Формат пикселей какой выбрать для radeon

Обновлено: 07.07.2024

Засматриваетесь на 4K UHD-мониторы, но ваш лаптоп не поддерживает высокие разрешения? Купили монитор и миритесь с частотой обновления в 30Гц? Повремените с апгрейдом.

TL;DR: 3840×2160@43 Гц, 3200×1800@60 Гц, 2560×1440@86 Гц на Intel HD 3000 Sandy Bridge; 3840×2160@52 Гц на Intel Iris 5100 Haswell.

Предыстория

Давным-давно, когда все мониторы были большими и кинескопными, компьютеры использовали фиксированные разрешения и тайминги для вывода изображения на экран. Тайминги были описаны в стандарте Display Monitor Timings (DMT), и не существовало универсального метода расчета таймингов для использования нестандартного разрешения. Мониторы отправляли компьютеру информацию о себе через специальный протокол Extended display identification data (EDID), который содержал DMT-таблицу с поддерживаемыми режимами. Шло время, мониторам стало не хватать разрешений из DMT. В 1999 году VESA представляет Generalized Timing Formula (GTF) — универсальный способ расчета таймингов для любого разрешения (с определенной точностью). Всего через 3 года, в 2002 году, его заменил стандарт Coordinated Video Timings (CVT), в котором описывается способ чуть более точного рассчитывания таймингов.

Оба стандарта были созданы с учетом особенностей хода луча в электро-лучевой трубке, вводились специальные задержки для того, чтобы магнитное поле успело измениться. Жидкокристаллические мониторы, напротив, таких задержек не требуют, поэтому для них был разработан стандарт CVT Reduced Blanking (CVT-R или CVT-RB), который является копией CVT без задержек для CRT, что позволило значительно снизить требуемую пропускную способность интерфейса. В 2013 году вышло обновление CVT-R c индексом v2, но, к сожалению, открытого описания стандарта в интернете нет, а сама VESA продает его за $350.

История

Стандартные и нестандартные стандарты

Современным мониторам и видеокартам нет никакого дела до фиксированных разрешений и таймингов времен DMT, они могут работать в широком диапазоне разрешений и частот обновления. Давайте посмотрим в техпаспорт моего монитора:

Поддерживаемая горизонтальная частота развертки 31-140 кГц
Поддерживаемая вертикальная частота развертки 29-76 Гц
И максимальный пресет:
Режим Частота горизонтальной развертки Частота вертикальной развертки Частота пикселизации Полярность синхронизации
VESA, 3840×2160 133.3 кГц 60.0 Гц 533.25 МГц H+/V-
Итак, почему лаптоп не может использовать максимальное разрешение?

Дело в частоте пикселизации. Многие видеокарты, а тем более интегрированное в процессор видео, имеют железные ограничения частоты пикселизации, а из-за того, что в EDID монитора нет максимального разрешения с меньшей частотой вертикальной развертки вследствие ограниченности его размера, компьютер не может использовать максимальное разрешение.

К сожалению, производители редко публикуют максимальную частоту пикселизации видеочипов, ограничиваясь максимальным поддерживаемым разрешением, но для интересующих меня карт я нашел необходимую информацию:
Intel HD 3000 (Sandy Bridge): 389 кГц
Haswell ULT (-U): 450 кГц
Haswell ULX (-Y): 337 кГц

Что делать и что сделать?

Ответ очевиден — нужно уменьшить частоту пикселизации! Ее уменьшение приведет и к уменьшению частоты обновления монитора. Как нам это сделать? Нам нужно сгенерировать так называемый modeline — информацию о таймингах для видеокарты и монитора. В сети можно найти множество генераторов modeline, но большинство из них безнадежно устарели и ничего не знают о стандарте CVT-R, который мы и будем использовать. Я рекомендую вам воспользоваться umc под Linux, PowerStrip под Windows и SwitchResX под Mac OS. К слову, SwitchResX — единственная программа, которая может рассчитывать modeline по стандарту CVT-R2, но мой монитор его не поддерживает.

Modeline содержит следующую структуру:

Посмотрите на таблицу выше: минимальная вертикальная частота обновления моего монитора может равняться 29 Гц.

Давайте сгенерируем modeline для разрешения 3840×2160 с частотой обновления в 30 Гц:

Как видим, частота пикселизации с данным режимом будет установлена в 262.75 МГц, что далеко от ограничений моего видеоадаптера.

Давайте попробуем установить и активировать наш режим:


Если все прошло удачно, вы увидите картинку в «неподдерживаемом» вашей картой разрешении на мониторе. Ура!

У нас все еще есть большой запас по частоте пикселизации, да и вряд ли кому-то будет комфортно использовать монитор с частотой обновления в 30 Гц, поэтому мы будем увеличивать ее до тех пор, пока частота пикселизации не приблизится к значению в 389 МГц — пределу моего видеоадаптера. Путем нехитрых манипуляций удалось установить, что при такой частоте мы получаем вертикальную развертку в 44.1 Гц.

Не блеск, но жить можно!

Как можно заметить, частота горизонтальной развертки — 97.25 кГц — вполне в диапазоне поддерживаемых монитором. Как в случае с вертикальной разверткой, так и в случае с разрешением, монитору нет дела до конкретных режимов, поэтому мы можем использовать 3200×1800 при 60 Гц — еще не такое низкое разрешение, как 2560×1440, и с привычной частотой обновления.

  • Отредактировать EDID монитора и указывать его драйверу
  • Добавить modeline в настройки Xorg

Для второго способа достаточно создать файл с Xorg-секцией «Monitor» и поместить его в /etc/X11/xorg.conf.d/ :

Где Identifier — название вашего видеовыхода согласно xrandr. Опцией «PreferredMode» можно задать режим, который будет выбран по умолчанию.

У меня не получается!

Убедитесь, что вы подключаете монитор через DisplayPort 1.2. HDMI 1.4 не позволяет использовать частоту пикселизации выше 340 МГц, в то время как для DisplayPort (HBR2) верхнее ограничение равно 540 МГц. Также удостоверьтесь, что ваш монитор поддерживает частоту обновления выше 30 Гц на максимальном разрешении, т.к. ранние модели этим грешили.

Заключение

Не стоит слепо верить технической документации на монитор. В ходе исследований оказалось, что ограничение по вертикальной частоте аж 86 Гц, вместо 76 Гц по заявлению производителя. Таким образом, я могу наслаждаться плавной картинкой, хоть и в не в самом высоком разрешении

Крайне рекомендую изменить в драйверах одну настройку, серьезно влияющую на изображение. Особенно актуально, если вы считаете, что изображение темновато и настройки монитора не особо помогают. Всё занимает буквально минуту.

Прочтите - не пожалеете.

Естественно, стоит обновить драйвера на актуальные.

Поднимите пожалуйста в "горячее" - комменты для минусов прилагаю.

Итак, правой кнопкой мыши на рабочем столе.

Только для тех, у кого видеокарта от AMD (Ati, Radeon). Ati, AMD Radeon, Настройки, Фишка, Длиннопост

Только для тех, у кого видеокарта от AMD (Ati, Radeon). Ati, AMD Radeon, Настройки, Фишка, Длиннопост

Только для тех, у кого видеокарта от AMD (Ati, Radeon). Ati, AMD Radeon, Настройки, Фишка, Длиннопост

Слева в списке "Формат пикселей"

Только для тех, у кого видеокарта от AMD (Ati, Radeon). Ati, AMD Radeon, Настройки, Фишка, Длиннопост

Меняем на предназначенный для ПК

Только для тех, у кого видеокарта от AMD (Ati, Radeon). Ati, AMD Radeon, Настройки, Фишка, Длиннопост

Эта вся фигня для HDMI. Есть не только в радеонах, но и во всех остальных. Смысл в том, что HDMI изначально разрабатывался для ТВ. Так вот там не 0-255 градаций яркости воспроизводятся, а 16-235. Поэтому по-умолчанию при HDMI подключении видюха выдает именно эти 16-235, из-за чего изображение кажетса бледным, не контрастным и цвета не сочными. Моник же выдает 0-255 яркости (с исключением для 6-битных ипс, там они не честные 8 бит), поэтому изменение этого параметра делает картинку более приятной глазу.

У меня почему-то нет такого дерьма!

Иллюстрация к комментарию

Минус, все зависит от формата пикселей монитора, подбирать соответственно, у кого как раз все норм, вам же просто не повезло, монитор не сказал видюхе какой формат он использует, видюха выброла не верно.

а монитор по какому интерфейсу у тебя подключен?

Как определяли что это повысило производительность?

Законопроект

В госдуму внесён законопроект о запрете СМИ упоминать национальность преступников. Поэтому теперь вы никогда не догадаетесь, кто именно на свадьбе стрелял в воздух.


У расчленёнки нет региональной принадлежности!

У расчленёнки нет региональной принадлежности!

Законопроект запрещающий СМИ сообщать национальность

Школа рецептов

Школа рецептов

Как вас теперь называть?

Когда запретили указывать национальность преступника

Когда запретили указывать национальность преступника

Усман Нурмагомедов опознан как водитель

“Рокировочка по-братски” не прокатила, Камал Идрисов направлен в СИЗО до 11 января, ему грозит 10 лет тюрьмы.

Попытка брата Хабиба Нурмагомедова, бойца Bellator Усмана Нурмагомедова, уйти от ответственности за наезд на полицейского, возможно, провалилась. Все дело в том, что стоявшие на посту у Каспийского аэропорта сотрудники правопорядка узнали в водителе, сбившем одного из них на КПП, Усмана Нурмагомедова. Об этом сообщает телеграм-канал SHOT.

Автомобиль преступников был полностью тонирован, но в момент проезда через КПП боковое окно со стороны водителя было открыто, и сотрудники по фото опознали, что за рулем сидел именно Усман Нурмагомедов. Эту информацию полицейские внесли в протокол следователя по делу.

Теперь для Усмана и его друга Камала Идрисова ситуация серьезно осложнилась, так как к ДТП и оставлению места наезда на полицейского потенциально добавилось лжесвидетельствование. Ведь ранее приятели заявили, что за рулем находился Камал, а Усман спал на заднем сиденье после тренировки. Ну и прицепом там идет рассказ про то, что ребята очень торопились и решили, что не сбили человека, а слегка задели его зеркалом. А после они поменялись местами и за руль сел уже Усман - просто так захотелось.

Сейчас следователи изучают видео с камер наблюдения, чтобы точно установить водителя. Камала же после получения новых данных из-под домашнего ареста перевели в СИЗО, где он будет находиться до 11 января. СМИ утверждают, что ему грозит до 10 лет тюрьмы.

Внезапное

Внезапное Twitter, Вижу рифму, Мат, Юмор, Профессия

Лучшие моды

Лучшие моды Мемы, Star Wars, Моды, Энакин и Падме на пикнике, Сиськи

Взято из просторов телеграмма.

Воспоминания

Воспоминания Порно, Девушки, 18+, Подруга, Секс, Фильмы, Юмор, Картинка с текстом

Думал пирожком отделаешься?

Думал пирожком отделаешься?

Целевая аудитория

Вчера наша команда по любительскому мини-футболу избежала поражения, и на последних минутах тренировки сравняла счёт. На радостях мы командой решили попить кофе в ближайшем кафе. Коллектив у нас разного возраста, и по большому счёту, мы друг друга почти не знаем. Только имена и марку машины. Например, Андрей на белой Королле.

Сидим, общаемся, и разговор заходит про профессии. Юра на синем Туареге говорит:

Юрий помолчал, а потом продолжил.

- С этой работой я никогда не думал, что так пристально буду следить за прогнозом погоды! Когда в прогнозе я видел эту чёртову снежинку…

Все с сочувствием и поддержкой слушали его. Самый старший из нас, мужчина лет пятидесяти, Максим на сером Прадике, сказал:

- Понимаю. Я в частном доме живу!

Продолжил молодой Андрей на белой Королле:

- Студентом завалил три экзамена. Взял академ. Надо было чем-то полгода заниматься. Устроился торговать синтезаторами. Небольшой отдел в торговом центре. Скучнее в жизни больше ничем не занимался. Через пару дней работы я понял, что эти синтезаторы на фиг никому не нужны. Ну вот, скажите, вы часто покупаете синтезаторы?

За столиком все молчали. Возрастной Максим, что-то хотел произнести, но промолчал. Андрей продолжил.

- Вот! Я просто сидел, окружённый синтезаторами, целыми днями и ничего не делал. Хозяин этого отдела был очень странный тип. Он запрещал мне читать, лазить в телефоне. Я должен был просто сидеть и улыбаться! Более того, хозяин каждый вечер стал отчитывать меня за то, что за день не было продаж. В какой-то момент перестал здороваться даже! Думаю, валить надо от этого чокнутого. Ща получу зарплату за месяц и уволюсь. А если не заплатит?!

Максим на сером Прадике неожиданно сказал:

- Я вспомнил, откуда мне лицо твоё знакомо! Я у тебя синтезатор так купил! Помнишь меня?! С бутылкой пива такой и с чипсами? Я еще тебя ими угостил.
- Что-то припоминаю. Ну как, жалеешь?
- Нет! Это самая лучшая покупка в моей жизни! Я-то не играю… Дочь увлеклась. Играть научилась, поёт. К компу подключила его. Что-то там сводит. Спасибо тебе!
- Не за что! Главное, правильно угадать с целевой аудиторией!


Монитор с HDMI подключён к видяхе с таким же разъёмом. Вообщем немного разобрался в чем разница между RGB и ycbcr444. Все это настраивается в панели Nvidia. Но вот когда ставлю RGB полный, картинка в играх становиться более тёмной. Местами вообще не разглядишь ничего. Так почему так темно?
До этого всегда играл с RGB ограниченный.
ycbcr444 вроде не плох, но что то не то.
Основной вопрос, почему при полном RGB картинка слишком тёмная. Что лучше поставить?


InboxM написал:
Основной вопрос, почему при полном RGB картинка слишком тёмная. Что лучше поставить?


Потому что ещё нужно учитывать возможности монитора по цветопередаче. Большинство мониторов не могут в full RGB, потому что те, что могут, стоят ощутимо дороже и нужны далеко не всем (в основном дизайнерам, фотографам и т.п.). Соответственно, поставить лучше то, что сможет нормально отобразить ваш монитор.

полный ргб от 0 до 255 ставить собственно что там думать то
другие форматы либо берут средние гармоники либо выражают одни цвета через другие в результате все делается какие то цветастое и контрастное


MunchkiN 616
Если ставить полный РГБ, то во многих играх некоторые места получаются слишком темными. Разве так должно быть то?


InboxM написал:
во многих играх некоторые места получаются слишком темными

InboxM
если у тебя игра нормально настроена (обычно там есть гамма коррекция и есть некий тест типа картинка в правом углу должна быть винда другая почти видна а третья не видна) па идее хороший монитор должен все воспроизводить без коррекции гаммы. так что проблема матрицы монитора. ином подобном случае я просто снижал контраст и цветность экрана (но тогда он как то начинает пропускать нижние цвета и картинка в темных метах становится светлее без прорва яркости в верхних оттенках) а ваще все это дело вкуса.


2000Arsen
У меня старый монитор VGA, подключён через переходник Hdmi-VGA, это может быть причиной такой цветопередачи на Full RGB?


Len4ik00N
Что за чушь - как раз таки большинство мониторов работают с фул ргб, это тв могут не все работать с фул ргб, но и те старые. Новые все поддерживают его


faust666666666
Он имел ввиду наверное то, что тест проходят единицы мониторов предложенных на рынке, даже после калибровки гамы, яркости и контрастности. На днях зашёл в гости к нашему слесарю и долго промучился с калибровкой его дешманского телика ДЭКСП. С горем пополам отстроил среднее, а крайние значения оттенков чёрного и белого на такого рода продуктах просто недостижимы. У человека создавшего пост есть проблемы с гамой. Если он об этом писал, значит, либо не откалибровал, либо монитор просто не может в этих диапазонах работать.
Все бюджетных мониторы любого типа матрицы, имеют 6 bit+rfc. Их настроит на нормальное отображение оттенков не так просто. 8 битные матрицы уже немного получше. Самые неприхотливые честные 10 битки (не 8 бит+rfc). Их можно не настраивать, малость подтянуть белый в ряде случаев.
Через мои руки уже прошло несколько разных мониторов. Больше всего понравились из семейства VA c честными 10 битными матрицами.
А так, конечно предпочтительнее полный динамический диапазон, от 0 до 255. Если совсем темно, надо калибровать по шаблонам с тестами.

В современном мире существует огромное множество всевозможных качественных измерителей изображения. Неопытный и непросвещенный человек может запросто запутаться в разнообразии узкоспециализированных терминов, попасть на уловки маркетологов или необдуманно лишить себя очередных технологических новшеств.

Данная статья позволит разобраться в большинстве значимых характеристиках, самостоятельно сравнить разные технологии и ухищрения, а так же решить, какой именно девайс необходим Вам в зависимости от требований и экономического достатка.

FPS (Frames Per Second)

FPS – показатель динамического изображения (не статичного), представляющий из себя количество кадров в секунду.

В настоящее время кинематограф и телевидение использует давно установленную норму в 24 кадра в секунду (ранее, во времена немого кино, стандарт составлял 16 кадров). Существуют и исключения, а именно:

  • Спортивные трансляции матчей на некоторых стриминговых сервисах и каналах составляют 60 кадров
  • «Хоббит» Питера Джексона, который снимался, а позже показывался в некоторых IMAX-кинотеатрах в 48 кадрах
  • Искусственно интерполированные переиздания фильмов (разное количество)
  • Будущие сиквелы «Аватара» Джеймса Кэмерона, которые он обещает снять в 60 кадрах

Норма в 24 кадра родилась неспроста, её достаточно для видимой плавности изображения (любых движений), а так же это остаётся лёгким в производстве, ибо любое изменение сильно увеличит ширину плёнки. Т.е. это некий компромисс в современной киноиндустрии, выйти из которого решаются лишь немногие.

Естественно, чем больше этот показатель, тем плавнее изображение. Продемонстрировать разницу можно простейшей гифкой, в которой шар перекатывается за одинаковое время из левого угла в правый.

Как можно увидеть из гифки, разница заметно на любой даже не подготовленный взгляд. Да, разница не огромна, однако то, что плавность изображения на прямую зависит от частоты кадров, полагаю, очевидно всем.

Существуют и ухищрение, называемое интерполяцией кадров. Подобной системой пользуются при создании фанатских переизданий, а так же она встроена в некоторые телевизоры. Её суть в том, чтобы из исходных кадров рассчитывать новые дополнительные кадры, то есть между 2-мя соседними исходными кадрами программа дорисовывает новые, основываясь на данных движения из соседних. Система сей крайне довольно сложна в исполнении, а главное, рождает из себя множество артефактов, мешающих просмотру.

В игровой индустрии норма количества кадров заметно отличается от кино. 30 кадров в секунду – установленный стандарт для комфортного геймплея, но вариаций здесь куда больше. Спортивные симуляторы, файтинги, шутеры от первого лица и киберспортивные мультиплеерные жанры, где крайне важна скорость реакции, предпочтительно должны обладать 60 кадрами в секунду. Достичь подобных показателей часто бывает сложно, т.к. фпс прямо зависит от производительности системы.

Разрушители мифов

Современное информативное пространство породило множество мифов касательно частоты кадров, каждый из которых хотелось бы рассмотреть.

Человеческий глаз не видит больше 24 кадров в секунду

Данный миф родился, скорее всего, из-за стандарта киноиндустрии, но, что самое важное, он в корне ошибочен.

Видеть разницу частоты кадров, превышающей 24, способны абсолютно все, в чём Вы и убедились в уже показанной гифке. Другое дело – вопрос, способен ли мозг осознать информацию, показанную при высокой скорости. Тут уже далеко не всё так однозначно, однако исследования показали, что при должной тренировке, человек способен увидеть разницу картинки, помелькавшей лишь в одном кадре из всех.

Мистический эффект 25 кадра

Данный миф родился в 1957 году, когда американский ученый опубликовал исследование, в ходе которого якобы увеличились продажи попкорна последствием 25 кадра. Спустя 5 лет он признался, что полностью сфабриковал эксперимент. Не смотря на это, миф жив до сих пор, а в интернете можно найти множество роликов и сайтов, предлагающих за деньги чудо эффект 25 кадра (похудение, изучение языков и т.д.).

Никакого эффекта, уж тем более влияющего на разум, здесь попросту нет. В ином случае это бы означало, что абсолютно каждая игра, или тот же «Хоббит» Джексона, каждую секунду имела возможность обработать ваш мозг скрытой информацией. Что, очевидно, ну совсем глупость в чистом виде.

Разрешение изображения

Разрешение – это показатель изображения, на прямую означающий его качество, представляющий из себя количество точек (или пикселей) на единицу площади (или единицу длины).

В современной гонке технологий этот показатель наиболее знаком каждому рядовому покупателю техники. Любой магазин электроники пестрит всевозможными рекламными знаками «Full HD», «Настоящее 4к Разрешение!», «Кристальная чёткость изображения» и т.д.
Всё далеко не с проста, это самый главный показатель любого устройства для воспроизведения визуальной информации, будь то монитор ноутбука, экран телевизора, дисплей смартфона или электронной книги. Чем выше разрешение – тем чище и детальнее картинка. Прогресс картинки очевиден, стоит только, какое именно изображение мы лицезрели во времена VHS, ну или взглянуть на простейшее сравнение:


Качество изображения зависит так же и от его источника, скорость развития которого абсолютно разное. И во главе его стоит игровая индустрия, которая с каждым днём постоянно увеличивает технологические аспекты. Игровая индустрия не дремлет. Именно она больше всех толкает сейчас прогресс развития качества изображения. Поколения консолей, улучшение производительности систем — всё приводит к тому, что картинка становится реалистичнее, четче и детальнее.

4k разрешение

Когда мода на 3D-телевизоры быстро погасла, но её место пришёл иной технологический аспект — 4k разрешение экрана, рекламируемое со всех сторон.

Скорее всего, у всех Вас по большей части стоит дома Full Hd-телевизор. Нужно ли вам переходить на новое разрешение? Увидите ли Вы разницу?

Всё зависит от того, для чего вы собираетесь использовать его. Подобное разрешение до сих пор редкость. Современное телевидение, особенно в нашей стране, по большей части транслируется в скудном старейшем 480p (720х480 точек), лишь несколько каналов, и то порой за отдельную плату, перешли на HD (720p), и только парочка на FHD (1080p), например, «Первый Канал». Это означает, что, если вы используете телевизор только по прямому назначению, 4к разрешение в этом десятилетии вы не увидите точно.

Для того, чтобы всё-таки хоть как-то использовать возможности нового разрешения, вам понадобится либо покупать 4k blu-ray диски с фильмами (что у нас ещё мало распространено, а главное, недешево), либо искать 4k-стриминговые сервисы (аля Netflix, который, хоть и существует официально в России, не предоставляет локализацию ни одного своего творения), либо смотреть 4k-ролики на YouTube (количество которых крайне малое до сих пор), либо использовать для игровых целей в связке с высокотехнологичным устройством, таким как Xbox One X или Ps4 Pro. Но и в последнем случае использовать все возможности подобного телевизора вам далеко не всегда получится использовать. Существует множество ухищрений (способов), которым пользуются разработчики, т.к. техническая составляющая до сих не полностью подходит для новомодного разрешения.

Все вариации итогового разрешения перечислим:

Нативное разрешение

Нативное разрешение – это настоящее (пиксель в пиксель) разрешение источника, совпадающего с отображающим устройством ( в нашем случае 4k ).

Именно подобное разрешение использует Netflix и 4k-видео в YouTube, однако в игровой индустрии достичь его сложно. На подобную картинку необходимо дорогостоящее оборудование, мощности которого может все равно не хватать для стабильной частоты кадров.

Естественно, именно такое настоящее разрешение даёт наиболее качественную картинку, тогда как использование ухищрений, например, шахматного рендеринга, ухудшает четкость. Особенно это видно по дальности прорисовке при 4-кратном приближении для сравнения. В качестве примера возьмём 4-ёх кратно приближенный скриншот двух версий игры (нативное разрешение 4к – слева, динамическое разрешение с шахматным рендерингом — справа) с прекрасного канала «Digital Foundry», где сравнивается игра «Rise of Tomb Raider».


Суперсэмплинг

Т.к. 4к-телевизоры и мониторы до сих пор не особо распространены (особенно в России, где ещё и половина населения не перешла на HD), а цены на них высоки, существует контингент людей, имеющих лишь FHD-экран, но при этом обладающих более производительным современным устройством. Конечно, любому пользователю хочется получать максимум от возможностей новой технике. Для этого и существует технология суперсэмплинг.

Суперсэмплинг – это технология, в результате которой картинка в игре сначала рендерится в 4K, а затем отображается в 1080p. Это дает возможность увидеть больше деталей на обычном телевизоре Full HD. В сравнение картинка будет в разы проигрывать, но наличие подобной технологии крайне удобно для временного решения. Так же это требует изначального создания картинки в большем разрешении, а значит, это требует приличной производительности системы.

Для примера возьмём скриншот безумно красивой технологической демки «Insects» в свободном доступе от «Microsoft», записанный на Full HD TV. Первый – без применения суперсэмплинга, второй – с использованием.



Как можно увидеть при увеличении, разница не огромна, но присутствует. Да, это и рядом не заменит использование 4к разрешение на таком же 4к экране, но будет приятной мелочью на время.

Шахматный рендеринг

Как можно уже было понять, нативное разрешение требует для себя огромной вычислительной мощности. Т.к. даже самые современные системы далеко не всегда могут его позволить, существуют ухищрения, с помощью которых разрешение добивается при меньших затратах производительности.

Шахматный рендеринг – теxнoлoгия, с помощью которой мoжнo гeнeрировaть изобрaжение бoлee выcoкoгo рaзрeшeния нa oснoве изoбражений меньшегo pазpeшeния и некоторыx дoпoлнительныx дaнных. По сути, она несильно уменьшает итоговое качество картинки за счёт сильного уменьшения необходимой мощности.

Работает технология, как можно понять по названию, за счёт удаления каждого 2 пикселя сцены, последующим склеивании недостающих и, при необходимости, их усреднения.

Для разбора метода возьмём объяснение с интереснейшего, но уже умершего сайта «NeoGAF». В нём рассматривается процесс рендеринга совсем простенького взрыва. На первой картинке изображено обычное (в нашем случае такой, например, используется при нативном разрешении) построение рендеринга.


На второй — с использованием технологии:


Как видим, процесс построения кадра сильно отличается. За счёт убавки пикселей, как на шахматной доске, система нагружается в меньшем количестве, однако это приводит, хоть и не к значительному, ухудшению качестве итогового изображения. Усреднённые пиксели больше всего бросаются во взор, ведь в итоге мы видим небольшое замыливание картинки.

Апскейлинг

Апскейлинг – самый простейший из всех методов преобразования разрешения картинки, в ходе которого процессор (даже рядового теливизора) самостоятельно дорисует дополнительный пиксели, дабы соответствовать собственному разрешению.

Итоговое изображение, хоть фактически и будет иметь соответствующее разрешение, на самом деле будет представлять собой множество новых усредненных пикселей, ужасное качество которых отразится итоговым полным замыливанием изображения, особенно в сравнении с иными методами преобразований картинки и разрешения.


Естественно, в итоге сравнивая все 3 метода построения, можно заявить, что натуральное нативное разрешение в итоге выдаёт наилучшую картинку. При этом, естественно, существует зависимость от необходимой мощности. Чем лучше картинку Вы хотите и чем лучше методом построения разрешения пользоваться, тем производительнее система Вам нужна.

Итоговое сравнение сгенерированной картинки взрыва можно увидеть на финальной картинке:


Экономическая целесообразность

Как уже отмечалось в статье, всё зависит от того, для каких целей вы собираетесь приобретать 4k-телевизор или монитор. Контента подобного качества до сих пор очень мало. Более того, телевиденья в 4k-разрешении не существует ещё в принципе.

При применении телевизора по прямому назначению даже Ваш старый FHD-телевизор до сих пор не реализует все свои возможности. Как много HD-каналов в данный момент вы имеете? Можно с уверенностью сказать, что для перечисления их хватит пальцев одной руки. Из этого стоит сделать простой вывод, приобретать подобную технику Вам не имеет никакого смысла. Это пустая трата денег. Обещания маркетологов абсолютно новых ощущений от просмотра в таком случае чистейшая выдумка.

При применении телевизора в качестве мультимедийного устройства наконец-то появляется видимая разница. Однако стоит учесть, что и в данном случае контента крайне мало. Да, просматривать 4k-сериалы на «Netflix» безумно приятно, однако в России нету локализации, а значит, этим воспользоваться смогут лишь некоторые.

Главное и самое распространенное применение нового разрешения сейчас – игроиндустрия. Но и в этом случае стоит учесть, что Вам потребует высокопроизводительное (а значит недешевое) устройство (ПК, ps4 pro или Xbox One X), да и нативного разрешения, использующего все возможности вашего 4k-экрана, Вы увидите далеко не всегда. По большей части только для подобного применения новое разрешение будет иметь смысл.

Из всего выше сказанного следует, что новомодное 4k-разрешение ещё очень слабо распространено. Не стоит вестись на уловки маркетологов и бежать покупать новые устройства. Единственное, для чего это действительно востребовано, это сильно ограниченные в количестве стримминг-сервисы и современный гейминг. В последних случаях Вам надо детально рассмотреть, стоят ли такие небольшие преимущества тех денежных средств, которых потребуется потратить.

Сегодня мы поговорим, что понятно из заголовка, да, - про формат пикселей , размер пикселей или соотношение пикселей (смотря как переводить, называть или как к этому относиться).

Вообще называть их размером, по меньшей мере, достаточно странно, впрочем, как и, - лично на мой вкус, - форматом. Скорее корректнее будет соотношение. В 90 % случаев это соотношение актуально для HDMI дисплеев (мониторов, ТВ и пр), точнее говоря под актуальностью имеется ввиду возможность переключения, а вот факт (технология) использования повсеместен и применим почти везде.

Никогда не слышали? Повод прочитать и знать. Слышали, но не знаете где это? Повод прочитать и использовать. Зачем оно нужно и как может быть применимо? Ну Вы поняли.. :)

  • Вводная
  • Формат цветовой и немного кодирование
  • Формат RGB
  • Формат YCbCr
  • И что всё еще с этим делать?
  • Формат пикселей на практике
  • Послесловие

Вводная

Чаще всего технологию переключения формата (соотношения) пикселей можно использовать (увидеть) в видеокартах семейства AMD Radeon , в поледних версиях драйвера и при условии, что у Вас монитор подключен по HDMI и всей этой радостью умеет управлять, что существует уж о довольно и относительно повсеместно.

В частности, эта штука существует у многих на телевизоре, который, что логично, подключен куда-либо (ТВ-приставка, компьютер, etc .) по тому же HDMI например. Выглядит как переключение (обычно пультом).. Мм..

Формата изображения, мол: " Кино ", " ПК " и тп, что, думаю, многие видели и наверняка заметили ни раз, когда при переключении меняется яркость, резкость, цветопередача и тп.

Давайте разбираться почему так.

Формат цветовой и немного кодирование

Дисплеи на HDMI могут использовать один из двух разных цветовых форматов: YCbCr и RGB . Эти цветовые форматы являются цифровым эквивалентом аналоговых сигналов Component Video (YPbPr) и D-Sub VGA (Video Graphics Array) .

Если говорить проще и точнее, то это скорее способы цветового кодирования, которые по разному этот самый цвет.. Ну не то чтобы отображают, а смешивают (интерпретируют) и результат сего вы потом наблюдаете на экрана своего дисплея. Или кодируют-раскодируют, так сказать.

Формально (очень) существует два основных формата цветового кодирования, - это YCbCr и RGB . Давайте чуть отойдем от темы и поговорим про них.

Формат RGB

R ed G reen B lue — это цветовая модель (формат), как правило, описывающая способ кодирования цвета для цветовоспроизведения с помощью трёх цветов, которые принято называть основными. По первым буквам названия, - это:

  • Red , - красный;
  • Green , - зелёный;
  • Blue , - синий.

Изображение в данной цветовой модели состоит из трёх каналов. При смешении основных цветов, например, синего ( B ) и красного ( R ), получается пурпурный ( M , magenta), зелёного ( G ) и красного ( R ) — жёлтый ( Y, yellow ), зелёного ( G ) и синего ( B ) — циановый ( С, cyan ). При смешении всех трёх основных цветов получается белый цвет ( W, white ).

Считается основным форматом для ПК и в общем и целом. Каждый желающий может легко проверить это смешав любые два (или все три) где-нибудь в цветовой палитре с акварелью.

Формат YCbCr

Более "извращенное представление". Так же пишется как, Y′CbCr, или Y Pb/Cb Pr/Cr, Y’CBCR или YCBCR. Чаще всего используется при передачи передачи цветных изображений в компонентном видео и цифровой фотографии.

Y ' — компонента яркости, CB и CR являются синей и красной цветоразностными компонентами. Y ' (с апострофом) отличается от Y , которой обозначают яркость без предыскажения. Апостроф означает, что интенсивность света кодируется нелинейно с помощью гамма-коррекции.

Такая вот страшновывернутая штука:

Если говорить проще, то она более насыщена, ибо не является абсолютным цветовым пространством, скорее, это способ избыточного кодирования информации сигналов RGB , что позволяет передать информацию о яркости с полным разрешением и произвести выборку с уменьшением числа передаваемых элементов изображения, так как человеческий глаз менее чувствителен к перепадам цвета. Это повышает эффективность системы, позволяя уменьшить поток видеоданных.

Если Вы уже всё поняли, то отлично, если ничего не поняли, то можете попробовать доломать себе мозг на Википедии в этой статье, либо перейти к выводам из текущего материала.

И что всё еще с этим делать?

На данный момент мы с Вами пришли к тому, что в зависимости от исходного содержимого и разрешения вывода каждый формат может иметь небольшую разницу в качестве изображения. Как это получается кратко мы попробовали рассказать выше по тексту, где дали ссылки для тех, кто любит читать детальнее.

Всё из того же текста статьи (и даже скриншота) можно понять, что настройки AMD Radeon поддерживают следующие форматы отображения HDMI :

    • Формат изображения YCbCr 4: 4: 4
    • Формат изображения YCbCr 4: 2: 2
    • RGB 4: 4: 4 ( Pixel Format Sudio Limeted RGB)
    • RGB 4: 4: 4 ( Pixle Format PC Full RGB )

    На выходе мы с Вами знаем, что формат YCbCr содержит подмножество данных цветового кодирования, также называемую Chroma Subsampling и представленную в формате 4: n: n (Y: Cb: Cr) . Левая цифра обозначает яркость, средняя цифра представляет синий канал, а правая цифра - красный.

    Формат RGB содержит ограниченные ( 16-235 бит ) и полные ( 0-255 бит ) параметры, которые представляют диапазон уровней белого и черного, которые могут отображаться.

    Всё это конечно замечательно, много интересного написано, но всё еще ни черта не ясно, что же представляет из себя на практике и что с этим делать.

    А делать вот что.

    Формат пикселей на практике

    На практике Вы покупаете дисплей, включаете в него проводки и радостно определяете, что с ним будете делать (играть, например), после чего его включаете. Дальше у вас несколько вариантов (следите за руками):

    • Вы выбираете первый формат пикселей (один из четырех) и пробуете пользоваться им с теми настройками, что есть изначально (заводские);
    • Вы оставляете этот формат пикселей (или размер пикселей, или соотношение пикселей, или как там Вашей душе удобно его называть к концу этой статьи, - хоть цветовое кодирование) и меняете яркость-контрастность-соотношение цветов-резкость-формат-черного и черт знает что там еще можно еще, пока картинка Вас не устроит (делается кнопочками на мониторе или пульте);
    • Вам очень интересно и вообще Вы практик, -после чего Вы выбираете второй формат пикселей и пробуете пользоваться уже им изначально, сбросив настройки;
    • Вы оставляете второй формат пикселей и меняете яркость-контрастность-соотношение цветов-резкость и черт знает что там еще можно еще, пока картинка Вас не устроит;
    • Сравниваете эти (следили за руками?) четыре варианта и пробуете третий (формат? размер? цветовое кодирование? да как хотите, хоть пространство), сбросив настройки настройки;
    • Теперь уже третий формат Вы подкручиваете под себя (кнопками на мониторе или пульте), сравниваете с первыми 4 -мя вариантами;
    • Если Вы не выкинули до сих пор монитор, то делаете так и с оставшимся форматом пикселей и настройками под него.

    Итого Вы перепробовали 4 формата пикселей и 8 настроек под каждый (заводские и Ваши, т.к всё это всегда выглядит иначе во всех 8 случаях). Если здесь Вы еще не выкинули монитор, то Вы:

    • Либо останавливаетесь на каком-то формате с какими-то (Вашими или заводскими) настройками под Ваши цели (Вы еще не забыли, что вначале Вы выбирали для чего покупали монитор? Забыли? А пофиг, всё равно в глазах уже рябит);
    • Либо задолбались, купили устройство-паук и скалибровали монитор им и все мониторы в радиусе 300 км тоже;
    • Либо крайне терпеливый человек и на Вас надо воду возить.

    Выбрали? Теперь проделайте всё тоже самое , но на каждом этапе распечатайте фотографию и сравните с изображением на мониторе. Прежде чем Вы всё уничтожите, давайте к послесловию.

    Послесловие

    Если Вы не профессионал, который очень любит "теплый" "ламповый звук", не разбираетесь в пауках, цветовых профилях мониторов и принтеров, гаммах, пространствах, оттенках, форматах, балансах белого и черт знает чем еще, то Вас просто устроит монитор, который Вы один раз сами настроили в любом из цветовых пространств. Если это компьютер, то, как как правило, - это Full RGB , если телевизор, то YCbCr 4: 4: 4. Всё.

    Если Вы адепт светого света, цветного цвета и черт знает чего еще, то Вам не в эту статью, ибо её, её комментариев, всех статей автора, книг, уроков, да и просто всего интернета явно не хватит, что кому-то что-то доказать по этой теме. Всё.

    Как и всегда, если есть разумные вопросы, адекватные мысли, здравые дополнения и всё такое прочее, то разумных людей жду в комментариях.

    Белов Андрей (Sonikelf) Заметки Сис.Админа [Sonikelf's Project's] Космодамианская наб., 32-34 Россия, Москва (916) 174-8226

    Читайте также: