Как заполнить 125 форму в 1с

Обновлено: 06.07.2024

В редакцию журнала поступил вопрос о том, следует ли отражать в строке 2 «Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ» таблицы 1 формы 4-ФСС:

суммы вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, если в договоре указано, что данные суммы не облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страховые взносы по травматизму);

стоимость подарков работникам организации;

суммы компенсации морального вреда;

расходы на представителя, оплаченные работнику по решению суда.

Порядок заполнения формы 4-ФСС утвержден Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381. В силу п. 7.1, 7.2, 7.3 названного порядка:

в строке 1 таблицы 1 в соответствующих графах отражаются суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц согласно ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ нарастающим итогом с начала расчетного периода и за каждый из последних трех месяцев отчетного периода;

в строке 2 таблицы 1 в соответствующих графах отражаются суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами на основании ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ;

в строке 3 таблицы 1 отражается база для начисления страховых взносов, которая определяется как разница показателей строк (строка 1 - строка 2).

Рассуждая логически, делаем вывод, что, поскольку показатель строки 3 таблицы 1 представляет собой разность показателей строк 1 и 2 данной таблицы, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, должны:

либо отражаться и в строке 1, и в строке 2 таблицы 1;

либо не отражаться в них вовсе.

Обратимся к Федеральному закону № 125-ФЗ. В статье 20.1 раскрываются понятия:

1) объекта обложения страховыми взносами по травматизму. Это выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договоров авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы;

2) базы для начисления страховых взносов. Это сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных выше, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 названного закона.

В статье 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ перечислены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами.

Ответ на вопрос 1.

Для ответа на вопрос важно знать определение понятия «застрахованное лицо». В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем (работодателем).

Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Поскольку в рассматриваемом случае в договоре гражданско-правового характера указано, что выплачиваемое физическому лицу вознаграждение не облагается страховыми взносами по травматизму, это физическое лицо не является застрахованным. Следовательно, суммы вознаграждений, выплачиваемые по договорам подряда (договорам гражданско-правового характера), не должны отражаться ни в строке 1, ни в строке 2 таблицы 1 формы 4-ФСС, поскольку они не являются объектом обложения страховыми взносами.

Ответ на вопрос 2.

Вопрос о том, облагается ли стоимость подарков страховыми взносами по травматизму, сам по себе является спорным. Арбитражная практика на стороне работодателей. По мнению судей, выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия «оплата труда», сформулированного в ТК РФ (примеры судебных решений см. ниже).

Реквизиты документа

Виды подарков

Определение ВС РФ от 18.12.2017 № 309-КГ17- 19424 по делу №А07-29256/2016

подарки к 8 Марта;

подарки к юбилейным датам

Постановление АС ЦО от 30.01.2019 № Ф10- 6238/2018 по делу №А83-6445/2018

денежное вознаграждение к юбилею;

единовременные выплаты в связи с бракосочетанием, лечением и др.

Постановление АС СЗО от 22.03.2017 № Ф07-1076/2017 по делу №А05-11716/2015

Денежные подарки к юбилеям и другим событиям

Однако наличие арбитражной практики само по себе говорит о том, что проверяющие часто доначисляют на стоимость подарков страховые взносы по травматизму.

Исходя из вопроса мы предположили, что учреждение, следуя рекомендациям судей, не исчисляет со стоимости подарков страховые взносы по травматизму.

Соответственно, указанные выплаты не должны отражаться ни в строке 1, ни в строке 2 таблицы 1 формы 4-ФСС, поскольку они (с точки зрения учреждения) не являются объектом обложения страховыми взносами и не поименованы в ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ.

Ответ на вопрос 3.

Вопрос об обложении взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сумм компенсации морального вреда также спорный. В частности, ФСС в разделе «Вопросы, ответы, объявления» / «Страховые тарифы, взносы, резервы» на своем официальном сайте проинформировал, что освобождению от обложения страховыми взносами подлежит компенсация морального вреда, исчисленная и выплаченная работнику в размере, определяемом соглашением сторон трудового договора либо судебным решением. Однако такое освобождение применяется только при наличии подтвержденного в установленном порядке причинения увечья или иного повреждения здоровья работника вследствие неправомерных действий или бездействия работодателя, выявленных в ходе расследования несчастного случая, произошедшего с работником, а также профессионального заболевания или иного повреждения здоровья (ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ). Сумма компенсации морального вреда, выплаченная работнику по указанному основанию, по нашему мнению, должна отражаться и в строке 1, и в строке 2 таблицы 1 формы 4-ФСС.

Что касается выплаты компенсации морального вреда по другим основаниям, по мнению чиновников, эти суммы должны облагаться страховыми взносами в общеустановленном порядке (Письмо ФНС РФ от 12.05.2017 № БС-4-11/8974@). И хотя в этом письме речь идет о страховых взносах, уплачиваемых в соответствии с НК РФ, данные выводы можно распространить и на страховые взносы по травматизму. В случае начисления страховых взносов на суммы компенсации морального вреда указанные начисления должны отражаться по строке 1 таблицы 1 формы 4-ФСС.

Ответ на вопрос 4.

Что касается компенсации расходов на оплату физическими лицами юридических услуг, поскольку они возмещаются организацией не в рамках трудовых отношений с физическими лицами, а в рамках гражданско-процессуальных отношений, указанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами (Письмо ФНС РФ № БС-4-11/8974@). Соответственно, данная сумма не должна отражаться ни в строке 1, ни в строке 2 таблицы 1 формы 4-ФСС.

Общие положения.

До внесения изменений в п. 4 Инструкции № 191н предусматривалась возможность учреждений сдавать отчетность либо в бумажном, либо в электронном виде. Теперь законодатель требует формировать бюджетную отчетность в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и представлять ее на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи.

Бумажный вариант отчетности допускается, если только у учреждения отсутствует организационно-техническая возможность формирования и хранения отчетности в виде электронного документа или если законодательством РФ установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе. В последнем случае (требование законодательства) все равно надо будет продублировать представление бумажной отчетности на электронном носителе или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи.

В пункте 10 Инструкции № 191н в новой редакции уточнено, что днем представления бюджетной отчетности считается дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи отчетности на бумажном носителе.

Пользователь бюджетной отчетности в случае получения положи-тельного результата по факту проведения камеральной проверки отчетности, в том числе сформированной на бумажном носителе, обязан уведомить учреждение о дате принятия отчетности.

Справка (ф. 0503125).

Приказ Минфина РФ № 31н вносит значительные поправки в порядок формирования справки по консолидируемым расчетам (форма 0503125).

В номерах счетов, по которым заполняются справки, коды КОСГУ приведены в соответствие требованиям Порядка № 209н[1], например, 1 205 51 561 (ранее – 560), 1 207 11 541 (ранее – 540), 1 207 31 641 (ранее – 640).

Уточнено, на основании каких счетов в том числе формируется справка (форма 0503125):

1) 1 401 20 281, 1 401 10 191, 1 401 10 195 – для консолидации расчетов по безвозмездной передаче (получению) финансовых (за исключением денежных средств), нефинансовых активов и обязательств между получателями бюджетных средств (администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета) (далее – учреждения), подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств (главным администраторам доходов, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета) одного бюджета, в том числе при упразднении государственного органа (органа местного самоуправления), реорганизации учреждения (ранее – только по счетам 1 401 20 251, 1 401 10 189);

2) 1 401 10 189, 1 401 10 191, 1 401 10 195 – для консолидации расчетов по безвозмездной передаче (получению) финансовых (за исключением денежных средств), нефинансовых активов и обязательств между субъектами бюджетной отчетности разных бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе при реорганизации. При этом убрали счета 1 401 10 151, 1 302 51 830;

3) 1 205 61 561, 1 205 61 661 – для консолидации расчетов между бюджетами бюджетной системы РФ по поступлению (перечислению) межбюджетных трансфертов и возврата неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (далее – целевые межбюджетные трансферты);

4) 1 205 61 000, 1 401 40 151, 1 401 40 161 (в части дебетовых остатков) – для консолидации сумм незавершенных расчетов по целевым межбюджетным трансфертам, предоставленным (полученным) на условиях при передаче активов, в том числе сумм задолженности по неиспользованным остаткам целевых межбюджетных трансфертов, не подлежащих возврату в бюджет, предоставивший целевой межбюджетный трансферт.

В пункт 23 Инструкции № 191н введены новые абз. 14, 22, согласно которым справка (форма 0503125) составляется на основании данных по счетам:

1 401 10 151 «Доходы от поступлений текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 1 401 10 161 «Доходы от поступлений капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 1 401 20 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» – для консолидации показателей признанных (начисленных) в отчетном периоде по результатам отражения операций по межбюджетным трансфертам доходов, расходов;

в части дебетовых остатков – 1 205 51 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 1 205 61 000 «Расчеты по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» – для консолидации сумм задолженности по неиспользованным остаткам целевых межбюджетных трансфертов, подлежащих возврату в бюджет, предоставивший целевой межбюджетный трансферт.

Кроме того, в дополнение к приведенным изменениям в Инструкцию № 191н введены новые пункты по формированию справок (ф. 0503125) по следующим счетам.

Номер счета

Кто заполняет

Получатель бюджетных средств, администратор источников финансирования дефицита бюджета, администратор доходов бюджета согласно абз. 12 п. 23

Администратор доходов согласно абз. 12 п. 23

Получатель бюджетных средств согласно абз. 12 п. 23

Администратор доходов согласно абз. 12 п. 23

Далее приведем порядок формирования справки (ф. 0503125) по коду 251 получателями бюджетных средств для консолидации показателей признанных (начисленных) в отчетном периоде по результатам отражения операций по межбюджетным трансфертам расходов (абз. 12 п. 23, п. 31.1 Инструкции № 191н).

Номер графы

Указываемые сведения

Наименование контрагента по отражаемым расчетам

ИНН контрагента по отражаемым расчетам

Код главы по БК контрагента по отражаемым расчетам

Код ОКТМО контрагента по отражаемым расчетам

Код элемента бюджета контрагента

Сумма расчетов с контрагентом

Не заполняются получателем бюджетных средств*

* Заполняются главным распорядителем бюджетных средств (распорядителем), главным администратором доходов, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора доходов, источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора источника финансирования дефицита бюджета, финансовым органом, составляющим справку (ф. 0503125).

[1] Порядок применения КОСГУ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

Читайте также: