Как нарисовать тело девушки в фотошопе

Обновлено: 07.07.2024

Я хочу начать этот урок с ответа на один из самых задаваемых мне вопросов - как рисовать женскую грудь. (вот уже не думала, что действительно буду делать урок по этой теме. ^_^). Одна из самых важных вещей тут - сделать субъект натурально выглядящим; вы можете нарисовать привлекательную девушку и без превращения ее в силиконовую куклу, как сделал один мой друг ^_^

Две главных проблемы, с которыми люди сталкиваются при рисовании грудей - их форма и правильное расположение. Многие художники (как профи, так и начинающие) делают их похожими на воздушные шарики, вдавленные в грудную клетку; это очень натуралистично. Если вы посмотрите различные книжки по рисованию, вы увидите, что груди больше похожи на половинки сфер, или перевернутые чашки, нежели на воздушные шары. Так, теперь расположение. Представьте себе линию, которая бежит по центру тела, сверху донизу. Груди расположены под углом 45 градусов к этой линии, и примерно на половине грудной клетки (показаны красными диагональным линиями). Следите за тем, чтобы они не были слишком близко или слишком далеко друг от друга, или слишком высоко; это самые распространенные ошибки. Как видно на примерах, правило о 45 градусах расположения грудей подходит ко всем позам и типам персонажей.

Вот еще одна поза. Обратите внимание, что груди по-прежнему расположены под углом 45 градусов. Да, еще обратите внимание на тени. Просматривая различные примеры и образцы, я пришла к выводу, что такие тени смотрятся лучше всего (по крайней мере лучше теней, как на простом шаре, следующих нижней границе).

Вот последняя картинка, демонстрирующая правильную форму и расположение бюста. Груди опять расположены под углом 45 градусов, хотя здесь это труднее заметить (потому что я не нарисовала красные линии, простите меня за это ^_^;). Обратите внимание, что левая грудь нарисована в виде полусферы, а не полной сферы. Если вы хотите преувеличить размер, это ваше дело, но лично я думаю, что в этом нет необходимости..

Давайте теперь разберемся с плечами и шеей. Рисуя плечи, обращайте внимание, что они не плоские, их скат очень плавен. Попробуйте разобраться в структуре мышц шеи и плеч, особенно если вы хотите научиться рисовать их более реалистично. Нужно рисовать их мягко, как ткани, а не как кирпич.

Вот еще несколько примеров плечевого пояса. Заметьте, что плечи никогда не рисуются прямыми и скучными.

Еще одна вещь, которую хотелось бы упомянуть насчет плеч и вообще торса - это как рисовать их в том случае, когда рука поднята вверх. ^_^ Я иногда нахожу это трудноватым, поэтому давайте рассмотрим вместе. Когда рука поднята, мы видим кусочек задней части спины, широчайшую мышцу. Не делайте верх торса слишком узким. Обратите внимание, что контур правой груди не продолжает вверху загибаться в виде круга; помните, что грудь не имеет форму полной сферы, она прикреплена мышцами к плечу.

Обратим наш взор на руки. Рука состоит из трех частей: плеча, предплечья и кисти. Каждая из них может быть примерно изображена в виде овалов. Хотя я знаю людей, которые не любят так делать; что ж, тогда нужно просто научиться грамотно рисовать руку сразу. Некоторые книги советуют строить руку из цилиндров, но я предпочитаю плоские овалы; они лучше, на мой взгляд, передают ее форму. Здесь этого не видно, но если рука свободно опущена, то кончики пальцев доходят до середины бедра. Локти должны быть на уровне талии.

Теперь, когда мы разобрались с упрощенной формой руки, давайте улучшим ее и заставим выглядеть более натурально. Это, конечно, чуть труднее. ^_^ Рисуя руку, не делайте ее идеально прямой, она имеет мускулы, в конце концов! ^_^ Никогда не рисуйте вытянутую руку в виде одного цилиндра (если вы не собираетесь рисовать в стиле "чиби"). ^_^ Рука растет из плеча. Оно имеет очень плавные изгибы. По пути к локтю рука чуть сужается. Потом снова расширяется, там, где находится бицепс (как видно на верхнем рисунке). Сам локоть может быть труден для рисования. Помните, что это не просто место, где рука перегибается, это соединение, шарнир (посмотрите на картинки). За примерами далеко ходить не надо.

Еще несколько примеров, на этот раз показывающих согнутые руки. Иногда легче изобразить согнутую руку, или руку в перспективе, если использовать простейшие формы (овалы или цилиндры), но это сугубо индивидуально: если не хотите, не используйте их Посмотрите, как на верхней картинке рука становится тоньше по мере своего удаления от зрителя.

Четкое изображение этих поз может быть поначалу трудноватым. Очень важно уделять побольше внимания тому, как именно смотрят на вас разные части руки, и как расположен локоть. Представьте себе руку, составленную из двух частей: цилиндрического плеча и предплечья, чем-то похожего на кеглю с шаром снизу. ^_^ Это поможет вам представить, как должен выглядеть локоть.

Еще одной проблемой для художников являются ноги. Очень сложно придать им правильную форму (особенно, если постоянно не практиковаться, как это делаю я. ^_^;) Точно так же как руки, не надо делать их абсолютно ровными и прямыми, как цилиндры. Лучше использовать овалы, потому что они лучше передают формы бедер и голеней. Верхняя часть ноги всегда толще и округлее, чем нижняя. Рисуя ноги, начинайте с толстого основания бедра, затем плавно сужайте ногу к колену. Как и локоть, коленом нельзя пренебрегать; это место соединения и его нужно рисовать, ведь настоящая нога сделана не из резины. ^_^ Колено образует выпуклость в сторону; нога не просто идет снизу вверх прямо. Мускулы на голени, особенно икры, должны чуть-чуть выдаваться.

Здесь вы видите еще несколько поз. Я не нарисовала здесь вспомогательные овалы, потому что забыла, но вы все равно должны уметь их визуально выделять. Опять же, хочу заострить внимание на коленях, особенно на нижних рисунках. Когда нога согнута, колено рисуется плоской поверхностью. Я затенила эти ноги, чтобы дать вам прочувствовать их форму. Примеры в книгах, посвященных рисованию, гораздо более подробны, но так как мы не особенно часто видим каждую косточку и мускул на ногах у аниме-персонажей, я не буду на них останавливаться. ^_^ На правой картинке вы видите, как икры перекрывают часть бедер. На остальных примерах, приведенных здесь, обратите внимание, как нижние части ног скрываются за верхними.

Хорошо, теперь вы сумеете изобразить героиню спереди. Но что делать, если надо изобразить ее сзади? Сейчас я вам расскажу. ^_^ На самом деле, я не собиралась писать об этом, но, поскольку множество аниме-девушек рисуются сзади в купальниках или обтягивающих костюмах, это важно. Хммм. Даже не знаю, что сказать; просто будьте осторожны, соединяя ноги с телом. Подробнее об этом - в части 3 этого урока. Если вы нуждаетесь в дополнительной информации, раздобудьте книгу Бёрна Хогарта. У него там есть несколько страничек об этом. -_^

Хорошо, сейчас, когда мы уже прошлись по всем основным деталям в отдельности, давайте соберем все наши знания воедино и попробуем нарисовать тело целиком. :) Когда вы рисуете своего персонажа, можно начать с базовых овалов и кругляшков, или же сразу попробовать нарисовать готовый вариант; как вам больше нравится. Если вы используете базовые формы, обратите внимание, что тело (торс и таз) составлено из двух компонентов, которые сужаются к талии. Я не собираюсь слишком на этом заострять внимание. ^_^ Тело, так же как и голова, должно быть построено вокруг центральной направляющей линии. (как показано на рисунке.) Эта линия обозначает позвоночник персонажа и будет определять позу героини. Обратите также внимание, как линия слегка изгибается в области таза: это потому, что ее вес перенесен на левую ногу, что делает позу интереснее. Тело может быть примерно поделено на половины, как показано на рисунке красными линиями. Вы можете использовать этот прием практически везде, где надо определиться с длиной ног. В аниме и манге длина ног обычно преувеличена, что делает персонаж выразительней.

Рисуя среднюю часть, не забывайте, что тело напоминает своей формой песочные часы. Аниме-девушки обычно имеют тонкие плечики, тонкую талию и округлые бедра. Будьте осторожны, старайтесь, чтобы все линии смотрелись естественно. Как только вы поднатореете в рисовании фигуры, вы сможете себе позволить немного преувеличивать пропорции и размеры.

Вот та же самая поза, только сбоку. Я нахожу изображение вида сбоку немного более сложным, чем спереди, поэтому я потратила много времени, чтобы отыскать внятные примеры. ^_^ Тело построено из тех же самых основных форм, только теперь повернутых на 90 градусов. Определите угол наклона верхней части тела. Здесь это не совсем хорошо видно, но ключица должна слегка выпирать спереди, когда вы спускаетесь вниз по шее. После этого изгиб тела представляет собой прямую диагональную линию до самых грудей (помните, что груди - это вам не пляжные мячи, а половинки сфер!) Потом линия торса продолжает немного "выезжать" вперед, до самого нижнего ребра (там обычно бывает бугорок). Это примерно на расстоянии одной головы (или чуть-чуть больше) от линии плеч. Дальше идет чуть втянутый живот. Еще, на что стоит обратить пристальное внимание - это форма ног (бедра сзади более плоские, чем спереди) и ягодиц (не преувеличивайте их размер слишком сильно).

В завершение этого урока покажу вам позу сзади (которую наверняка придется научиться рисовать, если вы вообще хотите уметь рисовать мангу ^_^). Как и раньше, фигуру можно разделить на две примерно равные части по вертикали. Здесь надо поподробнее разобраться с шеей; она присоединяется сзади к черепу и скрывает часть головы. Средняя часть тела должна быть в форме песочных часов, но, опять же, не надо пытаться преувеличить формы, сначала необходимо усвоить базовые правила, прежде чем отходить от них. Не надо делать попу слишком большой, для этого нет никаких причин. Будьте осторожны, рисуя руки; сзади локти обычно выглядят более рельефными.

Ну, урок по рисованию женского тела завершен. Я надеюсь, вы уяснили некоторые основы этого нелегкого дела, и сможете теперь рисовать своих персонажей в полный рост. :)


Комментарий от переводчика: этот урок не рассчитан на тех, кто только начинает постигать азы рисования портретов. Здесь вы не увидите детального описания создания портрета, только общие положения и некоторые приемы. Он служит для Вашего вдохновения и, возможно, используемые здесь приемы и секреты, будут для Вас полезными. Желаю успехов!

Приветствую Вас! Этот урок предназначен для тех, у кого уже есть базовые знания анатомии и цифрового рисунка в Photoshop. В уроке представлена моя собственная методика рисования. Я не утверждаю также, что это наиболее эффективный способ. Возможно, если у вас нет планшета с пером, чувствительным к нажатию, эта методика не подойдет.

Шаг 1 - Подготовка

Для начала создайте новый документ в Photoshop или в подобной программе. Установите размер холста 3500px на 4000px с разрешением 300px/inch. Уменьшите изображение на 15-25% от полного размера так, чтобы Вы могли видеть все, что делаете (я постоянно отдаляю изображение за исключением детальной прорисовки изображения – это ускоряет процесс работы).

Шаг 2 - Основные пропорции

Далее создайте новый слой для фона, а над ним еще один слой для наброска. Обычно для этой цели я использую жесткую кисть темно-бордового цвета. Наметим три линии, определяющих расположение верхней части головы, линию глаз и подбородок. Теперь прямо над линией глаз нарисуйте еще одну линию, определяющую местоположение бровей. Лицо обычно разделяется на четыре равные части: линия лба, линия бровей, кончик носа и подбородок.

Теперь зрительно поделите расстояние между кончиком носа и подбородком на три равные части, чтобы определить, где будет располагаться верхняя часть губ и выступающая часть подбородка. Нарисуйте все в общих чертах. Дублируйте слой и подчистите набросок перед тем, как продолжить.


Шаг 3

Следующее, что нужно сделать перед тем, как начать рисовать – правильно настроить кисть. Я обычно использую стандартную кисть с активированным параметром Динамики формы (Shape Dynamics) с параметрами Колебание непрозрачности (Opacity Jitter) и Колебание количества краски (Flow Jitter), установленными в режиме Нажим пера (Pen Pressure). Это всё. Без этих настроек вы не сможете смешивать цвета, чтобы изображение было похоже на выполненное традиционным способом.


Шаг 4

На фоновом слое, используя стандартную кисть, нанесите беспорядочно мазки различных цветов. Я выбрала в качестве основного темно-зеленый и фиолетовый цвет с пятнами золотых и кремовых цветов. Затем применяю Фильтр (Filter) – Размытие по Гауссу (Gaussian Blur) к этому слою, чтобы сгладить все переходы.


Шаг 5

Теперь создайте новый слой над слоем со скетчем. Пришло время добавить цвет! Обычно я начинаю с нанесения базового тона кожи круглой кистью. После этого я беру более теплые сероватые и красноватые оттенки (они не должны быть яркими или темными).


Затем я наношу более яркий цвет, но он не должен быть совсем белым. К базовому цвету кожи я применяю ползунок для добавления насыщенности (saturation) в Photoshop, чтобы сделать этот оттенок темнее.

Снова я применяю более насыщенный оттенок серого и продолжаю затемнение. Насыщенный темно-бордовый цвет хорошо подойдет для нанесения более темных тонов. Также я применяю несколько других цветов, таких как пурпурный и оранжево-розовый для уточнения деталей.
Поднимаем слой с наброском на слой выше, чтобы он был четче виден.


Шаг 6

Двигаемся дальше. На новом слое над слоем с наброском начинаем определять свет и тени там, где они должны быть расположены в действительности. Продолжайте выстраивать цвета из различных оттенков (например, красноватый в области щек) до тех пор, пока лицо не приобретет объем.

Не беспокойтесь, если на этом этапе оно будет не очень хорошо смотреться. Продолжайте сглаживать переходы между цветами. Постепенно вы начнете замечать, как лицо обретает свои очертания.

Шаг 7 - Разглаживание

На этом этапе я переключаюсь на круглую кисть с мягкими краями, которая поможет сгладить переходы. Изменяйте размер кисти в зависимости от участка, на котором вы работаете.

Я применяю большую мягкую кисть размером около 500 пикс. К темным оттенкам кожи, чтобы добавить больше теней на щеках и придать им объема. Для таких участков, как глаза и губы я применяю предыдущие настройки кисти, чтобы прорисовать детали, такие как трещинки на губах и реснички на глазах. Смягчите края губ инструментом Размытие (Blur) или с помощью круглой кисти с мягкими краями, это придаст объема.

Старайтесь не допускать, чтобы изображение выглядело слишком размытым, сохраняйте четкие линии. Не бойтесь также применять инструмент Пластика (Liquify) для коррекции ошибок. Я часто его применяю для небольшого смещения некоторых участков, уменьшения или увеличения деталей. Не забывайте переключаться к слою с наброском.


Шаг 8 - Глаза

Для глаз сначала используем твердую кисть, чтобы на новом слое прорисовать радужную оболочку. Я использовала приятный зеленый цвет, а для контура – темно-синий. Затем я беру кисть Spackle или круглую кисть с жесткими краями очень маленького диаметра, чтобы прорисовать маленькие линии вокруг зрачка. Когда радужка прорисована, примените к краям размытие (blur), чтобы она смотрелась более реалистично.

На новом слое используйте поочередно твердую и мягкую кисти для создания бликов. Эта маленькая деталь сделает глаза более живыми. Для бровей используйте круглую кисть с твердыми краями, чтобы прорисовать маленькие волоски. Также для этого хорошо подойдет кисть Spackle. Я предпочитаю рисовать каждый волосок на отдельном слое, чтобы потом можно было перемещать их на другое место, если посчитаю нужным.

Также воспользуйтесь следующим приемом: для добавления теней на глазах, создайте новый слой и установите слой в режиме Цветность (Color). Круглой кистью с мягкими краями нанесите на веки немного пурпурного цвета, или любого другого, который нравится вам. Уменьшите Непрозрачность (Opacity).


Шаг 9 - Волосы


Для волос создайте новый слой и определите основную форму темно-коричневым цветом, используя твердую круглую кисть.

Уменьшите размер кисти так, чтобы нарисовать выбивающиеся пряди. Для бликов я выбрала яркий цвет, добавила их на макушке, куда по замыслу падает свет.

Как и ранее я уменьшаю диаметр кисти, постепенно добавляю пряди волос более яркого цвета. Не бойтесь делать пряди хаотичными, так они будут больше похожи на натуральные. Идеально прямые волосы в большинстве случаев выглядят нереалистично.

В заключение на слое между слоем с волосами и слоем с лицом примените мягкую круглую кисть. Добавим тень на лице от прядей волос. Это позволит волосам смотреться более естественно, а не так, будто бы их налепили сверху.

Шаг 10 - Текстура

Последний шаг-добавление текстуры – очень важен. В данном случае процесс довольно простой. На новом слое, используя кисть Spackle темного оттенка кожи, добавьте несколько веснушек. Установите слой в режиме перекрытие (overlay) и немного уменьшите непрозрачность (opacity), чтобы веснушки смотрелись реалистично.

На другом слое жесткой кистью я добавила несколько пятнышек, похожих на родинки, и веснушки чуть большего размера. Напоследок я воспользовалась текстурной кистью для добавления едва уловимых прыщиков на коже, настроила режим слоя на Перекрытие (Overlay) и уменьшила непрозрачность. Разницы особо не видно, но картинка в целом стала более реалистичной. Также для реалистичности я добавила еще бликов на губах круглой кистью и применила кисть Spackle в области нижнего века для создания впадины.


Шаг 11 - Смягчение

Этот шаг необязателен. Сначала я сохраняю изображение, объединив все слои, затем делаю его копию. Применяю к новому слою Размытие по Гауссу (Gaussian Blur). Затем уменьшаю непрозрачность (opacity) слоя и стираю участки, где должны быть четко видны детали – область глаз, губ. Это действие придает легкую мягкость всему изображению и определяет его контуры.

Продолжаем говорить о базе создания персонажей, на этот раз — о схемах рисования тела и особенностях телосложения. Первая часть серии здесь.

Статья — пересказ этих видео от художницы Sauer.

Одним из важнейших факторов в рисовании человеческой фигуры являются пропорции. Вы когда-нибудь видели, как дети рисуют людей? Зачастую рисунок выглядит «по-детски» не из-за отсутствия деталей или правильных теней, а из-за того, что ноги короче рук или кисти больше ступней.

Все тела разные, и ни одно тело не является идеальным. Не путайте правильные пропорции тела с идеальными. Даже если вы не самый великий в мире художник, пока пропорции в рисунке вашей фигуры точны, реализм и целостность сохранятся.

Мы постоянно видим тела, поэтому в глаза так бросается, когда пропорции не соблюдаются. Человеческое тело — одна из самых сложных форм на планете. Пропорции — это первое, чему нужно научиться при рисовании тел, потому что они учат вас быть анатомически правильными. Этого можно достичь, составив схему тела и определив, как суставы соотносятся друг с другом.

Фигура с правильными пропорциями, независимо от пола и прочего, определяется расположением суставов, которое неизменно. Если расположение суставов меняется, мы сразу замечаем подвох, фигура выглядит для нас странной. Это наша основа для пропорций.

Нарисуйте свою собственную схему. Она здорово поможет в изучении материала.

Начните с рисования овала в верхней части листа, заостренным концом вниз. Это будет голова. И отметьте вниз восемь отрезков того же размера, что и голова, последний из которых будет землей. Пронумеруйте их от одного до восьми.

В эпоху Возрождения был установлен «идеальный» рост для мужчины в восемь голов. Совершенно очевидно, что немногие люди на самом деле имеют такой рост. Даже северные европейцы, послужившие основой для этой модели. Они были ближе к семи головам в высоту, но это по-прежнему лучшая модель для начала, так как по ней легче понять соотношения.

Следом добавьте тазовую кость — самую важную часть тела. Это наш центр тяжести и устойчивости.

Упрощенно изобразите ее как плоский круг между отметками три и четыре, тазобедренные суставы будут на четвертой отметке — это маленькие круги, которые вы видите по бокам. Ширина таза составляет примерно от полутора до двух голов. Теперь можете нарисовать позвоночник, соединяющий голову с тазом.

Предположим, наша фигура стоит, ступни вертикально на уровне тазобедренных суставов:

Коленные суставы находятся на шестой отметке, эта линия проходит прямиком под коленные чашечками. Когда нога выпрямлена, коленный сустав располагается на прямой линии с бедром и лодыжкой, как показано на левой фигуре на картинке. Но эта прямая условна. Чтобы завершить ногу, соедините тазобедренный сустав с внутренней стороной коленной чашечки, а затем внешнюю сторону колена с внутренней стороной лодыжки, как у фигуры справа.

Это очень упрощенное, но точное представление реальной костной структуры, и это помогает нарисовать человеческую ногу естественной. Она будет расширяться от бедра и сужаться к колену, затем снова расширяться. Это также поможет разместить мышцы на более позднем этапе вашего рисунка.

Грудная клетка и легкие — третья по важности форма тела после головы и таза:

В упрощенном виде это овал, который начинается ровно между единицей и двойкой и заканчивается на третьей отметке. Но лучше всего отрезать нижнюю часть овала, как показано на изображении выше, чтобы имитировать настоящую грудную клетку.

Пустая часть между грудной клеткой и тазом очень важна. Она мягкая и может быть разной: толстый живот, мягкий или плоский живот. И это также место, где позвоночник наиболее подвижен. Следует помнить об этом и не соединять туловище с тазом вместе, как два больших блока, так как это лишит вашу фигуру пластичности. Ширина овала для грудной клетки пока примерно такая же, как у таза.

Еще пара деталей. Соски расположены на отметке «два». Чтобы определить, на каком расстоянии располагать их друг от друга, проведите две параллельные линии от боков головы вниз, немного заходя внутрь контура головы. А пупок попадает на третью отметку. Обратите внимание на синие точки справа на изображении.

Линия плеч находится примерно посередине между первой и второй отметкой, а ширина плеч составляет две-три ширины головы:

Но их визуальное положение может сильно различаться. Начнем с того, что линия плеч немного изогнута вниз, но при напряжении плеч изгиб может подниматься вверх и казаться выше. Кроме того, трапециевидная мышца, которая в анфас визуально соединяет плечо с шеей, очень разнится от человека к человеку.

Если фигура очень мускулистая или на ней много жира, линия плеч может казаться настолько высокой, что не будет видно шеи. И наоборот, недоразвитая трапециевидная мышца, часто наблюдаемая у очень молодых женщин, создает впечатление длинной шеи. Важно, чтобы не было путаницы между фактическим положением плечевой линии и ее видимым положением на изображенном теле.

Запястья находятся на четвертой отметке чуть ниже тазобедренных суставов. Пальцы заканчиваются примерно на середине бедра, что соответствует пятой отметке.

Локтевые суставы немного сложные, но это мы подробно рассмотрим позже. Пока отметим их как вытянутые овалы, расположенные на третьей отметке.

Снова начните с рисования головы — та же форма яйца, но с зауженным концом, направленным по диагонали вниз. И опустите вертикальную линию от макушки до земли.

Когда фигура стоит прямо, вы можете изобразить тазовую кость практически как голову: форма будет такая же, но более узкая. Плечо и колено примерно на этой же вертикальной линии. Они на том же уровне, что и раньше.

Сбоку позвоночник имеет форму сплюснутой буквы S:

От основания черепа линия проходит вниз и назад, пока не достигнет самой дальней точки на уровне плеч. Учтите, что плечевые суставы выступают вперед позвоночника. Это потому, что линия плеч на самом деле является дугой, как показано на картинке при виде сверху (в голубом круге).

Затем позвоночник снова выступает вперед и выпирает немного выше таза. Это происходит на уровне поясницы, и глубина изгиба может различаться, из-за чего может выглядеть так, будто у персонажа изогнутая спина. Наконец, он снова меняет направление и заканчивается на копчике.

Грудная клетка плотно прилегает к позвоночнику, и в достаточно подтянутом теле, стоящем прямо, грудь естественным образом выдвигается вперед.

Тазобедренный сустав немного уходит вперед от нашей вертикальной оси, и это уравновешивается тем, что лодыжка находится немного позади нее. Поэтому линия, идущая от бедра к колену, а затем к лодыжке наклонена назад и имеет чередующиеся направления изгибов: от тазобедренного сустава к передней части коленного сустава, от задней части коленного сустава до голеностопного сустава.

Общий эффект этой позы — визуальная дуга от головы до груди (показана зеленым цветом справа на изображении). Когда эта дуга распрямляется или разворачивается в обратную сторону, мы ощущаем неуверенность или сутулость в позе.

Верхняя часть руки опускается довольно прямо от плеча, так что локоть может быть на одной линии с ним или слегка отклоняться назад.

Рука никогда полностью не выпрямляется в состоянии покоя, поэтому предплечье не будет располагаться вертикально. Рука чуть согнута, запястье опускается вперед прямо над бедренной костью. Когда рука расслаблена, пальцы немного согнуты, как показано здесь.

На этом с основными человеческими пропорциями мы разобрались. А эта схема поможет объединить все, о чем говорилось ранее:

Мужские и женские пропорции настолько сильно отличаются друг от друга, что даже по скелету или отдельным его частям можно опознать пол. Однако имейте в виду, что по вертикальной оси значительной разницы нет. Пол не влияет на положение суставов, они не сдвинутся вверх или вниз. Но пол играет немалую роль в ширине определенных частей тела, создавая вариации фигуры.

Как можно сделать основную фигуру более феминной или маскулинной?

На структурном уровне есть только одна большая деталь, которую нужно освоить, а все остальное — лишь полезные мелочи.

Основное различие между мужскими и женскими пропорциями заключается в соотношении ширины плеч и бедер:

У женщин тазовая кость намного шире, чем у мужчин, поскольку они должны быть способны выносить и родить ребенка. Это ключевая деталь, влияющая на строение всего остального тела.

У женщин бедра являются самой широкой частью тела, а узкая талия контрастирует с ними, тогда как у мужчин самая широкая часть тела — это плечи, а талия почти не отличается от бедер. Таким образом, общий женский силуэт представляет собой песочные часы, а мужской имеет более трапециевидную форму.

У женщин талия находится на уровне пупка, а у мужчин — немного ниже. Это делает туловище мужчины визуально длиннее.

Важно помнить, что локти у мужчин не должны быть расположены на одной линии с их более низкой талией. Ориентиром для локтевого сустава остается пупок. В отличие от женской фигуры, если талия мужчины визуально там, где начинаются брюки, локти будут находиться выше.

Полезно делать зарисовки женщин с более округлыми формами и мужчин с более угловатыми формами, поскольку это отражает общее впечатление от каждого типа телосложения.

Женское тело состоит из мягких округлых форм. Если оно не натренировано, не спортивное, то накапливает больше жира под кожей. Мужские тела более угловаты. Если они мускулистые, то имеют более резкие линии. Разумеется, это не всегда так: можно использовать угловые формы, например, для худощавой женщины и мягкие для полного мужчины.

Тем не менее, обратите внимание, что у достаточно стройного женского тела живот слегка изогнут, а ягодицы округлены, а у мужчин живот и ягодицы, как правило, более плоские.

Маленькая, но важная деталь — тазобедренные суставы:

Рисуйте тазобедренные суставы женщины за пределами тазовой кости. Они немного более заметно выступают на теле, и это помогает уловить эту особенность женского пола. И наоборот, тазобедренные суставы мужчины изображайте внутри тазовой кости.

У обоих полов ладонь и подошва стопы примерно в два раза уже ширины лица. Но у мужчин они длиннее по отношению к лицу, чем у женщин. Женский позвоночник чаще более гибкий и заметно более изогнутый, чем мужской, и, наконец, в среднем мужчины обычно выше женщин.

Насколько все это важно, зачем нам нужна эта информация? Посмотрим наглядно: на изображении ниже показано, что происходит, когда мужчина рисуется с женскими пропорциями, и наоборот:

Даже с добавлением гендерных стереотипов в отношении волос и тому подобного, из-за соотношения плеч и бедер тела выглядят совсем не так, как обычно. Поэтому очень важно помнить о пропорциях при создании персонажа.

Взгляните на эти четыре фигуры:

Пропорции первых двух фигур здесь соответствуют их размеру. Третья фигура демонстрирует, что вы получите, если нарисуете ребенка с пропорциями взрослого. Это работает, если вы рисуете фею или Человека-муравья, но это определенно не похоже на ребенка.

Это работает и в обратную сторону. Четвертый рисунок показывает взрослого мужчину, нарисованного с детскими пропорциями, и взрослый с такой формой выглядит странно, он больше похож на гигантского ребенка.

Давайте применим некоторые из этих теорий на практике. Во-первых, нужно быть наблюдательными, смотреть на людей вокруг нас. Обращайте внимание на то, что в их строении отличает их друг от друга. Приглядитесь к детям и людям разных национальностей, чтобы увидеть, насколько они различаются по своему строению.

Во-вторых, можно откопать несколько ваших детских фотографий на разных этапах и сделать наброски основной фигуры. Посмотрите, как изменились ваши пропорции со временем.

Наконец, нарисуйте толпу людей с разными пропорциями, не пользуясь референсами. Если кто-нибудь из нарисованных вами людей выглядит непропорционально, то постарайтесь определить, что не так с фигурой. Эти упражнения помогут вам отработать пропорции и наметать глаз.

Перевод сделан Лилией Васильевой, автором в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

ШАГ 1. Во-первых, рисуя женское лицо или тело, помните, что оно состоит из мягких линий и дуг!

\"Как

ШАГ 2. Когда вы приступите к рисованию помните что лица можно нарисовать в разных возрастных уровнях.
Например: детское лицо (1), подросток (2), взрослая женщина (3), старуха (4).
Надеюсь, этот пример поможет вам!

\"Как

ШАГ 3. Глаза очень важны для женского лица, потому что они могут передавать не только характер или настроение, но и возраст.

\"Как

ШАГ 4. А теперь небольшой секрет для стрижки. Как видите, на волосах женщины всегда присутствует много дуг и мягких линий!

\"Как

ШАГ 5. Я хотел бы показать вам, что женское тело, как лицо и волосы, состоит из плавных линий и изгибов.

\"Как

ШАГ 6. На предыдущем шаге мы рассмотрели строение стандартной женской фигуры. Теперь я покажу вам несколько других типов женского тела.
Как правило, грудь и бедра должны быть одинаковой ширины, но это правило действует для стандартных фигур женщины.

В природе тек же существуют другие типы женщины, когда бедра больше, чем грудь. Или когда грудь больше, чем бедра. Так же у некоторых женщин встречаются мальчишеские тела! Все это зависит от наследственности и генетики.

\"Как

Шаг 7.Перспектива тоже важна при рисовании женской фигуры. При разном угле просмотра меняются определенные размеры частей тела.
Вот несколько примеров.

\"Как

Шаг 8. Предлагаю вам посмотреть несколько примеров поз для женских персонажей. Как и их тела, их движения слишком мягкие!
Если вы хотите нарисовать более женственную позу, посмотрите разные фотографии кинозвезд.

Шаг 9. А теперь давайте приступим к практике рисования женской фигуры.
Во-первых, проведите опорные линии для фигуры будущего персонажа.

\"Как

Шаг 10. Сделайте форму лица

\"Как

Шаг 11. Теперь нарисуйте глаза и брови. Как вы видите лицо девушки сбоку, поэтому нарисовать лицо гораздо легче!

\"Как

Шаг 12. Дополним лицо мелкими деталями, такими как рот, нос и детали ее глаз тоже.

\"Как

Шаг 13. Теперь рисуем ее длинные волосы и часть плеча с шеей.

\"Как

Шаг 14. Добавим мелкие детали на ее волосы. Теперь, вы можете увидеть сколько получилась мягких линий.

\"Как

Шаг 15. А теперь нарисуйте базовые формы рук.

\"Как

Шаг 16. Нарисуйте мелкие детали на спине, руках и пальцах! Это немного сложнее, но вы уж постарайтесь!

\"Как

Шаг 17. А теперь нарисуйте базовые линии одежды!

\"Как

Шаг 18. После этого, рисуйте детали и линии на одежде

Шаг 19. И вот, мы переходим к последней большой части! Нам предстоит нарисовать базовую форму ее ног!

\"Как

Шаг 20. Так как ее ноги делают шаг, нарисуйте отделительные линии ног. Теперь вы можете видеть их хорошо!

\"Как

Читайте также: