Какой язык программирования используют программы в вопросах

Обновлено: 06.07.2024

Довольно популярное мнение среди разработчиков, что уровень квалификации и зарплата зависят от количества языков программирования, которыми разработчик владеет.

Конечно, это не значит, что надо ограничивать свой кругозор единственным языком. На мой взгляд, секрет успеха в том, чтобы стать профи в чем-то одном, а затем осваивать смежные области, которые будут дополнять друг друга и двигать в направлении одной цели. Например, если вы занимаетесь Web-разработкой, будет плюсом знать какой-то язык для бэкэнда и JavaScript для фронтэнда. Но если я буду учить С++ для бэкэнда, то знания JavaScript для фронтэнда мне ничего не даст, потому что я никогда не буду использовать их вместе.

Если осваивать программирование с целью карьеры, а не в качестве хобби, ориентироваться надо на рынок вакансий. Идем на HeadHunter и видим такую картину (данные собраны в конце 2019-го года):

Зеленым выделены языки с положительной динамикой вакансий. За год Kotlin и Go впервые оказались в этом списке. Красным выделен Ruby — для него число вакансий сокращается, и возможно, скоро из топ-10 его вытеснит какой-нибудь другой перспективный язык.

Может показаться, что если выбрать что-нибудь экзотическое, у вас будет меньше конкурентов, а значит проще найти работу. Это не совсем так. Работодатели тоже идут на hh, смотрят кандидатов и решают, на чем запускать проекты, под которые реально собрать команду. Замкнутый круг. Поэтому мой совет с точки зрения развития карьеры: выбирайте популярный язык, при этом ориентируйтесь на спрос на рынке труда, а не по каким-то другим рейтингам.

Вместо того, чтобы обсуждать актуальность отдельно взятого инструмента — а именно этим являются языки программирования — я рассмотрю их в разрезе 4-х направлений разработки и составлю наборы навыков, необходимых для решения разных задач.

Здесь больше всего вакансий, но и сильнее конкуренция среди специалистов, т.к. направление развивается уже много лет. Web-разработка состоит из Frontend — визуальная часть сайта, то, с чем взаимодействуют пользователи, и Backend — серверная часть сайта.

Начальный маршрут для фронтендера:

  • HTML, CSS — языки верстки
  • JavaScript — для интерактивных элементов
  • ECMAScript / Typescript — расширения JavaScript, дающие больше возможностей
  • Опыт работы с одним из фреймворков: React / Angular / Vue

Как правило, выбор фреймворка не столь принципиален: работодатель готов рассмотреть кандидата с опытом в любом из трех, т.к. довольно быстро можно пересесть на нужный специально под проект.

Для бэкендера есть несколько вариантов. Каждый пункт в списке — пара из языка и его фреймворков:

Каждый из наборов актуален для написания серверной части сайтов, поэтому можно выбрать на свое усмотрение. В любом случае понадобится овладеть еще и этими знаниями:

  • HTML & CSS — понимание верстки сайтов
  • SQL (PostgreSQL / MySql) — работа с базами данных
  • Архитектуры и паттерны — как писать код, который легко поддерживать и масштабировать

В большинстве случаев это необходимый минимум, джентельменский набор для бэкенд-разработчика, работающего над сайтами. Далее, можно развиться как разработчик в 2 разных направлениях: начать осваивать технологии из списка фронтендера, т.е. стать Fullstack-разработчиком, или углубиться в бекенд и хайлоад. Выбрав второй путь, будет полезно освоить следующие технологии:

Более молодое направление, в котором меньше вакансий, но пока наблюдается дефицит кадров. Языки программирования выбираются в зависимости от того, под какую платформу вы будете создавать приложения.

Android-разработчик:

  • В большинстве проектов нужно знать и Java и Kotlin
  • Новый код чаще пишется на Kotlin, однако очень много кода, который нужно поддерживать, написан на Java

Kotlin молодой, но очень перспективный язык, созданный питерской компанией Jetbrains в 2016 году. Он полностью совместим с Java, но примерно на 40% короче его, что значительно ускоряет разработку. Кроме того, в какой-то момент Google, устал от исков со стороны правообладателей Java за использование кода в Android и назвал Kotlin предпочтительным языком для Android-разработки. Сейчас все чаще приложения пишут на нем. Однако на текущий момент все еще очень много проектов, написанные на Java, которые нуждаются в поддержке и развитии. Поэтому Android-разработчику надо знать оба языка, чтобы уметь читать и вносить изменения в старый код.

iOS-разработчик:

  • Достаточно знать Swift
  • Старый код написан на Objective-C

Легкий и простой Swift пришел на смену и значительно потеснил первый iOS-язык Objective-C. Эти языки несовместимы, поэтому новые проекты начинают на Swift и его вполне достаточно для разработки на платформе. А Objective-C остается актуальным только для старых больших проектов, которые не решились переписывать на Swift.

Что касается востребованности, то Java и Kotlin универсальные языки, которые используют не только для мобильной разработки и под различные платформы. А вот Swift подходит исключительно для мобильной разработки под iOS и десктопной разработки под MacOS.

Еще один путь мобильного разработчика — освоить библиотеку ReactNative для JavaScript. Она устроена таким образом, что написанный код работает под все платформы. С одной стороны это очень удобно. Однако нередки случаи, когда появляется необходимость прописать нативный код для каждой платформы, а это значит нужно иметь наготове знания и Kotlin, и Swift.

Путь разработчика серверных приложений во многом похож на бэкендера, разрабатывающего сайты. Во-первых, надо выбрать и изучить один из языков. Сейчас в ТОП-е по количеству вакансий на российском рынке:

Во-вторых, как и бэкендеру, для большинства задач вам понадобятся навыки работы с базами данных и умение писать качественный код. Тут вам пригодятся:

  • SQL (PostgreSQL / MySql)
  • Архитектуры и паттерны

Дальше можно изучить:

Из этого самый сложный пункт — выбор языка. Я подготовил сравнительную таблицу:

C++, на мой взгляд, один из самых сложных в освоении язык, подходящий в основном для серверных, десктопных программ и игр, реже — для Data Science. Разработка на нем занимает значительно больше времени, но дает программисту огромные возможности. C++ используют для программ, требовательных к быстродействию, например, Photoshop, или масштабных игр, так как с его помощью можно контролировать и распределять нагрузку на «железо».

Golang (Go) появился как более простая версия С++. Его легко освоить, и он заточен под высокие нагрузки и многоядерные процессоры, но имеет очень ограниченный функционал, например, нет дженериков, исключений и т.д., которыми обладают другие языки программирования. В первую очередь его целесообразно использовать для консольных утилит и highload бэкенда. Вакансии разработчика на Go открывают преимущественно крупные корпорации, хотя в последнее время спрос на разработчиков Go начал появляться и в проектах поменьше.

Выбор языка во многом определяет платформу, на которой вы сможете писать игры:

Мой совет - выбирайте деятельность, а не язык. Посмотрите компании-работодателей, их проекты и вакансии и выберите те, что вам по душе. Ориентируйтесь на них с первых шагов, тогда вы сможете сфокусировать свои навыки вокруг конкретных задач программирования. И даже если вы потом не пойдете работать в эти компании, у вас будет актуальный набор скиллов и понимание своей специализации.

Специально для быстрого старта в профессию мы записали 5 видеокурсов для начинающих программистов: Java, Python, JavaScript, C++ и Linux. Их достаточно для решения задач уровня Junior, т.е. можно пойти на стажировку или претендовать на начинающую позицию в IT-компаниях. Или поступить и продолжить учиться на наших основных курсах, чтобы углубиться в выбранный язык.

Вторая часть интенсива посвящена карьерному пути в IT.

Рассмотрим, какие сферы есть, как и куда можно расти, в частности, как попасть в Data Science, какие варианты развития есть в DevOps и как айтишнику грамотно составить резюме.

Если по выбору языка какие-то моменты не осветил, задавайте вопросы — отвечу.

2. Базовые знания тех. колледжа (института). ОЧЕНЬ желательно.
Параллельно учите computer skills - xNIX (Linux, BSD и им подобные), Винду - на уровне администрирования в командной строке (. ).

Тогда можно рассчитывать на middle income $120K year и более. И жить где угодно, где есть Инет. Можно срать на Moscow или "грёбанные штаты". Не замечать ни Зеленского, ни Путина. И не гундить как всё вокруг плохо, и как вам Меркель мешает жить.
Good luck.

Программирование – это процесс создания компьютерной программы, включающий в себя проектирование программы, использование алгоритмов, написание кода программы и так далее.

Код программы содержит инструкции, которые являются исполняемыми командами, выполняемыми машиной после преобразования кода компилятором.

Отладка – это процесс поиска и устранения ошибок в программе.

  • Синтаксические ошибки.
  • Runtime errors или ошибки времени выполнения.
  • Логические ошибки.

Синтаксическая ошибка возникает, когда в коде программы допущена опечатка или есть несоответствие правилам используемого языка в языковой конструкции, имени переменной, функции и так далее. Ошибка определяется на этапе компиляции программы.

Логическую ошибку труднее всего определить, так как она может не проявляться при компиляции и во время выполнения программы, но при этом приводит к ее неправильному выполнению. Логическая ошибка может возникнуть как из-за неправильного применения алгоритма, так и из-за простого чтения/записи неправильной переменной.

Блок-схема – это графическое представление программы. Блок-схема помогает понять логику работы программы или ее части при проектировании.

Алгоритм – это конечный набор шагов, которые при следовании им решают какую-то задачу.

Поддержка программы – это процесс регулярного обновления программы для удовлетворения новых требований к оборудованию или программному обеспечению. Это процесс улучшения и обновления программы после ее установки.

Переменные – это именованные ячейки памяти, которые используются для хранения данных программы, результатов ее вычислений. Значение переменной может меняться в ходе выполнения программы.

Зарезервированные или ключевые слова – это слова и выражения, которые имеют предопределенные значения и не могут использоваться при написании кода для иных целей, например, для именования переменных. Примеры распространенных ключевых слов в языках программирования – это конструкции if/then/else или различные варианты циклов. Вроде for и while.

Цикл – это языковая конструкция, которая может определять участок программы для многократного повторения и количество этих повторений.

В различных языках эти конструкции описываются по-разному, но в большинстве языков можно найти конструкции вида for, while, do … while. Цикл содержит условие окончания, и по времени проверки этого условия циклы могут быть с предусловием и постусловием.

For использует счетчик и полезен при выполнении заранее определенного количества итераций.

While будет выполнять действие до тех пор, пока заданное условие не станет ложным. Это полезно при необходимости использования цикла с неопределенным числом итераций.

Цикл, который выполняется в теле другого цикла, является вложенным.

Документация – это подробное описание алгоритмов и частей программы, процесса проектирования, тестирования и паттернов правильного использования. Документация может предназначаться как для пользователя программы, так и для разработчика.

Компилятор «читает» код, написанный на определенном языке программирования, и преобразует описанные команды и конструкции языка в исполняемый машинный код.

Двоичный код – это бинарная форма представления кода определенного языка программирования.

Константа – постоянная, именованное значение, которое не может быть изменено. Константы могут быть числовыми и строковыми.

Числовые константы могут содержать целые, числа с одинарной и двойной точностью.

Строковые константы могут содержать последовательность букв и чисел, заключенных в кавычки.

Операторы – это специальные символы, которые используются в коде программы для выполнения определенных операций над данными. Операторы могут быть арифметическими, логическими, реляционными и присваивающими.

Массив – это набор смежных областей памяти, которые хранят данные определенного типа.

Подпрограмма представляет собой автономный набор инструкций, которые могут использоваться из любой точки программы. Подпрограмма выполняет свою конкретную задачу, а затем возвращает управление основной программе, которая вызвала подпрограмму.

Арифметические операторы применяются для выполнения арифметических операций над значениями.

Реляционные операторы используются в программировании для сравнения значений. Результатом оценки с использованием реляционных операторов будет true или false.

Логические операторы объединяют простые условия для построения более сложных (под условием мы имеем в виду выражение, оценивающее истинность).

Оператор присваивания используется для сохранения значений в переменной.

Низкоуровневый язык программирования – язык, близкий к тому, что используется при программировании непосредственно в машинных кодах реального или виртуального процессора.

Отличие высокоуровневых языков от низкоуровневых – наличие абстракций, то есть введение смысловых конструкций, кратко описывающих такие структуры данных и операции над ними, описания которых на машинном коде очень длинны и сложны для понимания.

Машинный код – это язык программирования, который может обрабатываться напрямую процессором, без необходимости предварительной компиляции.

Надежность – это гарантированная правильная работа программы в течение определенного времени.

Тестирование ПО – это процесс проверки программного обеспечения на соответствие требуемому качеству работы, а также проверка пользовательского опыта, который дает программа.

Бета-версия программы – это версия, которая может быть доработана и изменена после получения обратной связи от пользователей. Бета-версия – рабочая версия программы, не готовая к финальному запуску.

Анализ программы – это процесс решения проблемы программы путем разбиения большой проблемы на подзадачи. Каждая подзадача или «под-проблема» будет решаться отдельно, что в конечном итоге приведет к более простому решению глобальной проблемы.

Языки программирования. Их виды и особенности. С чего лучше начать изучать языки?

У любого языка программирования одна цель - написание алгоритмов для последующего их выполнения и получения результата. Однако особенности и сфера применения у них разная. Разработка программ делится на множество сфер, к которым применим тот или иной язык. Также языки отличаются синтаксисом, набором функций, парадигмами и способом выполнения кода.

Компиляция и интерпретация

Есть компилируемые и интерпретируемые языки программирования.

Компиляция - это перевод инструкций программы с понятного человеку языка в машинный код. Затем компилятор выдает готовый файл в формате "exe" в Windows или "app" в MacOS. При запуске этого файла, процессор начинает выполнять все команды, переведенные в нем в машинный язык. Для компилирования кода нужен компилятор или интегрированная среда разработки типа платформы NET, Visual Studio, Android Studio, Eclipse и другие.

Интерпретатор - программа, которая не переводит код в машинный язык, а исполняет его сразу построчно. Суть языков интерпретируемых языков сводится к тому, что они работают не с операционной системой, а с программой, которая и исполняет код. Интерпретаторы пишутся как на компилируемых, так и интерпретируемых языках.

Компиляторы же пишутся на низкоуровневых языках - чаще всего это Ассемблер. Интерпретатор это код, который является частью программы и исполняет скрипт написанный на языке. Среди таких программ - вэб-браузер, встроенный в вэб-сервер модуль PHP, виртуальная машина (не процессор, а программа), которая исполняет код.

Любой язык программирования можно адаптировать под компилятор и интерпретатор. Однако по умолчанию они работают с предназначенной для конкретного языка технологией.

Виды языков и для чего они нужны

Существует огромное количество языков программирование. При этом, существует не много направлений разработки, для которой предназначен тот или иной язык.

Список направлений и некоторых языков программирования для них:

Стоит также понимать, что определенный язык подчиняется той или иной концепции программирования: ООП, процедурному, прототипно-ориентированному программированию, функциональному и многим другим.

Что следует изучать в первую очередь

Самое важное, это определиться с направлением разработки - игры, сайты, софт. Затем осуществить выбор языка.

Любой язык программирования состоит из следующих составляющих:

  • Типы данных;
  • Способы хранения данных - переменные, массивы, классы, объекты, коллекции в зависимости от концепции языка;
  • Операторы для манипуляции с данными - арифметические, логические, проверочные, перенос и тому подобное;
  • Операторы для управления потоком выполнения программы - циклы, условия, прерывание и так далее;
  • Встроенные функции языка для обработки данных и как создавать свои собственные;
  • Встроенные и внешние библиотеки, движки - графические, функциональные, которые расширяют возможности разработки и упрощают ее;
  • Изучить среду разработки;
  • Углубиться в концепцию языка и разобрать все подводные камни, в том числе и особенности компилятора или интерпретатора.
Не следует изучать только теорию - все нужно отрабатывать на практике. Это многочасовой ежедневный труд, который окупается усвоением полученных знаний и учебой на ошибках. Только делая что-то руками можно прийти к пониманию технологии и умению использования ее на практике.

Какой язык самый простой для изучения и как его учить

Нет такого понятия как самый простой язык. Все они сложные и не существует определенного порога вхождения. Основы везде аналогичны, а расширенное изучение уже имеет свои особенности. Придется вникнуть в огромный пласт теоретической информации и провести сотни часов, оттачивая мастерство.

Для учебы можно выбрать курсы, книги, видеоуроки и самостоятельное изучение:

    направляют вас по ступеням изучения - вы идете в правильном направлении и при этом оттачиваете навыки на реальных задачах.
  • Книги - самый худший вариант. В книгах представлены основные конструкции языка, однако они не учат разрабатывать программы. Лучше всего пользоваться справочниками, подглядывая в них при разработке программы.
  • Онлайн ресурсы - своего рода книга, но хорошо структурирована с лаконичной подачей информации и с возможностью практиковаться прямо на сайте.

Углубленное изучение технологии и расширение знаний - это уже самостоятельное изучение. Бесплатное изучение дома требует терпения. Однако такой подход дает хороший результат. Правда этот метод для самых терпеливых и дисциплинированных программистов.

Преимущества и недостатки определенных языков программирования

Из достоинств стоит выделить то, что концепции разработки идентичны. Другими словами - изучив один язык, легко буде адаптироваться к другому, если это конечно тот язык, который подчиняется той же концепции разработки.

Самые популярные языки на рынке труда и концепции разработки

Это самые востребованные языки на рынке труда. Большинство работодателей, при поиске разработчика требуют знание именно этих технологий.

Самое главное - определиться со сферой разработки, а затем уже подбирать язык для изучения. Стоит помнить, что программирование изучать не просто, ведь языки сами по себе обладают огромными способностями для разработки. Поэтому, не стоит наделяться, что через месяц вы будете способны писать сложные программы с графической составляющей. Изучение программирования - это кропотливый труд, требующий внимания к деталям и самодисциплины.

В 2020 году IT-индустрия продолжала развиваться. Перед новичками всё ещё стоит вопрос, какой язык программирования стоит учить.

Ответ даёт команда GitHub. Каждый год она анализирует количество поисковых запросов пользователей, которые ищут туториалы по языкам программирования. И на основе этих данных составляет рейтинг.

Рассказываем, какие языки программирования оказались самыми популярными в 2020 году. Кстати, не забывайте следить за нашим баттлом языков программирования.

1. Python

Python — бесплатный язык программирования, с открытым исходным кодом и удобными структурами данных. Он запускается на любых ОС и поддерживает множество сервисов, сред разработки и фреймворков. К тому же он подходит для новичков и его просто выучить.

Python подходит для создания веб-сервисов и мобильных приложений, вроде YouTube, Quora, Pinterest и Instagram, а также программ Blender, Inkscape и Autodesk. Кроме того, Python использовали для создания видеоигр, включая Civilization IV и Vegas Trike.

2. Java

Java — стал стандартом для приложений, которые запускаются на любых платформах, включая Mac, Windows, Android, iOS и так далее. Также его используют в системах больших данных.

На Java написаны веб-приложения крупных компаний, таких как Twitter, LinkedIn, Amazon и eBay. Он также является официальным языком для создания приложений на Android.

3. Javascript

JavaScript — это одна из основ фронтенд-разработки. Его используют, чтобы сделать сайты интерактивными: добавлять всплывающие окна, эффекты и даже небольшие игры.

Кроме того, с выпуском ECMAScript 6 и таких фреймворков, как Angular, Node, Express и React, разработчики начали использовать JavaScript для создания клиентского и серверного программного обеспечения.

5. Cи и C++

Си был разработан еще в 1973 году и до сих пор остается одним из самых распространенных языков программирования. С++ очень близок к Си: у них схожий синтаксис, к тому же большая часть кода, написанная Си, будет справедлива и для C++.

На Cи и C++ написаны Microsoft Windows, Linux, macOS, ядра iOS и Android. А также Oracle Database, MySQL и MS SQL Server.

Cи и C++ считаются высокопроизводительными языками. Поэтому их используют в разработке приложений, для которых важна производительность. Это, например, Firefox, приложения Adobe, а также видеоигры.

6. PHP

PHP — один из самых популярных языков программирования для бэкенда. Его используют для создания многих сайтов в интернете, включая Facebook и Yahoo.

PHP считается относительно доступным языком для начинающих программистов. К тому же у PHP-разработчиков есть много специализированных онлайн-сообществ, где можно получить ответы на любые вопросы.

Приложения, написанные на R, используют крупные компании для анализа статистики и обработки и структурированных и неструктурированных данных. Также он подходит для машинного обучения.

R достаточно сложно выучить, но у него активное онлайн-сообщество, которое помогает новичкам.

8. Objective-C

Objective-C — используют для создания программного обеспечения OS X и iOS с начала 1980-х годов. Он достаточно гибкий, с простым синтаксисом и его легко освоить. Особенно, если вы знакомы с C и Java.

В 2014 году на замену Objective-C Apple представила Swift. Впрочем, Objective-C до сих пор востребован и лучше подходит для крупных проектов.

9. Swift

Swift — один из самых популярных языков программирования для разработки приложений на iOS. У него открытый исходный код и простой синтаксис, к тому же, Swift совместим с Objective-C.

На Swift написаны популярные сервисы, такие как WordPress, Mozilla Firefox, SoundCloud и Flappy Bird.

10. MATLAB

MATLAB — это инструмент статистического анализа, который применяется в различных отраслях промышленности для обработки данных. Он построен специально для ученых и инженеров.

Программисты используют MATLAB для создания приложений с использованием технологий машинного и глубокого обучения. Программы на базе MATLAB позволяют пользователям анализировать данные, создавать алгоритмы, обрабатывать изображения и проверять результаты исследований.

Его легче изучать, чем другие языки программирования. Для новичков на сайте MathWorks есть обширный раздел, посвященный ответам на вопросы о MATLAB.

Читайте также: