Компьютерная программа видимая речь предназначена для детей

Обновлено: 03.07.2024

Статья посвящена вопросу использования в работе учителя-дефектолога новых компьютерных технологий, а именно программы «Видимая речь III». В статье рассматриваются и анализируются функциональные возможности и условия использования компьютерных программ при организации коррекционной помощи детям с нарушениями слуха.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Е. В.

Использование сурдо-логопедического тренажёра «Дэльфа-130» как дополнительного средства формирования и коррекции произношения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха Модель коррекционной работы по совершенствованию произносительной стороны речи учащихся с нарушениями слуха младшего школьного возраста на основе дифференцированного подхода Проектирование содержания учебных предметов коррекционно- развивающей области адаптированной основной общеобразовательной программы глухих детей в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Современные тенденции в обучении восприятию и воспроизведению устной речи глухих детей школьного возраста Особенности произносительной стороны устной речи неслышащих старшеклассников i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Коррекция произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью компьютерной программы «Видимая речь III»»

дования выше у учащихся 4 А класса. Таким образом, можно сделать вывод: организация проектной деятельности в начальной школе оказывает положительное влияние на:

- навыки позитивного отношения к собственной личности;

- навыки позитивного общения;

- навыки самооценки и понимания других.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это его сильная сторона. Поиск нужных

материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам, другой учебно-методической, дополнительной и специальной литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем коммуникации.

1. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.; Просвещение, 2008.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов [и др.]. - М.: Просвещение, 2008.

3. Матяш, Н.В., Симоненко, В.Д. Проектная деятельность младших школьников. - М.: Вентана-Граф, 2004.

4. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности школьников // Управление начальной школой, МЦФЭР. - 2009. - № 2.

5. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина [и др.]. - М.: Просвещение, 2009.

6. Беспалова, Г.М. Диагностика компетентностей учащихся // Справочник классного руководителя, МЦФЭР, 2009. - № 1.

Статья поступила в редакцию 14.10.10

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «ВИДИМАЯ РЕЧЬ III»

Статья посвящена вопросу использования в работе учителя-дефектолога новых компьютерных технологий, а именно программы «Видимая речь III». В статье рассматриваются и анализируются функциональные возможности и условия использования компьютерных программ при организации коррекционной помощи детям с нарушениями слуха.

Ключевые слова: коррекция речи у детей с нарушением слуха.

Важнейшей задачей коррекционного обучения детей с недостатками слуха остается проблема формирования их устной речи. Чем меньшими остатками слуха располагает ребенок, тем меньше у него возможностей для восприятия информации о фонетических элементах речи, в связи с чем возрастает роль сохранных анализаторов, которые обеспечивают получение дополнительной информации, расширяющей границы возможностей восприятия глухими детьми элементов звучащей речи, как чужой, так и собственной [1].

Ведущим направлением в специальной педагогике является разработка «обходных путей» и специфичных, вспомогательных по своему характеру, средств обучения детей с различными нарушениями развития.

Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением одной из фундаментальных задач: использовать новые компьютерные технологий в целях коррекции нарушений, а также общего развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Информационные технологии относятся к многофункциональным программным средствам обучения, повышающие эффективность учебного процесса. Технологии обучения, основанные на использовании компьютера и программного обеспечения, дают возможности увеличения объема учебного материала на занятии без увеличения нагрузки на детей по его усвоению и реализуются такие дидактические задачи, решение которых без использования компьютера было бы недостаточно эффективно [2].

Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий встраивается в общую систему обучения и воспитания. В каких случаях целесообразно включить в структуру занятия работу с компьютером решает сам педагог. И это будет зависеть от поставленных коррекционных и образовательных целей и задач, а также от индивиду-

альных особенностей, возможностей, потребностей и состояния здоровья ребенка с нарушениями слуха [3].

Влияние снижения слуха у ребёнка сказывается не сразу. Родившийся глухим ребёнок кричит так же, как и слышащий. Он гулит и начинает лепетать. Однако в дальнейшем невозможность слухового восприятия звучащей речи окружающих и собственного звукопроизношения приводит к тому, что лепет у ребёнка постепенно угасает. Отсутствие или глубокое нарушение слухового анализатора лишает глухого ребёнка возможности усвоить такое произношение, которое не отличалось бы от произношения слышащего. Из-за этого речи глухого оказываются свойственными более или менее существенные недостатки произношения. Эти недостатки касаются голоса, звуков и их сочетаний, словесного и фразового ударения, особенностей мелодической стороны речи.

Речь неслышащих детей часто характеризуется при обследовании как монотонная, невыразительная, не окрашенная интонационно. Естественно, что все эти недостатки отрицательно влияют на общую внятность речи. У глухих детей есть особенности, отличающие их фонетическую сторону речи: сравнительно более медленный темп, не вполне точное произношение звуков и сочетаний, ошибки в ударении. Более всего страдает внятность речи глухих. Это происходит из-за недостатков произношения звуков и их сочетаний [4]. Поэтому любой ребенок с нарушенным слухом нуждается в специальной работе по формированию, развитию и коррекции произносительных навыков.

К основным задачам работы сурдопедагога в области формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников с нарушениями слуха относятся:

- формирование правильного звукопроизношения;

- формирование правильного голосообразования и стабильного голосоведения;

- формирование у ребёнка умения говорить слитно, в нормальном темпе, голосом нормальной громкости;

- формирование правильного речевого дыхания

- автоматизация поставленных звуков.

При таком подходе компьютер выступает в качестве вспомогательного средства обучения, повышающего эффективность педагогического процесса. Планирование коррекционной работы с использованием информационных технологий осуществляет учитель-дефектолог. Он выбирает коррекционные задачи, решение которых традиционными методами является сложным, приемы и методы, которые позволяют достичь более высокой мотивации к деятельности, а также повысить динамику коррекционно-образовательного процесса.

Одной из первых программ в области коррекции произносительной стороны речи стала компьютерная программа «Видимая речь» («Speech Viewer» - I, II, III компании IBM). Программа предназначена для детей с нарушенным слухом и тяжелыми речевыми нарушениями. Авторы программы предложили новый подход к визуализации основных акустических компонентов речи, создав достаточно информативные даже для маленьких детей графические образы с элементами мультипликации.

Изучив возможности компьютерной программы «Видимая речь» мы стали использовать её в комплексной работе по формированию и коррекции произносительной стороны речи глухих дошкольников на базе специализированного ДОУ № 311 для детей с нарушениями слуха г. Новосибирска.

Программа «Видимая речь III» была использована нами в качестве вспомогательного средства при решении основных задач формирования и коррекции произносительной стороны речи детей:

- обследования ритмико-интонационной стороны речи ребенка с целью получения наиболее объективных данных, дополняющих данные традиционного обследования;

- формирования установки на занятия и осознанного отношения к ним;

- формирования правильного речевого дыхания;

- развития и коррекции голоса;

- формирования и коррекции звукопроизношения;

- формирования навыков самоконтроля.

Применение программы «Видимая речь III» возможно на различных этапах коррекционного воздействия:

- обследования произносительной стороны речи ребенка;

- формирования первичных произносительных умений и навыков;

- формирования и уточнения артикуляторных навыков;

- автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

- введения полученных произносительных навыков в произвольную речь;

- формирования звуко-слогового анализа и синтеза;

- воспитания навыков самоконтроля произношения.

голоса», «Продолжительность звучания», «Диапазон голоса», «Контроль высоты голоса», «Точность воспроизведения фонемы», «Цепочки фонем», «Противопоставление двух фонем», «Дифференциация четырех фонем», «Высота и громкость», «Спектр».

Анализ результатов проверки произносительных навыков детей дошкольного возраста с нарушениями слуха показал необходимость применения новых компьютерных технологий (программы «Видимая речь III») в качестве одного из дополнительных средств для формирования и коррекции произношения. В исследовании приняло участие 8 дошкольников средней группы, 9 - старшей, 9 - подготовительной.

Занятия с применением программы «Видимая речь» в коррекционном процессе продолжались в течение учебного года. Исходя из полученных диагностических данных в структуру коррекционных занятий были включены упражнения, направленные на развитие различных произносительных навыков. При этом продолжительность и структура занятий с использованием компьютерных технологий была такой же, как и на традиционных занятиях. Таким образом, были изменены лишь средства воздействия, а все остальные параметры (цели, задачи, содержание упражнений) остались теми же.

Целесообразность применения компьютерных технологий в коррекционном процессе определяется особыми образовательными потребностями детей с нарушениями слуха в дополнительной визуальной информации о звучащей речи, в динамической наглядной опоре для анализа собственной речевой деятельности в режиме реального и отсроченного времени. Работа над произносительной стороной речи более эффективна в случае использования средств визуализации, поскольку ребенок получает дополнительную опору для контроля своей речевой деятельности.

Нами был разработан и реализуется проект коррекционно-развивающей программы по развитию произносительных навыков, автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха с помощью современных компьютерных технологий.

Цель коррекционно-развивающей работы: развитие произносительных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

1. Закрепление произносительных навыков и умений у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, коротких фразах.

3. Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

4. Воспитание у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха навыков самоконтроля.

5. Введение полученных произносительных навыков в повседневную речь.

Технология программы «Видимая речь» позволяет отобразить основные акустические компоненты речи на экране компьютера в виде доступных детям образов и ввести игровую стратегию деятельности. Применение программы способствовало повышению мотивации у детей, интереса к занятиям, позволило поддерживать работоспособность и продуктивность их деятельности на всём протяжении занятия, а также более успешно осуществить целенаправленную коррекционную работу (табл. 1).

Обследование особенностей произносительных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

III год обучения IV год обучения V год обучения

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года

Речевое дыхание Сформировано: 50% 75% 77% 100% 100% 100%

Не сформировано: 50% 25% 23% 0% 0% 0%

Количество слогов на 1 речевом выдохе: 2 - 62% 3 - 25% 4 - 12,5% 2 -38% 3 -50% 4 -12,5% 2 - 22% 3 - 66% 4 - 11% 5 - 0% 2 - 0% 3 -33% 4 -44% 5 -23% 4 - 22% 5 - 55% 6 - 22% 7 - 0% 4 - 0% 5 -33% 6 -55% 7 -11%

Темп речи Нормальный 13% 50% 44% 56% 66% 87%

Медленный 87% 50% 56% 44% 23% 11%

Убыстрённый 0% 0% 0% 0% 11% 0%

Громкость голоса Нормальная 38% 50% 55% 77% 77% 88%

Громкий голос 0% 0% 23% 11,5% 0% 0%

Тихий голос 62% 50% 22% 11,5% 23% 12%

Высота голоса Нормальная 38% 50% 66% 77% 76% 88%

Низкая 38% 25% 12% 11,5% 12% 22%

Фальцет 24% 25% 23% 11,5% 12% 0%

Особенности воспроизведения слов Точное 0% 0% 23% 44% 56% 77%

Приближенное 38% 62% 55% 56% 44% 23%

Грубое искажение 62% 38% 22% 0% 0% 0%

Слитность произношения Слитно 0% 12,5% 22% 56% 56% 77%

По частям 12,5% 12,5% 22% 0% 0% 11,5%

По слогам 12,5% 25% 66% 44% 44% 11,5%

По звукам 75% 50% 0% 0% 0% 0%

В ходе работы мы убедилась в том, что используя современные компьютерные технологии, как дополнительные средства формирования и коррекции произношения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха можно создать более адекватные условия для формирования навыков самоконтроля.

Данная программа расширила арсенал средств сурдопедагога, дополнила традиционно используемые средства, но не вытеснила их. На каждом этапе работы над произношением возможно было выбрать то средство, которое наиболее адекватно поставленной задаче и индивидуальным особенностям

ребёнка и позволяет осуществлять коррекционную работу по развитию произношения в более сжатые сроки. Включение информационных технологий оказывает положительное влияние на формирование у детей установки на занятия, развитие и поддержание их мотивации к занятиям. В процессе обучения были отмечены показатели роста мотивации детей к занятиям. Использование компьютерных технологий на индивидуальных занятиях делает их более привлекательными для ребенка, обеспечивает психологический и эмоциональный настрой, заметно увеличивает его работоспособность, существенно влияет на формирование навыков самоконтроля.

1. Королевская, Т.К. Компьютерная поддержка работы по формированию произношения у детей с нарушениями слуха // Дефектология. - № 1.

2. Кукушкина, О.И. Информационные технологии в обучении произношению / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Ю.Б. Зеленская. - М.: граф Сервис, 2004.

3. Королевская, Т.К. «Видимая речь»: десять лет в России // Дефектология. - 1999. - № 4.

4. Рау, Ф.А. Методика обучения глухонемых произношению / Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау. - М.: Учпедгиз, 1959.

Статья поступила в редакцию 14.10.10

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТАНЕЦ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В статье рассматривается системное исследование танца. Выявлены его компоненты и структура на уровне инновационного знания в широком историческом диапазоне. Раскрыты социально-культурные ориентации танца в подготовке кадров перспективной генерации. Педагогические технологии ориентированы на развитие и улучшение психоэмоционального, физического, социального статуса подрастающего поколения.

Ключевые слова: системное исследование, генезис и семантемы танца, социальные ориентации.

Актуальность исследования танца в профессиональном педагогическом образовании обусловлена модернизацией российского общества. Инновационное развитие образовательных учреждений способно обеспечить конкурентоспособность России в пространстве мирового сообщества [1]. Научные разработки и их внедрение, обеспечивающие развитие ребенка, требуют ноосферных программ танца, развивающих прогрессивные идеи мирового образования и утверждающие достижения отечественной психологопедагогической науки [2].

Танец сопровождает человечество с периода его возникновения. Накоплен бесценный исторический опыт танцеваль-

ной деятельности разных времён и народов. Выражение человеком себя в картине мира определило пути развития танца. В своих древних истоках телесно чувственные образы танца отражали деятельность человека, его проблемы, радости, надежды. От неосознанного интуитивного танца до разностороннего осмысления хореографического искусства танец продолжает оставаться уникальным видом деятельности человека, особым по своей природе языком, средством выражения и воздействия.

Результаты системного исследования теории, методики и практики танца позволяют увидеть его функциональные ресурсы в профессиональном педагогическом образовании, на-

Программно-аппаратный комплекс «ВИДИМАЯ РЕЧЬ III» предназна­чен для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нару­шения слуха и нарушения речи (звукопроизношения, голосообразования, сенсомоторных функций речи. В процессе формирования и коррекции произносительной стороны устной речи детей, начиная с 2-хлетнего воз­раста, сурдопедагоги и логопеды могут эффективно использовать «Види­мую речь» («Speech Viewer», IBM, США), с помощью которой на экране компьютера в ярких и доступных для ребенка образах отображаются все акустические компоненты речи.

Разработанное в ИКП РАО методическое сопровождение поможет спе­циалистам понять, какие задачи в области формирования и коррекции про­изношения ребенка целесообразно решать при помощи «Видимой речи», как «встраивается» работа с компьютером в традиционные индивидуаль­ные занятия, как программа помогает контролировать и демонстрировать ребенку «продвижение» в развитии произносительных навыков.

Включенные в комплект 14 модулей программы позволяют работать как с детьми, так и со взрослыми пациентами. Идея визуального контроля речи и игровой принцип работы позволяет в несколько раз ускорить работу по формированию речевых навыков. В каждом из игровых модулей програм­мы имеется по 4 различных анимационных заставки, что исключает эф­фект пресыщения в работе с пациентами и способствует высокой мотива-
ционной готовности ребенка к занятиям.

Программно-аппаратный комплекс


Модуль «Громкость» предназначен для контроля и отработки громкости речевой активности. Чем громче речевая активность пациента, тем больше шар у мальчика на экране монитора. Заданный образец громкости можно визуально зафиксировать на экране и построить упражнение по принципу достижения необходимого предела громкости.

Модуль «Громкость и голос» позволяет увидеть момент включения голоса в речевом упражнении. С помощью этого модуля можно эффективно работать над дифференциацией звонких и глухих согласных. Платок на шее медвежонка окрашивается в зеленый цвет при выговоре глухих согласных, а при произнесении звонких - в красный. В программе «Видимая речь» целых три модуля посвящены отслеживанию момента включения голоса.


Модуль «Наличие звука» - обеспечивает первоначальное знакомство пациента с принципом работы программы, а также позволяет измерить длительность речевого выдоха в секундах. Анимационная картинка активности в микрофон. оживает при длительном измерить, зафиксировать голосовое упражнение.

меняется при любой речевой Заставка с изображением собаки речевом выдохе, который можно а также прослушать, если это

Модуль «Звонкость» предназначен для отработки голосовых включений в различных упражнениях, в составе слова и фразы. При записи образца упражнения логопед проводит анимационный объект (бабочка) по экрану, который поднимается и опускается в такт голосовым включениям. Затем, одним нажатием клавиши, записанный путь превращается в серию препятствий, ограничивающих движения бабочки. Пациенту предлагается повторить путь бабочки, управляя голосом ее полетом.

Модуль «Включение голоса» предназначен для отработки слоговой структуры слова, организации ритмических упражнений, тренировки произношения. Паровозик продвигается вперед по дороге только в момент включения голоса. Отслеживаются взрывные и фрикативные звуки. Этот модуль хорошо себя зарекомендовал в работе над призвуками у слабослышащих пациентов, в работе над быстрыми моторными схемами при алалии.

Модуль «Высота» позволяет увидеть частотные характеристики речи, измерить их с целью использования в других модулях программы. Помогает сориентировать пациента в тембральных характеристиках голоса, выбрать приемлемый тембральный диапазон. Эффективен при работе с ринолалией, дефектах связок, со слабослышащими, дисфониях.

"Модуль «Высотные упражнения» позволяет организовать вокальные упражнения, развивающие связочный аппарат, упражнения в координации модуляций голоса. В модуле выстраиваются упражнения, в которых необходимо провести анимационный объект, в данном случае это младенец, из левой части экрана в правую, используя при этом вокальные характеристики голоса. По ходу движения необходимо собирать мишени и огибать препятствия, которые можно расставлять произвольно, тем самым усложняя или упрощая задание.


Модуль «Дифференциация двух фонем» позволяет вести работу по дифференциации смешиваемых в произношении фонем с помощью игрового задания, в котором пациенту необходимо корректировать голосом направление движения велосипедиста. Необходимо объезжать препятствия по пути следования, проговаривая заданные фонемы. При этом велосипедист меняет направление движения в сторону проговариваемой фонемы.

Модуль «Дифференциация четырех фонем» позволяет вести аналогичную работу по дифференциации сразу четырех фонем. Сущность игрового задания при этом следующая. Пациенту необходимо провести объект по лабиринту, проговаривая заданные фонемы. Стенки лабиринта ограничивают коридор произношения. Логопед может варьировать расстояние между стенками коридора и таким образом постепенно добиваться точности произношения дифференцируемых звуков. Модуль «Спектр высоты и громкости во фразе» не имеет игрового сюжета, однако позволяет работать со спектром отдельных звуков, слогов, слов и фраз по принципу «повтори так же» На экране представлен визуальный график записанного речевого промежутка образцового и рабочего, для пациента. Вы можете отрабатывать слова и фразы, записывая достижения пациента от занятия к занятию, сохранять лучшие попытки как образцы, представлять отдельные характеристики речи в виде разноцветных и трехмерных графиков.



Модуль «Спектр звука» позволяет работать со спектром отдельных звуков. Сочетая работу перед зеркалом и работу в этом модуле, можно очень быстро добиться результатов даже в работе с тяжелой речевой патологией. Произнося какой-либо звук, можно видеть на экране его спектр, зафиксировать разным цветом в виде плавной кривой линии и работать над произношением, совмещая образцовый график логопеда с графиком пациента. Используя разные цвета графиков, можно работать одновременно над несколькими звуками.

«ВИДИМАЯ РЕЧЬ Ш»

В состав программно-аппаратного комплекса «Видимая речь III» вклю­чается:

•микрофон класса Hi-End (производства AKG, SHURE);

•плата обработки речевых сигналов (IBM WAVE PROCESSOR);

• активная стереосистема (SAMSUNG);

• русифицированное программное обеспечение на компакт-диске;

• описание и методические рекомендации на русском языке. Комплект может быть установлен на стандартный персональный ком­пьютер со следующими минимальными характеристиками: 486 DX-4 100, RAM 16 Мб, HDD 200 Мб, sVGA 640x480x256.

Тренажёры «Дэльфа»

1) Сурдологопедический тренажер «Дэльфа-130» Автор текстового методического руководства - заведующая Лаборато­рией компьютерных технологий обучения детей Института коррекционной педагогики Российской академии образования Т.К. Королевская. Тренажёр предназначен для коррекции некоторых аспектов произношения: речевого
дыхания, громкости и высоты голоса, ритмико-интонационной стороны, отдельных согласных звуков, устранения назального оттенка произноше­ния. Тренажер прошел апробацию и рекомендован к применению Инсти­тутом коррекционной педагогики Российской академии образования.


«Дэльфа-130» включает меню:

1. «Выдох» (упражнения «Задуй свечки» и «Чашка чая»)

Упражнения предназначены для отработки правильного речевого дыха­ния, в частности для формирования ротового выдоха, плавности и длитель­ности выдоха. Упражнения также могут быть использованы для коррекции назального оттенка голоса у детей с ринолалией и ринофонией.

2. «Слитность» («Бабочка» и «Сказочный замок»)

Эти упражнения помогут Вам отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз.

3. «Громкость» («Колобок» и «Бегемотик»)

Эти упражнения помогут Вам научить ребенка произносить звуки раз-


Чем громче звук, тем шире Бегемотик раскрывает рот

личной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране.

4. «Длительность звука» («Елочка» и «Репка»)

Эти упражнения предназначены для постановки правильного речевого дыхания, а также закрепления навыка длительно и экономно выдыхать воз­дух во время речи.

5. «Слоговой ритм» («Картинка из кубиков» и «Скатерть-самобранка»)

Эти упражнения помогут Вам отработать слитное произнесение сло­гов, слов и фраз.

6. «Гласные звуки» («Вертолет» и «Подводная лодка»)

Эти упражнения применяются для выработки правильного произноше­ния гласных звуков и звонких согласных [з, з', ж, р, л, л'], а также для устра­нения гнусавого оттенка в голосе и коррекции значительного отклонения высоты голоса от нормы.

7. «Согласные звуки» («Паровоз» и «Фонтан»)

Эти упражнения предназначены для отработки правильного произно­шения согласных звуков. При правильном произнесении звуков (например «с») дымок из паровозной трубы поднимается до Солнца, а при дефект­ном - заметно отличается от эталонного.

8. «Звуковая реакция» («Космический стрелок» и «Индеец»)

Увлекательные игры помогут сформировать и автоматизировать навык

голосообразования (включения голоса) и умение быстро и громко произ­носить короткие изолированные звуки.

9. «Графики» («Речевая волна», «Речевая волна-2», «Спектр»)

С помощью этих упражнений можно формировать правильную ритми- ко-слоговую структуру речи и корректировать дефекты ее плавности и слит­ности, в том числе при заикании; тренировать произношение взрывных звуков (б, п, г, к, д, т), отрабатывать артикуляцию слогов и слов; отрабаты­вать правильную артикуляцию тех звуков, которые можно произнести про­тяжно: гласных (а, о, и, у, ы, э), щелевых и сонорных согласных (в, ж, з, л, м, н, р, с, ф, х, ш, щ), а также дифтонгов.

2) Логопедический тренажер «Дэльфа-142» (ООО «Дэльфа М», Рос­сия, Москва)

Логопедический тренажер «Дэльфа-142» (версии 1.5, 2.0) представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и пись­менной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми еди­ницами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: исправлять некоторые дефекты произношения, корректировать речевое дыхание и голос, планомерно работать над письменной речью, начиная от тренировки в узнавании начертания букв до развития лексико-грамма- тической стороны речи. Тренажер позволяет внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необ­ходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, зву­чащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от воз­можностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществ­лять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

Научный руководитель проекта и автор методических рекомендаций - профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специаль­ной психологии АПКиПРО О.Е. Грибова.

Возможность индивидуального подхода к каждому ученику, уровневость
и разнообразие стимульного материала обеспечивается с помощью системы базовых и пользовательских словарей. Помимо 63 словарей, входящих в комп­лект тренажера (более 4500 словарных единиц), учитель может создавать соб­ственные словари, архивировать их и восстанавливать в случае поломки ком­пьютера даже при самых минимальных навыках работы с компьютером.


Инсталляционный комплект включает в себя блок обработки речевого сигнала с блоком питания, микрофон, основную программу и программы работы со словарями, подробное текстовое практическое руководство с описанием приемов работы и методикой по проведению индивидуальных и групповых занятий. Требования к компьютеру: IBM PC Pentium 166 МГц и выше, ОЗУ не менее 32 Мб, графическая карта, поддерживающая режим True Color (24 bit), клавиатура, мышь. Обязателен свободный COM- порт.

В состав логопедического тренажера входит набор базовых словарей. Он содержит 63 словаря с общим количеством около 4,5 тысяч единиц (слов или предложений). Это общие и тематические словари («Одежда», «Пища», «Школа» и т.д.), а также словари, построенные по фонетическому принци­пу («Гласные второго ряда», «Мягкий знак» и др.). Пользователь может фор­мировать, сохранять и корректировать собственные словари, а также архи­вировать их даже при самых минимальных навыках работы с компьютером. Программы для создания и редактирования словарей имеют функции про­верки правильности заполнения соответствующих полей, что во многих слу-


чаях позволяет избежать грубых ошибок на начальных этапах работы.

Состав упражнений Меню «Звук» (19 упражнений): полный набор упражнений сурдолого- педического тренажера «Дэльфа-130».


«Собери букву из 2-х частей», «Собери букву из 4-х частей», «Собери букву (для отличников)» предназначены для закрепления оптического контура буквы. Они различаются уровнем сложности. Все три упражнения позволяют выбрать буквы, с которыми будет работать ребенок; «Найди букву», «Найди букву (для отличников)» предназначены для формирования первоначального навыка правильного чтения. Тренируют навык сличения печатного текста с образцом. Упражнения можно использовать при работе над проявлениями дисграфии; «Картинки» для формирования навыка определения первого звука в слове и различения артикуляторно сходных фонем; «Сортировка слов с пропущенными буквами» и «Конструктор» помогут отработать навык дифференциации парных согласных;

«Тим и Том» используется для формирования навыка звукового анализа при дифференциации согласных звуков по твердости - мягкости.


айди слог» для формирования первоначального навыка правильного чтения и отработки техники чтения прямых и обратных слогов, умения определять состав слога.

«Грузовик» позволяет отработать правильное употребление слогов, содержащих сходные по артикуляции пары согласных. Можно выбрать любую из 15 пар согласных и гласную в слоге. «Волшебный колодец» и «Волшебный колодец (для отличников)» предназначены для формирования первоначального навыка правильного чтения (работа с трехсложными словами). С их помощью осуществляется тренировка восприятия слова сложной слоговой структуры.

«Прятки простые», «Прятки сложные» и «Прятки (для отличников)». С помощью этих упражнений формируется навык звукового анализа слова. В зависимости от выбора стимульного материала (картинки, аудирование) можно тренировать разные стороны фонемного восприятия.

«Мозаика» и «Мерцающая мозаика» для тренировки чтения и узнавания слов, коррекции нарушения чтения, в качестве дополнительного материала для коррекции внимания и памяти. «Найди имя существительное», «Найди имя прилагательное», «Найди глагол», «Классификация частей речи», «Сгруппируй существительные по обобщающим понятиям», «Определи число имени

существительного», «Определи род имени существительного», «Определи число имени прилагательного», «Определи род имени прилагательного», «Определи число глагола», «Определи время глагола», «Определи род глагола», «Найди предлог», «Антонимы». Все эти упражнения решают задачу развития лексико-грамматической стороны речи при работе с разными морфологическими категориями.

Различные компьютерные программы, которые используют в работе логопеды

Размещаем ссылки на различные компьютерные программы, которые логопеды используют в своей работе.

Валентина Пашнина

работала с программой игры для тигры.очень хорошая программа. включает 4 раздела по коррекции: фонематический слух, звукопроизношение, лексика и просодика.Очень красочная.

Программно-аппаратный комплекс " ВИДИМАЯ РЕЧЬ III" является разработкой известнейшего в компьютерном мире производителя - компании IBM. Он предназначен для коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Включенные в комплект 14 модулей программы позволяют работать как с детьми так и со взрослыми пациентами. Идея визуального контроля речи и игровой принцип работы позволяет в несколько раз ускорить работу по формированию речевых навыков. В каждом из игровых модулей программы имеется по 4 различных анимационных заставки, что исключает эффект пресыщения в работе с пациентами и способствует высокой мотивационной готовности ребенка к занятиям.
С 1997 г. это лучший продукт для визуализации речевых функций.
Эта разработка заинтересует специалистов по речевым нарушениям различного профиля: логопедов, сурдопедагогов, афазиологов и др. Ресурсы программы могут и должны быть умело модифицированы и использованы специалистом в направлении конкретных развивающих задач. Помимо "лобовых" способов коррекции многих речевых нарушений заключенных в программе, работа с этим продуктом может лишь визуально сопровождать многие традиционные приемы коррекции речевых нарушений. Разумеется, программа не охватывает всех направлений работы логопеда или сурдопедагога, более того коррекционный потенциал местами можно отметить как очень ограниченный, но тот объем целевого коррекционного воздействия, который в короткий срок можно сделать при помощи этой программы просто нельзя сравнить с традиционными средствами логопедии и сурдопедагогики.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Зеленская, Юлия Борисовна

Глава I Эволюция вспомогательных средств формирования и коррекции произносительной стороны речи, основанных на визуализации акустических компонентов речи.

Выводы по I главе.

Глава II Функциональные возможности компьютерной программы SPEECHVIEWER («Видимая речь») в аспекте основных задач и направлений работы логопеда над устной речью детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

II. 1 Анализ функциональных возможностей компьютерной программы SPEECHVIEWER («Видимая речь»)

II.2 Анализ функциональных возможностей программы SPEECHVIEWER («Видимая речь») в аспекте основных задач и направлений работы логопеда в области звукопроизношения и ритмико -интонационной структуры речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Выводы по II главе.

Глава III Результаты применения SPEECHVIEWER («Видимой речи») в процессе коррекции различных нарушений произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

III. 1 Задачи, методы и организация экспериментального исследования.

III.2 Анализ полученных данных

Выводы по III главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)», 13.00.03 шифр ВАК

Формирование произношения у башкирских детей 6-8 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием 2003 год, кандидат педагогических наук Касимова, Эльза Гумеровна

Формирование звукопроизносительных навыков у русско-греческих детей-билингвов дошкольного и младшего школьного возраста 2011 год, кандидат педагогических наук Агатангелу Елени

Использование информационных технологий в различных областях специального образования 2005 год, доктор педагогических наук Кукушкина, Ольга Ильинична

Дифференциальная диагностика минимальных проявлений речевой патологии у детей при сходных нарушениях произносительной стороны речи 2009 год, кандидат педагогических наук Шацкова, Анна Михайловна

Система психокоррекционной работы с заикающимися детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста 1999 год, кандидат педагогических наук Добридень, Вадим Петрович

Одним из важнейших направлений исследований отечественной и зарубежной специальной педагогики является разработка «обходных путей» и специальных средств обучения детей с различными нарушениями развития, необходимых для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Закономерно, что особое место в этом ряду всегда занимала проблема разработки и применения вспомогательных средств формирования и коррекции произносительной стороны устной речи у детей с нарушенным слухом и детей с речевыми нарушениями (Heinicke, 1727-1790; Барани; Деражне; Ф.А. Pay 1931; М.А. Свищев,1936, 1946; Е.Ф. Pay,1950; А.Г. Ипполитова,1955;Ф.Ф.Рау 1959, 1973, 1976; М.Е.Хватцев, 1964; В.А.Цукерман, 1964; В.Д.Лаптев, 1964,1972; В.А.Раздольский, 1966; Р.Е.Левина, 1968; Н.Ф.Слезина, 1969; Л.Н.Мещерская 1973; Л.Я.Миссуловин 1988; Т.К.Королевская 1991, 1993, 1995, 1996, 1998, 1999; О.И.Кукушкина 1991, 1994, 1999; В.А.Минькович 1992; R. Potter, G.Kopp, H.Green, 1947; E.Bieri, 1950; W.Pronovost, 1964, 1968; M.Maulet, 1990; A.Foursin, E.Abberton, V.Ball, 1991; P.Nolte, R.Prinzen, G.Esser, 1991; F. Destombes, 1991; B.Allen, 1998 и др.).

На протяжении всего XX века в разных странах мира велась разработка вспомогательных средств обучения - приборов и устройств, обеспечивающих нуждающимся в этом детям восполнение дефицита информации о звучащей речи, дополняющих за счет подключения зрительного восприятия структуру обратной связи.

В период 40-70-х годов XX века отечественные и зарубежные разработки в области создания технических, вспомогательных по своему характеру, средств коррекции произношения, базировались на идентичной технической базе и были сопоставимыми по своим возможностям и функциям.

С конца 70-х годов разработки зарубежных специалистов начали базироваться на использовании микропроцессоров, что позволило им перейти к созданию нового поколения вспомогательных средств формирования и коррекции произносительной стороны речи, основанных на доступных детям способах визуализации основных акустических компонентов речи в режиме реального времени (Guttman, Levitt & Bellefleur, 1970; Fourcin, Abberton, 1971; Stevens, Kalikow & Willemain, 1975; Piket & Houde, 1980; Lippman, 1982; McGarr, Head, Friedman, Behrman & Youdelman, 1986; Strong Levitt, 1986; Povel & Wansink, 1986 и др.).

Результаты, проведенных в конце80- начале 90-х гг. исследований, доказывающие более высокую эффективность вспомогательных средств нового поколения, регламентировали отказ западноевропейских и американских специалистов от использования технических приборов и устройств предшествующих поколений (Oster, 1989; Maulet, 1990; Harry Levit, Karen Youdelman, B. A.G. Elsendoorn & F. Coninx, 1991).

В 70-90 гг. аналогичный переход к созданию вспомогательных средств формирования и коррекции произносительной стороны речи, на основе использования микропроцессоров и информационных технологий, не был осуществлен отечественными специалистами. Доступ к использованию микропроцессоров и информационных технологий в начале 90-х годов позволил им создать на этой базе первое российское вспомогательное средство формирования произносительной стороны речи - «Сурдо - логопедический тренажер «Дэльфа- 130», однако по своим функциональным возможностям он значительно уступал разработанной в 1989 году корпорацией IBM компьютерной программе Speech Viewer 1.0 («Видимая речь», версия 1). Благодаря дальнейшему развитию западными специалистами системы SpeechViewer, ее функциональные возможности были существенно расширены, система удовлетворяла всем базовым педагогическим требованиям к вспомогательным средствам обучения, основанным на визуализации акустических компонентов речи, что привело к ее использованию сурдопедагогами и логопедами более чем 30 стран мира.

Освоение SpeechViewer, «Видимой речи» в России было начато сурдопедагогами (О.И.Кукушкина, Т.К.Королевская 1991). Отечественной сурдопедагогике удалось накопить значительный опыт успешного применения данного средства обучения в системе формирования и коррекции устной речи детей с нарушенным слухом младшего школьного возраста. Было доказано, что при правильном использовании «Видимой речи» в качестве вспомогательного средства обучения удается существенно повысить мотивацию детей к занятиям произношением; сократить время на формирование и автоматизацию ряда речевых навыков; облегчить ребенку освоение навыков самоконтроля над произношением; делать видимым для ребенка уровень его достижений в произношении, предоставить ему возможность самому сопоставлять свое произношение с эталоном внятной речи и осознанно ставить перед собой новые задачи (Т.К.Королевская, 1993, 1994, 1995, 1998, 1999).

За десятилетие, прошедшее со времени появления Speech Viewer («Видимой речи») в России, не было опубликовано результатов отечественных исследований по ее применению в системе коррекции речевых нарушений у детей, в то время как необходимость широкого применения развивающихся технических средств обучения, основанных на использовании информационных технологий, отмечается ведущими исследователями в этой области (Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина, 1989; Л.И.Белякова, Е.А. Дьякова, 1998; Л.С.Волкова, 1998 и др.).

Актуальность осмысления отечественной логопедией опережающего западного опыта определяется необходимостью включения современных вспомогательных средств обучения, основанных на новейших информационных технологиях, в арсенал российских специалистов-логопедов с целью оптимизации практики помощи детям с нарушениями фонационного оформления речи и модернизации системы их образования. Таким образом, выбор темы диссертационного исследования обусловлен актуальностью и не изученностью данной проблемы.

Целью исследования явилось введение компьютерной программы SpeechViewer («Видимая речь») в качестве вспомогательного средства обучения в контекст отечественной традиции логопедической помощи детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с расстройствами фонационного оформления речи. Задачи исследования:

• на основании анализа отечественных и зарубежных литературных данных реконструировать основные этапы эволюции технических, вспомогательных по своему характеру, средств формирования и коррекции произносительной стороны речи детей;

• систематизировать и обобщить зарубежные и отечественные литературные данные о современном состоянии проблемы разработки и практического использования вспомогательных средств, базирующихся на микропроцессорах и информационных технологиях для формирования и коррекции произносительной стороны речи детей;

• проанализировать структурно-функциональную организацию компьютерной системы SpeechViewer («Видимая речь»);

• проанализировать функциональные возможности SpeechViewer («Видимая речь») в аспекте основных задач работы логопеда над произносительной стороной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

• обобщить результаты практического применения SpeechViewer («Видимой речи») при коррекции расстройств фонационного оформления речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

• оценить эффективность включения Speech Viewer («Видимой речи») в систему логопедического воздействия, направленного на коррекцию различных расстройств фонационного оформления речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Объект исследования:структурно-функциональная организация компьютерной системы SpeechViewer («Видимой речи»).

Предмет исследования: результаты включения SpeechViewer («Видимой речи») в систему логопедической помощи, направленной на коррекцию различных расстройств фонационного оформления речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта исследования и соответствуют задачам и гипотезе работы. В процессе исследования применялись следующие методы исследования:

• анализ и обобщение литературных данных по теме исследования;

• количественный и качественный анализ данных анкетирования. j Гипотеза исследования заключается в том, что включение компьютерной программы SpeechViewer («Видимая речь») в арсенал средств логопеда может способствовать развитию мотивации к занятиям; сокращению времени формирования ряда навыков, необходимых для фонетического оформления речи; развитию работоспособности и сохранению продуктивности деятельности на протяжении всего логопедического занятия у детей с различными расстройствами фонационного оформления речи.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В данной работе впервые реконструирован процесс эволюции технических, вспомогательных по своему характеру, средств формирования и коррекции произносительной стороны речи; впервые проанализированы функциональные возможности SpeechViewer («Видимой речи») в аспекте основных задач работы логопеда над произносительной стороной речи; описана профессиональная логика включения данного средства в систему логопедического воздействия; доказана возможность применения данного средства при коррекции расстройств фонационного оформления речи в контексте отечественного системного подхода к коррекции речевых нарушений у детей; описаны эффекты развития мотивации к занятиям; сокращения времени формирования ряда речевых навыков, развития работоспособности детей с различными расстройствами фонационного оформления речи, которые достигаются благодаря включению данного вспомогательного средства в систему логопедического воздействия. Исследование показывает необходимость дальнейшего изучения уникальных эффектов в развитии и обучении детей с нарушениями речи, которые могут быть достигнуты только благодаря применению вспомогательных средств обучения нового поколения. Практическая значимость исследования. Данная работа служит обоснованием необходимости широкого практического применения отечественными специалистами компьютерной программы SpeechViewer («Видимая речь»). Она открывает новые возможности оптимизации процесса формирования и коррекции произносительной стороны речи детей за счет включение средства обучения нового поколения в арсенал средств логопеда. Подробное описание функциональных возможностей данного зарубежного средства, представленное в работе в аспекте основных задач работы над произносительной стороной речи детей, облегчает его освоение специалистами - практиками и студентами профильных факультетов педагогических Вузов страны. Исследование показывает, какие задачи в области коррекции произношения детей могут решаться более успешно при условии применения SpeechViewer («Видимой речи»).

Полученные данные могут быть использованы в работе логопедов системы образования и здравоохранения (детские сады, школьные логопункты, кабинеты в детских поликлиниках), при подготовке специалистов-логопедов в педагогических Вузах и в системе повышения их квалификации. Положения, выносимые на защиту:

1. SpeechViewer («Видимая речь»), основанная на принципе визуализации акустических компонентов речи в виде доступных пониманию детей образов в режиме реального и отсроченного времени, может быть использована как вспомогательное средство коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с различными расстройствами фонационного оформления речи и нормальным слухом;

2. педагогическая целесообразность применения SpeechViewer («Видимой речи») определяется возможностью удовлетворения особых образовательных потребностей детей с различными расстройствами фонационного оформления речи в дополнительной визуальной информации о звучащей речи, динамической наглядной опоре для анализа собственной речевой деятельности в режиме реального и отсроченного времени;

3. SpeechViewer («Видимая речь») может быть использована в качестве вспомогательного средства при решении следующих задач формирования и коррекции произносительной стороны речи детей:

• получения объективных данных о состоянии ритмико-интонационной стороны речи ребенка, дополняющих данные традиционного логопедического обследования;

• включения ребенка в целенаправленный логопедический процесс, формирования установки на занятия и осознанного отношения к ним;

• формирования правильного речевого дыхания;

• развития и коррекции голоса;

• формирования и коррекции звукопроизношения;

• формирования навыков самоконтроля произношения;

4. включение SpeechViewer («Видимой речи») в систему логопедического воздействия может стабильно обеспечивать мотивацию к занятиям, сокращение сроков формирования ряда речевых навыков у детей с различными расстройствами фонационного оформления речи.

Апробация работы. Основные положения исследования докладывались на заседаниях кафедры специальной психологии и педагогики Мурманского государственного педагогического университета (2001, 2002); заседаниях лаборатории компьютерных технологий обучения детей Института коррекционной педагогики РАО (2001, 2002); секции «Информационные технологии в обучении людей со специальными потребностями» XII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании 2002».

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и выводов, а также списка литературы, включающего 65 наименований. Текст диссертации изложен на 164 страницах.

Программа «Экранный чтец» предназначена для незрячих и слабовидящих. Она позволяет компенсировать утраченное зрение путем озвучивания диктором той информации, которая обычным путем выводится на монитор (наличие его необязательно), либо распечаткой текста на принтере с брайлевской строкой,

Программа «Видимая речь» является средством формирования коррекции произношения, также позволяет работать над высотой голоса, громкостью, темпом речи, интонацией. Первая версия программы была создана на основе десятилетнего экспериментального исследования, проведенного специалистами 29 стран мира. «Видимая речь» позволяет работать как с нормально слышащими детьми, так и с лицами, имеющими нарушения слуха, слабослышащими и глухими, при этом невозможность пользоваться слуховым контролем речи затеняется зрительным контролем, о чем весьма красноречиво свидетельствует название программного обеспечения.

На базе компьютерных технологий создаются слухоречевые комплексы. Так, комплекс «Коммуникация» подготовлен в соответствии с традиционной методикой произношения и предусматривает возможность работы с различными возрастными категориями обучаемых, начиная с раннего возраста. Аппаратно-программные возможности позволяют комплексу выполнять все функции, характерные для персонального компьютера: озвучивать конференц-зал; использоваться в качестве индивидуального слухоречевого тренажера; совместно с «индукционной петлей» выступать в качестве музыкального центра для озвучивания занятий ритмикой, проведения дискотек; исполнять роль библиотеки учебников, методических рекомендаций и указаний,

Для восстановления и модификации голосовой функции, при лечении заикания и логоневрозов используется специальное программное обеспечение типа BreathMarker/.Суть методики состоит в создании и закреплении стереотипа плавного произношения слов и фраз без спастических движений благодаря изменению речевого цикла. В процессе тренинга происходят следующие изменения: разрыв патологических связей между восприятием и произношением собственной речи; образование новых компенсирующих, условных связей. Человек с той или иной речевой патологией говорит в микрофон и затем слышит себя в наушниках после видоизменения своей речи компьютерной программой. Программа обеспечивает такое изменение речи, при котором естественным образом устраняется перевозбуждение речевых центров; происходит автоматическая установка правильного дыхания. Человек вынужден подстраиваться под свою исправленную речь, которую он слышит в наушниках, и говорить неправильно ему становится уже неудобно.

Читайте также: