Как распределить амортизацию по видам продукции в 1с

Обновлено: 12.07.2024

Учёт основных средств в организации, обычно, вызывает немало вопросов. Как определить амортизационную группу, откуда взять срок полезного использования, отражать ли дополнительные расходы в первоначальной стоимости, какой метод начисления амортизации выбрать, как провести модернизацию или перемещение между подразделениями и многие другие. Но даже когда бухгалтер знает ответы на все эти вопросы в теории, на практике выходит, что неверно настроенная программа не позволяет корректно отразить все операции по учёту основных средств. Поэтому в данной статье мы решили разобрать основные настройки, которые следует сделать до принятия к учету первого основного средства в организации.


Настройка методов начисления амортизации

Начнём, пожалуй, с настроек амортизации в бухгалтерском и налоговом учете.

В программном продукте 1С: Бухгалтерия поддерживаются все способы расчёта амортизационных отчислений, утверждённые ПБУ 6/01 «Учёт основных средств». Среди них выделяют:

- единовременно при принятии к учёту,

- способ уменьшаемого остатка,

- по сумме чисел лет срока полезного использования,

- пропорционально объёму продукции и другие.

Причём нет необходимости выбирать единый для организации метод начисления амортизации из указанных. Они все будут доступны вам при оформлении принятия к учёту основного средства. Соответственно, каждому основному средству можно будет подобрать необходимый способ начисления амортизации.

Также в п. 1 статьи 259 НК РФ сказано, что с 01.01.2020 г. вы можете изменить метод начисления амортизации с начала очередного налогового периода, но при этом переход с линейного на нелинейный метод и наоборот возможен не чаще одного раза в пять лет. Ранее (до 01.01.2020 г.) такое ограничение действовало только в отношении перехода с нелинейного метода на линейный.

Для отражения метода начисления амортизации по налоговому учёту необходимо перейти в раздел «Главное» и выбрать пункт «Налоги и взносы». В открывшемся окне перейти на вкладку «Налог на прибыль» и установить переключатель на нужный способ.


Настройка ОКОФ

Также не мало вопросов возникает по поводу того, что такое ОКОФ и как его применять? ОКОФ – это общероссийский классификатор основных фондов, который состоит из цифрового кода и текстового обозначения классифицируемого объекта основных средств. Статья 258 НК РФ гласит, что срок полезного использования амортизируемого объекта определяется налогоплательщиком самостоятельно, но с учётом классификации основных средств. Соответственно, исходя из норм закона, применение ОКОФ является обязательным для всех налогоплательщиков всех форм собственности.

В итоге на ваш компьютер загрузится файл с именем classifires.zip. Остаётся лишь связать его с программным продуктом 1С. Для этого заходим в раздел «Администрирование» в пункт «Интернет-поддержка и сервисы» и переходим по ссылке «Обновление классификаторов».

В открывшемся окне устанавливаем флаг «Загрузить обновления из файла» и выбираем скачанный нами заранее файл с классификатором. Хочу отметить, что если у вас включена интернет-поддержка и есть доступ в интернет, то данный классификатор загружается и обновляется автоматически, без участия пользователя. Поэтому прежде чем перейти к его загрузке, убедитесь не установлен ли он уже. Для этого перейдите в раздел «Справочники» и выберите пункт «Классификатор ОКОФ». На рисунке ниже представлен заполненный справочник.


Настройка способа отражения расходов

Следующий справочник, необходимый к заполнению до начала учёта основных средств – это способы отражения расходов. В конце каждого месяца, после появления первого основного средства в эксплуатации, необходимо вводить документ «Амортизация и износ основных средств», который формирует проводки по дебету затратных счетов и кредиту счёта 02. Обычно данный документ вводится обработкой «Закрытие месяца». Для того, чтобы амортизация начислялась на верные затратные счета, необходимо заполнить варианты их отражения в программе. Обратимся к разделу «Справочники» и выберем пункт «Способы отражения расходов». При помощи кнопки «Создать» введём первое отражение амортизации на затратах предприятия.

Укажем наименование и нажмём на кнопку «Добавить». В добавленной строке введём затратный счёт, на котором планируем отражать амортизацию, подразделение и статью затрат. В зависимости от выбранного вами счёта, количество и вид субконто будет меняться. Например, при выборе 20 счёта необходимо заполнять подразделение, номенклатурную группу и статью затрат. А при выборе счёта 44.01 только статью затрат.

Также бывают случаи, когда амортизацию по одному основному средству необходимо отражать одновременно на двух затратных счетах. В таком случае, в способе отражения расходов добавляется вторая строка с проводкой и при помощи колонки коэффициент распределяются доли отражаемых затрат.

После выполнения всех настроек программный продукт 1С: Бухгалтерия станет вам отличным подспорьем в отражении операций по учёту основных средств.

Дата публикации 31.10.2019

Использован релиз 3.0.73

Способ отражения расходов по амортизации для каждого основного средства указывается при принятии его к учету (раздел: "ОС и НМА", документы "Принятие к учету ОС" (на закладке "Бухгалтерский учет") или "Поступление основных средств"). Способ выбирается из справочника "Способы отражения расходов" (раздел: Справочники – Способы отражения расходов). При добавлении нового способа в справочник (рис. 1):

  1. Кнопка "Создать".
  2. Укажите наименование способа (поле "Наименование") и организацию, в которой он будет применяться, если учет в информационной базе ведется по нескольким организациям (поле "Организация").
  3. По кнопке "Добавить" заполните табличную часть (в табличной части может быть несколько строк, если амортизация должна распределяться по нескольким счетам затрат и / или по нескольким объектам аналитики): укажите счет затрат, на который будет относиться амортизация, аналитику к нему, коэффициент распределения амортизации по нескольким счетам затрат и / или по нескольким объектам аналитики.
  4. Кнопка "Записать и закрыть".

Амортизация по основным средствам начисляется регламентной операцией "Амортизация и износ основных средств" в составе обработки "Закрытие месяца". По каждому основному средству применяется способ (счет затрат и аналитика к нему), указанный при принятии основного средства к учету. Изменить способ отражения расходов по амортизации для основного средства можно с помощью документа "Изменение отражения амортизации ОС" (раздел: "ОС и НМА" – "Параметры амортизации").


Разделение расходов на прямые и косвенные организации устанавливают самостоятельно в учетной политике. Данная настройка в программе очень важна: от нее зависит корректное отражения расходов при закрытии месяца и в дальнейшем отражение их в отчетности.

Из статьи вы узнаете:

  • где настраивается распределение косвенных расходов в БУ и НУ;
  • как настроить метод распределения косвенных расходов в 1С 8.3.

Как настроить в 1С 8.3 прямые и косвенные расходы

Прямые и косвенные расходы в БУ и НУ — не одно и тоже. И настраиваются они в 1С в разных местах.

Налоговый учет


В НУ прямые расходы задаются в разделе Главное – Настройки – Налоги и отчеты – вкладка Налог на прибыль — ссылка Перечень прямых расходов . Все расходы в НУ, которые не соответствуют настройкам, указанным по этой ссылке, являются косвенными или внереализационными.

Бухгалтерский учет


В конце месяца прямые расходы могут иметь остаток — НЗП. Косвенные расходы же списываются полностью:

  • счет 25 на 20 (23) согласно правилам распределения;
  • счет 26 на:
    • 20 (23) согласно правилам распределения;
    • 90.08;

    Настройка распределения расходов в БУ на прямые и косвенные в 1С не требуется, т. к. они распределены изначально согласно счетам учета.

    В рамках данной статьи мы подробнее рассмотрим счета, которые подлежат распределению, а именно счета 25 и 26.

    Методы распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов в 1С 8.3

    Как распределить расходы в БУ, настраивается в Учетной политике раздел Главное — Настройки — Учетная политика .


    Распределение затрат возможно, только если используется 20 счет.

    Общехозяйственные расходы могут распределяться:

    • на себестоимость продаж — Дт 90.08 Кт 26;
    • на себестоимость выпуска — Дт 20 (23) Кт 26, при этом сумма распределяется согласно настройкам по ссылке Методы распределения косвенных расходов .

    Общепроизводственные расходы распределяются только на себестоимость выпуска — 20 (23) счет, также согласно настройкам распределения.

    Методы распределения косвенных расходов в 1С 8.3


    • Период — с какого месяца начинает действовать распределение;
    • Организация — наша организация, методы настраиваются для каждой организации по отдельности.

    Что и как распределяем:

    • Счет затрат — счет, для которого действуют задаваемые правила;
    • Статья затрат — статья, затраты по которой будут распределяться согласно правилам;
    • Подразделение — затраты какого подразделения подлежат распределению по задаваемым правилам;
    • База распределения — как нужно распределять вышеуказанные затраты между номенклатурными группами (НГ) и подразделениями согласно рассчитанным коэффициентам для каждой НГ (подразделения).

    Все поля, заполняемые до поля База распределения , могут не заполняться. Тогда все затраты по счетам 25 и 26 будут распределены согласно одной базы распределения. Если для определенного счета или конкретной статьи затрат (подразделения) нужно задать иные правила, заполните их в соответствующих полях.

    Пропорционально чему распределяются затраты (расчетные коэффициенты):

    • Объем выпуска — количество выпуска. Выпуск считается по количеству, указанному в документах:
      • для продукции — Отчет производства за смену;
      • для работ, услуг — Оказание производственных услуг .


      • Материальные затраты — сумма по Дт 20, 23 по статье затрат с Видом расхода — Материальные расходы.


      • Выручка — сумма по Кт 90.01.1 в разрезе НГ. При этом появляется возможность указать Счет прямых затрат и Подразделение затрат , на которые закроются косвенные расходы. Если они не заполнены, происходит распределение между счетами 20 и 23 на те подразделения, по которым ранее отражались косвенные затраты. При этом распределение осуществляется, если есть не только выручка по НГ, но и затраты по ней.
      • Прямые затраты — сумма по Дт 20, 23. Если в НУ по данным счетам отражены косвенные расходы, то такие затраты вычитаются.
      • Отдельные статьи прямых затрат — сумма по Дт 20, 23 по статьям затрат, указанным в поле Список статей затрат .


      • Не распределяется — распределение затрат в БУ осуществляется вручную пользователем документом Операция, введенная вручную до закрытия периода. В НУ распределение идет в зависимости от настройки Перечня прямых расходов . При этом программа не контролирует остаток по счету 25 в БУ, т. е. при закрытии периода не ругается, что сумма по счету 25 полностью не списана.

      Распределения расходов в 1С 8.3 на примере

      • Офис — 84 000 руб. в т. ч. НДС 20%;
      • Производственный цех — 120 000 руб. в т. ч. НДС 20%.

      Для отражения затрат в обоих случаях используется документ Поступление (акт, накладная) вид операции Услуги (акт). Разница только в счетах учета, затраты на аренду офиса отражаются по счету 26, а производственного цеха – 25.



      При закрытии месяца сумма по счетам 25 и 26 распределится согласно настройкам учетной политики.

      Для этого примера базу можно посмотреть в отчете Оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 (23) с отбором по Виду расхода — Материальные расходы.

      Ошибка при закрытии счетов 20, 23, 25, 26

      Если при закрытии месяца расчетные коэффициенты не были определены, программа 1С 8.3 выдаст ошибку.


      Для ее исправления необходимо проверить, насколько корректно настроена база распределения. Затраты не распределятся, если нет расчетных коэффициентов. Подробнее

      Помогла статья?

      Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

      Похожие публикации

        ...У вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую.

      Карточка публикации

      (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)

      Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
      Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
      Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

      Все комментарии (4)

      Все вопросы по 1С Вы можете задавать в разделе МОИ ВОПРОСЫ в ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ здесь:
      Личный кабинет
      .

      Читайте также: