Компьютерные программы для детей с умственной отсталостью

Обновлено: 06.07.2024

Цель исследования: выявить эффективность применения компьютерных технологий для коррекции и развития познавательных процессов детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
Проанализировать научную литературу по проблеме использования компьютерных технологий в процессе обучения.
Изучение возможностей компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе.
Раскрыть особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………………………………………………………………4
Компьютерные технологии……………………………………………. 4
Компьютерные технологии в специальном образовании……………..7
ГЛАВА 2 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………….14
2.1. Использование компьютерных технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………14
2.2 Применение и использование компьютерных программ……………….19
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………28
3.1. Специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии………………………………………..27
3.2. Анализ компьютерной программы «Игры для Тигры»…………………30
3.3. Разработка конспекта урока по математике в 3 классе с использованием компьютерных технологий для детей с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

курсач Гриханов.docx

«Белорусский государственный педагогический

университет имени Максима Танка»

Факультет специального образования

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

студентки 51 группы

5 курса специальности

Допущена к защите заочной формы

Заведующий кафедрой_________ ___________

(подпись) (фамилия, инициалы)

Протокол №______ от _______2014 г.

Защищена ___________ 2014 г. кандидат педагогических

с отметкой «______________» наук, доцент

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ………………………………………………… ………………4

    1. Компьютерные технологии……………………………………………. .4
    2. Компьютерные технологии в специальном образовании……………..7

    ГЛАВА 2 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………….14

    2.1. Использование компьютерных технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью…………………………………… ……14

    2.2 Применение и использование компьютерных программ……………….19

    3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………… ………………28

    3.1. Специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии………………………………………..27

    3.2. Анализ компьютерной программы «Игры для Тигры»…………………30

    3.3. Разработка конспекта урока по математике в 3 классе с использованием компьютерных технологий для детей с интеллектуальной недостаточностью…………………………………… ………………………….34

    Актуальность темы исследования. В настоящее время трудно представить жизнь без компьютера, который стремительно завоевывает позиции не только в школьном обучении, но и в повседневной жизни. Использование компьютерных технологий в обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью еще не носит систематического характера, но актуальность этой проблемы возрастает с каждым днём.

    Вопрос применения компьютерных технологий в обучающих и коррекционных целях до сих пор не получил широкой научной и методической разработки, обеспечивающей педагогов специальных (коррекционных) учреждений эффективными методиками реализации информационных технологий. Безусловно, грамотно разработанные программно-методические комплексы, учитывающие особенности развития детей с ограниченными возможностями, при правильном их применении помогли бы на качественно ином уровне решать многие проблемы специального образования.

    Вместе с тем, постоянно растет и совершенствуется производство программной продукции, не ориентированной прицельно на коррекционное обучение. Но, как показывает практика, многие из этих программ при наличии творческой и методически грамотной адаптации можно использовать в специальной (коррекционной) школе.

    Проблема обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в настоящее время очень актуальна. Нарушения и особенности развития психики у детей данной категории разнообразны, но основными симптомами выраженной степени умственной отсталости является медленный темп развития ощущения и восприятия. Ощущения и восприятия - первая ступень познания окружающего мира, которая остается важной на протяжении всех лет жизни. Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития. Способность к активному критическому рассматриванию и анализу содержания окружающего мира, учебного материала и т.д. вырабатывается у умственно отсталых детей с большим трудом. Об инактивном характере восприятия свидетельствует и неумение умственно отсталых детей всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого. Все это затрудняет формирование у детей данной категории представлений об окружающем мире.

    Ребенок, как известно, рождается лишь с небольшим фондом безусловных врожденных рефлексов, у него постепенно формируется глазомер, увеличивается острота зрения, и т. д., иначе говоря, накопление фонда условных рефлексов лежит в основе восприятия. У ребенка с нормальным развитием этот процесс носит стремительный, бурный характер. У детей же с нарушением интеллекта ощущение и восприятие формируется замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Поэтому в процессе обучения таких детей педагогу становится необходимым активно использовать педагогический потенциал специальных коррекционных методов, приёмов и средств обучения.

    Компьютерные технологии – современный и эффективный способ обучения и развития, который способствует развитию восприятия и ощущения, познавательной деятельности ребенка, побуждает его к активному пополнению знаний об окружающем мире.

    Ребенок с интеллектуальной недостаточностью не способен длительное время концентрировать свое внимание на содержание урока. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку тренировать в игровой, привлекательной для него форме, указанные свойства внимания, что позволит ему быть в дальнейшем более усидчивым и сосредоточенным на уроках. Обучающие игровые программы облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии задействуют не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память. Использование обучающих игровых программ позволяет формировать у умственно отсталого ребенка навыки коммуникации и самостоятельной деятельности, что является необходимым условием для дальнейшей социальной адаптации.

    Объект исследования: процесс использования компьютерных технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

    Предмет исследования: особенности использования компьютерных технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

    Цель исследования: выявить эффективность применения компьютерных технологий для коррекции и развития познавательных процессов детей с интеллектуальной недостаточностью.

    1. Проанализировать научную литературу по проблеме использования компьютерных технологий в процессе обучения.
    2. Изучение возможностей компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе.
    3. Раскрыть особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий.
    4. Систематизация материала коррекционно-развивающих уроков (занятий) с использованием компьютерных технологий.

    В качестве основного метода исследования в данной работе применяется анализ научно-методической литературы, а также обобщение научного материала.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

    1.1. Компьютерные технологии

    Что же такое технология? В переводе с греческого «техно» – искусство, мастерство, «логос» – наука, дословно – наука о мастерстве. Педагогов интересуют педагогические технологии – это научно обоснованная совокупность совместных действий учителя с учащимися, точное проектирование и реализация, которые в образовательном процессе гарантированно приводят к результату. Одним из приоритетных направлений в системе образования современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования

    В педагогической науке и практике проблема обеспечения учебного процесса средствами обучения стала рассматриваться и исследоваться как комплексная педагогическая проблема.

    Данной проблемой занимались многие ученые и исследователи, которые внесли вклад в теорию и практику интенсивных педагогических технологий, комплексного применения средств обучения в области общего среднего образования (П.Р.Атутов, В.П.Беспалько, В.Г.Болтянский, Г.Г.Дрига, И.А.Дрижун, Л.С.Зазнобина, Т.В.Ильясова, Г.Д.Кириллова, В.С.Леднев, И.И.Мархель, Т.С.Назарова, Ю.О.Овакимян, Е.С.Полат, Л.П.Прессман, Н.А.Пугал, Д.И.Полтарак, С.Г.Шаповаленко, Н.М.Шахмаев и др.).

    Современные компьютерные технологии являются составной частью мультимедиа технологий (от англ. multi - много и media - среда). Эти технологии рассматриваются нами как информационные технологии обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика, анимация и др.), реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации. Они представляют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом.

    Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает реальные возможности повышения качества образования.

    Компьютерное средство обучения - программное средство (программный комплекс) или программно-технический комплекс, предназначенный для решения определенных педагогических задач, имеющий предметное содержание и ориентированный на взаимодействие с обучаемым [8;С.25].

    Преимущества и недостатки компьютерных средств обучения:

    -создание условий для самостоятельной проработки учебного материала (самообразования), позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы, темп учебного процесса;

    -более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности (в адаптивных системах);

    -возможность работать с моделями изучаемых объектов и процессов;

    -возможность взаимодействия с виртуальными трехмерными образами изучаемых объектов;

    -возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, звукозаписей);

    -возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений;

    -возможность автоматической генерации большого числа не повторяющихся заданий для контроля знаний и умений;

    -возможность поиска информации и более удобного доступа к ней (гипертекст, закладки, поиск по ключевым словам);

    -создание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (игровые и состязательные формы обучения, экспериментирование, "погружение" в виртуальную реальность.

    В последнее время компьютерные технологии стали активно использоваться в педагогике. Для детей с нарушениями в развитии компьютер может стать мощным средством для социальной адаптации, обучения, профессиональной деятельности. Ученики с грубыми нарушениями двигательной сферы могут выполнять письменные работы на компьютере, осуществлять коммуникацию через интернет, заполнять досуг и так далее.

    В нашей школе ведется работа по обучению детей с тяжелыми формами ДЦП управлению компьютером с помощью специальных периферических устройств, таких как джойстик, трекбол, система «Шлемомышь» и программа «Специальные возможности».

    Контингент нуждающихся в специальной периферии в основном составляют дошкольники и младшие школьники. У многих из них игровая деятельность является ведущей, что обуславливает применение развивающих компьютерных игр. В процессе овладения игрой ребенок учится принимать решения, доводить начатое дело до конца. Повышается мотивация за счет игровой стратегии, и обратной связи: ребенок получает одобрение, похвалу со стороны компьютера, видит результат своих действий на экране, что является важным моментом в занятии.
    Таким образом, применение развивающих компьютерных игр оптимизирует коррекционный процесс, помогает осуществлять качественный индивидуальный подход в обучении детей, повышает мотивацию и заинтересованность детей.

    Серия специальных компьютерных игр «Диджей»

    Компьютерные игры серии «Диджей» используются на начальном этапе обучения управлению курсором. Они предназначены для формирования мотивации к работе. Также они могут использоваться как музыкальная пауза во время занятия.

    Задачи:

    • формирование движения руки для передвижения курсора по горизонтали
    • установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной мышью, и передвижением курсора
    • осуществление положительной обратной связи в виде включения звука, в качестве подтверждения о выполненном действии. Отрицательная обратная связь через звук происходит в том случае, когда ученик кликает вне прямоугольника: компьютер дает направляющие команды «левее», «выше» и т.п., что дает возможность самостоятельной работы обучающегося.
    • формирование прослеживания взглядом за курсором.

    Описание компьютерной игры:

    Ребенок должен переместить курсор внутрь прямоугольника с картинкой или с названием песни и кликнуть, тогда зазвучит песня. В зависимости от имеющихся нарушений (зрения, движений: наличия спастики, гиперкинезов и позотонических рефлексов) есть варианты игр, в которых достаточно только наехать на картинку.

    Используется крупный курсор для пользователей с нарушениями зрения. В соответствии с возрастом обучающегося и его индивидуальными музыкальными предпочтениями выбирается одна из программ.

    В настоящее время компьютерная грамотность нужна любому современному человеку. Компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам. Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.

    Настоящая рабочая программа « Основы компьютерной грамотности» имеет своей целью формирование основ информационно-коммуникационной компетентности :

    - подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре;

    -о владение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

    - воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

    Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

    -Дать обучающимся первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.

    -Научить учащихся работать с различными компьютерными программами.

    -Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.

    - Формировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.

    Занятия курса проходят с использованием следующих форм:

    Демонстрационная – учащиеся наблюдают за работой учителя на компьютере;

    Фронтальная – работа учащихся под руководством учителя;

    Самостоятельная – учитель осуществляет индивидуальный контроль за работой учащихся;

    Творческий проект – учащиеся выполняют работу в микрогруппах в продолжении нескольких занятий.

    Данный курс носит коррекционно – развивающую направленность. Обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, навыков самостоятельной работы. Большое место в программе отводится привитию обучающимися практических умений и навыков, т.к. обучение работе на компьютере является средством коррекции интеллектуального развития, успешной интеграции в общество.

    Основным предназначением обучения является получение учащимися представлений о сущности информационных процессов, рассмотрении примеров передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификации информации и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться.

    Программа следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение пяти лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала .

    Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга.

    При этом возможность использования компьютерных технологий развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому материалу.

    Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

    В результате изучения курса у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.

    « Основы компьютерной грамотности» 5 класс

    Раздел1. Знакомство с компьютером

    Знакомство с компьютером. Роль компьютера в жизни человека. Основные устройства компьютера, их взаимодействие Функции и управление компьютерной мышью. Клавиши клавиатуры, значение клавиатуры и ее функции. Элементы операционной системы. Запуск программ.

    Раздел 2. Графический редактор Paint.

    Графический редактор Paint. Назначение, возможности, местоположение. Панель опций, панель инструментов, палитра, область выделения. Разработка и редактирование изображения.

    Раздел 3. Текстовый редактор Microsoft Word.

    Набор текста, отмена, возврат и повтор действий, параметры шрифта, цвет текста. Создание текста- объявления, поздравительной открытки. Выделение, копирование, перемещение, удаление текста, редактирование текста. Автофигуры, вставка и редактирование рисунков, надписи Word Art. Создание шаблона грамоты. Сохранение текста в папке «Мои документы», на рабочем столе.

    Раздел 4. Программа Power Point.

    Создание и дизайн слайда. Умение создавать надписи, вставлять картинки в программе Power Point. Знакомство с анимацией, автофигурами.Создание простой презентации на основе шаблона.

    Рассмотрено на заседании
    МО «Воспитатель»
    Протокол № ____от______20__ г.

    Согласовано

    зам. директора по ВиРР

    на педагогическом совете

    Новочеркасского ЦПД №1

    протокол № ___ от ________

    Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Медиаобразование» «Компьютерная грамотность» для воспитанников с легкой степенью умственной отсталости

    Разработал: педагог-организатор

    1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы

    1.1. Пояснительная записка

    В настоящее время информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими легкую степень умственной отсталости. В основу использования информационных компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и другими. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно – образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер).

    Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

    Современные тенденции информатизации общества увеличивают трудности социальной адаптации выпускников центров помощи детям, которые имеют умственную отсталость. Чтобы сделать попытку нивелировать эти трудности, воспитанник должен обладать навыками работы с компьютерами, компьютерной грамотностью.

    Проводя параллель с обычной грамотностью, под компьютерной грамотностью понимают умение считать, писать, читать, рисовать, находить информацию с помощью компьютера. Кроме того, формирование элементов компьютерной грамотности предполагает развитие у воспитанников основ алгоритмического мышления. В педагогическом плане процесс обучения алгоритмически мыслить означает умение представить сложное действие в виде организованной последовательности простых действий. Использование компьютерных технологий расширяет возможности воспитанников с ОВЗ в овладении алгоритмическим мышлением и, наоборот, отсутствие таких технологий, с учетом возросших требований современной действительности, создает дополнительные сложности в социальной адаптации воспитанников.

    Целенаправленное обучение компьютерной грамотности воспитанников с нарушением интеллекта будет способствовать более успешной их адаптации в условиях современного информационного общества. По мнению О. И. Кукушкиной, внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: единой с общеобразовательной школой – научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности, а также собственной – использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка.

    Актуальность программы . Занятия в системе дополнительного образования с использованием персонального компьютера стимулируют познавательную активность воспитанников с умственной отсталостью, способствуют освоению такого современного и важного инструмента как персональный компьютер. Развитие этих навыков с детского возраста поможет в дальнейшей социализации выпускников центра помощи детям в условиях информационного общества.

    Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия на компьютере способствуют развитию информационно-коммуникационной компетенции воспитанников, что способствует их социокультурной адаптации.

    Компьютерные технологии способствуют формированию самостоятельности и инициативы у детей с умственной отсталостью, являются мощным стимулом и создают условия для спонтанного развития.

    Компьютерные технологии целостно воздействуют на психическую сферу ребенка, приводящее, прежде всего, к активизации его познавательной активности, гармонизации личностных и поведенческих проявлений.

    Все это в конечном итоге помогает воспитанникам более осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться.

    Формы проведения занятий

    Занятия проводятся в следующих формах: беседа, демонстрация и иллюстрация (в том числе с использованием обучающих и демонстрационных компьютерных про грамм), объяснение, практическая работа на ПК, анализ ошибок и поиск путей их устранения, практическая работа, самостоятельная работа.

    Методы обучения:

    - вербальные (беседы, работа по устным рекомендациям, анализ проделанной работы: описание сюжета и идеи произведения);

    - наглядные (демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы, работа по заданиям: закончить рисунок, раскрасить, подобрать фон, подобрать рамку или другой декор);

    - практические (наблюдения, самостоятельная работа)

    - ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)

    Преимущество педагогу следует использовать репродуктивный метод обучения.

    Типы занятия: комбинированный, практический, диагностический, контрольный и другие.

    Возраст детей: 12-16 лет.

    Сроки реализации программы: 1 учебный год (73 академических часа).

    1.3. Индивидуальная направленность АДОП «Рисуем сказку»

    Характеристика воспитанников

    Кристина С. , 09.06.2000. Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.

    Имеет легкую степень умственной отсталости, и диагноз ЗПРР (задержка психоречевого развития).

    В международной классификации болезней легкой степени умственной отсталости присвоен шифр F 70. Диагноз включает в себя малоумие, легкую олигофрению, дебильность. Предполагает невозможность освоения математических знаний, ограниченность в логических обобщениях, суждениях, скудность ассоциаций, плохую память. Характерны угловатость, неуклюжесть и медлительность в двигательной активности.

    У лиц этой категории медленно развивается понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограниченно. Отстает и развитие навыков самообслуживания и моторики, некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки необходимые для чтения, письма и счета.

    Зинаида Т., 08.07.2001 г.р.

    Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.

    Выписка из ИПР: Проведение психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид: коррекция несформированных психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, формирование мотивации к обучению.

    Выписка из заключения ПМПК : Рекомендуется обучение по программе основного общего образования, адаптированной для детей с умственной отсталостью. Надомное обучение. Наблюдение врача психиатра, невролога. Занятия с психологом.

    Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Сформированы навыки опрятности, частично сформированы навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем пространстве. Характерно недоразвитие нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуальная сфера, в меньшей – сенсомоторная. Можно выделить и проследить д иагностические критерии умственной отсталости: к линический (наличие органического поражения головного мозга), п сихологический (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогический (низкая обучаемость).

    Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.

    Особенности ВНД Зины Т.:

    Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи Недоразвитие психических процессов и эмоционально волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности Зины, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

    Эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических, слабость собственных намерений и побуждений, большая внушаемость.

    При обучению воспитанников с легкой степенью умственной отсталости работе на компьютере акцент следует делать на формирование элементарных компьютерных знаний и умений, необходимых в жизни. При определении информационных знаний и умений, которые необходимо и возможно сформировать у данной категории учащихся, следует исходить с одной стороны, из нужд современного информационного общества, а с другой – из возможностей конкретного ученика. При обучении акцент должен ставиться на компетентность ребенка с нарушением интеллекта в современном информационном обществе, учитывая особенности данного ребенка.

    За основу можно взять три направления обучения компьютерной грамотности.

    1. Информация в окружающем мире.

    Ребенок с умственной отсталостью должен знать, что человек постоянно имеет дело с информацией: наблюдает и анализирует происходящее вокруг, общается с окружающими людьми, участвует в обсуждении актуальных и каждодневных тем. Общество стремиться к тому, чтобы максимально облегчить доступ к различного рода информации для каждого человека, что осуществляется с помощью создания, развития и изучения все более совершенных электронных устройств и программных средств для хранения и переработки информации. Поэтому в современном обществе знания и умение эффективно использовать, имеющиеся в распоряжении информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций крайне важны для каждого человека. Словосочетание «эффективно использовать» подразумевает возможность получать необходимую информацию, структурно ее организовывать и распространять с наименьшими временными и финансовыми затратами. Поэтому одним из необходимых компонентов компьютерной грамотности у учащихся с умственной отсталостью должны являться знания об информации.

    2. Обучение умению работы с информацией.

    Необходимо обучать умению работать с информацией, поскольку каждый и умения работы с ней. В работах, посвященных обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта, исследователями (Л.С. Выготский, С.Л. Мирский, В.Г. Петрова, А.П. Федченко и др.) рассматриваются умения данной категории учащихся работать с информацией. Понимание учащимися с умственной отсталостью получаемых сведений, их умение выяснять дополнительные факты и др. способствует общению, поскольку любое общение с людьми направлено на получение определенных сведений. В процессе обучения компьютерной грамотности у учащихся с умственной отсталостью нужно формировать элементарные знания об информации и ее свойствах (полнота, достоверность, своевременность, важность, понятность), знакомить их с видами информационной деятельности (сбор, организация, поиск, хранение, передача информации), учить классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать и т.д. Учащиеся должны знать, что любую нужную информацию можно найти. Задача заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация нужна и, каким способом ее искать. А для этого необходимо уметь правильно сформулировать свою потребность в информации, правильно определять направление поиска, отличать нужную информацию от ненужной.

    3. Практика работы на компьютере.

    Поскольку на современном этапе развития общества необходимо формировать у учащихся умения, позволяющие им обращаться к информационным и коммуникационным технологиям (в том числе к компьютеру) для решения разнообразных задач. Подготовка умственно отсталых учащихся должна осуществляться на уровне пассивных пользователей. К данному направлению можно отнести знакомство учащихся с основными внешними устройствами компьютера, знание их назначения и соответствующую терминологию (например, монитор, процессор, клавиатура, дисковод, и др.). Учащиеся должны уметь выполнять простейшие операции, связанные с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (соблюдая при этом требования техники безопасности): помещение бумаги в лоток принтера и распечатка документа, иллюстрации в сканер и сканирование, загрузка дискеты, диска и т.д. У данной категории учащихся возможно и необходимо формировать элементарные умения набора текста на клавиатуре, работы с мышью, действий с файлами (сохранить, удалить, скопировать). Если включить учащихся в активную учебную деятельность, то наиболее часто употребляемые команды даже с использованием англоязычных клавиш (Delete, Enter, Shift и др.) им запомнятся. Воспитанникам с умственной отсталостью достаточно дать некоторый (элементарный) комплекс знаний и умений по текстовому, графическому и музыкальным редакторам.

    Обучение компьютерной грамотности учащихся с умственной отсталостью имеет следующие задачи:

    - коррекционно-воспитательные : формировать у учащихся адекватное восприятие предметов и явлений окружающей действительности, интерес и положительное отношение к информационным технологиям, а также формировать такие черты личности у учащихся, как аккуратность, настойчивость, воля, стремление доводить начатое до завершения и др.;

    - коррекционно-развивающие: формировать у учащихся доступные элементарные знания и представления об информации, информационных процессах и видах информационной деятельности, об алгоритме, как последовательности действий; формировать элементарные практические умения работы с информацией, планирование последовательности действий для достижения определенной цели; формирование у учащихся умения воспринимать, анализировать, сравнивать окружающие предметы и явления, ориентироваться в действительности, проектировать действия и поведение человека в различных ситуациях, развивать эмоции и чувства при восприятии окружающих предметов и явлений и др. При обучении элементам компьютерной грамотности, используется множество игр и упражнений, тренажеров. Следуя правилам игры, достигая поставленной задачи, учащиеся тренируют не только те или иные навыки работы за компьютером, а и развивают психические функции. Развиваются такие свойства внимания как концентрация, устойчивость, переключаемость, что позволит ребенку быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. В процессе действий с изображёнными на экране предметами и явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Одна из основных заповедей улучшения памяти – повторение. Учащиеся, как правило, с большим интересом «играют» в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную;

    - коррекционно-образовательные: формировать у учащихся элементарные знания и представления о значении и роли информационных и коммуникационных технологий в различных областях человеческой деятельности в современном мире; познакомить их с основными внешними устройствами компьютера, а также устройствами, подключаемыми к нему; формировать элементарные практические умения пользоваться современными информационными и телекоммуникационными технологиями (телефон, компьютер и др.).

    Таким образом у воспитанников с умственной отсталостью формирование умений действовать по инструкциям будет способствовать обучение их элементам компьютерной грамотности. При выполнении любого задания важно соблюдать точно инструкцию. В результате освоения данной программы воспитанники должны понять, что компьютер – это всего лишь машина, и выполняет только те команды, которые знакомы самому ребенку.

    1.2. Цели и задачи программы

    Цель программы – дать воспитанникам возможность овладения практическими навыками использования компьютера, а также социокультурная интеграция воспитанников с умственной отсталостью в информационное общество.

    Общие задачи программы.

    1. Дать детям с ограниченными возможностями здоровья доступную для них систему знаний о компьютерных ресурсах.

    2. Развивать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий.

    3. Расширять кругозор воспитанников путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения.

    4. Повышать адаптивные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальную ориентировку за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.

    Коррекционные задачи:

    - учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами;

    - обогащать активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи;

    Оксана Шипова
    Программа по обучению детей с множественными нарушениями развития компьютерной грамотности «Шаг вперед».

    Одним из перспективных направлений развития коррекционного образования является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.

    Для детей с ограниченными возможностями здоровья информационные компьютерные технологии - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

    Компьютерные средства обучения, предназначенные для адаптированного образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывающие общие закономерности и специфические особенности детей.

    Отметим несколько наиболее важных причин необходимости применения ИКТ в коррекционно-развивающей работе с «особыми детьми»:

    1. организация адаптированного образовательного процесса обучения в соответствии c психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей.

    2. реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.

    3.расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

    Проект по компьютерной грамотности «Шаг вперед» построен по методу последовательного углубления и усложнения материала. Его основа взята из программы по информатике и включает в себя авторскую наработку «Путешествие в компьютерную страну» А. В. Горячева, «Программу подготовки дошкольников к информатике» Н. В. Ключа, конспекты с книги «Дошколенок + компьютер» Л. А. Котча.

    Занятиями, с использованием ИКТ охвачено максимально возможное количество воспитанников проживающих в детском доме-интернате. С детьми, которые не могут пользоваться мышкой и клавиатурой в связи с тяжестью заболевания (ДЦП, аутизм и др., занятия проводятся с использованием сенсорных панелей, которые дают возможность для развития всех анализаторных систем. Точные движения пальцами по сенсорному экрану даются детям с трудом, но все воспитанники проявляют большой интерес и желание к таким занятиям.

    Занятия по обучению медиаграмотности проводятся в оборудованном компьютерном классе под руководством педагога, который помогает освоить компьютерную грамотность, действуя в интересах защиты детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию.

    1. Научить пользоваться компьютером.

    2. Расширить кругозор знаний об ИКТ.

    3. Обучить воспитанников основам компьютерной грамотности.

    4. Формировать мотивационную и интеллектуальную готовность ребёнка к использованию ИКТ.

    • Формирование знаний, умений и понятия о компьютерной грамотности.

    • Воспитание бережного и аккуратного отношения к технике.

    • Повышение уровня медиаграмотности детей.

    • Развитие внимания, усидчивости, творчества, логического мышления.

    • Развитие познавательных психических процессов, интеллектуально-творческих способностей.

    Основные методические подходы:

    Организуемая деятельность имеет гибкую структуру.

    На занятиях организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные и игровые ситуации.

    Создаются педагогические ситуации общения на занятии, позволяющие каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

    Проект «Шаг вперед» представляет собой систему занятий и совместной деятельности с детьми c умственной отсталостью по формированию умений и навыков работы на компьютерес использованием новых информационных технологий:

    учебный план, рассчитанный на 5 этапов обучения (2 занятия в неделю, по 15 - 20 минут (каждые 10 минут физминутка: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика)

    деятельность по обучению компьютерной грамотности с детьми на компьютерах проводятся перед обедом и после дневного сна;

    проходит в игровой форме с использованием компьютерных игр, электронных пособий.

    Методы и приемы

    В проекте «Шаг вперед»используются классические методы и приемы: наглядный, словесный (объяснение, пояснение, вопросы, беседа, художественное слово, игровой, диагностический; метод авансирования личности, а так же интерактивный метод.

    Для реализации проекта «Шаг вперед»необходимо:

    Компьютерный класс: компьютеры с мультимедийным проектором для демонстрации материала получения новых знаний и закрепления навыков работы; сенсорные панели, специализированная детская клавиатура с крупными клавишами, цветной принтер для печати детских рисунков, микрофон и наушники, сканер.

    компьютерный класс должен соответствовать требованиям СанПиН.

    Игровая зона компьютерного класса – это зона для предкомпьютерной подготовки и после компьютернойрелаксации включает в себя:

    столы для работы детей,

    демонстрационные дидактические игры,

    демонстрационные и индивидуальные плакаты для обучения детей компьютерной грамотности, правилам поведения и правильной осанке.

    Пособия для занятий

    • Программа «Раскрась-ка».

    • Презентации «Пазлы», «Почемучки».

    • видео урок «Мир информатики».

    «Интерактивные уроки и подготовка к школе».

    «Страна знаний» CD диски.

    • программы: Paint; TuxPaint; ПервоЛого.

    Предполагаемые результаты работы.

    Дети должны усвоить:

    • названия и функции основных частей компьютера;

    • технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;

    • иметь представление об основных носителях информации и о защите компьютера;

    • знать рабочие программы;

    • основы работы в программах:

    - графический редактор Paint.

    • носители информации (CD-ROM, DVD, Flash память)

    • использовать в работе клавиатуру и мышь;

    • осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;

    • называть части компьютера;

    • определять истинные и ложные высказывания;

    • сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;

    • находить закономерности в изображении предметов;

    • соотносить элементы двух множеств по признаку;

    • составлять целое из частей;

    • составлять симметричный узор;

    • расставлять предметы в определенной последовательности;

    • объединять множества.

    • с помощью педагога находить информацию в Интернете.

    Итак, компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развивать ребенка.

    Воспитание и обучение лиц со сложными и множественными нарушениями «Воспитание и обучение лиц со сложными и множественными нарушениями» Как и все остальные люди, человек с ограниченными возможностями в своем.

    Комплексное сопровождение детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ. Характеристики программы Содержание Название образовательной программы «Мозаика», Автор (ы): Белькович Виктория Юрьевна, Гребёнкина Наталья.

    Образец психолого-педагогического заключения на ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам психолого – педагогического обследования Психологическое обследование проводилось по запросу родителя с целью.

    Организация кружковой работы «Smartовичок» по обучению компьютерной грамотности в дошкольном образовательном учреждении Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и.

    Основные подходы к проблеме социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями в условиях инклюзивного образования Основные подходы к проблеме социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями в условиях инклюзивного образования Учитель – дефектолог:.

    Повышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в целенаправленный процесс развития речи детей

    Повышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в целенаправленный процесс развития речи детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Радость» Управления образования Верховажского муниципального.

    Нетрадиционные методы развития связной речи детей с речевыми нарушениями Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи детей с речевыми нарушениями Слайд 2. Развитие речи – одно из важных направлений коррекционной.

    Читайте также: