Какой адаптации наиболее присущ драйвер будь сильным

Обновлено: 04.07.2024

Продолжу цикл про родительские послания. Правильнее будет сказать родовые или семейные послания, потому что мы получаем их не только от родителей, а от всего рода.
И теперь поговорим про те послания, которые родители дают напрямую, словами. Эти послания в транзактном анализе называются «драйверы».

Сначала приведу свой пример, как это проявлялось у меня:

Это было в прошлом году, ранней весной.
Я возвращалась с вечернего занятия по психотерапии. Быстрым шагом вошла в метро, и услышала что приезжает поезд. Сбежала вниз по ступенькам в надежде успеть. но двери вагона захлопнулись прямо передо мной, и поезд уехал..
Мне стало очень обидно, ведь я так бежала и не успела. Даже несмотря на то, что через 3 минуты придет другой поезд. И тут я задумалась — а куда я всё время бегу?

Ведь действительно, поезда в метро ходят каждые 3-4 минуты. Мне не надо на самолет или поезд, я в любом случае спокойно доеду домой, и 3 минуты не делают мне погоды.
И тут я осознала, что я всю жизнь так спешу и бегаю — даже если не понимаю, ЗАЧЕМ и КУДА. Даже если я никуда не опаздываю, всё равно буду спешить, быстрее и быстрее.
«Интересно, откуда это у меня?» - спросила я саму себя.
И тут я вспомнила, что моя бабушка тоже все время спешила. Она даже по квартире ходила очень быстро, из комнаты в кухню почти бегом, потом из кухни снова в комнату.
И очевидно, что я у неё скопировала эту модель поведения — спешить и торопиться, при этом даже не задумываясь зачем и куда.

Именно так и работают семейные и родовые послания — мы копируем их в раннем детстве, не задумываясь нужно нам это или не нужно, хорошо это для нас или плохо. А потом во взрослой жизни мы просто это воспроизводим, автоматически.

Кроме посланий, которые родители передают бессознательно (не делай, не будь, не взрослей, не будь ребенком, не будь собой и остальные, о которых был цикл эссе), есть и другие послания, так называемые драйверы.
Драйверы передают сознательно, как прямое указание. Проговаривают вслух, причем постоянно. Хвалят нас за то, что мы им следуем и подкрепляют их многократно.

В транзактном анализе выделяют 6 основных драйверов:
1. будь первым, спеши
2. будь лучшим, будь совершенным
3. старайя, пытайся
4. радуй других
5. будь сильным
6. будь осторожен

Родители произносят это вслух, словами — и дают это указание из своего родительского эго-состояния. Но внутри как правило есть страх: не успеть, ошибиться, быть отвергнутым и так далее. И поэтому такие прямые указания, драйверы передаются как попытка защитить своего ребенка, помочь ему избежать неприятностей.

Про каждый из 6ти драйверов будет отдельное эссе, я расскажу о том как он может сочетаться с 12тью посланиями и что Вы можете сделать, чтобы уменьшить его влияние.

А сейчас скажу о том, чем опасны драйверы.
Ведь с одной стороны, эти указания могут быть полезны. Ведь в иных ситуациях нужно поспешить, проявить осторожность, проявить силу или постараться.
Но, если у человека влияние драйвера сильно, то его действие распространяется на всю жизнь — и в этом опасность.
Человек спешит всегда, стремится быть первым всегда, быть сильным всегда и так далее — не задумываясь о том, надо ему это или не надо конкретно в этой ситуации, сейчас.
Как было в моей истории — пока я об этом не стала задумываться, я всегда торопилась, куда-то спешила — не задумываясь о том КУДА, ЗАЧЕМ и ДЛЯ ЧЕГО.

Как правило, у человека есть один основной драйвер - который проявляется ярче всего. Остальные тоже могут присутствовать, но в меньшей степени.

А что вы замечали у себя, из перечисленных драйверов ?
Что вам говорили родители или другие родственники — какими быть, что делать. Кто из родственников сам делал так же?
Есть ли такое, что Вы реализуете эти указания автоматически, не задумываясь для чего это Вам сейчас и зачем, полезно Вам это или наоборот?

Приглашаю к обсуждения в комментариях, если есть вопросы, то задавайте!


Вероника Крайнова
Клинический психолог, коуч, эриксоновский гипнотерапевт

Готовясь к очередному семинару размышлял как проще и доступнее научить студентов использовать личностные адаптации в терапии. Вспоминал свою путаницу в голове когда учился сам и судорожные попытки соотнести личностные адаптации и мишени терапии. В результате родилась таблица в которой удалось структурировать: открытые двери, мишени психотерапевтической работы и двери ловушки.

Формирование личностных адаптаций.

(Поль Вар; в большей мере для психологов)

Модель шести личностных адаптаций была создана независимо друг от друга двумя американскими авторами: Полем Варом и Тайби Калером.

АДАПТАЦИИ ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ

АДАПТАЦИИ ДЛЯ ОДОБРЕНИЯ

«Дверей контакта» всего три:

  1. «Открытая дверь» — канал, по которому всегда можно без проблем общаться с человеком
  2. «Дверь-цель» — канал, который нужно задействовать, чтобы достучаться в третью дверь и добиться изменений или глубокого взаимопонимания.
  3. «Дверь-ловушка» — этот канал обычно закрыт для коммуникации. Во избежание прерывания общения с человеком его лучше не использовать. Вы точно не донесете до человека то, что хотели донести, если попытаетесь сразу начать «ломиться» к нему через эту дверь.

Адаптации для выживания. Формируются к 1-1,5 годам

При холодных, безразличных, занятых родителях и(или) нарушение безопасности – ребенок принимает решения:

Отстраниться, позаботиться о себе самостоятельно и не создавать другим проблем. «Креативные мечтатели».

Маневрировать с помощью нашего быстрого мышления, чтобы выжить или выиграть. «Очаровательные манипуляторы».

«Творческие мечтатели»: (шизоидная)

пассивны, замкнуты, живут в собственном мире, «во сне наяву», отрешённы, сверхчувствительны, дистантны, избегают близости, инвестируют свою энергию в пассивность

Драйверы: Предписания:
Будь сильным Не живи (не будь)
Старайся Не достигай (в отношениях)
Радуй других Не чувствуй (радости, восторга)
He принадлежи
Не думай
Не будь здоровым

Основная позиция: Я - Ты -

Ключевые слова: Я не знаю. Я думаю еще.

Открытая дверь: Поведение
Дверь-цель: Мышление
Дверь-ловушка: Чувства

Спокойные, помогающие, приятные в общении, неприхотливые, креативно мыслящие, нестандартные. Они добры и любезны, развивают в себе силу и очень стараются угождать другим. Самодостаточны и надежны, охотно помогают людям. Не занимают слишком много пространства.

Реагируют на стресс: ригидным мышлением, отстраненностью, пассивностью, оцепенением, потерянностью, отчаянием.

При ссоре или стрессе они часто просто отстраняются и «эмоционально исчезают». Они могут оказаться не в состоянии ясно мыслить и защищать себя. Вместо этого они чувствуют спутанность, смущение, тревогу и грусть.

Нуждаются, чтобы другие помогли им выйти из отстраненности и пассивности. Необходимо понимать, что их молчание не означает, что внутри них ничего не происходит, часто они могут очень многое предложить, если их спросить.

Если Вы сидите тихо и ждете, когда они проявят себя, это может никогда не произойти. Очень важно мягко высказывать твердое ожидание, что они подумают, чего они хотят, и сделают все необходимое, чтобы их потребности были удовлетворены.

Они оценят Вашу четкость и силу (это то, чего они не получили, пока росли).

«Блестящие скептики»: (параноидная)

без причины чувствуют себя использованными и обиженными; безосновательно подвергают сомнению верность / лояльность других; придают безобидным инцидентам скрытое значение; злопамятны; не забывают пренебрежения; сближаются очень медленно с другими из страха, что информацию могут использовать против них; легко чувствуют неуважение; реагируют быстро, гневно или контрнаступают

Драйверы: Предписания:
Будь сильным Не будь ребенком
Будь лучшим Не будь близким
Не чувствуй
Не наслаждайся

Основная позиция: Я + Ты -

Ключевые слова: Что ты подразумеваешь под этим? Не воюй со мной! Мы оба знаем, что случилось! Я вижу, что ты мне не веришь. Никто мне не верит.

Открытая дверь: Мышление
Дверь-цель: Чувства
Дверь-ловушка: Поведение

Аккуратные, точные, наблюдательные, обладающие блестящим мышлением, легко обучаемые, предсказуемые, понимающие суть вещей, внимательные к деталям.

Обычно предпочитают предсказуемость игривым и спонтанным удовольствиям.

По отношению к другим стремятся скорее быть отстраненными, чем вовлеченными.

Часто блестящие мыслители.

Могут быть очень эффективными сотрудниками, ожидающими совершенства от себя и других.

Реагируют на стресс: подозрительностью, критикой, контролем, агрессией, повышенной чувствительностью, ревностью.

Нуждаются, чтобы другие были безопасными, предсказуемыми, поддерживающими и вызывающими доверие, когда контакт происходит из мышления. Когда они почувствуют себя в безопасности (чего они не смогли сделать в детстве), обращайтесь к их чувствам и поддерживайте их. Предложите им проверять любые подозрительные мысли о Вас, которые им приходят в голову. Очень помогает, если Вы поймете, что их агрессивное и защитное поведение на самом деле не связаны с Вами.

Безопасность для контакта со своими чувствами.

«Очаровательные манипуляторы»: (антисоциальная)

имеют низкую фрустрационную толерантность, конфликты с обществом, проблемы с законом и правилами; стремятся к возбуждению и драме; эгоистичны, импульсивны, безответственны, жестоки; знают, как получить от других то, что они хотят

Драйверы: Предписания:
Старайся Не чувствуй
Будь сильным (активным) Не будь близким

Основная позиция: Я + Ты -

Ключевые слова: Я чувствую себя нормально, Я получу то, что я могу от этих идиотов, Я убью их, пока они меня не убили! Я буду честен с тобой.

Открытая дверь: Поведение
Дверь-цель: Чувства
Дверь-ловушка: Мышление

Очень энергичные, целеустремленные, артистичные, привлекательные, харизматичные, обаятельные, волнующие, вовлекающие.

Их чувство избранности дает им самоподдержку, которая продвигает их к поставленным целям.

Они отличные лидеры и организаторы, особенно если проект показывает их в выгодном свете.

В своей отрицательной ипостаси они импульсивные, эгоистичные, безответственные, манипулирующие, агрессивные.

Нуждаются, чтобы другие показывали, что видят их манипуляции, для этого нужно игриво восхититься их ловкостью и умом. Им важно знать, что они могут говорить о своих чувствах и быть при этом в безопасности, Вы останетесь таким же надежным и достойным доверия. Они ценят силу и четкость, им нужно знать, что они могут быть близки с Вами, не потеряв свою свободу. Им гораздо легче начинать проекты, чем завершать их. Поэтому Ваша поддержка может сослужить им хорошую службу, хотя они и будут чувствовать, что Вы призываете их следовать правилам, созданным для других.

Тратят огромное количество энергии на манипуляции тогда, когда достаточно просто попросить.

Адаптации для одобрения. Формируются к 6 годам

При менее стрессовых обстоятельствах обычной повседневной жизни мы стремимся действовать в основном исходя из наших адаптаций для одобрения – решений, принятых нами между двумя и шестью годами.

Эти решения связаны с нашими способами получать родительское одобрение, с нашими реакциями на то, как родители вели себя с нами (чрезмерно контролировали, хвалили наши достижения или восхищались проявлениями наших эмоций).

Стараться порадовать и восхитить других, действуя скорее исходя из наших эмоций, чем из ясного мышления. «Чрезмернореагирующие энтузиасты».

Бороться, сопротивляться, избавиться от давления и плыть по течению без четкого жизненного плана или цели. «Игривые упрямцы».

Работать, производить, достигать, создавать, организовывать и изнурять себя. «Ответственные работоголики».

«Чрезмерно реагирующие энтузиасты» (истерическая)

преувеличенно соблазнительны и привлекательны; преувеличенно заботятся о внешности; преувеличенно проявляют эмоции; плохо себя чувствуют, когда не в центре внимания; проявляют изменчивые и поверхностные эмоции; эгоцентричны; имеют импрессионистский стиль речи

Драйверы: Предписания:
Радуй меня Ж: Не расти
Радуй других Не думай
Спеши Не будь важной
Старайся М: Не будь собой
Не будь мужчиной

Основная позиция: Я - Ты +

Ключевые слова: Я не знаю почему, я просто запутался, Мне не хотелось бы думать об этом некрасиво (нехорошо, дурно)

Открытая дверь: Чувства
Дверь-цель: Мышление
Дверь-ловушка: Поведение

Очень привлекательные, игривые, спонтанные, жизнерадостные, сосредоточенные на других. Они очень чувствительны к потребностям других, прекрасно принимают гостей. Уделяют много внимания тому, какое они производят впечатление, могут придать игривость и пленительность любой ситуации.

Под воздействием стресса: эгоцентричны, драматизируют ситуацию, растворяются в других. Они очень огорчаются и чрезмерно эмоционально реагируют, если их попытки порадовать Вас потерпели неудачу. Они путают внимание с любовью и часто теряют себя в отношениях, которые заканчиваются болью и отвержением.

Нуждаются, чтобы другие поощряли их независимость и самостоятельное мышление, бросали вызов сомнениям в их компетентности и ясности мышления.

Понять, что угодить всему миру невозможно и гораздо лучше остановиться и ясно обдумать свою ситуацию.

Разрешить остановиться и подумать над ситуацией, что чувства отличаются от фактов и что они могут войти в контакт со своим гневом (который обычно подавляется) и почувствовать свою личностную силу. Им также нужно понять, что убегание из ситуации не приносит им пользу и что они могут отстоять себя так, чтобы их потребности были удовлетворены, а не только удовлетворять потребности других. Им нужно знать, что они могут быть одновременно и любимыми, и думающими (компетентными).

«Игривые упрямцы»: (пассивно-агрессивные)

Угрюмы или сварливы, когда от них что-то требуют, а они ничего не хотят делать; работают внешне преднамеренно медленно; жалуются, что другие ставят невыполнимые требования; забывают обязанности; пассивно препятствуют усилиям других; верят, что они лучше делают что-либо, чем полагают другие; реагируют с чрезмерной критикой или презрением на авторитетную личность

Драйверы: Предписания:
Старайся Не чувствуй
Будь сильным Не будь близким
Не наслаждайся
Не достигай

Основная позиция: Я + Ты -

Ключевые слова: Я ведь ничего не сделал. Я только ищу, как тебе помочь. Тебе не нужно давать мне обязательства (но я тебе дам затрещину)

Открытая дверь: Поведение
Дверь-цель: Чувства
Дверь-ловушка: Мышление

Энергичные, преданные, игривые, настойчивые, взвешивают обе стороны вопроса, самостоятельно мыслят.

Рано понимают в своей жизни, обычно к трем годам, что каждый их шаг хотят контролировать.

Они решают, что отныне никто и никогда не заставит их быть тем, кем они не являются, и делать то, чего они не хотят. Теоретически это хорошая идея, но на практике всю свою энергию они тратят на борьбу с другими, а не фокусируют внимание на том, как получить то, что им действительно нужно.

Реагируют на стресс упрямством, агрессией, борьбой с чем бы то ни было, излишней зависимостью, сильным сопротивлением. Они постоянно оказываются втянутыми в ненужные конфликты, борются с родительскими фигурами, начальниками, правилами, ожиданиями других. Предоставленные сами себе, борются с собой, техническими приборами или гравитацией.

Так они оказываются на обочине жизни без какого бы то ни было жизненного плана.

Нуждаются, чтобы другие играли с ними, а не боролись. Всё, что даже очень отдаленно выглядит как контроль, для них подозрительно, поэтому просто получайте удовольствие от общения с ними.

Прекратив сражаться, выходят из дилеммы «или-или» и понимают, что им не нужно бороться, чтобы выжить. Очень полезно научить их открыто говорить «нет» вместо того, чтобы стоять на своем посредством пассивного сопротивления. И, наконец, им нужна помощь в том, чтобы перестать бояться честного самовыражения.

«Ответственные работоголики»: (обцессивно-компульсивные)

не выполняют заданий из-за стремления к совершенству, чрезмерно заняты деталями и планированием, теряя суть, упорны в том, чтобы взять на себя некоторую работу, и работу и продукт используют для удовлетворения и отношений, нерешительны, чрезмерно добросовестны, заботливы, непреклонны в морали, этике и ценностях, мало выражают чувства

Драйверы: Предписания:
Будь лучшим Не чувствуй. (радости)
Будь сильным Не будь близким
Старайся Не будь ребенком

Основная позиция: амбивалентная Я + Ты - / Я - Ты +

Ключевые слова: С другой стороны. Объективно говоря, трудно узнать, что можно подумать.

Открытая дверь: Мышление
Дверь-цель: Чувства
Дверь-ловушка: Поведение

Надежные, пунктуальные, аккуратные, сотрудничающие. Они удивительно продуктивны и целеустремленны. Отлично работают в коллективе и превосходно проявляют себя на любой ответственной должности с большим объемом работы.

На стресс: реагируют напряженностью, навязчивостями, чрезмерной сосредоточенностью, перфекционизмом, запредельной ответственностью. Они просто не знают, когда нужно остановиться. Им очень трудно делегировать полномочия и передавать ответственность. Изнуряют себя, стараясь всё сделать. Часто единственный способ сделать перерыв и не чувствовать себя виноватым – это заболеть.

О.Р. нужно понять, что они не обязаны быть совершенными, они могут делать ошибки и при этом продолжать быть успешными в жизни, и другие все равно захотят быть с ними рядом. Делать или быть – их основная дилемма. Очень важно понять, что они могут позволять себе отдыхать, а не уработаться насмерть. Им нужно успокаивать свою внутреннюю тревогу и обучиться прекрасному искусству просто быть.

Нуждаются, чтобы другие обращались к ним через мышление, а затем помогали им думать более глубоко за счет контакта со своими чувствами. Очень помогает, когда другие разрешают им и вдохновляют их делать перерывы в работе, расслабляться и получать удовольствие от жизни с помощью игривой ипостаси их личности.

Лучше всего продвигаются в жизни, если они интегрируют чувства и мышление, позволяют себе некоторый процент ошибок, учатся отдыхать и ценить себя просто за свое существование, а не только за достижения.

Сценарное послание из Родителя: «Ты благополучен лишь тогда, когда скрываешь свои чувства и желания от других. Не давай им повода думать, что ты слабый». Слыша из Адаптивного Ребенка, клиент подчиняется этому посланию, закрывая доступ внешним сигналам. При этом его лицо становится безучастным, он мало двигается и говорит ровным, неэмоциональным тоном. Подобно Танталу он окружен бесценными дарами жизни, морями поглаживаний, но он не просит их, он сильный и выше этого. Возможно, клиенту нужна помощь, поддержка и сочувствие, но он не сделает ни шага в их направлении. Сбросив «железную маску», он начинает проявлять эмоции, просить и раздавать поглаживания, так освобождаясь от сценария «Никогда». Теперь его девиз: «Будь открытым, спонтанным и искренним. Смелее, расскажи о своих чувствах. Будь прямым и открытым в желаниях». Для клиента очень полезны навыки умения давать-получать — просить поглаживания. Здесь особенно полезны навыки применения гештальт-техник с отреагированием скрытых, закапсулированных эмоций.

Драйвер «Радуй других» и сценарный паттерн «После»

Драйвер «Радуй других» и сценарный паттерн «После» Родительский голос внушает: «Ты благополучен лишь тогда, когда радуешь других людей». Из детского состояния Адаптивного Ребенка: «Я надеюсь, что радую других, но боюсь, что в любой момент дамоклов меч опустится на мою

Драйвер «Пытайся», сценарный паттерн «Всегда»

Драйвер «Пытайся», сценарный паттерн «Всегда» «Чтобы быть благополучным, ты должен пытаться и пытаться», — говорит Родитель клиента, и его Адаптивный Ребенок только и пытается. Он ничего в действительности не делает, не добивается, и остается в своем сценарии.Слова

Драйвер «Спеши»

Драйвер «Спеши» Драйвер «Спеши» очень необычен. С одной стороны, он задает ритм действиям, с другой — он оправдывает плохой результат. Например, «Я так спешил на встречу с Вами, что забыл бумаги, которые Вам нес». «Я не успела сделать домашнее задание, зато вовремя пришла

БОЛЬ КАК ПАТТЕРН

БОЛЬ КАК ПАТТЕРН Физическая боль – это больше, чем боль. Это еще и паттерн. Человек, испытывающий боль из-за болезни или повреждения, реагирует на эту боль определенным образом. Этот паттерн основывается на его прошлом опыте, связанном с болью, и системе веры в его

МГНОВЕННЫЙ ПАТТЕРН

МГНОВЕННЫЙ ПАТТЕРН Паттерны, как эффективные и полезные, так и болезненные и деструктивные, могут устанавливаться довольно быстро. В своей работе по разделенному мозгу Газзанега (1967), рассматривая то, что он определяет как «условный рефлекс или дурная привычка», а также

Боль как паттерн.

Боль как паттерн. Физическая боль — это больше, чем боль. Это еще и паттерн. Человек, испытывающий боль из-за болезни или повреждения, реагирует на эту боль определенным образом. Этот паттерн основывается на его прошлом опыте, связанном с болью, и системе веры в его

Мгновенный паттерн.

Мгновенный паттерн. Паттерны, как эффективные и полезные, так и болезненные и деструктивные, могут устанавливаться довольно быстро. В своей работе по разделенному мозгу Газзанега (1967), рассматривая то, что он определяет как «условный рефлекс или дурная привычка», а также

4.2.6 Пятый принцип: Будь сильным!

4.2.6 Пятый принцип: Будь сильным! Пятый принцип Методики формирования событий рекомендует нам быть сильным на пути к желанным целям. Причем быть сильным не физически (что тоже неплохо, но не обязательно), а сильным внутренне, энергетически.Под понятием «сила» или

Глава 47. Никогда (почти никогда) не принимайте решения за пациента

Глава 47. Никогда (почти никогда) не принимайте решения за пациента Несколько лет назад Майк, тридцатитрехлетний врач, консультировался со мной из-за неотложной дилеммы: у него было временное совладение на побережье Карибского моря, и он собирался поехать туда на месяц в

Не сдавайтесь никогда, никогда, никогда

Не сдавайтесь никогда, никогда, никогда Во время вьетнамской войны компьютерный миллиардер из Техаса Х. Росс Перо решил сделать рождественский подарок каждому американскому военнопленному во Вьетнаме. По словам Дэвида Фроста, который и рассказал эту историю, Перо

Никогда, никогда не смиряйтесь с реальностью!

Никогда, никогда не смиряйтесь с реальностью! Принято считать, что реальность – это то, что окружает нас, то, что мы видим и переживаем. Так учили родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Бессчетные поколения формировали и поддерживали это убеждение.

Глава XX Девять основных причин, которые удерживают тебя от занятий по моей методике, или Никогда не говори никогда!

Глава XX Девять основных причин, которые удерживают тебя от занятий по моей методике, или Никогда не говори никогда! Я знаю, какие доводы вы мне приведете.1. Я слишком занят (в сутках всего 24 часа – это 1440 минут, а на занятия необходимо выделить аж 15 минут, и еще – посчитай,

Раппорт-паттерн

Раппорт-паттерн Паттерн в переводе с английского означает шаблон, узор, принцип, систему. Иными словами, нечто повторяющееся. В идеале – образец для подражания. В психологии под паттерном понимают набор стереотипных поведенческих реакций или последовательностей

50 Тот, кто никогда не ошибался, никогда не испытывал чего-то нового

50 Тот, кто никогда не ошибался, никогда не испытывал чего-то нового Метод проб и ошибок является основным в науке – так же, как обучение. Без ошибок, без познания неизвестного невозможна эволюция. Предприниматель и основатель «Майкрософт» Билл Гейтс сказал:

Паттерн заговора

Паттерн заговора Теории заговора – совсем не то, что сами заговоры. Независимо от того, стало убийство Джона Кеннеди следствием заговора или нет (я убежден в последнем), теорий этого заговора существует множество – как и в случае с убийствами Роберта Фрэнсиса Кеннеди,

На первый взгляд программа «будь сильным» наоборот же должна решать проблемы и приводить к целям, так ведь?

Давайте посмотрим, как именно эта штука работает.

Как драйвер «будь сильным» приводит к сценарию «никогда не получу то, что хочу»?

Начинается история в детстве, когда ребенок оказывается в невыносимых для него обстоятельствах: его бьют, на него сгружают родительскую заботу о младших братьях и сестрах, об умирающих бабушках и дедушках, о безумных тетушках и пьющих дядюшках.

Есть ребенок, есть адские обстоятельства и есть родители, или слабые и избегающие или злые, деструктивные и разрушительные.

Решение «будь сильным» тут неизбежно. А как иначе выжить и пройти через треш?

«Будь сильным» впитывается в его плоть и кровь.

Драйвер «будь сильным» проявляется через «покер-фейс», через тотальный контроль всего и все, через потребность во власти (даже скрытой, но полной власти), т.е. человек буквально живет внутри БРОНИ.

Он может сочетаться с чем-то еще, например, «будь хорошим, послушным, правильным» получается из сочетания «будь сильным» + «будь совершенным» («я хуже других/я лучше других»).

Может соединиться с «радуй других» и мы получим вечного спасателя и раздавателя своей энергии.

У каждого есть свои природные реакции из «бей, замри, беги» и часть из них может блокирована, а на какую-то «сел» драйвер «будь сильным».

Замри + будь сильным = молчи и терпи.

Бей + будь сильным = бунтуй!

Беги + будь сильным = невыносимый взрыв тревоги внутри, который почти ничем не гасится, т.к. команды полярные, и тогда человек начинает их гасить искусственно – еда, алкоголь и социально одобряемый вариант – бегство в работу, много социальной активности = успешного достигатора получаем

Есть еще два варианта, как дети получают драйвер «будь сильным».

Когда в обычной семье рождается ребенок, который по своим природным данным превосходит родителей (он умнее, сильнее, яснее видит красоту или финансовые решения, он более волевой и т.д.) он попадает в ловушку: «родители слабые, я еще маленький и беспомощный» и закономерно приходит к решению «будь сильным», чтобы выжить и спасти себя и маму с папой.

Это же может быть и с обычным ребенком, если родители следуют идее «все для детей» ошибочно, и перегружают на него непомерную по возрасту ответственность за решения:

Петя, что скажешь, мне разводиться или нет?

Люся, рожать тебе братика?

Непомерная нагрузка и угроза выживанию приводит к драйверу «будь сильным».

Второй вариант – это наследие семьи. Если несколько поколений ходит в стальных масках и в режиме «будь сильным», то ребенок получает ее в комплекте.

Если посмотреть на историю России, то неудивительно, что маску «будь сильным» получают многие из нас.

Так как же «будь сильным» приводит к сценарию Тантала «Я никогда не получу то, что хочу»?

  1. Она не дает быть в контакте с теми ресурсами, что есть вокруг человека сейчас искренне и полностью, т.е. внутри брони он голоден.
  2. Она не дает распознать собственные актуальные потребности, т.к. искажает картину мира и других людей.
  3. Человек в режиме «будь сильным» идет (или стоит) в сторону чужих целей, он выбирает трудные дороги и едет по ним как танк (или «терпит и молчит»)
  4. А вот это самое обидное в этом драйвере – если даже человек распознал свою потребность и шпарил по правильной дороге, то, как только он достигает желанной цели, он … что делает?

Выдыхает и сбрасывает броню.

Режим «будь сильным» ВЫКЛ.

А кто и что у нас под ним?

И вот он в режиме Импульсивного ребенка начинает творить радостную дичь.

Довольно быстро разрушая все то, что строит годами, сжав зубы.

Некоторые люди повторяют такой цикл несколько раз за жизнь. Пока хватает сил и энергии.

И именно из-за способности достигать мощного успеха многие держатся за драйвер «будь сильным» руками и ногами.

Если человек здоров – то в его природе быть активным, развиваться, любить, создавать, исследовать, путешествовать, радоваться, играть и т.д.

И тут важно это делать постепенно, учиться потихоньку чувствовать и контейнировать, т.е. определять суть своих чувств и эмоций и встраивать их в актуальную картину мира, себя и других людей, т.е. наращивать «живую силу души» или взрослеть.

Не заставить ребенка «быть сильным», а помогать ему вырастать.

В метафоре: сначала вы держите велик, ребенок «едет», потом вы бежите рядом и придерживаете велик, ребенок едет сам, потом он едет сам и вы страхуете, чтобы не упал, потом он едет сам и падает сам и вы помогаете вставать,

И только потом он едет сам и падает сам и встает сам, а вы издалека поддерживаете его эмоционально.

Но плавать – т.е. жить – они пока не научились.

Потому что это другой стиль жизни – шаг за шагом и бережно и внимательно к себе.

Когда удалось выплыть, когда удалось победить монстров – трудности, треш и беды, время снимать броню – да, и сразу бежать лечить внутреннего малыша, учиться быть в контакте с собой, оплакивать потери и разрешать себе радоваться.

Радоваться, не разламывая свою жизнь и достижения на праздничный фейерверк для соседей, не умея совладать с восторгом «у меня получилось», т.к. душа с непривычки не умеет переживать чувства иначе чем как импульсивные действия вовне и забивание тела разным «вкусным».

Записаться на консультацию к онлайн-психологу Александре Павловской можно по телефону

1. Пассивно-отстраненные («фантазеры», «мечтатели»). У людей, которые «живут» в этом квадрате, все происходит в голове. Они довольно мало общаются, любят молчать и, как правило, пассивны в контакте — и с другими, и с собой. В детстве родители давали им понять, что потребности других людей важнее их собственных, и в итоге они перестали чувствовать, в чем нуждаются сами.

Пассивно-отстраненные склонны самостоятельно решать проблемы и отвечают на социальный контакт, если его инициируют другие. Они отвечают, только если вы их спрашиваете. Предпочитают взаимоотношения с одним надежным человеком. Уединение для них тождественно удовольствию. Им трудно просить о чем-либо. Они мечтают внутри, он никогда вам не расскажут.

Драйвер пассивно-отстраненных: БУДЬ СИЛЬНЫМ. «Мальчикам нельзя плакать, ты мужчина», «Еще раз придешь пожаловаться — сам побью. Сама виновата!» — примерно это они могли слышать от родителей в детстве. Чтобы выжить, им было необходимо стать «сильными».

Дверь контакта: поведение. Пассивно-отстраненные всегда начинают рассказывать о себе со слов «я делал (а)». Эта дверь коммуникаций открыта по умолчанию. Дверь-цель, к которой можно привести подобного человека, — это мышление. Спросите: «Когда ты так делаешь, что ты об этом думаешь?» — и, если у вас налаживается контакт, вы сможете построить более глубокую коммуникацию. Но есть еще одна дверь, которую человек с пассивно-отстраненным типом адаптации практически никому не открывает. Эта дверь — чувства. Спросите его с порога: «Что ты чувствуешь?» — и вы увидите его в последний раз. Чтобы понять пассивно-отстраненного человека, необходимо прислушаться, что он говорит.

Если вы работаете как психотерапевт, то привести «мечтателя» к контакту с чувствами — ваша большая задача. Делать это стоит не напрямую, а через дверь-цель: сделать так, чтобы человек начал думать, тогда он постепенно начнет и чувствовать.

2. Манипуляторы. Как видно по рисунку, они находятся на перекрестке и могут подключать любые адаптации для своих целей. Через манипуляцию они сами способны установить контакт с человеком любого типа и получить (или продать) то, что им нужно.

Их основной драйвер: СПЕШИ. В детстве им говорили, собираясь в садик: «Давай быстро, быстро, быстро, опоздаешь». Эту модель поведения они усвоили хорошо. Манипуляторы всегда спешат и постоянно опаздывают. Они столько запланируют за 24 часа, что мы не успеваем сделать и за год. Половина дел у них всегда остается, а потом они обвиняют в этом других. С детства манипуляторов научили не доверять.

Дверь контакта у манипуляторов — поведение, а дверь-цель — чувства. Как и вовлеченно-пассивных, манипуляторов нельзя приглашать к мышлению.

И просто в контакте, и в коучинге/консультировании/терапии таких людей нужно привести к чувствам, чтобы они начали думать, а затем делать.

3. Скептики. Это еще один тип, который находится на границе. Скептики транслируют и словами, и поведением: никому не верь; доверяй, но проверяй. Им нужно, чтобы одновременно все было хорошо и никто ничего не чувствовал.

Этот тип относится к адаптации для выживания, но мы рекомендуем сначала познакомиться с активно-отстраненным типом (п. 6 в адаптациях для одобрения), а потом посмотреть на скептиков еще раз.

Драйверов у них сразу два: БУДЬ СИЛЬНЫМ (как у пассивно-отстраненных) и БУДЬ СОВЕРШЕННЫМ (как у активно-отстраненных). В детстве их научили не доверять. Например, строго запретили засовывать пальцы в розетку, но не смогли убедительно объяснить почему, ведь палец в розетку и так не входит (в отличие от шпильки для волос).

Дверь контакта скептиков — мышление, а дверь-цель — чувства. Поведение — закрытая дверь, о нем говорить не стоит. Здесь скептики устроены точно так же, как активно-отстраненные личности.

4. Пассивно-вовлеченные («бунтари»). Эти люди либо вовлечены в себя и пассивны для других, либо наоборот. Если в аудитории все молчат, и тут студент, А спросил что-то у преподавателя, пассивно-вовлеченный студент Б начнет либо отвечать на вопрос сам, либо станет пояснять преподавателю вопрос студента А. В противном случае он не начнет участвовать в беседе.

Эти люди ждут, чтобы другие решали проблемы, и инициируют контакт. Они любят быть в большой группе людей. Для них типично: если кто-либо из группы начинает открыто действовать, то они препятствуют этому, провокационно и неожиданно пресекают коммуникацию другого человека. Их цель — быть втянутыми или втянуться в группу, оставаясь пассивными. Активный будет высмеян, ошибка будет найдена. Они играют, могут брать других «на слабо». В любом случае они входят в группы на чужих ногах. Их личность борется со всеми вокруг и внутри себя, застревая во внутренней борьбе. Пассивно-вовлеченные могут преследовать, только когда кто-то активен. Они склонны отбирать чужие достижения, становиться неформальными лидерами, «нападать» на других, когда у них все становится хорошо. Часто «бунтари» саботируют командную работу.

У пассивно-вовлеченных в словах есть стиль «или — или»: или я хорошо учусь, или не учусь вообще; или я выхожу замуж раз и навсегда по большой любви, или не выйду никогда; или я рожаю трех, или ни одного; или я буду на двухдневной конференции от начала до конца, или вообще никуда не пойду. От других они ожидают того же, не дают им выбора: «Или делай, или не делай».

Их драйвер: СТАРАЙСЯ. Люди с этим драйвером всегда будут что-то делать, но редко доводить до конца. Они не доделают проект, но обязательно вам что-то пообещают. Даже, возможно, прямым текстом: «Я постараюсь».

Дверь контакта — поведение, дверь-цель — чувства, а закрытая дверь — мышление. Пассивно-вовлеченных людей можно привести к тому, чтобы они чувствовали, когда что-то делают. А вот добиться от них мышления и правильных действий будет довольно сложно.

Пассивно-вовлеченных людей стоит ориентировать на то, что вместо «или» может быть «и». Ваша задача — донести до них, что можно отыскать варианты: пойти только на ту часть конференции, на которую они хотят; выбрать партнеров по бизнесу; выйти замуж и развестись, если ничего не получится.

5. Активно-вовлеченные («эмотивные»). Эти люди — заводилы, они всегда все организуют, любят вовлекать и крутить все вокруг себя. Обычно они импозантны, красиво одеваются. Активно-вовлеченные хорошо ориентируются в больших группах людей и собирают их вокруг себя. Женщины — классические хозяйки вечеринок, мужчины — душа общества. Им неуютно наедине с собой. Они всегда с кем-то, одни никуда не пойдут. Если захотят на байдарках, они поднимут полгорода.

Их драйвер: РАДУЙ ДРУГИХ. Когда они были маленькими, они собирались на футбол, а мама говорила: «Так, делу время — потехе час. Сначала сходишь за хлебом, вынесешь мусор, а потом на футбол». Для того чтобы получить одобрение, они выполняли эту инструкцию в точности. Постепенно такие люди привыкли радовать других за счет себя. Работая на предприятии или в бизнесе, они становятся спасателями: стремятся помочь клиентам, провести их по всему пути, причем часто бесплатно. Главное для них — чтобы все было хорошо.

Дверь контакта активно-вовлеченных — чувства. Они эмоциональны и эмпатичны, часто ведут себя импульсивно. Дверь-цель для них — мышление, а закрытая дверь — поведение. Представим ситуацию: такой человек постоянно опаздывает. Если вы скажете ему, пусть даже очень мягко: «Ну почему ты все время опаздываешь?» — ваш контакт будет нарушен. Поэтому стоит заходить с другой стороны, через дверь контакта к двери-цели: «Я тебе сочувствую, ты тяжело добирался. У меня тоже долгая дорога, я обычно так расстраиваюсь, когда опаздываю! Давай вместе подумаем, что можно сделать, чтобы я не опаздывал?» Никаких разговоров о поведении, но в следующий раз с высокой вероятностью активно-вовлеченный сам его поменяет.

6. Активно-отстраненные («перфекционисты»). Они решают проблемы, не инициируют социальные контакты. Они предпочитают делать это с одним человеком или несколькими, но один раз. Работают на малом поле, выбирают наиболее важных людей, уютно чувствуют себя на их месте. Людям с этой адаптацией кажется, что они недостаточно хороши. Даже заканчивая восьмой вуз, посетив все конференции и прочтя все книги по теме, они боятся начать свою практику.

Их драйвер: БУДЬ СОВЕРШЕНЕН. С детства их ориентировали на перфекционизм, и модель поведения прижилась: чтобы получить одобрение окружающих, нужно сделать все идеально.

Дверь контакта активно-отстраненных — мышление. Дверь-цель — чувства. С ними нужно говорить о том, что они чувствуют, когда идут совершенствовать себя и других. Закрытая дверь — поведение. Чем больше вы будете хвалить их за то, что они сделали, тем больше они будут пытаться соответствовать идеалу. В этих условиях контакт невозможен. А вот когда он уже состоялся, вы можете транслировать посыл: «Ты достаточно хорош».

Читайте также: