Как расширить стереобазу в adobe audition

Обновлено: 05.07.2024

Знакомимся со средствами преобразования стереополя. Channel Mixer.

В Adobe Audition есть несколько средств, предназначенных для изменения стереополя: преобразования моно в стерео и обратно, расширения стереопанорамы, имитации вращения стереополя вокруг слушателя. К основным средствам подобного назначения относятся:

  • Channel Mixer – микшер сигналов стереоканалов;
  • Pan/Expand – расширение стереопанорамы, панорамирование среднего канала;
  • Stereo Field Rotate – создание эффекта вращения стереополя.

Файл, с которым мы продолжаем работать, создавая проект, монофонический. Поэтому нельзя применять к нему обработки, которые повлияли бы на отсутствующие стереофонические свойства. Однако исходя из сложившейся структуры книги, познакомиться со средствами редактирования стереополя есть смысл именно в данном разделе. В качестве объекта для упражнений вы можете выбрать стереофонический файл EX01_01.WAV.

Channel Mixer – микшер сигналов стереоканалов

Команда подменю Effects › Amplitude › Channel Mixer вызывает диалоговое окно Channel Mixer (рис. 6.12).


Рис. 6.12. Диалоговое окно Channel Mixer

(На рис. установки регуляторов канального микшера для варианта Vocal Cut).

Канальный микшер позволяет смешивать сигналы стереоканалов аудиофайла произвольным образом. Группы New Left Channel и New Right Channel содержат регуляторы пропорций смешивания звуков для новых (получаемых после выполнения операции микширования) левого и правого каналов. Регуляторами L и R устанавливаются уровни звука левого и правого каналов. Регулировка осуществляется в пределах от -100 до 100. Отрицательное значение пропорции означает, что звук будет инвертирован относительно нулевого уровня (сигнал как бы умножается на -1). Флажки Invert позволяют инвертировать любой из результирующих сигналов новых стереоканалов.

Как и большинство других функций программы, канальный микшер предусматривает работу со стандартными схемами настроек. В поле Presets расположен список настроек и кнопки Add и Del, позволяющие добавлять и удалять элементы этою списка. Поясним смысл наиболее интересных настроек.

  • Average и Full Mix – усреднение, взаимное проникновение стереокана лов друг в друга. Эти операции превращают стереофонический звук в монофонический. Сигналы смешиваются в пропорции 50% на 50% или в пропорции 100% на 100%.
  • Both = Left и Both = Right – в оба канала нового аудиофайла поместить сигнал левого/правого канала исходного аудиофайла.
  • Inverted Average – инвертированное усреднение. Стереофонический сигнал превращается в монофонический. Сигналы в левом и правом каналах одинаковы, но противоположны по фазе Разницу между инвертированным усреднением и просто усреднением вы можете ощутить на слух. Возможно, это покажется страшноватым, но при инвертированном усреднении у слушателя создается впечатление, будто источник звука рас положен в его голове.
  • LR to Mid-Side и Mid Side to L-R – сумма сигналов правого и левого каналов помещается в новый левый канал, разность – в новый правый. Смешивание происходит в пропорции 50% на 50% или в пропорции 100% на 100%. Создается впечатление расширения стереобазы со смещением центра в новое положение.
  • No Mixing – канальные сигналы изменений не претерпевают.
  • Pan Center Left и Pan Center Right – смещение центра стереообраза влево/вправо.
  • Swap Channels – поменять местами левый и правый каналы.
  • Vocal Cut – вырезать источник звука, находящийся в середине панорамы (рис. 6.13).
  • Wide Stereo Field – варианты расширения стереопанорамы.

Мы не случайно выделили стандартную схему настройки Vocal Cut. При тех значениях параметров, что представлены на рис. 6.12, Channel Mixer превращается в воровской инструмент. Вырезается источник звука, находящийся в середине панорамы. А что обычно находится в окрестностях этой точки? Голос солиста. Записываете с компакт-диска в Adobe Audition самую любимую композицию (чужую). Обрабатываете ее Channel Mixer со стандартной настройкой Vocal Cut. Звучание музыкальных инструментов и бэк-вокала остается практически неизменным, а голос солирующего вокалиста исчезает. В вашем распоряжении оказывается минусовая фонограмма с прекрасной первозданной аранжировкой. Можете петь под нее сами. Таким способом можно обеспечить себе весьма солидный разноплановый репертуар и выступать с ним.

К счастью, не из всякой фонограммы удастся "начисто" удалить голос вокалиста. Как правило, в тех песнях, которые нам с вами нравятся, все прекрасно: и мелодия, и вокал, и аранжировка, и сведение. А это значит, что голос вокалиста обязательно обработан стереоэффектами (реверберацией, дилэем). Голос рождается не из одной точки стереопанорамы. Он стереофоничен, т. е. распределен по панораме. То, что мы слышим из точки, находящейся чуть левее центра, отличается от того, что исходит из симметрично расположенной точки. Поэтому, чтобы избавиться от голоса, нужно применить более серьезную и тонкую обработку, чем сложение в противофазах правого и левого каналов с последующим инвертированием одного из вновь сформированных канальных сигналов (в этом суть пресета Vocal Cut).

Эффект расширения и преобразования стереобазы

В диалоговом окне Pan/Expand содержатся два координатных поля. В поле

Center Channel Pan отображается интерактивный график изменения во времени па-

норамирования центрального канала акустического ноля. Здесь по оси л: отложено

время, соответствующее длительности волновой формы или выделенного фрагмента,

а по оси у — значение (в процентах) панорамирования центрального канала. Цен-

тральный канал можно позиционировать в диапазоне от -100% (слева) до 100%

(справа) в акустическом поле.

Щелкая мышью на кривой, можно создавать узловые точки. Поместите указатель

мыши на узел, и он изменит вид. Захватив точку, можно перетаскивать ее по графи-

ку, формируя таким образом зависимость изменения во времени положения цен-

трального, канала на стереопанораме. Панорамирование центрального канала позво-

ляет повысить реалистичность звучания аудиозаписи.

Точное значение координат положения узловой точки на графике выводится в

информационное поле, расположенное под координатным нолем. Для ввода точного

значения времени и позиции центрального канала щелкните правой кнопкой мыши

на точке— и откроется диалоговое окно Edit Point, аналогичное изображенному на

рис. 7.6. Для удаления узловой точки просто перетащите ее за пределы координатно-

го поля. Для удаления всех узлов графика щелкните на кнопке Reset.

В координатном поле Stereo Expand по оси Х откладывается время, соответст-

вующее длительности волновой формы или выделенного фрагмента, а по оси у —

значение (в процентах) изменения ширины стереобазы во времени. Значения, пре-

вышающие 100%, соответствуют расширению стереобазы и углублению стереопа-

норамы. Значение 0% преобразует стереофонический сигнал в монофонический. Из-

меняя ширину стереобазы, можно создать эффект постепенного преобразования мо-

нофонического сигнала в сигнал с очень широкой стереопанорамой

Флажки Spline Curves включают режим аппроксимации графиков с целью сгла-

живания угловатых кривых графиков. Вместо прямых линий между узлами графика

формируются кривые по методу наилучшего приближения.

В списке Presets предлагается несколько вариантов предварительной установки

■ Center On The Left (Wide). Смещение центрального канала влево с одно-

временным расширением стереобазы на 150%.

■ Center On The Right. Смещение центрального канала вправо. Ширина сте-

реобазы не меняется.

■ Mastering Width. Расширение стереобазы выделенного участка волновой

формы на 150%. Положение центрального канала не изменяется.

■ MaxExpansion. Максимальное (300%) расширение стереобазы выделенно-

го участка волновой формы. Положение центрального канала не изменяет-

■ Mono/Expanding Effect. Имитация стереофонического звучания исходного

монофонического аудиофайла. Ширина стереобазы периодически изменя-

ется относительно значения, немного большего, чем 100%.

■ Pan Left to Right. Панорамирование слева направо. Центральный канал по-

степенно перемещается из крайней слева точки панорамы в крайнюю спра-

Эффект вращения стереополя

По оси Х координатного поля откладывается время, а по оси У— значение (в гра-

дусах) угла поворота стереополя относительно центра правого и левого стереокана-

лов, отмеченного пулевым значением. Верхняя половина соответствует перемеще-

нию стереоканала влево, нижняя — вправо.

Для изменения параметров эффекта на кривой графика с помощью мыши рас-

ставляются узловые точки. Затем, захватив отдельную точку, ее можно перетаскивать

по графику, формируя таким образом требуемую зависимость изменения положения

стереополя во времени. Для перемещения источника влево или вправо прямая долж-

на располагаться выше или ниже нулевой точки отсчета на оси у. Точное значение

координат положения узловой точки на графике выводится в информационное иоле,

расположенное ниже координатного поля.

Для удаления узловой точки просто перетащите ее за пределы координатного поля.

Для удаления всех точек с. графика щелкните па кнопке Reset — и график пре-

вратится в прямую с нулевым углом поворота источника звука.

В диалоговом окне Stereo Field Rotate имеются следующие флажки.

■ Invert Left/Right. Если этот флажок установлен, левая и правая половины

стереопанорамы поменяются местами.

■ Spline Curves. Если этот флажок установлен, выполняется аппроксимация

графика с целью сглаживания кривой.

■ Loop Graph. Если этот флажок сброшен, то пределы изменения времени

совпадают с протяженностью выделенного фрагмента волновой формы. Ес-

ли данный флажок установлен, отображается раскрывающийся список, в

котором можно выбрать одно из значений, рассмотренных ниже. Это по-

зволяет организовать циклическое повторение на протяжении всей волно-

вой формы того перемещения стереополя, которое задано для ее отдельного

§ Period (sec). Этот параметр определяет длительность периода циклов пе-

ремещения стереополя (в секундах). Программа автоматически помещает в

это поле длительность периода цикла, но при необходимости значение па-

раметра можно переопределить вручную.

§ Frequency (Hz). Частота циклических колебаний стереополя.

§ Tempo (bmp). Величина синхронизации ритма композиции с темпом.

§ Total Cycles. Количество циклов перемещения стереополя в рассматривае-

мом фрагменте при использовании заданного графика и опций изменения

параметров. В соответствующее поле можно также ввести значение количе-

Все параметры — период, частота, темп и количество циклов перемещения поля

— тесно взаимосвязаны. При изменении одного из них автоматически пересчитыва-

ются остальные. Вместе с тем по горизонтальной оси графика в любом случае откла-

дывается время и его максимальное значение соответствует текущему периоду цик-

Последовательность перемещения стереополя можно отслеживать по графику

Phase Analyses (см. главу № 3).

вающемся списке Range от 45 до 360°.

■ Перемещение стереополя в пределах углов 45 и 90° предполагает переме-

щение источников в пределах стереобазы.

■ Выбор угла 180° вызывает такое перемещение источника, которое может

создать иллюзию расширения стереобазы.

■ Изменение графика от 0 до 360° или от 0 до -360° реализует эффект враще-

В списке Presets содержится несколько вариантов применения эффекта.

■ 180-degree Slow Turn. Медленное вращение стереополя в пределах 180°.

■ 360-degree Rotation. Круговое вращение стереополя.

■ Pan Left to Right и Pan Right to Left. Панорамирование стереополя слева

направо и справа налево.

■ Slow 360. Круговое вращение стереополя по сложной траектории.

В процессе аудиофайла с помощью эффекта Stereo Field Rotate в аудио-

сигнале могут возникнуть нелинейные искажения. Это приводит к необ-

ходимости средства нормализации амплитуды.

Задержка звуковых сигналов

Применение программной задержки

Задержка (Delay) — одна из базовых технологий стереозаписи. При аудиоредак-

тировании задержка применяется для монтажа в стереозапись звуков отдельных мо-

нофонических музыкальных инструментов (или речи), записанных с помощью од-

ного микрофона. Она также необходима для получения эффекта однократного по-

вторения каких-либо звуков.

Задержка, или задержанный звук, — один из наиболее известных способов воз-

действия на звук, который служит основой технологии создания стереозаписей. В

той или иной форме она используется во многих технических устройствах и про-

граммных модулях — ревербераторах, линиях задержки, фленджерах, файзерах и т.д.

В простых устройствах обычно содержится одна программная линия задержки и на

выходе получается только одна копия сигнала.

Простая задержка отличается от эффекта эха (echo). Для получения эха приме-

няется более сложная обработка сигнала. В этом случае задержанные копии исход-

ного сигнала дополнительно обрабатываются, в результате чего изменяется их час-

тотный спектр. Изменение частотного спектра звукового сигнала необходимо для

достижения высокой достоверности эффекта, как это происходит в реальности из-за

особенностей поглощения звука окружающей средой, воздухом и дополнительным

отражением от различных поверхностей. Поэтому в реальном, природном эхе спек-

тры отраженного и исходного звуков отличаются. Задержка же предназначена только

для того, чтобы задерживать звук, не изменяя его.

Имитация звучания старых инструментов

В группе Loop Graph содержатся следующие параметры.

■ Loop Graph. Если этот флажок сброшен, графики описывают изменение за-

держки и коэффициента обратной связи на всем протяжении выделенной

области волновой формы. Если этот флажок установлен, то графики имеют

отношение к единственному циклу. В этом случае в соответствующие поля

вводятся значения следующих параметров, жестко связанных друг с дру-

■ Frequency. Частота повторения циклов.

■ Period. Период повторения циклов.

■ Total Cycles. Общее число циклов в выделенной области волновой формы.

Независимо можно ввести значение только для одного из этих трех па-

раметров, величины остальных параметров рассчитываются програм-

мой автоматически.

■ Stereo Curve Delay. Это поле предназначено для установки величины сдви-

га фазы звука (в миллисекундах) между правым и левым стереоканалами.

Положительное число соответствует запаздыванию правого канала, а отри-

цательное — левого канала.

В группе Presets содержится список предустановок для различных видов дина-

Можно много и умно сказать по этому поводу и оставить вас в недоумении, а можно объяснить по простому. Битрейт - это степень сжатости аудиофайла. Представьте, что вам нужно просунуть что-то, например листок бумаги через некое отверстие. Чтобы это сделать, нужно сложить листок в несколько раз и только после этого у вас получится задуманное. Вот что такое битрейт. Он характеризует как плотность упаковки информации, так и её качество.

Например, несжатый формат аудио - это Wav с битрейтом 1411 kbps при частоте семплирования 44100 кГц и разрядности 16 бит.

Сжатый - это mp3 файл. Между прочим этот формат и был изобретен для передачи аудиофайлов через Интернет, когда его пропускная способность была невысокой. Поэтому нужно было сжимать файл.

Самый качественный файл мр3 - это файл с битрейтом 320 kbps (опять же 44100-16 бит). А далее идет качество на убыль вплоть до 32 kbps.

На качество звука играет также частота дискретизации и битность или разрядность. Это ещё один заумный параметр, который не физикам сложно понять. Но попробую объяснить так, как я это понимаю, да простят меня технари.

Частота дискретизации связана с замером аналогового сигнала, то есть она показывает, как часто АПЦ вашей звуковой карты сделает замер сигнала, то есть с какой частотой он будет аналог преобразовывать в цифру. Следовательно, чем больше частота дискретизации, тем качественней цифровой сигнал.

Разрядность можно представить в виде точек. Например, синусоиду обычного аналогового сигнала лучше представить большим количеством точек. Например, 8 бит - это восемь точек, соответственно 16 и 24 бита - это 16 и 24 точки. Конечно, 24 точки более точно передадут картинку сигнала, чем 8. Погрешностей меньше. Но эта иллюстрация условна, для наглядности. Я сам толком не могу до конца понять, как это все объяснить. Знаю, что разрядность и частота дискретизации - это характеристики оцифрованного звука. А вот битрейт - это степень сжатости. А в общем и в целом все эти параметры отвечают за качество оцифрованного звука.

Где же мы имеем дело с этими параметрами в Adobe Audition?
Для того, чтобы изменить частоту дискретизации и разрядность используем клавишу F11 в редакторе Edit. Загружаете в программу аудиофайл и после нажатия клавиши F11 увидите вот такое окно, в котором можете изменить Samle Rate и bit.


Следует добавить, что программа может вам показать преобразование в космические значения sample Rate и bit, но реально звук будет преобразовываться в зависимости от того, поддерживает ли ваша звуковая карта высокую частоту дискретизации и разрядность.

Хотите знать больше, получите весь курс по работе в Adobe Audition!

Зачем нужно расширять стереобазу ? Использование стереоэффектов оживляет композицию и делает её звучание более интересным и атмосферным.

Чем чревата слишком широкая стереобаза ? Она чревата фазовыми искажениями, которые могут возникнуть при конвертировании в моно. Также несбалансированное панорамирование и обилие стереоэффектов может ухудшить звучание композиции. После появления стерео формата многие артисты панорамировали отдельные инструменты строго в один из каналов. Может быть тогда это воспринималось в диковинку, но сейчас эти записи слушать очень трудно. Нужно учитывать то что, согласно психоакустике, мы гораздо менее восприимчивы к расположению по панораме низкочастотных источников, чем высокочастотных. Из этого следует то что бас бочку и бас желательно панормарировать всегда строго по центру.

014

Которое, по моему мнению, не уступает по качеству записи:

В любом случае стерео записи с высокой частотой дискретизации звучат гораздо лучше моно записей с низкой частотой дискретизации. Используйте стерео записи для создания атмосферы композиции.

024

После этих действий измените значения эквалайзеров, так чтобы один эквалайзер слегка подавлял те частоты, которые незначительно подняты в другом эквалайзере.

034

Давайте прослушаем аудио примеры.

044

До обработки эксайтером:

после обработки эксайтером:

Эффекты модуляции также пригодны для расширения стереобазы, однако при работе с ними важно не злоупотреблять.

053

До обработки хорусом:

После обработки хорусом:

Также, некоторые инструменты могут быть успешно обработаны стерео унисоном, например плагином Korg Polysix

064

Если Хорусы используют незначительные задержки входящего звука для его обогащения, то стерео дилей и техника семплирования используют более длительные промежутки времени повторения входящего сигнала, в результате чего он воспринимается как новый. Используйте стерео дилей и семплирование по панораме для того чтобы сделать композицию более живой и атмосферной. Следует заметить то что этот метод пригоден только для создания музыки, а не для обработки записей с целью улучшения их звучания.

Читайте также: