Как оформить пьесу в ворде

Обновлено: 06.07.2024

Как написать экспликацию.
Подсказка для абитуриентов-режиссеров.
Схема Андрея Кончаловского.
Читайте про наш «Абитуриент-курс»

Подберите любую пьесу из мирового репертуара (желательно, общеизвестную, чтобы экзаменаторы понимали, о чем речь и не выпадали из обсуждения). Не останавливайтесь на первом попавшемся материале, найдите то, что вас по-настоящему восхитит, заденет. Вам предстоит подробно разобрать это произведение, сформулировать свой замысел и – самое главное – защитить его перед комиссией, поэтому нужно найти пьесу, которая будет Вам близка на глубинном уровне.

Читайте режиссерские заметки крупных режиссеров или рецензии критиков на спектакли по классическим произведениям, чтобы увидеть как разные мастера формулируют свой взгляд на тот или иной известный сюжет. Не списывайте готовые формулировки. Оформляйте свое высказывание, даже если оно будет не идеальным, «корявым».

Вопросы по пьесе.

1. Тема. (Про что пьеса?)

2. История создания пьесы. (В какой исторический период была написана пьеса? Что происходило в мире/стране/городе написания в этот момент? В жизни самого автора? В чем вызов пьесы по отношению к своему времени?)

3. Характеристика места и времени внутри пьесы. (Где, при каких обстоятельствах это происходит? Характеристика конкретного места действия).

5. Характеристика главных героев. (Что они из себя представляют?Что каждым из них движет? Чего хочет каждый из них? Какую идею «защищает»персонаж своим существованием, поведением(любовь, разрушение, месть, справедливость и т.д.)? В чем внутренний конфликт каждого из них, какие противоположности в нем уживаются?)

6. Стилевая и жанровая характеристика пьесы.

7. Предлагаемые обстоятельства. (В какой среде, атмосфере находятся персонажи в самом начале действия)

8. Событийный ряд всей пьесы (исходное, главное, финальное события)

9. Главное событие каждого акта. (Событие не обязательно совпадает с внешним сюжетным переломом. Это может быть внутреннее событие.)

10. Основной конфликт пьесы. (Он заложен не в конфликте людей, а противоречии идей, которые за ними стоят)

11. Сквозное действие и контрдействие. (В чем «пружина» пьесы? Что толкает действие вперед и что ему сопротивляется? Почему персонажи продолжают действовать?)

Вопросы к Вашему будущему (или уже существующему) спектаклю

12. Актуальность пьесы. (Почему Вы выбрали именно эту пьесу? Почему она нужна именно сегодня? Что потеряет мир, если не увидит Ваш спектакль?)

13. Идея (О чем именно Вы будете ставить эту пьесу? В одной фразе.)

14. Сверхзадача. (Для чего Вы ставите? Как Ваша постановка должна отозваться в зрителе?)

15. Режиссерскоерешение(замысел) – как Вы будете ставить? Чем Ваш спектакль будет не похож на все остальные спектакли по этой пьесе?

16. Атмосфера спектакля.

17. В какой среде существуют персонажи Вашего спектакля? Как охарактеризовать пространство, в котором все будет происходить?

18. Идеальное распределение ролей — на примере известных актеров (и российских и зарубежных). Можно приложить фотографии. Помните, что распределение дает представление о том, какими Вы хотите видеть персонажей)

19. Чем Вы будете воздействовать на зрителя?

20. Аудитория – для кого Вы ставите?

21. Замысел – в одной фразе. (Если бы Вам задал вопрос журналист в интервью или нетеатральный родственник, или потенциальный спонсор, - что бы Вы ответили? «Мой спектакль о…» (о том, что …; о том, как…; о том, почему…)

22. Макет. (Сделайте его, исходя из Ваших возможностей, но внятно и аккуратно), Можете приложить эскизы костюмов.

23. С кем из театральных художников, сценографов Вы работали бы над этой пьесой?Почему именно с ним? Какие задачи поставили бы перед художником?

24. Музыкальное оформление (Опишите: композитор, музыкальное направление, настроение; шумы).Есть ли бы Вы работали с композитором, то какие задачи поставили перед ним?

25. Световое решение (Опишите его)

С середины апреля до конца мая в Музее им. Бахрушина будет работать выставка «Итоги Сезона», где обычно представлены макеты, эскизы костюмов и фотографии со спектаклей большинства театральных художников Москвы. Возможно, это сможет Вас вдохновить и помочь в подготовке к работе.


Вместе с заявкой в редакцию отправляют лишь первые несколько глав. Реже — всю рукопись целиком (если на этот счет есть указание на сайте издательства). Никогда не посылайте куски текста из середины — даже если они кажутся вам наиболее удачными. Редактор будет читать книгу с начала: если она захватит его с первых строк — вы получите контракт, если нет — вам придется что-то поменять: либо саму книгу, либо стратегию ее продажи.

Если издательство не предъявляет специальных требований к оформлению рукописи, можно использовать нижеследующие рекомендации.

Одни редакторы читают книги с экрана, другие — на бумаге. Даже если вы отправляете электронный файл, оформите рукопись так, чтобы она была готова к распечатке.

Используйте стандартные шрифты Times New Roman, Arial или Courier New черного цвета. Размер шрифта — 12, расстояние между строками — 1,5 (для иностранных агентств и издательств — 2), поля справа, слева, сверху и снизу — 3 см.

Титульный лист необязателен. В левом верхнем углу первой страницы пишется:

• Ф.И.О. автора по паспорту. Если нужно, в скобках указывайте псевдоним;

• объем в авторских листах;

Не нумеруйте первый лист. На каждой последующей странице в верхнем левом углу поставьте фамилию автора, его инициалы и название произведения. Это делается на случай, если лист выпадет из рукописи. Если название длиннее трех слов (исключая предлоги), нужно писать его краткую версию. Например, вместо «Приключения Ивана Оберткина в дальних странах» — просто «Приключения». Используйте для этих пометок 10-й размер шрифта. В верхнем правом углу проставьте номер страницы.

Если ваша рукопись разбита на главы, начинайте каждую главу с нового листа и оставляйте верхнюю четверть страницы свободной для редакторских пометок. Однако это правило не применяется, если вы подаете рукопись в электронном виде.

Название глав можно писать как слева, так и по центру страницы.

Если вы предлагаете издательству поэтическое произведение, каждая строчка пишется через одинарный межстрочный интервал. Двойной интервал используется между строфами. Каждое новое стихотворение печатается на новом листе. Если оно не помещается на одной странице, пишите внизу листа: Продолжение на стр. ***

Не следует переплетать рукопись так, чтобы из нее невозможно было вынуть страницу: иногда редактору требуется для работы именно часть текста. Лучше всего использовать либо канцелярскую резинку, либо скрепку, предназначенную для большого объема бумаги.

Смысловые и стилистические ошибки — это еще серьезнее. Они являются показателем низкого профессионального уровня писателя. Хотя фразы вроде «Суворов был настоящим мужчиной и спал с простыми солдатами», безусловно, скрасят редакторские будни.


Четких стандартов на тему — как оформить текст пьесы — не существует, но есть определенные традиции и здравый смысл — на них и будем опираться.

Сразу отмечаем, что форматы в России и за рубежом отличаются, и ниже мы рассмотрим оба, чтобы у вас была возможность подстроиться под вашу целевую аудиторию.

Есть большая разница в том, кому вы отправляете текст пьесы. Завлит, скорее всего, будет читать электронную версию, и ему не нужны титульные листы. А если ваше произведение будут распечатывать (режиссер и актеры работают с бумагой), то тут уже требуются и титульный лист, и нумерация страниц, и колонтитулы.

Если есть возможность, используйте программы, предназначенные для написания пьес. Многие программы для сценаристов тоже годятся.

Как уже было выше сказано, титульный лист нужен только если вашу пьесу будут распечатывать. Если вы отправляете ее завлиту по электронной почте, то просто сверху в центре строки пишите свое имя и название произведения, а далее, после пары отступов вниз, пойдет список актеров.

Если вы отправляете пьесу на перевод, то ее нужно оформлять как для распечатки — с титульным листом и пр.

Итак, как оформить титульный лист?

Четыре отступа сверху, имя (псевдоним) автора и название пьесы заглавными буквами. Ниже указываем, что это за пьеса.

Выделять жирным шрифтом ничего не надо. Я это делаю для того, чтобы отделить текст статьи от примеров.

историческая драма в четырех актах

Если это мюзикл, то порядок расположения строк обратный:

Мюзикл в четырех актах

Автор текста — Эльвира Барякина

Композитор — Ждан Неизвестный

Если вы заключили контракт с театром, но вас попросили переделать пьесу, то ниже указываем “Второй вариант”. Если это это первая и единственная версия, то писать об этом не надо.

В нижнем правом углу в столбик пишем: ваши настоящие ФИО, адрес, телефон, имейл, адрес своего сайта.

Имена героев пишем заглавными буквами; описание персонажей — как обычно.

Начинаем с главных героев. Если описание длиннее одной строки, делаем обратный отступ в полдюйма.

Указываем возраст, пол (если это не очевидно) и другие важные характеристики: профессию, обстоятельства, родственные отношения и пр. Отмечаем, если один и тот же актер должен играть двух персонажей, или если в пьесе должны участвовать дети и животные.

ВАСИЛИЙ ПУПКИН, 33 года, офисный работник

АНЖЕЛИКА ИВАНОВНА, 55 лет, его мать. Работает начальницей почтового отделения. Полная, громко разговаривает.

МАРГО, 21 год. Девушка-эмо. Работает на ложко-вилочном заводе загибательницей зубчиков.

Что НЕ включать:

* Номер страницы, если ваша пьеса предназначена для распечатки (список действующих лиц — это служебный лист),

* Подробные описания героев (пусть режиссер, гримеры и актеры сами создают подробности образа).

Если вы пишете мюзикл, то на следующем служебном листе перечисляются музыкальные номера и имена персонажей, которые их исполняют. Их можно разместить либо в таблице с невидимыми полями, либо по строкам.

Перечень музыкальных номеров

В некоторых случаях добавляется еще один служебный лист — “Время и место”. Оформляется он так:

Планета Марс, шахты по добыче “магии” — полезного ископаемого, которое помогает перемещаться в пространстве и времени.

2250 год. Три дня в апреле.

Ниже идет перечень сцен — либо построчно, либо в виде таблицы с невидимыми полями.

Сцена 1 У заброшенного колодца —зимнее утро

Сцена 2 В каморке дядюшки Пончика — обеденное время

Сцена 3 На кладбище — 2 часа дня

Как оформлять текст пьесы

Железных правил насчет оформления текста пьесы не существует, но можно придерживаться следующих рекомендаций:

Текст может быть разбит на акты (действия) и сцены (явления) — с указанием локаций и с необходимыми пояснениями — кого из персонажей мы видим на сцене, кто где стоит и как выглядит. Как именно разбивать свое произведение и как называть его отдельные части решает сам автор.

Слова “Акт”, “Сцена”, “Явление”, “Действие” пишутся посередине строки. Их можно оформить примерно так:

Комната в доме городничего

Городничий, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, судья, частный пристав, лекарь, два квартальных.

Пояснения перед той или иной сценой оформляются курсивом и выделяются жирным шрифтом.

Пояснения по тексту даются по центру с отступом сверху и снизу.

ГОРОДНИЧИЙ. Да говорите, ради бога, что такое? У меня сердце не на месте. Садитесь, господа! Возьмите стулья! Петр Иванович, вот вам стул.

Все усаживаются вокруг обоих Петров Ивановичей.

Ну, что, что такое?

В пояснения должно быть включено только то, что зритель видит на сцене. Если в пояснениях вам надо указать “справа” или “слева”, помните, что имеется в виду правая и левая сторона актеров, а не сидящих напротив них зрителей.

Имена персонажей пишутся либо заглавными буквами либо выделяются жирным шрифтом.

ГОРОДНИЧИЙ. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.

АММОС ФЕДОРОВИЧ. Как ревизор?

АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ. Как ревизор?

Если нужно, чтобы актер сделал ударение на каком-либо слове, выделяем данное слово курсивом.

БАБУШКА: А пирожки-то сгорели!

Если герои говорят одновременно, разбиваем страницу на две колонки:

Матильда приехала! Господи помилуй!

Если пояснения нужно дать во время монолога, вставляем их в скобках и выделяем курсивом.

ГОРОДНИЧИЙ. Зачем! Так уж, видно, судьба! (Вздохнув.) До сих пор, благодарение богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему.

Тексты песен в музыкальных спектаклях пишутся заглавными буквами или курсивом.

МУСЯ: Ни одна собака меня не любит. Родная мать и то норовит избавиться!

ТРАГИЧНАЯ СУДЬБА У ДЕВЫ,

ХОТЬ Я ТЕЛЕЦ ПО ГОРОСКОПУ.

Пьесу сохраняем в Word; шрифт — 12, Times New Roman или Arial; междустрочный интервал 1 или 1,5.Не используем красную строку, не форматируем по правому краю.

Поля сверху, снизу и справа — 1 дюйм, слева — 1,5 дюйма (это нужно для скоросшивателя, если вашу пьесу будут распечатывать).

Правила оформления пьесы для перевода

При оформлении пьесы для зарубежного театра можно придерживаться правил, которые существуют на англоязычном рынке.

(Утро. Богатый провинциальный особняк. За роялем сидит МУСЯ и неумело играет “Собачий вальс”).

Маман, у меня от ваших пианин дрожание пальцев делается. Как креститься в церкви буду? Поднесу руку ко лбу и сама себя нашлепаю.

(Показывает, как ее пальцы будут барабанить по лбу)

4. Если слова персонажа прерываются в конце страницы, то на следующем листе мы снова пишет имя героя заглавными буквами и в скобках помечаем: (продолжает). Никогда не разбиваем предложение и не переносим “хвост” на следующий лист. Не оставляем имя героя на одной странице, а его текст — на другой.

5. Не оставляем пояснения в конце страницы, а переносим их на следующий лист.6. Красную строку не используем.

7. Если пояснения нужно дать во время монолога, разбиваем слова персонажа, делаем отступ и пишем в скобках пояснения.

А может, я не хочу замуж? Может я докторицы пойду или еще куда? Вон мужик давеча на кране в порту работал, ужель я не справлюсь?

(Вытягивает правую руку, как стрелу крана, и поднимает вишню из вазочки на столе. По “правилам игры” руку сгибать нельзя, и Муся не может донести вишню до рта).

Нет, крановщиком быть неохота.

8. Не забываем указывать, чем кончается та или иная сцена или акт. Затемнением? Надо опустить занавес? Это указывается в скобках как пояснение.

Первый класс для писателей

Первый класс для писателей

Первый класс для писателей запись закреплена

КАК ОФОРМИТЬ ПЬЕСУ. основные правила

I ОБЩЕЕ ПРАВИЛО

Текст пьесы обычно набирается шрифтом Times New Roman, размером 12 pt (иногда14 pt) с одинарным или полуторным интервалом в формате текстового редактора Microsoft Word (doc). Обратите внимание, что формат docx не у всех пока открывается.

II ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЛИСТА

В верхнем правом или левом углу пишется имя автора. Можно там же указать электронный адрес и другие контактные данные.

Под названием пьесы указывается ее жанр и (возможно) количество действий.

Моя жизнь
комедия
в двух действиях

Можно сделать титульный лист и оставить на нем только эту информацию, а внизу (по центру) приписать город, в котором создавалась пьеса, и год ее создания.

Но лучше сразу на первом листе разместить и список действующих лиц (через 2–4 пустые строки после жанра).

Под списком действующих лиц может быть краткое описание места и времени действия, которое можно выделить курсивом.

Вася Пупкин – 35 лет, шофер
Алла Пупкина – 35 лет, его жена
Вова Пупкин – 9 лет, сын Васи и Аллы

Деревня Пупкино в сибирской глубинке. Наши дни.

III ОФОРМЛЕНИЕ ОСНОВНОГО ТЕКСТА ПЬЕСЫ

Далее (со второго листа или через 2-4 пустые строки после списка действующих лиц) следует основной текст пьесы, разделенный на действия, акты, картины или части.

Реплики и монологи как основной текст набирают шрифтом прямого светлого начертания. Оформление ремарок рассмотрим на примере и в отдельном правиле.

Начальная ремарка, оформляется по правилу IV.

1-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени героя, оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, тоже оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется по правилу IV.

2-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО. Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется по правилу IV.

Если после расширенной ремарки идет продолжение текста говорящего действующего лица, то этот текст оформляется без абзацного отступа.

3-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица.

Между внешней ремаркой и текстом говорящего действующего лица делается интервал.

КОНЕЦ (или Занавес)

IV ЕЩЕ ПРО ОФОРМЛЕНИЕ РЕМАРОК

Ремарки бывают двух типов:

1) Внутренние – относящиеся к поведению на сцене действующего лица, произносящего в это время реплику.
2) Внешние – относящиеся к поведению на сцене прочих действующих лиц (кроме произносящего реплику в данный момент) или описывающие место действия и обстановку на сцене.

Ремарки второго типа располагают отдельными строками, с выключкой – сообразно всему замыслу оформления пьесы – на середину формата (в красную строку) или в край. Чтобы эти ремарки и по шрифту отличались от остального текста, их принято набирать пониженным кеглем (или курсивом, или пониженным полужирным).

V ЕЩЕ ПРО ИМЕНА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ

Способы расположения имен действующих лиц:

Все, теперь вы знаете, как оформить пьесу. Осталось только ее написать.

Павел Григорьев

Алевандр Вампилов. "Утиная охота". Почты нет, телефон заблокирован за неуплату.

Виктор Зилов — Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.
Показать полностью.

Галина, жена Зилова — Галине двадцать шесть. В её облике важна хрупкость, а в её поведении — изящество, которое различимо не сразу и ни в коем случае не выказывается ею нарочно. Это качество, несомненно, процветающее у неё в юности, в настоящее время сильно заглушено работой, жизнью с легкомысленным мужем, бременем несбывшихся надежд. На её лице почти постоянно выражение озабоченности и сосредоточенности (она учительница, а у учителей с тетрадями это нередко).

Ирина — студентка, новая возлюбленная Зилова, его «невеста».

Кузаков — Кузакову около тридцати. Яркой внешностью он не выделяется. Большей частью задумчив, самоуглублен. Говорит мало, умеет слушать других, одет весьма неряшливо. По этим причинам в обществе он обычно в тени, на втором плане. Переносит это обстоятельство с достоинством, но и не без некоторой досады, которую хорошо скрывает.

Саяпин — бывший одноклассник, сослуживец и друг Зилова.

Валерия, жена Саяпина — Валерии около двадцати пяти. В глаза бросается её энергичность. Её внешней привлекательности несколько противоречит резкая, почти мужская инициатива. Волосы у неё крашеные, коротко подстриженные. Одевается модно.

Кушак Вадим Андреевич, начальник Зилова и Саяпина— мужчина солидный, лет около пятидесяти. В своем учреждении, на работе он лицо довольно внушительное: строг, решителен и деловит. Вне учреждения весьма неуверен в себе, нерешителен и суетлив.

Вера — давняя любовница Зилова, работает продавщицей, около двадцати пяти лет. Она явно привлекательна, несколько грубоватая, живая, всегда «в форме»… одевается красиво и носит неизменно роскошную причёску.

Официант Дима — одноклассник Зилова и Саяпина — высокий, спортивного вида парень. Он всегда в ровном деловом настроении, бодр, уверен в себе и держится с преувеличенным достоинством, что, когда он занят своей работой, выглядит несколько смешным.

Зилова приглашают поохотиться. Он не склонен к этому в последнее время. Конец.

Читайте также: