Как провести утилизацию автомобиля в 1с 8

Обновлено: 07.07.2024

Действительно, при отражении покупки автомобиля в 1С 8.3 гораздо больше особенностей по сравнению с другими основными средствами. Разберем все эти важные вопросы в нашей статье, посвященной теме «Покупка автомобиля в 1С 8.3 — пошаговая инструкция».

Приобретение автомобиля в 1С 8.3 — пошаговая инструкция

19 февраля Организация приобрела автомобиль для использования в общехозяйственной деятельности LADA Vesta SW по цене 840 000 руб. (в т. ч. НДС 20%).

20 февраля Организация уплатила госпошлину за регистрацию автомобиля в ГИБДД в сумме 3 300 руб. и страховую премию ОСАГО в сумме 8 000 руб.

21 февраля автомобиль принят в эксплуатацию.

Амортизация в Организации начисляется линейным способом, амортизационная премия не установлена.

  • упрощенный — через ОС и НМА – Поступление основных средств ;
  • обычный — через ОС и НМА – Поступление оборудования (либо Покупки – Поступление (акты, накладные) – Оборудование ).

В момент поступления примите на учет автомобиль документом Поступление оборудования (раздел ОС и НМА ).


Поступление автомобиля в 1с 8.3 проводки


Счет-фактуру зарегистрируйте по кнопке Зарегистрировать внизу документа поступления.


Бухэксперт8 рекомендует без регистрации в ГИБДД автомобиль не эксплуатировать, поэтому пошлину учтите в стоимости ОС (п. 8 ПБУ 6/01).

Подробнее см. в статье Госпошлина за регистрацию авто

При выборе иной позиции: при вводе в эксплуатацию до регистрации пошлину включите в расходы в зависимости от целей использования ОС (п. 5, п. 11 ПБУ 10/99).

Шаг 1. Узнайте реквизиты для уплаты пошлины в своем отделении ГИБДД и отразите уплату документом Списание с расчетного счета ( Банк и касса – Банковские выписки ).


Проводки


Шаг 2. Затем начислите госпошлину документом Операция, введенная вручную ( Операции – Операции, введенные вручную – Операция ).


ОСАГО — проводки в бухгалтерском учете в 1С 8.3

Страховка в 1С 8.3 — как провести? Операция оформляется в два этапа.

Шаг 1. Оплату страховой компании проведите документом Списание с расчетного счета.

В этой операции главное — правильно настроить элемент справочника Расходы будущих периодов.


Больше никаких документов по отражению расходов на страхование вводить не нужно, расходы списываются автоматически в процедуре Закрытие месяца операцией Списание расходов будущих периодов.

Проводки


Шаг 2. Страховой полис учтите за балансом с помощью Операции, введенной вручную.


Забалансовый счет создайте и настройте самостоятельно: например, следующим образом:


Ввод в эксплуатацию автомобиля

Когда все затраты накоплены на счете 08.04.1, и автомобиль готов к вводу в эксплуатацию, создайте документ Принятие к учету ОС (раздел ОС и НМА ).

Вкладка Внеоборотный актив .


Вкладка Основные средства .


Вкладку Бухгалтерский учет и Налоговый учет заполните исходя из:

  • учетной политики;
  • приказа руководителя об СПИ;
  • цели использования автомобиля.


Вкладка Налоговый учет .


Вкладку Амортизационная премия заполните, если она применяется в Организации.

Проводки


Мы рассмотрели поступление автомобиля в 1С 8.3 пошагово, где в 1С регистрация транспортных средств, как отразить регистрацию ТС в 1С 8.3.

См. также:

Если Вы еще не подписаны:

Активировать демо-доступ бесплатно →

или

Оформить подписку на Рубрикатор →

После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

    У вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую.При приобретении транспортного средства организация обязана зарегистрировать его в органах.Рассмотрим настройку счета затрат и аналитики для автоматического начисления транспортного.У вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую.

Карточка публикации

(5 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>
Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

Вы можете оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица Оформить заявку

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Спасибо огромное Марине Аркадьевне за доступное разъяснение материала по УСН Всегда с удовольствием слушаю Ваши Вебинары. Вебинар прошел продуктивно и вся информация разложена по полочкам, четко и понятно.

Содержание

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

Вы можете оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица Оформить заявку

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Учет нефинансовых активов долгое время оставался вопросом хорошо изученным и практически неизменным. СГС «Основные средства» с 1 января 2018 года внес множество изменений в привычные учетные процедуры. О нововведениях в учете процесса утилизации автомобиля расскажем далее.

Под термином «утилизация» понимают употребление с пользой, повторное употребление, возвращение в оборот отходов производства или мусора. Утилизацией также считается стадия жизненного цикла продукции, на которой продукция, уже не используемая по прямому назначению, подвергается либо переработке для получения другой продукции, либо захоронению (уничтожению, депонированию, обезвреживанию). В любом значении данного термина автомобилю придется пройти несколько этапов, прежде чем он дойдет до утилизации:

1) принятие решения о списании автомобиля;

2) согласование списания с собственником в установленных законодательством случаях;

3) собственно утилизация в различных формах, в том числе реализация автомобиля по программе трейд-ин.

Несмотря на кажущуюся простоту, каждый из названных этапов может быть весьма объемен и поэтому заслуживает отдельного внимания.

Принятие решения о списании

Порядок оформления решения о списании напрямую связан с причиной списания. Если эта причина вынужденная, то есть необходимость списания возникает в результате хищений, порчи имущества, а также в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, то в первую очередь проводится инвентаризация (п. 81 СГС «Концептуальные основы») у лица, у кого находился автомобиль. Факт хищения или порчи фиксируется в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) (ф. 0504087) как недостача инвентаризуемого объекта. На основании описи составляются ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) и акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Далее составляется непосредственно акт о списании транспортного средства (ф. 0504105), где в качестве причины списания указывается хищение либо повреждение с невозможностью восстановления.

Сам факт хищения или порчи подтверждают справками – из органов внутренних дел о возбуждении уголовного дела, органов Министерства чрезвычайных ситуаций – о произошедшем стихийном бедствии.

В случае, когда прекращение эксплуатации автомобиля происходит по причине физического, морального износа, решение о списании принимает постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов. Такое решение оформляется также актом о списании (ф. 0504105), и в качестве причины списания следует указать перечень неисправностей, исключающий дальнейшую эксплуатацию, либо иные основания, по которым дальнейшая эксплуатация невозможна. Перечень неисправностей, особенно если он длинный, уместнее оформлять отдельным документом (например, дефектной ведомостью), а уже в акте о списании сослаться на него. Форма дефектной ведомости для организаций госсектора не унифицирована, ее можно составить в любом удобном для учреждения виде. И поскольку она не является первичным учетным документом, на нее не распространяются требования о составе обязательных реквизитов.

Приведем примерный образец дефектной ведомости.

В учреждении может не оказаться специалистов должного уровня квалификации для составления дефектной ведомости, необходимой квалификацией могут не обладать и члены комиссии по поступлению и выбытию активов. В этом случае, как правило, прибегают к помощи сторонних специализированных организаций (автосервисных компаний) для оформления акта технического осмотра. Заметим, что наличие подобного акта экспертизы может быть обязательным требованием к составу документов при согласовании списания с собственником имущества в установленных законодательством случаях.

В рамках утвержденного субъектом учета графика документооборота списание основных средств (в частности, автотранспорта) может дополнительно оформляться приказом на списание.

Как и дефектная ведомость, приказ не имеет установленной унифицированной формы, его вид и содержание будут определяться правилами оформления внутренних локальных актов, принятых в учреждении. В содержательной части приказа указываются лица, ответственные за процедуру списания, контролирующие исполнение приказа; также приводится информация (в случае необходимости) о привлечении виновного лица к материальной ответственности, подготовке и отправлении материалов в следственные или судебные органы и др. Приказ подписывается руководителем учреждения или лицом, его заменяющим.

Выбытие автотранспортного средства с балансового учета может осуществляться в случае выявления несоответствия условиям признания актива, которое фиксируется инвентаризационной комиссией в инвентаризационной ведомости (ф. 0504087) (Письмо Минфина РФ от 25.07.2018 № 02-07-10/52275). Дальнейший учет при этом осуществляется на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества. При этом не исключена ситуация, что в дальнейшем объект может быть отремонтирован, отреставрирован и снова признан в учете как актив, то есть его эксплуатация, возможно, продолжится и ни о какой утилизации речи еще не идет.

Согласование списания

Согласование списания требует недвижимое и особо ценное движимое имущество (п. 10 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 2 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»), критерии отнесения к которому устанавливают органы власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя. Напомним, порядок отнесения имущества бюджетного, автономного учреждений к категории особо ценного движимого имущества был установлен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.

Органы исполнительной власти публично-правовых образований РФ, исполняющие полномочия по распоряжению имуществом, закрепляют порядки согласования списания имущества для учреждений соответствующего уровня бюджета. Например, федеральные государственные учреждения в общей части руководствуются Приказом Минэкономразвития РФ № 96, Минфина РФ № 30н от 10.03.2011 «Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления». Кроме того, утверждены отраслевые порядки Минздрава, Минобрнауки, Минкультуры и т. д. Аналогичные порядки действуют в регионах и муниципальных образованиях.

В пакет документов на списание входят:

перечень объектов федерального, государственного или муниципального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;

копия решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя организации) в случае, если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения;

копия протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов имущества;

акты о списании имущества и документы согласно перечню, утверждаемому органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.

Как правило, это:

копия инвентарной карточки;

техническое заключение независимого эксперта с приложением документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории РФ. К техническому заключению должны быть приложены фотографии объектов движимого имущества, в отношении которых принято решение о списании.

Кроме того, при списании автотранспортного средства дополнительно необходимо представить:

а) копию паспорта транспортного средства;

б) копию свидетельства о регистрации транспортного средства;

в) копию документа о прохождении последнего техосмотра.

В упомянутых приказах учредителей устанавливаются сроки рассмотрения всех представленных документов и утверждения согласования списания имущества. Учреждение, в свою очередь, до получения решения собственника не отражает в бухгалтерском учете выбытие объекта ОС и не проводит никаких мероприятий, преду­смотренных актом о списании (п. 52 Инструкции № 157н), так как собственник может и не согласовать списание и учреждение будет обязано продолжать быть балансодержателем транспортного средства.

Обратите внимание, что необходимость согласования с собственником имущества не распространяется на операции выбытия с балансового учета по причине несоответствия критериям признания актива. Как отметил Минфин в Письме от 21.09.2018 № 02-07-10/67934, определение способа ведения бухгалтерского учета относится к исключительной компетенции субъекта учета, не является распоряжением имуществом и не требует согласования с собственником.

Процедура списания автотранспортного средства также включает в себя снятие с учета в органах ГИБДД (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»). Дата снятия автомобиля с учета проставляется в акте о списании в специально отведенном поле. С этой даты транспортное средство не является объектом обложения транспортным налогом. Автомобиль, находящийся в розыске, не признается объектом обложения транспортным налогом. Но факт угона необходимо подтвердить документом, выдаваемым уполномоченным органом (справкой об угоне ТС, выдаваемой органами внутренних дел РФ). Прекращение обязанностей налогоплательщика наступит с даты угона, указанной в справке.

Утилизация списанного автомобиля

Мы уже отмечали, что утилизация может осуществляться в разных формах: учреждение может сдать списанный автомобиль на металлолом и получить выручку от реализации металлолома, может только понести затраты, связанные с утилизацией (например, в случае, когда утилизация автомобиля производится силами специализированной организации и учреждение оплачивает услуги утилизации и уничтожения), наконец, старый, списанный автомобиль может быть принят автосалоном в качестве частичной оплаты приобретения нового автомобиля по программе трейд-ин.

Бухгалтерские записи возможных вариантов действий представим в таблице:

Содержание операции

Кредит

Списание автомобиля в бухгалтерском учете при получении разрешения на списание

Списана начисленная ранее амортизация

0 104 25 (35) 411

0 101 25 (35) 410

Списан ранее начисленный убыток от обесценения (при наличии)

0 114 25 (35) 412

0 101 25 (35) 410

Списана остаточная стоимость автомобиля (при наличии)

0 101 25 (35) 410

Оприходованы запасные части, пригодные к дальнейшему использованию

Принят к забалансовому учету списанный автомобиль до момента его утилизации

Оприходование и реализация металлолома

Оприходован металлолом в результате разбора, демонтажа автомобиля

Начислена задолженность вторресурсной организации за сданный металлолом

Списана себестоимость реализованного металлолома

Получены денежные средства от реализации металлолома

0 201 11 510*
Забалансовый счет 17

Уменьшен показатель по счету 02 после проведения мероприятий по утилизации

Утилизация силами сторонней организации за плату

Отражена задолженность перед организацией за проведенную утилизацию

0 201 11 610
Забалансовый счет 18

Определен финансовый результат операций по утилизации

Уменьшен показатель по счету 02 после проведения мероприятий по утилизации

Реализация автомобиля по программе трейд-ин

Отражена задолженность покупателя (автосалона) в оценочной стоимости сдаваемого автомобиля

Сформированы капитальные вложения при приобретении нового автомобиля и признана кредиторская задолженность перед поставщиком (автосалоном)

0 106 21 (31) 310

Погашены взаимные требования

Принят к учету и введен в эксплуатацию автомобиль

0 101 25 (35) 310

0 106 21 (31) 310

* В таблице приведен пример отражения получения денежных средств в учете бюджетных (автономных) учреждений, у казенных учреждений средства могут быть зачислены на счет ПБС – 1 304 05 000 либо на счет администратора доходов – 1 210 02 000.

Напомним, что доходы от выбытия активов – пригодные к эксплуатации (реализации) запасные части, металлолом с возможностью реализации – являются собственными доходами бюджетного или автономного учреждения и отражаются по коду финансового обеспечения 2 (приносящая доход деятельность), вне зависимости от источника, на котором учитывался ранее сам выбывший объект. Денежные средства от реализации металлолома, иных пригодных к реализации деталей и узлов списанного имущества у бюджетных и автономных учреждений остаются в их распоряжении, у казенных – подлежат зачислению в соответствующий бюджет.

Материальные запасы, полученные от ликвидации (при разборке, утилизации) основных средств, принимаются к учету в текущей оценочной стоимости. Этот вопрос находится в компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, которая, в свою очередь, руководствуется:

данными о ценах на аналогичные материальные ценности, полученными в письменной форме от организаций-изготовителей;

сведениями об уровне цен, имеющимися у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;

экспертными заключениями (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов (п. 25 Инструкции № 157н).

При принятии имущества на забалансовый учет на счете 02 «Материальные ценности, полученные на хранение» до момента его утилизации применяется условная оценка «один объект – один рубль» (п. 335 Инструкции № 157н). В том случае, когда на этот же счет к учету принимается имущество, переставшее отвечать критериям актива, оценка может быть как условной, так и иной – в сумме остаточной или балансовой стоимости выбывшего имущества. Правила оценки такого имущества должны быть установлены учетной политикой учреждения (Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-07/84237).

Немного о налогах

Учреждения – плательщики налога на прибыль должны помнить, что стоимость материалов (запасных частей и металлолома), полученных при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, относится к внереализационным доходам (п. 13 ч. 2 ст. 250 НК РФ). Датой признания таких доходов станет день их принятия к учету, что оформляется актом приемки материалов (ф. 0504220). Одновременно налоговая база может быть уменьшена на сумму внереализационных расходов, к которым относятся расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств (п. 8 ч. 1 ст. 265 НК РФ), но только в том случае, если выводимое из эксплуатации имущество отвечает признакам амортизируемого имущества в целях применения гл. 25 НК РФ (п. 1 ст. 256 НК РФ). В случае, когда имущество изначально приобреталось за счет бюджетных средств, расходы на его ликвидацию (утилизацию) не включаются в налоговую базу.

Выручка от реализации металлолома, в свою очередь, является доходом от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ), который может быть уменьшен на рыночную стоимость этого имущества (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Таким образом, если металлолом реализован по той же цене, по которой он был оприходован, то налогооблагаемая прибыль от реализации будет равна нулю.

С 1 января 2018 года реализация лома цветных и черных металлов подлежит обложению НДС. Уплачивает налог покупатель лома, являющийся налоговым агентом.

В заключение еще раз сформулируем основные выводы.

Выбытие с балансового учета основного средства, в том числе автомобиля, инициируется всегда его балансодержателем, то есть учреждением.

Не требуют согласования с собственником выбытие с балансового учета имущества по причине его несоответствия критериям активов, а также списание имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества.

Во всех остальных случаях выбытие объекта основного средства и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, до утверждения в установленном порядке соответствующего решения не допускаются.

Оставшиеся в распоряжении учреждения запасные части и металлолом, пригодные к дальнейшему использованию и/или реализации, принимаются к учету по текущей оценочной стоимости, которая включается во внереализационные доходы по налогу на прибыль. Операция реализации таких отходов формирует уже доходы от реализации, которые могут быть уменьшены на их первоначальную стоимость при принятии к учету.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Транспортное средство приобретено в 2015 году. В этом же году расходы на приобретение были учтены в налоговом учете.
Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить списание непригодного к использованию транспортного средства, учитываемого в качестве основных средств, в организации, применяющей УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы"? Каков порядок утилизации?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В бухгалтерском учете ОС списывается с учета в момент вывода его из эксплуатации, несмотря на то, что утилизация актива еще не проведена и транспортное средство (ТС) не снято с учета в ГИБДД.
Для снятия с учета в ГИБДД требуется акт об утилизации ТС.
В налоговом учете производить перерасчет налоговой базы за прошлые периоды не требуется.

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве объекта ОС при единовременном выполнении совокупности условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01. В случае прекращения действия условий принятия актива к бухгалтерскому учету такой объект выбывает из состава ОС (подлежит списанию с бухгалтерского учета), в частности, при прекращении использования вследствие морального или физического износа или неспособности приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, в иных случаях (п. 29 ПБУ 6/01, п. 76 Методических указаний по учету ОС).
Поэтому выбытие имущества следует учитывать на дату, когда оно перестало отвечать хотя бы одному из признаков ОС, перечисленных в п. 4 ПБУ 6/01 (п.п. 2, 76 Методических указаний по учету ОС, письма Минфина России от 25.12.2015 N 07-01-06/76480, от 13.06.2013 N 03-05-05-01/21929).
Таким образом, если объект ОС признан комиссией, созданной на предприятии (п. 77 Методических указаний по учету ОС), непригодным для дальнейшего использования или продажи этого объекта в виде транспортного средства (ТС), и в связи с этим данный объект не способен приносить экономические выгоды (доход) в будущем, такой объект подлежит списанию с бухгалтерского учета. Остаточная стоимость указанного объекта списывается на прочие расходы организации (п. 31 ПБУ 6/01, смотрите также Рекомендации Минфина России (приложение к письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01). Начисление амортизации по объекту ОС прекращается с 1 числа месяца, следующего за месяцем списания данного объекта с бухгалтерского учета (п. 22 ПБУ 6/01)*(1), *(2).
Отражение в учете объектов ОС, не отвечающих условиям, установленным п. 4 ПБУ 6/01, приводит к искажению бухгалтерской отчетности организации и нарушению положений бухгалтерского законодательства (ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 29 ПБУ 6/01, п. 6 ПБУ 1/2008, п. 6 ПБУ 4/99). Длительность процесса ликвидации ОС, а также наличие или отсутствие заключенного договора на утилизацию или на реализацию металлолома, а также наличие регистрации в ГИБДД не должны определять длительность нахождения неиспользуемого объекта в составе ОС.
Моментом списания ОС, по которому принято решение о ликвидации, должен быть момент его вывода из производственного процесса организации, о чем должен быть составлен соответствующий документ, например акт о переводе объекта ОС на ликвидацию, с учетом требований ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ*(3).
Приведенный вывод подтверждается также позицией Фонда "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (далее - БМЦ, смотрите сайт БМЦ http://bmcenter.ru):
- Рекомендации Р-27/2012-КпР "Порядок списания основных средств при ликвидации с учетом длительного срока демонтажа" (далее - Рекомендации БМЦ)*(4);
- п. 9 Толкования Р102 "Право собственности как критерий признания и списания основных средств" (принято Комитетом по толкованиям БМЦ 25.02.2010, утверждено в итоговой редакции 11.05.2010)*(5).
Обращаем внимание, что в данном случае предприятию также нужно иметь документальное обоснование, что объект непригоден для дальнейшего использования в производственном процессе, например, заключение специально созданной комиссии (п.п. 77, 78 Методических указаний по учету ОС) о несоответствии ТС требованиям безопасности, нецелесообразности его ремонта, акты органов государственного контроля (надзора), распорядительные письма вышестоящей организации, приказ руководителя о прекращении использования с указанием причины и даты вывода из эксплуатации и начала разбора и утилизации.
При этом коммерческим организациям не обязательно проводить экспертизу технического состояния ТС с привлечением экспертов. Такого требования не устанавливают ни нормы ПБУ 6/01, ни Методических указаний по учету ОС. Подготовить соответствующее заключение могут технические специалисты организации, входящие в состав комиссии по ОС*(6).
Выбытие ТС из эксплуатации сопровождается в учете записями:
Дебет 01, субсчет "Выбытие ОС" Кредит 01, субсчет "ОС в эксплуатации"
- отражена первоначальная стоимость ликвидируемого объекта;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие ОС"
- списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 01, субсчет "Выбытие ОС"
- списана остаточная стоимость ОС (при наличии);
Дебет 012
- списанное ТС учтено за балансом для целей контроля над ним.
Если комиссией организации принято решение, что какие-то детали и узлы ТС можно использовать в деятельности организации (данный факт фиксируется в акте, составленном комиссией), то до передачи ТС на утилизацию организация их демонтирует и ставит на учет в качестве материально-производственных запасов по текущей рыночной стоимости на дату списания ТС (п. 9 ПБУ 5/01, п.п. 9, 10.3 ПБУ 9/99, п. 79 Методических указаний по учету ОС):
Дебет 10 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- оприходованы МПЗ, пригодные для использования (аккумулятор, колеса, шины и пр.).
Транспортные средства, утратившие потребительские свойства, являются отходами (код 4 83 000 00 00 0 блока 4 Федерального классификационного каталога отходов*(7)), обращение с которыми требует соблюдения норм Закона N 7-ФЗ*(8) и Закона N 89-ФЗ*(9).
С учетом степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на классы I-V (ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ). Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности может осуществляться лицами, имеющими соответствующую лицензию (ст. 9 Закона N 89-ФЗ, п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
Если у организации такой лицензии нет, то утилизацию ТС должна провести специализированная организация (переработчик). Для этого с такой организацией заключается договор*(10). Поскольку право собственности на отходы принадлежит собственнику организации (ст. 4 Закона N 89-ФЗ), то договором следует предусмотреть, возвращается ли переработчиком организации полученный при ликвидации ТС металлолом (в том числе драгметаллы*(11)), либо он остается в распоряжении переработчика. В обоих случаях организация оплачивает переработчику стоимость услуг по утилизации. Во втором случае специализированная организация оплачивает организации стоимость полученного металлолома (то есть организация реализует металлолом специализированной организации).
Если при покупке ТС организация уплачивала утилизационный сбор (п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ*(12)), то за утилизацию плата не взимается (п. 9 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Обращаем внимание, что для снятия ТС с учета в ГИБДД требуется свидетельство (акт) об утилизации, подтверждающий факт уничтожения ТС (п. 71 Правил N 1764*(13), п.п. 147, пп.пп. 27.1-27.3, 27.4.6 п. 27 Административного регламента*(14))*(15).
Такой документ должна составить организация, осуществившая утилизацию ТС. При этом приведенными положениями Административного регламента не предусматривается представление экспертизы технического состояния ТС.
Таким образом, после утилизации ТС организация на основании документов, полученных от специализированной организации, приходует металлолом по текущей рыночной стоимости и отражает выбытие ТС с забалансового учета:
Кредит 012
- списано ТС (составляется акт, например, по форме N ОС-4а);
Дебет 10 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- оприходован металлолом. По нашему мнению, данная запись делается и в том случае, если полученный от ликвидации ТС металлолом остается в распоряжении переработчика, так как в этом случае переработчику реализуется именно металлолом, а не ТС в сборе (ТС в сборе было передано на утилизацию). В учете необходимо отразить наличие продаваемых ценностей на основании полученных от переработчика документов (приемо-сдаточных актов).
Дебет 91 Кредит 60
- учтены расходы на услуги по утилизации (если они оплачиваются);
Дебет 60 Кредит 51
- произведена оплата за утилизацию.
Если по условиям договора со специализированной организацией полученный при утилизации металлолом остается в распоряжении переработчика, то отражается реализация металлолома:
Дебет 62 Кредит 91
- учтен доход от реализации металлолома (п.п. 7, 10.1, 6, 16, 12 ПБУ 9/99);
Дебет 91 Кредит 10
- отражено выбытие металлолома (п. 11 ПБУ 10/99);
Дебет 51 Кредит 62
- получены денежные средства за металлолом.

УСН

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", уменьшают полученные доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Данный перечень расходов носит закрытый характер и не подлежит расширительному толкованию. Расходы, не поименованные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, не учитываются при определении налоговой базы при УСН (письмо Минфина России от 23.03.2017 N 03-11-11/16982).
На основании пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения при применении УСН налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение основных средств (ОС), если они соответствуют критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и с учетом положений п.п. 3 и 4 ст. 346.16 НК РФ.
Для целей главы 26.2 НК РФ в состав ОС включаются активы, признаваемые амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 4 ст. 346.16 НК РФ).
Подпунктом 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ установлено, что расходы на приобретение (сооружение, изготовление) ОС в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) ОС в период применения УСН принимаются с момента ввода этих ОС в эксплуатацию.
В течение налогового периода расходы на приобретение ОС принимаются за отчетные периоды равными долями (абзац 5 пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). При этом указанные расходы учитываются только по объектам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности, и отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
При этом на основании абзаца 11 пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ в случае реализации (передачи) приобретенных ОС до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение в составе расходов в соответствии с гл. 26.2 НК РФ (в отношении ОС со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими ОС с момента их учета в составе расходов на приобретение до даты реализации (передачи) с учетом положений гл. 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
Таким образом, пересчет налоговой базы по УСН с учетом положений гл. 25 НК РФ производится только в случае реализации (передачи) приобретенных ОС до истечения трехлетнего (десятилетнего) срока их использования с момента учета расходов, то есть в случаях, когда передается право собственности на объекты ОС. При этом п. 3 ст. 346.16 НК РФ не предусматривает необходимость пересчета налоговой базы в случае выбытия ОС по причине его утилизации (письмо Минфина России от 04.03.2005 N 03-03-02-04/1/54).
В рассматриваемой ситуации перерасчет налоговой базы за прошлые периоды проводить не требуется*(16), в том числе в связи с истечением установленного трехлетнего срока с момента учета расходов*(17).
При расчете налоговой базы по налогу (далее - Налог), уплачиваемому в связи с применением УСН, налогоплательщики, учитывают, в частности, внереализационные доходы (п. 1 ст. 248, ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
Доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации ОС (за исключением случаев, предусмотренных пп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ) признаются внереализационными доходами (п. 13 ст. 250 НК РФ).
Пункт 4 ст. 346.18 НК РФ устанавливает, что доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам, определяемым с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.
Следовательно, стоимость материалов, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации ОС, а также доходы от их реализации учитываются при определении налоговой базы по Налогу (письмо Минфина России от 31.07.2013 N 03-11-06/2/30601, письмо Минфина России от 26.02.2015 N 03-11-06/2/9874).
В силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов у лиц, применяющих УСН, признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
В данном случае доход от получения годных запчастей признается на дату вывода из эксплуатации ТС (п. 79 Методических указаний).
Доход в виде полученного металлолома - на дату получения металлолома по результатам утилизации переработчиком (обычно составляется приемо-сдаточный акт на металлолом).
Расходы на оплату услуг по утилизации (если они оплачиваются) учитываются в составе материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.16, пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ) на дату их оплаты (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Если металлолом реализуется специализированной организации (остается в распоряжении этой организации), то в налоговом учтете отражается доход от реализации (п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 248, ст. 249 НК РФ).
В этот же момент учитываются расходы в размере стоимости металлолома, по которой он был принят к учету (в размере признанного внереализационного дохода) (пп. 5 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 254 НК РФ, письмо Минфина России от 26.02.2015 N 03-11-06/2/9874*(18)).

24 сентября 2020 г.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение планирует списать автомобили в связи с нецелесообразностью их дальнейшего использования. После списания автомобили будут утилизированы.
Каков алгоритм и бухгалтерские записи по списанию указанного имущества?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Решение о списании транспортных средств принимается комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения и оформляется Актом о списании транспортного средства (ф. 0504105). Если указанные транспортные средства учитываются в составе особо ценного движимого имущества, то их списание осуществляется после получения согласия уполномоченного органа.
Учреждению целесообразно заключить договор со специализированной организацией об оказании услуг по утилизации транспортных средств. В результате ликвидации (разборки, утилизации) транспортных средств в распоряжении учреждения остается металлолом, который учреждение после его оприходования может реализовать за плату.

22 марта 2021 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Если решение о списании транспортного средства утверждается в отношении объекта, учитываемого в составе активов, например, по основаниям его морального устаревания, но эксплуатируемого до принятия решения о его списании, то учет такого имущества до утверждения решения о его списании должен продолжаться на счете 101 00 "Основные средства" (смотрите, например, письмо Минфина России от 20.09.2018 N 02-07-08/67685).
*(2) Согласно положениям ч. 2 ст. 298 ГК РФ бюджетные учреждения вправе получать доходы от иной приносящей доход деятельности (в том числе от реализации движимого имущества), которые поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНЫЙ ДОСТУП К СИСТЕМЕ ГАРАНТ НА 3 ДНЯ!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: