Кит сценарист как выгрузить сценарий в ворде

Обновлено: 08.07.2024

Слухи о баснословных гонорарах сценаристов тревожат каждого, кто связался с печатным словом. Зачем писать сотни тысяч знаков, если можно сорвать большой куш сразу? Вон, Джон Траволта в фильме "Достать коротышку" просто рассказал продюсеру сюжет из жизни — и готово: он в Голливуде.

Пролезть в кино и сериальный бизнес пытаются многие. Шлют свои опусы в продюсерские центры. Публикуются на сайте сценарист.ру. Но до реальной работы доползают единицы.

Я точно знаю, что стать сценаристом, у которого покупают — всё равно, что сорвать куш в "Столото". У меня самой есть пара сценариев — и огромный страх неудачи.

Дзен-канал В кино: сценаристы из региона мне попался случайно и удивил толковыми текстами. Это сразу чувствуется, когда люди знают, о чём говорят.

В своём интервью авторы канала Вадим ДУТОВ и Сергей ЛИТВИНОВ не просто рассказали о том, куда автору девать свой сценарий, а выдали практически мануал для тех, кто мечтает увидеть своё скромное имя в титрах.

▶️ Эта тема меня искренне занимает, и я позволила себе пару ремарок к интервью. Они отмечены значком 💬

Сергей Литвинов и Вадим Дутов: "Рано или поздно публика полюбит российское кино снова". Все фото предоставлены героями интервью. Сергей Литвинов и Вадим Дутов: "Рано или поздно публика полюбит российское кино снова". Все фото предоставлены героями интервью.

▶️ Словарь для чтения интервью

Сценарная отрасль предельно англизирована, поэтому я вынесла все термины наверх — с расшифровкой. Так читать будет удобнее.

📌 Питчинг — способ защиты своего сценария перед продюсерами;
📌 Скрипт-доктор — специалист, который дорабатывает (лечит) уже существующий сценарий;
📌 Scrivener, Writerduet, КИТ-Сценарист — программы для сценаристов;
📌 Логлайн — максимально короткий пересказ сценария, примерно 3 предложения;
📌 Референсы — схожая история из уже существующего кино;
📌 Шоураннер — исполнительный продюсер, отвечающий за основное направление и развитие проекта.

▶️ Досье:

Вадим Дутов — сценарист, продюсер. Работе сценариста обучался в Высшей школе режиссёров и сценаристов и онлайн-киношколе "Снегири". Вадим работает сценаристом и продюсером на мини-сериале. Участвовал в создании первого телеграм-кино-чата "Кто?"(скоро эфир). Вадим ведёт паблик сценаристов творческого объединения "29hrs" ВКонтакте и в личных соцсетях.

Сергей Литвинов — сценарист, редактор, скрипт-доктор, сооснователь и руководитель сценарного отдела компании “29hrs”. Соавтор телеграм-кино-чата "Кто?". Финалист питчингов Potential 2018 ( Short film ), Potential 2019 (High-concept). Финалист конкурса сценаристов студии Premier. Соавтор и продюсер сценарных подкастов “Внутри сценариста” и script-to-screen вместе с Вадимом. Автор Дзен-канала “В кино: сценаристы из региона” и других проектов “29hrs”. Сергей - киногик: он просмотрел 5000+ фильмов и сериалов.

💬 По совету Сергея и Вадима сразу после интервью я скачала себе программу "КИТ-Сценарист" и отправила на их суд первый абзац:

Лица ДЗЕНА: Ребята, скажите, что, оформление сценария, действительно, такая важная штука? Нельзя писать просто в формате Word? А ещё этот шрифт… Правда, что нужен только Courier New? Я читала, что один лист "курьером" равен одной минуте кино. Но неужели это так важно?

Сергей ЛИТВИНОВ: Интересно, что первый вопрос не о том, как продать сценарий в Голливуд. Можно считать мини-проверку на адекватность как начинающий автор вы уже прошли.

Сценарий обычно пишется в "американке" это мировой образец форматирования кинотекста:

Существуют и другие формы записи, но лучше их не знать или разучиться, если пишете в них. Серьёзно. Всё связано не только с правилом "одна страница = одна минута", но и с уважением к съёмочной команде. Каждый из них будет разбирать сценарий с точки зрения своей профессии, поэтому важно, чтобы формат был единым.

Вадим ДУТОВ: Да, сценарий это инструкция для всех цехов. Чем он чётче и понятнее, тем легче всем работать.

СЛ: Существует и "русский" формат записи, но, пожалуйста, пожалейте глаза и восприятие читателей.

ВД: По оформлению сразу видно профессионал вы или нет. Если вы не соблюдаете формат, то, скорее всего, у вас множество ошибок и в сценарии. Вот мы даже пишем букву "ё", чтобы читателям было удобнее.

Можно писать в Word, но тогда нужно подключать макросы, настраивать стили… Это всё отнимает время и силы. Проще использовать специальные программы. Я, например, пишу в "КИТ-сценарист".

"Один лист равный одной минуте" чисто производственная вещь. Нужно понимать, какой хронометраж займёт сценарий, чтобы соблюсти формат сериала или фильма.

ЛД: По вашему совету я скачала себе программу КИТ-Сценарист. Раньше уже скачивала Scrivener. Всё это, на первый взгляд, удобно, только немного похоже на паззл. А итоговый файл всё равно придется сохранять как-то иначе. А как? У меня не получилось, тупо сделала скриншот. Может не париться, писать по старинке, без программного обеспечения?

СЛ: Мы живём в золотой век технологий, сейчас много классных программ для сценаристов. В Scrivener я никогда не работал, поэтому конкретно по ней сказать не могу, но много слышал положительных отзывов от коллег. А в КИТ-Сценарист работал долго, это функциональная бесплатная программа. Правда, около полугода назад перешел на Writerduet, мне кажется, что эта штука удобнее, весь функционал под рукой. Но каждому своё, кто-то до сих пор пишет и в ворде. От этого ваша история скучнее или интереснее не становится.

ВД: Я Scrivener не пользовался, не знаю, как она выглядит и что умеет. Если вам неудобно это, просто ищите удобное ПО.

Кстати, я сам начинал работать в Word и перелез на КИТ-Сценарист, скрепя сердце (никто не любит перемен). Теперь рекомендую его всем, отличная программа. К тому же, бесплатная и на русском языке, хотя английский язык нужно знать каждому сценаристу.

СЛ: А сохранять текст сценария обязательно нужно в pdf. Это элементарная культура в индустрии всё равно, что поздороваться или сказать "спасибо". Для тебя это пара лишних кликов, зато у читателя не съедет текст или разметка. Забота о читателе — важная часть нашей профессии.

ЛД: Ну вот, мы написали сюжет. Что ещё сделать, чтобы показать сценарий куда надо: логлайн, синопсис, поэпизодный план? Что-то забыла? А можно без чего-то обойтись? Без чего?

СЛ: Обычно сценарный пакет формируется из нескольких документов.

Это заявка (1-3 страницы), сам сценарий фильма или пилот сериала, мотивационное письмо (1-2 страницы, объясняющие, почему вам так важно рассказать эту историю) и посерийный план (до 8 страниц). Для сериалов - кратное восьми описание следующих за пилотом эпизодов вашего проекта. Презентация проекта не обязательна, но желательна.

Сергей Литвинов на презентации собственного проекта. Все фото предоставлены героями интервью. Сергей Литвинов на презентации собственного проекта. Все фото предоставлены героями интервью.

Это необходимый минимум. Написать продюсеру или режиссёру "у меня есть идея, которая сделает тебя богатым", не имея полноценного материала, который можно ему предложить это банальное неуважение.

ВД: Напишите заявку. В неё входят логлайн, синопсис, референсы, формат, жанр. Поэпизодный план не нужен. Вы покажете заявку и сценарий, иногда только сценарий. А вот, когда у вас купят сценарий и его придётся дорабатывать, тогда и понадобится поэпизодный план. На начальном этапе этот документ только для вас, продюсерам его не показывают.

Если у вас сериал, то обязательно нужен посерийный план: каждая серия на одну-две страницы с кратким описанием, что происходит, крючок на следующую серию и на следующий сезон (в последней серии). Кроме перечисленного в пакет ещё входит библия персонажей.

ЛД: Следующий главный вопрос: кому нести показывать? И надо ли писать сценарий, если пока показать некому? Какой путь правильней — мучительно шлифовать свой шедевр или сначала искать, куда его пристроить?

СЛ: Первые три сценария лучше никому не показывать. Можно отправлять их на конкурсы, советоваться с соавторами, но начинать общение с будущим работодателем с плохого сценария (а первые три будут ужасными) лучше не стоит.

ВД: Я б сказал, даже первые 5-10 сценариев будут ужасными.

Не стройте иллюзий, шедевр вы не напишете с первого раза, никто этого не делал без опыта. Для начала покажите текст кому-то, кому доверяете. Если есть знакомый сценарист, то лучше ему.

Можете нам показать, мы стараемся дать адекватную обратную связь абсолютно всем. Не стоит надеяться только на себя со стороны виднее. Даже крутейшие шоураннеры Голливуда нанимают редакторов и слушают соавторов.

СЛ: Сценарии надо писать, и как можно больше. Тут всё как в спорте — чем больше тренируешься, тем сильнее становишься.

Писательство — тоже мышца, и тренировать её нужно написанием сценариев, чтением сценариев и книг, просмотром и анализом фильмов/сериалов.

Можно найти авторов своего уровня и получить от них обратную связь. Или записаться на сценарные курсы к преподавателям, которые могут уделить вам достаточно внимания. Вот мы — можем.

Хороший сценарий всегда найдёт своего продюсера и режиссёра. Это дело времени. Например, сценарий фильма "Фаворитка" ждал своего часа 20 лет. Так что торопиться не нужно. Это нормально, когда первые годы ничего не получается, главное — не бросать.

ВД: Когда вы считаете, что сценарий готов, отправляйте его продюсерам, студиям. Можете открыть сайт АПКиТ — "Ассоциации продюсеров кино и ТВ". Там очень много студий с контактами. Можете найти продюсера на фб и написать ему в личку.

Можете нас задействовать, в этом мы тоже стараемся помогать, особенно, если сами работали с вашим сценарием. Кстати, на наших курсах будет такая функция — подготовиться к питчингу и наладить контакт с продюсерами.

Для удобства работы над проектом в системе FilmToolz предусмотрена возможность экспорта практически любых данных в различных форматах. Так, например, со страницы списка сцен вы можете экспортировать:

• текст «обычного» сценария проекта в формате Word или PDF целиком либо выбранных сцен;

• текст «режиссерского» сценария целиком, либо выбранных сцен.


Сценарий, экспортированный из системы, включает в себя помимо текста сцены следующие данные: номер сцены, тип и название объекта/подобъекта, режим дня, номер сценарного дня и плановый хронометраж сцены.


Вы можете дополнительно настроить выгрузку перечня персонажей и/или номеров серий. Для этого в выпадающем меню кнопки «Экспорт» выберите пункт «Настройки сценария».




Помимо «обычного» сценария вы можете также экспортировать его режиссерскую версию, которая имеет другой внешний вид и включает столбец с перечнем ресурсов, задействованных в каждой из сцен.

Настроить перечень ресурсов вы можете, выбрав пункт «Настройка режиссерского сценария» в выпадающем меню кнопки «Экспорт».


По умолчанию в окне настроек выбраны все доступные ресурсы. Удалить из списка выгрузки ресурсы вы можете, нажав на крестик.


Для того, чтобы добавить какой-либо ресурс в выгрузку, нужно нажать на «плюс».


Далее выбрать нужный ресурс и нажать на галочку, чтобы он попал в список выгрузки.


В шапке столбца отображаются типы выбранных ресурсов.


Вы можете настроить выгрузку ресурсов, разделив их на несколько столбцов. Для этого в меню шапки ресурсов выберите пункт «Добавить столбец».




Экспорт «обычного» сценария доступен также в формате PDF. При этом вы можете выгрузить как «Классический вариант», так и «Вариант для съёмочной группы», где каждая сцена вынесена на отдельную страницу. Для того, чтобы выбрать в каком виде выгружать сценарий, нажмите на кнопку «Экспорт» и выберите в выпадающем меню необходимый вариант.


Экспорт отфильтрованного (выборок на день, выборок по актерам)

Если вам нужен сценарий только части проекта (например, только для сцен первой серии или сцен с участием конкретного персонажа) – отфильтруйте нужный вам перечень сцен при помощи поиска или расширенного фильтра, или просто отметьте их галочками; после чего в выпадающем меню экспорта выберите один из пунктов: «обычный» или «режиссерский» сценарий для отфильтрованного.


Помимо экспорта сценария со страницы списка сцен в системе предусмотрена возможность быстрой выгрузки сценария всех сцен конкретного персонажа или актера со страниц актера и персонажа, а также со страницы вызывного. Также на странице вызывного вы можете выгрузить сценарий всех снимающихся в этот день сцен. Подробнее о данных выгрузках рассказано в отдельном уроке.

Kitscenarist — программа для написания сценариев. Кстати довольно удобная даже если использовать её для написания книги. Программка разработана Дмитрием Новиковым (кстати, это далеко не единственная его программа)

Идея создать программу для сценаристов возникла довольно спонтанно. Хоть я немного и связан с кинематографом (моя жена актриса), но задуматься о создании программы меня подтолкнула одна деловая встреча с режиссером в Москве. От него я вкратце узнал об индустрии, о существовании некоего формата сценария и о программе под названием Final Draft. Тема меня заинтересовала, а небольшое знакомство с ней показало, как программы, призванные упростить процесс создания сценария, усложняют жизнь сценаристов пишущих на русском (да и любом другом, отличном от латиницы) языке. Тут-то я и понял, что это мой шанс осуществить давнишнюю мечту — поучаствовать в опен сорс проекте, и я его не упустил!

Подробная инструкция к версии 0.4.9 есть на сайте (даже с видео обзором). Поэтому можешь смело тыкать вот сюда, смотреть и читать. Однако, уже очень давно вышли и другие версии, которые несколько отличаются от 0.4.9.

Но, давай поговорим о возможностях Кит Сценариста.

Прежде всего (и это большой плюс) — синхронизация с облачным сервисом КИТ Сценарист или через сторонние сервисы (прим. Dropbox, Google Drive, iCloud и т.п). При этом разработчик обещает при использовании облачного сервиса Кит Сценарист синхронизацию в режиме реального времени. Без всяких конфликтов версий и прочего.

Облачный сервис также позволяет одновременно работать над проектом группе соавторов.

Правда, есть один нюанс…

Если навести мышкой на название проекта, можно увидеть как выгрузить программку на облако

Если навести мышкой на название проекта, можно увидеть как выгрузить программку на облако

Облачный сервис предоставляется на платной основе:

1 месяц - 299 рублей
2 месяца - 599 рублей
3 месяца - 899 рублей
6 месяцев - 1690 рублей (скидка 6%)
12 месяцев - 3190 рублей (скидка 12%)

Т.е. ты можешь спокойно бесплатно пользоваться программой, но вот за облачко придётся заплатить.

Как работает облачный сервис смотри в этом видео (Взято с оф.сайта программы)

Дмитрий Новиков

КИТ Сценарист сочетает в себе удобный текстовый редактор сценария и органайзер проекта. Текстовый редактор реализует многочисленные возможности, способствующие работе сценариста, среди которых:
Показать полностью. возможность автоподстановки локаций, имён персонажей; проверка правописания на ходу; поддержка группирования сцен, групп сцен; безболезненный экспорт в форматы PDF и RTF; настраиваемый подсчёт хронометража и многое другое. Функции для работы с персонажами и локациями позволяют собрать весь материал по проекту в одном месте, и предоставляют простой способ для работы с ним.

КИТ Сценарист является открытым программным обеспечением, что подразумевает бесплатное распространение и возможность свободного использования пользователями по всему миру.
Работает в операционных системах Windows и Linux (выпуск версии для Mac OS X запланирован на лето 2014).

Вы можете поделиться своими пожеланиями, каким должен быть идеальным софт для сценариста, поучаствовать в обсуждении функционала программы с другими сценаристами, или сообщить об обнаруженных вами ошибках в работе программы. Для автора программы очень важно знать мнение конечных пользователей – т.е. вас, начинающих и опытных сценаристов.

Магазин сувениров

КИТ Сценарист

КИТ Сценарист запись закреплена

Пришло время открыть карты и рассказать наконец всем о новой версии.

Мы сменили концепцию. Как и говорил ранее, это будет новый продукт, он включит в себя возможности для создания не только сценариев (с этого мы начнём), но и вообще любых историй. Название мы придумали соответствующее - Story Architect. Завели сайт и социальные сети (ссылки будут в конце поста), так что теперь можно подписываться на нас, там будет проще следить за новостями проекта.

ЧТО УЖЕ РАБОТАЕТ?

Хоть версия ещё и очень ранняя, она уже кой чего умеет:
- в ней можно создавать неограниченное количество историй;
- внутри каждой истории можно создавать неограниченное количество сценариев;
- в разделах проекта и сценария уже можно писать текст и он даже сохраняется;
- реализован навигатор по сценарию в базовом варианте;
- и ещё работают настройки.

Ближайшими доработками будут
- добавление библиотеки шаблонов
- возможность работы со сдвоенными диалогами в редакторе сценария
- автоматический перенос на разрывах страниц
- отмена/повтор последнего действия в редакторе сценария

ЧТО БУДЕТ СО СТАРОЙ ВЕРСИЕЙ?

КИТ Сценарист ожидает ещё как минимум пара обновлений. В них будут исправляться наиболее критические ошибки и добавляться новые локализации. Как только STARC функционально сможет заменить КИТ Сценарист, его дальнейшее развитие нашими силами будет прекращено, но сам проект останется доступным для установки и использования.

Владимир Максимушкин

Ласло Несерд

DELETED


DELETED




КИТ Сценарист

КИТ Сценарист запись закреплена
Story Architect

Со следующей версией, вы однозначно кайфанёте от нового опыта написания текста.

Весь экран только ваш. Курсор строго посередине, без лишних движений мыши. Текущий абзац направляет всю концентрацию мысли на себя. А в фоне слышатся звуки печатной машинки от мерного постукивания по клавишам.

Роман Червинин


Роман Червинин Предлагаю сделать возможность сплит экрана на два документа

КИТ Сценарист

Роман Червинин, такая возможность будет в одном из ближайших обновлений. Как разделение приложения, так и вынос документа в отдельное окно, чтобы работать на нескольких мониторах.

Николай Немитько

КИТ Сценарист

КИТ Сценарист запись закреплена
Story Architect

Илья Кириллов

Такая функция может пригодиться при создании сюжета игры, а не фильма.

КИТ Сценарист

Илья Кириллов, возможность создавать сценарии для игр у нас тоже в планах)

Николай Немитько

Андрей Усов

Редактор нод самописный или используется сторонняя библиотека?

КИТ Сценарист

КИТ Сценарист запись закреплена
Story Architect

Продолжаем раскрывать тему отношений персонажей ваших историй :)

Андрей Мелник

Альберт Вортман

Андрей Мелник

Ещё наверное нужен тайм лайн, чтобы все подобные пины видеть в динамике.
Буквально линия или график с проставленными метками времени. Нажимаешь на условный 1ый год, там одни взаимоотношения, нажимаешь на 10ый год, а там уже всё другое.
Под пинками я имею ввиду все доски, не только отношения, но и те где описаны БИО персонажей (если такие есть) и т.д

Это всё чтобы историю видеть целиком, особенно если история комплексная

КИТ Сценарист

КИТ Сценарист запись закреплена
Story Architect

КИТ Сценарист

КИТ Сценарист запись закреплена
Story Architect

Сегодня публикуем следующее обновление Story Architect 0.0.10, в котором было не только много технических доработок, но и много полезных усовершенствований для вашей более комфортной работы.

В новой версии:
Показать полностью.
- добавлена возможность задавать цвет для персонажей;
- в профиле персонажей теперь можно указать возраст и пол персонажей;
- для создания новых документов можно использовать сочетание клавиш Ctl+N (Command+N для Mac OS X);
- добавлена возможность создания документов внутри текущей папки проекта;
- для перехода к навигатору по документу теперь можно использовать не только двойной клик на документе, но и одинарный клик на иконке указывающей на возможность открытия этого самого навигатора;
- добавлена возможность переопределить стандартные настройки для конкретного сценария (шаблон оформления, параметры номеров сцен и реплик);
- переработан и упрощён диалог экспорта сценария;
- параметры экспорта сценария теперь сохраняются между сессиями (за исключением списка сцен и водяного знака), чтобы не приходилось их каждый раз перенастраивать;
- добавлена возможность указать конкретные сцены, и/или диапазон сцен для экспорта (можно указать как список номеров сцен через запятую, так и диапазон сцен от-до);
- улучшен импорт документов в формате DOCX;
- реализовано отображение колонтитулов на титульной странице;
- добавлено отображение цветов персонажей в редакторе сценария;
- расширено контекстное меню для редакторских заметок (теперь отсюда можно редактировать сам комментарий заметки, так и перейти к его обсуждению);
- убрано ограничение на ввод нескольких пробелов подряд;
- стиль блока папка переименован в группу, чтобы избежать путаницы между папками проекта и сценария;
- по всему интерфейсу приложения добавлены всплывающие подсказки для кнопок состоящих из одной иконки;
- улучшена работа компонента кадрирования изображений (теперь область для обрезки можно растянуть на максимально допустимый размер при помощи двойного клика на ней, плюс исправлены проблемы с масштабированием области около краёв кадрируемого изображения);
- улучшена отрисовка компонента выезжающего меню;
- улучшена отрисовка и функционирование текстовых полей;
- исправлена проблема с пропадающим курсором в редакторах текста;
- исправлена проблема с некорректной очисткой корзины (проблема заключалась в том, что по факту не удалялись некоторые элементы и в дальнейшем это приводило к падению приложения в самых неожиданных местах);
- вернули на место потерявшийся стиль для блока простого текста;
- исправлена проблема с перетаскиванием персонажей и локаций в корзину;
- исправлено зависание приложения при вставке огромного абзаца с текстом;
- исправлена проблема с печатью скобочек для ремарок при экспорте для случая, когда выключены номера сцен;
- исправлена проблема с возможностью удаления титульной страницы, синопсиса, текста сценария и статистики у комикса;
- исправлена проблема с отображением названия документа синопсиса при переходе к навигатору по его тексту;
- исправлена проблема с обновлением обложки проекта на стартовой странице;
- исправлена проблема с отображением выпадающих списков в Manjaro Linux.

Как видите, развитие ни останавливается ни на минутку :)

Со следующим обновлением выйдет и первая из платных возможностей. Как думаете какая?

Читайте также: