Компьютерная грамотность для дошкольников программа

Обновлено: 06.07.2024

Scratch — пожалуй, самый популярный проект, разработанный специально для детей.

Scratch сделан на основе идей языка программирования Logo и конструктора Lego. С помощью блоков, представленных в виде пазла, можно программировать движения и речь героев, менять внешность, реакцию на действия пользователя и другие параметры. Детям нравится смотреть на результаты своего труда – мультфильмы и двухмерные флеш-игры.

2. Codim.Online — youtube-канал для тех, у кого возникают сложности с самостоятельным освоением платформы Scratch.

Международная некоммерческая школа программирования. Создана волонтерами – братьями Партови, которые стали распространять видео об основах программирования. Теперь школу поддерживают крупные IT-компании.

На сайте есть масса простых игр о базовых принципах работы языков программирования, а также обучающие видео и курсы. Материал разбит на возрастные группы, что упрощает навигацию.

Открытый YouTube-канал для детей и подростков. Здесь ребенок может научиться программировать, создавать игры, проектировать 3D-модели, познакомится с Photoshop, узнает, что такое чат-бот.

Образовательный портал с блоком курса по программированию. Состоит из 11 видеоуроков, за время которых ученик поймет, хочет ли он развиваться в данной профессии, а также освоит базовый синтаксис написания кода и создаст свою первую программу. Курс рассчитан на школьников, которые уже имеют первичные знания по информатике.

Это крупный портал по бесплатному онлайн-образованию, на котором есть раздел, посвященный IT и программированию. Здесь огромный выбор тем: от знакомства с понятиями Интернет и процессор до объяснения алгоритмов и шифрования с использованием разных языков. Удобная сортировка материалов по категории, преподавателю, ключевому слову.

Предлагают курсы по программированию для детей и школьников. На сайте есть бесплатные блоки, например, по основам PHP, состоящий из 10 лекций с практическими заданиями. Отличный вариант для старта и изучения теории.

Если вы считаете, что ребенку непременно нужны помощник в изучении программирования и практические задания, которые будет проверять опытный преподаватель, тогда ваш вариант – платные курсы и онлайн-школы. Там предлагают групповое и индивидуальное обучение. Практически у всех есть пробное бесплатное занятие, которое поможет определиться с выбором.

Онлайн-книги

629860, ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, ПУРОВСКИЙ РАЙОН, П.Г.Т.УРЕНГОЙ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА» п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.г.т.Уренгой, 5 мкр. ДОМ 17,

СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ 5-6 ЛЕТ.

«КОМПЬЮШКА» (ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ.)

пРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 1 ГОД.


Общие положения. 3

Пояснительная записка. 3

Цели и задачи. 4

Содержание образования 6

Методы и приёмы. 6

Формы и технологии работы. 7

Средства для работы. 8

Система образовательной работы с детьми. 9

Тематическое планирование. 9

(Перспективное планирование учебного материала

по информатике для подготовительной группе.) 10

Структура занятий. 13

Оздоровительная работа. 14

Управление реализацией программы. 16

Список литературы. 20


Общие положения.

1.1 Пояснительная записка.

В последние несколько лет происходит практически глобальное внедрение информационно-компьютерные технологии (в дальнейшем ИКТ). Наряду с учебными заведениями ИКТ довольно быстро внедрили и в школу, а между школой и детскими садами наблюдается прямая преемственность, следовательно, необходимо внедрять ИКТ в ДОУ. Также внедрение ИКТ необходимо вследствие преобразования дошкольного образования внедрение сначала ФГТ, а потом ФГОС.

В связи с этим появилась проблема педагоги не владеют достаточными знаниями в области ИКТ и в следствии не умеют использовать этот вид технологий в образовательной деятельности. Хотя это условие явиться обязательным требованием к кадровому обеспечению в ДОУ.

Так как современные дети воспринимают компьютер как обыденность им уже не очень интересные обычные уроки. Приходиться внедрять различные новшества. Тот воспитатель, который владеет ИКТ, делает образовательную деятельность более интересной занимательной и доступной для воспитанника.

В сегодняшнем мире дети практически с рождения видят вокруг себя различные технические устройства, они очень притягивают детей к себе. Современные люди живут в мире увеличения потоков информации, постоянной модернизации устройств, а также для обработки всей информации. Решать задачи разной сложности помогает компьютер. Будущее сегодняшних детей – это информационное общество. И ребёнок должен быть готов к жизни в таком мире. Компьютерная грамотность становится сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам в первую очередь ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования. Успешность данных перемен связана с внедрением в дошкольном учреждении информационных технологий.

Также для успешной подготовки к школе необходимо дать ребёнку основные знания компьютера. Так как в школе ребёнок столкнётся с вычислительной техникой. Поэтому я считаю, что необходимо заранее подготовить ребёнка к взаимодействию с ИКТ.

Школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Но если навыки работы на компьютере с конкретными прикладными программами можно приобрести и в старшей


школе, то опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому и возникла необходимость в создании программы подготовки дошкольников к школьному курсу информатики.

Эта разработка составлена по основным критериям (разделами) ИКТ. Срок реализации 1 год. Основа взята из программы по информатике и включает в себя авторскую наработку «Путешествие в компьютерную страну» и А.В. Горячева, Н.В. Ключ «Программа подготовки дошкольников к информатике», конспекты к данной программе возможно брать с книги «Дошколенок + компьютер» Л.А. Котч.

В данной программе также предоставлена работа с родителями и мониторинг детей вначале и конце обучения.

В данной программе я постараюсь решить проблему непрерывности дошкольного и начального школьного образования в рамках ИКТ. Развитие компьютерных технологий дала возможность освоить компьютер не только взрослому поколению, но и дошкольникам

1.2 Цель и задачи

1. Обучить дошкольников основам компьютерной грамотности.

2. Расширить кругозор знаний об ИКТ.

3. Научить пользоваться компьютером.

4. Формирование мотивационной, операционной и интеллектуальной готовности ребёнка к использованию ИКТ.

Формирование знаний, умений и понятия о компьютерной грамотности.

Воспитание бережного и аккуратного отношения к технике.

Закрепить навыки ЗОЖ.

Развитие внимания, усидчивости, творчества, логического мышления, понятия, что компьютер не только для игр.

Формировать познавательный интерес к ИКТ, основные представления о построении логических моделей.

Учить оценивать результаты деятельности.

Развивать познавательные и психические процессы, интеллектуально-творческие способности.

В конце обучения ребёнок должен:


Правила техники безопасности.

Главные части компьютера.

Иметь представление об основных носителях информации и о защите компьютера.

Знать рабочие программы.

Что такое алгоритм.

Основы работы в программах:

Работать с мышкой и клавиатурой, свободно ориентироваться на мониторе.

Пользоваться графическим редактором и Word.

Научиться составлять алгоритмы.

Расширить знания о пользовании некоторыми программ.

Решать логические и математические задачи.

Сравнивать предметы, перемещать, группировать, делить их.

Понимать язык стрелок и как ими пользоваться.

Определять последовательность событий.

Приводить примеры отрицаний.

Самостоятельно запускать компьютер и программы.

Свободно без психологических проблем работать за компьютером.


Содержание образования

2.1 Методы и приёмы работы.

Методологической основой программы является деятельностный подход к применению новых ИКТ в детском саду, он состоит в том, что в результате обучения по данной программе дети приобретают знания нужные для овладения практическими умениями и знаниями.

Основные методические подходы:

Организуемая деятельность имеет гибкую структуру.

На занятиях организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные и игровые ситуации.

Создаются определённые ситуации общения, которые приводят ребёнка к тому что нужно проявить собственную инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Образовательный процесс должен строится на основе применения современных педагогических технологий.

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. «Завтра» сегодняшних детей – это информационное общество. Психологическая готовность к жизни в нем сейчас необходимы каждому человеку.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм воспитания и обучения детей. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями.

Для успешного обучения в детском саду важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учётом возраста и учебной направленности. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

Компьютерные игры, включенные в систему обычных игр, вносят свой вклад в

совершенствование воспитания всестороннее развитие творческой личности ребенка.

Кроме нормативных воспитательно-образовательных стандартов, малыши показывают

более высокий уровень "школьной готовности" и естественно вхождение в мир

взрослых, в завтрашний мир.

У ребенка развивается:

• восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление;

• познавательная мотивация, произвольная память и внимание;

• “знаковая функция сознания”;

• произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание. Он овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

Элементы компьютерной грамотности усваиваются детьми легче, если ведущим мотивом их деятельности становится игра. Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей.

Педагоги

Сосницкая Анна Анатольевна

Содержание программы

В этом возрасте ребенок обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их

избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба.

К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. К 6—7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья.

В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей

о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут

последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в пункте «Познавательное развитие» предписывает педагогу познакомить ребенка с ним самим, с окружающими людьми, объектами и с теми процессами, которые происходят между этими объектами и людьми. Но мир сильно изменился за последние годы и соответственно и мы, педагоги должны изменить то, с чем мы знакомим детей в 21 веке.

Тема цифровизации не случайна, она стала популярна и интерес к ней понятен. Будущее дошкольного образования должно быть современным, отвечать запросам общества, государства.

В России наступает цифровая эра и конечно, необходимы изменения, связанные с цифровизацией дошкольного образования. Все эти перемены должны найти свое отражение в системе дошкольного образования. Поэтому в настоящее время перед педагогами ДОО стоит задача разработки образовательной системы, программ, способных интегрировать ребенка-дошкольника в современный быстро изменяющийся высокотехнологичный мир знаний и информации с учетом комплексного подхода «наука-технология-инновация». Такой подход заставляет менять всю систему в целом и в первую очередь стартовый уровень дошкольного образования. Компьютерная грамотность становится сейчас необходимыми каждому человеку не зависимо от возраста.

В сегодняшнем мире дети практически с рождения видят вокруг себя различные гаджеты, компьютеры, которые очень притягивают их к себе. Будущее сегодняшних детей – это информационное общество, ребёнок должен быть готов к жизни в таком мире.

В ходе бесед и наблюдений мы заметили, что воспитанники проявляют большой интерес, во время выполнения заданий на интерактивной доске, в ходе электронных игр, но не все дети знают, из каких частей состоит компьютер, назначение этих частей.

Опрос родителей и беседы с детьми помогли выявить потребность в обучении дошкольников основам компьютерной грамотности.

Изучив методическую литературу, материалы сети интернет, мы обнаружили, что нет готовой программы для детей старшего дошкольного возраста по обучению дошкольников основам компьютерной грамотности.

Учитывая интерес детей и запрос родителей, появилась идея, написать такую программу, которая поможет в обучении детей основам компьютерной грамотности.

Данная образовательная программа «Цифровичок» предназначена для обучения дошкольников (6-7 лет) основам компьютерной грамотности. Программа составлена с учетом требований ФГОС ДО. Включает в себя целевой, содержательный и организационный разделы.

Задачами программы являются формирование у дошкольников навыков работы на компьютере, освоение популярных компьютерных технологий, развитие логического мышления.

Программа «Цифровичок» разработана в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Нормативно-правовой и документальной базой являются:

Образовательная программа «Цифровичок» обеспечивает разностороннее развитие ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – познавательному, социально-коммуникативному, физическому, речевому и художественно-эстетическому.

Реализация программы поможет решить проблему непрерывности дошкольного и начального школьного образования в рамках ИКТ.

Программа разработана на основе программ, пособий по информатике:

  • Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., исп. – М.: Баласс, 2008. – 64 с.
  • Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
  • Дуванов А. Изучаем компьютер /Дуванов А. – М.: Эксмо, 2012 – 112 с.
  • Коч Л.А., Бревнова Ю.А. Дошколенок + компьютер: перспективно-тематическое планирование. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. Издательство: Учитель, 2011.

В программе есть содержание, в котором представлены все разделы в соответствии с ФГОС ДО.

В пояснительной записке указано, на основе каких нормативных документов и методических пособий разработана программа.

Кроме того есть тематический план, в котором представлены такие темы как:

  • «Из чего состоит компьютер»,
  • «Клавиатура и мышка»,
  • «Составь симметричный узор»,
  • «Подбери предметы по признаку»,
  • «Целое и часть».

В перспективном планировании более подробно расписаны темы, задачи и средства реализации программы.

Программа предназначена для детей 6-7 лет. Занятия проводятся по подгруппам, 1 раз в неделю, по 30 мин.

В структуру занятия входят:

  • изучение теоретического материала,
  • работа в тетради
  • практическая деятельность с компьютером, ноутбуком или планшетом.

Обязательно проводятся физминутки и гимнастика для глаз.

В ходе занятия предполагается использование дидактических игр.

  • «Логика»,
  • «Обобщение»,
  • «Закономерности»,
  • «Геометрические формы» и т.д.

В данной программе также предоставлена работа с родителями и мониторинг детей в начале и в конце обучения.


Пояснительная записка

Компьютер — специфическое «интеллектуальное орудие» человека, позволяющее выйти на новый информационный уровень. В базисной программе «Истоки» он представлен в качестве современного средства деятельности дошкольника. Программа «Игровая информатика» дополняет «Основную общеобразовательную программу дошкольного образования МАДОУ «ЦРР-ДС «Радуга». Общая продолжительность занятия в старшей группе составляет 25 минут, из них использование компьютерных развивающих игровых программ для детей 5–6 лет не превышает 7–10 минут, в подготовительной группе для детей 6–7 лет, время работы за компьютером не превышает 10–15 минут (что соответствует нормам СанПиН). Занятия проводятся в соответствии с учебным планом ДОУ. Дети старших и подготовительных групп посещают занятия один раз в неделю по подгруппам, 36 часов в год.

Срок реализации программы по компьютерному обучению «Игровая информатика» — 2 года, для детей старшего дошкольного возраста.

Программа составлена в соответствии:

- ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.3049–13;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012–2017 г». от 01.06.2012 г. № 761;

- Уставом МАДОУ «ЦРР-ДС «Радуга»;

- «Истоки: примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования» под редакцией Парамоновой Л. А. 2011;

- Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МАДОУ «ЦРР-ДС «Радуга».

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ в период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р) как один из основополагающих документов по реализации государственной политики в области образования определяет приоритеты и меры реализации в системе дополнительного образования. Технология проектирования личностно-ориентированного образования в системе дополнительного образования детей, предполагает развитие творческих способностей дошкольников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей. Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию. Но общественная потребность в воспитании творчески мыслящего человека не находит своего полного претворения в дошкольной практике. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования на современном этапе. Компьютер развивает особые личностные свойства ребенка и позволяет ему работать в индивидуальном темпе. Работая на компьютере, ребенок действует с наглядными экранными образами, которые он наделяет символическим, в том числе игровым, значением, переходит от привычных практических действий с предметами к действию с ними в образном (модельном, символическом) плане. Освоение компьютерных средств формирует у дошкольников предпосылки теоретического мышления, для которого характерен осознанный выбор способа действия, направленного на решение задачи. Дошкольник, овладевший «компьютерной технологией», более готов «думать в уме», что является одним из основных требований к мышлению детей, поступающих в школу. У дошкольников формируются предпосылки мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности к жизни в информационном обществе.

При разработке программы по обучению детей работы за компьютером учитывались задачи программы «Истоки».

Задачи по освоению компьютерной грамотности старшего дошкольника:

1. Формировать умение строить информационные логические модели.

2. Освоение базиса аппарата формальной логики, а также формирование навыков для описания модели рассуждений.

3. Формировать у детей интерес к компьютерам, к играм с использованием компьютерных программ.

4. Способствовать развитию у детей теоретического уровня мышления, рефлексии (осознания) способов действия, способов решения поставленных задач своей деятельности с помощью компьютера.

5. Знакомить детей с постановкой и решением игровых задач, познавательных и изобразительных в ходе деятельности за компьютером.

6. Знакомить детей с особенностями компьютера, способами управления событиями на экране, с помощью операторов (мышка, клавиатура) и с учетом возможностей (меню) той или иной программы.

7. Развитие фантазии и воображения.

Содержание программы выстраивается с учетом следующих принципов:

Принцип целостности восприятия мира предполагает наполнение жизни детей яркими впечатлениями и переживаниями от восприятия окружающего мира.

Принцип интегративности программы заключается во взаимосвязи различных видов деятельности старших дошкольников.

Принцип сотрудничества основывается на взаимосвязи ребенка и педагога, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку каждому ребенку на пути творческого развития.

Принцип спиральности основывается на наращивании сложности одного и того же понятия на каждом новом этапе обучения.

Принцип продуктивности и эффективности в области информационно-коммуникативных технологий.

- Информационные компьютерные технологии;

- Технология проведения интегрированного занятия;

- Социо-игровые технологии, приемы и методы;

- Личностно-ориентированная (деятельностная) технология.

Тематическое планирование занятий составлено по направлениям:

- свойства, признаки и составные части предметов;

- развитие воображения, памяти, внимания.

Структура компьютерного занятия:

1. Работа без компьютера (в игровой зоне):

- объявление темы занятия;

- знакомство с новым материалом;

- использование игр и выполнение заданий в соответствии с содержанием занятия;

- техника безопасности при работе за компьютером;

- объяснение педагогом компьютерного задания.

2. Работа за компьютером (компьютерная зона):

- выполнение задания (7–10 минут для детей 5–6 лет, 10–15 минут для детей 6–7 лет);

- снятие психического и физического напряжения.

3. Подведение итогов работы (рефлексия).

Программа основана на личностно-ориентированном и деятельностном подходе к ребенку дошкольного возраста в обучении, позволяя целенаправленно и поэтапно развивать его способности в процессе интеграции с разными видами деятельности. Содержание занятия строится на подборе игровых упражнений, дидактических настольных игр, компьютерных обучающих и развивающих программах, взаимно обогащающих друг друга. При подборе заданий игрового характера прослеживается межпредметная интеграция с другими видами развития дошкольника.

Проведение игр и занятий с детьми предполагает учет специфики компьютерной развивающей технологии работы с детьми. Эта технология начинается с организации в дошкольном учреждении компьютерно-игрового комплекса, включающего компьютерный зал (зоны — компьютерная, игровая, релаксации). В ДОУ имеется компьютерная игровая комната, которая оснащена: компьютерным столом, компьютером, принтером для педагога; детскими компьютерными столами, стульями, компьютерами в количестве 8 штук. Согласно СанПину компьютеры установлены на расстоянии 1 метр друг от друга. Компьютеры располагаются на специальных столах, обеспечивающих удобное для ребенка расположение экрана, клавиатуры, мышки. Экран дисплея на расстоянии 50–70 см от глаз ребенка. Дети сидят на стульях со спинкой, обеспечивающих горизонтальное положение. Рабочее место ребенка соответствует его росту. Компьютерная игровая комната обеспечена равномерным освещением с использованием люминесцентных ламп. Естественный свет располагается сбоку, а общий — сверху. На окнах имеются светлые жалюзи. Компьютерная комната не загромождена посторонней мебелью. В ней имеются шкафы, в которых расположены дидактические, настольные развивающие игры, используемые на занятиях для развития памяти, внимания, логического мышления. Подборка компьютерных игровых и обучающих программ, интерактивные DVD — мультфильмы.

Для расслабления глаз и снятия психического и физического утомления проводятся: динамические паузы; физкультминутки; пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз — офтальмотренажер, сенсорный крест (здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного). Детям с ослабленным зрением и иными заболеваниями целесообразно уменьшать время работы за компьютером.

В первый год обучения формируются понятия «множество», «часть-целое», «последовательность», «закономерность», «алгоритм», «модель», развивается память, внимание, мышление, формируются навыки работы с обучающими и развивающими программами. Во второй год обучения по тем же направлениям задания усложняются. Дети выполняют задания самостоятельно. Весь процесс обучения строится на игровых формах и приемах работы. При решении задач по развитию воображения активно применяются приемы, разработанные в системе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Для того чтобы ребенок мог свободно использовать компьютер как средство игровой, изобразительной, познавательной деятельности, ему нужно освоить «компьютерную грамотность», т. е. усвоить правила действий с рабочими устройствами компьютера и научиться их применять в своей деятельности. Необходимо заинтересовать ребенка и раскрыть ему возможности той или иной программы. Для работы с детьми следует отбирать и использовать компьютерные программы, содержание которых соответствует возрастным психофизиологическим возможностям детей и одновременно обеспечивает дальнейшие перспективы их развития.

Во время занятия педагог оказывает индивидуальную помощь при выполнении заданий, следит за состоянием детей при работе за компьютером, за правильной посадкой. В подготовительной группе, на занятии Игротека — дети могут самостоятельно выбрать программу для своей игры, а также в любой момент покинуть компьютерную зону и перейти в игровую, чтобы позаниматься с настольными дидактическими развивающими и обучающими играми. Процесс обучения построен на предоставлении детям свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых.

Диагностическое обследование проводится два раза в год.

В программе допустима замена компьютерных обучающих и развивающих программ программами нового поколения с учетом тематического содержания занятия. Данная программа может быть рекомендована воспитателям, педагогам дополнительного образования с учетом специфики своего дошкольного учреждения и индивидуальных особенностей детей.

Читайте также: