Как построить перекресток в автокаде

Обновлено: 07.07.2024

Построение линии пересечения двух поверхностей ??
Как построить эту линию . Как построить поверхности я кое-как разобрался, а с линией нет.
p.s. при построении поверхности AutoCad изображает только несколько образующих. Вопрос: как увеличить их (образующих) число .

> Dc.Sheff.yO
Количество образующих (ребер) при построении поверхностей управляется с помощью переменных SURFTAB1 и SURFTAB2.
Чтобы изменить их значения нужно ввести в строке команд имена этих переменных и ввести значение в ответ на предложение.
Линию пересечения поверхностей можно построить. но в каждом конкретном случае подход может быть разным.

Большое спасибо за предыдущую подсказку !
Еще вопрос к аудитории :) : как изменить то же кол-во образующих у уже построеной поверхности . При использовании команд SURFTAB1 и SURFTAB2 у меня получалось только задать кол-во образующих ДО построения поверхности.

> Dc.Sheff.yO
Да, вероятно, просто изменить количество ребер поверхности уже постороенной - наверно невозможно, без перестроения того же объекта с новыми настройками. Но перестроить его по точкам привязки (узлам) не должно составлять труда. Впрочем, может быть полезно повторить этот вопрос раздел по LISP или VBA - думаю, что сделать программулину для быстрого перестроения существующего объекта не сложно.

А зачем Вам собственно поверхности, если можно обойтись твердотельным моделированием - тор как тело вращения (revolve), цилиндр как примитив (cylinder), далее срез цилиндра (slice) и объединение тел (union).
Рисунок нечеткий. Если можно, перечислите, пожалуйста, величины размеров ну хоть слева направо вниз: диам7. ; 85; . 5 и т.д. И кстати, что это за размер 120 между проекциями (то есть одним и тем же объектом)?

VH поверхности нужны по условию задачи. Тем более, что т.к. это поверхности там немного изменится видимость на верхней проекции (через срез цилиндра будет видна линия пересечения)
Размер 120 между проекциями наверное дали, чтобы облегчить умственные терзания студентам :D .
Евгений А., VH ,большое спасибо за помощь .

В таком случае попробуем выполнить логический анализ ситуации:
Что это за ". условие задачи. " такое? Преп-чертежник (которому нужен бумажный носитель) сказал, что это поверхности - и студент (либо его помощник) пытается использовать именно поверхности в AutoCAD для решения задачи, хотя более эффективно решение с применением твердотельности (при этом результат, то есть пространственную линию, можно и к поверхностям потом приложить). Другой вариант - преп-автокадовец (которому придется предъявить файл чертежа) потребовал применять поверхности; в этом случает следует заклеймить его как тайного изощренного врага сей программы, пытающегося вызвать у студентов рвотный рефлекс к ней.


Автор:

Перекрестки создаются с помощью мастера "Создать перекресток".

Для создания объекта-перекрестка нужны две трассы, которые пересекаются. Чтобы создать трехмерную модель перекрестка, требуются также связанные с пересекающимися трассами профили. При выполнении необходимых предварительных условий можно приступить к созданию перекрестка с помощью мастера "Создать перекресток".


Создание простого двумерного перекрестка

В процессе создания объекта-перекрестка автоматически могут выполняться различные операции, включая следующие:

  • Создание трасс для смещения на дорогах, включенных в перекресток.
  • Создание трасс для сопряжения (сопряжений на пересечении) в зоне перекрестка.
  • Создание профилей для трасс для смещения и трасс для сопряжения на пересечении, созданных при создании перекрестка.

Прим.: Исключением является то, что если в качестве смещений заданы заранее определенные статические трассы, то необходимо также задать и профили. В этом случае профили для динамического смещения не создаются.

Некоторые из указанных операций не являются обязательными. Они зависят от параметров, определенных в мастере "Создать перекресток".

Простейший способ создания базового двумерного объекта-перекрестка заключается в использовании двух трасс, пересекающих друг друга только один раз. Мастер "Создать перекресток" нельзя использовать, если трассы не пересекаются.

При наличии на чертеже двух пересекающихся трасс, удовлетворяющих этому условию, можно создать базовый двумерный объект-перекресток с помощью мастера "Создать перекресток". Достаточно запустить выполнение команды, следовать отображаемым инструкциям и принять в диалоговых окнах мастера значения по умолчанию.

Создание трехмерного перекрестка с объектами-коридорами, трассами и профилями

Чтобы создать 3D-перекресток, который включает в себя коридор, первоначально на чертеже необходимо создать геометрию дороги (трассы осевой линии дороги и профили) и поверхность существующего грунта. При наличии этих компонентов на чертеже можно перейти к работе с мастером "Создать перекресток". В окне мастера отображается запрос на выбор места пересечения двух осевых трасс дорог на чертеже.

На начальном этапе необходим один из следующих наборов данных:

  • две пересекающиеся трассы осевых линий,
  • две пересекающиеся трассы осевых линий с одной или несколькими трассами для смещений, соответствующих краям дороги, или их профили.

Профили могут быть уже определены. Если профили не определены, элементы, связанные с 3D-моделированием, будут недоступны для выбора в мастере. Например, если создается объект-перекресток без профилей, то в мастере невозможны следующие операции: создание профилей трассы для смещения и сопряжения на пересечении, создание нового коридора и добавление существующего коридора в область перекрестка.

В каждом из этих случаев можно запустить выполнение команды "Создать перекресток", выбрать точку пересечения осевых трасс и перейти к созданию пересечения с помощью мастера "Создать перекресток".

Приоритет дорог на перекрестке

При создании объекта-перекрестка трассам главной и второстепенной дорог присваиваются значения приоритета. В следующей таблице приведены значения свойства "Приоритет".

Дорога (трасса) Приоритет
Трасса главной дороги 1
Трасса второстепенной дороги 2

При создании Т-образного (трехстороннего) перекрестка трасса, проходящая через этот перекресток, автоматически задается в качестве главной дороги. В таком случае для свойства "Приоритет" данной трассы автоматически задается значение 1 и не предлагается выбрать главную дорогу.

После создания перекрестка изменить приоритет этих дорог невозможно. Однако если требуется изменить приоритет трасс в процессе создания перекрестка, это можно сделать на странице "Детали геометрии" мастера "Создать перекресток".

Также важно отметить, что обычно для профиля второстепенной дороги (с низким приоритетом) в зоне перекрестка автоматически фиксируется значение отметки, заданное для главной дороги (с высоким приоритетом). Профиль главной дороги не изменяется.

Параметры профилирования перекрестков

Свойство "Тип коридора перекрестка" определяет тип профилирования, применяемый к дорогам в объекте-перекрестке: Сохранение гребня главной дороги или Сохранение гребней на всех . Этот тип необходимо указать на этапе создания перекрестка на странице "Общие" мастера "Создать перекресток".

Для существующих перекрестков тип коридора перекрестка отображается на вкладке "Детали перекрестка" диалогового окна "Свойства перекрестка" в разделе "Квадранты перекрестка". В диалоговом окне "Редактировать параметры команды — CreateIntersection" для этого параметра можно задать значение, применяемое по умолчанию при создании перекрестков.

После создания перекрестка нельзя изменить значение свойства "Тип коридора перекрестка". Если требуется изменить этот параметр после создания объекта-перекрестка, необходимо удалить этот объект и создать новый, назначив ему требуемое значение для свойства "Тип коридора перекрестка".

Сохранение гребня основной дороги

В перекрестках этого типа гребень главной дороги остается без изменений, а гребень (профиль) второстепенной дороги корректируется в соответствии с кромкой главной дороги и точкой пересечения. Гребень (профиль и края) основной дороги не изменяются.

При выборе этого режима в диалоговом окне мастера выводится следующее схематичное изображение:


На ней показано профилирование для объекта-перекрестка.

Сохранение гребней на всех

Для данного типа перекрестка профиль второстепенной дороги настраивается в соответствии с отметкой главной дороги в точке пересечения. Профиль главной дороги не изменяется. Кромки объединяются с помощью сопряжений на пересечении (посредством профилей для сопряжения на пересечении).

При выборе этого режима в диалоговом окне мастера выводится следующее схематичное изображение:


Прим.: После создания перекрестка нельзя изменить значение свойства "Тип коридора перекрестка".

Принципы работы с объектами-перекрестками

При работе с перекрестками необходимо учитывать следующие особенности их создания.


Автор:

В данном упражнении будет задана центральная точка, осевые линии примыкающих дорог и параметры геометрии, на основе которых будет создан круговой перекресток.

Задание центральной точки кругового перекрестка и примыкающих дорог


  1. Откройте файл Roundabout-Create.dwg, расположенный в папке чертежей для учебных пособий.
  2. Выберите вкладку "Главная" панель "Создать проектные данные" раскрывающийся список "Перекрестки" "Создать круговой перекресток" найти .
  3. Чтобы задать центральную точку кругового перекрестка, в чертеже на трассе дороги D (ROAD D) щелкните пикет 0+140.


Задание параметров кругового участка

  1. В диалоговом окне "Создать круговой перекресток - Проезжая часть кругового участка" в разделе "Стандарт оформления" для параметра "Выбрать стандарт для круговых перекрестков" выберите US.
  2. В разделе "Стандартные параметры для импорта" выберите RG = 20.

Элементы управления "Стандарт оформления" и "Стандартные параметры для импорта" позволяют применить к круговому перекрестку стандартные параметры. Дополнительные сведения см. в разделе Упражнение 5. Работа со стандартами проектирования и наборами параметров круговых перекрестков.

При наведении курсора на каждый элемент управления обратите внимание на то, как соответствующий сегмент кругового перекрестка выделяется в области предварительного просмотра.

  • Внешний радиус : 20
  • Ширина проезжей части кругового участка : 8
  • Ширина полосы укрепления : 3
  • Внешнее смещение : Выбрано; 0,5
  • Внутреннее смещение : Выбрано; 0,5
  • Ширина линии разметки : 0,3
  • Количество полос движения для разметки : 2
  • Ширина линий разметки полос движения : 0,2
  • Тип линий разметки полос движения : ШТРИХОВАЯ
  • Площадка : Нет
  • Стиль трассы : Круговой перекресток - Проезжая часть кругового участка
  • Слой трассы : 0
  • Префикс имени трассы : Roundabout
  • Набор меток трассы : Круговой перекресток - Проезжая часть кругового участка

Задание параметров примыкающей дороги

    В диалоговом окне "Создать круговой перекресток - Примыкающие дороги" в разделе "Стандартные параметры для импорта" выберите RG = 20.

При изменении этой настройки раздел "Параметры примыкающих дорог" заполняется стандартными значениями. Способы изменения и сохранения этих значений для последующего использования см. в разделе Упражнение 5. Работа со стандартами проектирования и наборами параметров круговых перекрестков.

  • Стиль трассы : Круговой перекресток - Примыкающая дорога
  • Слой трассы : 0
  • Префикс имени трассы : Approach_WE
  • Набор меток трассы : Круговой перекресток - Примыкающая дорога

Задание параметров островков безопасности

  1. В разделе "Стандартные параметры для импорта" выберите RG = 20.
  2. Нажмите "Применить ко всем" .
  3. В верхней части страницы "Создать круговой перекресток - Островки безопасности" выберите в раскрывающемся списке "Примыкающая дорога с юга на север".
  4. В разделе "Параметры разделяющих островков" снимите флажок "Создать пешеходный переход (длина)" .

В конце упражнения будут выявлены различия между примыкающей дорогой с юга на север и остальными дорогами.

Добавление дорожных знаков и дорожной разметки

    В разделе "Знаки" , в строке J5 для параметра "Длина указателя" введите значение 10.

Параметр "Длина указателя" позволяет разместить линию выноски между блоком, представляющим верхнюю часть дорожного знака, и блоком, представляющим сам знак.

Параметр "Расстояние" позволяет размещать дорожные знаки на определенном расстоянии от внешней кромки кругового участка дороги. В данном упражнении дорожный знак кругового перекрестка будет размещен за 60 метров до въезда на круговой участок, а повторный знак — через 50 метров после съезда с кругового участка.

  • Въезд
  • Съезд
  • Разорвать кромку островка безопасности на въезде
  • Разорвать кромку островка безопасности на съезде

На этой странице не нажимайте кнопку "Применить ко всем" . Далее в этом упражнении будет выполнено сравнение принятых по умолчанию параметров дорожных знаков и разметки со значениями, введенными ранее.

Проверка компонентов кругового перекрестка

Круговой перекресток отображается на чертеже. Обратите внимание на то, что осевые линии трасс для примыкающих дорог у дорог E и C были созданы с использованием кривой, которая обеспечивает плавный переход от родительской трассы к примыкающей дороге.


Обратите внимание на то, что при выборе дороги D в качестве примыкающей только один ее конец был создан как примыкающая дорога. Когда трасса проходит через центральную точку кругового перекрестка, только конец этой трассы, выбранный щелчком мыши, добавляется в качестве примыкающей дороги. Сведения о добавлении другого конца в качестве отдельной примыкающей дороги см. в разделе Упражнение 2. Добавление примыкающей дороги к круговому перекрестку.

При сравнении этой примыкающей дороги с другими видно, что для параметров, заданных, но не примененных ко всем примыкающим дорогам, различаются элементы, представленные на следующей иллюстрации:

  1. Разделяющий островок не разделен.
  2. Линия "Уступи дорогу" показана штриховой линией.
  3. Дорожный знак J5 ("Держитесь правой стороны") имеет линию выноски, выходящую за границы геометрии кругового перекрестка.
  4. Дорожный знак A25 ("Приближение к круговому перекрестку") находится в 60 метрах от кромки кругового участка.
  5. Дорожный знак AB6 ("Выезд с кругового перекрестка") находится в 50 метрах от кромки кругового участка.


Трассы с префиксом Approach или Roundabout были созданы автоматически в ходе этого упражнения.

Чтобы продолжить работу с этим учебным пособием, перейдите к разделу Упражнение 2. Добавление примыкающей дороги к круговому перекрестку.

Опыт проектирования автомобильных дорог в AutoCAD Civil 3D

Компания «Фактор-ЛТД» рассказывает об успешном опыте использования AutoCAD Civil 3D при проектировании автотрассы в городе Вышний Волочек.

Проектирование переходно-скоростных полос, уширения проезжей части для автобусной остановки, пересечения автодорог разных категорий в одном уровне.

Введение

Компания CSoft всегда рада встречаться с нашими пользователями на семинарах, выставках, конференциях. Мы выполняем большое количество совместных пилотных проектов, внедряем сложные технологии проектирования. Наши пользователи с огромным удовольствием выступают с докладами о своих успешно выполненных проектах. В этой статье хотелось бы познакомить читателей с одним из наших давних партнеров — компанией «Фактор ЛТД». Ее специалист расскажет об успешном опыте использования программы AutoCAD Civil 3D при проектировании автомобильных дорог.

Компания «Фактор ЛТД» уже больше 20 лет выполняет сложные задачи по проектированию различных объектов энергетики как в России, так и за рубежом. За это время был накоплен огромный опыт проектирования воздушных линий электропередач и распределительных подстанций различного напряжения.

В 2007 году компания приобрела программные комплексы AutoCAD Civil 3D и GeoniCS ТОПОПЛАН-ГЕНПЛАН-СЕТИ-ТРАССЫ для своего подразделения «Проектирование генеральных планов и транспорта».

О работе в программе AutoCAD Civil 3D мы беседуем с руководителем группы строительного отдела Борисом Александровичем Врублевским.

Техническое задание

Заказчиком была поставлена задача по выполнению проектных работ в городе Вышний Волочек Тверской области, протяженность автотрассы — 510 м.п. Необходимо было выпустить комплект чертежей марки АД, отвечающий российским стандартам.

В соответствии с техническим заданием следовало выполнить целый ряд проектных работ. В частности, запроектировать:

  • фрезеровку существующего покрытия; усилить существующее покрытие асфальтобетоном, h=0,26 м;
  • переходно-скоростную полосу (ПСП) для дороги II категории, новую дорожную одежду на ПСП, h=1,26 м;
  • откосы с заложением 1:4; бермы для дорожных знаков и столбов освещения;
  • укрепление обочин; укрепление откосов посевом многолетних трав.

Для решения поставленной задачи был выбран программный комплекс AutoCAD Civil 3D 2010.

Обработка данных инженерных изысканий

Перед началом выполнения работ по проектированию реконструкции существующего примыкания от отдела изысканий была получена топографическая съемка местности, созданная в CREDO в формате *.dwg с последующей редакцией триангуляции в GeoniCS.

Исходная топографическая съемка в CREDO

Исходная топографическая съемка в CREDO

Для гибкости проекта и оптимальной работы со смежными отделами было принято решение об использовании функционала быстрых ссылок на данные AutoCAD Civil 3D. Была создана папка хранения данных, после чего — отредактирована поверхность функциями AutoCAD Civil 3D для работы с поверхностями. В программе очень удачно реализован пакет инструментов, позволяющий значительно сократить сроки редактирования поверхностей (Удалить грань, Переместить ребро, Изменить высоту точки ).

Затем был настроен стиль отображения поверхности (задан шаг горизонталей для М 1:500, цвет горизонталей, толщины), который был сохранен в базовый шаблон AutoCAD Civil 3D.

В результате была получена отредактированная существующая цифровая модель местности (ЦММ).

Топографическая съемка отредактированная в AutoCAD Civil 3D

Топографическая съемка отредактированная в AutoCAD Civil 3D

Построение плана трассы и существующих профилей

Перед нами стояла непростая задача по выбору плана трассы. Это было связано с тем, что план трассы обусловлен существующей геометрией федеральной трассы М-10 (E-95), расположением технических средств организации дорожного движения (дорожные знаки, столбы освещения) и объектами дорожного сервиса (автобусная остановка). Но все это не проблема, когда есть AutoCAD Civil 3D!

На рассматриваемом участке к автодороге М-10 примыкает второстепенная дорога, рядом — съезд с М-10 к АЗС, а после него расположена автобусная остановка, что усложняет проектирование полосы разгона.

Осевая линия трассы была получена из полилинии с помощью инструмента AutoCAD Civil 3D Трасса — Создание трассы из объектов. Отображение трассы соответствует российским нормам оформления благодаря реализованным в программе шаблонам оформления.

Для построения существующих продольных профилей по трассе М-10 и съезду мы воспользовались командой AutoCAD Civil 3D Создать профиль поверхности. Затем были выбраны трасса и поверхность, по которой будет построен продольный профиль. Этот функционал очень удобен и позволяет за несколько минут построить продольный профиль, вывести вид его профиля и напечатать. Ручная же работа заняла бы не меньше недели.

Создание проектного профиля трассы

Перед построением проектных профилей были созданы три вида профиля (по существующему участку М-10, по участку съезда к подстанции и по участку съезда к АЗС). Командой Инструмент создания профилей по существующему рельефу мы создали три проектных профиля. Затем командой Подобие профиля подняли проектные профили на 16 см вверх.

Это необходимо, чтобы под заготовленные конструкции обосновать объемы работ. следует выполнить фрезеровку существующего покрытия на 10 см и выполнить устройство трех слоев асфальтобетона общей толщиной в 26 см.

3D-модель проектируемой дороги

После проработки всех элементов проектирования дороги (ЦМР, трасса, профиль поверхности, вид профиля, проектный профиль) можно приступать к разработке будущей 3D-модели реконструируемого участка федеральной трассы М-10. За время работы в AutoCAD Civil 3D выработались два основных метода проектирования 3D-моделей:

  • способ построения 3D-модели дороги по коридору;
  • способ построения по характерным линиям и объектам профилирования.

Следует отметить, что каждый из приведенных способов занимает определенное время, но все же процесс осуществляется существенно быстрее, чем просто средствами AutoCAD или же вообще на кульмане карандашом! Расскажем о каждом из этих способов подробнее.

При первом способе придется разобраться с очень важными элементами коридора — цели и конструкции. В итоге, если выбрать правильные цели для элементов коридора (трассы, трассы смещений, профили по ним) и создать заранее продуманную конструкцию из инструментальной палитры, то в результате вы получите красивую и динамическую 3D-модель коридора.

При втором же способе необходимо потратить время на построение характерных линий с высотными отметками, а также построить откосы объектами профилирования. Недостатком этого способа является то, что получить объемы работ по конструкции проектируемого участка средствами AutoCAD Civil 3D не получится.

Проектирование перекрестка

В приведенном примере мы рассмотрим пересечения трассы с двумя второстепенными дорогами (съездами). Тем самым получатся два перекрестка. В AutoCAD Civil 3D реализован удобный функционал Создание перекрестка.

Существуют два основных способа построения перекрестков, которые мы с вами рассмотрим.

Для построения перекрестка в полуавтоматическом режиме подойдет первый способ. Здесь перед построением перекрестка необходимо создать и настроить семь основных его конструкций:

  • бровка на повороте;
  • главная дорога;
  • главная дорога слева с проезжей частью;
  • главная дорога справа с проезжей частью;
  • второстепенная дорога;
  • второстепенная дорога слева с проезжей частью;
  • второстепенная дорога справа с проезжей частью.

После создания семи конструкций была запущена команда Пересечение и в Мастере пересечений настроились все необходимые элементы этого пересечения (конструкции, радиусы поворотов, уширения В результате мы получили перекресток в виде коридора. Этот коридор-перекресток можно встроить в основной коридор М-10. Поступаем аналогично и для второго съезда с М-10. Если у вас сложная конструкция, то при построении дороги в полуавтоматическом режиме может потребоваться зайти в Настройки коридора и во вкладке Цели удалить или перенастроить цели, тогда все будет выглядеть очень красиво, как и задумывалось в проектировании съезда с М-10.

Второй способ более трудоемкий, но зато позволяет понять базовый принцип построения перекрестка любой конфигурации, да и вообще любого пересечения в AutoCAD Civil 3D. А трудоемок способ потому, что придется выполнить большее количество операций.

Например, построенный коридор главной дороги нужно будет разбить на три области (до перекрестка, перекресток, после перекрестка с учетом радиусов поворота).

В появившихся областях в настройках коридора главной дороги нужно задать заранее созданные конструкции, которые будут в этих областях. После увязки проектных отметок на пересечении дорог (по продольным профилям) следует создать второй коридор второстепенной дороги.

Поскольку коридоры будут пересекаться, то будут отсутствовать сопряжения проезжей части и обочин, следовательно, эти сопряжения необходимо задать. Можно начертить сопряжения полилиниями, а потом командой AutoCAD Civil 3D Создать трассу из объектов превратить полилинию в трассу. Можно сразу начертить трассами с заданными радиусами поворота. На мой взгляд, полилинией проектировать удобнее, так как полилиния — «умная линия». В процессе проектирования ее можно использовать для разных целей.

В свойствах коридора второстепенной дороги нужно добавить области левого и правого поворота командой Добавить базовую область и вставить новые трассы (трассы сопряжений), а также конструкции на сопряжениях с указанием начала и конца сопряжения. Кроме того, придется отредактировать смещение целей и целевое значение уклона по добавленным трассам, чтобы конструкции проходили по всей области перекрестка. В итоге получилось два коридора. Первый коридор главной дороги — без перекрестка. Второй коридор второстепенной дороги — с перекрестком. И только после этого можно посчитать объемы работ в автоматическом режиме по двум дорогам отдельно.

Поперечные профили земляного полотна

Для выполнения ТУ необходимо выполнить поперечные профили земляного полотна. С помощью программы можно оперативно создать линии поперечных разрезов (по пикетам, по пикетам с шагом, произвольно указывая на трассу). Затем останется только создать несколько видов поперечных сечений с помощью Мастера вывода сечений и в конце просто указать точку вставки видов сечений (поперечников) на чертеже.

Поперечные сечения

Поперечные сечения

Объемы работ

В AutoCAD Civil 3D удачно реализован подсчет объемов работ. В случае построения 3D-модели в виде коридора или конструкции, можно легко выполнить расчет материалов по элементам конструкции (асфальт, щебень, песок и вывести таблицы с объемами в чертеж. Этот режим — мечта для проектировщика, а автоматический подсчет земляных работ — просто сказка.

Выводы

Благодаря программному продукту AutoCAD Civil 3D проектировщикам удалось существенно сократить сроки проектирования и сроки выпуска проектной документации. С помощью данного программного продукта можно автоматизировать весь цикл проектирования объектов. Средствами AutoCAD Civil 3D оформляются все чертежи, полностью соответствующие российским нормам проектирования.

Читайте также: