Какого направления в теме алгоритмы формализация программирование нет в программе начальной школы

Обновлено: 07.07.2024

Разработка сценария урока с учетом методик преподавания основам программирования учащихся младших классов. Формирование у младших школьников элементов компьютерной грамотности. Цели и задачи изучения основ алгоритмизации в школьном курсе информатики.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 30.04.2019
Размер файла 18,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Методика обучения основам программирования учащихся начальных классов

Ефимова Ирина Юрьевна

Преподавание информатики в школах нашей страны фактически начиналось с преподавания программирования. Вопросы преподавания программирования в средней школе находятся в центре внимания с начала 60-х годов. В то время даже был провозглашен лозунг: «Программирование - это вторая грамотность». Заметим, что компьютеры в школах в это время практически отсутствовали. А та техника, которой оснащались школы в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, практическую составляющую курса информатики все равно невольно сводила к программированию. По мере революционного развития аппаратного и программного обеспечения и оснащения им учебных заведений курс информатики претерпел существенные изменения. Основное внимание в большинстве школ стало уделяться освоению современных информационных технологий.

Современный этап развития общества характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Новые информационные технологии оказывают существенное влияние и на сферу образования. Происходящие фундаментальные изменения в системе образования вызваны новым пониманием целей, образовательных ценностей, а также необходимостью перехода к непрерывному образованию, разработкой и использованием новых технологий обучения, связанных с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей.

Одной из дидактических задач образовательного учреждения является формирование мышления учащегося, развитие его интеллекта. Важной составляющей интеллектуального развития человека является алгоритмическое мышление. Наибольшим потенциалом для формирования алгоритмического мышления школьников среди естественнонаучных дисциплин обладает информатика. Анализ развития стандарта образования по информатике позволяет сделать вывод: формирование алгоритмического мышления школьников - важная цель школьного образования на разных ступенях изучения информатики.

Цель исследования: разработать сценарий урока с учетом методик преподавания основам программирования учащихся младших классов.

Объективные процессы информатизации Российского общества формируют социальный заказ сфере образования на увеличение внимания к информационной грамотности.

Актуальность изучения информатики в начальных классах выражается в том, что рано или поздно (скорее всё же рано) дети начинают использовать компьютер -- использовать не как предмет изучения, а как удобное средство решения тех или иных повседневных задач. Так почему же не научить ребенка правильному взаимодействию с компьютером, подобно тому, как мы учим его в школе правильно держать ручку и правильно сидеть при письме? Причем очевидно, что основные пользовательские навыки лучше усвоятся в раннем возрасте.

Так как наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте, при этом внимание становится произвольным, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, восприятие принимает анализирующий и дифференцирующий характер, совершенствуется память, поэтому воз-никла необходимость в переносе изучения пропедевтического курса информатики из средних классов школы в начальные.

Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие умений ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;

формирование начальной компьютерной грамотности и элементов

развитие умений, позволяющих обмениваться информацией, осуществлять коммуникации с помощью имеющихся технических средств (телефон, магнитофон, компьютер, телевизор и др.).

Целесообразно формировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и начальные знания основ информатики, осуществлять пропедевтику ее фундаментальных понятий и способов деятельности, т.е.:

Формирование представлений о возможностях компьютера в области обработки информации (компьютер рисует, вычисляет, пишет. ), хранения информации (компьютер запоминает рисунки, числа, тексты) и передачи информации (от человека к компьютеру, от компьютера к компьютеру, от компьютера к человеку).

Формирование навыков работы с клавиатурой (набор текста, набор чисел, управление движением и фиксирование объектов на экране дисплея, выбор режимов работы по меню).

Освоение способов деятельности, отражающих специфические методы информатики: формализацию (описание условий и решений задач с ориентацией на их компьютерное исполнение), алгоритмизацию, решение практических задач с применением компьютера (ведение компьютерных дневников при наблюдениях за погодой, жизнью растений и животных) [3].

Обучение информатики предполагает не только овладение учащимися компьютерной грамотностью, но и также формирование у них навыков алгоритмического мышления, умения мыслить логически.

Существуют различные подходы к изучению курса информатики в начальных классах, которые отражены в учебно-методических комплектах.

Ведение уроков информатики требует от учителя начальных классов владения методиками введения понятий информатики, освоения компьютерных технологий на уровне, который позволил бы вести практическую часть урока информатики с использованием компьютера. Этот момент не всегда возможен [1].

Учитель же информатики владеет содержанием предмета, но у него могут возникнуть трудности, так как обучение младших школьников требует специальных знаний психологических особенностей.

Чтобы однозначно ответь на этот вопрос необходимо выбрать одно из двух направлений пропедевтического изучения информатики - развитие логического, алгоритмического и системного мышления, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере.

Важно помнить, что преподавание информатики в начальной школе накладывает на учителя-предметника большую ответственность, каждый урок требует большой подготовки, четкого планирования всех этапов урока.

Цели и задачи изучения основ алгоритмизации в школьном курсе информатики

В соответствии с общей структурой школьного образования (начальная, основная и профильная) сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ». Начальный курс (2-4-й классы) во многих школах изучается интегративно в рамках других учебных предметов. Основной курс (5-9-й классы) и профильный курс (1011-й классы) изучаются как отдельный предмет. урок информатика компьютерный

Профильный курс изучения основ программирования предполагает развитие объектного стиля мышления на базе изучения объектно-ориентированных языков программирования. Задача основного курса - изучение основ алгоритмизации и программирования, являющихся подготовительным этапом к профильному курсу. На этом этапе возможно развитие алгоритмического, логического мышления учеников, а также формирование операционного типа мышления.

В связи со спецификой этапа основного образования как самого продолжительного в структуре основного курса информатики выделяются две последовательные части: вводная (5-6-й классы), одной из целей которой является пропедевтика понятий базового курса информатики, и базовая (7-9-й классы) [4].

Алгоритмический подход важен не только при обучении алгоритмике или программированию. Он является одним из главных в обучении информатики вообще. Именно алгоритмический стиль мышления, который формируется и развивается при изучении содержательной линии «Алгоритмы и исполнители», является необходимой базой для усвоения учениками в будущем, как основ программирования, так и технологических компонентов информатики.

В законе Министерства образования Российской Федерации "О преподавании курса информатики в общеобразовательной школе» сказано :«Содержательная линия «Алгоритмы и исполнители» путем решения большого количества задач формирует алгоритмическое мышление учащихся. В процессе изучения этой темы формируются представления школьников о свойствах алгоритмов, об исполнителях алгоритмов, о способах записи алгоритмов и об основных алгоритмических конструкциях. Важно, чтобы школьники поняли, что алгоритм - это динамическая модель объекта (модель процесса), в отличие от статической структурной модели объекта, которая не отражает изменений свойств и поведения объекта во времени, а лишь фиксирует его состояние, выделяет элементы и отношения между ними"

Основные понятия, с которыми учащиеся знакомятся в курсе изучаемого раздела это - алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, способы записи алгоритма, формальное исполнение алгоритма, алгоритмический язык, блок схема, линейный, разветвляющийся, циклический, и вспомогательный алгоритмы, системы программирования.

В обыденной жизни дети не встречаются с этими понятиями дословно, но они находят применение алгоритмов в различной деятельности человека, о чем важно сообщить детям на первом же уроке и подтвердить это примерами. Современные профессии становятся все более интеллектоёмкими, требующими развитого логического мышления. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу. Наиболее доступный материал для развития мышления - это изучение темы "Алгоритмы" и обучение построению алгоритмов при решении любой задачи. Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир. В то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, полезные и в более широком контексте. К таким относится, например, разбиение задачи на подзадачи[2].

Обучение школьника основам алгоритмического мышления базируется на понятии исполнителя. Основой для введения исполнителей служат задачи. Исполнители, используемые в курсе, традиционны. Единожды введенные исполнители в дальнейшем активно используются на протяжении всего курса. Общая схема подачи материала в курсе следующая: от частного к общему, от примера к понятию. Подача материала допускает шесть форм - стадий:

манипуляция с физическими предметами;

манипуляция с объектами на экране компьютера;

командный режим управления экранными объектами;

управление экранными объектами с помощью линейных программ;

продвинутое программирование с использованием процедур и

других универсальных конструкций.

Разнообразие форма уроков способствует повышению уровня обученности учеников. Уроки в форме игры, практических заданий, применение заданий разноуровневых, дифференцированных заданий, организация конкурсных заданий вызывает интерес к предмету. Задания для самоконтроля, взаимоконтроля, работа группами решает проблему организации работы, как со слабоуспевающими учениками, так и с одаренными. Применение знаний, полученных на уроке информатики, во внеклассной деятельности позволяет углубить знания детей в этой области, проявить творчество, изобретательность, развить способности.

Стандартом предусмотрены следующие требования к подготовке учащихся в рамках указанной линии учащиеся должны:

понять на основе анализа примеров смысл понятия алгоритма, знать свойства алгоритмов, понять возможность автоматизации деятельности человека при использовании алгоритмов;

освоить основные алгоритмические конструкции, применять алгоритмические конструкции для построения алгоритмов решения задач;

получить представление о библиотеке алгоритмов, уметь использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;

получить представление об одном из языков программирования, использовать этот язык для записи алгоритмов решения задач.

Учащиеся должны уметь:

записывать алгоритмы решения простых задач;

записать на учебном алгоритмическом языке алгоритм простой задачи.

Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Гейн А. Г., Сенокосов А. И., Шолохович В.Ф. Информатика: Классы 7-9. -

Информатика: Учеб.пособие для 10- 11 кл. общеобразоват. учреждений / Л.З. Шауцукова. - М.: Просвещение, 2000.

Немцова Т.И. Практикум по информатике. [Текст] / Т.И. Немцова, Ю.В.

Назарова - Москва: Форум, Инфра-М, 2006 г.- 320 с.

Подобные документы

История и роль школьного предмета "Информатика". Общие вопросы изучения алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики. Основные методы преподавания темы "Основы алгоритмизации и программирования". Разработка урока по исследуемой теме.

курсовая работа [55,5 K], добавлен 22.11.2011

дипломная работа [76,4 K], добавлен 21.06.2011

Методика формирования умений творческой деятельности будущего учителя информатики. Примеры творческих работ учащихся младших классов в курсе информатики. Разработка школьного урока по изучению основных видов принтеров, их устройств, технологии печати.

курсовая работа [33,7 K], добавлен 18.09.2010

Формирование основ экономической культуры и изучение методических особенностей преподавания экономики для школьников младших классов. Определение целей, задач, принципов, методов и содержания работы по экономическому образованию младших школьников.

курсовая работа [33,3 K], добавлен 14.12.2010

Значение и содержание легкоатлетических упражнений в структуре физического воспитания учащихся начальных классов. Методика реализации комплекса подвижных игр, направленного на формирование техники легкоатлетических упражнений у учащихся вторых классов.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Устюжанина Н.В.

Использование геймификации при обучении школьников основам программирования Методика преподавания непрерывного курса алгоритмизации в общеобразовательной школе Концепция программы пропедевтического курса информатики в учреждении дополнительного образования детей Пропедевтический курс информатики в учреждениях дополнительного образования детей i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TRAINING ALGORITHMS AND PROGRAMMING IN PRIMARY SCHOOL

Текст научной работы на тему «Обучение алгоритмизации и программированию в начальной школе»

МАОУ гимназия №18 г. Нижний Тагил, Россия

ОБУЧЕНИЕ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЮ В

Ключевые слова: информатика, программирование, начальная школа, Code.

Ustyuzhanina N. V.,

gymnasium № 18 Nizhny Tagil, Russia

TRAINING ALGORITHMS AND PROGRAMMING IN PRIMARY

Keywords: Informatics, programming, Primary School, Code.

Согласно Федеральному образовательному стандарту начального общего образования важными целями математического образования являются: формирование у обучающихся основ логического и алгоритмического мышления, умений записи и выполнения алгоритмов; умений действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры; работать со схемами, представлять, анализировать и интерпретировать данные [6].

Вопросы обучения детей основам программирования в научной и научно-методической литературе обсуждаются учеными, учителями и специалистами в области информационных технологий. Рассматривая программирование, как общение с компьютером на языке понятном ему, исследователи поддержали идею обучения детей программированию с раннего возраста. Однако,

информатика сегодня в начальной школе разделена на технологический компонент, который изучается в рамках дисциплины «Технология», и теоретический компонент, вынесенный на уроки математики [3, 154]. Мы придерживаемся мнения, что информатика не должна ни сводиться к технологии, ни преподаваться как один из разделов математики. Это означает, что помимо информационных технологий, информационного моделирования и математических основ теории информации должно изучаться и программирование. Ввести курс «Информатики» можно при поддержке администрации школы за счет вариативной части стандартов второго поколения.

В то же время, при обучении раннего программирования возникает другая проблема: учащиеся начальных классов не могут запоминать сложные команды, длинные коды, написанные, как правило, на иностранном языке (который они только начинают изучать). Для решения данного противоречия необходим язык программирования близкий к образу мышления детей, содержащий команды для работы с интересными и понятными для них объектами, но в то же время, дающий прочную основу для изучения других языков программирования.

В 80-е годы прошлого века одни из основоположников теории искусственного интеллекта, создатели языка Logo Сеймур Пейперт и Алан Кей указывали, что средства, которые существенно меняют способы мышления, должны быть доступны ребенку как можно раньше [5].

В таких средах процессе изучения программирования формируются специфические «функциональные мозговые органы». И очень важно, что эти «органы» формируются в общении и предметной деятельности ребенка [4]. Среда программирования - представляет переходные объекты, который служат метафорами, с помощью которых учащиеся превращают опыт телесных

манипуляций с вещами (поворот направо, шаг вперед и другие) в понятийные обобщения и абстракции, что важно в младшем школьном возрасте, когда умственная деятельность не отделена от моторной деятельности субъекта.

Первая и важная особенность - игровая форма обучения. Работа учащихся в среде представляет собой онлайн-игру, в процессе прохождения которой дети знакомятся с основами программирования. Во время игры дети управляют зомби, пчелкой, художником или фермером, которые перемещаются по игровому полю и выполняют задания. Для этого игрок должен составить цепочку команд, а затем запустить их на выполнение. Перед каждым уровнем даются подсказки, все задания имеют визуальную и звуковую окраску. Данная характеристика среды призвана решить главную проблему при обучении программирования является - мотивация к изучению новой и сложной области.

Другая особенность среды - двойное представление алгоритма - в виде блочного визуального языка и на языке javascript. Программирование исключает написание текста и производится простым перетаскиванием элементов из палитры. Чтобы программа заработала, достаточно написать несколько строчек кода, которые должны быть выполнены после нажатия на кнопку «выполнить». Наглядное отображение и интерактивное исполнение позволяет ученику видеть поэтапное выполнение алгоритма, дает возможность анализировать и корректировать алгоритм.

Третья характеристика среды - последовательность и системность в освоении возможностей языка программирования. Данный сайт содержит несколько курсов рассчитанных на разные возрастные группы: от изучения простых команд для детей четырех лет, до работы с циклами, переменными процедурами и функциями, ориентированных на учащихся 16-18 лет и старше.

Для педагога (после предварительной регистрации) предусмотрены возможности создания классов, назначения им соответствующих курсов и дальнейший мониторинг успеваемости учащихся (рис.1).

Раздел Оценка Курс $ Ученики Login Info

23 S Курс 1 27 SQLSVZ V

2Б S Курс 1 11 QVWVZQ V

Рис. 1 Классы с указанием курса и количества учащихся

В качестве пароля для учащихся начальной школы можно использовать картинку (рис. 2), для более старшего возраста - кодовое слово. 2Б

Пршр^с: I Теисшыые ишшы I Т^: I ы/Си^сы I Рто)ес1ь I Пиима1р^1Ь си иник.у

Добавить несюпью учеников

Рис. 2 Данные об учениках класса

После формирования классов педагога имеются ссылки для входа учащихся на сайт. Перейдя по ссылке, ученики видят фамилии своих одноклассников, находят свою и выбирают кодовую картинку. Кроме того на ресурсе появилась новая возможность - добавить друга при входе в курс. Данная возможность очень удобна при недостаточном количестве компьютеров в классе.

На уроках во 2 классе рекомендуется использовать первый курс. Желательно выполнять предлагаемые задания в начале учебного года, когда учащиеся только начинают знакомиться с компьютером. Задания третьего этапа направлены на работу с мышкой и составление картинок (Рис. 3).

Рис. 3. Пример задания начального курса.

На следующих этапах дети знакомятся с составлением алгоритмов для различных персонажей (Рис. 43).

Рис 4. Пример задания 1 курса.

В 3 и 4 классе можно переходить ко 2 и 3 курсам. На данном этапе команды в виде стрелок заменяются на команды, написанные на русском языке (Рис. 5). Выполняя задания на данных курсах учащиеся изучают линейные алгоритмические структуры, структуры ветвления и циклические структуры. При освоении этих курсов в средней школе можно рассмотреть функции и процедуры.

Место сбора блоков: О Начать заново

прыгнуть СШтаСТ на И»1 пиксели

переместить ГШЯРп на ИЯ»1 пиксели

повернуть 1И|ШАЛ на Л градусов

прыгнуть на ИД пиксели

Рис. 5. Пример выполнения линейного алгоритма.

Каждый курс состоит из нескольких этапов. Например, курс 2 состоит из 19 этапов. На каждом этапе задания можно условно разделить на 4 фазы формирования алгоритмического стиля мышления:

1. Введение алгоритма: актуализация знаний, открытие алгоритма учащимися, освоение основных шагов алгоритма (рис. 6).

Рис. 6. Знакомство с командами исполнителя.

2. Усвоение алгоритма: отработка отдельных операций, входящих в

алгоритм и усвоение их последовательности (рис. 7).

Рис.7. Отработка операций

3. Применение алгоритма: отработка алгоритма в знакомой и незнакомой

Рис.8. Составление алгоритма в новой усложненной ситуации

Обучение алгоритмизации и программированию подразумевает не только создание, но и применение алгоритма. Как показывает практика, дети не сразу могут это делать, для многих из них применение алгоритма является серьезной проблемой. В связи с этим мы уделяем достаточное количество времени работе парами с проговариванием каждого шага вслух. Так как все выполненные задания сохраняются в профиле ученика, мы рекомендуем использовать наиболее успевающих учеников в качестве экспертов-консультантов для помощи отстающим ребятам. Подобная работа повышает не только успеваемость всего класса, но и создает дополнительные стимулы для мотивации учащихся.

Таким образом, среда Code позволяет учащимся младшего школьного возраста знакомиться с основами алгоритмизации и программирования в процессе игры со знакомыми им героями, изучать сложную тему и готовиться к изучению программирования.

3. Дженжер В. О. Место программирования в курсе информатики начальной школы // Вестник ОГУ. 2010. №9 (115), стр. 154-159

4. Леонтьев А.Н., Проблемы развития психики, М., Изд-во МГУ, 1981 г., с.214-218

5. Пейперт С. Переворот в сознаний: Дети, компьютеры плодотворные идеи: Пер. с англ./под. ред. А.В. Беляевой, В.В. Леонаса. - М.: Педагогика, 1989. -224с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 г. № 1897. 50 с.


  • Машина Тьюринга состоит из счетной ленты (разделенной на ячейки и ограниченной слева, но не справа), читающей и пишущей головки, лентопротяжного механизма и операционного исполнительного устройства, которое может находиться в одном из дискретных состояний q0, q1, …, qs , принадлежащих некоторой конечной совокупности (алфавиту внутренних состояний), при этом q0 называется начальным состоянием. Читающая и пишущая головка может читать буквы рабочего алфавита A = , стирать их и печатать.
  • Каждая ячейка ленты в каждый момент времени занята буквой из множества А. Чаще всего встречается буква а0 – «пробел».
  • Головка находится в каждый момент времени над некоторой ячейкой ленты – текущей рабочей ячейкой.
  • Лентопротяжный механизм может перемещать ленту так, что головка оказывается над соседней ячейкой ленты, при этом возможна ситуация выхода за левый край ленты, которая является аварийной (недопустимой), или машинного останова, когда машина выполняет предписание об остановке

Основные элементы блок-схем

Существует несколько способов записи алгоритмов.

Алгоритм может быть записан на

Перечень основных элементов блок-схем

требования к алгоритму Составление алгоритмов и вопросы их существования являются предметом серьезных математических исследований. Алгоритм должен удовлетворять определенным требованиям. Принято выделять следующие семь: Наличие ввода исходных данных. Наличие вывода результата выполнения. Однозначность (компьютер «понимает» только однозначные инструкции).

требования к алгоритму

Составление алгоритмов и вопросы их существования являются предметом серьезных математических исследований. Алгоритм должен удовлетворять определенным требованиям. Принято выделять следующие семь:

требования к алгоритму

Суть решения задачи в переходе от исходной модели к прогнозируемому результату, через конечное число действий.

Несмотря на многообразие алгоритмов все они строятся из 3-х типов алгоритмических структур.

Линейным алгоритмом называется алгоритмом, в котором все указанные в последствии действия исполняются и притом только один раз.

Разветвляющимся алгоритмом называется алгоритм, в котором выполняется одна из ветвей действий при заданных значениях параметра.

Циклический алгоритм – алгоритм в котором какая-то совокупность действий повторяется несколько раз при изменяющихся значениях параметра.

Принципы разработки алгоритмов Типы алгоритмических процессов По структуре выполнения алгоритмы и программы делятся на три вида: Линейные Ветвящиеся Циклические

Принципы разработки алгоритмов

Типы алгоритмических процессов

По структуре выполнения алгоритмы и программы делятся на три вида:

  • Линейный алгоритм (линейная структура) – это такой алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно друг за другом и только один раз. Схема представляет собой последовательность блоков, которые располагаются сверху вниз в порядке их выполнения. Первичные и промежуточные данные не оказывают влияния на направление процесса вычисления.

Алгоритмы разветвляющейся структуры В разветвляющихся алгоритмах выбор направления продолжения вычисления осуществляется по итогам проверки заданного условия.

Алгоритмы разветвляющейся структуры

Циклический алгоритм Для решения многих задач характерно многократное повторение отдельных участков вычислений. Для решения таких задач применяются алгоритмы циклической структуры (циклические алгоритмы). Цикл – последовательность команд, которая повторяется до тех пор, пока не будет выполнено заданное условие. Циклическое описание многократно повторяемых процессов значительно снижает трудоемкость написания программ. .

  • Для решения многих задач характерно многократное повторение отдельных участков вычислений. Для решения таких задач применяются алгоритмы циклической структуры (циклические алгоритмы). Цикл – последовательность команд, которая повторяется до тех пор, пока не будет выполнено заданное условие. Циклическое описание многократно повторяемых процессов значительно снижает трудоемкость написания программ. .
  • Особенностью первой схемы является то, что проверка условия выхода из цикла проводится до выполнения тела цикла. В том случае, если условие выхода из цикла выполняется, то тело цикла не выполняется ни разу.
  • Особенностью второй схемы является то, что цикл выполняется хоты бы один раз, так как первая проверка условия выхода из цикла осуществляется после того, как тело цикла выполнено.
  • Существуют циклы с известным числом повторений и итерационные циклы. При итерационном цикле выход из тела цикла, как правило, происходит при достижении заданной точности вычисления.

Структуры алгоритма Алгоритм любой сложности может быть представлен комбинацией трех базовых структур: следование; ветвление (в полной и сокращенной форме); цикл (с предусловием или постусловием). Характерной особенностью этих структур является наличие у них одного входа и одного выхода.

Алгоритм любой сложности может быть представлен комбинацией трех базовых структур:

  • следование;
  • ветвление (в полной и сокращенной форме);
  • цикл (с предусловием или постусловием).

Характерной особенностью этих структур является наличие у них одного входа и одного выхода.

задача

задача

задача

задача

задача

Задачи Построить алгоритмы к следующим задачам: Даны три точки на плоскости, заданные своими координатами. Определить ближайшие из них. Дан ряд чисел a, b, c. Найти сумму отрицательных чисел. Даны x, y, z. Вычислить a и b, если a=(x-2)*y, b=(z+x)/y.

  • Построить алгоритмы к следующим задачам:
  • Даны три точки на плоскости, заданные своими координатами. Определить ближайшие из них.
  • Дан ряд чисел a, b, c. Найти сумму отрицательных чисел.
  • Даны x, y, z. Вычислить a и b, если a=(x-2)*y, b=(z+x)/y.


-80%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание на тему "Курс информатики в начальной школе". Сравнение основных образовательных программ начальной информатики. Презентация УМК "Информатика в играх и задачах" А.В.Горячева.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа № 2 (моя)»

Родительское собрание на тему: « Курс информатики в начальной школе».

Сравнение основных образовательных программ начальной информатики.

Работу выполнила Елисеева И.В. (МАОУ «СШ №2» г. Малая Вишера)

Презентация выбранного УМК

“Информатика в играх и задачах” (1—4) А. В. Горячев

Ход собрания

1. Приветственное слово учителя.

Сегодняшнее родительское собрание посвящено очень важной теме. Давайте настроимся на плодотворную работу, надеемся, что это родительское собрание будет для вас полезно и интересно.

Какой УМК выбрать для эффективного преподавания информатики в начальной школе?

· Какие навыки в области ИКТ необходимы ребёнку начальной школы?

· Какова роль владения информационными технологиями в адаптации ребёнка в современном обществе?

· Как развивать математическое мышление на уроках информатики и алгоритмическое мышление на уроках математики в начальной школе?

· Какова роль информационных технологий в формировании учебных навыков?

· Какие авторы рекомендованы в федеральном перечне?

· Каковы особенности УМК каждого автора?

· Каковы условия преподавания информатики в образовательных учреждениях?

2. Выступление учителя по теме.

Информатика в школе становится полноправным предметом не только в старших классах, но и в младших.

Опыт уроков информатики в начальной школе убеждает, что простейшие навыки работы на компьютере человек может без особых проблем приобрести в любом возрасте. А попытки применения компьютера для решения более сложных задач уже требует специальных знаний и умений из области информатики. Для этого нужно развивать у детей логическое мышление. Психологи утверждают, что этим нужно заниматься в рамках начальной школы. Умение нажимать на кнопки может быть освоено и позже, а опоздание с развитием логического мышления может стать опозданием навсегда.

Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу. Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей обеспеченных школ или состоятельных родителей.

Итак, рассматриваются два аспекта изучения информатики:

технологический — информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии—информационные;

общеобразовательный — информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Кроме того, можно выделить два основных направления обучения информатике.

Первое — это обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. Такое обучение целесообразно вести в старших классах школы, чтобы выпускники могли освоить современные программные средства. В качестве пропедевтических занятий ученики начальной и средней школы могут использовать различные доступные их возрасту программные продукты” применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т. д.).

Второе направление обучения информатике — это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Для этого нет необходимости иметь в школе компьютер, поэтому изучение такого курса может проходить в любом удаленном городе или деревне. Обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

· Цели и задачи курса

Говоря об общеобразовательных целях курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.

Цели изучения курса в начальной школе

1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:

применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если . то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если . и . то. ”);

алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.

2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими

3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

· Организация учебно-воспитательного процесса и состав учебно-методического материала по курсу


УМК А.В. Горячева

Горячев Александр Владимирович, кандидат педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год, руководитель авторского коллектива курса «Информатика в играх и задачах» (учебники 1-4 классы, учебные пособия 5-6 классы), автор пособия для дошкольников «Всё по полочкам», автор учебников для 3-4 классов «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер», «Информатика. Логика и алгоритмы», автор справочников-практикумов для обучения работе с компьютерными программами. Выпускник факультета прикладной математики МИЭМ (1982), научный сотрудник института точной механики и вычислительной техники им. С.А. Лебедева (1982-1998). Координатор направления «Информатика» в Образовательной системе «Школа 2100».

Сам по себе УМК «Информатика в играх и задачах» представляет собой хорошо отработанный с годами комплекс разноплановых заданий. Но в этой «обработанности» и кроется главная проблема. С введением стандартов нового поколения УМК не претерпел критических изменений и его адаптированность к системно-деятельностному подходу, а равно и нацеленность на формирование УУД – под большим вопросом. Что, впрочем, не отменяет и сильных сторон данного УМК. Особенно стоит обратить внимание на темы связанные с алгоритмизацией. Этот аспект освоение информатики в УМК «Информатика в играх и задачах» проработан максимально детально.

УМК А.Л. Семёнова и Т.А. Рудченко

Следующий УМК заслуживающий внимания – это комплекс разработанный под руководством А.Л. Семёнова.


Несколько слов об авторе. Доктор физико-математических наук, профессор. Член-корреспондент Российской Академии наук (РАН). Действительный член Российской Академии образования (РАО). Действительный член Российской Академии естественных наук (РАЕН). Ректор Московского института открытого образования (МИОО) (Московский институт повышения квалификации работников образования).

Автор ряда учебников по информатике для начальной школы, пособий, статей, докладов по информатизации раннего обучения, член авторского коллектива первого массового отечественного учебника по информатике (1985).

Говорить об этом УМК не просто. С одной стороны, сильные стороны, входящего в программу «Перспектива» комплекса очевидны. Он буквально всей своей сутью нацелен на развитие у детей абстрактного мышления. Его рекомендует Институт Новых Технологий, известный учителям по разработанной предметной среде «Перволого» и программному продукту Мат-Трёшка.

Но есть и минусы. Большое количество учителей, сталкиваясь с данным УМК, испытывают затруднения с правильным подбором методики подачи материала. Да, и если говорить правду, зачастую даже с решением некоторых заданий. Кроме того, УМК, разрабатывался до внедрения ФГОС НОО и составлен без учёта метапредметного характера информатики.

УМК Е.П. Бененсон и А.Г. Паутова


Евгения Павловна Бененсон - Кандидат технических наук (1982 г.). В 1972 году окончила факультет счетно-решающей техники МЛТИ по специальности – системы автоматического управления.

С 1995 года – преподавала на курсах повышения квалификации для учителей и методистов (обучение работе с учениками на уроках математики и информатики). 1991-1998 гг. – факультативные и кружковые занятия математикой и информатикой со школьниками (1-7 классы).

Автор учебников и учебных пособий по математике (по системе Занкова) и информатике для детей, методических пособий для учителей.

Данное учебное пособие – очень интересная попытка предложить детям сделать первые шаги в области информатики. Однако и оно не лишено обычных для УМК по информатике проблем. И межпредметные связи и проектная работа по сути декоративны. Хотя есть много очень интересных находок.


УМК Н.В. Матвеевой

Правильно, конечно, говорить о том, что данный УМК разработан целым коллективом специалистов. Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Н.А. Нурова, под руководством кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ГНУ ИСМО (ИОСО РАО) Н.В. Матвеевой.

Н.В. Матвеева - автор УМК по информатике для 2 - 4 классов и ЦОР по информатике для 2 класса в Единой национальной коллекции. Член Федерального экспертного совета Минобразования РФ. Награждена почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.

По сравнению с тремя предыдущими УМК, этот имеет серьёзное преимущество: он изначально разрабатывался исходя из НОВЫХ стандартов начального общего образования. И пусть к нему есть не мало вопросов, он, пожалуй, ближе других подошёл к реализации положений ФГОС НОО.

Но так как мы учимся по образовательной программе «Школа – 2100», поэтому рекомендую подробно остановиться на УМК А.В.Горячева.

Учебно-методический материал по курсу для начальной шкоды (“Информатика в играх и задачах” (1—3, 1—4), авторский коллектив: А. В. Горячев (руководитель), Т. О. Волкова, К. И. Горина, Л. Л. Лобачева, Т. Ю. Спиридонова, Н. И. Суворова) состоит из 4 комплектов. В состав каждого комплекта входят 2 учебные тетради для учеников (по 1 на 2 четверти), методического пособия для учителя и 8 контрольных работ (по 2 варианта на четверть).

Материалы курса «Информатика в играх и задачах» включены в Федеральный список учебников и являются составной частью комплекта учебников образовательной программы «Школа-2100».

Комплект № 1 рассчитан на 6—7-летних детей и изучается в первом классе. В материалах комплекта № 1 проводится подготовка к предстоящим в дальнейшем занятиям, развивается логическое мышление детей и сообразительность. При проведении занятий максимально используются занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.

Начиная с комплекта № 2 и далее, обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых, закреплена учебная четверть:

I четверть— объекты
II четверть — алгоритмы;;
III четверть — логические рассуждения;
IV четверть — модели в информатике.

Таким образом, изучение материала происходит “по спирали” — ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.

Преподавание информатики в школе можно организовать тремя способами:

1. Компьютерный вариант. Когда учащиеся изучают только материал непосредственно связанный с компьютером.

2. Безкомпьютерный. Когда учащиеся занимаются по специальным учебникам или рабочим тетрадям.

3. Комбиированный вариант. В наш век «полной компьютеризации» нельзя, преподавая информатику, оставлять детей без десерта, т.е. без работы на компьютере.

За счет некоторого уплотнения поурочных планов в курс начальной школы включаются дополнительные интересные для детей уроки.

Учащиеся также знакомятся с возможностями компьютера: рисовать, писать.

Обязательно включены уроки на отработку умения владеть мышкой, клавиатурой.

А. В. Горячев, руководитель авторского коллектива курса информатики для начальной школы "Информатика в играх и задачах" выделил шесть идей реализации данного курса.

Именно по отношению к этим идеям и отличаются современные курсы информатики в начальной школе.
Итак, первая идея – опора на логическую сложность материала, ориентация курса информатики в первую очередь на логически нетривиальные применения компьютеров.

Вторая идея – отложенное формирование навыков непосредственной работы на компьютере: с пропедевтического курса (1–6 классы) на базовый (7-9 классы).

Третья идея – отсутствие узкой специализации в общей части курса. Объектом внимания были выбраны формализация и моделирование.

Четвертая – ориентация на объектно-ориентированный анализ и объектно-ориентированное моделирование.
Пятая идея состоит в сознательном отказе от включения в пропедевтический курс вопросов эстетики и коммуникаций. Эту функцию реализуют другие курсы – например, пропедевтическую функцию по коммуникациям решают уроки риторики. А пропедевтика таких тем, как “Азбука экрана”, “Компьютерный дизайн” и т. д., реализуется на уроках ИЗО. Это естественный “скупой” подход в условиях дефицита времени, отводимого на изучение информатики.
Ну, и последняя, шестая идея – это ориентация на преподавание информатики учителями начальных классов, т.к. учитель может переносить приемы, подходы и методы из информатики на другие уроки (и таких примеров много).
Что считать более важным во влиянии уроков информатики на учебный процесс?

А.В.Горячев считает более важным в этом отношении не столько навыки работы с компьютером, сколько те приемы, те подходы, которым учим детей на уроках информатики – то, что остается у ребенка в голове. Важно, что он переносит эти знания и умения на другие предметы. Если мы учим анализировать, структурировать, разбивать на части, то ученик эти же задачи решает на уроках математики, русского языка и др.

Сильному государству нужно сильное, конкурентоспособное образование, не уступающее лучшим мировым стандартам качества, нужны умные, грамотные, эрудированные граждане, высокопрофессиональные, востребованные развивающимися экономикой и социальной сферой специалисты. Задача каждого из нас – соответствовать, стремиться соответствовать этому высокому уровню, чтобы быть конкурентоспособным и приносить реальную пользу своей стране, своему родному краю, своей семье и ученикам.

Подводя итоги нашей беседы, вы сделаете свои выводы о значимости курса информатики в начальной школе.

Читайте также: