Финансовый форсаж как драйвер экономического роста российской федерации

Обновлено: 07.07.2024

Финансовый "форсаж" как стратегия "экономического чуда". "Финансиализация", пронизанность финансовыми отношениями, преобладание финансовых сделок. Настройка ключевых денежных параметров, механизмов, инструментов на стимулирование роста и модернизации.

Рубрика Международные отношения и мировая экономика
Предмет Мировая экономика
Вид статья
Язык русский
Прислал(а) Муратова Н.К.
Дата добавления 28.05.2018
Размер файла 44,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Предпосылки сверхускоренного экономического развития по типу "экономического чуда" в некоторых странах мира и социально-экономические проблемы "экономического чуда". Основные пути внедрения механизма "экономического чуда" в экономику Российской Федерации.

дипломная работа [905,0 K], добавлен 17.06.2017

Место производных финансовых инструментов в современной мировой экономике. Тенденции развития мирового финансового рынка. Сущность и виды производных финансовых инструментов. Мировые показатели объемов и структуры рынков производных инструментов.

реферат [27,1 K], добавлен 23.09.2010

Особенности национального менталитета Китая, взаимосвязь его исторического и экономического развития. Характеристика основных факторов экономического роста, стратегия развития страны в мировой экономике. Современные внешнеэкономические отношения Китая.

реферат [17,5 K], добавлен 11.04.2012

Экономика во время финансового кризиса. Мировой финансовый кризис 2008 года. Начало экономического спада в Европе. Совместные действия финансовых и политических властей. Последствия экономического кризиса в России. Действия руководства и денежных властей.

курсовая работа [554,2 K], добавлен 19.12.2009

Сущность, функции и структура мирового финансового рынка. Валютный рынок, его объекты и участники. Политика международных заимствований. Рынок производных финансовых инструментов. Международный рынок титулов собственности. Финансовые деривативы.

«Финансовый форсаж – драйвер социально-экономического подъёма»

В каминном зале Дома Экономиста состоялась 17-я экспертная сессия Координационного клуба ВЭО России. Дискуссия стала настолько яркой и живой, что продлилась три часа, вместо запланированных двух.

Открыл сессию Президент Вольного экономического общества России, президент Международного Союза экономистов, директор Института нового индустриального развития имени С.Ю. Витте Сергей Бодрунов:

- В этот раз у нас необычная сессия. Обычно мы проводим сессию посвящённую какой-то проблеме или выходу нового закона. Мы направляем свои экспертные заключения в заинтересованные органы власти, которые, на основе этих материалов, готовят свои. Однако, сегодня мы посчитали, что у нас крайне актуальная тема и есть важный повод – выход книги А.Г. Аганбегяна «Финансы, бюджет и банки в новой России». В ней он анализирует роль и поведение финансовых составляющих в переломный период развития России, а также даёт свои рекомендации по реформированию финансовой системы для того, чтобы она обеспечивала достойный социально-экономический рост за счёт внутренних источников нашей страны.

Абел Гезевич – выдающийся экономист, автор и соавтор более двух с половиной сотен научных работ. Его книги по экономическим проблемам перестройки опубликованы в 12 странах мира. Но мы с вами знаем его как человека, который не только посвятил всю свою жизнь изучению социально-экономического развития России, но и многое сделал для этого в практическом плане. Именно поэтому, вдвойне приятно сегодня видеть всех вас на обсуждении его книги, которая посвящена такой важной теме.

Напомню, майским указом №204 президент России чётко сформулировал задачу возобновления экономического роста страны. До 2024 года нам необходимо поднять ВВП на душу населения в 1,5 раза, в два раза снизить бедность, увеличить ожидаемую продолжительность жизни в стране, обеспечить естественный рост численности населения, войти в число пяти крупнейших экономик мира, попутно ускоренными темпами развивая цифровые технологии и высокотехнологичные производства. Всё это – непростая задача и достойный вызов. И главная проблема – не только преодолеть кризис в отечественной экономике, но и устранить технологическое отставание России от развитых стран. Именно в этом контексте очень важна книга академика Аганбегяна.

Абел Аганбегян поблагодарил ВЭО России за проведение дискуссии по его книге и рассказал интересную историю:

- За те 13 лет, которые я был руководителем РАНХИГСА, я не написал ни одной книги. Просто не было времени. Тогда была тяжёлая ситуация – нужно было всё поднимать, искать кадры… В 1997-м году, когда мне было 65 лет, я хотел уйти и даже написал заявление, но время было непростое и моё заявление пролежало не подписанным на столе у трёх премьеров. Потом меня позвал Путин и сказал, что не может начинать свой президентский срок с моего увольнения. Я ответил, что ухожу сам и его вины нет. Тогда он сказал, что я должен выбрать нового ректора и я выбрал. Как вы все знаете, им стал Владимир Александрович Мау. Тогда я отказался от всех должностей, чтобы заняться научной работой. И я занялся – написал десятки научных статей. Однако, выяснилось, что просто объединить их в книгу нельзя, а нужно сесть и писать книгу. Тогда я взялся за эту работу, решив написать четыре книги. Три я уже выпустил. Книгу, которую мы обсуждаем сегодня, я написал, чтобы можно было обсуждать проблемы нашей финансовой системы, - поделился с собравшимися академик Аганбегян. – Почему-то, у нас не обсуждают почему за 27 лет наша финансовая система толком не сдвинулась с места. В нашей социально-экономической сфере есть две самые отстающие области: здравоохранение – в общемировом рейтинге мы на 119-м месте (по финансированию здравоохранения на 147-м месте) и по финансам – почти нет показателей выше сотого места. Мы не обсуждаем главные вопросы. Например, пенсионная реформа… Мы обсуждаем срок, но не обсуждаем за счёт чего её проведём и будем выплачивать пенсии. А мы не можем заплатить высокие пенсии. Пытаемся делать это за счёт налогов для людей и налогов для бизнеса. Ни в одной развитой стране пенсии не составляются без нормального налогообложения населения и взносов. В этих странах половина доходов уходит на обязательное страхование. И таких факторов ещё очень много. Поэтому я и хочу, чтобы всё это обсуждалось. Мне даже не нужны оценки моей книги или рецензии на неё – я не преследую рекламных целей. Мне хочется вызвать дискуссию, получить замечания, новые идеи.

Надо отметить, что вызвать дискуссию Абелу Гезевичу более чем удалось. Первым прокомментировал книгу и её тезисы член правления ВЭО России, заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин:

- Главный недостаток – считать, что эти темы никто не обсуждает. С конца 1990-х годов я лично участвую в таких дискуссиях. Важно, что помимо экономического развития, не было и развития финансового. К сожалению, наши дискуссии обычно упирались в мейнстрим и идеологии. Так и вышло, что к моменту выхода майских указов мы подошли с мелкой финансовой системой. Одновременно две проблемы: нормализация финансового сектора и финансовое стимулирование. В итоге, мы получили очень странную экономику. Сегодня, подавив финансовый сектор, мы получили бюджетную экономику. Политика финансового форсажа – это политика нормализации насыщенности деньгами. Она одновременно должна соединяться с экономической политикой, промышленной политикой и десятками других вещей в общей макроэкономической мозаике политики, рассчитанной именно на стимулирование роста, - отметил эксперт.

Следующим взял слово член президиума ВЭО России, главный директор по финансовым исследованиям Института энергетики и финансов, профессор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Ершов:

- Моя книга стала первой книгой по валютной проблематике. Она вышла в 1992 году. Книга Абела Гезевича, несмотря на то, что она готовилась не один год, актуальна как никогда. Спасибо Вам за Ваш подход и огромную работу. Те задачи, которые перед нами поставлены президентом, без фундаментальных изменений и корректировок, которые мы и обсуждаем выполнить будет почти невозможно!

Заместитель директора департамента денежно-кредитных отношений и монетарной политики Финансового университета при правительстве РФ Марина Абрамова призналась, что книга её действительно взбудоражила:

- Идея о том, что денежно-кредитная политика должны быть скоординирована с остальными мне очень понравилась. Пока что у нас это не удаётся. Большим драйвером развития сейчас, всё же, является денежно-кредитная политика. ЦБ активно борется с профицитом ликвидности, а ведь он, при определённых условиях, может стать источником инвестиционных ресурсов.

Поблагодарил автора и коллег и председатель ревизионной комиссии Яков Дубенецкий:

- Я принадлежу к поколению экономистов практико-производственников. Каждая статья Абела Гезовича всегда была для нас «светом в окошке», поэтому большое спасибо за эту работу. Часто называется огромный банковский ресурс, который может быть задействован в наших инвестиционных и других процессах – цифра около 80 триллионов. Не будем забывать, что это очень загруженный ресурс. В одной из последних глав книги указано, что только 1,5% ресурсов банков могут быть источником инвестиционных направлений. Нужно это иметь в виду. Очень правильно подчёркивает автор, что у нас в стране нет единой экономической политики. Также в книге есть призывы устроить приватизацию, в том числе в ЖКХ… Так вот со всех сторон раздаётся стон от управляющих компаний… Поэтому, может быть лучше даже вернуться к старой системе. Приватизация многих крупных компаний чаще всего несла массу проблем, и мы уже неоднократно были этому свидетелями.

Вице-президент ВЭО России, Научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг заявил, что Абел Гезевич не просто выдающийся, а великий экономист и признался, что его работа дала ему огромную пищу для размышлений:

- Я лично считаю, что возрастающая роль финансов в мире – это плохо. Банки не должны заниматься финансовыми операциями. Они должны заниматься только инвестициями. Именно от мировой финансовой системы нужно ожидать апокалиптических событий. Финансовый сектор растёт колоссально быстрыми темпами. Есть один тезис: «инвестиция – это неудавшаяся спекуляция». И многие даже серьёзные люди занимаются именно спекуляцией – это плохо. Мне также не нравится наша денежно-кредитная политика, однако – какой выход? Мы не можем просто сделать также как некоторые азиатские страны. У нас нет приоритетов и систематического их финансирования. Это большая проблема. «Мало привести лошадей к водопою – надо, чтобы они хотели пить». Многие люди просто боятся связываться с рядом финансовых инструментов. Главный вопрос: что нужно сделать, чтобы деньги заработали? Хочу не согласиться с тем, что население не участвует в пенсионных сборах. Ошибка думать, что люди не платят взносы на свою пенсию. Они платят 22% из своей зарплаты.

Член правления ВЭО России, Президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич поблагодарил Абела Гезевича за такой объёмный труд и согласился с его тезисами:

- Финансовая система – ключ к развитию реальной системы. Без адекватной финансовой системы вытянуть её невозможно. Наша система не только маленькая и чахлая, но и архаичная и ситуация только ухудшается. ЦБ не может стать центральным банком развития, поскольку в законе это просто не прописано. Он ни за что не отвечает кроме надзора за денежным обращением. Отдельно я должен отметить, что принятие непродуманных законов, в которых не учтены все соответствующие параметры, может привести к ещё более худшим последствиям для страны и социальному недовольству, чем мы наблюдали во время кризисов.

Член правления ВЭО России, Заместитель председателя совета министров республики Крым и постоянный представитель республики Крым при президенте Российской Федерации Георгий Мурадов на правах специального гостя не только поблагодарил Вольное экономическое общество России за проведение такой сессии, но и подчеркнул, что ВЭО России сейчас – одна из немногих структур, которая поддерживает Крым своим присутствием и реальной деятельностью:

- Я не специалист в экономике, но хочу сказать большое спасибо Абелу Гезевичу за его книгу, с очень многими тезисами согласен полностью. Главный вопрос: зачем нам такая система, как у нас сейчас, нужна? Понимаете, дело не в боязни санкций. Авиакомпании все российские в Крыму летают, а вот банки у нас работают не все. О чём это говорит? О том, что дело не в санкциях. Всю систему поставить под санкции нельзя. Нам нужно избавиться от двух вещей: от банков и от зависимости от иностранной валюты. Последние годы популярной становится блокчейн система. Может быть это выход. К тому же, это система без посредников и прогресс будет идти в её сторону.

Вице-президент ВЭО России, Академик РАН, директор Московской школы экономики МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Некипелов отметил, что тема дискуссии более чем актуальна:

- Я солидарен с коллегами в том, что в книге Абела Гезевича заданы те вопросы, которые затрагивают всех нас и без дискуссий и обсуждений которых, двигаться дальше невозможно. Конечно, это действительно нужно было сильно постараться, чтобы за три десятилетия темп финансового роста был меньше 1%. Конечно, по мировым меркам у нас низкий уровень монетизации экономики. Она тесно связана с глубиной самой финансовой системы. Попытка решить проблемы простым наращиванием денежного предложения может дать и весьма неположительный эффект. Абсолютно согласен с Абелом Гезевичем, который пишет, что у нас около 150 млрд. избыточных валютных резервов, которые могли бы давать отдачу в реальной экономике, но приносят только реальные потери. Меня удивляет наше упорство в отстаивании пуристской позиции в области либерализации валютного режима.

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян поблагодарил автора книги «Финансы, бюджет и банки в новой России» за фундаментальный труд и отметил, что он даёте всем нам пример того, как нужно жить и работать:

- Хочется Вам подражать! Мне кажется, правильно было бы назвать книгу: «Почему наша богатая страна такая бедная?». Абел Гезевич дал ответ. Ситуация, в которой мы находимся – рукотворная. Размер кредитного кредитования за прошедший год +14%, а сокращение просрочки на 3%. ЦБ искусственно сужает возможности роста единственного растущего сектора кредитного страхования. И таких примеров масса. При коммунистах не давали богатеть, потому что все должны были быть равно бедными, а сейчас дают богатеть, но не всем. Поэтому, ответ на вопрос такой: мы это делаем своими руками.

Заведующая кафедрой «Банки, денежное обращение и кредит» МГИМО Галина Панова отметила, что простых решений для тех проблем, которые были затронуты в ходе обсуждения, просто нет:

- Модель социального развития страны и финансово-экономическая модель, конечно же, находятся в тесной взаимосвязи. Вопрос в том, подходит ли нам такая система, как у нас сейчас или нам нужна другая? Для того, чтобы понимать куда мы идём и что строим, нужно понимать, чего мы хотим. Политика называется «денежно-кредитная». Наша точно денежная, а вот с кредитной проблемы. И в этом случае нужно задействовать опыт зарубежных коллег.

Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян отметил, что конструктивная критика ведёт к реальным решениям, поэтому он решил высказаться прямо:

- Коллеги, если есть верные утверждения и они противоречат друг другу – значит есть проблема. Хочу отметить, что ни сегодня, ни до этого я так и не смог поставить диагноз системе. А если нет одного диагноза, то как мы можем что-то делать? Мы не знаем где у нас кризис и какие конкретные проблемы. У нас нет консенсуса относительно модели экономического роста государства. Его нет нигде. В этом наша задача на сегодня. Нужен общий анализ, а не только оздоровление экономики через финансовую систему.

Профессор Международного университета в Москве, академик РАЕН Георгий Цаголов поблагодарил ВЭО России за интересную тему и отметил, что ни разу не был на столь интересных обсуждениях, после чего раскритиковал коллег за то, что те не говорят о важной конкретике:

- Не обозначено в какой системе мы находимся и куда стремимся. И все присутствующие и никто этого не понимает. А как можно двигаться без целей рассуждать о том, зло или добро политика «Финансового форсажа» - не совсем верно. Кризис 2000-х впервые был системным. Он был результатом спекулятивного тренда в развитии капитализма и это нужно понимать.

Действительный член Сената ВЭО России, Главный учёный секретарь, академик Международной Академии менеджмента Владимир Раевский поддержал выводы коллег, но сделал важное замечание:

- Какие бы объёмы вы ни собрали и какой финансовый форсаж ни устроили – вы встретите сопротивление среды. Она диктует какими методами должны быть устранены диспропорции. Поэтому, как сказал ранее коллега, очень важно системное планирование.

Абел Аганбегян поблагодарил всех собравшихся и отметил, что сейчас России нужно стремиться встать вровень с развитыми странами:

- Можно даже назвать это концепцией «догоняющего развития». Главное то, что нам очень важно делать всё системно! Большое всем спасибо за такую интересную дискуссию – я всё записал и благодарен за предложения и замечания, которые вы высказали.

На правах модератора, завершил дискуссию президент Вольного экономического общества России, президент Международного Союза экономистов, директор Института нового индустриального развития имени С.Ю. Витте Сергей Бодрунов:

- У нас есть куда инвестировать и чёткое понятие этого. И в науку, и в производство. У нас есть в этом определённая потребность и есть реальные деньги для этого. Работа должна быть комплексной. Нельзя говорить только о финансовом форсаже – этот инструмент задаёт движение и является тем самым червячком, который точит яблоко. Главное, что в дальнейшем нам всем предстоит решать проблемы, которые мы здесь сегодня озвучили.

Москва, 14 декабря. Одиннадцатого декабря 2020 года состоялся научный форум "Стратегия для России" (0+), организованный Вольным экономическим обществом России, Международным Союзом экономистов и РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Президент ВЭО России Сергей Бодрунов обратил внимание участников, что цель форума связана с обсуждением мероприятий по восстановлению и прогрессу российской экономики – а именно, формированием экспертных предложений и рекомендаций в "Единый план достижения национальных целей до 2030 года".

Призывая экспертов сосредоточиться на конкретных предложениях, президент ВЭО России процитировал академика Леонида Абалкина, который полагал, что "повышение качества жизни было и остается критерием успеха России, её возрождения", а оценка всех проводимых реформ должна проводиться именно через призму роста благосостояния россиян и уровня их жизни.

Главный экономист ВЭБ РФ отметил, что прекращение действия большинства мер в конце 2020 года и ограниченный эффект бюджетного правила будут препятствовать V-образному отскоку экономики в 2021 году и сдержат рост ВВП в 2021-2024 годах.

Чтобы выйти на темпы роста выше 3%, нужны дополнительные социальные и секторальные меры, в том числе – для поддержания доходов населения, добавил экономист.

"Ситуация с доходами населения, как мы видим за последние 7 лет, является крайне болевой точкой, серьезным социальным вызовом и ограничением для экономического роста", – подчеркнул Клепач.

По словам президента ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, вице-президента ВЭО России Александра Дынкина, глубина текущего экстернального кризиса связана с масштабом вводимых ограничений.

"Принятые в условиях пандемии жесткие меры обуславливают риски длительных посттравматических эффектов, которые связаны с закрытием предприятий, особенно в сфере услуг, с перебоями в инвестиционном процессе, с деградацией человеческого капитала ввиду нарушения работы образовательных учреждений и вынужденной социальной изоляции. Эти посттравматические эффекты мы оцениваем в 0,5 - 1% упущенного роста ВВП в ближайшие годы", – отметил академик.

По мнению Дынкина, траектория посткризисного восстановления российской экономики не вполне прочерчена. "Фискальное пространство и уменьшение ставки ЦБ почти исчерпано, риски дальнейшей сверхмягкой политики очевидны. Это переток банковских вкладов на фондовый рынок, который мы уже видим, и угроза возникновения ипотечного пузыря. В арсенале Центробанка остается смягчение банковского регулирования. Эти меры уже используются: реструктурированы кредиты физическим и юридическим лицам на сумму 6,6 трлн рублей", – пояснил академик.

По оценкам академика Абела Аганбегяна, реальные располагаемые доходы населения в 2020 году сократятся на 14% по отношению к 2013 году, а численность бедного населения, получающего душевой доход ниже прожиточного минимума, увеличится с 18 млн в 2019 году до 23 млн человек. Академик отметил, что следует поднять реальные доходы населения на 17%.

"Нужны всеобщие меры – повысить пенсии, пособия по безработице, – полагает эксперт. – Следует облегчить выплату задолженности для 40 млн человек, совокупный долг которых перед банками – около 20 трлн руб. (40% всей суммы доходов населения после уплаты налогов). Освободить население от бремени ростовщических кредитов и высоких процентных ставок, установив предельную ставку для кредитования не выше двойной нормы от размера ключевой ставки ЦБ"

Академик также обратил внимание на необходимость поднять доходы на селе и в малых городах, где средний душевой доход составляет около 20 тыс. рублей против 35 тыс. в среднем по России и 50 тыс. в крупных городах.

"Можно создать условия, чтобы трудоспособные жители села и малых городов заработали эти средства. Относительно успешные подсобные хозяйства могут быть преобразованы с помощью государства в фермерские хозяйства, сами фермеры – объединены в кооперативы и соответствующую их ассоциацию", – полагает эксперт.

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Правления ВЭО России Александр Широв согласился, что главная проблема – ситуация в социальной сфере. "Наша экономика – это на 50% потребительский спрос. Понятно, что ни уровень, ни качество жизни, ни та оплата труда, которую получают большая часть работников, нас устроить не могут. – отметил ученый. – Нужно изменить качество производственного капитала, тех рабочих мест, которые у нас сейчас есть, потому что когда 30% рабочих мест являются низкотехнологичными и малооплачиваемыми, трудно ожидать высокий уровень доходов населения в этих секторах".

"Перед экономикой стоят фундаментальные вызовы и главный из них – это повышение уровня жизни и доходов населения. – подтвердил Александр Дынкин. – Есть два взаимосвязанных пути. Это экономический рост и инновационная экономика. И здесь нет того звена, потянув за которое, можно вытащить всю цепь, нет одного волшебного рецепта".

По словам академика Дынкина, пространство инновационной конкуренции в экономике ограничивает значительная доля госсектора. "Тиражирование инноваций означает способность создавать на своей территории высокую добавленную стоимость. Если это происходит, значит доля высококвалифицированного труда в национальной экономике растет и соответственно растет уровень жизни. – отметил ученый. – Какие ресурсы можно использовать? Хотел бы отметить, что в странах инновационных лидерах госсобственность составляет 5-10%. Китай демонстрирует блестящие инновационные достижения при доле госспредприятий в выпуске ВВП порядка 30%. У нас, по скромным оценкам, государственная собственность составляет 45-50%".

"В России слабы институты защиты интеллектуальной собственности, высоки риски венчурных инвестиций, мы по-прежнему ориентируемся на линейные и вертикально интегрированные инновационные модели, в то время ка весь мир перешел к нелинейным, плоским структурам. При определении посткризисной стратегии эти обстоятельства стоит учитывать", – добавил Александр Дынкин.

Академик Абел Аганбегян назвал четыре главных драйвера экономического роста – это инвестиции в основной капитал, вложения в "экономику знаний", жилищное строительство и развитие экспорта, который, по словам эксперта, сократился в этом году по отношению к 2012 году на 60% – с 525 млрд до 370 млрд рублей.

"Нам нужен финансовый форсаж – следует перейти с 2021 года на 10-14% рост этих драйверов. У нас огромные внутренние резервы. В этом году они впервые перевалили за $600 млрд", – отметил академик.

По мнению Аганбегяна, переход к стимулированию экономического роста требует изменения бюджетного правила, и использования не менее половины от всех золотовалютных резервов.

"Для поддержания безопасности финансовой системы предлагается оставить в неприкосновенности $300 млрд. Этого достаточно, учитывая, что объем золотовалютных резервов России превышает суммарные резервы Германии, Великобритании, Франции и Италии, численность населения которых, вместе взятых, на 50 млн человек больше, чем в России", – добавил академик.

Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, член Правления ВЭО России Яков Миркин согласился с необходимостью "распечатать" до 30-40% резервов, чтобы стимулировать инвестиции внутри страны, включая закупки технологий и оборудования.

Ученый привел формулу сверхбыстрого роста экономики, которая включает умеренный, осторожный финансовый форсаж, рост монетизации, насыщенности кредитами и финансовыми инструментами при значимом сокращении процента и инфляции, регулирование счета капитала рыночными методами, снижение налоговой нагрузки до 31-32% ВВП и введение максимум стимулов для прямых иностранных долгосрочных портфельных инвестиций.

По словам Миркина, необходим взвешенный рост торгового протекционизма, который через торговые и неторговые барьеры стимулирует перемещение в Россию производства, а также программа дешевой ипотеки и программа инвестиций для выравнивания уровня жизни для 15-20 регионов, являющихся зонами национального бедствия.

Все эти меры, по словам ученого, дадут 4-5% рост российского ВВП и масштабную реструктуризацию экономики, создадут основы для массовых прямых иностранных инвестиций и трансфертов технологий из-за рубежа.

Член Президиума ВЭО России, первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Калашников отметил, что на государственном уровне главная задача – обеспечить комплексность действий по достижению конкретных макроэкономических показателей.

"Есть государственные задачи, федеральные программы, Единый план по достижению целей национального развития, комплексные планы, связанные с реализацией тех или иных национальных целей. Проблема в том, что цели не взаимоувязаны, а их факторные веса в общей структуре развития экономики не просчитаны", – отметил депутат.

"Акцент сделан на цифровизацию, однако очевидно, что мы не можем решить проблему цифровизации, не развивая производство элементной базы, которая сегодня разрушена. – привел пример Калашников. – В частности, мы не можем построить ни атомную промышленность, ни космическую, если не будем производить уникальные сплавы и металлы, например, титановые сплавы и жаропрочную бронзу, но бизнесу это невыгодно".

Поднимался в рамках форума и вопрос зеленой повестки. Научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Президиума ВЭО России Борис Порфирьев отметил, что подход к ней должен идти в терминах комплексного социально-экономического развития. В частности, она должна подчиняться более широким экологическим задачам, а те, в свою очередь, входить в связку с целями социально-экономического развития.

"На первом месте в стратегии социально-экономического развития должно идти решение социально-экономических задач. Без повышения уровня жизни, без экономического роста, который обеспечивает ресурсы для технологического перевооружения, без развития технологий, которые вырабатываются в процессе модернизации экономики, все декларации останутся тупиковыми", – добавил академик.

Эксперты форума говорили и о пространственном развитии. Среди ключевых мер директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН Валерий Крюков назвал развитие каркаса современной транспортной инфраструктуры страны – в частности, сооружение высокоскоростных железных дорог и современных автомагистралей между основными мегаполисами страны.

"Мы затянули дискуссию относительно высокоскоростной железной дороги "Москва – Санкт-Петербург или Казань", но не только здесь нужны эти дороги, они нужны вдоль индустриального пояса Востока страны, чтобы ускорить вопросы кооперации и стремления к синергии того индустриального потенциала, которым пока еще располагают индустриальные центры Востока страны", – рассказал академик.

Подводя итог дискуссии, президент ВЭО России Сергей Бодрунов отметил, что по итогам форума будут сформированы и направлены в органы государственного управления экспертные предложения в "Единый план достижения национальных целей до 2030 года".

Яков Миркин объясняет, как России превратиться в государство развития

На одной из улиц Москвы.

На одной из улиц Москвы.

Артем Коротаев / ИТАР-ТАСС

Каждый из нас на своей шкуре чувствует, что на сильнейшее внешнее давление на экономику власти дают слабые ответы. Экономика, как тряпочка, болтается на всех ветрах, внушая кому ужас, а кому отвращение, потому что все это происходит после четверти века «новой жизни» России. Япония 1950 года и 1975 года – это две разные Японии. Корея 1965 года и 1990 года – это две разные Кореи.

Но, требуя от правительства или Банка России яркой антидепрессивной политики вместо скучного бормотания о проблемах и дефицитах, мы должны договориться, а чего, собственно, мы хотим.

К чему идем?

Сотни людей бьются по части процента, денежной массы, инфляции, налогов, дефицита бюджета. Десятки аргументов, сводимых к одному: нет, нет, нет, ничего сделать нельзя, кроме единственно верного курса правительства и ЦБР, действующих безошибочно. И в 1995, и в 2005, и в 2015 году – всегда безошибочно, хотя в итоге построен хлипкий сарайчик, а не экономика.

А конечная цель всего этого мелькания – какова? В ответ – молчание.

А какой должна быть? Это открытая, социальная рыночная экономика, прошедшая модернизацию, основанная на высокой добавленной стоимости, обеспечивающая качество и продолжительность жизни в числе первых десяти развитых экономик мира. Не тонны, не баррели, не мегаватты – качество жизни! Сегодня Россия 122-я по продолжительности жизни среди стран мира (2013, ВОЗ). 70–71 год – это стыдно (Испания – 83 года, Финляндия – 81 год, Китай – 75 лет).

Две политики

Из «конечной цели» следуют очень простые вещи. Вся экономическая политика должна быть подчинена росту имущества и доходов населения, среднего класса, их здоровью и удобному бытию. Но это совсем другая политика!

Экономика, как тряпочка, болтается на всех ветрах, внушая кому ужас, а кому отвращение

Что имеем? Экономику, подчиненную геополитике и крупным частным интересам. Сверхконцентрация собственности и огосударствление создают из нее «операционный центр», в котором, хотели бы мы этого или нет, население и регионы живут по остаточному принципу – лишь бы работали и молчали. Они последняя инстанция в дележке пирога и первая – в вычетах и экономии.

Поэтому так легко было на внешнее давление (падение цен на сырье, санкции) ответить политикой вычетов, торможения, урезаний, замораживания. Высокий процент (жить нельзя), тяжелейшие налоги (при них не растет бизнес), сдавливание кредита и денежной массы (сибирский холод), бесконечные разговоры о нехватке средств, о секвестрах, о повышении пенсионного возраста (из таких мест бегут), запретительная экономика (взрывной рост регулятивных издержек). Дешевле убежать, чем создать. Бумажным человечкам экономика кажется бумажной, полной кривых, статистики, рядов чисел, а не теплокровным существом. Больного заворачивают в холодные простыни и лечат преимущественно кровопусканием.

 Фото: iStock

По мнению экспертов Форума, чтобы выйти на темпы экономического роста выше 3%, нужны дополнительные меры и стимулы. Среди них - изменение качества производственного капитала и рабочих мест, поддержание доходов населения, увеличение инвестиций в основной капитал, вложений в "экономику знаний", развитие жилищного строительства и отечественного экспорта.

"Можно отметить, что меры, которые приняло правительство, уменьшили масштабы спада российской экономики в 2020 году, по нашей оценке, на 1,8%, - подчеркнул Андрей Клепач. - В реальные доходы населения они добавили более 3 процентных пунктов. Иначе мы получили бы падение не около 5%, а 7-8%".

Главный экономист ВЭБ РФ отметил, что прекращение действия большинства мер в конце 2020 года и ограниченный эффект бюджетного правила будут препятствовать V-образному отскоку экономики в 2021 году и сдержат рост ВВП в 2021-2024 годах.

По словам эксперта, чтобы выйти на темпы роста выше 3%, нужны дополнительные социальные и секторальные меры, в том числе - для поддержания доходов населения.

"Ситуация с доходами населения, как мы видим за последние 7 лет, является крайне болевой точкой, серьезным социальным вызовом и ограничением для экономического роста", - отметил Андрей Клепач.

Президент ВЭО России и Международного Союза экономистов Сергей Бодрунов напомнил, что основной целью модернизации не только социальной, но в целом экономической политики является устойчивое повышение уровня и качества жизни населения, именно на это должны быть направлены все преобразования.

"Оценка всех проводимых реформ должна проводиться именно через призму роста благосостояния россиян и уровня их жизни", - процитировал Сергей Бодрунов академика Леонида Абалкина.

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Правления ВЭО России Александр Широв отметил, что главная проблема - в социальной сфере.

"Наша экономика - это на 50% потребительский спрос, - уверен Александр Широв. - Понятно, что ни уровень, ни качество жизни, ни та оплата труда, которую получают большая часть работников, нас устроить не могут. - отметил ученый. - Нужно изменить качество производственного капитала, тех рабочих мест, которые у нас сейчас есть, потому что когда 30% рабочих мест являются низкотехнологичными и малооплачиваемыми, трудно ожидать высокий уровень доходов населения в этих секторах".

"Перед экономикой стоят фундаментальные вызовы и главный из них - это повышение уровня жизни и доходов населения, - поддержал коллег президент ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, вице-президент ВЭО России Александр Дынкин. - Есть два взаимосвязанных пути - экономический рост и инновационная экономика. И здесь нет того звена, потянув за которое, можно вытащить всю цепь, нет одного волшебного рецепта".

По словам академика Дынкина, пространство инновационной конкуренции в экономике ограничивает значительная доля госсектора. "Тиражирование инноваций означает способность создавать на своей территории высокую добавленную стоимость, - отметил Александр Дынкин. - Если это происходит, значит доля высококвалифицированного труда в национальной экономике растет и соответственно растет уровень жизни. Какие ресурсы можно использовать? Хотел бы отметить, что в странах инновационных лидерах госсобственность составляет 5-10%. Китай демонстрирует блестящие инновационные достижения при доле госпредприятий в выпуске ВВП порядка 30%.У нас, по скромным оценкам,государственная собственность составляет 45-50%".

"В России слабы институты защиты интеллектуальной собственности, высоки риски венчурных инвестиций, мы по-прежнему ориентируемся на линейные и вертикально интегрированные инновационные модели, в то время ка весь мир перешел к нелинейным, плоским структурам, -добавил Александр Дынкин. При определении посткризисной стратегии эти обстоятельства стоит учитывать".

Академик Абел Аганбегян назвал четыре главных драйвера экономического роста:инвестиции в основной капитал, вложения в "экономику знаний", жилищное строительство и развитие экспорта.

"Нам нужен финансовый форсаж - следует перейти с 2021 года на 10-14% рост этих драйверов, - уверен Абел Аганбегян. - У нас огромные внутренние резервы. В этом году они впервые перевалили за 600 млрд долларов".

Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, член Правления ВЭО России Яков Миркин согласился с необходимостью использовать до 30-40% резервов для стимулирования инвестиций внутри страны, в том числе на закупки технологий и оборудования.

Ученый привел формулу сверхбыстрого роста экономики, которая включает умеренный, осторожный финансовый форсаж, рост монетизации, насыщенности кредитами и финансовыми инструментами при значимом сокращении процента и инфляции,регулирование счета капитала рыночными методами, снижение налоговой нагрузки до 31-32% ВВП и введение максимум стимулов для прямых иностранных долгосрочных портфельных инвестиций.

Фото: Александр Корольков/РГ

По словам Якова Миркина, необходим взвешенный рост торгового протекционизма, который через торговые и неторговые барьеры стимулирует перемещение в Россию производства, а также программа дешевой ипотеки и программа инвестиций для выравнивания уровня жизни для 15-20 регионов, являющихся зонами национального бедствия.

Все эти меры, по словам ученого, дадут 4-5% рост российского ВВП и масштабную реструктуризацию экономики, создадут основы для массовых прямых иностранных инвестиций и трансфертов технологий из-за рубежа.

По итогам форума будут подготовлены и направлены в органы государственного управления экспертные предложения в "Единый план достижения национальных целей до 2030 года".

Читайте также: