Как убрать вздохи в adobe audition

Обновлено: 06.07.2024

Как обрабатывать дикторский голос? Это был один из самых частых вопросов в комментариях в уходящем 2019 году.

Конечно, в наше время уже нет таких строгих требований к дикторской речи, какие были ещё буквально несколько десятилетий назад. Сегодня правило фактически одно: качественную запись слушают охотнее. В этом видео мы расскажем вам про 9 составляющих успеха для диктора. В том числе рассмотрим: обязательный контроль над голосом (выразительность, интонация), дефекты речи и можно ли их убрать программным образом, звукопоглощение и звукоизоляция, расстояние от микрофона, использование поп-фильтра, эквализация, компрессия, сатурация или насыщение звука, добавление эффектов хоруса и ревера, а также каким должен быть итоговый уровень громкости.

Итак, что нужно для того, чтобы мы с вами звучали плотно сочно и эффектно, чтобы не было ни громко, ни тихо, и чтобы наша речь по качеству ничем не уступала радийным ведущим?

Контроль над речью

Нет таких примочек. Поэтому или превращаем свой дефект в фишку, как можно слышать это на некоторых радиостанциях, типа Comedy Radio, или стараемся работать максимально пряча свои дефекты. Ну либо обращаемся к логопедам, преподавателем по технике речи и так далее. Кстати, можем пригласить таковых профи в нашу студию, которые разбираются в физиологии этих процессов намного больше нас, и попробуем разобрать эти нюансы и рассмотреть методы борьбы с ними.

Подготовка к записи

В этом пункте обращаем самое серьёзное внимание на комнату. Она должна иметь звукопоглощение или звукоизоляцию. А также на правильное расстояние до микрофона, и его положение. И собственно, на уровень громкости.

Использование поп-фильтра

Чистка записанного материала

Убираем все ненужные шумы, которые могут быть слышны в паузах. Можем это делать как вручную, так и с использованием различных нойз-гейтов.

Последний случай будет особенно приемлем, когда наша речь будет идти под какую-нибудь фоновую музыку, поскольку без неё работа гейта будет скорее всего слышна и это может несколько испортить картину.

Ну и здесь же сразу избавляемся от шипящих и свистящих, если они нам будут мешать. Обычно это делается деэссером.

А также в этом пункте можем вручную подравнять всю нашу динамику. Прибираем какие-то громкие фрагменты, тихие поднимаем.

Эквализация

Это пункт сугубо индивидуальный. У каждого голоса есть свои тембральные особенности, и соответственно, преобладание или наоборот нехватка каких-либо частот.
Но как правило, любому голосу всё, что ниже 60 герц не надо, поэтому смело их отрезаем, хотя в некоторых случаях границы среза может доходить и до 160 герц. И помимо характера голоса надо ещё учитывать и реакцию вашего микрофона, который в большинстве случаев кардиоидный, и эффект близости там будет присутствовать.

Напомню, что это тот случай, когда выразительность достигается путём близкого расположения микрофона и минимального уровня громкости. И однонаправленные микрофоны обязательно дадут порцию низкочастотных призвуков.

Идём дальше и пытаемся вычислить неприятное бубнение, которое может засесть в диапазоне от 150 до 300 герц. Если обнаружили, аккуратно прибираем.

Компрессия

Атака 0-10, релиз 5-50, ratio 2 к 20. Ну а что касается самих приборов, я имею ввиду виртуальные, то их сейчас огромное количество и лучшим наверное будет тот, к которому вы
привыкли или в котором вам максимально удобно работать.

Сатурация

Главное, чтобы этим прибором мы действительно добились нужного нам эффекта.

Эффекты хорус и ревер

Эти прелести также могут создать дополнительный кайф звучанию вашего голоса, но это исключительно по вашему желанию, и в случае, если по-прежнему нужного объема вы никак не сумели добиться, или вообще хотите придать звуку так называемую радиальность.

Работайте с этими эффектами очень ювелирно, ведь если перестараетесь, это будет некая каша из голоса и кучи примочек.

Конечный уровень

Это финальная стадия обработки, на которой мы выставляем окончательный уровень громкости нашей голосовой дорожки.

Здесь нам помогут любые устройства, имеющее в себе усилитель и лимитер. Это всевозможные ультрамаксимайзеры, нормализаторы, и так далее. И делается всё для того, чтобы среди прочих выступлений спикеров или каких-то рекламных роликов мы со своим прочтением не потерялись. Какого же финального уровня надо придерживаться?

Вопрос на самом деле очень непростой. На него не всегда могут ответить даже те люди, которые работают на ТВ или радио, и выдают нам технические требования.

Вот вам для смеха одно из них, присланное с одного из наших федеральных каналов.

Частота дискретизации 48 тысяч герц, глубина дискретизации 24 бит. Нормально?

И кстати, больше ни слова.

А вот ещё одно требование от авторитетного российского телеканала, где вроде бы всё по уму и красиво, но со слов тех же коллег по цеху ни одно рекламное агентство такие цифры не принимает, мол это очень тихо. Вот и думай, что хочешь. Одним словом, если ориентироваться на опыт многих, кто занимается дикторской начиткой, всё делается в основном на слух с подглядыванием на измерительную шкалу.

Кошерный и некошерный копирайтинг

Вздохи не портят общую картину нашего скринкаста, но иногда глубокий вздох, нет-нет да и свиснет, резанет, так сказать, по ушам.

И приходится это делать вручную.

Как убрать вздохи.

Делается это очень просто.

Если вы читаете на блоге первую статью, то вам необходимо ознакомиться с предыдущими, которые вам наверняка пригодятся, и в которых подробно рассказано как загрузить программу

Статьи по обработке звука:

Вздох на звуковой диаграмме

Пред нами аудиозапись, требующая приглушить вздохи. На диаграмме стрелками показаны явно выраженные вздохи.

Примечание: Если Диаграмма на рабочем столе слишком сжата или растянута, привести её в удобное рабочее состояние можно прокручивая скролом мыши или просто на линейке прокрутки самой аудиозаписи захватить край бегунка и зажав левой кнопкой мыши, растянуть или сжать.

Выделяем область вздоха

Далее выделяем этот спектр вздоха, зажав левой кнопкой мыши прямо на Диаграмме (если сомневаетесь вздох это или нет, прослушайте его).

Затем наводите курсор на звуковое значение громкости (оно должно быть +0 dB) и опять же захватив левой кнопкой, тащите влево, при этом наблюдая на уменьшающуюся диаграмму в выделенной области звукового спектра диаграммы.

Вот так нужно убрать вздохи

Сведите на минимальный уровень звука ваш вздох, прослушайте и переходите на другой.

Следующий вздох так же выделяйте и…. Очень важный нюанс – жмите клавишу F3.

F2 в Adobe Audition повторяет последнюю операцию редактирования. Это очень удобно, советую пользоваться.
Двойное нажатие будет производить уменьшение еще раз на это же значение.

Вот такое простое решение проблемы Как убрать вздохи из аудиозаписи.

Это конечно не редко нудное занятие, убирать вздохи. Бывает их ярко выраженных много, но увы, если хотите идеального скринкаста, трудитесь и наслаждайтесь результатом.

Задачи бывают разные, поэтому и вырезаю и мутирую и расставляю, и леплю слова встык, если хрон аццки мал))))
Но как было сказано выше - мутирование увеличивает паузу на слух, ее все равно приходится подрезать примерно вдвое по длительности, это диктует темпоритм, или даже меньше - две трети, если важен хронометраж. Так что лучше комбинировать. И кстати, многие телеканалы в программах допускаю дыхалку. То есть прибираем лишь вздох в начале предложения, остальное (так называемые вздохи-связки) оставляем.

По границам мьютирования могут появится щелчки. Придется еще делать мини фейд-аут / фейд-ин, что не всегда прокатывает, если речь динамичная. Откуда это они у Вас там появляются? Надо настроить программу, у меня было такое в Sound Forge, но помогли разобраться. Речь идет о "привязке к нулю", если я правильно вспомнил этот термин.

Andruha

Well-Known Member
подниму тему,
может что то новое появилось для (от) вдохов, желательно фри и отдельный плагин (не "комбайн")
нужен для ТВ, Эдиус вроде vst принимает
у пацанов реально нет времени вырезать(и умения))), т.е поставить-настроить и "вперед".
Well-Known Member
А прикиньте сколько лет люди слушали дикторов,записанных на магнитную ленту(тип 6 ! По теме -мьютирование или гэйтирование изменяет шумы записи и эмбиенс. Если делать по взрослому, нужно это всё компенсировать. На "Мелодии" я подготовил специальную сессию для дикторов. Oxford Dinamics убирал дыхание, вздохи и прочие шумы, шевеления бумаги, одежды, стульев. затем из фрагмента чистой тишины делался с помощью match EQ и генератора шума принт паузы,и добавлялся на место вздоха вместе с эмбиенсом подобранным с помощью подходящего "рума". Производительность увеличилась в несколько раз.

Alex_HS

Super Moderator
А прикиньте сколько лет люди слушали дикторов,записанных на магнитную ленту(тип 6 Лента сама по себе слюни хорошо "сглаживала". А в цифре они прорезают через всё, даже если отдельно их очень тихо слышно.

akaabd

Well-Known Member
Сильно от расстояния к микрофону зависит,чуть отвлечёшся от окна кабины так и норовят некоторые чуть ли не целовать микрофон,я больше о записи вокала,как у дикторов не знаю.

Andruha

Well-Known Member
кривыми руками петличку вешают куда попало и диктор дышит как в спортзале, повлиять на ситуацию не могу)))
Well-Known Member

Да ладно ! Не знаю такого типа ленты !
А у нас практически все типы от Шостка тип 1/2/6 до Басфа и Агфы последних.
И слюни приходилось вырезать, а щелчки заклеивать:-(((
Где вы были раньше?

А в цифре они прорезают через всё, даже если отдельно их очень тихо слышно. А знаете почему ? Потому что контента основной информации недостаточно, вот ухо и отвлекается на всякое инородное. Это как на лекции сидишь, неинтересно. начинаешь девушек разглядывать

Durasevich

Active Member
@Alex_HS, я, кстати, в какой-то западной видеошколе видел, как чувак все вздохи на отдельный трек вытаскивает и отдельно их обрабатывает

DJ_Eddy

На холостом ходу.

- Возврат на точку старта после остановки ("Menu -> File -> Preferences. -> Transport -> /*/ Return to Start Position on Stop") некоторые не любят так работать, зависит от привычек;
- Перенос точки старта на любое место при клике по свободному пространству редактора ("Menu -> File -> Preferences. -> Transport -> /*/ Locate when Clicked in Empty Space") - тоже дело привычки;
- Управление уровнем громкости и фейдами событий с помощью колеса мыши ("Menu -> File -> Preferences. -> Editing -> Audio -> /*/ Use mouse Wheel for Event Volume ahd Fades") - очень удобная штука;
- Вывод по правому щелчку мыши по событию расширенного меню ("Menu -> File -> Preferences. -> Editing -> Tools -> / / Popup Toolbox on right Click") - удобно и быстро;
- Активация функции прилипания событий на границах по переходу волновой формы через ноль ("Menu -> File -> Preferences. -> Editing -> Audio -> /*/ Snap to Zero Crossing"), это поможет избавится от возможных щелчков на стыке клипов.

Теперь расскажу, какие обработки включаю на разрывы каналов:

1. Обычно я включаю в тракт (канал голоса) эквалайзер-фильтр для вырезания инфранизких частот, и для ослабления всего, что лежит ниже базовой частоты голоса, также для частичного убирания верхних частот (выше 12-16 кГц). В человеческом голосе ниже 80 и выше 12 кГц почти нет информации, но зато в микрофонный тракт попадает много помех, которые не слышны, но на них могут реагировать детекторные цепи динамических обработок. Я как правило использую DMGAudio EQuick, или любой аналогичный, вы можете использовать то, что вам ближе по параметрам и звучанию.

2. Опционально, если звук был записан в среде, где было много отражений (реверберации), после входного фильтра использую Zynaptiq Univeil (очень требователен к ресурсам), либо Acon Digital Deverberate. Реверберацию сильно уменьшать не нужно, поскольку экспандер и ручные манипуляции еще больше ее задавят, зато чем мягче работают эти плагины, тем меньше они меняют фактуру голоса.

3. После этого, если канал слишком зашумлен, ставлю какой нибудь адаптивный шумоподавитель, предварительно "вскормив" ему кусок чистого шума, чтобы он знал что нужно вычитывать. Настраиваю его очень нежно, достаточно, если шумодав убирает помехи хотя бы на 3-6 дБ, очень редко до 12 дБ. Больше не рекомендую, появляются явные артефакты, булькания и пр. Чаще всего использую Waves DeNoser.

4. Далее я ставлю какой нибудь экспандер, желательно, что-то имеющий несколько ступенек настройки порога, первая самая низкая ступень почти полностью подавляет шумы в тракте, но пропускает малейшие звуки и шорохи, вторая ступень экспандирует все что ниже 45-48 дБ на 2/1-3/1, поскольку они после компрессирования могут стать неестественно громкими. Хорошо себя показывает Waves C1 comp-gate в адаптированном под конкретные задачи пресете HF Noise Reduction.

5. Ставлю основной деессер (Waves DeEsser), который немного прибирает свистящие звуки перед компрессией. Настройки по контенту.

7. После этого ставлю корректирующий эквалайзер и при необходимости сатуратор. Настройки согласно материалу и художественно-техническим требованиям. Я использую DMGAudio EQuick и Noveltech Vocal Enhancer

8. Опционально, по необходимости ставлю еще один деессер, который еще больше сглаживают высокочастотные всплески.

9. Если нужно, для удаления щелчков ставлю какой либо декликер и/или декраклер (чаще Waves-овские плагины). Настраиваю на слух, но очень деликатно, чтобы не съедались транзиенты некоторых цокающих букв.

10. Если материала много, для ускорения ручной обработки ставлю дебриф (Waves DeBreath), который настроен также деликатно, и понижает (не убирает!) только часть тихих вздохов. Остальное потом убираю вручную.

11. Очень редко, после всего этого устанавливаю какой либо мягкий лимитер (если материал имеет резкие всплески по динамике), настройки деликатные, урезание пиков на 3-6 дб. Хорошо подходит для этого Thomas Mundt LoudMax, который достаточно быстрый и прозрачный.

Все, цепочка готова. Теперь для удобства, делаю баунсинг всех смонтированных клипов трека (без эффектов и обработки, разумеется). Далее разворачиваю трек на максимальную ширину (2 экрана) и высоту, увеличиваю чувствительность вьювера волновых форм по динамике, чтобы лучше были видны мелкие детали, при этом громкие места могут показаться как "перегруз", что не критично, поскольку никак не влияют на громкость и качество звука. Разворачиваю вьювер по временной сетке так, чтобы хорошо были различимы паузы между словами и предложениями. После этого запускаю воспроизведение и по ходу, визуально определяя громкие вздохи и прочие артефакты делаю упреждающее уменьшение этих участков (ниже подробнее опишу), а когда локатор доходит до редактированного места и оно воспроизводится, убеждаюсь, что все сделано корректно, в противном случае останавливая локатор на том месте и произвожу более тщательную настройку. При определенном опыте это делается в один проход, без дополнительных телодвижений и коррекций. Более того, имея достаточный опыт, можно вообще быстро перепрыгивать на те места, где есть вздохи (очень скоро вы научитесь определять их места визуально, с точностью 90-100%). Поскольку многие тихие вздохи и артефакты достаточно хорошо уменьшаются включенными в цепочку плагинам, свое внимание заостряю на тех, которые даже визуально явно видны, что слишком громкие и заметные - они часто пробиваются через дебриф. В итоге не нужно манипулировать со всеми паузами и вздохами, а только теми, которые явно заметные. Это в разы ускоряет процесс ручного редактирования.

Непосредственно сам процесс редактирования (уменьшения) состоит вот в чем. В начале и в конце всех пауз, и особенно тех участков фонограммы, где есть вздохи и посторонний шум, делаю вырезания, кликнув по клипу в этих местах при нажатой кнопке клавиатуры "Alt". Как только шумный, проблемный участок, пауза, вздох и пр. артефакт локализован (разрезан), тут же подвожу мышку на этот участок и несколькими прокрутками мыши уменьшаю громкость этого участка на нужную величину, обычно от 6-9 дб. В некоторых случаях целесообразнее полностью удалить паузы нажав на клавишу "Delete". Так же можно удалять не разрезая, проблемные участки удобно выделять мышкой в режиме выделения ("Range Selection" - вызывается нажатием клавиши "2" на клавиатуре) и удалить клавишей "Delete". Возврат в стандартный режим курсора происходит однократным нажатием кнопки 1.

Вот в принципе и все. При такой технике, на часовой материал обычно у меня уходит не более 15-20 минут времени. А иногда и вовсе 5-10 минут. Но такая скорость работы приходит со временем и с опытом.
Надеюсь мой опыт кому-то пригодится. Всем желаю успехов!

Записав главу книги получаем трек длиной 20-30мин, в котором подчас видим совсем тихие места и чрезмерно громкие.


Дорожка до обработки

Стоит задача выровнять весь трек, чтобы тихие моменты поднялись, громкие опустились и всё было примерно на одном уровне громкости. После этого поднять весь уровень на нужную нам громкость.

Ручками поднимать и опускать каждый кусочек не вариант, время- деньги. Поэтому воспользуемся возможностями программы.

Далее ищем в треке золотую середину между самым громким сигналом и тишиной:


Красным отмечена визуальная линия

В моём случае это получилось примерно 11,2 dB, это значение мы впишем в значение Threshold (порог).

Всё,что будет громче этой выбранной полоски программа сделает тише в столько раз, как мы ей зададим в Ratio (соотношение). В моем случае ставлю 5,3, то есть звук выше заданного уровня станет тише в 5,3 раза

О дальнейших показателях ничего сказать не могу, ставьте как у меня


Настройки эффекта


Дорожка после применения эффекта

Почти причесали, но идем дальше, опять находим золотую середину от тишины до самого сильного сигнала.


Визуально определяем середину (отмечена красной линией)

Здесь это получается где-то около 14 dB.

Теперь нам надо опять сгладить пики, которые громче красной полоски (ее проводим мысленно, ну так, на всякий случай, её нет в аудишн). В значении Threshold выставляем 14.

Напоминаю, у каждого свой уровень звука, не надо копировать это значение здесь, просто внимательно посмотрите глазками и найдите свое значение. Уровень сжатия оставляем прежний.


Настройки эффекта


Дорожка после повторного применения эффекта

Звук на всем треке ровный.

Если бы мы сразу в один заход пытались бы выровнять столь большие амплитуды и выставили сразу значение урезать все от 14 dB и взяли бы уровень сжатия побольше, качество звучания при этом изрядно подпортилось. Поэтому лучше это делать в два этапа.

Далее осталось поднять сигнал до нужного уровня.


Настройки эффекта


Внимание! Здесь показано как сделать весь трек примерно в одном уровне звучания без потери качества. Но! Это не панацея обработки звука, обязательно использование эквалайзера, деессера, деешшера и еще некоторых тонкостей, о которых в этой статье умалчивается, дабы не отвлекать от поставленной задачи.Всем удачи!Обрабатывайте свои записи с помощью Adobe Audition с удовольствием!

Автор статьи: Юлия Шустова
помидоры и конфеты в лс приветствуются

Читайте также: