Класс технологий позволяющих компьютерным программам вызывать функции или процедуры в другом

Обновлено: 04.07.2024

Содержание

Реализации

Существуют множество технологий, обеспечивающих RPC:

Принцип

Характерными чертами вызова локальных процедур являются:

  • Асимметричность, то есть одна из взаимодействующих сторон является инициатором;
  • Синхронность, то есть выполнение вызывающей процедуры приостанавливается с момента выдачи запроса и возобновляется только после возврата из вызываемой процедуры.

Реализация удалённых вызовов существенно сложнее реализации вызовов локальных процедур. Можно обозначить следующие проблемы и задачи, которые необходимо решить при реализации RPC:

  • Так как вызывающая и вызываемая процедуры выполняются на разных машинах, то они имеют разные адресные пространства, и это создает проблемы при передаче параметров и результатов, особенно если машины находятся под управлением различных операционных систем или имеют различную архитектуру (например, используется прямой или обратный порядок байтов). Так как RPC не может рассчитывать на разделяемую память, то это означает, что параметры RPC не должны содержать указателей на ячейки нестековой памяти и что значения параметров должны копироваться с одного компьютера на другой. Для копирования параметров процедуры и результата выполнения через сеть выполняется их сериализация.
  • В отличие от локального вызова удалённый вызов процедур обязательно использует транспортный уровень сетевой архитектуры (например TCP), однако это остается скрытым от разработчика.
  • Выполнение вызывающей программы и вызываемой локальной процедуры в одной машине реализуется в рамках единого процесса. Но в реализации RPC участвуют как минимум два процесса — по одному в каждой машине. В случае, если один из них аварийно завершится, могут возникнуть следующие ситуации: при аварии вызывающей процедуры удалённо вызванные процедуры станут «осиротевшими», а при аварийном завершении удалённых процедур станут «обездоленными родителями» вызывающие процедуры, которые будут безрезультатно ожидать ответа от удалённых процедур.
  • Существует ряд проблем, связанных с неоднородностью языков программирования и операционных сред: структуры данных и структуры вызова процедур, поддерживаемые в каком-либо одном языке программирования, не поддерживаются точно так же во всех других языках. Таким образом имеется проблема совместимости, до сих пор не решённая ни с помощью введения одного общепринятого стандарта, ни с помощью реализации нескольких конкурирующих стандартов на всех архитектурах и во всех языках.

Подсистемы

  • Пул потоков (только для вызываемой стороны). Предоставляет контекст выполнения для вызванного по сети кода.
  • Маршалинг (также называется «сериализация»). Упаковка параметров вызовов в поток байт стандартным образом, не зависящим от архитектуры (в частности, от порядка байт в слове). В частности, ему могут подвергаться массивы, строки и структуры, на которые указывают параметры-указатели.
  • Шифрование пакетов и наложение на них цифровой подписи.
  • Аутентификация и авторизация. Передача по сети информации, идентифицирующей субъект, осуществляющий вызов.

См. также

Вызов удаленных процедур (RPC) Концепция удаленного вызова процедур

Характерными чертами вызова локальных процедур являются:

  • Асимметричность, то есть одна из взаимодействующих сторон является инициатором;
  • Синхронность, то есть выполнение вызывающей процедуры приостанавливается с момента выдачи запроса и возобновляется только после возврата из вызываемой процедуры.

Реализация удаленных вызовов существенно сложнее реализации вызовов локальных процедур. Начнем с того, что поскольку вызывающая и вызываемая процедуры выполняются на разных машинах, то они имеют разные адресные пространства, и это создает проблемы при передаче параметров и результатов, особенно если машины не идентичны. Так как RPC не может рассчитывать на разделяемую память, то это означает, что параметры RPC не должны содержать указателей на ячейки нестековой памяти и что значения параметров должны копироваться с одного компьютера на другой. Следующим отличием RPC от локального вызова является то, что он обязательно использует нижележащую систему связи, однако это не должно быть явно видно ни в определении процедур, ни в самих процедурах. Удаленность вносит дополнительные проблемы. Выполнение вызывающей программы и вызываемой локальной процедуры в одной машине реализуется в рамках единого процесса. Но в реализации RPC участвуют как минимум два процесса — по одному в каждой машине. В случае, если один из них аварийно завершится, могут возникнуть следующие ситуации: при аварии вызывающей процедуры удаленно вызванные процедуры станут «осиротевшими», а при аварийном завершении удаленных процедур станут «обездоленными родителями» вызывающие процедуры, которые будут безрезультатно ожидать ответа от удаленных процедур.

Кроме того, существует ряд проблем, связанных с неоднородностью языков программирования и операционных сред: структуры данных и структуры вызова процедур, поддерживаемые в каком-либо одном языке программирования, не поддерживаются точно так же во всех других языках.

Эти и некоторые другие проблемы решает широко распространенная технология RPC, лежащая в основе многих распределенных операционных систем. Базовые операции RPC

Чтобы понять работу RPC, рассмотрим вначале выполнение вызова локальной процедуры в обычной машине, работающей автономно. Пусть это, например, будет системный вызов

count=read (fd, buf, nbytes);

где fd — целое число, buf — массив символов, nbytes — целое число.

Чтобы осуществить вызов, вызывающая процедура заталкивает параметры в стек в обратном порядке (рисунок 3.1). После того, как вызов read выполнен, он помещает возвращаемое значение в регистр, перемещает адрес возврата и возвращает управление вызывающей процедуре, которая выбирает параметры из стека, возвращая его в исходное состояние. Заметим, что в языке С параметры могут вызываться или по ссылке (by name), или по значению (by value). По отношению к вызываемой процедуре параметры-значения являются инициализируемыми локальными переменными. Вызываемая процедура может изменить их, и это не повлияет на значение оригиналов этих переменных в вызывающей процедуре.

Если в вызываемую процедуру передается указатель на переменную, то изменение значения этой переменной вызываемой процедурой влечет изменение значения этой переменной и для вызывающей процедуры. Этот факт весьма существенен для RPC.

Существует также другой механизм передачи параметров, который не используется в языке С. Он называется call-by-copy/restore и состоит в необходимости копирования вызывающей программой переменных в стек в виде значений, а затем копирования назад после выполнения вызова поверх оригинальных значений вызывающей процедуры.

Решение о том, какой механизм передачи параметров использовать, принимается разработчиками языка. Иногда это зависит от типа передаваемых данных. В языке С, например, целые и другие скалярные данные всегда передаются по значению, а массивы — по ссылке.

Применение

Значительная часть инструментов удаленного управления операционной системой Windows (Event Viewer, Server Manager, управление печатью, списками пользователей) использует DCE RPC как средство общения по сети между управляемой службой и управляющим приложением пользовательского интерфейса. Поддержка DCE RPC присутствовала в Windows NT с самой первой версии 3.1. Клиенты DCE RPC поддерживались и в облегченной линии операционных системы Windows 3.x/95/98/Me.

Системные библиотеки Windows, предоставляющие возможности такого управления и служашие базовым уровнем для управляюших приложений пользовательского интерфейса (netapi32.dll и отчасти advapi32.dll), на деле содержат в себе клиентский код интерфейсов DCE RPC, осуществляющих это управление.

Это архитектурное решение было предметом активной критики в адрес Microsoft. Универсальные процедуры маршаллинга, присутствующие в DCE RPC, очень сложны и имеют огромный потенциал наличия дефектов, эксплуатируемых в сети путем посылки умышленно искаженного пакета DCE RPC. Значительная часть дефектов безопасности Windows, обнаруженных с конца 90-х до середины 2000-х годов, представляла собой именно ошибки в коде маршаллинга DCE RPC.

Помимо DCE RPC, в Windows активно применяется технология DCOM. Так, например, она используется как средство общения между инструментами управления веб-сервером IIS и собственно управляемым сервером. Полнофункциональный интерфейс общения с почтовой системой MS Exchange Server — MAPI — также основан на DCOM.

Содержание

Реализации

Существуют множество технологий, обеспечивающих RPC:

Принцип

Характерными чертами вызова локальных процедур являются:

  • Асимметричность, то есть одна из взаимодействующих сторон является инициатором;
  • Синхронность, то есть выполнение вызывающей процедуры приостанавливается с момента выдачи запроса и возобновляется только после возврата из вызываемой процедуры.

Реализация удалённых вызовов существенно сложнее реализации вызовов локальных процедур. Можно обозначить следующие проблемы и задачи, которые необходимо решить при реализации RPC:

Подсистемы

  • Пул потоков (только для вызываемой стороны). Предоставляет контекст выполнения для вызванного по сети кода.
    (также называется «сериализация»). Упаковка параметров вызовов в поток байт стандартным образом, не зависящим от архитектуры (в частности, от порядка байт в слове). В частности, ему могут подвергаться массивы, строки и структуры, на которые указывают параметры-указатели.
  • Шифрование пакетов и наложение на них цифровой подписи.
  • Аутентификация и авторизация. Передача по сети информации, идентифицирующей субъект, осуществляющий вызов.

См. также

Вызов удаленных процедур (RPC) Концепция удаленного вызова процедур

Характерными чертами вызова локальных процедур являются:

  • Асимметричность, то есть одна из взаимодействующих сторон является инициатором;
  • Синхронность, то есть выполнение вызывающей процедуры приостанавливается с момента выдачи запроса и возобновляется только после возврата из вызываемой процедуры.

Кроме того, существует ряд проблем, связанных с неоднородностью языков программирования и операционных сред: структуры данных и структуры вызова процедур, поддерживаемые в каком-либо одном языке программирования, не поддерживаются точно так же во всех других языках.

Эти и некоторые другие проблемы решает широко распространенная технология RPC, лежащая в основе многих распределенных операционных систем. Базовые операции RPC

Чтобы понять работу RPC, рассмотрим вначале выполнение вызова локальной процедуры в обычной машине, работающей автономно. Пусть это, например, будет системный вызов

count=read (fd, buf, nbytes);

Чтобы осуществить вызов, вызывающая процедура заталкивает параметры в стек в обратном порядке (рисунок 3.1). После того, как вызов read выполнен, он помещает возвращаемое значение в регистр, перемещает адрес возврата и возвращает управление вызывающей процедуре, которая выбирает параметры из стека, возвращая его в исходное состояние. Заметим, что в языке С параметры могут вызываться или по ссылке (by name), или по значению (by value). По отношению к вызываемой процедуре параметры-значения являются инициализируемыми локальными переменными. Вызываемая процедура может изменить их, и это не повлияет на значение оригиналов этих переменных в вызывающей процедуре.

Если в вызываемую процедуру передается указатель на переменную, то изменение значения этой переменной вызываемой процедурой влечет изменение значения этой переменной и для вызывающей процедуры. Этот факт весьма существенен для RPC.

Существует также другой механизм передачи параметров, который не используется в языке С. Он называется call-by-copy/restore и состоит в необходимости копирования вызывающей программой переменных в стек в виде значений, а затем копирования назад после выполнения вызова поверх оригинальных значений вызывающей процедуры.

Применение

Значительная часть инструментов удаленного управления операционной системой Windows (Event Viewer, Server Manager, управление печатью, списками пользователей) использует DCE RPC как средство общения по сети между управляемой службой и управляющим приложением пользовательского интерфейса. Поддержка DCE RPC присутствовала в Windows NT с самой первой версии 3.1. Клиенты DCE RPC поддерживались и в облегченной линии операционных системы Windows 3.x/95/98/Me.

Системные библиотеки Windows, предоставляющие возможности такого управления и служашие базовым уровнем для управляюших приложений пользовательского интерфейса (netapi32.dll и отчасти advapi32.dll), на деле содержат в себе клиентский код интерфейсов DCE RPC, осуществляющих это управление.

Это архитектурное решение было предметом активной критики в адрес Microsoft. Универсальные процедуры маршаллинга, присутствующие в DCE RPC, очень сложны и имеют огромный потенциал наличия дефектов, эксплуатируемых в сети путем посылки умышленно искаженного пакета DCE RPC. Значительная часть дефектов безопасности Windows, обнаруженных с конца 90-х до середины 2000-х годов, представляла собой именно ошибки в коде маршаллинга DCE RPC.

Общий ресурс, или общий сетевой ресурс, — в информатике, это устройство или часть информации, к которой может быть осуществлён удалённый доступ с другого компьютера, обычно через локальную компьютерную сеть или посредством корпоративного интернета, как если бы ресурс находился на локальной машине.

Файловый дескриптор — это неотрицательное целое число. Когда создается новый поток ввода-вывода, ядро возвращает процессу, создавшему поток ввода-вывода, его файловый дескриптор.

Монтирование файловой системы — системный процесс, подготавливающий раздел диска к использованию операционной системой.

Сервер баз данных (БД) выполняет обслуживание и управление базой данных и отвечает за целостность и сохранность данных, а также обеспечивает операции ввода-вывода при доступе клиента к информации.

Сериализация (в программировании) — процесс перевода какой-либо структуры данных в последовательность битов. Обратной к операции сериализации является операция десериализации (структуризации) — восстановление начального состояния структуры данных из битовой последовательности.

Упоминания в литературе

Другая важная ранняя модель программного обеспечения промежуточного уровня основана на удаленных вызовах процедур (Remote Procedure Calls, RPC). В этой модели акцент делается на сокрытии сетевого обмена за счет того, что процессу разрешается вызывать процедуры, реализация которых находится на удаленной машине. При вызове такой процедуры параметры прозрачно передаются на удаленную машину, где, собственно, и выполняется процедура, после чего результат выполнения возвращается в точку вызова процедуры. За исключением, вероятно, некоторой потери производительности, все это выглядит как локальное исполнение вызванной процедуры: вызывающий процесс не уведомляется об имевшем место факте сетевого обмена.

Связанные понятия (продолжение)

Динамический сайт — сайт, состоящий из динамичных страниц — шаблонов, контента, скриптов и прочего, в большинстве случаев в виде отдельных файлов (в Lotus Notes/Domino данные и все элементы дизайна, включая пользовательские скрипты, хранятся в одном файле).

Механизм копирования при записи (англ. Copy-On-Write, COW) используется для оптимизации многих процессов, происходящих в операционной системе, таких как, например, работа с оперативной памятью или файлами на диске (пример — ext3cow).

В программировании именованный канал или именованный конвейер (англ. named pipe) — один из методов межпроцессного взаимодействия, расширение понятия конвейера в Unix и подобных ОС. Именованный канал позволяет различным процессам обмениваться данными, даже если программы, выполняющиеся в этих процессах, изначально не были написаны для взаимодействия с другими программами. Это понятие также существует и в Microsoft Windows, хотя там его семантика существенно отличается. Традиционный канал — «безымянен.

Межпроцессное взаимодействие (англ. inter-process communication, IPC) — обмен данными между потоками одного или разных процессов. Реализуется посредством механизмов, предоставляемых ядром ОС или процессом, использующим механизмы ОС и реализующим новые возможности IPC. Может осуществляться как на одном компьютере, так и между несколькими компьютерами сети.

Синхронизация (от др.-греч. σύγχρονος — одновременный) в информатике обозначает одно из: синхронизацию процессов, либо синхронизацию данных, либо процесс синхронизации передачи данных.

Взаимодействие компьютеров между собой, а также с другим активным сетевым оборудованием, в TCP/IP-сетях организовано на основе использования сетевых служб, которые обеспечиваются специальными процессами сетевой операционной системы (ОС) — демонами в UNIX-подобных ОС, службами в ОС семейства Windows и т. п. Примерами сетевых сервисов являются веб-серверы (в т.ч. сайты всемирной паутины), электронная почта, FTP-серверы для обмена файлами, приложения IP-телефонии и многое другое.

Со́кет (англ. socket — разъём) — название программного интерфейса для обеспечения обмена данными между процессами. Процессы при таком обмене могут исполняться как на одной ЭВМ, так и на различных ЭВМ, связанных между собой сетью. Сокет — абстрактный объект, представляющий конечную точку соединения.

Сеансовый уровень (англ. Session layer) — 5-й уровень сетевой модели OSI, отвечает за поддержание.

Стандартные потоки ввода-вывода в системах типа UNIX (и некоторых других) — потоки процесса, имеющие номер (дескриптор), зарезервированный для выполнения некоторых «стандартных» функций. Как правило (хотя и не обязательно), эти дескрипторы открыты уже в момент запуска задачи (исполняемого файла).

Стек протоколов — это иерархически организованный набор сетевых протоколов, достаточный для организации взаимодействия узлов в сети. Протоколы работают в сети одновременно, значит работа протоколов должна быть организована так, чтобы не возникало конфликтов или незавершённых операций. Поэтому стек протоколов разбивается на иерархически построенные уровни, каждый из которых выполняет конкретную задачу — подготовку, приём, передачу данных и последующие действия с ними.

Разделяемая память (англ. Shared memory) является самым быстрым средством обмена данными между процессами.

DLL (англ. Dynamic Link Library — «библиотека динамической компоновки», «динамически подключаемая библиотека») в операционных системах Microsoft Windows и IBM OS/2 — динамическая библиотека, позволяющая многократное использование различными программными приложениями. Эти библиотеки обычно имеют расширение DLL, OCX (для библиотек содержащих ActiveX), или DRV (для ряда системных драйверов). Формат файлов для DLL такой же, как для EXE-файлов Windows, т. е. Portable Executable (PE) для 32-битных и 64-битных.

Репликация (англ. replication) — механизм синхронизации содержимого нескольких копий объекта (например, содержимого базы данных). Репликация — это процесс, под которым понимается копирование данных из одного источника на другой (или на множество других) и наоборот.

Виртуальная файловая система (англ. virtual file system — VFS) или виртуальный коммутатор файловой системы (англ. virtual filesystem switch) — уровень абстракции поверх конкретной реализации файловой системы. Целью VFS является обеспечение единообразного доступа клиентских приложений к различным типам файловых систем. VFS может быть использована для доступа к локальным устройствам и файлам (fat32, ext4, ntfs), сетевым устройствам и файлам на них (nfs), а также к устройствам, не предназначенным для.

Файл регистрации (протокол, журнал, лог; англ. log) — файл с записями о событиях в хронологическом порядке, простейшее средство обеспечения журналирования. Различают регистрацию внешних событий и протоколирование работы самой программы — источника записей (хотя часто всё записывается в единый файл).

Исполняемый файл (англ. executable file, также выполняемый, реже исполнимый, выполнимый) — файл, содержащий программу в виде, в котором она может быть исполнена компьютером. Перед исполнением программа загружается в память, и выполняются некоторые подготовительные операции (настройка окружения, загрузка библиотек).

Балансировка нагрузки отличается от физического соединения тем, что балансировка нагрузки делит трафик между сетевыми интерфейсами на сетевой сокет (модель OSI уровень 4) основе, в то время как соединение канала предполагает разделение трафика между физическими интерфейсами на более низком уровне, либо в пакет (модель OSI уровень 3) или по каналу связи (модель OSI уровень 2); Основы с, как протокол соединения кратчайшего пути.

Технология единого входа (англ. Single Sign-On) — технология, при использовании которой пользователь переходит из одного раздела портала в другой без повторной аутентификации.

Контроллер домена в компьютерных сетях построенных на Microsoft Server — сервер, контролирующий область компьютерной сети (домен).

Три́ггер (англ. trigger) — хранимая процедура особого типа, которую пользователь не вызывает непосредственно, а исполнение которой обусловлено действием по модификации данных: добавлением INSERT, удалением DELETE строки в заданной таблице, или изменением UPDATE данных в определённом столбце заданной таблицы реляционной базы данных.

Снимок файловой системы, или снапшот, или снепшот (от англ. snapshot — мгновенный снимок), — моментальный снимок, копия файлов и каталогов файловой системы на определённый момент времени.

Защита памяти (англ. Memory protection) — это способ управления правами доступа к отдельным регионам памяти. Используется большинством многозадачных операционных систем. Основной целью защиты памяти является запрет доступа процессу к той памяти, которая не выделена для этого процесса. Такие запреты повышают надёжность работы как программ, так и операционных систем, так как ошибка в одной программе не может повлиять непосредственно на память других приложений. Следует различать общий принцип защиты.

Храни́мая процеду́ра — объект базы данных, представляющий собой набор SQL-инструкций, который компилируется один раз и хранится на сервере. Хранимые процедуры очень похожи на обыкновенные процедуры языков высокого уровня, у них могут быть входные и выходные параметры и локальные переменные, в них могут производиться числовые вычисления и операции над символьными данными, результаты которых могут присваиваться переменным и параметрам. В хранимых процедурах могут выполняться стандартные операции с.

Объе́ктный мо́дуль (также — объектный файл, англ. object file) — файл с промежуточным представлением отдельного модуля программы, полученный в результате обработки исходного кода компилятором. Объектный файл содержит в себе особым образом подготовленный код (часто называемый двоичным или бинарным), который может быть объединён с другими объектными файлами при помощи редактора связей (компоновщика) для получения готового исполнимого модуля либо библиотеки.

XSS (англ. Cross-Site Scripting — «межсайтовый скриптинг») — тип атаки на веб-системы, заключающийся во внедрении в выдаваемую веб-системой страницу вредоносного кода (который будет выполнен на компьютере пользователя при открытии им этой страницы) и взаимодействии этого кода с веб-сервером злоумышленника. Является разновидностью атаки «Внедрение кода».

Точка монтирования (англ. mount point) — это каталог или файл, с помощью которого обеспечивается доступ к новой файловой системе, каталогу или файлу.

Переменная среды́ (англ. environment variable) — текстовая переменная операционной системы, хранящая какую-либо информацию — например, данные о настройках системы.

Конфигурация программного обеспечения — совокупность настроек программы, задаваемая пользователем, а также процесс изменения этих настроек в соответствии с нуждами пользователя.

Блочное устройство (block device) — вид файла устройств в UNIX/Linux-системах, обеспечивающий интерфейс к устройству, реальному или виртуальному, в виде файла в файловой системе.

Де́мон (daemon, dæmon, др.-греч. δαίμων божество) — компьютерная программа в системах класса UNIX, запускаемая самой системой и работающая в фоновом режиме без прямого взаимодействия с пользователем.

Систе́мный вы́зов (англ. system call) в программировании и вычислительной технике — обращение прикладной программы к ядру операционной системы для выполнения какой-либо операции.

Клие́нт — это аппаратный или программный компонент вычислительной системы, посылающий запросы серверу.

Дамп памяти (англ. memory dump; в Unix — core dump) — содержимое рабочей памяти одного процесса, ядра или всей операционной системы. Также может включать дополнительную информацию о состоянии программы или системы, например значения регистров процессора и содержимое стека. Многие операционные системы позволяют сохранять дамп памяти для отладки программы. Как правило, дамп памяти процесса сохраняется автоматически, когда процесс завершается из-за критической ошибки (например, из-за ошибки сегментации.

Анализатор трафика, или сниффер (от англ. to sniff — нюхать) — программа или устройство для перехвата и анализа сетевого трафика (своего и/или чужого).

Поток данных (англ. stream) в программировании — абстракция, используемая для чтения или записи файлов, сокетов и т. п. в единой манере.

Журналирование (англ. logging) — форма автоматической записи в хронологическом порядке операций в информационных технологиях, процесс записи информации о происходящих в рамках какого-либо процесса с некоторым объектом событиях, например, в файл регистрации или в базу данных. В некоторых программный комплексах используется термин "аудит", что является не верным, поскольку аудит подразумевает сравнение чего-то с чем-то, чего-то на предмет соответствия, например, требованиям, иными словами это корреляционный.

Служба каталогов в контексте компьютерных сетей — программный комплекс, позволяющий администратору работать с упорядоченным по ряду признаков массивом информации о сетевых ресурсах (общие папки, серверы печати, принтеры, пользователи и т. д.), хранящимся в едином месте, что обеспечивает централизованное управление как самими ресурсами, так и информацией о них, а также позволяющий контролировать использование их третьими лицами.

Сокеты Беркли — интерфейс программирования приложений (API), представляющий собой библиотеку для разработки приложений на языке C с поддержкой межпроцессного взаимодействия (IPC), часто применяемый в компьютерных сетях.

Порт (англ. port) — натуральное число, записываемое в заголовках протоколов транспортного уровня модели OSI (TCP, UDP, SCTP, DCCP). Используется для определения процесса-получателя пакета в пределах одного хоста.

Песочница — специально выделенная (изолированная) среда для безопасного исполнения компьютерных программ. Обычно представляет собой жёстко контролируемый набор ресурсов для исполнения гостевой программы — например, место на диске или в памяти. Доступ к сети, возможность сообщаться с главной операционной системой или считывать информацию с устройств ввода обычно либо частично эмулируют, либо сильно ограничивают. Песочницы представляют собой пример виртуализации.

Се́рверное програ́ммное обеспечение (се́рвер, англ. server от to serve — служить; множественное число се́рверы, в разговорном языке также употребляется сервера́) — в информационных технологиях — программный компонент вычислительной системы, выполняющий сервисные (обслуживающие) функции по запросу клиента, предоставляя ему доступ к определённым ресурсам или услугам.

Групповая политика — это набор правил или настроек, в соответствии с которыми производится настройка рабочей среды приёма/передачи (Windows, X-unix и другие операционные системы с поддержкой сети). Групповые политики создаются в домене и реплицируются в рамках домена. Объект групповой политики (англ. Group Policy Object, GPO) состоит из двух физически раздельных составляющих: контейнера групповой политики (англ. Group Policy Container, GPC) и шаблона групповой политики (англ. Group Policy Template.

Терминальный сервер, сервер терминалов (англ. terminal server) — сервер, предоставляющий клиентам вычислительные ресурсы (процессорное время, память, дисковое пространство) для решения задач. Технически терминальный сервер представляет собой очень мощный компьютер (либо кластер), соединенный по сети с терминальными клиентами — которые, как правило, представляют собой маломощные или устаревшие рабочие станции, либо специализированные решения для доступа к терминальному серверу.

Ниже приведено краткое описание JSON-RPC 2.0.

Запрос должен содержать три обязательных свойства:

  • method - Строка с именем вызываемого метода.
  • params - Массив данных, которые должны передаваться методу, как параметры.
  • id - Значение любого типа, которое используется для установки соответствия между запросом и ответом.

Так же должна быть передана версия протокола (в нашем случае "2.0") в параметре jsonrpc. В спецификации протокола этот параметр не указан, как обязательный, но в реализации данной публикации его указание обязательно.

Пример запроса для вызова процедуры ПолучитьСчетаКлиента(ИНН, НачалоПериода, КонецПериода) (данная процедура использована в качестве примера, конкретные процедуры определяет разработчик):

Сервер (в нашем случае - решение на 1С) отсылает ответ, содержащий следующие свойства:

  • result - Результат выполнения метода. Если во время выполнения метода произошла ошибка, то это свойство должно быть установлено в null.
  • error - Код ошибки, если произошла ошибка во время выполнения метода, иначе null.
  • id - То же значение идентификатора, что и в запросе, к которому относится данный ответ (используется для сопоставления самого запроса и его результата, например, если асинхронно отправляется сразу несколько запросов).

Более подробно с протоколом JSON-RPC можно ознакомиться на википедии.

Вызываемые удалённые процедуры должны располагаться в общем модуле расширения rpc_УдаленныеПроцедурыПереопределяемый.

Особенности реализации 1С.

Для упрощения создания собственных удалённых процедур были реализованы следующие особенности:

  • Передаваемые в запросе JSON строковые значения параметров true и false преобразуются в тип 1С Булево.
  • Передаваемые в запросе JSON строковые значения параметров типа 2019-01-10Т10:23:54 (дата в формате XML) преобразуются в тип 1С Дата.
  • Передаваемые в запросе JSON строковые значения параметров типа GUID преобразуются в тип 1С УникальныйИдентификатор.
  • Удалённая процедура (в 1С функция) должна возвращать только значения, которые могут быть сериализованы в JSON. Исключение составляет тип ТаблицаЗначений. В типовом механизме сериализации JSON этот тип не может использоваться, но в данном решении для упрощения возврата ответа (чтобы разработчик не писал лишний код) таблица значений преобразуется в массив структур.

Для передачи ошибок используется вызов исключения.

Например, вот так можно реализовать обработку ошибок в приведённой выше в качестве примера процедуре ПолучитьСчетаКлиента:

В таком случае, если в запросе будет передан ИНН контрагента, отсутствующего в информационной базе, то клиентом будет получен ответ следующего вида:

Примечание. В данной реализации используются следующие коды ошибок:

Перейдём от теории к практике.

В качестве примера будем использовать конфигурацию Управление торговлей, редакция 11 (конкретный релиз для примера не имеет значения).

Предположим, что в организации используется данная конфигурация и есть стороннее веб-приложение, реализующее личный кабинет клиента. Необходимо выводить клиенту список его счетов на оплату за определённый период, содержащий следующую информацию: уникальный идентификатор (для возможности дальнейших действий со счётом), номер, дату и сумму счёта. Веб-программист просит предоставить ему интерфейс для получения необходимых данных.

В данном случае порядок действий будет следующим:

2. Открываем общий модуль расширения rpc_УдаленныеПроцедурыПереопределяемый и реализуем процедуру ПолучитьСчетаКлиента:

3. Важный момент. Чтобы была возможность выполнять удаленный вызов данной функции нужно добавить её имя в процедуру УдаленныеПроцедуры общего модуля rpc_УдаленныеПроцедуры. Ниже приведён пример такой процедуры:

Это сделано для безопасности с целью исключения выполнения произвольного кода, непредусмотренного разработчиком. Дело в том, что для вызова процедур используется метод 1С Выполнить:

Злоумышленник может в параметре JSON params передать строку, например для описанной выше функции

В результате чего будет выполнен код:

Т.е. после выполнения предусмотренного разработчиком метода "ПолучитьСчетаКлиента" начнёт выполняться произвольный код, который выполняться не должен!

чтобы получить необходимые данные.

Всё работает, всё хорошо, но возникает новое требование - дать возможность клиенту из личного кабинета аннулировать счёт на оплату. И вот разработчик личного кабинета просит разработчика 1С реализовать такую возможность.

Для этого достаточно вновь открыть общий модуль расширения rpc_УдаленныеПроцедурыПереопределяемый и реализовать новую процедуру АннулироватьСчетКлиента(ИдентификаторСчета).

Теперь, когда клиент в личном кабинете в меню, например, выберет команду "Аннулировать счёт", веб-разработчик просто выполнит POST запрос к базе 1С вида

Хочу обратить внимание, что данная процедура не предполагает возвращение результата, поэтому передавать параметр id не нужно (в терминах JSON-RPC это называется уведомлением). Примечание. Использовано для примера, в реальности, конечно, нужно возвращать ошибку, если по какой-то причине не удалось аннулировать счёт, например, если отсутствует счёт с таким уникальным идентификатором.

Расширение предназначено для любой конфигурации на платформе не ниже 8.3.6. Протестировано на платформе версии 8.3.15.1656.

Читайте также: