Как в ворде сделать фонетический разбор слова

Обновлено: 03.07.2024

В современном русском языке существует несколько видов разбора: морфемный (по составу), словообразовательный, морфологический, синтаксический, лексический, фонетический.

Все виды разбора представлены в 1-4 классе начальной школы. Уже в сентябре первоклассники знакомятся с фонетическим разбором слова. В начальной школе чаще используется понятие "Звуко-буквенный разбор", но при сдаче ВПР в 5 классе задание звучит "Выполни фонетический разбор слова".

Что такое фонетический разбор?

Фонетика – это раздел лингвистики, изучающий звуки.

Фонетический разбор слова – это характеристика звукового состава слова и его слоговой структуры. На письме звуковая запись слова отображается транскрипцией

Что включает в себя фонетический разбор?

Фонетический или звуко-буквенный разбор включает в себя:

  • деление слова на слоги и определение их количества;
  • простановку ударения в слове;
  • транскрипцию слова на русском языке;
  • определение количества букв в слове;
  • определение количества звуков;
  • определение позиции гласных и согласных звуков и их классификация;
  • подсчет количества слогов, букв, звуков в слове.

Часто учащиеся начальных классов затрудняются с выполнением фонетического разбора. Причины непонимания могут быть разные, чаще всего это:

  1. ребенок не усвоил правила фонетического разбора;
  2. у ребенка есть логопедические проблемы.

Родители учащихся начальной школы задают множество вопросов относительно звуко-буквенного разбора:

- Зачем нужен фонетический разбор детям?
- Кто это придумал?
- Где пригодится?

- Ничего не понятно. Детям забивают головы.
- Мы такого в советской школе не делали…

Ответ прост: фонетический разбор развивает фонематический слух и звуковую зоркость; умение слышать и видеть, где звуки оглушаются (озвончаются) и применять нужные правила. В любом ВПР по русскому языку 4 класса и ОГЭ 9 класса включено задание на звукобуквенный анализ. Следовательно, знания пригодятся и через годы при сдаче экзамена.

Буквы и звуки русского языка

Буквы – это графические символы для обозначения звуков речи на письме. Буквы бывают гласные и согласные.

Звуки – это единицы речи, их мы слышим и произносим. Звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

При чтении книг мы читаем слова и видим буквы, а вслух произносим звуки.

Гласные звуки и буквы

В русском языке 10 гласных букв. Звуков в русском языке 6: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]

Гласные звуки могут быть ударными или безударными. В первом случае их позицию называют сильной, во втором – слабой. Количество слогов зависит от количества гласных в слове.

Гласные буквы и звуки

Гласные буквы и звуки

Звуки [е], [ё], [ю], [я] в русском языке отсутствуют. Буквы е, ё, ю, я могут играть двойную роль, то есть обозначать не один звук, а два, первый из которых - [й’].

Гласные Е, Ё, Ю, Я только в 3-х случаях обозначают два звука и называются Йотированными, если стоят:

  • в начале слова (Юля, Яна, Емеля, Елисей)
  • после гласной (красивая, мою)
  • после ь, ъ (съем, разъяренный)

В правиле 1-2 класса по русскому языку указано, что йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (лисьи, ручьи, воробьи).

Согласные звуки и буквы

Согласных букв в русском языке - 21. Согласных звуков в русском языке – 36.

Согласные звуки делятся по звонкости-глухости, твердости-мягкости. В каждой категории они также могут быть парными и непарными. Например: у [б] есть пара по всем параметрам, а [ц] всегда непарный.

Согласные звуки, как и гласные бывают в сильной и слабой позиции (оглушаются, озвончаются, смягчаются). Нахождение гласного рядом с согласным обеспечивает ему сильную позицию.

Мягкость согласного звука обозначается значком ['] – запятая над звуком или апостроф.

Согласные буквы и звуки

Согласные буквы и звуки

Классификация согласных звуков

Согласные звонкие непарные (сонорные)

Согласные глухие непарные

Согласные звонкие парные

Согласные глухие парные

Согласные всегда твердые

Согласные всегда мягкие

Ъ, Ь знаки – не обозначают звуков, лишь указывают на твёрдость (Ъ) или мягкость (Ь) согласного звука перед ним. Знаки Ъ, Ь следует просто записать в слове ввиде букв, не характеризуя и не записывая в транскрипцию.

Все глухие согласные легко запомнить по фразе: "Стёпка, хочешь щец? Фи!"
Звонкие непарные согласные можно запомнить по фразе: "Лимон - рай!"
Все звонкие согласные можно запомнить по фразе: "Умная голова, разбирай божьи дела".

Порядок фонетического разбора слова в начальной школе

Фонетический разбор слова в начальных классах отличается от анализа в старшей школе и ВУЗе. Он более краток, при его проведении не указывается вид образования того или иного звука (смычный, губно-зубной, аффриката и так далее).

  • начинать анализ нужно с произнесения слова и его записи;
  • деления слова на слоги и простановки ударения;
  • записи возможных вариантов переноса слов;
  • записи транскрипции в квадратных скобках.
  1. рядом с транскрипцией следует указать количество слогов;
  2. ниже в столбик записываются буквы и звуки;
  3. после каждого звука, обозначенного квадратными скобками, приводится характеристика (ударный-безударный, глухой - звонкий, твердый - мягкий, парный-непарный);
  4. завершать разбор слова необходимо проведением горизонтальной линии и подсчетом числа букв, звуков.

Образец фонетического разбора

Чтобы правильно проводить звуко-буквенный разбор слова в начальной школе, нужно иметь перед глазами ленту букв и звуков, которая обычно вывешивается на видном месте в классе.

Лента букв и звуков

Лента букв и звуков

Многие слова произносятся иначе, чем пишутся. Увидеть этот фонетический процесс помогает транскрипция русских слов.

Примеры фонетического разбора

Для того чтобы детям был интересен фонетический разбор слова, особенно в начальной школе, примеры следует подбирать преимущественно яркие, необычные, вызывающие эмоции и чувства: названия игрушек, механизмов, событий.

Пример фонетического разбора слова "Очки"

Пример фонетического разбора слова "Очки"

Пример фонетического разбора слова "яма"

Пример фонетического разбора слова "кукла"

Пример фонетического разбора слова "взгляд"

Пример фонетического разбора слова "отъезд"

Отъезд [атй’э'ст] отъ-езд, 2 слога
о - [а] – гласный, безударный
т - [т] – согласный, глухой парный, твердый парный
ъ - [–]
е - [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
[э] - гласный, ударный
з - [с] – согласный, глухой парный, твердый парный
д - [т] – согласный, глухой парный), твердый парный
6 букв, 6 звуков

Задания в начальной школе на звуко-буквенный разбор

Учащиеся начальной школы должны уметь делать как полный звуко-буквенный (фонетический разбор), так и частичный.

Это могут быть такие упражнения:

  1. найдите в предложении/тексте слова, в которых: число букв больше, чем звуков; число букв меньше, чем звуков; одинаковое количество букв и звуков;
  2. найдите в предложении слова, где все согласные звуки звонкие или глухие, твердые, мягкие;
  3. назовите звуки, которые различают данные слова (пыл - пыль, круг - крюк, лед - льет, род - рот, лук - люк, плот - плод, лимон - лиман);
  4. придумать слова, отличающиеся ударением (кружки - кружки, замок - замок, атлас-атлас).
  5. Укажите пары слов, звуковой состав которых одинаков. (Лес - сель, лыжи - жилы, лиса - сила, ром - мор, луг - лук)
  6. Поставь знак ударения в словах: начала, понял, портфель, хвоя.

Умение производить звуко-буквенный анализ слова очень важно, так как азы фонетики помогают впоследствии сформировать у учащихся навык безошибочного письма и успешно сдать экзамен.

Оставляйте комментарии, какие задания звуко-буквенного анализа вам дают учителя в школе или упражнения попадаются в учебниках. Ваше отношение фонетическому разбору в начальной школе?

Ставить цифры над словами в Ворде может понадобиться, например, в том случае, когда вы оформляете сноски.

Здесь нужно воспользоваться кнопкой "Вставить сноску" (она находится на панели инструментов "Ссылки").


Поставьте курсор в конец слова и нажмите на эту кнопку.

В результате над словом появится цифра (которая будет соответствовать порядковому номеру сноски), а в конце страницы под чертой нужно будет написать название сноски.

Если же цифра сверху используется не для сноски, а для других целей (например, для обозначения типа разбора слова в русском языке), то можно воспользоваться инструментом "Надстрочный знак" (x²).

Этот инструмент находится на панели инструментов "Главная" в разделе "Шрифт".


Сделать нужно следующее:

1) Написать слово и рядом с ним - цифру, которая должна быть сверху.


2) Выделить эту цифру и нажать на "Надстрочный знак".


В результате этих действий цифра будет над словом:


В ворде есть два способа поставить надстрочный знак. Первый способ очень простой - в меню главной страницы Главная есть инструмент шрифты - в нем есть значок с буквой "х" со степенью - выглядит как x² - это и есть надстрочный знак. вы печатаете слово вместе с цифрой на одном уровне - а потом нажимаете эту кнопку x² и цифра переходит на уровень вверх. Вторым способом выбираете на панели главного меню в раздел ссылки, потом выбираете функцию "вставить сноску" кнопка выглядит как АВ^1. Она работает по такому же принципу - сначала вставили слово - потом нажали на кнопку.

Чтобы поставить цифру выше текста, нужно произвести следующие действия: Найти среди планки инструментов значок хв степени и выделить прямоугольным курсором текст, который нужно сделать надстрочным. Я все показал в коллаже смотрим ниже. дляБВ.Самое интересное в этом вопросе что таким образом можно поставить любой текст в позицию надстрочного знака, неважно будь то знак степени в виде цифры или знак копирайта.


При создании, редактировании документа необходимо указать степень числа или надстрочный текст? В программе Ворд есть несколько способов это сделать.

Самый простой. В меню Главная необходимо найти значок «Х^2» (Икс в степени 2).


Нажимаем его, что поставить надстрочный символ. Для прекращения команды повторно нажмите на значок.

Если необходимо поставить цифру над буквой или цифрой при написании формулы, выражения, лучше воспользоваться редактором в меню Формул.

Чтобы его открыть, необходимо перейти во вкладку Вставка. Затем Уравнения.

В меню Индекс можно выбрать варианты постановки индексов.


Далее вводим необходимое значение в верхний квадрат.

Если Вы хотите вставить сноску (маленькая цифра в конце слова вверху) то лучше конечно воспользоваться вставкой ссылки. В меню выбираете пункт "ссылки" и далее "вставить сноску". Автоматически нумеруются ссылки, Вам остается только написать свое пояснение.

Если необходимо просто поставить цифру наверху, то можно написав слово в конце слова поставить цифру, выделить цифру мышкой и с помощью контесктного меню (по правой кнопке мыши) выбрать формат шрифта надстрочный.

Для того, чтобы поставить цифру над словом в ворде нужно первым делом написать само слово, далее обратить внимание на главное меню программы, а именно на раздел "Шрифт". В данном разделе нажать на кнопку "Х^2" (отображена как буква Х и сверху справа цифра 2). Таким образом, после написанного слова курсор поднимется вверх. Пишите желаемое значение или слово наверху и для окончания процесса нажимаете снова на эту же кнопку.

Открывая документ Ворд, вы сразу попадаете на Главную. Вот наверху есть кнопка на ней изображена буква Х и над ней циферка. Если вы хотите поднять какое то число, сначала выделите его и нажмите эту кнопку. Только после этого не забудьте отменить команду дальше, а то так и будете печатать вторым уровнем.

В программе Ворд поставить цифру над словом не сложно, для этого необходимо открыть панель задач и во вкладке "Главная" выбрать кнопку с изображением х в степени - x².

Затем ставим курсор после слова (числа), который нужно ввести в степени и нажимаем на кнопку на ней изображена буква x², а затем нажимаем нужную нам цифру (степень).

После того, как вы нажмёте на данный символ, курсор поднимется вверх. После того, как степень встанет, нажимаем ещё раз и курсор степени опустится вниз.

Чтобы поставить над словом цифру можно воспользоваться одним из двух приемов.

Можно воспользоваться инструментом Вставка-Надпись. Далее установить ее над словом и при этом вписать в нее цифру.

Второй способ - это воспользоваться кнопкой на вкладке Главная надстрочный знак. Она выглядит как икс в квадрате. Нажали ее, написали цифру, она окажется повыше от слова, далее опять нажали ее , чтобы выйти из режима написания надстрочных букв.

Если вам нужно поставить цифру над словом в ворде, то следует найти в панели инструментов такой значок, как хв степени. Далее, выделите прямоугольным курсором текст, желаемый сделать надстрочным. Вы можете поставить любой текст, выбранный вами в позицию надстрочного знака. Так при использовании вы сможете получить надстрочный текст. Также, выбрав на панели главного меню - раздел ссылки, выбрав вставить сноску, вы сможете это осуществить.

Можно искать функцию вставки символов, искать нужный символ в списке. Я люблю идти самым коротким путём. При наличии Интернета можно в поисковике задать запрос, например, "градусы Цельсия символ". Вам будет предложен список сайтов, а в коротком описании к сайту можно найти нужный символ и просто его скопировать.

В разных версиях предварительный просмотр расположен в разных меню:

  • файл/печать/предва­ рительный просмотр
  • кнопка MS Office/ далее печать/предварител­ ьный просмотр


Предварительный просмотр требуется очень часто, поэтому для облегчения работы в любой версии удобно использовать комбинацию клавиш Ctrl+F2.

Весь текст в Windows выделяется единым приемом и это работает не только в MS Word, но и в Google Chrome, и во множестве других приложений.

Единственное, что нужно при этом четко отслеживать - где установлен фокус. То есть, если вы кликнули мышкой на адресную строку, то по сочетанию клавиш Ctrl+A, где A - латынь (или ENG), будет выделена вся адреснуя строка, если вы кликнули мышкой по основному тексту окна - будет выделено все его содержимое (включая рисунки).

Итак, пробуйте - Ctrl+A

Во-первых, выделив фрагмент списка, можно изменить его уровень:

Уровень списка

Во-вторых, обратить внимание на ползунки горизонтальной на линейке:

Отступы списка

В-третьих, обратить внимание на параметры абзаца выделенного текста:

Параметры абзаца

Кроме того, рядом с кнопкой библиотеки нумерации (рис.1) есть кнопки увеличения и уменьшения отступов списка.

Поменять страницы местами - это значит какую-то часть текста переместить вперед или назад.

Для этого нужный текст (даже несколько страниц) просто копируете выделением мышкой, переходите на нужное новое место и вставляете на необходимое место. Затем проверяете все ли вы сделали правильно и удаляете уже ненужный текст.

Можно это сделать и выделяя кнопками - "CTRL+С" означает копировать, а "CTRL+V" - вставить.

Но вас наверное больше интересует сохранность правильной нумерации страниц в документе. Так если вы будете все делать именно вышеописанным способом, то вся нумерация страниц будет правильная.

При использовании с разрывом страниц иногда выходит путаница страниц, которая легко устраняется переходом на кнопку "Вставка" - затем "Удалить номера страниц" и следом "Пронумеровать страницы".

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы.

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице план и примеры.

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
    Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл'] .
  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
    Мяч → [м'ач'], мел → [м'эл] .
  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
    Рябина → [р'эб'ина], пятно → [п'итно], весело → [в'эс'ила], корова → [карова] .
  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й'а], ю → [й'у], е → [й'э], ё → [й'о] (под ударением) и я → [й'и], е → [й'и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
  7. Буква и после ь обозначает звук [й'и].
    Ручьи → [руч'й'и] .
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

а о и е у ю ё я э ы
под ударением аоиэууоаэы
без ударения ааииууоэ, иэ, иы
в начале слова аоий'эуй'уй'ой'аэы
после гласных аоий'эуй'уй'ой'аэы
после ь, ъ аой'ий'эуй'уй'ой'аэы
после ж, ш, ц ыоыыууоаэы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ': [л'], [с'], [ч'] и т.д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ ж ], [ ц ].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й'], [ч'], [щ']. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й'].
  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
    столб → [столп], поезд → [пой'эст] .
  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
    чувство → [ч'уства], солнце → [сонц'э] .
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
    группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] .
  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
    миллион → [м'ил'ион], аллея → [ал'эй'а] .

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
    сделал → [з'д'элал] .
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
    когти → [кокт'и], мягкий → [м'ах'к'ий']
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
    зонтик → [зон'т'ик] .
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
    стаканчик → [стакан'ч'ик], сменщик → [см'эн'щ'ик] .
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
    конечно → [кан'эшна], скучно → [скушна], что → [што] .

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
    изжить → [иж:ыт'], уезжать → [уиж:ат'] .
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
    купаться → [купац:а] .
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
    звёздный → [зв'озный'], лестница → [л'эс'н'ица] .
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
    золотого → [залатова], синего → [син'эва] .
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ']:
    счастливый → [щ'асливый'], извозчик → [извощ'ик], перебежчик → [п'ир'иб'эщ'ик] .

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!

Чтобы разобрать по составу слово в Ворде, придется немного попрактиковаться. Попробую описать процесс, минуя всю лишнюю информацию.

1) Заходим: Вставка/Фигуры.

2) Делим слово на морфемы. Допустим, в нашем слове есть все возможные. Рассмотрим, как их нарисовать:

  • Приставка: выделяем морфему в нашем слове/нажимаем самый первый значок в столбце "Линии", он выглядит вот так:


Рисуем сперва горизонтальную линию (верхняя часть приставки), потом снова выделяем морфему (это обязательно!!) и дорисовываем справа - крохотную вертикальную линию.

  • Корень: опять выделяем морфему и используем значок из столбика "Основные фигуры", вот такой:


  • Суффикс: рисуем аналогично приставке, только линии строим "домиком": выделяем/рисуем одну часть домика, опять выделяем, рисуем вторую часть.
  • Окончание: используем значок прямоугольник в столбце "Прямоугольники":


Если он получился закрашенный, заходим сюда


Нажимаем стрелочку в нижнем правом углу, появится множество иконок. Жмем на эту:


На первый взгляд кажется сложно, но разобравшись один раз, можно делать разбор слова быстро и красиво:


Основу рисуем скобкой, сперва разворачиваем ее, а потом растягиваем на нужную ширину. Или с помощью линий, аналогично приставке. Кому как нравится.


В Ворде можно наглядно представить морфемный разбор слова - для этого есть интересная вкладка "Фигуры".

Для примера, попробуем разобрать слово "Приметный" по составу.

Оно произошло от слова "Метка", следовательно можно увидеть, что общей частью (то есть корнем) этих слов будет "МЕТ".

Попробуем просклонять слово: Приметный -> Приметного -> Приметному -> Приметный -> Приметного -> (О) Приметном.

Видно, что меняются две последних буквы слова - "ЫЙ". Это и будет окончанием.

После этого легко выделить приставку "ПРИ" и суффикс "Н".

Основа слова - ПРИМЕТН.

Теперь о том, как это красиво отобразить в Ворде.

На вкладке "Фигуры" есть инструменты "Линия" и "Дуга".


Для рисования корня используем дугу, для всех остальных морфем - линию.

Для корня можно нарисовать две дуги в разных направлениях или одну дугу, добавив к ней дополнительный узел.

Для изменения цвета линии нажимаем правой кнопкой мыши на ней и выбираем "Формат фигуры".

Там есть вкладка "Цвет линии", где можно указать цвет, который вам по душе.

Таким образом, я нарисовал все морфемы и пометил каждую из них своим цветом.

Читайте также: