Компьютерная логопедическая программа игры для тигры

Обновлено: 07.07.2024

Логопедическая коррекционная программа "Игры для Тигры" - это методические материалы и CD-диск для работы с детьми, у которых есть проблемы с развитием речи. Отличный помощник для учителей - логопедов и родителей.

Общее описание программы

"Игры для Тигры" - это комплексная программа по развитию базовых речевых навыков и устранения дефектов речи для детей 5-9 лет. Она создана по уникальной методике, разработанной кандидатами педагогических наук, опытными методистами и научными сотрудниками Л.Р.Лизуновой и З.А.Репиной. Занятия построены в легкой, увлекательной и понятной ребёнку форме. Он с удовольствием познакомится с яркой страной звуков, с любимым помощником Тигрёнком будет исследовать новый мир, полный приключений и интересных открытий.

Программа включает в себя разнообразные игры. Ребенок учится правильно произносить отдельные звуки, развивает речевое дыхание и голосовые модальности (высоту, тембр), а также изучает основы грамматики и лексики.

Речевые проблемы, которые можно решить с помощью программы "Игры для Тигры":

  • дизартрия
  • дислапия
  • заикание
  • ринолапия
  • вторичные речевые нарушения

Занятия по данной компьютерной программе рекомендуется проводить с учителем - логопедом, но диск и пособие "Игры для Тигры" могут использовать родители. Весь методический комплекс включает в себя 50 занятий, которые собраны по тематике в четыре отдельных блока: "Фонематика", "Произношение звуков", "Просодика", "Лексика".

Схема упражнений программы

Блок “Просодика”

Блок

Модуль и его упражнения

Модуль и его упражнения

Модуль и его упражнения

Модуль и его упражнения

Блок “Произношение звуков”

Блок

Модуль и его упражнения

Модуль и его упражнения

Модуль и его упражнения

Модуль и его упражнения

Произношение из нижнего положения

. Блок “Фонематика”

Блок

Модуль и его упражнения

Модуль и его упражнения

Модуль и его упражнения

Модуль и его упражнения

Составь слово из 3 букв

Составь слово из 4 букв

Составь слово из 5 букв

Составь слово из 6 букв

Блок “Лексика”

Блок

Модуль и его упражнения

Модуль и его упражнения

Модуль и его упражнения

Кто живёт в лесу?

Упражнения каждого блока позволяют организовать логопедическую работу в необходимом направлении в соответствии с уровнем развития ребёнка. Упражнения содержат задания возрастающей сложности, при этом работа проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребёнка.

Как правильно работать с программой «Игры для Тигры»?

Коррекционная работа с детьми, у которых наблюдаются нарушения развития речи, имеет несколько базовых правил. Во-первых, занятия должны быть регулярными и систематическими, в доступной и увлекательной форме, а также интерактивными. Ребенок с увлечением путешествует по миру звуков "Игры для Тигры", постоянно выполняя сложные задачи без внешнего давления. Кроме того, логопед должен использовать несколько важных принципов в работе:

  • Полисенсорность - специалист старается активизировать одновременно несколько органов чувств - это существенно улучшает результат. Занимаясь, ребенок слушает, видит яркие картинки, двигается;
  • Дифференциация заданий по уровню сложности. Настройки программы позволяют сохранять этот уровень для каждого ребенка отдельно, темп и методика работы отличаются в зависимости от уровня развития речи малыша;
  • Анализ результатов и оценка. Педагог может с помощью специальной функции программы определить уровень развития речи в начале занятий, следить за прогрессом в процессе и оценить эффективность работы в конце. Такой подход помогает настроить ребенка на позитив, создать правильную обстановку во время процесса обучения;

В процессе коррекционной работы с компьютерной программой «Игры для Тигры» у детей развивается и обогащается словарь, совершенствуется грамматический строй речи. При традиционной системе обучения ребёнок не всегда может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы – Тигрёнком способствует развитию коммуникативных навыков у детей за счёт того, что специально подобранные задания побуждают ребёнка вступить с ним в диалог. Тигрёнок хвалит ребёнка при правильном выполнении задания: “Хоррррошо!”, подбадривает, если не всё получается: “Не унывай!”, “Попробуй ещё!”, иногда сердится: “РРРРР”, но интонация при этом добрая и ребёнку тут же хочется выполнить задание лучше.

Прекрасная анимация, объёмное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи материала, простота в управлении способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям и в дальнейшем – успешном преодолении речевых нарушений.

Обложка Игры для тигры

Игры для тигры - логопедическая программа для коррекции речи вашего чада. По сути, перед нами единый программно-методический комплекс представленный в яркой игровой форме, которая обязательно придётся по душе любому ребенку (как старшего дошкольного, так и младшего дошкольного, возраста). Среди основных достоинств программы - возможность помочь ребёнку в устранении различных дефектов речи, а также справится с заиканием и вторичными речевыми нарушениями. В остальном, игра может похвастаться отменными иллюстрациями, приятным звуком и внушительным разнообразием веселых упражнений.

первый скриншот из Игры для тигры
второй скриншот из Игры для тигры
третий скриншот из Игры для тигры
четвертый скриншот из Игры для тигры

Системные требования:
Pentium-233 или выше
32Mb RAM, 1 Mb Video Memory
200 Mb свободного места на диске
Windows 95/98/NT/ME/2000/XP/VISTA/Windows 7
DirectX 5.0 и выше
DirectX-совместимые звуковая и видеокарта
Монитор 800x600
Стандартный компьютерный микрофон.

1) Монтируем образ в Alcohol 120% или Daemon Tools. Если неясно как это сделать - читаем статью "Как работать с образами дисков" .
2) Устанавливаем игру.
3) Запускаем игру, она просит установить драйвер защиты, соглашаемся.
4) Затем нам предлагают перезагрузиться, после перезагрузки можно пользоваться.
Естественно образ должен быть смонтирован на виртуальный привод перед запуском игры. Образ создавался с использованием Alcohol 120% версия 2.01 (Build 2033). Работоспособность проверена на Daemon Tools Lite 4.45.2.0287 (SPTD 1.79) под Windows 7 x86 и x64. Ключа игра у меня не просила. Хотя в Readme про него говорится.

Находясь на данной странице, вам предоставляется возможность скачать игру Игры для тигры жанра Гонки бесплатно через торрент для PC.

Игры для тигры

Специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры» адресована прежде всего специалистам – логопедам и дефектологам детских учреждений, но может использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованным в исправлении и развитии речи своих детей, при условии консультирования специалистами.

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития.

Из года в год специалисты, работающие в детских учреждениях, отмечают рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается мало выразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. В связи с этим развитие речи и исправление имеющихся у детей речевых нарушений особенно актуально в дошкольном возрасте.

Для этого была разработана специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры», предназначенная для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Технология «Игры для Тигры» построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Она представляет собой единый программно-методический комплекс и содержит компьютерную программу «Игры для Тигры» и учебно-методическое пособие с подробными методическими рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе.

Специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры» адресована прежде всего специалистам – логопедам и дефектологам детских учреждений, но может использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованным в исправлении и развитии речи своих детей, при условии консультирования специалистами.

Работа с применением специализированной программы проводится под контролем специалиста, который составляет индивидуальный план, выбирает соответствующие ему упражнения, контролирует правильность их выполнения ребенком и дозирует необходимую нагрузку.

В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока:

  • «Просодика»
  • «Звукопроизношение»
  • «Фонематика»
  • «Лексика»

Каждый блок программы «Игры для Тигры» состоит из нескольких модулей, представленных в подменю. При этом упражнения, входящие в состав модулей направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов.

Цветовое решение каждого блока («Звукопроизношение» — розовый, «Просодика» — зеленый, «Фонематика» — голубой, «Лексика» — желтый) сохраняется во всех составляющих его упражнениях в виде цветовых фонов и психологически способствует созданию единой ассоциативной линии коррекционной работы в рамках каждого блока.

Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения у детей дошкольного возраста.

Программа «Игры для Тигры» предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

Игры для тигры

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах – визуально, в звуковом и цифровом виде.

Красочные рисунки, объемное изображение, анимация объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают программу привлекательной для детей.

Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Это создает положительную мотивацию при работе с программой, так как ребенку интересно общаться с компьютерным героем.

В процессе коррекционной логопедической работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи, но зачастую при традиционной системе обучения ребенок не может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы – Тигренком способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить с ним в диалог.

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские навыки приобретаются непосредственно в процессе ее применения. Простота пользования программой является необходимым условием при работе с детьми дошкольного возраста, так как компьютер не должен становиться для ребенка-дошкольника предметом изучения.

Блок Просодика

Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию следующих просодических характеристик речи:

  • Длительность и сила речевого выдоха
  • Громкость и тембр голоса
  • Темпо-ритмичность
  • Интонационная выразительность
  • Четкость и разборчивость речи

Принцип работы этого блока основывается на интерактивном общении ребенка и компьютера с использованием микрофона. При этом речевая активность фиксируется микрофоном и представляется на экране компьютера в виде визуальных анимационных картинок.

Выбор упражнений, входящих в блок «Просодика», производится из подменю, включающего в себя четыре модуля.

Модуль Дыхание

Упражнения данного модуля позволяют отрабатывать плавный, длительный или короткий, резкий выдох, отслеживать момент включения речевой активности, а так же измерить силу и длительность речевого выдоха и голоса (в относительных единицах и в секундах соответственно).

Модуль Слитность

Упражнения этого модуля позволяют работать над четкостью и разборчивостью речи ребенка на основе фраз, силой и длительностью выдоха и голоса на основе речевого выдоха без фонации, с фонацией – на материале гласных и согласных звуков, отрабатывать слитное произнесение звуков, слогов, слов и фраз.

Модуль Ритм

Упражнения модуля «Ритм» позволяют работать над ритмической и слоговой структурой слова, а так же над четкостью и разборчивостью речи ребенка.

Модуль Высота и тембр

В этом модуле компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» позволяет визуально зафиксировать и измерить частотные характеристики речи с целью дальнейшей коррекции в упражнениях данного модуля, а так же выбрать приемлемый тембральный диапазон речи у ребенка с нарушениями фонации. Упражнения данного модуля так же позволяют построить вокальные задания для развития голосового аппарата ребенка. Этому способствует работа над речевым выдохом, высотой и длительностью голоса. Работа над упражнениями данного модуля строится на основе отдельных звуков, их комплексов, слогов, слов, фраз.

Блок Звукопроизношение

Работа с упражнениями блока «Звукопроизношение» позволяет развивать эфферентное (развитие моторных свойств органов артикуляции) и афферентное двигательное звено речевой системы.

Блок Фонематика

Блок «Фонематика» компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры» направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Модуль Звуки

Упражнения модуля «Звуки» позволяют работать над развитием фонематического слуха на материале неречевых звуков, речевых звуков и звукокомплексов.

Модуль Слова

Упражнения модуля «Слова» можно использовать для развития фонематического слуха на материале слов, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации и дифференциации дефектных звуков, а также для развития словаря и мышления ребенка.

Модуль Анализ

Упражнения модуля «Анализ» позволяют организовать работу по формированию фонематического восприятия у детей, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации дефектных звуков.

Модуль Синтез

Упражнения модуля «Синтез» позволяют работать над формированием фонематического восприятия у детей.

Блок Лексика

Данный блок направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Блок включает в себя три модуля. Упражнения внутри каждого модуля позволяют организовать коррекционную работу по определенному направлению.

Модуль Слова

Упражнения модуля «Слова» позволяют работать над лексической стороной речи на основе различных семантических признаков. Данный модуль способствует формированию структуры значения слова, организации семантических полей на основе парадигматических связей слова. При работе с упражнениями модуля «Слова» происходит развитие словаря детей по основным темам: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Инструменты» и т. д., формируется понятие и значение обобщающих слов.

Модуль Словосочетания

Упражнения модуля «Словосочетания» позволяют работать над лексической стороной речи на основе словосочетаний, способствует организации семантических полей на основе синтагматических связей слов, а так же позволяет работать над грамматической структурой слов и словосочетаний. При работе с упражнениями модуля «Словосочетания» происходит развитие словаря детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные» и «Птицы», формируется понятие и значение обобщающих слов. Программой предусмотрена возможность изменения сложности заданий. Это позволяет индивидуализировать коррекционно-образовательный процесс в соответствии с потребностями ребенка.

Модуль Валентность

Упражнения модуля «Валентность слов» позволяют работать над формированием лексической валентности слов на материале существительных, прилагательных, глаголов, грамматической структурой слов и словосочетаний, позволяет актуализировать и структурно организовать словарь ребенка по семантическим полям на основе парадигматических связей. При работе с упражнениями модуля происходит развитие словаря детей по темам «Жилище», «Профессии», «Действия», «Признаки», формируется понятие и значение обобщающих слов.

Игры для тигры

Применение

Применение специализированной компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры» делает процесс коррекции речевых нарушений и развития речи увлекательным и интересным как для ребенка, так и для специалиста. Опыт использования данной программы на коррекционных занятиях в дошкольных учреждениях показывает, что у детей с недостаточной сформированностью мотивационной сферы появляется заинтересованность, повышается готовность к занятиям и стремление достичь положительного результата в работе.

Представленная компьютерная технология является целостным, системным программным продуктом, но и она не может охватить все аспекты деятельности логопедов и дефектологов, поэтому планируется дальнейшая разработка технологических аспектов использования компьютерных средств обучения в специальном образовании, создание новых специализированных компьютерных программ, построенных с учетом закономерностей и особенностей развития детей с различными нарушениями.

Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе логопеда и дефектолога всегда найдется место для использования компьютерных программ, что позволит значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях широко применяются новые технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных развивающих игр и программ.

Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, речь, которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные программы для детей с различными нарушениями развития. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Одной из таких программ является специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» (автор: Лизунова Л.Р., г. Пермь, 2004). Компьютерная программа «Игры для Тигры» поставляется на CD-диске и содержит описание, подробные методические рекомендации, позволяющие эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.

Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой (1985). Она представляет собой единый программно-методический комплекс и содержит компьютерную программу «Игры для Тигры», учебно-методическое пособие с подробными методическими рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе.

Специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры» адресована, прежде всего, специалистам – логопедам и дефектологам детских учреждений, но может использоваться и для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованным в исправлении и развитии речи своих детей, при условии консультирования специалистами. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы «Игры для Тигры» встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Работа с применением специализированной программы проводится под контролем специалиста, который составляет индивидуальный план, выбирает соответствующие ему упражнения, контролирует правильность их выполнения ребенком и дозирует необходимую нагрузку. Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Основное управление происходит при помощи манипулятора-мышь, но при необходимости может дублироваться клавишами клавиатуры. Каждое занятие с использованием специализированной компьютерной программы «Игры для Тигры» является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с нарушениями речевого развития.

Работа с использованием компьютерной программы «Игры для Тигры» проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. Визуализация происходит на экране монитора в виде доступных для ребенка мультипликационных образов и символов.В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух (воспроизведение заданного ритма). Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока:

Программа позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:

- просодические компоненты устной речи,

- фонематический слух и восприятие,

- лексические и грамматические средства языка,

- обратные речевые кинестезии,

- мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой),

- слуховое и зрительное восприятие,

- вербальная и зрительная память,

- воля и мотивация,

В программе «Игры для Тигры» результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку. Кроме того, программа содержит цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребенка. Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме – если задание выполнено верно, компьютерный герой Тигренок хвалит ребенка или указывает на неправильное выполнение задания. После выполнения задания Тигренок дает положительную или ободряющую оценку результатов деятельности ребенка. Программа заведомо исключает отрицательную оценку для того, чтобы создать ситуацию успеха и положительного настроя детей на преодоление возникших в процессе выполнения заданий затруднений. Таким образом, программа представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах – визуально, в звуковом и цифровом видах. Это позволяет в дальнейшем сформировать у ребенка навыки самоконтроля за собственной речью. Применение игрового принципа обучения обеспечивает активное участие самого ребенка в процессе обучения. Данный подход позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий.

Одним из способов создания проблемных ситуаций, использованных при разработке специализированной компьютерной программы «Игры для Тигры», стало привлечение компьютерного героя-помощника Тигренка. При работе с компьютерной программой «Игры для Тигры» ребенок и компьютер вместе решают поставленные задачи. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку деятельности, что создает дополнительную положительную мотивацию при работе с программой. Специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить в диалог с компьютерным героем программы – Тигренком, что способствует развитию коммуникативных навыков и практическому применению речевых и языковых средств в смоделированных программой ситуациях общения.

Охарактеризуем последовательно каждый блок программы.

Блок «Просодика»

Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию следующих просодических характеристик речи:

Длительность и сила речевого выдоха

Громкость и тембр голоса

Четкость и разборчивость речи

Принцип работы этого блока основывается на интерактивном общении ребенка и компьютера с использованием микрофона. При этом речевая активность фиксируется микрофоном и представляется на экране компьютера в виде визуальных анимационных картинок.

Выбор упражнений, входящих в блок «Просодика», производится из подменю, включающего в себя четыре модуля.

Модуль «Дыхание»

Упражнения данного модуля позволяют отрабатывать плавный, длительный или короткий, резкий выдох, отслеживать момент включения речевой активности, а так же измерить силу и длительность речевого выдоха и голоса (в относительных единицах и в секундах соответственно).

Модуль «Слитность»

Упражнения этого модуля позволяют работать над четкостью и разборчивостью речи ребенка на основе фраз, силой и длительностью выдоха и голоса на основе речевого выдоха без фонации, с фонацией – на материале гласных и согласных звуков, отрабатывать слитное произнесение звуков, слогов, слов и фраз.

Модуль «Ритм»

Упражнения модуля «Ритм» позволяют работать над ритмической и слоговой структурой слова, а так же над четкостью и разборчивостью речи ребенка.

Модуль «Высота и тембр»

В этом модуле компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» позволяет визуально зафиксировать и измерить частотные характеристики речи с целью дальнейшей коррекции в упражнениях данного модуля, а так же выбрать приемлемый тембральный диапазон речи у ребенка с нарушениями фонации. Упражнения данного модуля так же позволяют построить вокальные задания для развития голосового аппарата ребенка. Этому способствует работа над речевым выдохом, высотой и длительностью голоса. Работа над упражнениями данного модуля строится на основе отдельных звуков, их комплексов, слогов, слов, фраз.

Блок «Звукопроизношение»

Работа с упражнениями блока «Звукопроизношение» позволяет развивать эфферентное (развитие моторных свойств органов артикуляции) и афферентное двигательное звено речевой системы.

Блок «Фонематика»

Блок «Фонематика» компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры» направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Модуль «Звуки»

Упражнения модуля «Звуки» позволяют работать над развитием фонематического слуха на материале неречевых звуков, речевых звуков и звукокомплексов.

Модуль «Слова»

Упражнения модуля «Слова» можно использовать для развития фонематического слуха на материале слов, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации и дифференциации дефектных звуков, а также для развития словаря и мышления ребенка.

Модуль «Анализ»

Упражнения модуля «Анализ» позволяют организовать работу по формированию фонематического восприятия у детей, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации дефектных звуков.

Модуль «Синтез»

Упражнения модуля «Синтез» позволяют работать над формированием фонематического восприятия у детей.

Блок «Лексика»

Данный блок направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Блок включает в себя три модуля. Упражнения внутри каждого модуля позволяют организовать коррекционную работу по определенному направлению.

Модуль «Слова»

Упражнения модуля «Слова» позволяют работать над лексической стороной речи на основе различных семантических признаков. Данный модуль способствует формированию структуры значения слова, организации семантических полей на основе парадигматических связей слова. При работе с упражнениями модуля «Слова» происходит развитие словаря детей по основным темам: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Инструменты» и т. д., формируется понятие и значение обобщающих слов.

Модуль «Словосочетания»

Упражнения модуля «Словосочетания» позволяют работать над лексической стороной речи на основе словосочетаний, способствует организации семантических полей на основе синтагматических связей слов, а так же позволяет работать над грамматической структурой слов и словосочетаний. При работе с упражнениями модуля «Словосочетания» происходит развитие словаря детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные» и «Птицы», формируется понятие и значение обобщающих слов. Программой предусмотрена возможность изменения сложности заданий. Это позволяет индивидуализировать коррекционно-образовательный процесс в соответствии с потребностями ребенка.

Модуль «Валентность»

Упражнения модуля «Валентность слов» позволяют работать над формированием лексической валентности слов на материале существительных, прилагательных, глаголов, грамматической структурой слов и словосочетаний, позволяет актуализировать и структурно организовать словарь ребенка по семантическим полям на основе парадигматических связей. При работе с упражнениями модуля происходит развитие словаря детей по темам «Жилище», «Профессии», «Действия», «Признаки», формируется понятие и значение обобщающих слов.

Мой практический опыт работы с детьми с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возрастов показал, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, и создание проблемной ситуации с опорой на его жизненный опыт позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. Поэтому при разработке этой специализированной компьютерной программы применяется игровой принцип моделирования среды, в рамках которой ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Использование компьютерной программы повышает мотивацию ребенка к учебной деятельности не только за счет игровой стратегии, но и обратной связи: он получает одобрение, похвалу со стороны компьютера, видит результат своих действий на экране. Поскольку у дошкольников и младших школьников с ОВЗ внимание, как правило, носит преимущественно непроизвольный характер, то применение компьютерных технологий становится для них особенно целесообразным, так как позволяет представлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Общение с компьютером вызывает у них живой интерес, сначала воспринимается как игровая, а затем и учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Кроме того, элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей с ОВЗ дошкольного возраста знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. Совершенствование вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создает предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений, а также способствует формированию и развитию языковых средств у детей с речевым недоразвитием. При этом одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Читайте также: