Как обработать голос в fl studio 20

Обновлено: 06.07.2024

В предыдущей статье мы разобрались с пакетами плагинов. В этой статье я расскажу как и чем нужно обрабатывать вокал. Хочу подметить, что это не золотые правила и не утверждаю, что именно так нужно делать и не как иначе. Данная статья будет написана только по моему опыту и как обычно работаю со звуком я.

И так приступим.

Вокал записан, панорама раскидана, дорожки сведены, можно приступать к обработке. Первым делом на дорогу вокала в микшере стоит кинуть эквалайзер. Я использую Fabfilter pro Q2.

Пока вокал очень сырой, на данной стадии стоит убрать из него все не нужные частоты. Первым делом советую убрать низ из голоса, поэтому удаляем все частоты до 100 гц смело. Там находится бубнеж, который мешает чистоте вокала. Далее следует вырезать частоты, которые режут ухо, делается это просто. Широкой полосой эквалайзера поднимаемся довольно высоко примерно на 9-12Db и начинаем вести полосу от низких частот до высоких и слушаем, как только вы услышите что звук хрипит, свистит или режим ужо останавливаетесь. Это те самые частоты, которые не обходимо срезать, что мы и делаем, только уже узкой полосой и срезаем до 3 Db. Такие манипуляции проделываем столько раз сколько это будет не обходимо, от низких частот(слева) до высоких частот (справа), пока весь «мусор» не будет вырезан.

С первой эквализацией закончили, теперь приступаем к компрессии.

Простыми словами компрессор делает тихие звуки громче, а громкие звуки тише, делая золотую середину на всём периоде микса и создаёт «плотность» вокала. Этому шагу стоит уделить достаточно времени, так как это придаст хорошее и плотное звучание вокалу по итогу. Я пользуюсь компрессором от waves CLA - 2a

Следующий шаг де-ессер. После компрессии у нас могли вылезти высокие и средне-высокие частоты, свистящие и шипящие. Нужно от них избавляться. Я использую Fabfiltes DS. В нем есть отличные пресеты при которых плагин автоматически вырежет все не нужные звуки, но не забывайте вручную подкручивать Настройки под свой вокал.

Идём дальше сатурация и гармонизация. Теперь стоит не много «подпортить» вокал. Иногда бывает, что вокал нужно загрязнить сатураторами в лучшею сторону под тематику трека или на оборот преукрасить гармонизаторами. Тут на свой вкус и цвет. Я использую Fabfilter Saturn, Puig tech.

Срезаем неровности. После всех предыдущих обработок могли вылезти не нужные частоты или скажения. Делаем это эквалайзером (fabfilter q) и многопольным компрессором Waves C6

Ну и наконец финальная стадия атмосфера. Добавим атмосферу в вокал, сделаем это реверберацией и ди лэями. Не стоит увлекаться реверберацией, так как она утапливает ваш вокал в музыке, а это не круто. Тоже само и с ди лэем, настраивайте ди лэй так, что бы он добавлял вокал, а не залазил на него и не разбавлял.


Сегодня я хочу рассказать о том, какие основные приемы используются при создании музыкальных произведений в программе FL Studio. Я сам пишу музыку и использую для ее обработки различные инструменты, в том числе продукты от компании Image-Line («FL Studio» и «Deckadance»), и вхожу в ее Power Users List (в этом списке я – единственный музыкант из России). В этом топике я расскажу о том, как использовать прием наслоения (на примере ударных партий и вокала), а также о том, как подготовить записанный вокал к последующей обработке.

Наслоение

Этот приём часто используется музыкальными продюсерами. Так повелось, что музыкальные продюсеры в России по сути являются менеджерами артистов, в остальном же мире продюсеры — это люди, которые создают музыку в так называемых секвенсорах (музыкальных программах по созданию музыки). Например, Lady Gaga, даже если и умеет сочинять песни, не может сама создать конечный продукт и с этим ей помогают те самые продюсеры. Один из известнейших продюсеров, работавший с ней — RedOne.

Так вот, вернемся к наслоению. Этот прием используется для того, чтобы придать полноту звучания любому из ваших инструментов, а также треку в целом. Наиболее часто он используется при создании партии ударных и вокальных партий. Сначала рассмотрим наслоение на примере партии ударных.

Наслоение при создании ударных партий. Я пишу акустическую и электронную музыку, используя при этом библиотеки предзаписанных семплов. Такие библиотеки содержат в себе звуки, записанные в профессиональной студии, доступ к которой не всегда имеется у начинающих музыкантов и продюсеров. Примером таких звуков может быть один удар в том, бочка, хлопок в ладоши, перкуссионный барабан и другие подобные вещи. Такие библиотеки можно легко найти в свободном доступе или в продаже в интернете. Они называются «One Shot Samples» или «One Shot Libraries».

Также оправдано использование уже записанных заранее ударных петель. Они обычно представляют собой уже полные и готовые версии ударных и могут быть разбиты на части (например, бочки отдельно, тарелки отдельно, перкуссии отдельно, тамбурины отдельно), и если сложить их вместе, получится полноценная ударная партия. Они называются «Drum Loops» и в большом количестве представлены в интернете. Помимо прочего, существует множество программ с готовыми библиотеками ударных, ярким примером которых являются «XLN Audio Addictive Drums», «Spectrasonics StyleRMX», «Native Instruments Machine» и другие.

Рассмотрим наслоение основных бочек («kick») на указанном ниже рисунке. Для того, чтобы получить насыщенный и плотный звук бочки, я использую три их разные вариации. Студийная плотная бочка (Studio Kick), сэмпл акустической бочки из библиотеки готовых ударных (Acoustic Kick) и электронная сгенерированная бочка (Electronic Kick).


Каждая из этих бочек имеет собственное звучание, но вместе они начинают звучать намного плотнее, чем по отдельности. При совмещении различных ударных, необходимо учитывать, что они могут и не сочетаться вместе, поэтому порой приходится подвергать их эквализации. На рисунке, представленном снизу, у одной из бочек (слева) убраны низкие басовые частоты, и она создает так называемый хлопок или щелчок в верхнем диапазоне частот, а у другой акцент сделан на низкие частоты, и она заполняет собой басовую составляющую.


При комбинировании ударных, составленных из «One Shot»-сэмплов, можно использовать такие программы, как «Native Instruments Battery» или «Image-Line FPC». Там вы сможете выставить громкость каждого из инструментов, разнести их по панораме. На рисунке внизу представлены 3 бочки, совмещенные в одной ячейке программ «Image-Line FPC».


Кроме того, в музыкальном продюсировании часто используют наслоение уже готовых партий ударных петель. В своей музыкальной практике я использую оба этих подхода, а именно: сам составляю часть партии ударных из «One Shot»-сэмплов, а часть заполняю уже готовыми петлями ударных, подобранных мною из специальных библиотек или программ. На примере внизу зеленым цветом выделены 6 уровней ударных, составленных мной (3 уровня бочки, один хлопок, закрытые тарелки и металлические перкуссии), а так же 4 уровня готовых ударных петель, закрашенных синим. Все вместе они составляют полную ударную партию песни, использованную в припеве. Такой комплексный подход позволяет получить более полноценное звучание ударных.


Работа с вокалом

Начальная обработка вокала. Рассмотрим обработку вокала на начальном этапе, а затем уже поговорим о наслоении вокала. Естественно, первым делом вокал нужно записать. Для этого я использую встроенный в FL Studio плагин «Edison». Чтобы записать вокал, нужно выбрать входящий канал, к которому подключен ваш микрофон, а затем на этот же канал добавить плагин «Edison», выставить переключатели «NOW» и «IN NEW PROJECT», после нажать кнопку записи и записать ваш вокал (все указано на рисунках внизу).



Не спешите сохранять вокал, сразу после того как он будет записан. Для начала нужно избавиться от лишних шумов, которые обычно выдает ваш микрофон, провода, аудиокарта, а также источники звука в помещении. Для этого постарайтесь немного помолчать после записи вокала, тем самым оставив небольшой участок, с которого можно будет считать шумы, образующиеся при записи. Затем выберите данный участок и откройте «Clean Up Tool», как показано на рисунке внизу.


Затем плагину необходимо будет составить так называемую «карту шумов», которую он и будет исключать из вашего вокала. Чтобы сделать это нажмите кнопку «Acquire noise profile».



Затем (в окне «Edison») вы увидите и услышите, что ваш вокал заметно очистился.

Теперь разберем, как убрать из вашего вокала слишком громкие согласные «С» и «З». В производстве данный процесс называется «De-essing». Дэ-эссинг можно выполнить и с помощью плагинов (например, «AVOX Sybil» или «Fabfilter Pro-C»), но этот процесс можно провести и вручную. Это актуально потому, что многие плагины для дэ-эссинга все-таки подвергают обработке и тем самым искажают весь ваш вокал, а не только согласные, и, чтобы оставить остальные части вашей записи нетронутыми, можно использовать «ручной» подход.

Для этого загрузите ваш вокал в «Edison». Переключившись на спектральный вид (как показано внизу):


… вы увидите громкие звуки «С» и «З» (отмечены на рисунке ниже):


Затем выделите в «Edison» один из участков, где расположены согласные и откройте «Equalize», там вы увидите этот участок более подробно. Обычно звонкие согласные располагаются в диапазоне от 5K до 15K. Вырежьте эти частоты, выставьте «Mix» примерно на 50% и нажмите «Accept» (все указано на рисунке внизу).


Далее нужно проделать эту процедуру со всеми звонкими согласными «С» и «З». Также можно поступить и с громкими вдохами, только эквализировать нужно будет весь диапазон частот (по сути просто сделать их тише).

Наслоение при создании вокальных партий. Теперь рассмотрим приём наслоения, который можно и нужно использовать и при создании вокальных партий. Всем известные бэк-вокалы – это, по сути, и есть наслоение. Однако, в данном вопросе есть несколько различных подходов.

Первый подход заключается в том, что вы приглашаете бэк-вокалистов, либо сами исполняете свои бэки. Плюсы данного подхода очевидны, реальный голос пока невозможно ничем заменить. Минусы: вам понадобятся как студия записи, так и хорошие бэк-вокалисты. Далее записанный вокал добавляется к ведущему вокалу без точной подгонки во времени (то есть вокалы могут звучать немного вразнобой, но не сильно).

Второй подход заключается в том, что вы можете использовать такие программы, как «Antares Autotune» или «Image-Line Pitcher», чтобы создавать гармонические бэк-вокалы, имея только одну главную вокальную партию. Вкратце опишу процесс создания этих беков.

Сначала необходимо записать основную вокальную партию (так называемый «Lead Vocal»). Затем обработать её (про обработку вокала речь пойдет чуть ниже) и импортировать в FL Studio. Далее необходимо послать вокал на канал эффектов, где расположен Pitcher, как указано ниже.



В Pitcher необходимо выставить следующие показатели: включить кнопку «MIDI» (когда вы включите эту кнопку в левом нижнем углу появится номер порта, его необходимо запомнить), и кнопку «HARMONIZE». Также можно выставить переключатель «Replace-Mix» в одно из двух положений. Положение «Replace» полностью убирает основной вокал и оставляет только сгенерированные плагином гармоники. Как не сложно догадаться, положение Mix оставляет и ваш вокал, и сгенерированные гармоники.


Затем необходимо добавить в инструменты «MIDI out», и в его настройках указать порт, который ранее был указан в левом нижнем углу Pitcher.


Затем, открыв «Piano Roll», можно задавать гармоники для генерации (плагином). Нужно указать ноты, которые плагин будет генерировать исходя из вашего основного вокала, и расставить их во времени таким образом, чтобы они совпадали с основным вокалом и создавали правильные гармоники, например так, как указано на рисунке внизу.


Плюсы этого подхода заключаются в простоте и быстроте создания гармоник, а также в том, что эти гармоники будут точно копировать ваш вокал, поэтому долго подгонять его по местоположению в миксе не придётся. Ну а главным минусом такого подхода является звучание этих бэков. Как ни крути, но избавиться от синтезированного звучания не получится.

Ясно, что чем больше слоёв бэк-вокалов, тем полнее звучит вокальная партия. Но важно помнить, что каждый раз петь одинаково не получится, и порой одна фраза будет звучать длиннее другой и т.п. Поэтому, бэк-вокалы нужно расставить точно в соответствии с вашим ведущим вокалом (как указано на рисунке внизу).


Как видно, каждый бэк-вокал подогнан к другим и к ведущему вокалу. Если этого не сделать, вокальная партия целиком будет звучать как месиво. Порой, я использую до 10 слоёв вокала (например, при создании хора в песне), и поэтому для меня это вдвойне актуально. Надеюсь, мои советы окажутся для вас полезными. Результаты того, как я сам пользуюсь этими приемами, можно послушать на моем Soundcloud, а еще можно принять участие в моей кампании на Indiegogo – не сочтите за грубую рекламу и спасибо за внимание!

Записываем голос в FL Studio

При записи вокала очень важно подобрать не только правильное оборудование, но и выбрать для этого хорошую программу, где можно осуществить эту процедуру. В этой статье мы разберем возможность записи в программе FL Studio, ключевой функционал которой основан на создании музыки, но есть несколько способов, которыми можно записать голос. Давайте же рассмотрим их по порядку.

Запись вокала в ФЛ Студио

При наличии возможности записывать голос и различные инструменты, все-таки данную программу нельзя назвать идеальной для этого процесса, однако, такой функционал предусмотрен, и вы можете воспользоваться несколькими способами.

Перейдя в режим записи, перед вами откроется дополнительное окно, где вы можете определиться с типом записи, которым желаете воспользоваться:

Варианты записи FL Studio

  1. Audio, into the Edison audio editor/recorder. Выбрав этот параметр, вы будете использоваться плагин Edison, в котором можно записать голос или инструмент. К этому способу мы еще вернемся и рассмотрим подробнее.
  2. Audio, into the playlist as an audio clip. Этим способом дорожка будет писаться прямо в плейлист, где осуществляется соединение всех элементов проекта в один трек.
  3. Automation & scope. Этот способ подходит для записи автоматизации и нот. Для записи голоса он не пригодится.
  4. Everything. Этот способ подходит, если вы хотите записывать все вместе, одновременно голос, ноты, автоматизацию.

После того, как вы ознакомились с возможностями записи, можно переходить к самому процессу, но перед этим нужно совершить подготовительные настройки, которые помогут оптимизировать запись голоса.

Предварительные настройки

Вам не нужно совершать множество различных действий, достаточно будет только выбрать нужный звуковой драйвер. Давайте рассмотрим пошагово, что необходимо делать:

  1. Перейдите на официальный сайт для загрузки звукового драйвера ASIO4ALL и выберете последнюю версию на удобном для вас языке.

скачать ASIO4ALL

Настройки аудио FL Studio

выбор звукового драйвера FL Studio

На этом предварительные настройки закончены и вы можете переходить непосредственно к записи голоса.

Способ 1: Напрямую в Playlist

Разберем первый способ записи, более простой и быстрый. Вам необходимо осуществить несколько шагов, чтобы начать процесс:

    Откройте микшер и выберете необходимый вход вашей аудио карты, к которому подключен микрофон.

Выбор устройства записи FL Studio

способ записи через плейлист FL Studio

Остановить запись FL Studio

Посмотреть готовый результат записи FL Studio

На этом процесс окончен, вы можете совершать различные манипуляции и редактировать только что записанную дорожку с голосом.

Способ 2: Редактор Edison

Рассмотрим второй вариант, который отлично подойдет для тех, кто хочет моментально приступить к редактированию только что записанной дорожки. Воспользуемся для этого встроенным редактором.

    Перейдите к записи, нажав на соответствующую кнопку, и выберете первый пункт, то есть, «Audio, into the Edison audio editor/recorder».

Запись через эдисон FL Studio

Включение записи через Эдисон FL Studio

остановка записи через Эдисон FL Studio

На этом запись звука окончена, теперь вы можете приступить к редактированию или сохранению готовой дорожки.

Закрыть

Мы рады, что смогли помочь Вам в решении проблемы.

Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.

Закрыть

Опишите, что у вас не получилось. Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.

Заур Калухов


Заур Калухов ответил Игорю

Игорь Яковлев


Игорь Яковлев ответил Зауру

Тимур Нишаналиев


Тимур Нишаналиев ответил Сергею

Сергей Красильников


Сергей Красильников ответил Тимуру

Сергей Филипов

Иван Егоров


Иван Егоров

Сергей Якубовский

Как минимум не хватает сатурации, л2 греет но немного, если прибрать атаки надо очень хорошо подходит 1176, можно от тех же waves , только в режиме blue , ну и параллельной компрессии и всяких стерео расширялок не хватает( хорусы, даблеры)

Александр Петров


Александр Петров

Сергей, так ведь обычно расширялки только в крайних случаях

Сергей Якубовский

Александр, да не, в параллельную обработку всегда их можно добавлять, взять лу Диаса, у него очень много параллельных из наших Сергей Комар( который Коржа всегда сводит и ещё кучу крутых артистов) у него и хорус и пин- понг слеп дилей и все классно и объемно звучит

Миша Эрлик

Лёша Гуранин


Лёша Гуранин

Читайте также: