Как из моно сделать стерео в adobe audition

Обновлено: 05.07.2024

В этой статье я расскажу о том, как из моно сделать стерео.

Сразу хочу предупредить. Адекватно сделать из полноценного моно трека (песни) стерео трек невозможно. Это чревато появлением различных фазовых искажений и нежелательных эффектов, особенно на низких частотах. Поэтому этот вопрос я рассматривать не буду.

Другое дело если какая-либо запись звучит, лишь в одном канале (правом или левом). Такие записи мне приходилось часто встречать на просторах интернета (аудоиподкасты, записи вэбинаров, интервью). Слушать их в наушниках, согласитесь, не очень комфортно (звук только в одном ухе). Или же если вы записываете вокал или игру на живых инструментах, то в этом случае есть смысл преобразовывать аудио дорожку из моно в стерео.

Как сделать из одноканальной записи двухканальную

Если Вы скачали какую-нибудь одноканальную аудио запись (подкаст, запись вэбинара, интервью) и хотите чтобы она звучала в двух каналах, то выполнив несколько несложных действий, Вы можете добиться нужного результата. Для этих целей прекрасно подойдёт любой аудио редактор, например, Audacity.

1. Запустите программу и откройте нужный файл Файл / Открыть (Ctrl+O)

как из моно сделать стерео

Как видно из скриншота, аудио записано только в левый канал.

как из моно сделать стерео

2. Разделим правый и левый каналы. Для этого зайдем в меню дорожки и выберем пункт Split stereo track

как из моно сделать стерео

3. Скопируем аудио из левого канала в правый. Для этого выберем левый канал с помощью мышки и нажмём сочетание клавиш Ctrl+O. Далее выберем правый канал и вставим скопированное аудио Ctrl+V.

как из моно сделать стерео

как из моно сделать стерео

4. Объединим две дорожки в двухканальную запись. Для этого в меню первого канала выберем пункт Make stereo track.

как из моно сделать стерео

Вот что получилось.

как из моно сделать стерео

Теперь мы видим что аудио присутствует и в левом и в правом канале.

5. Сохраним результат в формате MP3. Для этого выберем Файл / Экспортировать, укажем путь куда мы хотим сохранить файл и его формат.

как из моно сделать стерео

как из моно сделать стерео

Как из моно сделать стерео запись

Если Вы записали вокальную партию или партию какого-нибудь инструмента (гитара, саксофон и т.д.) в моно, но хотите сделать так, чтобы она звучала в стерео, то я рекомендую использовать эффект дабл трека. О том как сделать такой эффект читайте в статье «Дабл трек в электронной музыке» .

Однако это не единственный способ добиться стерео звучания. Похожего эффекта можно достичь, используя плагины основанные на задержке сигнала. Это хорус, дилэй и реверберация. Но помните, что применять их стоит в качестве Send обработки, подмешивая к основному сигналу.

Вот как я обработал вокал, используя все три эффекта в программе FL Studio.

Настроены плагины следующим образом.

как из моно сделать стерео

На скриншоте показана схема маршрутизации сигнала.

как из моно сделать стерео

Не забудьте оставить свой комментарий, а также поделиться своими идеями в вопросе преобразования моно в стерео.

Всем привет. Очень часто бывает так, что микрофон человека, записывающего видео, записывает звук в моно-режиме, на 1 канал. Это не всегда хорошо, поэтому сегодня – мы покажем вам, как из моно-дорожки, сделать стерео.

Итак, есть 2 случая возникновения моно-записи. Например, на скрине ниже – мы видим запись, которая проводилась на телефоне, на моно-микрофон. По ней – мы видим, что звуковая дорожка тут одна. Тут нам пригодится первый способ, предназначенный как раз для тех случаев, когда нет ни левого, ни правого канала.

adobe audition стерео

На верхней панели – открываем пункт «Favorites» и там выбираем пункт «Convert to stereo».

adobe audition моно в стерео

Программа автоматически делает все изменения. После этого – мы видим, что Audition автоматически конвертировал вашу запись в стерео-формат. Есть левый и правый каналы звучания.

adobe audition моно в стерео

Второй способ мы покажем вам на другом примере. Как видите – запись, в этом случае, двухканальная, но звук присутствует только на левом канале.

adobe audition как сделать стерео

Изначально – вы должны перейти в тот же пункт настроек, в «Favorites», только выбрать нужно не Convert to Stereo, а «Convert to Mono». Выбрав первое – с записью ничего не произойдет. А вот во втором случае – вы конвертируете свою запись в моно-режим.

adobe audition стерео плагин

После того, как запись появится у вас с моно-каналом – вам нужно будет воспользоваться первым способом, который мы вам показали. Т.е., нужно превратить запись с моно-каналом – в стерео.

Делаете это и видите, что и на этой записи звук будет идти по стерео-каналам.

Здравствуйте! В этой статье я опишу базовые настройки Adobe Audition для удобной работы. В моем случае — это редактирование аудиокниг , озвучка закадрового голоса. Но думаю, что эти настройки вполне применимы и для любых других задач.

Проигрывание файла

Начнём с того, что сразу после установки программы нужно настроить проигрывание файла. По умолчанию он будет проигрываться по длине вида в окне для просмотра файла.

Мне же удобно, когда файл проигрывается от курсора до конца самого файла. Это значит, что длинные файлы будут перелистываться.

Для этого нужно зайти в редактор Edit и в настройках проигрывания на транспортной панели поставить галочку Play from cursor to End fo File. Тоже самое сделать и в окне Multitrack

play adobe audition

Потому что есть вариант поставить проигрывание до конца просмотра файла. Не знаю, в каких случаях это удобно. Может быть в сессии, когда нужно работать с семплами, чтобы курсор не проигрывался на весь проект. Но в моем случае, когда я работаю с длинными файлами, то мне нужная постоянная прокрутка.

Поведение курсора во время прокрутки файла

Следующая важная настройка это прокрутка не перелистыванием, а чтобы курсор двигался от начала файла до конца, а потом останавливался и прокручивалось окно просмотра.

Это супер удобно. Для того, чтобы в окне Edit был такой режим работы, то обязательно нужно, чтобы была включена галочка «auto-scroll» во вкладке General. Эти настройки открываются через горячую клавишу F4 и пункт меню Options — Settings. И повторюсь,, важно, чтобы предыдущая настройка была Play from cursor to End fo File.

Настройки Adobe Audition 1.5 для удобной работы

В таком случае в редакторе Edit автоскрол будет работать и во время прокрутки, и во время записи. То есть, не будет исчезать из полня зрения.

А вот, чтобы такое же было поведение курсора было в Сессии, нужно поставить галочку «Smooth auto-scrolling» в тех же глобальных настройках, которые открываем через клавишу F4 но уже во вкладке Multitrack .

skroll в Adobe auditiom

Вот здесь, в самом низу окна есть нужный нам чекбокс. Ставим галочку. Теперь в окне сессии курсор будет двигать от начала доходить до конца вида и возвращаться в центр. И затем будет двигаться экран.

Если снять эту галочку Smooth auto-scrolling during playback снять, то в мультитреке будет обыкновенное перелистывание, постранично. Это экономит ресурсы компьютера, но это не так удобно, например, во время редактирования и монтажа закадрового голоса.

Если же флажок установлен, то применяется метод «плавной» прокрутки, такой же, как в редакторе волновых форм. Поэтому, обязательно через F4 заходим в Settings — Multitrack и ставим галочку «smooth автоскроллинг».

Мало кто знает об этой настройке в Adobe Auditon 1.5 , что в нем можно задать поведение курсора.

Здесь же, если установлен флажок Auto Zero-Cross Edits, то перед выполнением операций редактирования (вырезка, удаление, вставка) границы выделенного участка будут автоматически перемещены к ближайшим точкам, в которых волновая форма пересекает нулевой уровень.

Это позволит избежать щелчков в местах состыковки отредактированных фрагментов.

Настройки микса и записи

Тут же по ходу дела, выставляем настройки микса в 16 битный файл или 32-битный. И настройки записи, глобальные для всех треков, 16 бит моно или 16 бит стерео или 32 битный файл. Например, когда записываем в микрофон, то необязательно иметь стереофайл.

Лучше выставить запись 32 бита, моно, чем 16 бит стерео. По размеру будет тоже самое, но запись будет качественней, без потерь качества при случайном клиппинге.

Для микса не обязательно выставлять 32 битный файл, достаточно 16 битного.

Размер кеша

Во вкладке System можно увеличить кеш в 2 раза из 16384 до 32768 или в 4 раза. Это зависит от объёма ОЗУ. Поскольку во времена версии 1.5 в 2004 году ОЗУ измерялась размерами от 128 мб до 1 гб до здесь есть такая закономерность между ОЗУ и размером кеша:

Прочитайте это: О голосе человека. Работа с микрофоном

Поэтому сейчас можно увеличить и в 10 раз. Дописать 0 к 16384 = 163840

На скорость работы это не очень повлияет, скорость работы достаточно хорошая и на слабом компе. А вот в случае обработки больших файлов при малом кеше может выскочить окошко предупреждения, что не хватает места для обработки, отмените последнюю операцию. Поэтому лучше увеличить кеш и не париться.

Далее, настройка плагинов VST

Adobe Audition 1.5 поддерживает 32-битные VST. Чтобы программа их просканировала, нужно прописать путь к ним.

В редакторе Edit заходим в пункт меню Effects = Add/Remove VST Directory. И добавляем путь к папкам с плагинами VST. Adobe Audition просканирует и плагины будут добавлены.

Искать их удобнее через браузер эффектов. И добавлять на трек можно перетаскиванием или двойным кликом. А в окне Edit лучше настроить горячие клавиши.

Настройки Adobe Audition 1.5 для удобной работы

Инструменты на передней панели, toolbars

Хорошо также сделать видимыми инструменты и штатные плагины на передней панели. Для этого заходим во меню View — toolbars и ставим галочки напротив тех инструментов или плагинов, которые хотим видеть. Это что-то вроде тулбаров в Рипере . Этим, кстати, мне и нравится Adobe Audition 1.5, что в нем можно и тулбары настроить.

toolbars в Adobe Audition

Я обычно вывожу тулбары с компрессорами, эквалайзерами, пространственной обработкой, нойзерами и питчем. Это удобно. В новых версиях этого, увы, нет.

Панель Status Bar

Эту панель я также включаю через меню View. Она показывает параметры загруженного файла, его размер в формате Wav.

Горячие клавиши

Это очень важная настройка, которая в разы увеличивает скорость работы и о горячих клавишах можно много говорить и показывать, как организована моя работа с ними. Какие клавиши я использую, я писал в этой статье подробно . Сюда же относятся настройки Favotites.

Настройка Scripts

Также я в работе использую скрипты — цикл обработок.

Настройки Adobe Audition 1.5 для удобной работы

На картинке видно, что это нормализация файла до -0.3 db и ещё один цикл обработки, включающий несколько первичных обработок плагином. Секция scripts — это тоже самое, что панель эффектов в новых версиях, только в самом своём зародыше. И без окультуренного пользовательского интерфейса. Выглядит не очень привлекательно, но функция рабочая.

Можно записать любую другую цепь обработок и создать свой скрипт.

Цепь обработок в Multitrack

И ещё, что часто использую — это сохранённую цель обработок в Сессии. На рисунке видно, что это несколько плагинов обработки, которые применяются к аудиофайлу на треке.

Настройки Adobe Audition 1.5 для удобной работы

Такую же цепь можно создать и через scriprt, но там это будет деструктивная обработка. А в Сессии эти плагины работают в реальном времени.

И не менее важное, это настройки драйверов.

Отдельно этой теме посвятил целую статью . Просто нужно знать, как настраивать, чтобы можно было записать с микрофона или сделать внутреннюю запись и так далее.

Adobe Audition 1.5 80% задач по обработке выполняет точно также, как и новые версии. В некоторых моментах он он даже лучше:

  1. в плане организации работы,
  2. доступа к плагинам,
  3. к инструментам
  4. редактирования файлов
  5. настройки горячих клавиш (удобнее и понятнее)

Так что, пользуйтесь этой версией, Adobe Audition 1.5, она удобна и стабильна!

Команда Interpret Sample Rate (определить частоту дискретизации) позволяет услышать, как звучит звуковой файл в другой частоте дискретизации. Эта команда позволяет вам определить файлы в заголовках которых указана неверная частота. Для безвозвратного преобразования частоты дискретизации, выберите Edit > Convert Sample Type (конвертировать тип сэмпла).

  1. В редакторе Waveform, выберите Edit > Interpret Sample Rate.
  2. Введите частоту дискретизации в текстовое поле или выберите распространённую частоту из списка.

Хотя в Adobe Audition вы можете работать с частотой дискретизации от 6000 до 192000 Гц, ваша звуковая карта может быть не в состоянии проигрывать все частоты должным образом. Чтобы определить, поддерживает частоты дискретизации, обратитесь к документации на карту.

Adobe Audition convert sample type rate.jpg

Частота дискретизации файла определяет частотный диапазон сигнала. При преобразовании частоты дискретизации, имейте в виду, что большинство звуковых карт поддерживает только определённые частоты дискретизации.

  1. В редакторе Waveform, выберите Edit > Convert Sample Type.
      Для быстрого доступа к диалоговому окну Convert Sample Type, дважды щёлкните раздел Sample Type в строке состояния. (См. Настройка рабочего пространства).
  2. Выберите частоту из списка Sample Rate (частота сэмплирования), или введите пользовательскую частоту в текстовое поле.
  3. В разделе Advanced, перетащите ползунок Quality (качество) для настройк качества преобразования сэмплов.
    • Более высокие значения сохраняют более высокие частоты, но преобразование занимает больше времени. Более низкие значения требуют меньше времени, но подавляют высокие частоты. Используйте более высокие значения Quality, когда вы декодируете с высокой скорости на низкую. При увеличении частоты, высокие значения имеют большого эффекта.
  4. Для достижения наилучших результатов, выберите Pre/Post Filter для предотвращения шумаалиасинга.

Adobe Audition convert sample type chennels.jpg

Команда Convert Sample Type это самый быстрый способ для преобразования сигнала с различным количеством каналов.

  1. В редакторе Waveform, выберите Edit > Convert Sample Type.
  2. В меню Channels выберите Mono, Stereo или 5.1.
  3. В разделе Advanced, введите проценты для Left Mix (подмешивание в левый) и Right Mix (подмешивание в правый):
    • При преобразовании из моно в стерео, Left Mix и Right Mix указывают относительную амплитуду, с которой исходный моно сигнал помещается в каждый из стерео каналов. Например, вы можете поместить моно источник только в левый или только правый канал, или в любую точку между ними.
    • При преобразовании из стерео в моно, Left Mix и Right Mix управляют количеством сигнала из соответствующего канала, которые будут смешаны в конечный моно сигнал. Наиболее распространённый метод смешивания это 50% от обоих каналов.

Для других методов преобразования каналов, см. в следующие разделы:

Разрядность файла определяет динамический диапазон звука. Adobe Audition поддерживает 32-битное разрешение. Вы можете повысить разрядность файла, для получения более широкого динамического диапазона, или же вы можете снизить разрядность, для уменьшения размера файла.

Некоторые наиболее часто используемые программы и медиа-плееры требуют звук 16-бит или ниже.

  • В редакторе Waveform, выберите Edit > Convert Sample Type.
  • Выберите Bit Depth (глубина разрядности) из меню или введите пользовательскую разрядность в текстовое поле.
  • В разделе Advanced установите следующие параметры:

Adobe Audition convert sample type bit depth.jpg

  1. Dithering (дизеринг) - включает или выключает дизеринг при переходе на более низкую разряднсть. Если дизеринг отключен, разрядность резко усекается, производя трескающий эффект на низких уровнях громкости, который вызван искажением квантования.
    • Дизеринг вводит небольшое количество шума, но результат является гораздо более предпочтительным, чем увеличение искажений которые вы могли бы услышать при низком уровне сигнала. Дизеринг также позволяет слышать звуки, которые будут замаскированы шумом и искаженные пределы звука при меньшей разрядности.
  2. Dither Type (тип дизеринга) - управляет тем как шум дизеринга распределяется по отношению к исходному значению амплитуды. Как правило, Triangular обеспечивает лучший компромисс между соотношением сигнал-шум, искаженями и шум модуляции.
    • Triangular (треугольный) - снижение отношения сигнал-шум: 4.8 dB. Нет модуляции шума.
    • Gaussian (Гауса) - снижение отношения сигнал-шум: 6.0 dB. Незначительная модуляция шума.
        Triangular (Shaped) и Gaussian (Shaped) сдвигают немного больше шума на высокие частоты. Для дополнительного контроля, установите опцию Noise Shaping.
  3. Noise Shaping (формирование шума) - определяет, какие частоты содержит шум дизеринга. Вводя ограничения шума, вы можете использовать более низкие глубины, без добавления звуковых артефактов. Наилучший выбор Noise Shaping зависит от источника звука, конечной частоты дискретизации и разрядности.
      Noise Shaping отключено для частоты дискретизации 32 кГц и ниже, потому как все шумы останутся в слышимых частотах.
    • High Pass (пропускающий высокие) - с кроссовером установленным на 7,3 кГц, шум дизеринга снижается до -180 дБ на 0 Гц и -162 дБ на 100 Гц.
    • Light Slope (светлый склон) - с кроссовером установленным на 11 кГц, шум снижается до -3 дБ на 0 Гц и -10 дБ на 5 кГц.
    • Neutral (нейтральный):
      • Light (лёгкий) - плоский до 14 кГц, шум поднимается до максимума на 17 кГц, и снова плоский на высоких частотах. Фоновый шум звучит так же как и без формирования шума, но около 11 дБ тише.
      • Heavy (тяжелый) - плоский до 15.5 кГц, устанавливая весь шум дизеринга выше 16 кГц (или там, где вы указываете кроссовером). Если кроссовер слишком мал, то чувствительные уши на высокой тональности услышат звон. Однако при преобразовании 48 или 96 кГц, кроссовер может быть размещён значительно выше 20 кГц.
          Выберите форму Neutral, чтобы избежать акустической окраски фонового шипения. Однако следует отметить, что шипение будет звучать громче, чем с другими формами.
    • U-Shaped (U-образный):
      • Shallow (поверхностный) - в основном плоский от 2 кГц до 14 кГц, но становящийся громче, когда звук подходит к 0 Гц, поскольку низкие частоты гораздо меньше слышно.
      • Medium (средний) - помещает немного больше шума на высоких выше 9 кГц, обеспечивая более низкий уровень шума ниже этой частоты.
      • Deep (глубокий) - шум увеличивается выше 9 кГц ещё больше, но гораздо больше снижается в диапазоне 2-6 кГц.
    • Weighted (взвешенный):
      • Light (лёгкий) - пытается сопоставить с тем как ухо воспринимает низкий уровень звука, за счёт большего снижения шума в диапазоне 2-6 кГц, и его повышения в диапазоне 10-14 кГц. При высоких уровнях, шипение может быть более заметным.
      • Heavy (тяжелый) - более равномерно снижает самый чувствительный диапазон 2-6 кГц, за счет большего шума выше 8 кГц.
  4. Crossover (кроссовер) - определяет частоту, выше которой будет происходить формирование шума.
  5. Strength (интенсивность) - указывает максимальную амплитуду добавляемого шума к частоте.
  6. Adaptive Mode (адаптивный режим) - изменяет распределение шума по частотам.

Если вам нужно сделать одинаковое преобразование на нескольких файлах, вы можете сэкономить время, используя пресет преобразования частоты дискретизации.

После создания пресета, он появится в списке Presets в верхней части диалогового окна. Если вы хотите удалить пресет, выберите его из списка и нажмите кнопку Delete .

В этой статье речь пойдёт о том как из стерео сделать моно? Все мы знаем что стерео сигнал условно можно представить в виде двух аудио дорожек, которые звучат в левом и правом динамике. Однако хочется отметить, что эти дорожки не являются идентичными. Не углубляясь в синтез электронных тембров скажу, что если бы не было разницы в звучании левого и правого канала, то такой сигнал нельзя было бы считать стерео сигналом. Стерео возникает из-за небольших задержек, а также за счет незначительной разницы в высоте тона тембров различных инструментов в отдельно взятом треке.

Для чего это нужно? Зачем из стерео файла делать моно? Ведь в этом случае трек может потерять свою пространственную составляющую и не только…

В настоящее время продюсеры и звукорежиссеры используют эту возможность лишь для того, чтобы проконтролировать качество материала. Это как работа над ошибками. Раньше подобные преобразования были необходимы для проверки моносовместимости. Ведь без этого, трек вряд ли включили в радиоэфир, так как радиотрансляции велись именно в моно. Сейчас же подобная процедура не имеет никакого смысла.

Теперь, ближе к теме.

Как из стерео сделать моно?

Рассмотрим два варианта:

  1. Использование программы Wavelab
  2. Использование программы Adobe Audition

Оба эти аудиоредактора обладают весьма завидными возможностями. Однако есть множество других программ способных из стерео сделать моно.

Использование Wavelab 6

1. Запускаем программу и нажимаем Ctrl+O или File – Open – Wave… В открывшемся окне выбираем аудиодорожку для конвертирования.

как из стерео сделать моно

Я открыл MP3 стерео файл 320 кбит/с. Он имеет две дорожки (левый и правый канал).

как из стерео сделать моно

2. Нажимаем сочетание клавиш Shift+S или File – Save as… Открывается окно для сохранения файла. Выбираем место для сохранения и жмем на клавишу выбора параметров.

как из стерео сделать моно

Отрывается окно Audio File Format. Здесь мы выбираем формат моно, частоту дискретизации и битрейт.

как из стерео сделать моно

Нажимаем Ок и Сохранить.

Если открыть моно трек в редакторе, то он будет состоять лишь из одной дорожки, как на картинке ниже.

как из стерео сделать моно

Использование Adobe Audition

Процедура преобразования стерео в моно в Adobe Audition идентична той, что описана выше.

1. Открываем File – Open или перетаскиваем стерео файл в программу

как из стерео сделать моно

2. Нажимаем F11 или Edit – Convert Sample Type. В открывшемся окне выбираем все необходимые параметры, как указано на картинке и нажимаем Ок.

как из стерео сделать моно

3. Файл преобразован.

Как видим не так сложно из стерео сделать моно. Достаточно установить хороший аудиоредактор и сделать несколько несложных действий.

Читайте также: