Компьютер или программа предоставляющая клиентам возможность использования сетевых сервисов

Обновлено: 02.07.2024

40. Средства использования сетевых сервисов

Популярная концепция развития Всемирной паутины – создание семантической паутины. Семантическая паутина – это надстройка над существующей Всемирной паутиной, которая призвана сделать размещённую в сети информацию более понятной для компьютеров. Семантическая паутина – это концепция сети, в которой каждый ресурс на человеческом языке был бы снабжён описанием, понятным компьютеру. Семантическая паутина открывает доступ к чётко структурированной информации для любых приложений, независимо от платформы и языков программирования. Программы смогут сами находить нужные ресурсы, обрабатывать информацию, классифицировать данные, выявлять логические связи, делать выводы и даже принимать решения на основе этих выводов. При широком распространении и грамотном внедрении семантическая паутина может вызвать революцию в Интернете. Для создания понятного компьютеру описания ресурса в семантической паутине используется формат RDF (англ. Resource Description Framework), который основан на синтаксисе XML и использует идентификаторы URI для обозначения ресурсов. Новинки в этой области – это RDFS (англ. RDF Schema) и SPARQL (англ. Protocol And RDF Query Language произносится как «спа́ркл»), новый язык запросов для быстрого доступа к данным RDF.

Другой популярной службой является почта. Рассмотрим базовые процедуры взаимодействия почтовой службы. Почтовый сервер, получив почту (из локального источника или от другого сервера), проверяет, существуют ли специфичные правила для обработки почты (правила могут основываться на имени пользователя, на домене в адресе, содержимом письма и т. д.), если специфичных правил не обнаружено, то проверяется, является ли почтовый домен локальным для сервера (то есть является ли сервер конечным получателем письма). Если является, то письмо принимается в обработку. Если же домен письма не является локальным, то применяется процедура маршрутизации почты (являющаяся основой для передачи писем между различными серверами в Интернете).

Если сеть имеет различные DNS-серверы (например, внешние – в Интернете, и локальные – в собственных пределах), то возможна ситуация, когда «внутренние» DNS-серверы в качестве наиболее приоритетного получателя указывают на недоступный в Интернете сервер, куда и перенаправляется почта с релея, указанного как узел-получатель для Интернета. Подобное разделение позволяет осуществлять маршрутизацию почты по общим правилам между серверами, не имеющими выхода в Интернет.

Некоторые платные серверы предлагают 256-битное SSL шифрование соединения с клиентом пользователя (NNTPS), исключающее какую-либо возможность контроля за содержимым передаваемой информации со стороны интернет-провайдера и третьих лиц.

Несмотря на некоторые недостатки (платный доступ, короткий срок жизни публикаций (retention) и пр.), Usenet даже в эру пиринговых сетей остается популярным способом публикации и загрузки файлов. Многие релизы начинают свое шествие по глобальной сети именно из новостных групп (появляясь затем в Torrent, IRC, WWW, eDonkey), а другие из-за своих внушительных объёмов остаются только в Usenet. Максимально высокая скорость доступа, отсутствие необходимости обмениваться и делиться, передавая данные после и во время загрузки другим пользователям, обсуждение выкладываемых файлов и общение на данную тему, высокая анонимность и безопасность, зачастую уникальность и редкость доступного материала – это то, что Usenet может противопоставить P2P.

Следующей рассматриваемой службой является протокол Gopher. Gopher имеет более жёсткую структуру размещения информации, очень похожую на структуру каталогов в файловой системе, которая состоит из вложенных друг в друга каталогов и файлов. Текстовая структура ссылок позволяет очень быстро находить нужную информацию, используя текстовые терминалы, в основном, в университетах.

Протокол основан на клиент-серверной технологии, за ним закреплён 70 порт TCP. После того, как клиент установит TCP-подключение с сервером, он посылает строку (заканчивающуюся CR LF), которая содержит запрос на нужный документ либо пустую строку для получения первой страницы сайта. Сервер отвечает и закрывает соединение.

Каталог состоит из последовательности строк, в которых указывается что можно из него получить. Строки содержат пять полей разделённых табуляцией и заканчивающихся CR LF.

В настоящее время в Интернете существует около 130 gopher-серверов. Большинство из них более не обновляются, но некоторые поддерживаются энтузиастами протокола Gopher. Несколько десятков новых серверов было запущено с 1999 г. Сегодня Gopher напоминает почти заброшенный уголок Интернета – можно, например, публиковать адреса электронной почты, не беспокоясь о спаме, а также любую другую информацию, не заботясь об объёмах трафика. При этом многие сервера Gopher до сих пор регулярно посещаются. Протокол Gopher в той или иной мере поддерживается многими современными веб-браузерами.

В Internet Explorer версий 5 и 6 для Windows поддержка Gopher отключена с июня 2002г. с выходом патча, предназначавшегося для исправления уязвимости в обработчике протокола Gopher; однако его можно вернуть через редактирование реестра. В Internet Explorer 7 Gopher уже не поддерживается. Internet Explorer для Mac (только на платформе PowerPC) всё ещё поддерживает Gopher.

Другие браузеры, включая Mozilla и AOL, поддерживают протокол лишь частично – наиболее существенным недостатком этих браузеров является то, что они не отображают информационный текст, используемый во многих gopher-меню. Для полной поддержки Gopher в Konqueror необходим плагин, такой, как kio_gopher. Mozilla Firefox полностью поддерживает Gopher, начиная с версии 1.5, и частично – в предшествующих версиях. SeaMonkey и Camino также полностью поддерживают Gopher. Однако наиболее полная поддержка Gopher доступна в текстовом браузере Lynx.

Safari не поддерживает Gopher, для поддержки в Opera требуется прокси-сервер, например, Squid.

Далее рассмотрим более подробно службу WAIS, являющуюся сетевой информационной поисковой системой. WAIS использует протокол TCP/IP для стыковки клиентской прикладной программы с информационным сервером. Клиентская часть имеет возможность получать тексты или мультимедийные документы, хранящиеся на сервере. Она запрашивает документы, используя ключевые слова. Сервер производит поиск по полному текстовому индексу документов и возвращает список документов, содержащих ключевые слова. После этого клиент может запросить у сервера копии любых найденных документов.

WAIS – это акроним для Wide Area Information Servers. Хотя название «Wide Area» подразумевает использование больших сетей, таких, как Интернет, для соединения по сети клиента и сервера, WAIS может работать между клиентом и сервером на одной машине или в локальной сети.

WAIS использует протокол запросов Z39.50 для взаимодействия клиента и сервера. Большое количество серверов работает постоянно (более 470 баз данных). Их содержимое охватывает диапазон от recipes and movies до библиографий, технических документов и архивов телеконференций.

Разные серверы могут объединяться (линковаться) в сеть с единым пространством имён пользователей и каналов. Крупные мировые IRC-сети насчитывают в своём составе сотни серверов. Аварийный временный разрыв IRC-сети на две части называется netsplit'ом (сплитом).

IRC предоставляет возможности как группового, так и приватного общения. Для группового чата в IRC предназначены каналы, на которых пользователи могут собираться и вести общение.

Операторы IRC-сети управляют работой серверов и сети в целом. Как правило, в IRC-сетях для операторов обычно тоже устанавливаются ограничения на уровне правил сети, сетевого этикета или даже на уровне IRCd/IRC-сервисов.

Наиболее привлекательной службой Интернет для молодых людей является MUD, так как является по сути компьютерной игрой. Игроки взаимодействуют с виртуальным миром при помощи текстовых команд, посылая их удаленному серверу через интерфейс командной строки. В ответ им присылаются описания комнат, предметов, событий, персонажей других игроков, NPC и еще ряд разнообразных элементов виртуального мира. При вводе команд в русифицированных мирах, из-за особенностей русского языка, имена существительные часто приходится употреблять в именительном падеже, а глаголы – в неопределённой форме, иногда случается использовать смесь русского и английского языков. Общение игроков друг с другом происходит, как правило, на обычном, разговорном языке.

Традиционно действие в игре происходит с битвами и колдовством в фэнтезийном мире, населённом эльфами, гоблинами, орками и прочими вымышленными существами. Реже встречаются МАДы с антуражем технофентези, киберпанка, научной фантастики. Правила игры обычно близки к правилам настольных ролевых игр серии Dungeons and Dragons (D&D). Как и в любой другой ролевой игре, игрок принимает роль вымышленного персонажа, имеющего определенные характеристики (очки силы, ловкости, ума, мудрости, жизни, маны), и действует, руководствуясь логикой виртуального мира.

Игровое пространство в МАДах разбито на клетки (комнаты, локации), которые являются абстракцией некоторого участка местности или помещения и имеют соответствующие свойства (например: в реке можно утонуть, в лесу – замаскироваться, в помещении на играков не действуют погодные явления). Группа локаций, объединенных одной концепцией, сводится в игровую зону – целую область вымышленного мира (замок, город, тракт, подземелья).

Время в таких играх делится на раунды, равные примерно одной секунде (раунд – минимальный промежуток времени, за которое может произойти одно событие – перемещение на одну клетку, обмен ударами или заклинаниями во время боя, обработка одной команды), и тики, примерно равные минуте (каждый один или несколько тиков могут происходить регенерация хитпоинтов персонажа, восстановление убитых NPC, и так далее).

Геймплей в МПМ сводится к исследованию мира игры, развитию игрового персонажа и взаимодействию с другими игроками. Он начинается с генерации вашего персонажа – выбираются раса и класс, мирные и боевые умения и заклинания, придумываются его внешний вид и имя. Только что созданный герой обычно попадает в школу, где он знакомится с миром. А потом в родной город – относительно безопасную зону, специально для начального этапа игры. Он еще очень слаб, и для его развития применяется стратегия hack-and-slash – игрок ходит по близлежащим зонам и убивает монстров (мобов), получая за это очки опыта. После накопления определённого их количества, герой переходит на следующий уровень – у него появляются новые умения и заклинания, возможность использовать более мощные магические артефакты – всё это расширяет игровые возможности и персонаж становится сильнее. Параллельно этому идет исследование мира многопользовательской игры – поиск новых зон, рисование их карт, выполнение квестов, добывание нового оружия, экипировки, амулетов, изучение игровой механики (принципов действия умений и заклинаний, как своего класса так и чужих). Важнейшей составляющей игрового процесса является активное взаимодействие с персонажами других игроков – общение как в чатах, совместное, намного более быстрое вырезание чудовищ и получение опыта, решение квестов, торговля предметами экипировки и магическими артефактами. Также игру очень разнообразит возможность убийства персонажей других игроков или воровства у них. Это намного сложнее, чем те же действия, направленные против управляемых компьютером монстров, но вызывает больше эмоций и интереса. Начинаются не просто отдельные дуэли, а ожесточенные войны, в которых используются все возможные средства. Игроки объединяются в кланы или гильдии для взаимопомощи.

Получивших известность среди маддеров выбирают в имморталы(бессмертные) – особый класс игроков, управляющих многопользовательским миром. Они проводят квесты, поддерживают фентезийную атмосферу, следят за порядком, выявляют баги, создают новые зоны, код игры.

В рунете пока не существует игр подобного рода, за которые нужно было бы платить, но на западе они есть.

Играть в MUD можно, хотя и не очень удобно, с помощью обычного telnet клиента, но есть и специализированные MUD-клиенты, некоторые из которых могут создавать карту мира, настраивать автоматический отклик на события и многое другое.

Многопользовательские миры увлекательны, поэтому отнимают много времени, что может отрицательно влиять на «реальную» жизнь. Известен случай, когда человек наиграл 1000 часов за 5 месяцев, то есть играл примерно по 6 часов каждый день в течение этого времени.

Служба является коммерческой, но её использование бесплатно.

Службой Интернет, способной принести высокую выгоду, является VoIP, или интернет-телефония, которая имеет возможность передавать более одного телефонного звонка в рамках высокоскоростного телефонного подключения. Из-за этого технология VoIP используется в качестве простого способа для добавления дополнительной телефонной линии дома или в офисе. Также возможно бесплатное проведение конференций, переадресация звонков, автоматический перенабор, определение номеров звонящих.

Возможны безопасные звонки со стандартизованным протоколом (такие, как SRTP). Большинство трудностей для включения безопасных телефонных соединений по традиционным телефонным линиям, такие, как оцифровка сигнала, передача цифрового сигнала, уже решены в рамках технологии VoIP. Необходимо лишь произвести шифрование сигнала и его идентификацию для существующего потока данных.

Использование интернет-телефонии дает возможность независимости от месторасположения. Нужно только интернет-соединение для подключения к провайдеру VoIP. Например, операторы центра звонков с помощью VoIP-телефонов могут работать из любого офиса, где есть в наличии эффективное быстрое и стабильное интернет-подключение.

Дополнительные телефонные свойства - такие как маршрутизация звонка, всплывающие окна, альтернативный GSM-роуминг и внедрение IVR - легче и дешевле использовать и интегрировать. Тот факт, что телефонный звонок находится в той же самой сети передачи данных, что и персональный компьютер пользователя, открывает путь ко многим новым возможностям.

Совместимость мобильных номеров (Mobile number portability, MNP) также оказывает свое влияние на IP-телефонию или, другими словами, на коммерческое применение VoIP. Голосовой звонок, который пришел по каналу VoIP, маршрутизируется на мобильный телефон традиционного мобильного оператора, он также имеет задачу достичь цели назначения, которая в случае с мобильным телефоном выражается в том, что звонок (сигнал) должен достичь порта. Совместимость мобильных номеров – это сервис, который позволяет его пользователям сохранить существующий телефонный номер при переходе от одного мобильного оператора к другому.

Последней рассмотренной службой станет Telnet. Хотя в сессии Telnet выделяют клиентскую и серверную стороны, протокол на самом деле полностью симметричен. После установления транспортного соединения (как правило, TCP) оба его конца играют роль «сетевых виртуальных терминалов» (англ. Network Virtual Terminal, NVT), обменивающихся двумя типами данных:

- прикладными данными (т.е. данными, которые идут от пользователя к текстовому приложению на стороне сервера и обратно);

- командами протокола Telnet, частным случаем которых являются опции, служащие для уяснения возможностей и предпочтений сторон.

Хотя Telnet-сессии, выполняющейся по TCP, свойственен полный дуплекс, NVT должен рассматриваться как полудуплексное устройство, работающее по умолчанию в буферизированном строковом режиме.

Прикладные данные проходят через протокол без изменений, т.е. на выходе второго виртуального терминала пользователи видят именно то, что было введено на вход первого. С точки зрения протокола данные представляют просто последовательность байтов (октетов), по умолчанию принадлежащих набору ASCII, но при включенной опции Binary - любых байт. Хотя были предложены расширения для идентификации набора символов, на практике ими не пользуются.

Протокол предоставляет по умолчанию минимальную функциональность и набор расширяющих её опций. Принцип оговоренных опций требует проводить переговоры при включении каждой из опций. Одна сторона инициирует запрос, а другая сторона может либо принять, либо отвергнуть предложение. Если запрос принимается, то опция немедленно вступает в силу. Опции описаны отдельно от протокола как такового, и их поддержка программным обеспечением произвольна. Клиенту протокола (сетевому терминалу) предписывается отвергать запросы на включение неподдерживаемых и неизвестных опций.

Базовые понятия сетевого администрирования Базовые понятия сетевого администр.

Базовые понятия сетевого администрирования Базовые понятия сетевого администрирования

Комплекс программ для управления сетью – платформа управления сетью. Интегрированная система, объединяет функции, связанные с анализом, диагностикой и управлением сетью. Повторители - позволяют увеличивать длину сетевого кабеля. Мосты - позволяют объединять разные сети в простой сетевой структуре.

Маршрутизаторы - позволяют распознавать различные протоколы и правильно направлять пакеты информации из одной сети в другую. Серверы - позволяют клиентам использовать сетевые сервисы. Система управления сетью - аппаратные и программные средства, применяемые для мониторинга и управления узлами сети.

Открытая архитектура устройства, имеет опубликованные спецификации, позволяющие другим пользователям осуществлять с ними взаимодействие. Сервер - компьютер или программа, предоставляющая клиентам возможность использования сетевых сервисов.

Введение в организацию сетевого администрирования

Обзор сетевых операционных систем FreeBSD

Сетевая операционная система (англ. Network operating system) – это операционная система, которая обеспечивает обработку, хранение и передачу данных в информационной сети. Главными задачами сетевой ОС являются разделение ресурсов сети (например, дисковые пространства) и администрирование сети. Системный администратор определяет разделяемые ресурсы, задаёт пароли, определяет права доступа для каждого пользователя или группы пользователей. Отсюда сетевые ОС делят на сетевые ОС для серверов и сетевые ОС для пользователей.

В зависимости от того, как распределены функции между компьютерами сети, сетевые операционные системы, а следовательно, и сети делятся на два класса: одноранговые и двухранговые, которые чаще называют сетями с выделенными серверами. Если компьютер предоставляет свои ресурсы другим пользователям сети, то он играет роль сервера. При этом компьютер, обращающийся к ресурсам другой машины, является клиентом. Компьютер, работающий в сети, может выполнять функции либо клиента, либо сервера, либо совмещать обе функции.

Если выполнение серверных функций является основным назначением компьютера, то такой компьютер называется выделенным сервером. В зависимости от того, какой ресурс сервера является разделяемым, он называется файл-сервером, факс-сервером, принт-сервером, сервером приложений и т.д. Выделенный сервер не принято использовать в качестве компьютера для выполнения текущих задач, не связанных с его основным назначением, так как это может уменьшить производительность его работы как сервера.

На выделенных серверах желательно устанавливать ОС, специально оптимизированные для выполнения определенных серверных функций. Поэтому в подобных сетях с чаще всего используются сетевые операционные системы, в состав которых входит нескольких вариантов ОС, отличающихся возможностями серверных частей. Например, сетевая ОС Novell NetWare имеет серверный вариант, оптимизированный для работы в качестве файл-сервера. В одноранговых сетях все компьютеры равны в правах доступа к ресурсам друг друга. Каждый пользователь может по своему желанию объявить какой-либо ресурс своего компьютера разделяемым, после чего другие пользователи могут его использовать. В таких сетях на всех компьютерах устанавливается одна и та же ОС.

Linux - свободно распространяемая версия Unix X Windows - стандартный многооконный и многотерминальный интерфейс для Unix-машин Windows - администратор должен зарегистрироваться в системе под учетной записью, обладающей соответствующими правамиRemote Desktop - стандартный механизм, позволяющий удаленно подключаться для выполнения операций по администрированию сервером Remote Assistance - позволяет пользователю инициировать доступ к своему компьютеру и получать помощь в сложных ситуациях Task Scheduler - планировщик заданий, сохраняется как файл с расширением .job, который можно перемещать с одного ПК на другой Firewall - межсетевой фильтр Брандмауэр - специальная защитная программа Прокси-сервер - специальный интернет-сервер, управляющий входящим и исходящим трафиком Интернета в локальной сети

Администратор сети - работник отвечающий за нормальное функционирование вычислительной сети. Он должен: ведать всеми вопросами безопасности вести постоянный мониторинг изменений в системе четко представлять модель поведения нарушителя в сети Задачи администрирования сети: установка и настройка сети поддержка работоспособности сети установка базового сетевого ПО мониторинг состояния сети Пользователь с нулевым значением UID (User identifier) и именем root называется супер пользователь.

Что такое клиент? Клиентский компьютер и клиентское приложение

Что такое клиент? Клиентский компьютер и клиентское приложение

Что такое клиент? Клиентский компьютер и клиентское приложение

В этой записи мы разберемся со значением термина клиент и поговорим о том, что такое клиентский компьютер и клиентское приложение. Надеюсь, что данная рубрика окажется действительно полезной и нужной для новичков.

Общее определение термина клиент

Мой блог имеет достаточно узкую тематику, но давайте сперва разберемся с термином клиент и посмотрим, что это слово означает. Как не банально, но клиент – это заказчик той или иной услуги или покупатель. Неважно где и что вы покупаете, например, вы покупаете доменное имя и становитесь клиентом регистратора или вы покупаете хостинг, тогда вы становитесь клиентом хостинг-провайдера. Покупая хлеб в магазине, вы становитесь клиентом магазина.

Вообще, термин клиент пришел к нам из Древнего Рима, в исконном значении слова клиент – это свободный гражданин Римской Империи, который находится в зависимости от патрона (знатного гражданина), но в то же время клиент пользуется покровительством и защитой патрона.

Если говорить про информатику, то клиент – это программное средство или физическое устройство, которое посылает запросы серверу (поставщику услуг)

Клиентский компьютер

В принципе, для описания термина клиентский компьютер нам подойдут оба определения, представленных выше. Если говорить про сеть Интернет, то ваше устройство, с помощью которого вы зашли на мой сайт – это клиентский компьютер, вы искали информацию и нашли ее на моем блоге, соответственно, вы искали того, кто удовлетворит вашу потребность в информации.

Если говорить про локальную сеть или, как частный случай, корпоративную сеть, то клиентский компьютер – это маломощный компьютер, который пользуется вычислительными мощностями сервера при необходимости выполнения той или иной операции. В общем, клиентский компьютер – это машина, которая пользуется услугами.

Клиентская программа/приложение

С клиентскими программами все несколько сложнее, чем с клиентскими компьютерами. Типичным примером клиентского приложения является браузер, с помощью которого вы заходите на сайты. Во-первых, вам нужно понимать архитектуру взаимодействия клиент-сервер. Во-вторых, вам нужно знать, что и клиентские программы, и серверные могут взаимодействовать на одном и том же компьютере.

Если говорить про MySQL сервер, то у него есть клиент, который позволяет выполнять SQL запросы к базе данных из командой строки (это специальное приложение), а также есть клиент с графическим интерфейсом, который позволяет управлять базами данных при помощи мышки. В качестве сервера, к которому делают запросы браузеры, можно привести пример сервера Apache. Если же вас интересуют готовые сборки серверов для веб-разработки, то можно порекомендовать: локальный веб-сервер AMPPS и российскую сборку Denwer.

Подведем итоги: клиентское приложение – это программа, которая позволяет человеку взаимодействовать с сервером и получать требуемые услуги.

В вычислении , клиент является частью компьютерного оборудования или программного обеспечения , которое обращается сервис, доступный на сервере в рамках модели клиент-сервер в компьютерных сетях . Сервер часто (но не всегда) находится в другой компьютерной системе, и в этом случае клиент обращается к службе через сеть.

СОДЕРЖАНИЕ

Обзор

Клиент - это компьютер или программа, которая в рамках своей работы полагается на отправку запроса другой программе или компьютерному оборудованию или программному обеспечению, которое обращается к службе, предоставляемой сервером (который может находиться или не находиться на другом компьютере. ). Например, веб-браузеры - это клиенты, которые подключаются к веб-серверам и получают веб-страницы для отображения. Почтовые клиенты получают электронную почту с почтовых серверов . Онлайн-чат использует множество клиентов, которые различаются в зависимости от используемого протокола чата. Многопользовательские видеоигры или онлайн-игры могут работать как клиент на каждом компьютере. Термин «клиент» также может применяться к компьютерам или устройствам, на которых запущено клиентское программное обеспечение, или к пользователям, которые используют клиентское программное обеспечение.

Клиент - это часть модели клиент-сервер , которая используется до сих пор. Клиенты и серверы могут быть компьютерными программами, запущенными на одной машине и подключенными с помощью методов межпроцессного взаимодействия . В сочетании с Интернет-сокетами программы могут подключаться к службе, работающей в возможно удаленной системе, через набор Интернет-протоколов . Серверы ждут, пока потенциальные клиенты инициируют соединения, которые они могут принять.

Этот термин впервые был применен к устройствам , которые не могли запускать свои собственные автономные программы, но могли взаимодействовать с удаленными компьютерами через сеть. Эти компьютерные терминалы были клиентами мэйнфрейма с разделением времени .

Согласно одной классификации клиентские компьютеры и устройства являются либо толстыми клиентами , либо тонкими клиентами , либо гибридными клиентами .

Толстый

Толстый клиент , также известный как богатый клиент или толстый клиент , это клиент , который выполняет основную часть любых данных операций обработки себя, и не обязательно полагаться на сервере . Персональный компьютер является общим примером клиента жиру, из - за относительно большого набора функций и возможностей , и его световой опоры на сервере. Например, компьютер, на котором запущена художественная программа (такая как Krita или Sketchup ), которая в конечном итоге делится результатами своей работы в сети, является толстым клиентом. Компьютер, который почти полностью работает как автономный компьютер для отправки или получения файлов по сети, по стандарту называется рабочей станцией .

Тонкий


Тонкий клиент является минимальным родом клиента. Тонкие клиенты используют ресурсы главного компьютера. Тонкий клиент обычно представляет только обработанные данные, предоставленные сервером приложений , который выполняет основную часть необходимой обработки данных. Устройство, использующее веб-приложение (например, Office Web Apps ), представляет собой тонкий клиент.

Гибридный

Гибрид клиент представляет собой смесь двух вышеупомянутых моделей клиента. Подобно толстому клиенту, он обрабатывает локально, но полагается на сервер для хранения постоянных данных. Этот подход предлагает функции как толстого клиента (поддержка мультимедиа, высокая производительность), так и тонкого клиента (высокая управляемость, гибкость). Примером гибридного клиента является устройство, на котором запущена онлайн-версия видеоигры Diablo III .

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Информатика. 11 класса. Босова Л.Л. Оглавление

§ 15. Службы Интернета

Службы Интернета

Интернет играет важную роль в жизни современного человека, являясь:

1) средством доступа к общим информационным ресурсам;
2) средством коммуникации (общения) между удалёнными пользователями.

Благодаря Интернету, ставшему в наше время мобильным, пользователь, где бы он ни находился, всегда имеет доступ к важным документам, почте, может получить информацию по любому интересующему его вопросу.

Средства обеспечения определённых услуг для пользователей сети Интернет принято называть службами (сервисами).

Для каждой службы Интернета существует своя программа-сервер, клиентская программа и свой протокол, обеспечивающий взаимодействие программы-клиента с сервером. Воспользоваться какой-либо службой Интернета можно только в том случае, если на компьютере установлено соответствующее программное обеспечение (клиентская программа).

15.1. Информационные службы

Информационные службы предоставляют пользователям возможность доступа к разнообразным информационным ресурсам (файлам, документам), хранящимся в Интернете.

Основными информационными службами Интернета являются Всемирная паутина, служба передачи файлов, служба файлообменников.

Всемирная паутина (англ. World Wide Web, WWW) представляет собой распределённую по всему миру информационную систему, состоящую из миллиардов взаимосвязанных электронных документов — веб-страниц.

Каждый ресурс (страница, документ, файл) в Интернете имеет свой уникальный адрес или URL (англ. Universal Resource Locator — универсальный указатель ресурсов).

Адрес документа в Интернете (URL) состоит из следующих частей:

1) название протокола со знаками :// в конце названия;
2) доменное имя сервера со знаком / в конце имени;
3) полное имя файла на сервере, где он находится.


Ещё одной информационной службой является служба передачи файлов, предоставляющая пользователям услуги по хранению и обеспечению доступа к большому количеству файлов: системному и прикладному программному обеспечению, электронным книгам, музыке, видео и т. п. Передача файлов осуществляется по протоколу FTP (англ. File Transfer Protocol — протокол передачи файлов), именем которого названа и сама служба.

FTP-сервер — программа, позволяющая хранить файлы и передавать их по протоколу FTP.

FTP-клиент — программа, позволяющая подключаться к удалённому FTP-серверу и получать/передавать файлы по протоколу FTP. Существует множество бесплатных и платных FTP- клиентов. Встроенными возможностями для работы по протоколу FTP обладают браузеры, менеджеры файлов и некоторые другие программы.

На серверах службы FTP хранятся FTP-архивы — большие хорошо структурированные коллекции объединённых общей тематикой файлов. Среди них можно выделить:

В последнее время всё большую популярность среди пользователей приобретают облачные хранилища данных (англ. cloud storage). С точки зрения пользователя данные хранятся и обрабатываются на одном большом виртуальном сервере, в так называемом «облаке», которое физически представляет собой многочисленные серверы, удалённые друг от друга географически, вплоть до расположения на разных континентах.

15.2. Коммуникационные службы

К основным коммуникационным службам относятся электронная почта, форум, чат, IР-телефония.

Почтовая служба основана на следующих протоколах:

Коммуникационные службы предоставляют пользователям сети возможность обмениваться новостями, обсуждать проблемы, проводить дискуссии и т. п.

Некоторые службы интерактивного общения дают возможность вести обсуждение только двум собеседникам. Каждому пользователю при регистрации в таких службах предоставляется индивидуальный код, и каждый сам создаёт список контактов — лиц, с которыми он желает общаться.

В последнее время среди пользователей Интернета широкое распространение получили социальные сети — интерактивные многопользовательские веб-сайты, содержание (контент) которых создаётся самими участниками сети. Такие сайты представляют собой автоматизированные социальные среды, позволяющие общаться группам пользователей, объединённых общими интересами.

15.3. Сетевой этикет

В сети Интернет существуют негласные правила поведения, так называемый сетевой этикет.

Кратко суть сетевого этикета может быть выражена одной фразой: «Уважайте своих невидимых партнёров по Сети!».

Приведём основные правила сетевого этикета, которых следует придерживаться в почтовой переписке, а также при использовании других сервисов сети Интернет.

1. Ясно идентифицируйте себя.

2. Знайте и уважайте своего адресата.

4. Пишите грамотно, кратко. Давайте чёткий ответ на поставленный вопрос.

8. Не надейтесь на полную конфиденциальность переписки.

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Средства обеспечения определённых услуг для пользователей сети Интернет принято называть службами (сервисами). Для каждой службы Интернета существует своя программа-сервер, клиентская программа и свой протокол, обеспечивающий взаимодействие программы-клиента с сервером. Воспользоваться какой-либо службой Интернета можно только в том случае, если на компьютере установлено соответствующее программное обеспечение (клиентская программа).

Информационные службы предоставляют пользователям возможность доступа к разнообразным информационным ресурсам (файлам, документам), хранящимся в Интернете. Основными информационными службами Интернета являются Всемирная паутина, служба передачи файлов, служба файлообменников.

К основным коммуникационным службам относятся электронная почта, форум, чат, IР-телефония.

В последнее время среди пользователей Интернета широкое распространение получили социальные сети — интерактивные многопользовательские веб-сайты, содержание (контент) которых создаётся самими участниками сети. Такие сайты представляют собой автоматизированные социальные среды, позволяющие общаться группам пользователей, объединённых общими интересами.

В сети Интернет существуют негласные правила поведения, так называемый сетевой этикет. Кратко суть сетевого этикета может быть выражена одной фразой: «Уважайте своих невидимых партнёров по Сети!».

Вопросы и задания

1. Что понимается под службой Интернета?

2. В чём различие между информационными и коммуникационными службами Интернета?

3. Назовите известные вам информационные службы Интернета и объясните их назначение.

4. Как устроен универсальный указатель ресурса в Интернете? Для чего он предназначен?

7. Назовите известные вам коммуникационные службы Интернета.

8. Сравните электронную почту и обычную (бумажную) почту по составу элементов и принципам работы.

9. Сравните возможности доступа к почте по протоколам POP3 и IMAP. Укажите достоинства и недостатки каждого из них.

Читайте также: