Как в автокаде сделать окна с четвертью

Обновлено: 04.07.2024

В черчении очень часто приходится изображать однотипные элементы, которые имеют общие принципы построения, но отличаются размерами. Если речь идет о двух – трех таких элементах, то проблем обычно не возникает – можно просто скопировать первый чертеж и на его базе построить второй подобный. Если элементов много и они абсолютно одинаковые, то задача также элементарна: нужно либо скопировать объект необходимое количество раз, либо создать блок, который затем можно вставлять в чертеж неограниченное количество раз. При этом, редактируя блок, мы можем изменять все его вхождения автоматически. Но как быть, если элементов штук 50, а их размеры отличаются? Например, на фасаде здания расположены окна. Все окна двустворчатые, но они отличаются по ширине, а на некоторых этажах – еще и по высоте. Попробуем автоматизировать процесс рисования таких объектов и, тем самым, сэкономить время и силы. В качестве примера рассмотрим двустворчатое окно.

1. Поскольку наш чертеж будет плоским, есть смысл перейти к интерфейсу 2D Drafting & Annotation. После этого, если включена изометрия, нужно перейти к плоской проекции, например, к виду сверху (Top). В интерфейсе 2D Drafting & Annotation это проще сделать через меню:

Параметрический чертеж оконного блока

2. Определимся с окном. Пусть оно будет двустворчатым, с одной открывающейся створкой, ширина которой одинакова для всех окон. Ширина глухой части окна меняется в зависимости от ширины проема; то же происходит и с высотой окна. Сначала изобразим базовое окно. Пусть ширина проемов колеблется от 1.2 до 1.6 м, а высоты лежат в диапазоне 1.6 – 1.8 м. Тогда есть смысл в качестве начального выбрать окно с размерами 1.4*1.7 и шириной открывающейся створки 0.7 м. Нарисуем такое окно. Особо вдаваться в детали не будем, изобразим окно схематично. При рисовании используем прямоугольники (Rectangle) и отрезки (Line). У нас должно получиться примерно следующее:

Параметрический чертеж оконного блока

Заготовка окна есть. Теперь превратим ее в блок и сделаем его параметрическим.

3. Выделим все объекты окна и командой Create (панель Block) создадим блок. В появившемся окне зададим имя блока, а после нажатия OK укажем базовую точку блока – по ней будет происходить вставка блоков в чертеж. Удобнее всего выбрать точку в левом нижнем углу проема, но она может быть и другой – в зависимости от конкретных условий.

Параметрический чертеж оконного блока

Параметрический чертеж оконного блока

Теперь, выделив чертеж, вы увидите, что разрозненные объекты превратились в блок – единый объект с синей ручкой на месте базовой точки. Блоком уже можно пользоваться, вставляя его командой Insert панели Block, но он либо будет везде одинаковым, либо масштабированным по одной или всем осям. Нас этот вариант не устраивает, так как при масштабировании изменится и ширина оконного профиля, а это некорректно.

4. Сделаем блок параметрическим, т.е. зададим параметры, которые можно будет затем менять в каждом из вхождений блока в чертеже. Для этого зайдем в редактор блоков, просто сделав двойной щелчок по любому из его элементов. В появившемся окне выберем нужный нам блок и нажмем OK. Появится белый экран редактора блоков:

Параметрический чертеж оконного блока

Слева расположена панель параметрических инструментов – параметров (Parameters), действий (Actions) и наборов параметров (Parameter sets). Вкратце их смысл можно пояснить так: Parameter – это «ручка управления» действием, Action – само действие над конкретными частями блока, Parameter Set – это пара «параметр-действие». Мы воспользуемся более длинным способом – зададим параметр и действие по очереди, чтобы понять механику процесса.

Итак, попытаемся сообразить, какие параметры и действия нам нужны. С действиями дело обстоит проще. Если немного отвлечься и представить, что бы мы делали с каждым окном, чтобы подогнать его под ширину проема, станет понятно, что скорее всего мы использовали бы команду Stretch и «тянули» бы правую сторону окна до нужного места. На вкладке Actions как раз есть нужное действие – Stretch Action. С выбором параметра чуть сложнее, но если открыть вкладку параметров, увидим среди прочих линейный (Linear Parameter). Интуиция подсказывает, что он нам и нужен 🙂

Параметрический чертеж оконного блока
Параметрический чертеж оконного блока

Кликнем по его иконке. Способ задания параметра в чем-то похож на задание размера. Задаем точки (как будто образмериваем ширину окна) и расположим сам параметр. Увидим следующее:

Параметрический чертеж оконного блока

Важно понимать, что параметр – всего лишь рычаг управления, и сам по себе он не работает. Нужно задать действие, которым он будет управлять, ведь пока не ясно, какие части нашего рисунка должны меняться при перемещении «рычагов».

Выбираем действие «стретч» (Stretch Action). Команда запрашивает параметр, с которым это действие будет связано, затем нужно указать рукоятку параметра, с которой будет синхронизировано перемещение (в нашем случае – правая), обвести перемещаемые стретчем точки (как в обычной команде Stretch), выбрать изменяемые объекты и, наконец, указать место для значка:

Параметрический чертеж оконного блока
Параметрический чертеж оконного блока
Параметрический чертеж оконного блока

Параметрический чертеж оконного блока
Параметрический чертеж оконного блока

В итоге значок Action должен появиться рядом с окном, а при клике на этот значок должны отображаться его параметры:

Параметрический чертеж оконного блока

Проверим, работает ли параметризация по ширине. Для этого закроем редактор блоков и согласимся с сохранением изменений.

Параметрический чертеж оконного блока

На чертеже мы увидим наш блок, при выделении которого появляются рукоятки-треугольники. Если «взяться» за правую рукоятку и двигать ее, окно будет менять ширину:

Параметрический чертеж оконного блока

При этом части, не затронутые действием (ширина профиля, ширина открывающейся створки и т.д.), не изменяются.

Остались мелочи – проделать то же с высотой окна. Возвращаемся в редактор блоков и проделываем те же манипуляции: добавляем параметр (только теперь «образмериваем» высоту), добавляем действие, связываем его с верхней ручкой нового параметра, обводим рамкой все верхние точки окна, указываем объекты и размещаем ярлык. Выйдя из редактора и выделив окно, увидим:

Параметрический чертеж оконного блока

Параметрическое окно готово. Остается спрятать незадействованные ручки. Для этого в редакторе блоков нужно выделить соответствующий параметр и по правому клику на его ручке перейти к его свойствам (Properties). В нижней части списка свойств есть пункт Number of Grips (число ручек). Если поставить напротив «1», первая ручка станет невидимой. Тогда получим более удобный для дальнейшей работы блок:

Параметрический чертеж оконного блока

Теперь можно размещать окна в проемах, наслаждаясь легкостью, с которой они подгоняются под размер. Кстати, со свойствами параметров можно поэкспериментировать и обнаружить массу полезных вещей. Например, можно сделать так, чтобы окно расширялось с определенным шагом, или ограничить максимальную и минимальную ширину и высоту окна, или вообще задать список возможных значений. Также можно, добавляя новые параметры, управлять шириной створки, высотой подоконника и т.д. Нужно только представлять себе, какие действия ведут к необходимым изменениям и правильно связывать их с параметрами.

На рисунке плана первого этажа дома (подложке) даны оконные проемы без четвертей.

Измерение и определение размеров (ширины) оконных проемов на плане дома в Автокад

Восппользуйтесь инструментом "Расстояние" на классической панели инстументов "Сведения", либо из панели инструментов "Утилиты" на вкладке "Главная" ленты инструментов, тем самым вызвав команду "Дист" в Автокад. Измерьте ширину оконного проема. Его ширина получалась 932 мм.

Таким же образом измеряем ширину остальных оконных проемов на рисунке плана первого этажа коттеджа. Получаем значения ширины оконных проемов = 1190 , 2080 мм.

Ниже представлена картинка "Ширина оконных проемов для жилых помещений для наружных стен". Согласно данным ГОСТа размеры оконных проемов для плана нашего коттеджа принимается 910 мм, 1210 мм, 2110 мм.

Как сделать оконные проемы на плане дома в Автокад (алгоритм)

Для создания оконных проемов в Автокад я воспосользовался следующим алгоритмом (вы можете использовать лубой удобный для вас способ создания оконных проемов на плане):

Вызываем команду Отрезок в Автокад и чертим первую стенку оконного проема.

Выделяем отрезок и активируем ручку. Выбираем опцию "Переместить" из контекстного меню редактирования объектов в Автокад ручками. Далее чтобы при перемещении отрезка на заданное расстояние сделать его копию, выберите опцию "Копировать". Скопируйте отрезок на расстояние 910 мм, т.е. на ширину оконного проема. Для отслеживания перпендикулярных углов, полярных углов в Автокад вам понадобится полярная привязка, либо режим ОРТО.

Выделите два отрезка на плане дома в Автокад, обозначающих оконный проем, и сгруппируйте их для удобства работы с оконным проемом и размещения его по позициям согласно плана первого этажа коттеджа. Сгурппировать объекты в Автокад вы можете из контекстного меню. Нажмите правую кнопку мыши и в контекстном меню выберите строку "Группа" - "Группа".

С помощью команд "Копировать" и "Повернуть" в Автокад расскопируйте оконные проемы и разместите согласно рисунка плана дома.

Создание оконных проемов на дуговой стене плана дома в Автокад

Дуговая стена плана первого этажа коттеджа в Автокад содержит четыре оконных проема шириной 910 мм и два оконных проема шириной 2110 мм. Предлагаю вам ознакомиться с построением оконных проемов в Автокад в дуговой стене из видеоурока ниже.

Условное обозначение в Автокад остекления оконных проемов на плане коттеджа

Условно обозначим остекление оконных проемов в Автокад, построив линию на расстоянии 120 мм от внешней границы стены. Для этих целей удобно использовать команду "Подобие" для построения подобных объектов со смещением 120 мм, а затем команду "Обрезать" с опцией "Выбрать все" для подрезания лишних линий в Автокад, где каждый объект является режущей кромкой и все объекты могут подрезать сами себя.

Обозначение (изображение) окон на плане дома в Автокад, толщина линий

Мы построили оконные проемы на плане дома в Автокад, а также произвели условное обозначение остекления оконных проемов, но на этом обозначение (изображение) окон на плане дома не заканчиваются. Дело в том, что требуется еще соблюсти на обозначении окна на плане толщину линий!

Стены плана дома в Автокад, которые проходят непосредственно в оконных проемах должны обозначаться сплошной тонкой линией.

Чтобы не перечерчивать стены, которые проходят непосредственно в оконных проемах, разорвите их в точке специальных инструментом "Разорвать в точке" команды "Разорвать" в Автокад.

Для удобства изменения толщины линий стен с толстой на сплошную тонкую, проходящих в оконных проемах, используйте инструмент "Копирования свойств" в Автокад.

Более подробно смотрите в видеоуроке ниже.

Используемые команды и инструменты Автокад для создания оконных проемов, окон на плане дома (коттеджа):

В этом видео мы разберемся, как создать видовой экран, как его изменить, повернуть, задать масштаб.

Из видео Вы узнаете:

Видео версия урока:

Видовые экраны в Автокад (AutoCAD)

Нажмите для просмотра видеоурока

Освой AutoCAD за 40 минут пройдя базовый курс от Максима Фартусова.

Текстовая версия урока:

Приветствую! Сегодня мы с Вами узнаем о том, как создавать и пользоваться видовые экраны в AutoCAD.

Следуйте пошаговой инструкции и у Вас обязательно все получится!


Шаг 2. Существующий видовой экран, можно удалить или изменить размер. Для этого необходимо выделить внешнюю рамку и используя ручки синего цвета изменить размер на нужный. Если Вы хотите удалить его, выделите рамку и нажмите кнопку DELETE.


Шаг 3. Теперь, научимся добавлять новые видовые экраны на лист в Автокаде. Для этого нужно перейти на вкладку ЛИСТ и выбрать пункт ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ видовой экран.


Шаг 4. Теперь, нужно задать две противоположные точки для создания прямоугольного видового экрана.


Когда Вы это сделаете, то у Вас получится прямоугольный видовой экран (см. скриншот ниже).




Создав контур, мы получим новый видовой экран, как показано ниже.


Шаг 6. Для редактирования видового экрана, необходимо выделить внешнюю рамку и перемешать синюю ручку или ручки (если выделите сразу их две на одной стороне прямоугольника). Таким образом Вы меняете размеры самого экрана.


Результат изменения размеров видового экрана с помощью ручек. Главное помните, для изменения размеров требуется лишь выделить рамку внешнюю и потянуть за синюю ручку в нужную сторону. Если Вы выделите сразу две ручки, то будет меняться размер немного по другому. Рекомендую потренироваться.



Результат поворота видового экрана относительно базовой точки. Повернуть рамку можно на любой угол.


Шаг 8. Учимся задавать масштаб видового экрана. Перед этим, необходимо его активировать, для этого нужно кликнуть левой кнопкой мышки внутри самой рамки дважды. Если контур рамки стал более черным и толстым, значит сделали все правильно. (см. скриншот внизу).


Шаг 8.1. В режиме активации видового экрана, мы можем перемешаться по пространству модели. Тем самым мы можем найти нужный нам чертеж. Сейчас же мы просто отцентрируем чертеж и зададим масштаб этого самого вида. Наша цель вместить весь чертеж, который мы выбрали в режиме активации в заданный размер видового экрана. Для этого кликните на вкладку масштаб и зададим М 1:50 для примера.


Промежуток. Как видим, этого мало. Меняем на масштаб 1:100.


Результат. Как видим, выбрав масштаб 1:100 мы вмешаем наш чертеж в рамку видового экрана. Теперь можно его отцентрировать. Для этого зажмите колесико мышки (нажмите на него), появиться рука. С помощью руки можно будет сделать корректировку и разместить чертеж как нам нужно. (см. скриншоты).


Для дезактивации видового экрана просто щелкните два раза левой кнопкой мышки за пределами рамки, в любом месте.


Шаг 9. Нам осталось узнать как сделать так, чтобы рамка видового экрана не печаталась. Т.е. сделать так, чтобы при печати чертежа, контур самой рамки видового экрана не отображался на листе бумаги, да, такое тоже бывает и это весьма не приятно, когда вместе с Вашим трудом вы печатаете и саму рамку. Поэтому сейчас научимся и этому. А делается это очень просто!

Итак, выделяем наши рамки.





Подведем итоги. В этом уроке, мы научились с вами создавать видовые экраны, поворачивать и масштабировать их, а также научились делать так, чтобы они не печатались.

Создавать видовой экран в Автокаде — по-настоящему чувствовать и использовать эту проектировочную чертёжную программу, понимать её и пользоваться всеми её возможностями. Этот вывод верен на все 100, тем более, если вы используете и понимаете суть этого инструмента не только в режиме «Модели», но и в режиме «Листа». А суть видовых экранов (ВЭ) лежит на поверхности.

Как работать с видовыми экранами в Автокаде

Вы создаете чертёж из совершенно разных объектов и размеров. Время от времени приходится работать то с большими объектами, то с малыми, а значит постоянно переходить в настройку масштаба, менять рабочую точку чертежа, область его визуального вывода. В то же время, работая с одним крупным участком, неплохо бы иметь перед глазами и общую картину. Вот эту задачу и решают видовые экраны Autocad — viewports.

Таким образом программа с помощью ВЭ позволяет разбить рабочее поле монитора на несколько независимых полей, в каждом из которых можно выводить свою часть общего чертежа и в своём масштабе.

ВЭ могут создаться как в режиме «Модели», так и в режиме «Листа». Но в «Модели» ВЭ — не плавающие и не перекрываемые, их расположение фиксировано, и они не могут накладываться друг на друга. Кроме того, в «Модели» ВЭ строго прямоугольной формы.

В режиме «Листа» разработчик может перемещать ВЭ в любое место листа, может подрезать один видовой экран другим. Здесь возможно создание ВЭ любой формы.

Автокад позволяет сделать ВЭ отдельно для 2D-проектирования и отдельно для 3D — здесь установки тоже немного отличаются.

Обращаем внимание, что рассматриваемые объекты никакого отношения к окну общего просмотра, доступного через меню «View» / «Aerial View», не имеют. Это окно выводится поверх чертежа, заслоняет его (на небольших мониторах это существенный недостаток), а самое главное, служит только для просмотра работы, здесь нельзя проводить черчение. ВЭ предоставляют все возможности для работы с чертежом — это как несколько «мониторов» в одном.

Для решения задачи, как создать видовой экран, предназначена целая панель инструментов — Viewports (она изначально не выводится) или команды меню «View» — «Named Views» и «Viewports».

Работа с 2D-видовыми экранами в «Модели»

Собственно, по терминологии AutoCAD, когда вы запустили программу и перешли на его чёрное поле разработки в режиме «Модели», вы уже получили ВЭ, пока один полноразмерный.

Дальше вы можете зайти в меню «View» / «Viewports» и в раскрывшемся подменю выбрать следующие команды:

  • Named Viewports — перейти в окно создания нового экрана, присвоив ему своё имя. Каждый имеет имя, по умолчанию оно у всех одинаковое — «Current» («Текущее»). Но есть возможность создавать виды под своими именами, облегчая, по замыслу разработчиков, в будущем себе работу (обычно в этом нет большой необходимости, но то, что такая возможность есть, помнить не мешает).
  • New Viewports — перейти в окно формирования нескольких ВЭ.
  • 1 Viewport — вывод на мониторе только одного ВЭ.
  • 2 Viewports — разбивка рабочего ВЭ на два по горизонтали или вертикали — внимательно следим за командами в окне команд, появляется запрос «Enter a configuration option [Horizontal/Vertical] <Vertical>:». По умолчанию предлагается вертикальная разбивка на два одинаковых по размерам ВЭ, но вводом буквы «H» можно выбрать горизонтальную разбивку.
  • 3 Viewports — разбивка рабочего ВЭ на три — снова без окна команд не обойтись. Здесь появляется запрос конфигурации новых трёх независимых областей просмотра «Enter a configuration option [Horizontal/Vertical/Above/Below/Left/Right] <Right>:» — по горизонтали, по вертикали, одно большое сверху — два маленьких снизу, одно большое снизу — два маленьких сверху, одно большое слева — два маленьких справа, одно большое справа — два маленьких слева. По умолчанию предлагается разбивка «Right» — большое справа, но вводом буквы «H», «V», «A», «B» или «L» можно выбрать любую другую разбивку.

Разбивка рабочего видового экрана на три в Автокаде

Разбивка рабочего видового экрана на три в Автокаде

При создании новой конфигурации видовых окон (команда «New Viewports») в распоряжении разработчика 12 стандартных конфигураций и все, что были созданы уже самостоятельно (закладка «New Viewports»). Новую конфигурацию можно создать тут же, присвоив ей своё имя. Все созданные конфигурации доступны в окне, раскрываемом при выборе закладки «Named Viewports».

Конфигурация видового экрана в Автокаде

Конфигурация видового экрана в Автокаде

Если выбрана конфигурация с более чем одним ВЭ, то каждому по умолчанию присваивается имя — «Current». Но в ниспадающем списке «Change View to» можно выбрать любой ВЭ из ранее созданных. Создание именованных видов происходит по команде «Named View». Здесь две закладки — отдельно для 2D и отдельно для 3D-работы.

Каждый ВЭ — независимый участок для проектирования, каждый может иметь свой масштаб и свою точку вывода. Участок, в котором в данный момент происходит работа, выделяется жирной белой каймой. Задача, как выйти из видового экрана, решается очень просто — щелчком мышкой в области другого ВЭ. Учитывая, что отсутствие ВЭ — это наличие только одного, то перейти на конфигурацию «Single» — это и решить проблему, как выйти из работы с ВЭ.

Работа с 3D-видовыми экранами в «Модели»

Работа в 3D-пространстве с видовыми экранами ничем не отличается от работы в 2D, просто здесь возможности адаптированы под новое пространство:

  1. Добавляются (к «Current» и созданными пользователем) 10 новых стандартных имён ВЭ: 6 «плоских» — «Top», «Bottom», «Front», «Back», «Left» и «Right» и 4 изометрических — «SW Isometric», «SE Isometric», «NE Isometric» и «NW Isometric ».
  2. Для перехода в 3D ВЭ необходимо выбрать в окне «New Viewports» параметр «Setup». По умолчанию предлагается использовать 2D.
  3. Выбранный вид каждого ВЭ можно будет в будущем изменить обычным образом, выбрав в меню «View» / «3D Views» любой из 10 доступных видов.

Настройка просмотра содержимого видовых экранов в Автокаде

Настройка просмотра содержимого видовых экранов в Автокаде

Работа с видовыми экранами в режиме «Листа»

ВЭ очень полезны в режиме «Модели». Но они просто незаменимы в режиме «Листа». Учтём, что в «Листе» создаваемые объекты:

  • плавающие, после создания их можно перемещать по листу;
  • изменяемые, после создания их размеры можно менять произвольно;
  • перекрываемые, они могут друг на друга накладываться.

Кроме того, ВЭ в режиме «Листа»:

  • могут иметь произвольную форму;
  • могут создаваться из ранее созданных объектов, также любых очертаний.

Здесь также изначально разработчику предоставляется одни ВЭ на весь лист, в котором выводится весь чертёж. Но:

  • Размер и положение этой области (точнее уже в данном режиме эти объекты можно называть областями печати, это точнее отражает их суть) можно поменять, щёлкнув мышкой один раз (это важно, не ошибаемся!) внутри области. При этом кайма области станет пунктирной, а на углах появятся габаритные маркеры, с их помощью и можно перетаскивать само окно.
  • Обращаем внимание, что если возникает необходимость уже изменить точку видимости чертежа в таком окне, то нужно перейти в работу с ним. Вот когда мышкой щёлкаем «внутри» два раза — кайма приобретает вид жирной линии. Теперь, используя обычный инструмент перемещения — «Pan Realtime», можно сместить чертёж в окне.
  • Чтобы поменять масштаб вывода чертежа в окне, можно использовать команду «Scale» на панели «Viewports» (она уже в данном режиме активна).

Работа с видовыми экранами в режиме «Листа»

Работа с видовыми экранами в режиме «Листа»

Работая с ВЭ в «Листе» имеем в виду, что:

  • Здесь может быть сколько угодно видовых окон — каждый выбор просто добавляет один, два, три или даже четыре новых.
  • С помощью команды «Polygonal Viewport» на панели «Viewports» можно создавать участки просмотра любой формы, главное только, чтобы контур нового участка был замкнут.
  • С помощью команды «Convert Object to Viewport» можно создавать ВЭ из любого ранее созданного объекта с замкнутым контуром — из эллипса, круга, многогранника и т. п. Приёмы и инструменты создания этих объектов в «Листе» аналогичным приёмам и инструментам из «Модели».
  • Удаление ВЭ (снова, точнее — области чертежа для вывода на печать) производится его выделением и нажатием на клавишу Del — обычный приём работы с объектами в Автокаде.

Обращаем внимание, если необходимо перейти в работу с листом в целом, то необходимо выйти из рабочего ВЭ — отменить его жирную кайму. Для этого достаточно дважды нажать на мышку вне рабочего ВЭ.

Нюансы работы в зависимости от версий Автокада

ВЭ — тот инструмент разработчика, который постоянно подвергается создателями программы доработкам. Например, последние версии придают каждому, так называемый, «видовой куб». Он позволяет быстро настраивать направление обзора — справа, слева, сверху, снизу, изометрия.

Некоторые версии придают каждому объекты по инструменту панорамирования и оперативного изменения масштаба — «штурвал».

Идея видовых окон — просто незаменима для проектирования сложных чертежей. Чем больше вы будете соприкасаться с этой идеей, тем больше она вам будет нравиться. Есть только одно, что может портить вам при этом настроение — маленький размер вашего монитора. На «17-ти дюймах» использовать видовые экраны в полной их красе уже очень затруднительно, просто монитор «не резиновый» и всё не помещается. Но тут уж ничего не поделаешь. Давно замечено, что AutoCAD — это мониторы на 21 дюйм и больше!

Читайте также: