Как сортировать по группам в 1с

Обновлено: 07.07.2024

У ДанныеФормыКоллекция для сортировки есть специальный метод Сортировать ( ) . Он доступен на клиенте и, хоть и делает вызов сервера, но, по понятным причинам, срабатывает крайне быстро.

А вот ДанныеФормыДерево платформа обделила такой возможностью. Вместо этого программисты обычно переходят «на сервер», преобразуют ДанныеФормыДерево в полноценное ДеревоЗначений, сортируют и преобразуют обратно.

А ведь существуют ситуации, когда перебрасывать данные всей формы «на сервер» значительно затратнее, чем, оставаясь «на клиенте», отсортировать десяток строчек.

Для реализации Менеджер открытых форм опробовал разные алгоритмы сортировки ДанныеФормыДерево, доступные на клиенте. В результате, остановился на этом, что помогло ускорить открытие формы обработки в 2,5 раза.

Выкладываю процедуру. Она поможет в тех случаях, когда вам явно по одной колонке отсортировать коллекцию. Если будет ясно, что метод нуждается в расширении возможностей, то процедура со временем доработается и статья обновится.

P.S.: Есть альтернативные варианты процедуры? Выкладывайте в комментариях. Если наберётся достаточное количество интересных методов, то после можем провести нагрузочное тестирование, выложить результаты сравнения и выбрать процедуру-победитель.

Специальные предложения

Electronic Software Distribution

Интеграция 1С с системой Меркурий

Алкогольная декларация

Готовые переносы данных

54-ФЗ

Управление проектом на Инфостарте

Траектория обучения 1С-разработчика

ДанныеФормыДерево вообще обделили, и поиск тоже хочется.. На каком количестве элементов проверялась сортировка? 1С при этом не формирует неявных серверных вызовов?

(3) боялись серверных вызовов, ибо используется метод Сдвинуть(), но не обнаружили ни по счётчику вызовов, ни по замеру производительности.

Этой скорости нам достаточно для реализации механизма, где не будет больших объемов строк. Если же дерево более большое, то тут есть много факторов. Скорость клиентской машины, объём других данных на форме (помимо дерева) и так далее.

+ заметили в некоторых ситуациях такую вещь, что перепрыгивание на сервер иногда занимает совершенно неразумное время. Доходило до абсурдного, что для редактирования таблицы данных на сервере, приходилось использовать бесконтекстный вызов сервера, а передавать туда массив со структурами, обрабатывать там в ТЗ, корректировать,обратно превращать в массив со структурами, возвращать как результат функции, а далее уже на клиенте содержимое помещать в таблицу формы. Костыль редкостный, но увеличивал скорость работы в несколько раз.

Попробуем проанализировать ситуацию, если что-то интересное - будет статья.

Войдите как ученик, чтобы получить доступ к материалам школы

Язык запросов 1С 8.3 для начинающих программистов: упорядочивание

Автор уроков и преподаватель школы: Владимир Милькин

Упорядочивание в запросах

Давайте напишем запрос, который получает из таблицы Справочник.Еда код и название еды:

Как всегда, выполните этот запрос у себя на компьютере.

С большой долей вероятности у вас получится следующий результат:

01

Возможно вы удивитесь, но при таком написании запроса никто не гарантирует нам именно такого порядка выдачи записей в таблице. В случае использования клиент-серверного режима работы на различных СУБД результат мог бы быть и такой:

01_1

01_2

И . ну в общем вы поняли, что если мы не указываем порядок сортировки (упорядочивания) результата запроса, то этот самый порядок может быть абсолютно любым.

Секция УПОРЯДОЧИТЬ ПО

Поля по которым требуется упорядочить запрос перечисляются в секции УПОРЯДОЧИТЬ ПО через запятую:

05

Следом за именем поля упорядочивания может идти одно из двух ключевых слов:

  • ВОЗР- упорядочивание по возрастанию.
  • УБЫВ - упорядочивание по убыванию.

Если не указывать ни одно из этих слов, считается, что сортировка идёт по возрастанию.

Вооружившись знаниями, давайте упорядочим результат нашего запроса по убыванию поля Код:

06

По возрастанию поля Наименование (алфавитный порядок):

07

А теперь упорядочим следующую таблицу

так, чтобы сначала шла сортировка по полю Вкус по возрастанию, а затем (среди строчек с одинаковым значением поля Вкус) шла сортировка по полю Цвет по убыванию:

Отдельно обращаю ваше внимание на то, что мы указали сортировку не по самим полям Вкус и Цвет, а по их строковому реквизиту Наименование. Вы читаете ознакомительную версию урока, полноценные уроки находятся здесь.

Это связано с тем, что сортировка возможна лишь по полям имеющим один из типов: Строка, Число, Дата.

А поля Вкус и Цвет являются ссылками на элементы справочников Вкус и Цвет, сортировать по которым не имеет смысла (в этом случае сортировка будет вестись по внутреннему идентификатору ссылки). Зато можно сделать сортировку по одному из реквизитов этих элементов. Наиболее подходящим в нашем случае будет строковый реквизит Наименование.

Возможность автоупорядочивания

Ключевое слово АВТОУПОРЯДОЧИВАНИЕ позволяет включить режим автоматического формирования полей для упорядочивания результатов запроса.

Мы сейчас познакомимся с этой возможностью подробно, но сразу хочется оговориться, что фирма "1С" в своих методических рекомендациях не советует использовать её без необходимости (о причинах этого мы поговорим ниже).

Прежде всего, ключевое слово АВТОУПОРЯДОЧИВАНИЕ может быть расположено в запросе сразу за или вместо секции УПОРЯДОЧИТЬ ПО:

Автоупорядочивание работает по следующим принципам:

Тогда ссылка на каждую таблицу в этой секции будут заменена полями, по которым по умолчанию сортируется эта таблица.

Для таблиц справочников полями сортировки по умолчанию являются код и наименование, выбор из которых осуществляется в соответствии с настройками справочника в конфигураторе:

Для таблиц документов полем сортировки по умолчанию является дата документа.

Так как поле сортировки ЛюбимыйЦвет имеет тип Справочник.Цвета, в настройках которого основным представлением выбрано поле Наименование, то этот запрос эквивалентен:

  • отсутствует секция УПОРЯДОЧИТЬ ПО
  • но есть секция ИТОГИ ПО (её мы будем проходить позже)

В этом случае результат запроса будет упорядочен по полям итогов (в той же последовательности).

Если среди этих полей есть ссылки на таблицы, то они также будут заменены полями, по которым сортируются эти таблицы по умолчанию.

  • отсутствует секция УПОРЯДОЧИТЬ ПО
  • отсутствует секция ИТОГИ ПО
  • но есть секция СГРУППИРОВАТЬ ПО (группировку мы проходили здесь)

В этом случае результат запроса будет упорядочен по полям группировки (в той же последовательности).

Если среди этих полей есть ссылки на таблицы, то они также будут заменены полями, по которым сортируются эти таблицы по умолчанию.

Так как поле группировки Город имеет тип Справочник.Города, в настройках которого основным представлением выбрано поле Наименование, то этот запрос эквивалентен:

Наконец, если в запросе:

  • отсутствует секция УПОРЯДОЧИТЬ ПО
  • отсутствует секция ИТОГИ ПО
  • отсутствует секция СГРУППИРОВАТЬ ПО

В этом случае результат запроса будет упорядочен по полям сортировки по умолчанию для таблиц, из которых выбираются данные, в порядке их появления в запросе.

Так как данные выбираются из справочника Еда, в настройках которого основным представлением выбрано поле Наименование, то этот запрос будет эквивалентен:

Почему использование автоупорядочивания нежелательно

  • для универсальных запросов, когда разработчик не может предвидеть из каких таблиц будут запрашиваться данные
  • для случаев, когда получаемый порядок записей не важен, но при этом он должен быть одинаковым в независимости от применяемой СУБД

Во всех остальных случаях использовать возможность автоупорядочивания нежелательно, так как поля, которые являются полями сортировки сегодня, могут перестать быть такими завтра.

Например, сегодня мы можем написать код, чувствительный к тому, чтобы результаты запроса из справочника Еда были отсортированы по полю Наименование.

А завтра фирма "1С" (или другой разработчик) изменят настройки базы в конфигураторе так, что полем сортировки по умолчанию для справочника Еда станет, к примеру, поле Код. И, если мы использовали автоупорядочивание в запросе, то наш отчет сломается, ведь порядок сортировки уже будет другим. Вы читаете ознакомительную версию урока, полноценные уроки находятся здесь.

Поэтому всегда старайтесь указывать конкретные поля и конкретный порядок сортировки по ним в секции УПОРЯДОЧИТЬ ПО, такой запрос уже не сломать просто так:

Значительная часть информации, связанной с учетом или ведением бухгалтерии, хранится в виде списков. Эта традиция заведена уже очень давно и табличная информация воспринимается уже как нечто само собой понятное. Списки могут быть разными и представлены могут быть различными способами.


Программные продукты от 1С предлагают свою версию реализации списков. Это стандартный механизм для всех продуктов от 1С. Очень полезно научиться работать со списками в этой среде. Знания будут полезны как бухгалтерам, так и абсолютно всем, кто так или иначе, вынужден работать в программах от 1С.

Начнем по порядку.

1. Дату можно не вбивать полностью


Можно не вбивать текущую дату каждый раз. Просто введите сегоднящнее число в соответствующее поле и нажмите Enter. Программа сама допишет отсутствующую информацию. Это не ахти насколько важные знания, но если вы работаете с большим потоком документов, то этот лайфхак значительно ускорит обработку данных. Ведь каждый раз тратятся драгоценные секунды.

2. Функция "вывести список" - начальная сортировка


Нажимаем кнопку "Ещё" и находим опцию "Вывести список". Нажимаем на этот пункт и перед нами открывается панель настройки. Эта панель позволяет галочками указать, какие данные нужно сохранить в результирующем списке, который мы, например, хотим вывести на печать.

После такой сортировки, на выходе мы получим таблицу со всеми выбранными данными. Эту таблицу можно распечатать или использовать любым способом.

3. Быстрый отбор


Если нам нужно получить данные по какому-то контрагенту, то можно использовать простой способ сортировки. Достаточно кликнуть правой кнопкой по наименованию партнера или контрагента и выбрать опцию "Найти". В результате, система предложит вам сводную таблицу со всеми данными, отвечающими поставленному запросу. Это называется быстрый отбор. Очень полезная на практике функция. Кстати говоря. результат отбора будет висеть над всей таблицей как закладка. Его можно закрыть крестиком.

4. Сортировка данных

Ещё одна очень полезная функция - это сортировка данных внутри сводной таблицы. На самом деле штука довольно стандартная, но пользу. безусловно, имеет.


Обратите внимание, что колонки имеют шапки с названиями, которые можно кликать. Кликайте по нужному столбцу и произойдет сортировка в установленном порядке. Это очень удобно, когда нужно выполнить сортировку по одному из параметров.

5. Изменить форму

Если перейти во вкладку "ещё", то там вы увидите закладку изменить форму. Появляется форма настройки.


Тут можно поубирать галочками лишние пункты или добавить что-то новое. Благодаря этому можно сделать список более компактным. Здесь же можно изменить стиль и форму отображения объектов.


У некоторых пунктов возможно расширить набор полей. используя справочник. Там, где это возможно. появляется зеленый плюсик рядом с надписью добавить поле в конструкторе формы. Там есть много интересных и полезных полей. Например, можно вытащить поле ИНН и т.п.


Здесь же можно сформировать удобный быстрый отбор. Просто кликните по вкладке, как показано на рисунке. а в появившемся наборном поле введите нужного контрагента (или любую другую информацию, соответствующую выбранному полю). Впоследствии, программа выведет подборку, аналогичную быстрому подбору.

6. Подборка документов по признаку

С помощью опции настройка списков можно не только сформировать удобную для прочтения форму или упорядочить данные, но и сделать выборку по признаку. Например, вывести все документы, которые нужно подписывать. Очень полезная функция. которая значительно сократит рутинную обработку стандартных документов.


Настроить эту функцию очень просто. Переходите во вкладку "ещё", выбирайте настройку списков. Тут выбираем вкладку отбор, как показано на картинке выше и в итоге получаем отсортированные данные, где подобраны все неподписанные документы.

7. Группировка


Данные можно не только сортировать, но и группировать. Иногда группировка внутри списка бывает очень и очень полезной. поскольку позволяет работать сразу с несколькими важными параметрами. Для того, чтобы выполнить группировку, нужно в уже знакомой нам вкладке "ещё", выбрать соответствующий раздел.

После выполнения группировки все данные будут отсортированы по группам. Можно сделать, например. группировку по контрагенту, как указано на рисунке выше. Это позволит нам выполнить удобную подборку всех данных, которые будут объединены в сводный перечень данных. Так можно в одном раскрывающемся списке увидеть и долги, и неподписанные документы, и другое.

8. Изменить форму внутри документа


Менять можно не только общий список, но и конкретный документ. Перейдем в уже известный нам раздел, там выберем "изменение формы".

Настройка формы позволяет открыть или спрятать ненужные нам пункты. Обратите внимание, что мы работаем не просто со списком, а с папками. Пункты будущего списка можно перемещать из папки в папку, а затем выводить в нужном поле.

Читайте также: