Какие из перечисленных технологий являются драйверами цифровой трансформации образования

Обновлено: 07.07.2024

Объясняю "на пальцах", потому, что многие думают, что цифровая трансформация - это уход от обычного классического школьного образования в дистант. Это не так. Это даже не совсем "дистант"

Что такое "цифровая трансформация"?

Допустим, что у вас в планах званый ужин и вы хотите угостить гостей необычным тортом. Вы сами готовить немного умеете, но без изысков, и тонкостей приготовления такого торта, который хотели бы видеть на столе, не знаете. Какие есть варианты?

1) Вы приглашаете классного повара, чтобы он научил вас. Это стоит, условно, 10000 рублей, из них половина компенсация дороги, продукты и пр.

2) Вы связываетесь с этим же поваром дистанционно, и он в реальном времени обьясняет вам, что и как надо делать. Поскольку ему не надо тратиться на дорогу и продукты, он готов взять с вас 5000 рублей.

3) Повар обьясняет, как что делать не только вам, а проводит мастер-класс для 20 человек, и вам участие в нем обходится в 1000 рублей.

4) Повар издаёт книгу со своими рецептами, и вы ее покупаете за 200 рублей.

5) Повар выкладывает рецепты или видео с мастер-классом в интернет, и вы смотрите его с рекламой бесплатно или за 5 рублей без рекламы по подписке.

Здесь форматы и цифры достаточно условны, но повар во всех вариантах за день своего труда получает примерно одинаковое вознаграждение.

Так вот, «цифровая трансформация» — это ни разу не про «дистант»!

Цифровая трансформация случается тогда, когда кардинально меняется структура ценности продукта за счет того, что стоимость содержащейся в нем информации для конечного потребителя стремиться к нулю!

Если на получение нужной информации в форме книги надо потратиться, то цифровые технологии позволяют получить практически любую информацию, лишь сделав несколько кликов по экрану планшета или смартфона.

Соответственно, если «классический» учебный процесс строился на том, что учитель является в значительной степени «источником информации», а эта информация стала общедоступна, то изменяется и роль учителя, а как следствие — и структура учебного процесса, функциональные роли его участников, нужные им для выполнения этих ролей компетенции и так далее.

А вот если учитель как «доносил информацию» до обучающихся, так и доносит, и не важно — лично ли, или хоть с другого конца света — никакой «трансформации» в этом нет

В чем сложность реализации цифровой трансформации школьного образования?

Казалась бы, раз забота школы - преобразовать информацию в знания, умения и навыки обучающихся.

Если информация стала доступна, значит и сделать это становится только проще? Вот, в примере с тортом — если все продукты, которые нужны для его приготовления, вдруг стали бы бесплатны, то и торт бы вышел более дешевым, так же?

В определённом смысле — так и есть, и результатом правильно проведённой цифровой трансформации является повышение качества обучения, снижение нагрузки на обучающихся и педагогов, и так далее. И логика такой трансформации достаточно проста: вы снимаете с учителей функцию «носителей информации», за счет «освободившегося места» снижаете нагрузку, перераспределяете функции и, исходя из этого, подстраиваете структуру учебного процесса.

Надо понимать при этом, что у нас цель деятельности образовательной организации по законодательству — реализация образовательной программы. Поэтому правильно говорить не о повышении эффективности образования, а о повышении эффективности решения образовательной организацией своих уставных задач! Что б и директору в радость, и с кадрами проще, и с отчетностью.

И для этого цифровые технологии тоже хорошо годятся.

В школьном образовании задача цифровой трансформации поставлена, но готовых моделей нет.

Цифровая трансформация современного образования


Изменение школьной жизни для создания условий подготовки гражданина и профессионала для жизни и работы в цифровой экономике на основе современных педагогических и цифровых технологий. .

Что изменится?

Фронтальное обучение всех

Персонализированное обучение каждого

Школа - место пребывания

Школа - среда развития

Рутинные операции в ручном режиме

Творческие задачи - учителю, рутинные - алгоритмам

Заполнение отчетности вручную

Технологии - драйверы

Что входит в цифровую трансформацию?


•Персонализация обучения

•Цифровая образовательная среда

•Оценивание по цифровому портфолио

•Принятие решений на основе данных •Переход на электронный документооборот

• в развитии цифровой экономики России

Персонализация обучения

Цифровая образовательная среда

Цифровое портфолио

Принятие решений на основе данных

Электронный документооборот

Трансформация методов обучения


•Смешанное обучение

•Обучение вне стен классной комнаты

•Мобильное обучение и BYOD

Смешанное обучение

Адаптивное обучение

Обучение вне стен классной комнаты

Геймификация

Мобильное обучение и BYOD

Цифровые платформы учебного содержания

Трансформация системы управления


Создание системы управления образовательной организацией: переход к 2024 г. 100% образовательных организаций на безбумажные технологии в организации образовательной деятельности.

Источник: Focus foundation

Использование технологий в управлении


Внешкольная деятельность


•Кванториумы

Описание слайда:

Актуальные направления цифровой трансформации образования: перспективы и новые возможности развития традиционного образования
МКОУ Бутырская ООШ
Учитель Бартенева Е.С.

Описание слайда:

Внедрение новых методов и инструментов преподавания и обучения повлекло за собой социальные преобразования, а они, в свою очередь, повсеместное проникновение цифровых технологий во все сферы жизни, в том числе и в образование.
Именно система образования – это мост, который должен обеспечить уверенный переход в цифровую эпоху, связанную с новыми типами труда и резким ростом созидательных возможностей человека.

Описание слайда:

ОпределениЕ
Цифровая трансформация образования (ЦТО) – это взаимосвязанное (системное) обновление:
• целей и содержания обучения
• инструментов, методов и организационных форм учебной работы
• в цифровой образовательной среде для всестороннего развития КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО, формирования у него компетенций, необходимых для жизни в цифровой экономике.

Описание слайда:

Цифровая трансформация школы
– это коренной пересмотр принципов работы практически всех подразделений. Это большой, многоступенчатый процесс.
Цифровая трансформация школы включает в себя цифровизацию образования.
Что такое цифровизация?
«Цифровизация» – это средство получения желаемого результата, а именно гибкости образовательного процесса, приносящего обучающимся отличный результат, а будущим работодателям – высококлассных мобильных специалистов.
«Цифровизация – это есть переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств».

Описание слайда:

Цифровизация образования предполагает:
- применение обучающимися мобильных и интернет-технологий, расширяя горизонты их познания, делая их безграничными,
- продуктивное применение цифровых технологий,
- включение обучающихся в самостоятельный поиск,
- отбор информации,
- участие в проектной деятельности,
- формирование у обучающихся компетенций XXI века.

Описание слайда:

Задачи цифровизации :
1) обучение и повышение квалификации самих педагогических работников по использованию цифровых технологий в образовательной деятельности;
2) реализация цифровых технологий в образовательном процессе;
3) предоставление для коллективного пользования цифровых ресурсов и доступа к ним в облачных ресурсах;
4) обеспечение повышения уровня мотивации к профессиональному использованию цифровых технологий обучающимися;
5) создание инновационных условий развития через внедрение цифровых технологий.
6) оказание информационных и консультационных услуг по использованию цифровых и облачных технологий с неограниченными ресурсами;
7) накопление, систематизация и распространение информации по использованию цифровых и облачных технологий в школе.

Описание слайда:

Что дает информатизация образованию:
Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:
- повысить у учащихся интерес к предмету,
- облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме,
- выявить и развить способности,
- овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности,
интеллектуально развивать учащихся.

Описание слайда:

Плюсы цифровизации:
Приучение к самостоятельности
Отсутствие бумажной волокиты
Экономия.
Упрощение работы педагогов
Шаг в будущее

Описание слайда:

Минусы цифровизации:
Риск отрицательного результата
Отсутствие творчества
Снижение умственной активности
Плохая социализация
Проблемы с физическим развитием
Полный контроль

Описание слайда:

Основанием для инициации и реализации цифровизации образования являются:
Распоряжение Правительства Российской Федерации от Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепивший право организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применять различные цифровые образовательные технологии.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы,
- Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была утверждена 28.07.2017 № 1632-р.
-Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 поставлена задача: создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Описание слайда:

ФП «Цифровая образовательная среда»
Проект включает следующие мероприятия:

- внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;
- создание центров цифрового образования детей «IT-куб».

Описание слайда:

Цифровая трансформация образования в Воронежской области:
Направление Цифровой трансформации образования способствует реализации в регионе сразу двух федеральных проектов, а именно: федеральный проект «Цифровая образовательная среда», федеральный проект «Современная школа» и проект «Цифровая школа». В регионе данное направление курирует Центр цифровой трансформации ГБУ ДПО ВО «Институт регионального развития им. Н.Ф. Бунакова».
На базе Воронежского авиационного техникума им. В.П. Чкалова создан «IT-куб».

Описание слайда:

Региональный проект «Современная школа»
Реализация проекта направлена на внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».

Проект включает следующие мероприятия:
- обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков;
- поддержка образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание новых мест в общеобразовательных организациях Воронежской области.

Описание слайда:

В результате реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие образования» с 2015 года по настоящее время:
 модернизировано организационно-методическое сопровождение педагогов, в том числе с использованием информационных систем;

 автоматизирован ряд оценочных процедур для обучающихся, педагогических работников и образовательных организаций. Анализ полученных данных оценочных процедур начинает использоваться при принятии управленческих решений;

 в пилотном режиме 406 образовательных организаций отказались от ведения бумажного журнала и перешли на предоставление информации о текущей успеваемости учащегося в электронном виде, что позволило получить опыт достижения наибольшей открытости образовательного процесса для родителей (законных представителей) и оптимизировать объём отчетности от образовательных организаций.

Описание слайда:

Проблематика
Современной системе образования характерны цифровые разрывы (пандемия и волна дистанционного обучения лишнее тому доказательство) двух видов:
- разный уровень доступности современных цифровых технологий, как у учеников, так и у педагогов. Примером становится наличие или отсутствие технических средств и возможности выхода в интернет (наличие и отсутствие ноутбука, его различные техническое показатели, различная скорость интернета);
- различие в использовании цифровых технологий. Уровень компетенций педагогов в использовании даже имеющегося оборудования разительно отличается.
Средство преодоления цифровых разрывов – цифровая трансформация. Как минимум по двум направлениям:
- насыщение школ и образовательных организаций современными цифровыми средствами. Поставки оборудования (ноутбуки, плазменные панели, интерактивные доски, планшеты) ведутся в ходе реализации программы «Цифровая образовательная среда» в рамках цифровой образовательной среды.
- изменение процессов, внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, включая изменение подходов к ведению документа оборота.

Описание слайда:

На сегодняшний день мы имеем фрагменты цифровой трансформации образовательных и управленческих процессов, которые не могут обеспечить кардинальное улучшение качества образовательной системы Воронежского региона, что в свою очередь, ставит на первый план задачу синхронизации всех процессов, обеспечивающих достижение результатов.

Описание слайда:

Цифровая трансформация образования – что именно она трансформирует?
Цифровая трансформация — не просто насыщение образовательных организаций цифровыми средствами, компьютерами, современными гаджетами.
В первую очередь, цифровая трансформация — развитие и внедрение в образовательный и управленческий процесс принципиально новых технологии (искусственный интеллект, блокчейн, анализ данных и интернет вещей), и как следствие – глубокое преобразование образовательных услуг, структуры школы, стратегии её развития, работы с обучающимися и родителями. Сегодня по сути цифровая трансформация – это трансформация модели организации образовательного процесса.

Описание слайда:

Зачем нужна трансформация?
Такие изменения трансформируют образовательный процесс в максимально персонифицированный, адаптированный под конкретного обучающегося, его индивидуальные потребности, запросы и дефициты. Учитель сегодня перестал быть основным источником знаний. Классно-урочная система уступит место более гибкой, свободной и индивидуализированной форме, где учебный процесс базируется на умении находить информацию и работать с ней, развитии компетенций, формированию компетентного паспорта обучающегося, педагога.
Главное, что очевидно происходит, – меняется процесс.
В 2021 году муниципальный этап Всероссийской олимпиады впервые организовали в онлайн режиме. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в регионе внесла свои корректировки. Очное проведение олимпиады в школах заменили решением олимпиадных заданий через цифровую платформу. В результате в олимпиаде смогли принять большее количество участников. Безусловно для многих педагогов – такая форма проведения непривычна.

Описание слайда:

Информационные системы и их возможности

Здесь первостепенная цель не массовое внедрение цифровых образовательных платформ и информационных систем, а создание целостной экосистемы, в которую цифровые платформы, безусловно, войдут как часть. И если дети, как сейчас принято говорить, уже рождаются с гаджетами в руках, то их родителям и учителям придётся приложить некоторые усилия для освоения электронных сервисов. Но здесь самое сложное не столько освоение, сколько осознание того, что это надо делать, что это единственно правильный путь. Для этого необходимо переосмыслить сам процесс.

Пример: Внедрение электронного журнала, традиционные уроки на интерактивной доске и т.д. – это не цифровизация, это просто смена инструмента на более удобный, современный, совершенный. При этом нет принципиально разницы оценка в электронном журнале или в бумажном. Нет изменения процесса, а цифровая трансформация – это про изменение процесса, в частности когда та же оценка становится формирующей и получается исходя из анализа множества условий, а не только исходя из того правильный ответ или нет.
Словом, автоматизация – это не цифровизация.

Описание слайда:

Заменит ли компьютер и цифровые платформы педагога?
Меняется роль учителя, т.к. он перестает быть единственным источником знаний, его роль трансформируется, т.к. меняется процесс. Если учитель это понимает, что есть новые инструменты, которые дают новые возможности в плане повышения качества образования – то никакая платформа не сможет заменить такого учителя. Совсем не давно нам было тяжело представить, что учителя так массово будут проводить уроки в zoome и других мessenger. А сегодня это реальность. Детям нужны учителя, ровно как и учителям нужны дети. Но нужны учителя, которые понимают, как использовать все современные технологии, чтобы повысить качество образования ребенка.

Описание слайда:

В процессе дистанционного обучения, как части цифровизации, учителя освоили работу с цифровыми инструментами и сервисами:
Сервисы для организации общения (чаты)
Сервисы для организации видеоконференцсвязи
Сервисы для совместной работы над документами, обмена большими объемами данных
Программные продукты для удаленного доступа к ПК

Описание слайда:

ментальные карты
Сервисы для создания интерактивных упражнений, игр, кроссвордов и викторин
Инструменты для создания графики и инфографики
Онлайн-доски
Интерактивные карты и ленты времени
Сервисы для создания презентаций

Описание слайда:

Цифровые инструменты и сервисы
Mindmeister
Для коллективной работы по созданию интеллект-карт. Обмен интеллект-картами с неограниченным количеством пользователей. Взаимодействие в режиме реального времени, визуализация идеи в презентацию, экспорт в различные форматы.

Описание слайда:

Цифровые инструменты и сервисы
iBrainstorm
Инструмент для совместной работы с несколькими устройствами. Совместная работа класса. Доска для рисования. (только для устройств Apple)

Описание слайда:

Цифровые инструменты и сервисы
Timetoast
Инструмент для совместной работы над созданием временных школ в онлайн. Можно делиться графиками с группами или отдельными пользователями.

Описание слайда:
Описание слайда:

Цифровые инструменты и сервисы
Padlet
Виртуальная интерактивная доска для командного взаимодействия и размещения различного контента. Можно комментировать размещенную информацию, задавать вопросы аудитории в режиме реального времени.

Описание слайда:

Цифровые инструменты и сервисы
Scrumlr
Виртуальная доска со стикерами, инструмент для совместной работы с возможностью внесения изменений каждым участником в реальном времени

Описание слайда:

Цифровые инструменты и сервисы
Рисование, видео, мультимедиа
WeVideo – онлайн видео редактор
BookCreator – инструмент для создания цифровых книг
Explain Everything – инструмент для проектирования, создания скриншотов и интерактивной доски, который позволяет комментировать, анимировать любые файлы
Infinite Painter – инструмент для рисования на планшетах

Описание слайда:

Цифровые инструменты и сервисы
Canva
Canva – инструмент для создания уникального контента: открытки, рабочие листы, инфографика и пр.

Описание слайда:

Сервисы для организации общения:
ВКонтакте
WhatsApp
Telegram

Описание слайда:

Сервисы для организации видеоконференцсвязи

Описание слайда:

Сервисы для совместной работы над документами, обмена данными

Описание слайда:

Выводы:
Цифровизация – один из способов сделать образование одинаково качественным для всех. С «цифрой» проще и быстрее сформировать персонализированный подход к ученикам, легче внедрить дифференцированное обучение, которое учитывает потребности каждого. Цифровая среда способна создать равные возможности и для детей с особенностями развития.
Однако необходимо понимать, что на данный момент техника и онлайн-инструменты доступны не всем и не везде. «Цифра» станет по-настоящему эффективной, только когда получит массовое распространение – и это отдельная большая задача.

Описание слайда:
Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Материал будет полезен административным работникам ОО, учителям - прредметникам,начинающим и реализующим процессы цифровизации в своих школах.

ВложениеРазмер
statya.docx 34.03 КБ

Предварительный просмотр:

учитель немецкого языка,

МБОУ «СШ№10 с углубленным

изучением отдельных предметов»

городской округ г. Елец, РФ

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цифровая трансформация образования является одним из трендов ведущих образовательных систем мира и важным ресурсом развития образования в нашей стране. Необходимость активизации процессов цифровизации в России указывается в национальном проекте «Образование», в рамках которого запущено два федеральных проекта – «Цифровая образовательная среда» и «Учитель будущего». Целью проекта «Цифровая образовательная среда» является создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.

Статья будет полезна административным работникам образовательных организаций, учителям – предметникам, начинающим и реализующим процессы цифровизации в своих школах.

Новые возможности развития образования, цифровизация, цифровая образовательная среда, персонализированная модель обучения, школьная цифровая платформа

В апреле - мае 2020 года все образовательные учреждения страны во избежание распространения коронавирусной инфекции реализовывали учебные программы в дистанционном формате. Каждое учреждение, каждый учитель по окончании учебного года подвел итоги работы/ обучения в данном формате, который стал вынужденным и неожиданным.

Работая в «шоковом» режиме, школа в целом и каждый учитель в отдельности столкнулись с массой проблем:

  • выбор формата проведения уроков - нужно было определить, все ли ученики класса могут перейти на дистанционную форму обучения и готовы ли родители оставить детей наедине с цифровым образовательным пространством;
  • отсутствие у многих учителей опыта и наработок общения с детьми именно в таком формате - каждый выбирал собственные площадки для обучения и мессенджеры для контактов с детьми и родителями - единообразия не было;

С другой стороны, это была возможность для учителя продумать новые сценарии работы и попробовать разные инструменты.

  • затрудненное планирование работы – у редкого учителя рабочий день получался нормированным;
  • возможность проверки и оценивания выполненных учениками заданий - в более выигрышном положении оказались преподаватели, которые организовали работу на учебных платформах, где есть автоматическая проверка заданий и аналитика;
  • получение обратной связь от родителей - данная связь и подразумевается как двусторонняя, но, по возможности, не круглосуточная как оказалось в реальности;
  • получение обратной связь от коллег – сотрудничество учителей – предметников, классных руководителей, администрации также проходило в режиме онлайн – марафона.

Но, не смотря на проблемы, с которыми столкнулись все участники образовательного процесса во время дистанционного обучения, мы, несомненно, приобрели хороший опыт и знания по работе в заданных условиях. А эти условия заставили нас пересмотреть возможности развития традиционного образования в иных направлениях, коими на текущий момент и является направление цифровой трансформации образования.

Т.е., цифровизация является самым важным ресурсом развития образования в нашей стране.

Цифровая трансформация образования является одним из трендов ведущих образовательных систем мира (Сингапур, Финляндия, Корея).

Необходимость активизации процессов цифровизации в России указывается в национальном проекте «Образование».

С цифровизацией в стране связано, собственно говоря, два национальных проекта. И изначально - это проект «Цифровая экономика». Но поскольку кадры для этого проекта тоже нужны и готовить их нужно заблаговременно, параллельно в рамках нацпроекта «Образование» запущено два федеральных проекта – «Цифровая образовательная среда» и «Учитель будущего».

Таблица 1. Национальные проекты

Национальный проект «Образование»

Федеральный проект “Цифровая образовательная среда”

  • Субъектность как образовательный результат
  • Переход к сетевым моделям
  • Управление на основе больших данных
  • Новые роли и протоколы в образовании
  • Новые системы оценки: надпредметные и «экзистенциальные» навыки, оценка динамики
  • Вовлечение родителей / семей

Федеральный проект “Учитель будущего”

Национальный проект «Цифровая

Федеральный проект “Кадры для цифровой экономики”

Федеральный проект “Нормативное регулирование

Федеральный проект “Информационная инфраструктура”

Согласно целям национального проекта результатом действия федеральных проектов («Точки роста», «Кванториум», IT-куб и др.) становится доступ образовательных организаций региона к технологическим инновациям: новое техническое оборудование, цифровые платформы (образовательные и исследовательские), программные средства и электронные ресурсы для выхода на новый образовательный уровень.

На региональном уровне поставлена задача реализовать целевую модель цифровой образовательной среды (ЦОС).

Целью проекта «Цифровая образовательная среда» является создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.

Цель достаточно объёмная и в ней прописано то, что будет появляться в ближайшем будущем.

Первое важное условие реализации данной цели – условие безопасности. В настоящее время этому удаляется большое внимание, поскольку зачастую в нефильтрованном Интернет – пространстве дети пребывают без контроля взрослых. Проведение различных акций в сети Интернет в рамках и внеучебной деятельности тоже способствуют навыку ответственного поведения и самоконтроля.

Следующий параметр на который обращается серьезное внимание в поставленной цели – саморазвитие и самообразование . Дистанционное обучение напрямую связано с самообразованием и саморазвитием. Причем коренным образом меняется роль учителя в таком формате образования. Учитель не является сейчас носителем уникальной информации – всё уже создано. Главная задача учителя - отбирать нужный материал, помогать детям грамотно ориентироваться в цифровом пространстве, направлять их в достижении образовательных целей. И если учитель в этом компетентен, то сможет легко реализовать электронное обучение, используя различные цифровые платформфы.

Немаловажное условие реализации проекта – подготовка кадров. Сейчас предлагается огромное количество курсов, связанных с цифровой образовательной средой.

И ещё один компонент достижения цели – создание федеральной цифровой платформы. В рамках дистанционного обучения было перепробовано много различных, а разработчики проекта будут добиваться создания единой платформы.

Мы видим, что цифровизация образования – неизбежный этап развития образования. Этапы копьютеризации и информатизации пройдены, цифровизация – следующий этап, предполагающий новые модели образования, управления, новые роли учеников и учителей.

Нормативная база цифровизации опирается на основные документа:

  • Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 N 649 "Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды"
  • Концепция развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования на 2019-2021гг.
  • Методические рекомендации по вопросам внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации от 14 января 2020 г. N МР-5/02

Исходя из данных нормативных документов, для внедрения целевой модели ЦОС в субъекте Российской Федерации создаётся Центр цифровой трансформации образования, который помогает школам реализовывать мероприятия, направленные на информатизацию:

  • электронный документооборот;
  • планирование финансово -хозяйственной деятельности;
  • электронный дневник и журнал;
  • электронная библиотека;
  • учет освоения общеобразовательных и дополнительных образовательных программ;
  • учет достижений обучающихся и др.

Проанализирован уровень сформированности цифровой бразовательной среды (ЦОС) в МБОУ «СШ№10 с углубленным изучением отдельных предметов» выявлено, что образовательное учреждение имеет ряд компонентов, которые уже наполнили цифровую среду ОО.

Таблица 2. Компоненты ЦОС «МБОУ СШ№10 с УИОП»

ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ ЦОС

161 единица ПК и ноутбуков

53 мультимедийных проектора

19 комплектов ( интерактивная доска+ экран+ проектор)

2 компьютерных класса

2 мобильных компьютерных класса

Более 40 единиц множительной техники

Лаборатории по физике, химии, биологии с мобильным презентационным оборудованием

Музыкально – компьютерный центр и видеомонтажная мастерская

Хорошее состояние здания школы и школьных помещений

Инфозона в холе на первом этаже (жк. телевизор 55” с возможностью выхода в сеть Интернет)

ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЦОС

Сайт ОО размещенный на хостинге ucoz, ответственный за размещение информации Князев В.А.

Персональные сайты учителей

Электронный журнал/ дневник «Барс»

Школьная цифровая платформа 5-8 классы

Лицензионное программное обеспечение

Контент для инфозоны - текстовые объявления, изображения, видеоролики, презентации

СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ЦОС

Общение учащихся, учителей, родителей в группах в социальных сетях и мессенджерах

Профессиональные сообщества учителей (школьные и городские методические объединения учителей – предметников, объединения классных руководителей)

Система совместного доступа при работе с документами

Отношения в рамках социального партнёрства (ЕГУ им. И.А.Бунина, Елецкий медицинский колледж, ЕПЭТ, ГУНПО "ПУ № 30", ГУНПО "ПУ № 25",ОАО "Елецгидроагрегат" и др.)

Локальные акты « О режиме занятий обучающихся», « О правилах внутреннего трудового распорядка», «О правилах внутреннего распорядка для обучающихся» , « О комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» и др.

Таким образом, цифровая трансформация представляет собой переосмысление деятельности, обусловленное уникальными возможностями цифровых технологий, где трансформируемая деятельность (образование) является неотъемлемой частью.

Помимо мероприятий, которые уже реализованы и отлажено функционируют в рамках цифровизации в МБОУ «СШ№10 с углубленным изучением отдельных предметов», с сентября 2020 года запускается новый проект – проект персонализированной модели обучения.

Оператором реализации программы является Автономная некоммерческая организация «Платформа новой школы» и Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее».

Являясь членом рабочей группы по организации и изучению работы на данной платформе и учителем немецкого языка, можно подвести промежуточные результаты проведенной подготовительной работы по осваиванию школьной цифровой платформы.

В начале работы в данном формате было множество нареканий со стороны учителей, что содержательный контент не соответствует уже имеющемуся у них календарно – тематическому планированию, учебникам, по которым они работают. Как учитель немецкого языка соглашусь с данными заявлениями. Имея опыт работы в дистанционном режиме, сама использовала в работе многочисленные цифровые ресурсы, из которых следует отметить РЭШ (Российская Электронная Школа) – одна из немногих платформ, на которой учебный предмет « Немецкий язык» присутствует (а на многих других его просто нет). Задания сформированы для обучающихся 2 – 11 классов по разделам, в каждом из которых 17 – 32 разработок уроков, которых не хватает для полноценной работы по освоению предмета.

В противовес имеющимся различным цифровым платформам, школьная цифровая платформа даёт возможность самостоятельно разрабатывать учебные модули, внося весь необходимый для изучения предмета и дополнительный учебный материал.

Среди достоинств функционала школьной цифровой платформы следует также отметить:

  • возможность организовать единое образовательное пространство школы;
  • помощь учителям в изучении и практики новых форм и методов работы с ориентацией на цифровое образовательное пространство;
  • автоматизация многочисленных рутинных процессов (планирование, подбор материала, проверка работ);
  • возможность учеников «управлять» собой: (индивидуальный темп и уровень выполнения учебных модулей, позволяет им самим нести долю ответственности за результат своего обучения);

Таким образом, цифровая платформа выполняет роль организатора учебного процесса, является площадкой совместной деятельности учителя, ученика, школьного и классного сообществ в работе по реализации учебных целей и задач.

Подводя итог, мы видим и понимаем , что любые нововведения принимаются участниками образовательного процесса не сразу, и не всегда на «ура», но они просто необходимы как реалии современности. Цифровая трансформация образования является новой возможностью развития традиционного образования.

Читайте также: