Компьютерная грамотность для детей с овз программа

Обновлено: 04.07.2024

В объединение «Робототехника» принимаются дети с ограниченными возможностями здоровья: дети с нарушениями аутистического спектра и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Актуальность данной программы заключается в социализации детей с ОВЗ путем вовлечения их и в благоприятную среду для общения и технического творчества.

Актуальность программы заключается так же в том, что в настоящий момент в России развиваются нано технологии, электроника, механика и программирование. т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники.

Образовательная корректирующая программа по робототехнике для ребенка-аутиста – это один из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и программирования. Во время занятий учащиеся научатся проектировать, создавать и программировать роботов. Работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование.

В распоряжении детей будут предоставлены Лего-конструкторы, оснащенные специальным микропроцессором, позволяющим создавать программируемые модели роботов. С его помощью обучаемый может запрограммировать робота на выполнение определенных функций.

Педагоги

Минченков Иван Андреевич

Содержание программы

Общеобразовательная программа "Основы робототехники«

(стартовый уровень, ОВЗ) является первым модулем программы «Образовательная робототехника» базового уровня, имеет техническую направленность, реализуется параллельно со 2м модулем.

Программа стартового уровня, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Программа используется как модуль базовой общеразвивающей программы обучения.

1. Вводное занятие. Правила техники безопасности.

-Понятия: датчик, интерфейс, алгоритм

3. Технология EV3.

4. Краткое изучение программного обеспечения,

5. Знакомство с конструктором EV3

– Твой конструктор (состав, возможности)

- Основные детали (название и назначение)

- Датчики (назначение, единицы измерения)

- Аккумулятор (зарядка, использование)

- Как правильно разложить детали в наборе

6. Начало работы с конструктором.

– Включение \ выключение микрокомпьютера (аккумулятор, батареи, включение, выключение)

- Подключение двигателей и датчиков (комплектные элементы, двигатели и датчики EV3).

- Тестирование (Try me)

- Структура меню EV3

- Снятие показаний с датчиков (view)

7. Программное обеспечение EV3

8. Сборка модели по технологическим картам.

9. Модели с датчиками.

- Сборка моделей и составление программ из ТК.

10. Составление программ

11. Модели с датчиками.

- Составление простых программ по алгоритмам, с использованием ветвлений и циклов"

12. День показательных соревнований по
13. Правила дорожного движения
14. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Цели программы

Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья (аутистов, детей с заболеваниями ОДА) элементарных технических навыков в процессе конструирования и проектирования.

Результат программы

По окончанию обучения учащиеся знают

- теоретические основы создания робототехнических устройств;

- элементную базу при помощи которой собирается устройство;

- порядок взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими устройствами;

- порядок создания алгоритма программы действия робототехнических средств;

- правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами.

- принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель.

- проводить сборку робототехнических средств с применением LEGO конструкторов;

- создавать программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов.

-прогнозировать результаты работы.

-планировать ход выполнения задания.

-рационально выполнять задание.

Особые условия проведения

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы колеблется от 9 до 16 лет. В коллектив могут быть приняты все желающие дети с ОВЗ, не имеющие медицинских противопоказаний для работы с электронными конструкторами и компьютерами.

Материально-техническая база

1. Компьютерный класс – на момент программирования робототехнических средств, программирования контрольлеров конструкторов, настройки самих конструкторов, отладки программ, проверка совместной работоспособности программного продукта и модулей конструкторов LEGO.

Оксана Шипова
Программа по обучению детей с множественными нарушениями развития компьютерной грамотности «Шаг вперед».

Одним из перспективных направлений развития коррекционного образования является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья информационные компьютерные технологии - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

Компьютерные средства обучения, предназначенные для адаптированного образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывающие общие закономерности и специфические особенности детей.

Отметим несколько наиболее важных причин необходимости применения ИКТ в коррекционно-развивающей работе с «особыми детьми»:

1. организация адаптированного образовательного процесса обучения в соответствии c психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей.

2. реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.

3.расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

Проект по компьютерной грамотности «Шаг вперед» построен по методу последовательного углубления и усложнения материала. Его основа взята из программы по информатике и включает в себя авторскую наработку «Путешествие в компьютерную страну» А. В. Горячева, «Программу подготовки дошкольников к информатике» Н. В. Ключа, конспекты с книги «Дошколенок + компьютер» Л. А. Котча.

Занятиями, с использованием ИКТ охвачено максимально возможное количество воспитанников проживающих в детском доме-интернате. С детьми, которые не могут пользоваться мышкой и клавиатурой в связи с тяжестью заболевания (ДЦП, аутизм и др., занятия проводятся с использованием сенсорных панелей, которые дают возможность для развития всех анализаторных систем. Точные движения пальцами по сенсорному экрану даются детям с трудом, но все воспитанники проявляют большой интерес и желание к таким занятиям.

Занятия по обучению медиаграмотности проводятся в оборудованном компьютерном классе под руководством педагога, который помогает освоить компьютерную грамотность, действуя в интересах защиты детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию.

1. Научить пользоваться компьютером.

2. Расширить кругозор знаний об ИКТ.

3. Обучить воспитанников основам компьютерной грамотности.

4. Формировать мотивационную и интеллектуальную готовность ребёнка к использованию ИКТ.

• Формирование знаний, умений и понятия о компьютерной грамотности.

• Воспитание бережного и аккуратного отношения к технике.

• Повышение уровня медиаграмотности детей.

• Развитие внимания, усидчивости, творчества, логического мышления.

• Развитие познавательных психических процессов, интеллектуально-творческих способностей.

Основные методические подходы:

Организуемая деятельность имеет гибкую структуру.

На занятиях организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные и игровые ситуации.

Создаются педагогические ситуации общения на занятии, позволяющие каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Проект «Шаг вперед» представляет собой систему занятий и совместной деятельности с детьми c умственной отсталостью по формированию умений и навыков работы на компьютерес использованием новых информационных технологий:

учебный план, рассчитанный на 5 этапов обучения (2 занятия в неделю, по 15 - 20 минут (каждые 10 минут физминутка: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика)

деятельность по обучению компьютерной грамотности с детьми на компьютерах проводятся перед обедом и после дневного сна;

проходит в игровой форме с использованием компьютерных игр, электронных пособий.

Методы и приемы

В проекте «Шаг вперед»используются классические методы и приемы: наглядный, словесный (объяснение, пояснение, вопросы, беседа, художественное слово, игровой, диагностический; метод авансирования личности, а так же интерактивный метод.

Для реализации проекта «Шаг вперед»необходимо:

Компьютерный класс: компьютеры с мультимедийным проектором для демонстрации материала получения новых знаний и закрепления навыков работы; сенсорные панели, специализированная детская клавиатура с крупными клавишами, цветной принтер для печати детских рисунков, микрофон и наушники, сканер.

компьютерный класс должен соответствовать требованиям СанПиН.

Игровая зона компьютерного класса – это зона для предкомпьютерной подготовки и после компьютернойрелаксации включает в себя:

столы для работы детей,

демонстрационные дидактические игры,

демонстрационные и индивидуальные плакаты для обучения детей компьютерной грамотности, правилам поведения и правильной осанке.

Пособия для занятий

• Программа «Раскрась-ка».

• Презентации «Пазлы», «Почемучки».

• видео урок «Мир информатики».

«Интерактивные уроки и подготовка к школе».

«Страна знаний» CD диски.

• программы: Paint; TuxPaint; ПервоЛого.

Предполагаемые результаты работы.

Дети должны усвоить:

• названия и функции основных частей компьютера;

• технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;

• иметь представление об основных носителях информации и о защите компьютера;

• знать рабочие программы;

• основы работы в программах:

- графический редактор Paint.

• носители информации (CD-ROM, DVD, Flash память)

• использовать в работе клавиатуру и мышь;

• осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;

• называть части компьютера;

• определять истинные и ложные высказывания;

• сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;

• находить закономерности в изображении предметов;

• соотносить элементы двух множеств по признаку;

• составлять целое из частей;

• составлять симметричный узор;

• расставлять предметы в определенной последовательности;

• объединять множества.

• с помощью педагога находить информацию в Интернете.

Итак, компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развивать ребенка.

Воспитание и обучение лиц со сложными и множественными нарушениями «Воспитание и обучение лиц со сложными и множественными нарушениями» Как и все остальные люди, человек с ограниченными возможностями в своем.

Комплексное сопровождение детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ. Характеристики программы Содержание Название образовательной программы «Мозаика», Автор (ы): Белькович Виктория Юрьевна, Гребёнкина Наталья.

Образец психолого-педагогического заключения на ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам психолого – педагогического обследования Психологическое обследование проводилось по запросу родителя с целью.

Организация кружковой работы «Smartовичок» по обучению компьютерной грамотности в дошкольном образовательном учреждении Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и.

Основные подходы к проблеме социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями в условиях инклюзивного образования Основные подходы к проблеме социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями в условиях инклюзивного образования Учитель – дефектолог:.

Повышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в целенаправленный процесс развития речи детей

Повышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в целенаправленный процесс развития речи детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Радость» Управления образования Верховажского муниципального.

Нетрадиционные методы развития связной речи детей с речевыми нарушениями Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи детей с речевыми нарушениями Слайд 2. Развитие речи – одно из важных направлений коррекционной.

Муниципальное автономное учреждение

«Центр детского творчества «Ритм» г. Перми.

РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДЕНО

методическим советом педагогическим советом

МАУ ДО «Центр детского творчества МАУ ДО «Центр детского творчества

Ритм» г. Перми Ритм» г. Перми

протокол № 1 от 31.08.2019 г. протокол № 1 от 08.09.2019г.

Директор МАУ ДО ЦДТ

_________________ Н.Б. Орлова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа технического направления для обучающихся с ОВЗ

«Основы компьютерной грамотности и ИКТ»

Возраст: 7-18 лет

Срок реализации: 1 год

Автор:

педагог дополнительного образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Информатизация процесса обучения – одна из основных тенденций современного образования. Компьютеризация охватила все стороны жизнедеятельности человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Пользователем компьютера может стать любой человек. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, навыки использования персонального компьютера необходимы каждому человеку.

Уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Программа дополнительного образования «Основы компьютерной грамотности и ИКТ» построена таким образом, чтобы помочь обучающимся с ОВЗ заинтересоваться информационными технологиями и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни, научиться общаться с компьютером и использовать его в учебном процессе. Программа для детей с ОВЗ разработана на основе программы дополнительного образования для обучающихся «Основы компьютерной грамотности и ИКТ» и актуальна тем, что в ней и в ней отсутствуют специальные программы для коррекционных школ.

Цель программы: Повышение социальной и ИКТ-компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством изучения информационно-коммуникационных технологий,необходимых для учебы, повседневной жизни и последующей интеграции в общество.

Задачив личностной области:

интегрировать духовно-нравственные ценности в содержание дополнительного образования;

сформировать представлениео роли компьютеров в жизни современного человека и общества;

создать условия для формирования целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, понимания значения хранения информации для жизни человека и человечества;

сформировать мотивацию к занятиям по ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе изучения других предметов и в жизни;

способствовать сформированию коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

сформировать чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

развивать творческий потенциал путем активизации воображения и фантазии;

развивать способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации вычислительной техники.

Задачи в метапредметной области:

способствовать формированию адекватной самооценки, самостоятельному и осознанному определению жизненных и профессиональных планов;

способствовать развитию познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

способствовать формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Задачи в предметной области:

организовать образовательный процесс, способствующий формированию информационной и алгоритмической культуры; представлению о ПК как универсальном устройстве обработки различной информации;

развивать навыки использования компьютерных устройств, безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;

сформировать умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием соответствующих программных средств для их обработки;

овладеть знаниями и получить практические навыки работы современных инженерных IT -профессий.

Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики обучения:

повышения мотивации учения;

индивидуального подхода к детям.

Новизна образовательной программы заключается в интегрировании видов творческой деятельности: изучение других видов деятельности, направленных на формирование ИКТ обучающихся, включая их в систему средств массовой коммуникации, прививает не только навыки и умение работать с программами, но и способствует формированию эстетической культуры.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии. Программа позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности. Программа являетсядидактическим средством интенсификации учебного процесса, углубления приобретаемых знаний, расширения технического кругозора обучающихся.

Основная форма занятий – практикум. Большинство заданий выполняется с использованием персонального компьютера и необходимых программных средств. Весь учебный материал разбит на темы, которые изучают либо отдельную технологию, либо ее часть. Каждая изучаемая тема завершается созданием информационного образовательного продукта и оформляется либо в рабочей тетради обучающегося в электронном или бумажном варианте, либо сохраняется в электронном виде в его личной папке в ПК.

Ожидаемые результаты освоения программы икритерии его замера:

В ходе текущегоконтроля проверяется объем усвоенного материала обучающимся и владение ими инструментарием изучаемого приложения. Контроль осуществляется во время практических заданий.

Промежуточный контроль осуществляется в виде зачета в устной форме, интерактивного тестирования или зачета-практикума по изучаемой теме.

Итоговый контроль предполагает определение результатов усвоения программы за год. Здесь оценивается не только сам образовательный продукт обучающихся, но и владение ими инструментарием программы, в которой он выполнен, а также:

Оригинальность и творческий подход при решении задачи;

Разнообразие освоенных тем.

Кформам контроля уровня усвоения знаний и приобретения навыков обучающихся относятся:

Тестирование. Такая форма контроля позволяет наиболее объективно оценить знания детей, увидеть проблемы и затруднения и индивидуально подойти к их решению.

Выполнение индивидуальных творческих заданий и проектов;

Участие в выставках, конкурсах и научно-практических конференциях;

Оформление персональных выставок обучающихся.

Проведение различных IT -конкурсов.

В результате целенаправленной деятельности на занятиях у обучающихся:

повысится уровень развития высших психических функций (памяти, внимания,мышления, зрительного восприятия, воображения);

расширятся познавательные возможности и интересы;

повысится уверенность в себе, ответственность к порученному делу, учебная и
трудовая мотивация.

Учащиеся научатся:

применять полученные знания в жизненных ситуациях;

планировать учебную и трудовую деятельность;

использовать новые формы общения;

владеть простейшими знаниями о компьютере;

работать с различными видами информации.

В объединении «Алгоритм» большое внимание уделяется воспитательной работе. Это посещение различных выставок, тематические праздники и клубные дни, беседы по основам безопасности и здоровому образу жизни, культуре, а также проведение досуговых мероприятий.

Для каждого года обучения в программе прописан учебно-тематический план, который в течение учебного года может корректироваться в соответствии с интересами и потребностями обучающихся.

Условия реализации программы

Занятия в группе с обучающими с ОВЗ проводятся индивидуально один раз в неделю по 2 часа и рассчитаны на детей от 7 до 18 лет.

Занятия проводятся в специально оборудованном помещении, с индивидуальным рабочим местом на компьютере для обучающегося. Помещение соответствует требованиям СанПиН. Особое внимание обращается на технику безопасности при работе с вычислительной техникой.

Для успешной реализации программы необходимо, чтобы занятия проводились в компьютерном классе, оснащенном соответствующим машинным парком, программным обеспечением и имеющим локальную сеть выход в Интернет.

Программно-методическое обеспечение: программа дополнительного образования детей с ОВЗ «Основы компьютерной грамотности и ИКТ»носит универсальный характер, то есть в зависимости от возможностей учрежденияобразования, по ней можно работать как на свободном программном обеспечении, так и на платном.

Структура и содержание мониторинга

Методики психологической диагностики для трех возрастных групп.

Таблица 1. Содержание психодиагностического обследования уровня развития личностных и метапредметных компетенций обучающихся в конце 1-го полугодия

Результаты обучения (универсальные учебные действия - УУД)

Личностные УУД

Ценность здорового образа жизни

1. Тест «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»

2. Анкета «Ценность здорового образа жизни»

для обучающихся МАУ ДО «ЦДТ «Ритм» г. Перми; Модифицированный тест «Ваше здоровье» Л. Москвиной

Креативность

3. Субтест «Заверши фигуры» теста «Творческое мышление»

4. Субтест «Выражения» теста «Творческое мышление» Е.Е.Туник

Мотивация к обучению

5. Методика «Лесенка побуждений»

А.И. Божович, И.К.Маркова

6. Анкета школьной мотивации

для МАУ ДО «ЦДТ «Ритм» г. Перми,

создана на основе «Анкеты школьной мотивации

Н.Г. Лускановой в модификации Е.И.Даниловой.

Метапредметные

2.Регулятив-ныеУУД

Цели обучения и планирова-ния

Не диагностируется, так как способность ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, появляется в подростковом возрасте (учащиеся старше11 лет).

7. Анкета «Цели обучения и планирования»

Таблица 2. Содержание психодиагностического обследования уровня развития личностных и метапредметных компетенций обучающихся в конце учебного года

Результаты обучения (универсальные учебные действия - УУД)

Метапредметные

1. Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка учебных действий)

Самоконтроль и самооценка

(в учебной и познавательной деятельности)

Методика «Мы вместе»

2. Коммуникатив-ные УУД

Коммуникатив-ная компетент-ность и сотрудничество

Наблюдение за степенью сформиро-ванности коммуникати-вной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, педагогами в творческом коллективе

Диагностика коммуникатив-ного контроля

Диагностика интерактивной направленности личности

(Н.Е..Щуркова в модификации Н.П.Фетискина)

Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2) (В. В. Синявский, Б. А. Федоришин).


Программа коррекционного курса по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой в общем и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объёмом информации; научиться общаться с компьютером.

Данная программа актуальна, так как практически полностью отсутствуют специальные программы по информатике для учащихся по коррекционной программе VIII вида.

Содержимое разработки

Адаптированная рабочая программа по информатике для детей с ОВЗ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Информатизация процесса обучения – одна из основных тенденций современного образования. Компьютеризация охватила все стороны жизнедеятельности человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Пользователем компьютера может стать любой человек. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, навыки использования персонального компьютера необходимы каждому человеку.

Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках инклюзивного образования в общеобразовательной школе является использование новых информационных технологий. Уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья. Внедрение в нашу повседневную жизнь мобильных телефонов с их неограниченными возможностями, компьютерных терминалов оплаты и различной удобной в применении техники выдвигает перед нами требования обучения наших учащихся знаниям и умениям пользоваться этими достижениями технического прогресса.

Программа коррекционного курса по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой в общем и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объёмом информации; научиться общаться с компьютером.

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); основной образовательной программы основного общего образования МОУ Лицей г.Фрязино Московской области, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Программа коррекционного курса разработана на основе авторских программ факультатива «Информатика и ИКТ» для 5-6 классов Волковой С.А.; Раздорской Э.Д. факультатив «Информатика и ИКТ» для 7 классов; Л.Л.Босовой, А.Ю.Босовой «Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы»; программы А.В.Горячева «Программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100», программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Тур С.Н., Бокучава Т.П., электронного приложения к УМК Информатика и ИКТ 2-4 классы, Матвеева Н.В. и др.

Данная программа актуальна, так как практически полностью отсутствуют специальные программы по информатике для учащихся по коррекционной программе VIII вида.

Цель и задачи программы:

Цель: Повышение социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством использования приёмов работы на компьютере.

Для реализации цели предполагается решение трёх групп основных задач:

- обучающие (теоретические) – знакомство учащихся с простейшими основами работы на компьютере для повышения мотивации к учебно-трудовой деятельности; обучение применению компьютерных технологий в различных жизненных ситуациях для дальнейшего социального развития и совершенствования адаптационных возможностей;

- коррекционно-развивающие – развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, зрительного восприятия), мелкой моторики, познавательной деятельности; формирование самоконтроля и умения планировать свою деятельность на основе ИКТ;

- воспитательные - подготовка школьников к практической деятельности в компьютерном мире; создание ситуации успеха, развитие положительного отношения к своей работе и учёбе; формирование учебной и трудовой мотивации, уверенности в себе; отработка навыков культурного общения со сверстниками.

Условия проведения:

Программа занятий рассчитана на учащихся 5-7 классов.

частота занятий – 1 раз в неделю;

все занятия проходят в благоприятной эмоциональной обстановке;

каждое занятие обязательно включает:

развивающее задание с применением наглядного материала, направленного на развитие психических процессов учащихся;

компьютерную игру, направленную на решение определенных обучающих и развивающих задач;

Работа по использованию компьютерных программ в коррекции и обучении школьников ориентирована на следующие результаты:

занятия с использованием компьютерных программ вызовут у учащихся значительный интерес и стремление достичь поставленной цели;

в процессе компьютерной «деятельности» у школьника будут развиваться положительные эмоциональные реакции;

компьютерные игры помогут подросткам лучше усваивать знания, будут стимулировать приобретение новых знаний, способствовать коррекции и развитию психических процессов.

Уровень подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

назначение основных устройств компьютера;

назначение Рабочего стола;

назначение компьютерного меню и Главного меню;

роль окна при работе в системной среде Windows;

назначение служебных клавиш на клавиатуре;

назначение и технологию работы с программой Калькулятор;

назначение и возможности графического редактора;

понятие фрагмента рисунка;

понятия файла, алгоритма, пиктограммы, редактирование и форматирование документа;

назначение и основные возможности программы Microsoft Power Point;

назначение и основные возможности программы Microsoft Word.

Учащиеся должны уметь:

выбирать пункты меню;

запускать программу и завершать работу с ней;

выполнять расчеты с помощью приложения Калькулятор;

создавать составной документ;

создавать рисунок с помощью инструментов;

выделять и перемещать фрагмент рисунка;

сохранять рисунок в файле и открывать файл;

редактировать и форматировать текст;

разрабатывать простенькие программы;

использовать в программах команды реализации цикла;

создавать программы для мультипликационного сюжета;

создавать простейшие презентации, используя анимацию и звук.

Содержание программы.

Данный курс является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление детям с ОВЗ недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.

Курс следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для учащихся с проблемой в обучении даёт возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу. Учебный процесс в ходе теоретической подготовки включает три базовых фазы: приобретение новых знаний, закрепление полученных знаний и их контроль. Один из приемов компьютерной дидактики, применяемый для закрепления знаний – использование игровых методов обучения.

На занятиях учащиеся осваивают работу на компьютере, получают первичную информацию, правила работы и поведения при общении с компьютером, работают по карточкам, выполняют развивающие задания, приобретают навыки использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре, используют на занятиях упражнения с игровыми программами развития ВПФ, моторики пальцев.

Коррекционные занятия обеспечивают не только усвоение определённых знаний, умений и навыков, но также формирование приёмов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся. Занятия делятся на две части. В первой части учащиеся приобретают знания, умения и навыки работе на компьютере, во второй осваивают коррекционно-развивающие игры и программы.

В процессе работы по данной программе решается задача формирования межпредметных связей, которая обеспечивает в сочетании с коррекционно-развивающими приёмами успешное продвижение в обучении каждого ребёнка и способствует развитию его познавательной деятельности.

Программа предусматривает развитие и воспитание учащихся на занятиях через обучение, игру, музыку, изобразительную деятельность и т. д. в процессе преимущественно работе на компьютере, что вызывает у учащихся положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

Структура программы коррекционных занятий по развитию компьютерной грамотности у учащихся включает в себя следующие разделы:

1. Основы работы на компьютере.

2. Текстовые процессоры.

3. Компьютерная графика.

Раздел «Основы работы на компьютере» решает ряд задач, связанных с расширением знаний о компьютере: что такое компьютер, для чего он нужен, основные устройства компьютера (процессор, клавиатура, мышь, монитор) и как их использовать в работе, правила работы за компьютером. Учащиеся знакомятся с играми, тренажёрами.

Раздел «Работа с текстовыми процессорами» предполагает набор и редактирование текста, знакомство с правилами набора текста, со строкой меню, ввод и редактирование текста в блокноте, Word, копирование и вставка текста, печатание и перестановка текста, знакомство с калькулятором, выполнение арифметических действий на калькуляторе. Работа с текстовым редактором для развития навыков чтения. Использование развивающих компьютерных программ, игр разгадывание ребусов, кроссвордов, развитие словаря. Знакомство и работа в программах: Блокнот, Word. Составление таблиц.

Раздел «Компьютерная графика» знакомство, формирование и отработка навыков работы с графическим редактором, с инструментами рисования, создание компьютерного рисунка, настройка инструментов, редактирование компьютерного рисунка, сборка рисунка из деталей, как открыть сохранённый рисунок на диске, знакомство с пикселем, пиктограммой, алгоритмами, действия с фрагментом рисунка. Конструирование из мозаики, кубиков, моделирование окружающего мира. Знакомство с графическим редактором Paint.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение знаний от пятого к девятому классу. Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для учащихся уровне.

Для проведения коррекционной работы используются специальные развивающие программы и игры.

Развивающие программы «Несерьёзные уроки»: («Учим буквы и цифры», «Учимся считать, учимся анализировать, учимся мыслить - 1», «Учимся мыслить – 2», «Учимся рисовать», «Учимся думать»).

«Пойди туда не знаю куда» (десять игр на развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, пространственного воображения).

Читайте также: