Как называлась епархия созданная в 1261 ворде

Обновлено: 07.07.2024

В 1261 г. в Сарае была создана православная епархия, а первым владыкой стал Митрофан 1 . Этот факт привлекает пристальное внимание историков. В результате длительных исследований, удалось установить причины образования этой епископии, которая фактически была объединена с Переяславской епархией.

Н.А. Клепинин назвал это событие «одним из главных дел митрополита» Кирилла, а совершено оно было, как считает ученый, рада русских пленных, находящихся в Сарае 2 . А.Н. Насонов высказал мнение, что кафедра в Сарае появилась, так как хану (в данном случае — Берке-хану) были необходимы «непосредственные» отношения с Русским митрополитом 3 . Архиерей в татарской столице стал «естественным представителем митрополита при ханском дворе» 4 . После восстановления своей власти в Константинополе особый авторитет приобрел византийский император; в этих условиях «Сарайский епископ явился как раз тем лицом, которому в качестве представителя русской иерархии было поручено непосредственно сноситься с Византией, выполнять обязанности посредника между Царьградом и Русской митрополией» 5 . Митрополит для такой роли не подходил: как полагал А.Н. Насонов, хан не доверял ставленнику непокорного Даниила Галицкого Кириллу (из-за этого, по мнению исследователя, русский архипастырь ни разу не был в Орде) 6 .

Б.Д. Греков о Сарайской епископии писал: «В столицу Орды Сарай отовсюду понаехало много русских. А так как здесь, на юго-востоке, на Азовском побережье и Северном Кавказе, с незапамятных времен жило много славян, то неудивительно, что в Сарае очень скоро, в 1261 г., была организована специальная православная епархия. » 7 . На сходные причины организации новой епархии указывал и В.В. Мавродин, по словам которого «Сарайская епархия обслуживала живших в столице Орды. русских, а также сохранившееся древнерусское население нижнего Дона, Приазовья и Северного Кавказа. Эта же епархия обслуживала уцелевшее от татарского погрома русское население Переяславской земли» 8 .

В.Т. Пашуто думал, что русско-византийские отношения были поставлены под контроль ордынских властей созданием епископии. Произошло это после русско-татарских и русско-никейских переговоров, в результате которых сохранился прежний порядок в русско-византийских церковно-политических отношениях 9 . «Русско-византийские церковные отношения были поставлены под контроль золотоордынских ханов посредством организации в 1261 г. в Сарае специальной русской епархии», — писал историк 10 . Г.В. Вернадский полагал, что предложение об этом расширении границ Русской церкви исходило от Александра Невского и митрополита Кирилла. Берке-хан одобрил его, так как оно представляло собой «важный шаг в сторону координации дел Русской Церкви с монгольской администрацией» 11 . Зависимость от монголов защищала Русскую церковь от давления папы, а «монголы, в свою очередь, вполне отдавали себе отчет в возможности использовать русское духовенство в качестве посредников в их отношениях с Византией» 12 . Дж. Феннел считал, что созданием новой кафедры митрополит Кирилл установил постоянную связь Церкви с ханским правительством, а также получил «удобный дипломатический канал связи с Византийской империей» 13 . Думается, что второе высказанное английским ученым положение не совсем верно — удобной для Руси такая связь с Византией быть не могла, ибо в данном случае было лучше сноситься напрямую, нежели иметь посредников.

Как мы могли увидеть, исследователи приняли положение А.Н. Насонова о желании татар использовать русское духовенство для связей с Византией и поставить сношения Руси с Константинопольским патриархатом под свой контроль с помощью создания епархии у себя в столице. Большое значение вновь учрежденной кафедры иногда даже заставляет ученых преувеличивать значимость этого события и влияние на решения хана самого Сарайского владыки 28 . Тезис о недоверии татар к митрополиту, скорее всего, неточен. Монголы были уверены в его лояльности, но, в силу своей занятости, Кирилл не мог отлучаться часто ни в Сарай, ни в Константинополь. Не следует недооценивать и естественной заботы русских властей и Церкви о своих плененных соотечественниках, тем более что помимо них у монголов проживало немало православных, например, здесь бывали греческие послы 29 . Вероятно, в Сарае была сооружена и православная церковь 30 . А со временем церкви или часовни появятся во всех центрах Золотой Орды, где будет проживать более или менее большое количество русских людей 31 . Привлечение же монгольских кадров на службу в Русь хотя и имело место, но все же едва ли принималось во внимание при организации епархии, хотя оно и становилось естественным результатом миссионерской деятельности среди кочевников, которая, конечно, получила новый импульс с появлением архиерея в татарской столице. И среди новообращенных, как можно убедиться на примере «Повести о Петре, царевиче Ордынском», мог оказаться даже кто-то из Чингизидов. Это — свидетельство действенности проповеди русского духовенства: судя по этому памятнику, в Ростове уже в XIII в. мирно уживалась с местным населением ордынская православная община 32 .

Примечания

1. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 476.

2. Клепинин Н.А. Святой и благоверный великий князь Александр Невский. С. 78.

3. Насонов А.Н. Монголы и Русь. С. 245.

4. Соколов П.П. Русский архиерей из Византии. С. 191.

5. Насонов А.Н. Монголы и Русь. С. 250. Действительно, ханы будут посылать Сарайских епископов с дипломатическими поручениями в Константинополь: например, Феогноста.

6. Там же. 245—246. На пребывание в Орде митрополита Кирилла существует одно указание в восстановленной М.Д. Приселковым Троицкой летописи: «Того же лета (6769. — Авт.) постави митрополит епископа Митрофана в Сарае (курсив наш. — Авт.)» (Приселков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция содержания. М., 1950. С. 327). Для реконструкции текста ученый в данном случае использовал выписку Н.М. Карамзина (Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IV. М., 1992. С. 214, прим. 108) (однако нельзя исключить здесь и возможную невольную ошибку исследователя). Не согласен с тем, что монголы не доверяли Русскому митрополиту, и И.У. Будовниц (Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. С. 327).

7. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. С. 174. Филарет (Гумилевский) также полагал, что епархия была создана для русских в Орде (для пленных и для пребывающих здесь князей), но, вместе с тем, она стала и рассадником христианства среди монголов (Филарет. История Русской Церкви. С. 197—198).

8. Мавродин В.В. Очерки истории Левобережной Украины (с древнейших времен до второй половины XIV в.). СПб., 2002. С. 372.

9. Пашуто В.Т. 1) О политике папской курии на Руси. С. 74—75; 2) Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. С. 274—275.

10. Очерки истории СССР. Период феодализма IX—XIII вв. / Отв. ред. Б.Д. Греков. М., 1953. С. 871. Еще М.Д. Приселков мимоходом высказывался о том, что созданием данной епархии Орда поставила под свой контроль русско-византийские отношения. Но при этом историк имел в виду, прежде всего, отношения церковные: «Хан, признав главою Русской Церкви Никейского императора, пожелал иметь контроль над их сношениями, для чего в Сарае в 1261 г. была организована русская епископия, через которою митрополит Русский сносится теперь с Никейской империей. » (Приселков М.Д. История русского летописания XI—XV вв. С. 158).

11. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. С. 160. Н.А. Соловьев также писал, что епархия была образована по ходатайству Александра Невского с дозволения Берке-хана (Соловьев Н.А. Сарайская и Крутицкая епархии // Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском университете. 1894 г. Кн. 3. (170). М., 1894. С. 3).

12. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. С. 160.

13. Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. С. 154.

14. Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978. С. 24.

15. Там же. С. 25. Еще Е.Е. Голубинский полагал, что Сарайские владыки могли поставлять на Русь какую-то информацию. Исследователь сравнивал православных епископов столицы Орды с современными посланниками — дипломатами (Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. II. 1-я половина тома. С. 60).

16. Григорьев А.П. Ярлык Менгу-Темура. С. 58. О хане как инициаторе создания епархии думал и Е.Е. Голубинский (Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. II. 1-я половина тома. С. 41, 60).

17. Григорьев А.П. Ярлык Менгу-Темура. С. 59—61.

18. Плигузов А.И., Хорошкевич А.Л. 1) Отношение Русской церкви к антиордынской борьбе в XIII—XIV вв. (по материалам Краткого собрания ханских ярлыков Русским митрополитам) // Вопросы научного атеизма. Вып. 37. Православие в истории России / Науч. ред. В.И. Гараджа. М., 1988. С. 121; 2) Русская церковь и антиордынская борьба XIII—XV вв. (по материалам Краткого собрания ханских ярлыков Русским митрополитам) // Церковь, общество и государство в феодальной России / Отв. ред. А.И. Клибанов. М., 1990. С. 92—93.

19. Хорошев А.С. Политическая история русской канонизации. С. 75. Предположение А.С. Хорошева вызвало резкие возражения у В.А. Кучкина и Б.Н. Флори (Кучкин В.А., Флоря Б.Н. О профессиональном уровне книг по истории Русской Церкви // Вопросы истории. 1988, № 11. С. 148).

20. Есть даже полулегендарные сведения о воспитании Берке-хана в мусульманской среде по указанию его отца Джучи (Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. С. 15—16).

21. Думается, все же сильного противодействия со стороны ханской власти здесь не было, так как ислам, принятый Берке-ханом, не остановил проповеди русского духовенства (Сочнев Ю.В. 1) Русь и Золотая Орда: некоторые аспекты конфессиональных взаимоотношений // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Ч. 1—2. Ч. 2 / Под. ред. С.А. Панарина. М., 1993. С. 281; 2) Христианство в Золотой Орде в XIII в. // Из истории Золотой Орды / Отв. ред. Г.Ф. Валеева-Сулейманова. Казань, 1993. С. 109), да и в самой Орде не произошло исламизации государственной и общественной жизни (Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы евразийских степей. Древность и средневековье. СПб., 2000. С. 223).

22. Эту причину возникновения епархии указал еще митрополит Макарий (Макарий. История Русской Церкви. Кн. 3. С. 18).

23. Егоров В.Л. 1) Александр Невский и Золотая Орда. С. 57—58; 2) Александр Невский и Чингизиды. С. 55.

24. Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV—XVI вв. Л., 1987. С. 9. Заметим, что основным средством содержания епархий в то время были все же не княжеские пожалования, а средства, собираемые епископом со своей паствы (Макарий. История Русской Церкви. Кн. 3. С. 237).

25. Охотина Н.А. Русская Церковь и монгольское завоевание (XIII в.). С. 76.

26. Она же. Изменения в положении Киевской митрополии в условиях монголо-татарского ига. С. 172.

27. Малышев А.Б. Христианство в истории Золотой Орды. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Саратов, 2000. С. 15.

28. Примером этого, на наш взгляд, является мнение Н.С. Борисова: «Занимавшие ее (Сарайскую кафедру. — Авт.) иерархи имели прямой доступ к хану, часто оказывались в центре всевозможных дворцовых интриг (курсив наш. — Авт.)» (Борисов Н.С. Иван Калита. М., 1997. С. 78).

29. Мейендорф И.Ф. Византия и Московская Русь. С. 368.

30. Во всяком случае, на это имеются некоторые археологические указания (Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. С. 27—28). См. также: Иаков, еп. Саратовский и Царицынский. Состояние Православной Российской Церкви в царстве Кипчакской, или Золотой, Орды. С. 48—51.

В 1261 году митрополитом Киевским Кириллом III была учреждена православная епархия в Сарае, столице Золотой Орды. Учрждение кафедры для многочисленного православного населения Золотой Орды стало возможно благодаря личной просьбе благоверного великого князя Александра Невского. Епископы Сарайские пребывали постоянно при ханах: и в их столице, и во время кочевья по степи. В связи с этим, при перенесении ханской столицы из Старого Сарая в Новый (Сарай-Берке, близ современного села Царева), епископы вероятно последовали за ним. Сарайские епископы духовно окормляли тысячи русских пленных и приезжавших в Орду по делам. Хан дозволял им обращать в христианство и татар. Вскоре епископам Сарайским была передана в управление епископия Переяславская. Епископы Сарайские имели исключительно важное дипломатическое значение для митрополитов Всероссийских и для великих князей, а епископ Переяславский и Сарайский Феогност был также послом от хана Мангу-Темира в Восточной Римской империи.

Около 1350 года в из Сарайской епархии был выделен Червленый Яр, переданный Рязанской кафедре.

При наличии своей постоянной резиденции в Сарае епископы Сарайские издревле имели также подворье в Москве на Крутицах, месте на крутом берегу Москвы-реки, где они останавливались при посещении Всероссийских митрополитов и великих князей Московских. Имеются известия, что это было от времен святого князя Московского Даниила Александровича (1261—1303). Подворье было расположено в Крутицком монастыре, основанном благоверным князем в 1272 году.

Уже во второй половине XIV века епископы Сарайские стали именоваться Сарскими и Подонскими. Около 1450-х Сарайские владыки переехали на Крутицы на постоянное пребывание [1]. С перемещением в Москву епископы Сарские стали ближайшими помощниками Всероссийских митрополитов. Уже вскоре после переноса резиденции на Крутицы, из-за отдаленности местопребывания правящего архиерея, управление делами Сарайской епархии стало весьма затруднительным, и ее территория была разделена между соседними епархиями. Не позже 1492 года образовалась самостоятельная Крутицкая епархия с сохранением (из уважения к древности) архиерейского титула в форме "Сарский и Подонский". Эти названия (по существовавшим в некоторых монастырях обычаям) были перенесены в топографию Крутицкого урочища, почему появились река Сара и ручей Подон. О дальнейшей истории этой епархии, сохранявшей наименование Сарской и Подонской до 1742 года, см. ст. Крутицкая епархия.

Кафедра поименованная по Цареву, который вырос близ прежнего Нового Сарая, была вновь учреждена 8 сентября 1910 года как Астраханское викариатство. Месторасположение викариатства имело особое миссионерское значение, так как территория Царевского епархиального округа была в значительной степени населена сектантами, а также казахами-мусульманами [2].

5 сентября 1917 году Царевское викариатство было упразднено, с присоединением слов "Царевский" к титулу Астраханского архиерея. В 1918 году - восстановлено. После 1920 года не замещалось.

Исторические названия

  • Сарайская (1261 - 1269)
  • Переяславская и Сарайская (1269 - ок. 1291)
  • Сарайская/Сарская и Подонская (ок. 1291 - 1450-е)
  • Сарская, Подонская (и Козельская) (1450-е - 1742)
  • Крутицкая (и Подрельская) (1450-е [3]) 1589 - 6 июля 1764) (см. далее)
  • Царевская (8 сентября 1910 - упом. 1920)

Архиереи

  • Митрофан (1261 - 1269)
  • Феогност (1269 - упом. 1291) еп. Переяславский и Сарайский
  • Исмаил (упом. 1296 - 1312)
  • Варсонофий (1312 - упом. 1330)
  • ? Сщмч. Анфим
  • Софония (упом. 1350)
  • Афанасий (? - 1356)
  • Иоанн (1356 - ?)
  • Матфей (ок. 1364 - упом. 1378)
  • Савва (19 января 1382/зима 1383 - 9 июня/июля 1403)
  • Тимофей (20 июля 1404 - упом. 22 марта 1416) [4]
  • Иов (упом. 1441)
  • Вассиан (упом. 1454 - 8 апреля 1466)
  • Прохор (11 марта 1471 - декабрь 1492) [5]
  • Силуан Грек (4 мая 1493 - конец 1496)
  • Евфимий (Подрез) (18 декабря 1496 - 12 июня 1499) [6]
  • Трифон (Дубина) (14 июля 1499 - 1507)
  • Досифей (Забела) (23 января 1508 - 2 февраля 1544)
  • Савва (Черный) (24 февраля 1544 - 17 февраля 1554)
  • Нифонт (Кормилицын) (11 марта 1554 - 1558)
  • Матфей (январь 1559 - 1564)
  • Галактион (8 апреля 1565 - 30 августа 1568)
  • Герман (1568 - 1572)
  • Тарасий (1572 - 20 декабря 1578)
  • Феодорит (упом. 15 января 1580)
  • Симеон (1581 - 22 сентября 1582) [7]
  • Варлаам (1583 - 1586)
  • Геласий (ноябрь 1586 - 26 сентября 1601)
  • Пафнутий (1605 - упом. 1608)
  • Исаия (?) [8]
  • Павел I (1612 - 1613)
  • Иона (Архангельский) (1613 - 1624)
  • Киприан (Старорусенников) (14 ноября 1624 - 20 октября 1626)
  • Павел II (31 декабря 1626 - 1636)
  • Свт. Серапион (Сысоев) (1 января 1637 - 1651 (2 мая 1653))
  • Сильвестр (10 июля 1653 - июнь 1654)
  • Питирим (2 декабря 1655 - 9 ноября 1657, 23 ноября 1657 - 6 августа 1664)
  • Павел III (21 августа 1664 - 9 сентября 1676)
  • Варсонофий (Еропкин) (1676 - 6 сентября 1681, декабрь 1681 - 18 мая 1688)
  • Евфимий (Рылков) (12 августа 1688 - 14 апреля 1695)
  • Тихон (Воинов) (21 апреля 1695 - 25 марта 1699)
  • Трифиллий (Инихов) (20 июля 1699 - 28 июня 1702) [9]
  • Иларион (Властелинский) (21 марта 1703 - 11 марта 1711) [10]
  • Феодосий (Вадбольский) (25 марта 1711 - 13 августа 1712)
  • Алексий (Титов) (21 января 1714 - 25 января 1719)
  • Игнатий (Смола) (25 января 1719 - 8 сентября 1721)
  • Леонид (Петровский) (18 февраля 1722 - 1 сентября 1742)
    • Архиереи перестают именоваться Сарскими, см. далее Крутицкая епархия
    • Арсений (Тимофеев) (8 сентября 1910 - 28 июля 1911)
    • Иннокентий (Кременский) (28 июля 1911 - 5 сентября 1917)
    • Леонтий (Вимпфен) (1918 - 6 июля 1919)
    • Анатолий (Соколов) (март - июнь 1920)

    Использованные материалы

    [1] Согласно диакону Илье Соловьёву перемещение кафедры произошло в 1454 году, при епископе Вассиане, а по другим данным - в 1459—1461 годах.

    [3] Изначально наименование Крутицких было, вероятно, неофициальным.

    [8] Упоминается митрополитом Крутицким, но время святительства неизвестно, был игуменом Саввино-Сторожевского монастыря по 1612 год

    В 1261 году митрополитом Кириллом III была учреждена Сарайская епархия, которая с ослаблением ханской власти была перенесена епископом Вассианом около 1460 года в Москву на "крутицы", получившая название Крутицкой. В ведении этой епархии с 1350 года находилась западная часть Тульской губернии с городами: Новосилью, Одоевым, Белёвом и Чернью. Другая часть тульских городов в течение 415 лет (с 1207 по 1622 год) управлялась властью архиереев Рязанских. Такое разделение городов Тульского края между Рязанской и Крутицкой епархиями окончательно утвердил св. митрополит Алексий около 1360 года, отдав Рязанской епархии земли по левую, а Крутицкой епархии - земли по правую сторону реки Дона [1]. Таким образом, Тула, Венёв и другие города, кроме Алексина, принадлежавшего Московской митрополии, и Каширы, принадлежавшей Коломенской епархии, оказались в зависимости от Рязанской епархии, что было согласно с границами гражданского управления, по которым тогда почти вся северо-восточная часть тульской губернии принадлежала Рязанскому княжеству.

    В 1622 году Патриарх Филарет (Романов) перевёл города будущей Тульской губернии: Алексин, Тулу, Дедилов, Гремячев и Епифань к Коломенской епархии, к которой исстари принадлежала Старая Кашира, находившаяся на Московской стороне - левом берегу реки Оки, отчего епископы Коломенские со времени учреждения до упразднения Коломенской епархии именовались Коломенскими и Каширскими. Каширский же уезд, находившийся на тульской стороне - правом берегу реки Оки, принадлежал Рязанской кафедре. Определением Московского собора 1674 года, он был отдан Коломенской епархии в 1675 году, а взамен были возвращены Рязанской кафедре города: Гремячев и Епифань с их уездами. Тогда же в Коломенскую епархию из Рязанской был переведён г. Венёв, а в Рязанскую из Коломенской - г. Богородицк, построенный в 1622 году, о правах на который в 1675 году между Коломенской и Рязанской епархиями был спор [2].

    В 1682 году патриарх Иоаким предполагал, отделив Тулу от Коломны, учредить в Туле, а также в Белёве и Кашире новые архиерейские кафедры, с подчинением их Московскому патриаршему престолу [3], но из-за смерти царя Феодора Алексеевича и случившегося тогда же стрелецкого бунта предположение патриарха не смогло осуществиться.

    Тульская церковь, кроме подчинения вышеуказанным трём епархиям, частично зависела и от других епархий: г. Ефремов с 1764 по 1767 год был отчислен от Коломенской епархии к Воронежской, где находился под управлением святителя Тихона; в 1774 году от Крутицкой к Воронежской епархии был отчислен гор. Новосиль.

    В 1777 году было открыто Тульское наместничество, в состав которого вошли города, до этого времени принадлежавшие разным губерниям: Тула, Алексин, Белёв, Венёв, Одоев, Кашира, Крапивна, Епифань, Чернь, Ефремов, Новосиль, Богородицк и оставленные безуездными - Дедилов и Гремячев. В 1788 году, согласно указу царицы Екатерины II, данному 6 мая Святейшему Синоду с целью приведения делений границ епархий по возможности в соответствии с границами губерний, велено было: 1) Крутицкой епархии не быть, а Калужскую губернию присоединить к Московской; 2) по окончании войны учредить архиерейский дом в Туле, наместничество Тульское числить к епархии Коломенской, именуя епископа её, новопоставленного Афанасия (Иванова), Коломенским и Тульским.

    В 1797 году Тульское наместничество было преобразовано в губернию.

    Учреждение в 1799 году

    Мысль Екатерины II об учреждении в Туле для тульской губернии особой архиерейской кафедры была осуществлена в царствование Павла. Указом от 31 июля 1799 года он повелел святейшему Синоду: "Вообще по всем епархиям распределить ведомство каждой сообразно пределам губерний, и самые названия епархий, для большего единообразия, переменить по званию тех губерний, в коих кафедры их состоят" [4]. Вследствие этого указа Синод составил доклад о перемещении, переименовании и учреждении новых архиерейских кафедр, сообразно пределам губерний. По этому докладу надлежало епископу Коломенскому, в ведомстве которого состояли все церкви тульской губернии, а также часть Московской и Рязанской, с отчислением сих последних по своим епархиям, заведовать только церквами Тульской губернии и саму кафедру перенести в г. Тулу, в Предтечев монастырь, который обратить в архиерейский дом, епископов новой кафедры именовать Тульскими и Белевскими. 16 октября доклад этот был утверждён, а 19 декабря указом Святейшего Синода предписано было епископу Коломенскому преосвященному Мефодию, чтобы он отправил из Коломенской консистории дела, относящиеся до церквей, отшедших от его епархии, и, сделав опись собору, зданиям и церквам коломенского архиерейского дома, сдал их настоятелю Голутвина монастыря, а сам, взявши необходимую для архиерейского сана ризницу, утварь и домовое имущество, а также певчих и потребных служителей архиерейского дома, проследовал в г. Тулу, куда должна была быть переведена семинария и консистория.

    Учреждение епископской кафедры в г. Туле было благодетельным для всей Тульской губернии, так как вместе с этим последовало открытие в Туле семинарии и консистории, что создало духовенству епархии удобства при обращениях к правящим архиереям и в консисторию, а также и в обучении детей в семинарии, что прежде являлось крайне неудобным из-за отдалённости большей половины Тульской губернии от Коломенской епархии.

    Образование митрополии

    27 декабря 2011 года из состава Тульской епархии была выделена самостоятельная Белевская епархия, обе епархии были включены в состав новообразованной Тульской митрополии. В ведении Тульской кафедры были оставлены Богородицкий, Венёвский, Воловский, Ефремовский, Кимовский, Киреевский, Куркинский, Ленинский, Узловский районы, а также Тульский, Новомосковский и Донской городские округа на востоке Тульской области.

    Исторические названия

    • Тульская и Белёвская (1799 - 1919)
    • Тульская и Венёвская (1919 - 1920)
    • Тульская и Одоевская (1920 - 1944)
    • Тульская и Белёвская (1944 - 27 декабря 2011)
    • Тульская и Ефремовская (с 27 декабря 2011)

    Статистика

    Архиереи

    • Мефодий (Смирнов) (31 декабря 1799 - 31 декабря 1803) [8]
    • Амвросий (Протасов) (10 января 1804 - 7 февраля 1816)
    • Симеон (Крылов-Платонов) (27 февраля 1816 - 16 июня 1818)
    • Авраам (Шумилин) (21 июля 1818 - 29 октября 1821) [9]
    • Дамаскин (Россов) (6 ноября 1821 - 19 декабря 1850)
    • Димитрий (Муретов) (4 марта 1851 - 11 июня 1857)
    • Алексий (Ржаницын) (20 июля 1857 - 29 августа 1860)
    • Никандр (Покровский) (22 октября 1860 - 27 июня 1893)
      • Арсений (Иващенко) (1893) в/у, еп. Каширский
      • Евдоким (Мещерский) (1912) в/у
      • Сщмч. Игнатий (Садковский) (1922 - 1923) в 1922 г. - в/у
      • Платон (Тихомиров) (1928) в/у [11]
      • Флавиан (Сорокин) (18 декабря 1928 - 5 декабря 1933) в/у, еп. Венёвский
      • Питирим (Свиридов) (1942 - 1943) в/у
      • Алексий (Сергеев), 2-й раз (11 июля 1943 - май 1944) в/у, архиеп. Рязанский

      Викарные епархии

      • Алексинская (недейств.)
      • Белевская (ныне самостоятельная)
      • Богородицкая (недейств.)
      • Венёвская (недейств.)
      • Епифанская (недейств.)
      • Ефремовская (недейств.)
      • Каширская (ныне викариатство Московское)
      • Новосильская (недейств.)

      География благочиний

      Нижеследующий список требует уточнения в связи с образованием Белёвской епархии

      Монастыри

      • Венев Никольский (женский)
      • Новомосковский Успенский (мужской)
      • Папороткинский Казанский (женский)
      • Тульский Богородице-Рождественский (женский)
      • Тульский Богородичный Щегловский (мужской)

      Образовательные учреждения

      Использованные материалы

      [1] Карамзин Н.И. история Государства Российского, Т. 5, прим. 55. Собр. Госуд. Грамот и договоров. Т. 2-й, стр. 98.

      [2] Тульские Епархиальные Ведомости. 1862 г. Прибавления, стр. 76-77.

      [3] Полное собрание законов. Том 2-й, №898.

      [4] Афремов И.Ф. Цитиров. соч., стр. 70.

      [5] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

      [8] По другим данным - с 16 октября 1799.

      [9] Первая дата не является датой хиротонии, но лишь указа о назначении на данную кафедру. По "Церковн. Ведом." 1890 года - до 21 октября 1821.

      [10] Резолюцией Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра Полянского от 19.01/01.02.1926 г., - указан в числе иерархов, рекомендуемых (в случае надобности, для участия в высшем церковном управлении в лице предположенной к учреждению (по силе этой же резолюции, Коллегии). Практически это решение осуществлено не было.

      Тайны Руси

      Тайны Руси

      Тайны Руси запись закреплена

      ПРАВОСЛАВИЕ В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ
      В 1261 году митрополитом Киевским Кириллом III была учреждена православная епархия в Сарае, столице Золотой Орды. Учрждение кафедры для многочисленного православного населения Золотой Орды стало возможно благодаря личной просьбе благоверного великого князя Александра Невского. Епископы Сарайские пребывали постоянно при ханах: и в их столице, и во время кочевья по степи. В связи с этим, при перенесении ханской столицы из Старого Сарая в Новый (Сарай-Берке, близ современного села Царева), епископы вероятно последовали за ним. Сарайские епископы духовно окормляли тысячи русских пленных и приезжавших в Орду по делам. Хан дозволял им обращать в христианство и татар. Вскоре епископам Сарайским была передана в управление епископия Переяславская. Епископы Сарайские имели исключительно важное дипломатическое значение для митрополитов Всероссийских и для великих князей, а епископ Переяславский и Сарайский Феогност был также послом от хана Мангу-Темира в Восточной Римской империи.

      Около 1350 года в из Сарайской епархии был выделен Червленый Яр, переданный Рязанской кафедре.

      При наличии своей постоянной резиденции в Сарае епископы Сарайские издревле имели также подворье в Москвена Крутицах, месте на крутом берегу Москвы-реки, где они останавливались при посещении Всероссийских митрополитов и великих князей Московских. Имеются известия, что это было от времен святого князя Московского Даниила Александровича(1261—1303). Подворье было расположено в Крутицком монастыре, основанном благоверным князем в 1272 году.

      Уже во второй половине XIV века епископы Сарайские стали именоваться Сарскими и Подонскими. Около 1450-х Сарайские владыки переехали на Крутицы на постоянное пребывание [1]. С перемещением в Москву епископы Сарские стали ближайшими помощниками Всероссийских митрополитов. Уже вскоре после переноса резиденции на Крутицы, из-за отдаленности местопребывания правящего архиерея, управление делами Сарайской епархии стало весьма затруднительным, и ее территория была разделена между соседними епархиями. Не позже 1492 года образовалась самостоятельная Крутицкая епархия с сохранением (из уважения к древности) архиерейского титула в форме "Сарский и Подонский". Эти названия (по существовавшим в некоторых монастырях обычаям) были перенесены в топографию Крутицкого урочища, почему появились река Сара и ручей Подон. О дальнейшей истории этой епархии, сохранявшей наименование Сарской и Подонской до 1742 года, см. ст. Крутицкая епархия.

      Кафедра поименованная по Цареву, который вырос близ прежнего Нового Сарая, была вновь учреждена 8 сентября 1910 года как Астраханское викариатство. Месторасположение викариатства имело особое миссионерское значение, так как территория Царевского епархиального округа была в значительной степени населена сектантами, а также казахами-мусульманами [2].

      5 сентября 1917 году Царевское викариатство было упразднено, с присоединением слов "Царевский" к титулу Астраханского архиерея. В 1918 году - восстановлено. После 1920 года не замещалось.

      Сарайская (1261 - 1269)

      Переяславская и Сарайская (1269 - ок. 1291)

      Сарайская/Сарская и Подонская (ок. 1291 - 1450-е)

      Сарская, Подонская (и Козельская) (1450-е - 1742)

      Крутицкая (и Подрельская) (1450-е [3]) 1589 - 6 июля 1764) (см. далее)

      Царевская (8 сентября 1910 - упом. 1920)

      Митрофан (1261 - 1269)

      Феогност (1269 - упом. 1291) еп. Переяславский и Сарайский

      Исмаил (упом. 1296 - 1312)

      Варсонофий (1312 - упом. 1330)

      Софония (упом. 1350)

      Матфей (ок. 1364 - упом. 1378)

      Савва (19 января 1382/зима 1383 - 9 июня/июля 1403)

      Тимофей (20 июля 1404 - упом. 22 марта 1416) [4]

      Вассиан (упом. 1454 - 8 апреля 1466)

      Прохор (11 марта 1471 - декабрь 1492) [5]

      Силуан Грек (4 мая 1493 - конец 1496)

      Евфимий (Подрез) (18 декабря 1496 - 12 июня 1499) [6]

      Трифон (Дубина) (14 июля 1499 - 1507)

      Досифей (Забела) (23 января 1508 - 2 февраля 1544)

      Савва (Черный) (24 февраля 1544 - 17 февраля 1554)

      Нифонт (Кормилицын) (11 марта 1554 - 1558)

      Матфей (январь 1559 - 1564)

      Галактион (8 апреля 1565 - 30 августа 1568)

      Герман (1568 - 1572)

      Тарасий (1572 - 20 декабря 1578)

      Феодорит (упом. 15 января 1580)

      Симеон (1581 - 22 сентября 1582) [7]

      Варлаам (1583 - 1586)

      Геласий (ноябрь 1586 - 26 сентября 1601)

      Пафнутий (1605 - упом. 1608)

      Павел I (1612 - 1613)

      Иона (Архангельский) (1613 - 1624)

      Киприан (Старорусенников) (14 ноября 1624 - 20 октября 1626)

      Павел II (31 декабря 1626 - 1636)

      Свт. Серапион (Сысоев) (1 января 1637 - 1651 (2 мая 1653))

      Сильвестр (10 июля 1653 - июнь 1654)

      Питирим (2 декабря 1655 - 9 ноября 1657, 23 ноября 1657 - 6 августа 1664)

      Павел III (21 августа 1664 - 9 сентября 1676)

      Варсонофий (Еропкин) (1676 - 6 сентября 1681, декабрь 1681 - 18 мая 1688)

      Читайте также: