко в ring0.

16) DIRQL (уровни аппаратных прерываний) -
прерывания, поступающие от реальных устройств, имеют наивысший приоритет IRQL,
поэтому для них решено было придумать специальное название
(Device IRQL).

17) Mini Driver (Мини - драйвер) - чуть меньше "полного" драйвера.
Обычно реализуется в виде DLL-ки и имеет оболочку в виде "полного" драйвера.

18) Class Driver (Классовый драйвер) - высокоуровневый драйвер,
который предоставляет поддержку класса устройств.

19) РnP Manager (PnP менеджер) - один из главных компонентов операционной системы.
Состоит из двух частей: PnP менеджера пользовательского и "ядерного" режимов.
Первый в основном взаимодействует с пользователем;
когда тому нужно, например, установить новые драйвера и т.д.
А второй управляет работой, загрузкой и т.д. драйверов.

20) Filter Driver (фильтр - драйвер) - драйверы, подключающиеся к основному драйверу либо сверху
(Upper), либо снизу (Lower). Фильтр драйверы (их может быть несколько) выполняют фильтрацию IRP пакетов.
Как правило, для основного драйвера Filter Drivers неощутимы.

21) Filter Device Object - объект устройства, создаваемый фильтр - драйвером.

22) HAL (Hardware Abstraction Layer) - слой аппаратных абстракций.
Данный слой позволяет абстрагироваться компонентам операционной системы от особенностей конкретной платформы.

23) Synchronization Objects (Обьекты синхронизации) - с помощью этих
объектов потоки корректируют и синхронизируют свою работу.

24) Device ID - идентификатор устройства.

25) DMA (Direct Memory Access) - метод обмена данными между устройством и памятью
(оперативной) в котором центральный процессор не принимает участия.

25) Polling - это особый метод программирования, при котором не устройство посылает сигналы прерывания драйверу,
а сам драйвер периодически опрашивает обслуживаемое им устройство.

26) Port Driver (Порт-драйвер) - низкоуровневый драйвер,
принимающий системные запросы. Изолирует классовые драйверы устройств от аппаратной специфики последних.

Ну вот, пожалуй, и хватит терминов. В будущем,
если нужны будут какие-нибудь уточнения по теме,
я обязательно их укажу. А теперь, раз уж эта статья
теоретическая, давай-ка взглянем на архитектуру Windows NT с высоты птичьего полёта.

Краткий экскурс в архитектуру Windows NT

Наш обзор архитектуры Windows NT мы начнём с разговора об уровнях разграничения привилегий. Я уже упоминала об user и kernel mode.
Эти два понятия тесно связаны с так называемыми кольцами (не толкиеновскими ).
Их ( колец) в виде всего четыре: Ring3,2,1 и 0. Ring3 - наименее привилегированное кольцо,
в котором есть множество ограничений по работе с устройствами,
памятью и т.д. Например, в третьем кольце нельзя видеть адресное пространство других приложений без особого на то разрешения. Естественно,
трояну вирусу etc эти разрешения получить будет трудновато, так что хакеру в третьем кольце жизни никакой. В третьем кольце находится user mode. Kernel mode сидит в нулевом кольце - наивысшем уровне привилегий. В этом кольце можно всё:
смотреть адресные пространства чужих приложений без каких - либо ограничений и разрешений, по своему усмотрению поступать с любыми сетевыми пакетами, проходящими через машину, на всю жизнь скрыть какой-нибудь свой процесс или файл и т.д. и т.п. Естественно,
просто так пролезть в нулевое кольцо не получиться:
для этого тоже нужны дополнительные телодвижения. У легального драйвера с этим проблем нет:
ему дадут все необходимые API - шки, доступ ко всем нужным системным таблицам и проч. Хакерской же нечисти опять приходиться туго:
все необходимые привилегии ему приходиться "выбивать"
незаконным путём. Но это уже тема отдельной статьи, и мы к ней как-нибудь ещё вернёмся. А пока продолжим.

У тебя наверняка возник законный вопрос:
а что же сидит в первом и втором кольцах ? В том то всё и дело,
что программисты из Microsoft почему - то обошли эти уровни своим вниманием. Пользовательское ПО сидит в user mode,а всё остальное (ядро,
драйвера. ) - в kernel mode. Почему они так сделали - загадка, но нам это только на руку. А теперь разберёмся с компонентами (или, иначе говоря, слоями ) операционной системы Windows
NT.

Посмотри на схему - по ней многое можно себе уяснить. Разберём её подробнее.
С пользовательским режимом всё понятно. В kernel mode самый низкий уровень аппаратный. Дальше идёт HAL, выше - диспетчер ввода - вывода и драйвера устройств в одной связке, а также ядрышко вместе с исполнительными компонентами. О HAL я уже говорила, поэтому поподробнее поговорим об исполнительных компонентах. Что они дают? Прежде всего они приносят пользу ядру. Как ты уже наверняка уяснил себе по схеме, ядро отделено от исполнительных компонентов. Возникает вопрос:
почему ? Просто на ядре оставили только одну задачу:
просто управление потоками, а все остальные задачи (управление доступом,
памятью для процессов и т.д.) берут на себя исполнительные компоненты (еxecutive). Они реализованы по модульной схеме, но несколько компонентов её (схему) не поддерживают . Такая концепция имеет свои преимущества:
таким образом облегчается расширяемость системы. Перечислю наиболее важные исполнительные компоненты:

1) System Service Interface (Интерфейс системных служб )
2) Configuration Manager (Менеджер конфигурирования)
3) I/O Manager (Диспетчер ввода-вывода,ДВВ)
4) Virtual Memory Manager,VMM (Менеджер виртуальной памяти)
5) Local Procedure Call,LPC (Локальный процедурный вызов )
6) Process Manager (Диспетчер процессов)
7) Object Manager (Менеджер объектов)

Так как эта статья - первая в цикле, обзорная, подробнее на этом пока останавливаться не будем. В процессе практического обучения написанию драйверов, я буду разъяснять все неясные термины и понятия. А пока перейдём к API.

API (Application Programming Interface) - это интерфейс прикладного программирования. Он позволяет обращаться прикладным программам к системным сервисам через их специальные абстракции. API-интерфейсов несколько, таким образом в Windows-системах присутствуют несколько подсистем. Перечислю:

1) Подсистема Win32.
2) Подсистема VDM (Virtual DOS Machine - виртуальная ДОС - машина)
3) Подсистема POSIX (обеспечивает совместимость UNIX - программ)
4) Подсистемиа WOW (Windows on Windows). WOW 16 обеспечивает совместимость 32-х разрядной системы с 16-битными приложениями. В 64-х разрядных системах есть подсистема WOW 32,
которая обеспечивает аналогичную поддержку 32 - битных приложений.
5) Подсистема OS/2. Обеспечивает совместимость с OS/2 приложениями.

Казалось бы, всё вышеперечисленное однозначно говорит в пользу WINDOWS NT систем!
Но не всё так хорошо. Основа WINDOWS NT (имеются ввиду 32-х разрядные версии) - подсистема Win32. Приложения, заточенные под одну подсистему не могут вызывать функции другой. Все остальные (не Win32) подсистемы существуют в винде только в эмуляции и реализуются функции этих подсистем только через соответствующие функции винды. Убогость и ограниченность приложений, разработанных, скажем, для подсистемы POSIX и запущенных под винду - очевидны.
Увы.

Подсистема Win32 отвечает за графический интерфейс пользователя, за обеспечение работоспособности Win32 API и за консольный ввод - вывод. Каждой реализуемой задаче
соответствуют и свои функции: функции, отвечающие за графический фейс,
за консольный ввод - вывод (GDI - функции) и функции управления потоками,
файлами и т.д. Типы драйверов, наличествующие в Windows, я уже упоминала в разделе терминов:
монолитный драйвер, фильтр - драйвер и т.д. А раз так, то пора закругляться. Наш краткий обзор архитектуры Windows NT можно считать завершённым. Этого тебе пока хватит для общего понимания концепций Windows NT, и концепций написания драйверов под эту ось - как следствие.

Инструменты

Описать и/или упомянуть обо всех утилитах, могущих понадобиться при разработке драйверов - немыслимо. Расскажу только об общих направлениях.

Без чего нельзя обойтись ни в коем случае - это Microsoft DDK (Driver Development Kit ). К этому грандиозному пакету прилагается и обширная документация. Её ценность - вопрос спорный. Но в любом случае, хотя бы ознакомиться с первоисточником информации по написанию драйверов для Windows - обязательно. В принципе, можно компилять драйвера и в Visual Studio, но это чревато долгим и нудным копанием в солюшенах и vcproj-ектах, дабы код твоего драйвера нормально откомпилировался. В любом случае, сорцы придётся набивать в визуальной студии, т.к. в DDK не входит
нормальная IDE. Есть пакеты разработки драйверов и от третьих фирм:
WinDriver или NuMega Driver Studio, например. Но у них есть отличия от майкрософтовского базиса функций (порой довольно большие ) и многие другие мелкие неудобства. Так что DDK - лучший вариант. Если же ты хочешь писать драйвера исключительно на ассемблере, тебе подойдёт KmdKit (KernelMode Driver DevelopmentKit) для MASM32. Правда, этот вариант только для Win2k/XP.

Напоследок нельзя не упомянуть такие хорошие проги, как PE
Explorer, PE Browse Professional Explorer, и такие незаменимые, как дизассемблер IDA и лучший отладчик всех времён и народов SoftICE.

Ну вот и подошла к концу первая статья из цикла про написание драйверов под Windows. Теперь ты достаточно "подкован" по
теоретической части, так что в следующей статье мы перейдём к практике. Желаю тебе удачи в этом интереснейшем деле - написании драйверов! Да не облысеют твои пятки!

Поиск выполняется в два простых шага.

1. Определяем код устройства

Для этого нажимаем правой кнопкой по «Компьютер» - выбираем «Управление».

Узнать код оборудования

В левом окне кликаем по «Диспетчер устройств».

Код оборудования

В правом окне находим устройство, для которого нужно установить драйвер (отмечен восклицательным знаком), нажимаем по нему правой кнопкой мыши и выбираем пункт меню «Свойства».

Узнать id оборудования

В открывшемся окне переходим на вкладку «Сведения» и в выпадающем меню «Свойство» выбираем «ИД оборудования» (в Windows XP «Код экземпляра устройства»).

Узнать код оборудования, чтобы скачать драйвер

В том же окне в поле «Значение» появится код (или коды) устройства:

Список кодов устройства

Выбираем верхний и копируем его, нажав комбинацию клавиш ;

2. Находим драйвер по коду устройства

Находим драйвер по коду устройства

Нажимаем «Ok» — появится список драйверов для найденного устройства.

Если для кода не будут найдены драйверы, необходимо вернуться к списку идентификаторов и выбрать следующий в перечне:

Список кодов устройства

Альтернативные способы

Поиск онлайн

Если не удалось найти драйвер на предыдущем шаге, можно поискать драйвер с использованием любой поисковой системы, просто вставив в поисковую строку идентификатор устройства.

Использование программ

Также можно воспользоваться программой для полуавтоматической установки драйвера, например, DriverHub.

Читайте также: