Из чего состоит трек в fl studio

Обновлено: 07.07.2024

Структура трека – это совокупность частей трека расставленных в соответствии с его идеей и задумкой. Структура танцевального трека состоит из таких частей как: intro, outro, танцевальная часть, различные переходы (uplift, downlift и др.), яма и кульминация.

Создание структуры является очень важной частью процесса аранжировки танцевального трека. Если вы знаете, каким образом будет построен ваш трек, то вы сможете: во-первых, систематизировать свою работу, а во-вторых, сэкономить огромное количество времени.

Как я сказал, трек состоит из множества структурных элементов. Каждый из них играет свою роль в произведении.

Intro и Outro – нейтральная часть или нейтралка.

Эти элементы служат для удобства сведения двух треков в сет. В intro инструменты постепенно появляются, а в outro – исчезают, трек затухает.

Танцевальная часть характерна, в основном, прямым басом (на одной ноте) и намёками на основную тему (мелодию).

Переходы – элементы нарастания или затухания инструментов, спецэффектов, роллов, различных разгонов, шумовых эффектов и пр.

Яма – спокойная часть трека, в которой отсутствуют барабаны и основной бас; характеризуется наличием пэдов и атмосферных звуков, а также появлением основной мелодии.

Кульминация – главная часть трека, раскрывающая его идею; характеризуется яркими лидами и пэдами, а также наличием полноценного баса и барабанов.

Каждая из вышеперечисленных частей состоит из определенного количества тактов.

1 бит или доля (1 beat) = 1 удар бочки;

1 такт (1 bar) = 4 бита или доли (4 beats);

1 квадрат = 4 такта = 16 бит.

структура трека

1 – сильная доля;

2 – относительно сильная доля;

3 – слабые доли.

В этой статье я разберу структуру трёх треков написанных в стиле trance. Различные части треков я буду делить на такты и указывать их количество.

Первый трек написан в стиле progressive trance.

Jorn van Deynhoven – Cheeky (Original Mix)

Структура трека выглядит следующим образом (для того чтобы увеличить изображение нажмите на него)

структура трека

Intro и Outr o – нейтралка;

Breaks – проигрыш без основного баса и бочки;

Breaks Down – спад в яму;

Breakdown – яма; появление основной мелодии;

Culmination – кульминация трека.

Второй трек написан (также как и первый) в стиле progressive trance. Однако он построен совершенно по другому.

Структура выглядит так (для того чтобы увеличить изображение нажмите на него)

структура трека

Intro и Outro – нейтралка;

Breaks Down & Up – затухающий и нарастающий переходы.

Третий трек написан в стиле uplifting trance и имеет стандартную структура для этого направления.

Структура трека выглядит так (для того чтобы увеличить изображение нажмите на него)

структура трека

Intro и Outro – нейтралка;

Downlift – постепенное затухание инструментов;

Breakdown Uplift – постепенный выход из ямы;

Структура трека – это очень важный элемент в создании танцевальной музыки. Это своеобразный шаблон, придерживаясь которого вы сможете организовать все партии и склеить их воедино.

Для большего понимания рекомендую вам взять несколько треков и разобраться с их структурой.

Представьте что вы делите трек на горизонтальные куски и вертикальные.

Условно можно выделить 2 главных направления по которым изучают состав любого трека.

1. Части трека "по горизонтали" или по времени: (вступление, развитие, продолжение, кульминация, дроп и т.д.),

2. Состав трека "по вертикали": разные партии (ударные инструменты, мелодия, вокал, эффекты, инструментальные партии, и т.д.).

Теперь подробнее про каждое из них.


Ссылка на саму структуру трека в excel

Ниже можно послушать сам трек.

Состав трека.

Если начать слушать любой трек, то в нем можно услышать много различных музыкальных партий. Где-то слышны ударные инструменты, а где-то нет. Где-то вступает вокальная партия, а где-то перестает петь. Также сразу можно услышать множество звуков разных музыкальных инструментов. А еще, если говорить об электронных треках, то там достаточно много эффектов, которые делают трек интересным для слушания.

1. Одной из самых слышимых партий треков являются ударные, или битовые партии. Огромное количество разновидностей самых разных ударных инструментов, их соединения с перкуссией. Без ударной партии огромное количество треков не воспринималось бы так интенсивно и внимательно слушателями, так как трек был бы блеклым, скучным, и не активным по восприятию. Тот самый главный стимул и пульс трекам создают именно ударные партии.

Если вы захотите познакомиться с ударными инструментами трека подробнее, посетите этот ресурс. Там же можно их и послушать.

2. Еще одним из самых узнаваемых видов партий в треке является вокальная партия. У многих треков обязательно присутствует вокальная партия. Пусть и не такая полная, как в настоящих песнях, но все же 1-2 фразы исполнители пропевают. Из таких вокалов часто могут делать интересные вариации, благодаря нарезке вокала, изменения при помощи эффектов и т.д.

Одним словом, вокальную партию вы точно не спутаете с другими.

3. Самым узнаваемым и слышимым видом партии является главная мелодия трека. Очень часто главные мелодии играются ярким инструментом. У них есть свои названия, например, Lead ("лид"), или Riff ("риф"). Такие виды мелодий звучат ярко, сочно, и их точно не спутаешь с другими партиями. Благодаря главным мелодиям как раз можно узнать тот или иной трек. Такая мелодия часто повторяется на протяжении всего трека. И очень часто главная мелодия звучит в самой яркой и важной части трека.

4. Теперь задача чуть посложнее. Услышать менее главные и менее яркие партии трека. Одним из наиболее часто используемых видов партий является бас. Хоть бас и пишется как один из важных компонентов трека, но по определенным причинам его не всегда можно четко услышать в треках. В некоторых треках басы настолько гулко и не ярко звучат, что не всегда понятно, а что это за партия.

Однако есть треки, где бас является главной партией, и там он слышен гораздо лучше. Некоторые направления электронной музыки используют бас как главную партию, и строят на основе его весь трек. В других же треках бас является лишь дополнительной музыкальной партией, поэтому там он легко смешивается с остальными партиями, и потому не сразу слышен четко. За счет баса весь трек получает глубину и полноту звучания. Он идеально подчеркивает нижние частоты трека, придавая более важное звучание всему треку.

5. Еще одной менее слышимой партией являются Pad ("пэды"). Такая партия больше похожа гудение скрипок, которые слегка обозначают звуковой фон, или слой трека. Пэды, собственно, и переводятся как "подклад", который музыкально "фонит" на протяжении всего трека. Пэды идеально создают атмосферу в треке. Они же иногда и передают основную гармонию, особенно когда играют аккордами. На некоторых пэдах держится гармоническая "красота" трека, так как без них мелодия и бас иногда звучат довольно "скучно".

6. Партии, которые создают "изюминку" треку - это эффекты, или FX-эффекты. Это такие шипящие, бумкающие, внезапно стукающие, или плавно возникающие и затыкающиеся партии. Благодаря эффектам треки "оживают" и становятся интересными для слушания. Эффекты хорошо удерживают аудиовнимание слушателей, пока звучит трек. После каждого FX-эффекта слушатель "хочет продолжения" и слушает трек дальше.

7. Существуют и другие вспомогательные партии, которые так или иначе украшают трек. Но выше перечисленные, пожалуй, наиболее значимые. И большинство из них присутствуют почти в каждом треке.

Переходим к анализу трека "по горизонтали"

Части трека.

Если рассматривать трек по длине и по продолжительности, то во время слушания в нем можно выделить некоторые части. У каждой части свое предназначение. Попробуем обозначить самые важные, которые присутствуют во многих треках.

1. Intro ("Интро"). Это часть, которая вводит слушателя в начало трека. Интро присутствует у 90% треков. Без него сложно понять про что будет весь трек. Из интро можно понять примерно с какой скоростью будет играть трек, в какой тональности, какими звуками. Иногда в интро бывают первоначальные обозначения главной мелодии. Либо просто первоначальные звуки трека. Одним словом, интро готовит слушателя к полноценному прослушиваю всего трека.

Интро - это вступление трека.

2. Verse ("Куплет"). Очень часто в треках существуют две противоположные по значению партии: куплеты и припевы. Либо Breakdown ("яма") и Drop ("танцевальная часть"). Эти две пары имеют противоположные по восприятию функции. Куплеты и "ямы" - более спокойные части трека. А припевы и "дропы" - это активные и яркие части трека. На этом контрасте и устроено большинство треков. Этот контраст и любят воспринимать большинство слушателей.

Куплеты в совокупности могут занимать от 40 и более процентов всей структуры трека. Так что это своеобразный — фундамент, от которого и нужно “плясать”.

Итак, куплеты больше подходят для треков, в которых есть вокал. В куплетах в основном "рассказывается" о сути трека, куплеты готовят слушателя к главным частям - припевам. Если же в треке нет вокала, то чаще всего спокойной частью является breakdown (или в простонародии "яма"). Она потому так и называется, что в этой части трек как бы "отдыхает" от своей активной части. В "яме" происходит наиболее спокойное звучание композиции. Очень часто в "яме" раскрывается романтика, и исполняется наиболее красивая часть трека. Еще в "яме" слушатель "отдыхает" от прослушивания первой танцевальной части. И после "отдыха" он снова будет готов слушать вторую танцевальную часть трека.

3. Pre-chorus ("Предверие Припева") — это не обязательная, но довольно часто употребляемая часть песни, которая по своей сути является развитием куплета (verse). Она также может называться «build» («развитие») или «transitional bridge» («переходный мостик»).

Суть ее в том, чтобы нагнетать напряжение перед ярким припевом, мелодически разнообразить куплет песни, чтобы припев явился перед слушателем с гораздо более ярким чувством новизны.

4. Сhorus ("Припевы"). Вот мы и дошли до главной части всего трека. Припевы чаще всего используются в треках с вокальной партией. В припевах раскрывается вся суть композиции. Все припевы, как правило, повторяют свои слова (2 или 3 припева может быть в треке). Ну и конечно же, в основном, припевы - самые яркие части песен. Если в треке нет вокала, то такая часть может называться Drop ("танцевальная часть", в простонародии он также зовется "дроп"). Это самая яркая часть трека. Там самые запоминающиеся музыкальные партии: бас, либо мелодии, либо набор эффектов.

Большинство песен и треков мы запоминаем именно по этой части.

5. Есть еще одна часть, которая довольно часто используется - это Bridge ("бридж"). Такая часть, которая разбавляет чередование куплетов и припевов. Как правило, если долго чередовать куплет - припев - куплет - припев, то после такой комбинации слушатель начнет уставать от однообразия. Тут на помощь приходит новая неповторимая часть Bridge ("бридж" - т.е. буквально "мост"), которая соединяет первую половину трека со второй. Бридж сильно может отличаться от любой части. В этом его главная особенность, он украшает трек новым звучанием.

6. Когда нужно закончить трек, его желательно тоже не бросать на какой-то активной части. Для этого существует специальная часть трека Outro ("аутро") - выход из трека. В этой части могут постепенно затихать инструменты, либо часть партий отсутствовать, чтобы произошло естественное заканчивание трека.

Существуют дополнительные части треков, которые встречаются не везде, но если они используются в музыке, то очень хорошо могут разнообразить ее содержание.

7. Instrumental solo ("Инструментальное соло") — это часть, предназначенная для исполнения какого-либо соло. Либо на гитаре, либо на клавишных, либо на барабанах… на чем вздумается! Бывает так, что соло исполняется двумя музыкантами сразу.

Сольная часть основана на той же гармонии, что и основные части трека (такие как куплет, припев, или бридж). Чаще всего играются те же самые ведущие мелодии, которые были слышны на протяжении трека, но с приукрашиваниями, отступлениями, техническими изворотами. Приветствуются сочетания ладовых проходов, арпеджио, рифов и т.п.

8. Brake ("Брейк") — это барабанная «сбивка» в конце такта. Небольшой «перерыв» в завершении музыкальной фразы, который обычно маскируется замысловатой барабанной пробежкой и одной-двумя нотами ведущих инструментов трека.

Брейки являются некими «шарнирами» песен. Они часто свидетельствуют о стыке двух музыкальных фраз или структурных элементов трека.

Использовать брейк нужно аккуратно. Начинающие музыканты очень любят вставлять брейк чуть ли не в каждом такте. Это далеко не всегда работает на слушабельность композиции. Есть простой совет, который позволяет нащупать баланс: чем больше инструментов используется в треке, тем меньше в нем должно быть брейков.

Иногда замысловатый барабанный брейк с одним-двумя инструментами используют где-то ближе к концу трека в качестве бриджа. Он длится четыре-восемь тактов и резко перетекает либо в припев, либо в пред-припев.

В этом разделе собраны основные уроки Fl Studio. Он посвящен начинающим музыкантам, которые только начали изучать программу Fl Studio. Здесь вы по шагам можете узнать настройки каждого окошка и больше не мучить себя вопросами, что где и как? Для лучшего понимания этой программы, изучите этот мануал по каждому окошку, где расписаны все настройки, чтобы не было лишних вопросов. Но если будет что-то непонятно, то смело задавайте вопросы в комментариях ниже.

Перед тем как приступить к изучению этой программы я хотел вам рассказать почему же так популярна программа FL Studio? И почему я ее выбрал?

Это программа довольно проста в освоении и предназначена, как для начинающих музыкантов, так и для профессионалов, которые используют компьютер в качестве музыкальной станции. Также в этой программе предусмотрены подсказки по выставление аккордов и нот в piano roll. Поэтому все музыкальные инструменты не требуют присутствия теоретических знаний о музыке от пользователя, но если вы будете знать хотя бы немного про аккорды и их построение, то вам будет легче их в дальнейшем составлять.

В этой программе в основном вы будете работать с плейлистом, пошаговым секвенсором, микшером и браузером.

Вся работа заключается в том, что вам необходимо выбрать любимый синтезатор (инструмент), затем в пошаговом секвенсоре (т.е. в piano roll) набрать нужную вам мелодию (фрагмент партии, сэмпл), создать необходимое количество образцов (фрагмент партии, сэмпл, мелодии), и расположить их в правильном порядке в плейлисте воспроизведения.

В результате, мы получаем несколько треков с образцами, которые играют в цикле. Благодаря простоте в использовании, программа имеет большой потенциал, который позволяет создавать высококачественную современную музыку.

Конечно же, важно понимать, что наши уроки fl studio дают вам только теоретические знания. Поэтому нужно больше практиковаться после изучения материала, чтобы в дальнейшем делать хиты и шедевры. А это прежде всего, зависит от вашего упорства, сил и, конечно вашего таланта. Эти уроки помогут вам овладеть основами этой программы и научится работать в ней. Более углубленное изучение FL Studio и раскрытие полного потенциала использования этой программы появится с практикой. Ну а наш блог будет вас сопровождать в мир создания музыки.

Приступим к первым шагам.

  • Это первое, что вам нужно сделать. Если у вас все это сделано, то можете пропустить.

Изучаем основные разделы программы Fl Studio.

уроки fl studio

* Нажмите по определенному пункту, чтобы узнать подробнее

Конечно же вдаваться во все настройки нет необходимости. Сейчас главное узнать основные параметры и понять для чего они нужны и как их использовать.

Продолжение изучения необходимых возможностей Fl Studio:

Channel Settings рассмотрим его функции.

Остальные материалы вы можете изучить посетив эту страницу с картой сайта.

сведение инструментов

СВЕДЕНИЕ МИНУСОВ

Сегодня я решил кратко разобрать тему про основные принципы сведения инструментов в Fl Studio. Это довольна обширная тема и одной статьи не хватит, поэтому для начала я опишу вкратце что к чему, ну а в дальнейшем будем более подробно углубляться в эту тему.

Сведение инструментов в треке нужно для того чтобы ваш трек стал широким, объемным, гармоничным, прозрачным или говоря по проще более качественным. Это необходимая работа над вашим минусом или треком без разницы, так как если это не сделать, ваша композиция будет играть тускло, через чур звонко и в добавок в хаотическом режиме. Например, как будто все в классе начали галдеть перекрикивая друг друга.

сведения инструментов

Это конечно пример очень плохого минуса, но все же нужно производить сведение инструментов. Если вы хотите более качественного звучания ваших песен. Под сведением подразумевается использование панорамирование, эквализация, добавление различных эффектов, фильтров и т.д.

Основные принципы сведения инструментов:

  • Bass drum или жеkick. Первым делом выставляется бочка – так как это основа композиции и только после этого микшируются остальные инструменты. Этот параметр должен свободно колебаться до -4 dB. Когда вы напишете ударные бочки и баса необходимо сводить бас под бочку. Таблица эквализации.
  • Hats. Открытые хэты выводятся по кикам или же можете добавить в паттерн снейры и вместе с хеттами добиваться, чтобы они друг друга дополняли. Закрытые хэты панорамируются немного в право с уровнем немного ниже чем у открытых хэтов.
  • Snare. Снейры не панорамируются и должны звучать по уровню звука, как и kick. При написании в стиле hip-hop вы можете добавить пару снейров и плюс хлопок (hand clap) для крутого звучания. После этого остается, отрегулировать эти три сэмпла по вашему вкусу.
  • Claps, Percussion. Клэпы выставляются по центру. Уровень звука должна быть как у киков или чуть ниже.
  • Pads. Пэды должны слышаться интуитивно то есть прислушавшись. Панорамирование идет слегка на левую сторону или по центру.
  • Riders/crash. Креш выставляется по уровню звука, так же как и кик или чуть ниже. Райды если они идут парой то выстовляются следующим способом. Влево 100 процентов один сэмпл и на 100 процентов вправо другой для стререопанорамы.
  • Lead. Атака lead должна быть равна по громкости атаке кика.
  • Melody/vocal. Громкость мелодии должна быть равна громкости ударных. Вокал должен играть по громкости мелодии, но чуть громче ее. Главное чтобы vocal был слышан отчетливо гармонируя с мелодией.

В какой последовательности стоит сводить минус? У каждого битмейкера есть своя методика по которой он следует. Вот моя методика.

Методика последовательности сведения минуса.

Несколько советов.

  • При долгом сведении минуса, вы перестали разбирать разницу звучания. Тогда вам стоит послушать какой ни будь другой трек в хорошем качестве (не в mp3) пару минут и снова заняться своим. Прослушивайте треки своего жанра которые крутятся по радио а т.е. знаменитостей, так как они вкладывают большие деньги на свое качество трека и поэтому нужно приравниваться к ним.
  • Для более гармоничного звучания и чередования инструментов вам необходимо вывести их в эквалайзере. Каждый инструмент должен занимать свою частоту. Если два инструмента конфликтуют, то необходимо определить в каком частотном диапазоне у них конфликт, ну а затем принять решение кому эти частоты важнее и освободить это пространство понизив частоты у менее важного инструмента.
  • Полезно убрать у всех инструментов низкие частоты до 20 Hz кроме.

В этом нехитром деле мы в вкратце разобрали принципы сведения инструментов в fl studio и я надеюсь вам было понятно. Есть вопросы, пишите в комментариях.

Привет, меня зовут Сергей. Музыка для меня как хобби. Занимаюсь созданием Hip-Hop минусов в Fl Studio уже продолжительное время.

Если вам понравился этот материал, то поделись с ним с другими. Так вы поможете в развитии этого сайта и у меня будет стимул в дальнейшем развивать этот проект.

Читайте также: