Какое соотношение сторон имеет кашетированный формат при цифровом кинопоказе

Обновлено: 07.07.2024

С некоторых пор в профессиональных кругах принято делить кинотеатры на современные и несовременные. Зрителей, которые ходят в первые, подсчитывают, а затем публикуют суммы сборов той или иной картины. О вторых обычно молчат. В них, конечно, люди тоже ходят, но только за неимением выбора. Несовременные кинотеатры никогда не показывают «первый экран» (фильмы, демонстрируемые кинотеатрами в первую неделю общероссийского проката), их нет в торговых центрах, и такие определения, как «мультиплекс», «многозальник» и «цифровой», точно не про них.

В этом материале мы расскажем о современных российских кинотеатрах, осуществляющих коммерческие показы с кинопленки или с помощью цифровой проекции, имеющих многоканальный звук и уютный зал. Кстати, кинотеатры у нас давно не строят, их, словно гарнитур в кухню, встраивают в крупные торговые центры, нередко уже существующие. К тому же многозальность и малая вместимость отдельно взятого зала — еще одно отличие кинотеатра современного.

Свет

В помещении аппаратной кинотеатра центральное место по-прежнему занимают кинопроекторы, как правило, европейского производства. Их конструкция мало изменилась за более чем историю. Например, остался мальтийский механизм (механизм, обеспечивающий прерывистое движение пленки через фильмовый канал с заданной частотой), осуществляющий прерывистое транспортирование кинопленки через фильмовый канал проектора (канал служит для удержания кинокадра в неподвижный момент проецирования в строго определенной плоскости относительно проекционного объектива. Он должен препятствовать перемещению кинопленки по инерции после продергивания ее механизмом прерывистого движения). Обновились же только два узла: осветительно-проекционная система (ОПС) и блок считывания звука.

В годах на смену лампам накаливания и угольным дугам пришли ксеноновые лампы. Выбор этого газа в качестве наполнителя лампы не случаен — спектр свечения ксенона близок к спектру дневного света. Иной стала и конструкция ОПС — лампы сейчас занимают не вертикальное, а горизонтальное положение, благодаря чему световой поток при использовании лампы той же мощности увеличился. В кинотеатрах устанавливают проекторы со световым потоком от 7000 до 20 000 люмен.

Что любопытно, и в звукосчитывающем блоке аппарата теперь не применяются лампы накаливания, вместо них стоят светодиоды и полупроводниковые лазеры. А все потому, что аналоговые звуковые дорожки, занимающие участок между кадром и перфорациями на кинопленке, в настоящее время изготавливают по бессеребряной технологии (это порядком удешевляет производство). Обычные лампы не способны обеспечить требуемый уровень модуляции при считывании бессеребряной фонограммы из-за слишком широкого спектра распределения мощности излучения.

Звук

Отсутствие таблички «Dolby Digital» на входе в кинотеатр больше не означает, что в зале нет многоканального звука. Этот формат стал нормой, вот его и не указывают. Ведь и на телевизорах уже давно не пишут «цветной». В формате Dolby Digital сигнал записан блоками между перфорациями кинопленки. Большинство фильмокопий, выпускаемых отечественными лабораториями, содержат одновременно и аналоговую звуковую дорожку Dolby SR и цифровую Dolby Digital.

Цифровой сигнал поступает на вход процессора, который декодирует его и подает на усилители. Система позволяет восстанавливать без потери качества до четырех идущих подряд утраченных цифровых блоков (то есть целый кадр). Если утрачен более значительный участок фонограммы, процессор автоматически переключается на сигнал Dolby SR и ждет восстановления потока цифровых данных. Таким образом, аналоговая система записи звука по-прежнему необходима, она выполняет функцию резервной.

Вообще, воспроизведение аналоговой фонограммы во время киносеанса — ситуация рядовая и не расценивается персоналом как отклонение от нормального режима работы. К тому же едва ли среди обычных зрителей найдется специалист, способный на слух отличить пятиканальный аналоговый звук от шести-семиканального цифрового, если по ходу сеанса процессор на короткий период сменит режимы воспроизведения. Причины подобных переключений могут быть разные — от плохого качества изготовления самой фонограммы или ее износа до неправильной настройки кинопроцессора и считывающих головок.

Стоит заметить, что существующая система воспроизведения звука в современном кинотеатре весьма надежна. Конструкция кинопроцессора такова, что при возникновении программного сбоя он перейдет в аварийный режим. Тогда будет идти монофонический звук через АС центрального канала или, в зависимости от конфигурации, через три фронтальных канала. Известен случай, когда в одном из московских кинотеатров в период новогодних праздников отказался работать кинопроцессор и все фильмы, включая нашумевшую «Иронию судьбы: Продолжение», демонстрировались в аварийном монофоническом режиме. Зрители остались довольны.

При разработке формата Dolby Digital была предусмотрена его модернизация, что вскоре и произошло. Появилась усовершенствованная технология Dolby Digital Surround EX, позволяющая из левого и правого канала получить еще один — тыловой. Фильмы, записанные по такой системе, к сожалению, идут очень редко. По некоторым данным, в настоящий момент в этом формате в Москве демонстрируется лишь рекламный ролик одного известного мобильного оператора. Оттого-то и вызывает сомнения успешность (по крайней мере, в России) последней разработки лаборатории Dolby — звукового киноформата Dolby Digital Surround 7.1. Широко продвигаемые на западе цифровые пленочные форматы SDDS (Sony Digital Dynamic System) и DTS (Digital Theatre Systems) распространения в России тоже не получили.

Кадр

Что касается форматов кадра, используемых в современных кинотеатрах, то их можно разделить на две группы: широкоэкранные кашетированные (соотношение сторон 1,85:1 и 1,66:1) и широкоэкранный анаморфированный (соотношение сторон 2,35:1). Форматы 2,35:1 и 1,85:1 наиболее распространены, отсюда и наличие в проекторах двух объективов — анаморфотного и обычного (1,85:1), с двумя-тремя форматными рамками.

Форматы кадра
Анаморфированное кино снимают кинокамерой с анаморфотной насадкой на объективе. Оптическая система уменьшает (сжимает) изображение по горизонтали в два раза. На снятом таким образом кадре картинка выглядит искаженной, вытянутой. Однако при демонстрации кино оптическая насадка, установленная на объективе проектора, растягивает изображение по горизонтали также в два раза. Таким образом, картинка полностью восстанавливается. Из всех широкоэкранных форматов этот имеет наибольшее поле кадра, а соответственно, и информационную емкость. Кашетированный же кадр ужасно нерационален, поскольку изображение в нем занимает чуть более половины возможной высоты, тогда как остальная часть остается незадействованной. В то же время «каше» прекрасно вписывается в широкое экранное поле.

Широкоэкранный кашетированный формат 1,66:1 широко используется в Европе. Однако у нас стандартным фактически стало полотно 2,35:1; соответственно, при проекции кашетированных фильмов на такой экран его левая и правая части оказываются незадействованными. Правда, далеко не все залы оборудованы системой кашетирования, которая закрывает лишнюю площадь при проекции изображения в отличных от 2,35:1 форматах, выравнивая таким образом горизонтальные границы изображения на экране. Кстати, по нашим наблюдениям, именно эта недоработка кинозалов дает повод зрителям задуматься о многообразии киноформатов. И вызывает также ощущение, будто где-то в чем-то тебя обманули.

Процитируем пост с одного форума: «Ходили с друзьями на "Золотой век", и что вы думаете — рекламу прокрутили на всю ширину экрана, а как до фильма дело дошло, так срезали половину! Что за неуважение? На таком экране я и дома мог его посмотреть! Как это объяснит мне администрация?!» Или вот: «А что творится с экранами в "Каро" на "Пионерской"? У них вечно изображение не помещается на весь экран!»

Цифровые кинотеатры

Цифровое оборудование везде и всюду вытесняет аналоговое, однако имеющиеся в наших кинотеатрах цифровые проекторы показывают классические фильмы вовсе не лучше пленочных, а вдобавок очень дороги и не упрощают работу обслуживающего персонала. Но у кинотеатров нет сегодня другой возможности показывать объемное кино, а оно весьма популярно у зрителей.

Еще два года назад в залах с техникой можно было посмотреть так называемое красно-синее кино, для демонстрации которого не требовалось ровным счетом ничего, кроме стандартного кинопроектора и одноразовых картонных очков. Но качество стереоизображения, получаемого таким способом, было настолько низкое, что отечественные прокатчики решили полностью отказаться от анаглифических фильмов.

Пленочное стереокино теперь крутят только в нескольких чудесным образом уцелевших кинотеатрах-аттракционах канадской сети IMAX. Но и этот гигант, с гигантским же форматом кадра, с 2008 года взял курс на цифровую проекцию.

Технология нулей и единиц

Западная киноиндустрия сейчас полностью сосредоточилась на выпуске стереокартин в цифровом формате. Технология нулей и единиц значительно удешевляет тиражирование и распространение копий. Проекция обычных (2D) лент осуществляется со стандартной для кинематографа частотой 24 кадра в секунду. В случае показа стереофильма (3D) частота удваивается, и кадры стереопары попеременно проецируются на экран.

Здесь, как и в бытовой технике, есть две группы стереосистем: активная, с ЖК-очками, и пассивная, на основе либо поляризационного метода сепарации стереопары, либо деления цветов. Поступающий в кинотеатр 3D-контент, будь то кинокартина или запись спортивных состязаний, никак не привязан к какому-то определенному типу стереосистемы. Поэтому качество его воспроизведения будет зависеть только от правильной работы всего цифрового комплекса, включающего цифровой кинопроектор, сервер воспроизведения цифрового контента и саму стереосистему. Сервер воспроизведения, или, иначе говоря, медиаблок, в отличие от 3D-системы представляет собой неотъемлемую часть всякого комплекса для показа цифровых фильмов.

В основе девяти из десяти цифровых кинопроекторов лежат три 2K Texas Instruments, и только в продукции компании Sony используется жидкокристаллическая технология 4K SXRD. Модельный ряд цифровых проекторов любого производителя представляет собой устройства, отличающиеся друг от друга главным образом значением светового потока.

Посторонним вход запрещен

Интересно, что к показу цифровых фильмов допущены далеко не все медиаблоки и тем более проекторы. Да, именно «допущены» — содружеством семи ведущих голливудских киностудий, именуемым DCI (Digital Cinema Initistives). DCI — законодатель в области стандартов цифрового кинематографа. Трудно поверить, но только 40 аппаратов из всего многообразия высококачественных видеопроекторов могут показывать настоящее большое кино. Стандарты DCI распространились далеко за пределы США, став, по сути, мировыми. Вопрос разрешающей способности матрицы, цветовых характеристик изображения и величины светового потока цифрового кинопроектора, конечно, важен и даже прописан в соответствующем стандарте. И все же на первый план выдвигается многоуровневая защита фильма от кражи в кинотеатрах.

Чтобы подлинно кинотеатральные аппараты, отвечающие строгим требованиям DCI отделить, от проекторов другого назначения, им дали название а все прочие отнесли к категории E-Cinema. Ни один бытовой проектор не сможет воспроизвести настоящий цифровой фильм без специального разрешения из Голливуда. Все проекторы находятся под строгим контролем производителей и дистрибьюторов кинокартин.

Ключи и фильмы

Файлы, поставляемые цифровым кинотеатрам на жестких дисках, включают, помимо самого фильма, определенные метаданные, разрешающие воспроизведение только с использованием проекционной аппаратуры Видео в таком файле занимает Согласитесь, ленту подобного размера никогда не встретить в домашних видеотеках и торрентах. Но для большого кино и этого мало — на самом деле кинофильм «весит» несколько терабайт, просто при создании цифрового мастера для загрузки в медиаблок используется специальный алгоритм сжатия JPEG2000. Вот он-то и позволяет без значительного снижения качества на порядок уменьшить размер фильма на диске.

Для защиты от пиратов в цифровом кино имеется целая система мер. Например, показ картины возможен только при наличии в сервере воспроизведения специального файла, называемого ключом воспроизведения. Ключ содержит информацию о периоде демонстрации ленты в данном кинотеатре, а также серийный номер сервера воспроизведения. Перед началом проката кинофильма дистрибьюторы рассылают ключи кинотеатрам по электронной почте. При получении файл переносится персоналом заведения с компьютера на флешку и загружается в соответствующий сервер воспроизведения.

Цифры в пользу «Цифры»

При составлении рекомендаций по цифровой проекции влиятельные участники консорциума DCI единогласно высказывались за то, чтобы оговоренная будущими стандартами разрешающая способность нового оборудования не уступала пленочной, а лучше, чтобы значительно ее превышала. Не многим известно, что рядовая картина, будучи скопированной на кинопленку, после прохождения всех стадий кинопроизводства (а любой фильм «широкого проката» неминуемо проходит оцифровку на этапе Digital Intermediate, и работа в этот период ведется исключительно с виртуальной копией) имеет разрешение примерно элементов изображения по горизонтали. Об этом говорят исследования многих отечественных и зарубежных научных деятелей.

В то же время, учитывая, что угол поля зрения при просмотре широкоэкранной ленты в кинотеатре составляет около 70°, а разрешающая способность зрительного анализатора человека в условиях кинотеатра не превышает двух угловых минут, выходит, что реальная пленочная картинка не дотягивает до желаемого результата в 2100 горизонтальных элементов.

В соответствии с теоремой Котельникова (или критерием Найквиста) для передачи требуемого количества элементов изображения (пикселов) без искажений кинематографическая система должна иметь 2×2100 элементов дискретизации. Тогда идеальным для существующей в мире системы построения кинозалов (35 мм) было бы разрешение кинопроектора 4096×2160 пикселов, так называемые 4K. Собственно, спецификация DCI и предусматривает два значения разрешающей способности для цифрового кинооборудования — 2K и 4K.

Качество

В теории все выглядит красиво и четко — есть цифры, есть расчеты, в результате которых делаются выводы. Техническая наука не любит двузначности. Она говорит: «Да, цифровая проекция лучше пленочной. Качество изображения выше, и оно не меняется от сеанса к сеансу. Нет царапин, нет дрожания картинки на экране, как в случае с пленкой». Науке технической вторит наука экономическая: «Пока еще цифровое оборудование значительно дороже Но владелец цифрового проектора может быть спокоен — все киноновинки попадут к нему в кинотеатр. Стоит ему только этого захотеть. И это не все — имея цифровое оборудование, можно показывать 3D-ленты, а это увеличивает прибыль как минимум на 50% при тех же энерго- и трудозатратах».

Теперь практика. Все существующие сегодня цифровые залы в России оборудованы кинопроекторами с разрешением 2K. Стоимость билета на просмотр одного и того же не стереоскопического фильма с цифрового проектора и с пленки одинакова. Информации о том, какой вид кинопоказа вам будет предложен, вы нигде не найдете. Причина проста: не прошедший специальную подготовку зритель «носа не подточит» — «цифра» и пленка не будут иметь для него качественных различий. И чем дальше от экрана сядет этот неподготовленный зритель, тем лучше. С одной оговоркой — если оборудование и киноматериалы находятся в надлежащем состоянии, а это в случае варианта, увы, бывает крайне редко, что особенно заметно при демонстрации пленочного рекламного блока — ролики, как правило, безбожно затерты, иссечены царапинами, изобилуют множеством склеек. Резкость почти всегда плавает от ролика к ролику и от одной части фильма к другой, а немногочисленные киномеханики, бегающие между десятком залов, едва ли в состоянии проконтролировать даже начало киносеанса.

И поскольку качество кинопоказа сегодня никто, кроме зрителя, не контролирует, выбирайте «цифру», даже если интересующий вас фильм снят не в 3D. Она, по крайней мере, избавляет от влияния столь значимого в последнее время человеческого фактора.

Журнал DVDxpert — компас в мире Hi-Fi и High End техники и другой Stereo и Home Cinema аппаратуры.

Содержание

Развитие кашетирования

Первыми кашетированными форматами стали версии классического формата, в которых кадр был уменьшен [5] по высоте, изменив соотношение сторон в широкоэкранную сторону. Для этого при явном кашетировании в киносъёмочном аппарате была использована маска — «каше» — затеняющая изображение кадра сверху и снизу. Однако, чаще применялось скрытое кашетирование, когда обрезка изображения происходила только в процессе печати фильмокопий или уже при кинопроекции. Впервые такая технология была применена в 1953 году киностудией «Парамаунт», выпустившей на экраны фильм «Шейн» с кашетированием до соотношения 1,66:1 [6] . Такой формат мог быть как производственным, так и прокатным, поскольку с негатива возможна контактная печать совмещённой фильмокопии. Но площадь кадра такого негатива значительно меньше, чем классического, что отрицательно сказывается на качестве изображения, требующего бо́льшего увеличения на экране [4] . Поэтому вскоре стали появляться чисто производственные кашетированные форматы с размером кадра, превосходящими классический или сопоставимыми. Бурное развитие таких форматов связано с ростом востребованности телевизионного кинопоказа и необходимостью согласования широкоэкранного изображения с телевизионным форматом 4:3.

Производственные форматы

Форматы «Технископ», «Супер-35» и УФК являются производственными и не применяются для печати прокатных фильмокопий.

«Супер-35»

Разновидность формата «Супер-35» с шагом в 3 перфорации требует специального грейферного механизма. Такой шаг кадра особенно популярен при использовании технологии Digital Intermediate [7] с последующей цифровой обработкой отсканированного негатива, поскольку не допускает физическую склейку монтажных кусков кинопленки из-за чрезвычайно узкого межкадрового промежутка. Формат кадра соответствует прокатному формату «Юнивизиум» [8] , использующемуся для печати фильмокопий с цифровой оптической фонограммой, поэтому возможна контактная печать таких фильмокопий с этого варианта «Супер-35».

Технископ

В настоящее время существует разновидность формата «Супер-35», которая использует для изображения всю ширину киноплёнки между перфорациями и такой же шаг кадра, как у «Технископа». Укороченный шаг кадра вдвое сокращает расход кинопленки и позволяет понизить шумность киносъёмочного аппарата. С негатива, снятого в таком формате возможна оптическая печать кашетированных фильмокопий, использующих стандартный шаг кадра в 4 перфорации, но при этом неизбежно срезание части изображения. В современной цифровой технологии «Супер-35» в 2 перфорации используется для создания рабочего негатива широкоэкранных фильмов с соотношением сторон кадра 2,39:1 и предназначен для сканирования. Многие киносъёмочные аппараты выпускаются с модульным лентопротяжным трактом, позволяющим использовать различный шаг кадра или оперативно перенастраивать его на 2, 3 или 4 перфорации, что даёт возможность снимать на все три варианта формата «Супер-35».

В современном кинематографе формат «Супер-35» и его разновидности практически вытеснили все остальные форматы негатива вследствие повсеместного использования цифровых технологий кинопроизводства.

Прокатные форматы

Для изготовления прокатных совмещённых фильмокопий наибольшее распространение получили кашетированные форматы, которые используют меньший по высоте кадр на кинопленке, но тот же шаг кадра в 4 перфорации, что и кинофильмы обычного формата. Это позволяет снимать и демонстрировать такие фильмы тем же оборудованием, которое используется для фильмов обычного формата с простой заменой кадровой рамки на рамку с другой формой кадрового окна. Как правило, это форматы с соотношением сторон кадра 1,85:1, 1,66:1 или 2:1 и стандартной оптической фонограммой. Большинство кинопроекторов, рассчитанных на демонстрацию кинофильмов обычного формата, позволяют показывать кашетированные фильмы, используя специальную кадровую рамку и короткофокусный объектив. Такие форматы фильмокопий используются для печати с производственных кашетированных форматов или с анаморфированного или широкоформатного негатива. В двух последних случаях может происходить срезание части изображения по технике Pan & scan.

Распространение

Кашетированные форматы уступают широкоэкранному и широкоформатному кино по информационной емкости изображения вследствие малой площади кадра, но в настоящее время наиболее часто используются в кинопроизводстве вследствие повсеместного распространения цифровых технологий, предусматривающих сканирование негатива и последующие монтаж и обработку изображения при помощи компьютера. Значительно возросшее за последние десятилетия фотографическое качество киноплёнок позволило отказаться от форматов с большой площадью кадра в пользу кашетированных, более удобных и дешёвых в кинопроизводстве.

Димка Барагозин

Digital Cinema (цифровое кино), цифровая технология предназначенная для распространения и показа кинокартин в кинотеатрах. Кинокартины в формате DCP
(Digital Cinema Package) распространяются на жестких или оптических дисках, а так же по спутниковым каналам. Проекция происходит с использованием специальных проигрывателей и цифровых проекторов.
Преимущества рекламы в кинотеатрах - это возможность размещать рекламу по выбранной схеме, выбирать фильм, обладать гарантированной посещаемостью. Исследования показывают, что ролики в кинотеатрах обладают высокой коммуникационной эффективностью, широким региональным охватом молодой платежеспособной аудитории.
Мы предлагаем проведение рекламной кампании путем адаптации обычного рекламного видеоролика для дальнейшего применения в цифровых кинотеатрах. Киномеханику остается только добавить ваш ролик в плейлист перед показом.
_______________________________________
Разрешающая способность:
Основными стандартами разрешения цифрового кино считаются 2К и 4К. Эти обозначения отражают, главным образом, горизонтальное разрешение кадра, в отличие от вертикального (количество строк) в телевизионных стандартах. Цифра в обозначении стандарта цифрового кинематографа указывает округлённое количество пикселей по длинной стороне кадра в тысячах. То есть, разрешение в 4К примерно соответствует 4000 пикселей. Более точные цифры зависят от соотношения сторон кадра, стандарты которого в цифровом кино отличаются от стандартов ТВЧ. Основные стандарты разрешения для цифрового кинопоказа показаны в таблице:

Обычное 2D:
2K, широкоэкранный (Scope 2.39:1) разрешение 2048x858 пикселей;
2K, кашетированный (Flat 1.85:1) разрешение 1998x1080 пикселей;
4K, широкоэкранный (Scope 2.39:1) разрешение 4096x1716 пикселей;
4K, кашетированный (Flat 1.85:1) разрешение 3996x2160 пикселей;

Стерео 3D:
2K, широкоэкранный (Scope 2.39:1) разрешение 2048x858 пикселей;
2K, кашетированный (Flat 1.85:1) разрешение 1998x1080 пикселей.
________________________________________________________________________
Так что же, все таки, такое Flat и Scope, на более понятном языке?
Это два стандарта широкоформатного соотношения сторон экрана, которые сегодня используются в цифровом кино.

Как видно из примеров представленных ниже, картинка scope имеет более вытянутые пропорции чем картинка во Flat.
При демонстрации фильма в одном из этих форматов необходимо, чтобы рекламный блок был такого же формата. Поэтому мы конвертируем видеоролик в оба формата, чтобы его без проблем могли воспроизвести перед любым сеансом.

Соотношение сторон экрана или форматное соотношение — это отношение горизонтальной и вертикальной стороны экрана устройства, понятие в фотографии, кинематографе и телевидении, описывающее формат изображения. Один из основных параметров всех кинематографических систем и телевизионных стандартов. Применительно к компьютерным мониторам и другим устройствам отображения термин используется в качестве технического параметра дисплея.

Соотношение сторон экран телевизора монитора примеры

Таблица соотношения сторон экрана телевизора монитора

Соотношение сторон экрана

Квадратный кадр до недавнего времени использовался только в фотографии. Преимуществом такого соотношения сторон была возможность конструирования аппаратуры, не требующей поворота для выбора вертикальной или горизонтальной компоновки кадра. Наиболее известные форматы квадратного кадра — среднеформатный 6×6 сантиметров и малоформатный тип-126 с кадром 28×28 миллиметров. Гораздо шире известен квадратный формат 7,9×7,9 см интегральных комплектов для моментальной фотографии серий Polaroid «SX-70» и тип-600. Считается, что особенности этих технологий и формат кадра стали основой квадратных изображений социальной сети Instagram. В кинематографе квадратный кадр 18,67×18,67 миллиметра использовался для фильмокопий системы «Суперскоп», при проекции дававший широкоэкранное изображение. В настоящее время квадратный кадр получил широкое распространение в мобильном видео. Большую роль в этом сыграла социальная сеть Instagram с квадратным форматом фотографий.

Модели компьютерных мониторов с разрешением 1280×1024 пикселя обладают таким соотношением сторон экрана. В повседневной практике им часто приписывают соотношение 4:3, что не совсем верно. В 2010х годах постепенно вытесняются широкоэкранными мониторами 16:10 и 16:9.

С 1895 года кадр большинства кинематографических систем на 35-мм киноплёнке имел размеры 18×24мм, обеспечивая соотношение сторон 1,33:1. Отсутствие оптической фонограммы на плёнке давало возможность занять изображением всю ширину между перфорациями, равную 1дюйму (25,4мм). В современном кинематографе такой кадр иногда называется «немым» и используется в производственном формате «Супер-35» со стандартным шагом кадра в 4 перфорации. Полуформатные фотоаппараты имеют кадр, совпадающий с немым кинематографическим, и то же соотношение сторон.

Сенсоры формата «Супер-35» с таким соотношением сторон применяются в большинстве цифровых кинокамер, однако в практической деятельности используется только часть площади сенсора при съёмке со скрытым кашетированием, или изображение, снятое анаморфотной оптикой, впоследствии трансформируется в широкоэкранное. Поэтому конечное изображение, получаемое с такой киноплёнки или цифровой камеры, имеет другое соотношение сторон кадра.

В аналоговом телевидении стандартной чёткости стандартным считается соотношение сторон экрана 4:3, позаимствованное у кинематографа. В цифровом телевидении 4:3 используется наряду с другими форматами, а для алгоритма компрессии MPEG-2 это стандартный кадр. Современные цифровые компактные фотокамеры обладают таким же соотношением сторон кадра, ведущим своё происхождение от соотношения сторон экрана первых компьютерных мониторов и стандартов разрешения VGA и EGA. Наиболее распространённый формат мониторов до середины 2000х годов с разрешениями 1024×768, 1152×864 и 1600×1200 пикселей. Позднее телевизоры и мониторы формата 4:3 начали вытесняться широкоэкранными мониторами с соотношением сторон 16:9.

Формат IMAX использует широкую киноплёнку 70мм с продольным расположением кадра. Ключевая особенность формата заключается в планировке кинозала с экраном, рассматриваемым с небольшого расстояния. За счёт этого границы изображения становятся малозаметными, повышая эффект присутствия. Соотношение сторон экрана, близкое к классическому, примерно соответствует полю зрения человека. Такое же соотношение сторон экрана даёт стандартный формат на 16мм киноплёнке.

С появлением звука в кинематографе соотношение изменилось, поскольку теперь на плёнку впечатывалась оптическая фонограмма. Это привело к изменению размеров кадра и новому соотношению 1,37:1 (более точно, 1,375:1) классического формата, поскольку для сохранения прямоугольного кадра при том же его шаге потребовалось увеличить межкадровый промежуток. Такое решение уменьшило полезную площадь изображения на плёнке, но дало возможность использовать те же механизмы киноаппаратуры, что и в немом кино. Соотношение сторон кадра, называемое «классическим», было узаконено в 1932г. Американской академией киноискусства. Академический кадр считается близким к телевизионному кадру 4:3 и по телевидению стандартной чёткости передаётся целиком практически без потерь.

В середине 1950х годов обычный формат с классическим соотношением стал уступать своё место форматам с более широким экраном. Это было вызвано в первую очередь широкой популярностью телевизионного вещания в США и резким падением доходов от кинопроизводства и кинопроката. Конкуренция с цветным телевидением привела к почти полному переходу кинопроизводства на цветную плёнку и к увеличению производства киноспектаклей, поставленных с большим размахом, а затем и к изменению соотношения сторон увеличившихся киноэкранов.

Соотношение сторон негатива кинематографического формата «Виста-Вижн» (англ. VistaVision), в котором кадр расположен вдоль киноплёнки, передвигающейся в аппарате горизонтально, так же как в аппаратуре IMAX. Кадр «Виста Вижн» по размеру и расположению близок к малоформатному фотографическому негативу, снятому на фотоплёнке (тип-135) или среднеформатному кадру 6×9см. В отличие от практически не использующегося широкоплёночного формата, кадр размером 24×36мм до сих пор существует без каких-либо изменений почти 100лет. Такое же соотношение сторон фотоотпечатка 10×15см позволяет печатать малоформатный кадр без потерь. В современной цифровой фотографии подавляющее большинство однообъективных зеркальных цифровых фотокамер обладает таким соотношением сторон кадра. Это относится не только к «полнокадровой матрице», имеющей физический размер, равный пленочному, но и к матрицам таких же камер, обладающим уменьшенными размерами. Многие цифровые фотоаппараты, не являющиеся зеркальными, также имеют такое соотношение сторон кадра и матрицы.

Соотношение сторон экрана, узаконенное как промежуточный международный формат, использующийся в период перехода от аналогового телевещания стандартной чёткости в формате 4:3 к цифровому с кадром 16:9. Соглашение отражено в рекомендации ITU под номером BT.1379 и предусматривает такое соотношение для одновременного вещания того же контента в разных форматах. При производстве телепрограмм используется видео, снятое в формате 16:9, со скрытым кашетированием до формата 14:9. В случае аналогового вещания изображение видеозаписи обрезается до формата 14:9 и вписывается в кадр 4:3 с леттербоксингом. В обычных телевизорах такое изображение с узкими чёрными полями сверху и снизу заполняет бо́льшую часть экрана, чем в случае трансляции полного кадра 16:9 в той же технике. При этом обрезке подвергаются относительно небольшие части кадра 16:9, не содержащие сюжетно важных деталей. Это не требует пансканирования исходного видео и позволяет переводить формат автоматически. На широкоэкранных телевизорах, большинство из которых имеет установку «14:9» такое изображение заполняет бо́льшую часть экрана без искажения пропорций. В случае цифрового вещания в формате 16:9 исходная видеозапись может быть использована без обрезки.

Такой формат особенно актуален при одновременном вещании по цифровой и аналоговой технологиям в период перехода к цифровому телевидению, осуществляемому в России до 2015г.. 01.06.2011г. Первый канал, первым из федеральных каналов России перешёл на формат вещания 14:9 (для аналогового эфирного и кабельного вещания) и 16:9 (для цифрового и спутникового вещания). В кинематографе близкое соотношение сторон было у кадра советского производственного формата УФК. Получаемое на киноплёнке изображение без больших потерь трансформировалось при печати в широкоэкранные форматы, и при этом годилось для показа по телевидению. Однако, исходное соотношение сторон никогда не использовалось в конечных копиях, оставаясь лишь форматом негатива.

Соотношение сторон экрана первых широкоформатных компьютерных мониторов, а также экранов многих моделей ноутбуков с разрешениями 1280×800, 1440×900 и 1680×1050 пикселей. В маркетинговых целях часто обозначается как 16:10. Наиболее близко к величине «золотого сечения» 1,6180339887. Такое соотношение сторон очень популярно у Apple MacBook, в частности у MacBook, MacBook Pro и у MacBook Air.

Кинокомпания «Парамаунт» (англ. «Paramount Pictures») первой разработала широкоэкранную киносистему с кашетированным кадром, отличающуюся от классического уменьшенной высотой кадра, рассчитанного на проекцию короткофокусным объективом на большой экран. Первый фильм «Шейн», снятый по такой технологии и вышедший на экраны в марте 1953г., обладал соотношением сторон 1,66:1. В мае 1953г. кинокомпания «Юнивёрсал Пикчерз» (англ. Universal) выпустила первый кашетированный фильм с соотношением сторон 1,85:1. Технология быстро стала популярной и получила статус международного стандарта. В Европе наибольшее распространение получил формат 1,66:1, а в США и Северной Америке — 1,85:1.

В современном цифровом кинематографе последний стандарт стал одним из двух основных — Flat. Соотношение сторон 1,66:1 имеет кадр негатива производственного формата «Супер-16».

Широкоэкранный формат 16:9 используется в телевидении высокой чёткости (ТВЧ, HDTV) и при цифровом вещании телевидения стандартной чёткости (SDTV). В ТВЧ этому соотношению соответствуют разрешения 1920×1080 и 1280×720 с квадратным пикселем, а в телевидении стандартной чёткости используется цифровое анаморфирование и прямоугольный пиксель. Является стандартным соотношением сторон экрана в телевизорах с широким экраном и наиболее распространённым в современных компьютерных мониторах. Чаще всего встречаются разрешения мониторов 1920x1080, 1600×900, 1366×768, а также соответствующие стандартам ТВЧ. Соответствует соотношению сторон кинонегатива, снятого в формате «Супер-35» с шагом кадра в 3 перфорации. Такое же соотношение сторон было у кадра негатива вышедшей из употребления усовершенствованной фотосистемы.

Один из стандартов кашетированных фильмов и формат изображения контактной фильмокопии «Виста-Вижн» с размерами кадра 18×36мм (по другим данным кадр фильмокопии обладал соотношением 1,96:1). Киносистема «Суперскоп» была основана на квадратном кадре фильмокопии, который проецировался на экран с двукратным анаморфированием, давая изображение с пропорциями 2:1. Такое же соотношение сторон считается стандартным для современных форматов широкоэкранных фильмокопий «Юнивизиум» и «Максивижн» (англ. Univisium, Maxivision) с укороченным шагом кадра и без аналоговой оптической фонограммы. Современные телесериалы в сетях онлайн-дистрибуции стали часто использовать этот формат.

Соотношение сторон замеченное у смартфонов фирмы Samsung в первый раз на модели Samsung Galaxy S8. Технология также называется WQHD+. Соотношение сторон имеет разрешение 2960x1440.

Соотношение сторон замеченное у смартфонов фирмы "Apple" в первый раз на модели iPhone X. Соотношение сторон имеет разрешение 2436×1125.

Соотношение сторон имеет разрешение:

— 5.8” дюйма, Full HD+ 2280x1080 пикселей, 1080p, 19:9.

— 6.1” дюйма, Full HD+ 3040x1440 пикселей, 1440p, 19:9.

— 6.4” дюйма, Full HD+ 3040x1440 пикселей, 1440p, 19:9.

Соотношение сторон кадра большинства широкоформатных киносистем, основанных на использовании широкой киноплёнки 70мм и сферической оптики. Первой из таких систем стала американская «Todd-AO», на основе которой разработана советская система широкоформатного кино НИКФИ (Sovscope70) с тем же соотношением сторон кадра 2,2:1. В настоящее время существует только как формат фильмокопий, печатающихся с негатива, снятого в формате «Супер-35» или — реже — в одном из анаморфированных форматов.

Формат экрана LED-телевизоров, выпускаемых некоторыми производителями. Впервые такой экран с диагональю 56 дюймов создан компанией Philips в 2009г. Такое соотношение сторон наилучшим образом подходит для просмотра фильмов, снятых по системе CinemaScope или его современных версий с кадром 2,39:1.

Киноформат, идеально соответствующий оригинальному формату 2.39:1, который используется в кинематографии. А это значит, что на сверхшироком экране телевизора вы больше не увидите черных полос или урезанного изображения. Вы будете наслаждаться только действием на экране — как оно было задумано режиссером. Рынок контента к таким устройствам еще не готов. Согласно результатам исследования, проведенного Philips, 65% всех DVD и Blu-ray дисков сняты и представлены в формате 2.35:1 Cinemascope, т.е. для соотношения сторон 21:9. Однако, технически изображение записано в более широком формате – 16:9 и черные полосы сверху и снизу физически присутствуют в сигнале. Таким образом, для отображения на широкоформатном экране видео нужно растягивать и обрезать, что негативным образом скажется на его четкости и сведет на нет преимущества высокого разрешения нового ТВ. В общем, повторяется история с 4:3 и 16:9; слово за производителями дисков.Изображение

В 1953г., кинокомпанией «20 век Фокс» был внедрён анаморфированный формат «Синемаскоп» (англ. «CinemaScope»), позволивший с помощью анаморфотной киносъёмочной оптики использовать стандартную 35мм киноплёнку и стандартное киносъёмочное и кинопроекционное оборудование с незначительными модификациями. Соотношение ширины и высоты кадра стало привычным 2,35:1 после добавления оптической фонограммы к четырём магнитным. Сегодня система «Синемаскоп» практически не применяется, а вместо неё используются камеры и анаморфотная оптика фирм «Panavision» и «Arri».

Советская система широкоэкранного кино использовала принцип оптического сжатия изображения и способ звуковоспроизведения разработанные для системы «Синемаскоп». На подобных принципах были построены и другие анаморфотные широкоэкранные системы такие как «Tohoscope», «Dialyscope», «Franscope», «Grandscope», «Agascope», «Arriscope» и тому подобное.

В 1970г. для уменьшения заметности склеек негатива и фильмокопий анаморфированных форматов, высота кадра была немного уменьшена, и формат приобрёл окончательное соотношение 2,39:1—2,4:1. Последняя цифра является округлённым значением. В настоящее время соотношение сторон кадра 2,39:1 (Scope) является одним из стандартных форматов современного широкоэкранного цифрового кинематографа.

Соотношение сторон ранних анаморфированных форматов, в том числе «Синемаскоп» и «Синемаскоп-55». Такое соотношение сторон экрана существовало до 1954г., когда к четырёхканальной магнитной фонограмме была добавлена стандартная оптическая, занявшая часть пространства фильмокопии, отводившегося изображению. В настоящее время не используется.

Чтобы увеличить горизонтальное поле зрения и усилить восприятие фильма, кинокомпанией «Синерама» (англ. Cinerama) была изобретена и коммерчески внедрена панорамная система трёхплёночной киносъёмки и кинопроекции на специальных, сильно изогнутых огромных экранах шириной до 30м с соотношением ширины и высоты кадра 2,6:1. Система «Синера́ма» предусматривала высококачественный способ записи и воспроизведения семиканального объёмного звука с отдельной 35мм синхронизированной магнитной фонограммы. При такой системе звук следовал за изображением на экране за счёт воспроизведения разными громкоговорителями, расположенными вокруг зрителей.

В 1957г. «Метро-Голдвин-Майер» совместно с фирмой «Panavision» разработала систему «MGM Camera 65», которая в дальнейшем стала называться «Ultra Panavision 70». Система была идентична «Тодд-АО» (65/70), но использовала анаморфотную оптику при съёмке и проекции, увеличивая соотношение ширины к высоте до 2,75:1.

В 1959г. «Panavision» приобрела отдел киносъёмочной техники студии MGM. В том же году появилась система «Super Panavision 70», которая была практически копией «Тодд-АО», но использовала значительно более компактные камеры.

Пожалуй, каждый, кто работает в индустрии кино или пытался заказать рекламу в кинотеатрах, сталкивался с таким понятием, как «формат DCP». Давайте разберемся, что это такое.


DCP – Digital Cinema Package или цифровой кино пакет, разработан консорциумом ведущих мировых киностудий DCI (англ. Digital Cinema Initiatives). Очень важно, чтобы цифровой пакет DCP соответствовал стандартам DCI – это необходимо для безболезненного показа во всех цифровых кинозалах. Согласно этому стандарту, исходные изображения каждого кадра при сохранении сжимаются по стандарту JPEG 2000, используя цветовое пространство CIE XYZ с глубиной цвета 12 бит на канал. Звук (он может быть как стерео так и 5.1 или 7.1) сохраняется без сжатия в формате Broadcast Wave (WAV) с квантованием 24 бит на отсчет и частотой дискретизации 48 или 96 кГц. Все это упаковывается в пакет DCP, который предполагает использование контейнера MXF с ограничением максимального потока в 250 мегабит в секунду и при необходимости шифруется. Для воспроизведения зашифрованного контента в кинотеатр по электронной почте высылают так называемый «ключ», в котором содержится информация: номер кино сервера и период времени в который этот кинотеатр сможет запустить данный пакет. Рекламные ролики, трейлеры и подобный контент обычно изготавливается без шифрования, так как в этом просто нет смысла.

Цифровой пакет DCP минимально состоит из 5 файлов: файла описания контрольных сумм, файла описания содержимого DCP, MXF-контейнера с изображением, MXF-контейнера со звуком и файла списка воспроизведения всех компонентов фильма.
Так выглядит DCP на компьютере:



А так на сервере кинопоказа Dolby DSS200:

Частота кадров в DCP может быть разной, но обычно принято изготавливать с частотой 24 кадра в секунду, так как не все сервера адаптированы для большего количества кадров, и могут быть проблемы с показом. Кстати единственный фильм, который вышел в 3D с частотой 48 кадров в секунду на каждый глаз это «Хоббит: Нежданное путешествие». Для того чтобы показывать в таком формате фильмы – необходим дорогостоящий апгрейд оборудования.

Также хотелось бы отметить, что современные кино сервера могут воспроизводить видео контент только в формате DCP, никакие avi, mpeg, mov и тд. не будут запускаться в цифровом кинотеатре.

НАЗВАНИЯ
Как вы, наверное, уже обратили внимание, пакет DCP имеет странное название и этому есть объяснение – в нем «зашифрована» некая информация, необходимая киномеханику, для комфортной работы. Разберем основные:

NEW-YEAR – название ролика

ADV – категория в которую относится ролик, в данном случае реклама (advertisement), также, бывают FTR (фильм), TLR (трейлер) и другие.

3D – собственно то, что ролик в 3д формате

S – Scope, широкоэкранный формат с соотношением сторон 2.39:1. Бывает еще Flat – кашетированный. Кстати на 2 рисунке видна и эта версия ролика. К ним мы еще вернемся.

51 – 6 канальный звук 5.1

2K - горизонтальное разрешение кадра, бывает еще 4К, но в России таких залов нет

GREK – псевдоним собственника

20121226 – дата изготовления пакета

Обычно в названии еще имеется информация о том, для какой страны предназначен ролик, на каком языке аудио дорожка, на каком языке субтитры, какая студия изготавливала ролик…

Как мы видим, в названии содержится много полезной информации, но очень часто вижу рекламные ролики, которые обзывают, как попало. Многие скажут, да и какая разница как называется ролик, главное чтобы запускался в кинотеатре, и тут я с вами не соглашусь. Ведь, к примеру, в названии прописывается с каким соотношением сторон ролик, а это очень важно и об этом далее пойдет на разговор.

ФОРМАТЫ SCOPE И FLAT
В кинотеатр цифровые копии фильмов приходят в двух разных форматах соотношения сторон: Scope (широкоэкранный), соотношение сторон 2.39:1, разрешение 2048х858 и Flat (кашетированный), соотношение сторон 1.85:1, разрешение 1998х1080. Это связано с технической особенностью съемки фильмов. Поэтому если ваш ролик находится на стадии производства, то для максимального качества придерживайтесь этих соотношений.
Ниже примеры кадров Scope и Flat.

Кадр формата Scope


Кадр формата Flat


Очень важно показывать правильные версии роликов перед соответствующим форматом фильма, иначе могут быть неприятные последствия.

Если показывать вариант, не соответствующий формату фильма, может «вылезти за экран» важная информационная часть вашего ролика, тем самым теряется весь смысл рекламной кампании! Именно поэтому мы всегда изготавливаем две версии одного ролика и правильно подписываем их.

В редких случаях также используется полный кадр (Full Container) с разрешением 2048x1080 для 2k и 4096x2160 для 4k, он обозначается в DCP пакетах буквой "C".

2K И 4K В DCP
2k и 4k это обозначения разрешающей способности DCP и показывают округленное количество пикселей по горизонтали, в отличие от телевизионных обозначений, где указывается вертикальное количество строк. Так 2k - обозначает примерно 2000 пикселей, они варьируются в зависимости от формата DCP, при Scope - 2048, а при Flat - 1998. А разрешение 4k соответствует примерно 4000 пикселей, а именно 4096 или 3996 пикселей соответственно. Кстати первый фильм вышедший в прокат в формате 4k, если мне не изменяет память это "Темный рыцарь: Возрождение легенды". Ниже на рисунке представлена размер кадра 2k и 4k в сравнении с телевизионными стандартами: 2k и 4k в DCP


Также хотелось бы заметить, если вам предлагают конвертацию в DCP с разрешением 4K, это пустой развод на лишние деньги! Во-первых, врядли у вас найдется исходник с разрешением 4096x1716 или 3996x2160 пикселей, а соответственно разницы не будет абсолютно никакой. Во-вторых, если даже у вас есть ролик с таким высоким разрешением, то на экранах до 20 метров зрители не смогут заметить разницы, так как размер этих пикселей будет намного ниже разрешающей способности человеческого глаза. И в-третьих, в России на данный момент еще нигде не устанавливают проекторы, которые могут выдать разрешение 4K. Даже в огромных кинотеатрах IMAX используются привычные 2K-проекторы!

SUPPLEMENTAL DCP
Supplemental - это так называемый дополнительный DCP-пакет. При проигрывании он использует медиаданные от основного DCP. Так, с помощью Supplemental можно, например, заменить аудиодорожку, добавить субтитры или различные рекламные блоки. Лишь одно правило должно соблюдаться: в сервере должны находиться оба пакета: DCP и Supplemental DCP. Это очень удобно, когда, к примеру, Вы планируете выпустить фильм на нескольких языках - Supplemental значительно сэкономит время. Все ведущие дистрибьюторы поступают именно так.

КАК ЖЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ЦИФРОВЫЕ КОПИИ ФИЛЬМОВ И РОЛИКОВ?
Фильмы в формате DCP приходят в кинотеатры на жестких дисках в специальных противоударных кейсах.


Также сейчас активно продвигается цифровая доставка фильмов по спутниковым и Интернет-каналам. Рекламные ролики Вы можете принести в кинотеатр на обычной USB-флэшке, переносном жестком диске или DVD. Абсолютно все киносервера поддерживают стандартные файловые системы Windows: Fat32 и NTFS. Если ролик имеет объем больше 4 Гб, флэшку необходимо отформатировать в NTFS, так как файловая система Fat32 не поддерживает файлы объемом больше 4 Гб. Для жестких дисков этого делать не требуется, так как они обычно изначально идут с NTFS.
Еще один важный момент: мы рекомендуем использовать чистые флэшки и жесткие диски, так как чем больше лишних файлов на носителе, тем тяжелее серверу найти DCP-контент, а в некоторых случаях его вовсе не удается скачать.

Читайте также: