Компьютерные программы для развития фонематического слуха

Обновлено: 07.07.2024

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе,залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия. Хорошо развитый фонематический слух - необходимое условие для своевременного и правильного овладения звуками. Дети, хорошо слышащие, правильно воспринимающие

речевые звуки (фонемы) и имеющие при этом достаточно подвижный артикуляционный аппарат, как правило, не испытывают трудностей в усвоении звуков. Сформированность фонематического восприятия имеет большое значение не только для правильного овладения звуками, дикцией, но и для подготовки детей к усвоению грамоты.

Актуальной становится профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Правильно спланированная работа с детьми поможет развитию фонематического восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза слов, формированию устной речи и поможет в профилактике дисграфии и дислексии.

В связи с этим разработана программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию фонематического восприятия в устной речи «В мире звуков и слов».

На занятиях по данной программе дети развивают фонематический слух, речевое внимание, представление о звуках, слогах, словах, предложениях. Работают над дикцией.

Программа строится по схеме от простого к сложному. Используются различные формы и методы обучения, развиваются творческие способности и интерес к общению. Занятия проводятся в игровой форме и интегрируются с курсом окружающего мира, литературного чтения и музыки.

Дети занимаются различными видами деятельности: играют, разучивают чистоговорки и стихи, драматизируют диалоги.

-развитие фонематического восприятия

- формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

-улучшение внятности и четкости произнесения слов и фраз

- умение правильно пользоваться ударением в словах и произносить их согласно нормам литературного произношения

- воспитание у всех детей умения пользоваться нужной громкостью голоса, произносить слова и фразы в нужном темпе с учетом интонационных средств выразительности

1. Развивать речевой слух детей, постепенно развиваяего основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление, фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.

4. Воспитать умения регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.

5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.

7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Адресат программы: дети 5-7 лет.

Программаможет использоваться:

- в группах ДОУ общеразвивающего вида,

- в группах ДОУ для детей с нарушениями речи (ОНР, ФФНР).

Форма проводимой работы: групповая.

Программа рассчитана на 1 год

Занятия продолжительностью по 20 минут, один раз в неделю. Всего 36 занятий.

Содержание программы

Занятия включают в себя:

Артикуляционную и дыхательную гимнастику

Развитие фонематического восприятия:

1) Различение неречевых звуков:

– развитие слухового восприятия, внимания, памяти

– различение высоты, силы и тембра голоса

– восприятие темпа и ритма речи.

2) Различение речевых звуков:

– формирование фонематического восприятия

– различение слов, близких по звучанию

– различение звуков

– формирование фонематического анализа и синтеза

– формирование фонематических представлений.

Ведётся работа над звуко-слоговой структурой слова, звуко-буквенным анализом и синтезом слов

Формирование представления о слоге, слове, предложении.

Уточнение и обогащение словарного запаса

Повторение чистоговорок и скороговорок, стихотворений.

Упражнения и дидактические игры на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, внимания, памяти.

К концу курса у детей улучшается фонематический слух. Они дифференцируют звуки в слогах и в словах. Речь более чёткая. Развивается навык звуко-слогового анализа и синтеза слов. Увеличивается словарный запас. Детям будет проще понимать и воспринимать устную речь. Это поможет лучше подготовить ребёнка к школе и предупредить нарушения письменной речи (дисграфию и дислексию).

Тематический план занятий

1. Узнавание неречевых звуков.

2. Развитие речевого дыхания.

3. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

4. Работа над ритмом. Постановка ударения в словах.

5. Работа над темпом.

6. Работа над чёткостью дикции и над интонацией.

7. Различение слов, близких по своему звуковому составу.

8. Дифференциация фонем. Гласные звуки.

9. Дифференциация фонем. Твёрдые – мягкие согласные звуки.

10. Дифференциация фонем. Звонкие –глухие согласные звуки.

11. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. («с-ш», «з-ж»)

12. Дифференциация сонорных звуков. («л-р», «л`-р`»)

13. Дифференциация слогов.

14. Слоговая структура слова.

15. Деление слов на слоги.

16. Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов.

17. Слова сложной звуко-слоговой структуры.

18. Развитие интонационной выразительности. Чтение стихов.

19. Развитие интонационной выразительности. Чтение по ролям.

Горчакова А. М. «Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи» //Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» - Самара, СГПУ, 2003 – с. 70-83.

Каше Г. А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи.» М., 1985.

Казанская В. Л., Шматко Н. Д. «Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия» // Дефектология, 2002, №6- с. 67.

Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН» – в 3 ч. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.

Курицына А. М. «Формирование связной речи у детей 5-6 летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» // Дефектология, 1998, №6-с. 42.

Лукина Н. А., Никкинен И. И. «Научи меня слышать.»- СПб. : «Паритет», 2003.

Оскольская Н. А. «Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи» // Дефектология, 2001, №2-с. 49.

«Основы теории и практики логопедии» / Под ред. Левиной Р. Е. – М. ; 1968 – с. 7-30.

Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов.» – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999-224 с.

Селивёрстов В. И. «Речевые игры с детьми.»- М. : ВЛАДОС, 1994 – 344 с.

Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. «Нарушения речи у детей» // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М. : ГИЦ ВЛАДОС, 1997г. - с. 96-102.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада).»- М. : МГОПИ, 1993 –72 с.

Консультация для родителей. Тема: «Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе» Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения.

Взаимодействие логопеда с учителем

Взаимодействие логопеда с учителем Является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому.

Различные компьютерные программы, которые используют в работе логопеды

Размещаем ссылки на различные компьютерные программы, которые логопеды используют в своей работе.

Валентина Пашнина

работала с программой игры для тигры.очень хорошая программа. включает 4 раздела по коррекции: фонематический слух, звукопроизношение, лексика и просодика.Очень красочная.

Программно-аппаратный комплекс " ВИДИМАЯ РЕЧЬ III" является разработкой известнейшего в компьютерном мире производителя - компании IBM. Он предназначен для коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Включенные в комплект 14 модулей программы позволяют работать как с детьми так и со взрослыми пациентами. Идея визуального контроля речи и игровой принцип работы позволяет в несколько раз ускорить работу по формированию речевых навыков. В каждом из игровых модулей программы имеется по 4 различных анимационных заставки, что исключает эффект пресыщения в работе с пациентами и способствует высокой мотивационной готовности ребенка к занятиям.
С 1997 г. это лучший продукт для визуализации речевых функций.
Эта разработка заинтересует специалистов по речевым нарушениям различного профиля: логопедов, сурдопедагогов, афазиологов и др. Ресурсы программы могут и должны быть умело модифицированы и использованы специалистом в направлении конкретных развивающих задач. Помимо "лобовых" способов коррекции многих речевых нарушений заключенных в программе, работа с этим продуктом может лишь визуально сопровождать многие традиционные приемы коррекции речевых нарушений. Разумеется, программа не охватывает всех направлений работы логопеда или сурдопедагога, более того коррекционный потенциал местами можно отметить как очень ограниченный, но тот объем целевого коррекционного воздействия, который в короткий срок можно сделать при помощи этой программы просто нельзя сравнить с традиционными средствами логопедии и сурдопедагогики.

Фонематический слух является основой чёткого произношения звуков, воспроизведения слоговой структуры слова, овладения грамматическими нормами языка, успешного усвоения навыков письма и чтения. Можно сказать, что фонематический слух – это фундамент всей речевой системы.

Формирование фонематического слуха проходит в процессе восприятия речи окружающих и во время произнесения слов, соответствующих услышанным образцам.

Как лучше развивать фонематический слух у малыша, как добиться хороших результатов? Бесспорно, самым интересным и эффективным способом будет игра .

Во время игры ребёнок прислушивается к звукам природы, к бытовым звукам, к звучанию слов, определяет, есть ли звук в слове, учится различать сходные звуки, проговаривать одно-, двух- или многосложные слова.

Хочу предложить вам подборку таких игр :

1. «Где колокольчик?»

Эта игра направлена на развитие слухового внимания и учит ориентировке в пространстве.

Ребёнок стоит или сидит, закрыв глаза. Взрослый с колокольчиком (или другим звучащим предметом) двигается по комнате и звенит. Малыш, не открывая глаз, должен показать рукой в том направлении, откуда слышится звук.

2. «Какой звук?»

Игра способствует развитию фонематического восприятия, учит выделять одинаковый звук.

Взрослый называет 3-4 слова, в которых есть один и тот же звук: л опата, сто л , мо л око – ребёнок должен догадаться, какой звук есть во всех названных словах.

3. «Инопланетянин»

Играя в эту игру, ребёнок учится воспроизводить услышанные цепочки слогов.

Говорите малышу, что к вам прилетел в гости с другой планеты инопланетянин. Он не умеет говорить на нашем языке, но хочет с нами подружиться и поиграть. Он будет произносить, а ты попробуй повторить за ним: «Ку-ку-ко. та-то-ту. ша-ча-ша. ма-ма-на . » Сначала роль инопланетянина берёт на себя взрослый, а затем ребёнок.

4. «Назови лишнее»

Взрослый произносит слоговые цепочки: « га – га – га – ха – га, ша – ша – ша – жа – ша» . Ребёнок должен топнуть, когда услышит «лишний» слог (который звучит по-другому).

5. «Телеграфисты»

Взрослый и ребёнок – это телеграфисты, которые передают и принимают телеграммы. Сначала взрослый «передаёт содержание телеграммы»: произносит слово по одному звуку: р, а, д, у, г, а. Ребёнок «принимает телеграмму» – называет слово целиком, то есть проводит операцию звукового синтеза. Затем игроки могут поменяться ролями, и продолжить игру.

6. «Не ошибись».

Взрослый показывает малышу картинку и чётко называет её, например, « ромашка ». Затем поясняет, что будет называть эту картинку по-разному (правильно или неправильно). Ребёнок должен топнуть ножкой, когда услышит неправильно произнесённое слово.

Взрослый произносит: «Ломашка – ромашка – гомашка - ромачка» . Так можно обыграть любое слово. Начинать нужно со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к более сложным. Дети с удовольствием играют в эту игру.

7. «Верно – неверно»

Игра похожа на предыдущую. Эта игра учит выделять на слух правильно произнесённое слово.

Взрослый показывает ребёнку картинку и называет её, каждый раз заменяя первый звук: шамолёт, замолёт, самолёт, чамолёт, вамолёт. Малыш должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово, произнесённое верно.

8. «Помоги Незнайке»

Игра совершенствует слуховое внимание и фонематический слух.

Говорите ребёнку, что Незнайка ездил в деревню и рассказал, что он там увидел. Послушай внимательно и исправь ошибки Незнайки.

Ко с а побежала в огород.

Ко л ова пасётся на лужайке.

Ко ч ка лакает молочко.

Соба х а сидит в конуре.

Играйте со своим малышом, и он порадует вас красивой правильной речью.

Интересная статья?

Жмите палец вверх , подписывайтесь на канал , и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии , делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!


Моя маленькая дочь Ева на вопрос о том, как ее зовут, отвечает: «Иси». При этом она достаточно четко произносит слог «ва» в других словах. Когда же я прошу ее повторить за мной «ва-ва-Ева», она отвечает: «ва-ва-Иси». Почему так? Все просто — она не слышит свое имя как «Е-ва», она распознает его, как одно целое и, что самое важное, она не слышит, что говорит неправильно. Почему так? В силу возраста у нее недостаточно развит фонематический слух.

Что такое «фонематический слух»

С этим термином сталкиваются родители детей, у которых возникли проблемы с речью. Обычно о нем говорят логопеды, так как развитие фонематического слуха — это первая ступень формирования речи.

«Фонематический слух помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам». (Е.В. Лебедева, учитель-логопед, «Игры и упражнения для развития фонематического слуха в домашних условиях»).

Без родного языка невозможно изучение иностранного. Ведь для понимания речи нужно правильно услышать звуки и слоги, понять и произнести их, а также — определить, правильно ли ты произнес.

Как формируется фонематический слух

Когда младенец начинает слышать звуки, для него они как красивая песня, если это голос мамы и близких. Со временем ребенок начинает различать фразы, понимать их смысл и пытаться воспроизводить. И только после этого он начинает слышать и различать отдельные слова.

Если в раннем возрасте у ребенка есть возможность ходить и бегать — у него будут сильные ноги; если он рассматривает много ярких книжек с картинками — научится видеть разные цвета и формы; если ребенок слышит много слов, звуков и музыки — разовьется слух.

Как правило, звуковым пространством малышу служат мамины сказки и музыкальные занятия в детском саду. Однако не всем детям этого достаточно. Как и любой другой навык, умение слышать нужно развивать.

Именно поэтому в моей практике дети, которые посещают музыкальную школу, имеют прекрасный фонематический слух, а следовательно — имеют меньше сложностей при знакомстве с иностранным языком. Они легче усваивают особенности произношения и запоминают новые слова, потому что они их хорошо слышат и могут повторить.

Но даже если ребенок не ходит в музыкальную школу, научите его слышать и различать разные звуки. Другими словами, помогите ему развить фонематический слух. Как это сделать?

Очень полезно обратиться к логопедам или прочитать их рекомендации. Существует много материалов, созданных для родителей, в которых есть интересные и полезные упражнения. Однако, как правило, логопеды начинают работать с детьми, которые уже имеют нарушения речи, в возрасте пяти лет и старше. Фонематический слух же можно и нужно начать развивать раньше.

Шаг первый: что делать в раннем возрасте

В возрасте двух-трех лет начните с простых упражнений для развития слуха. Это поможет ему сформировать правильную родную речь.

1. Прослушивание музыки

Выбирайте музыку, которая имеет четкую мелодию. Идеально подойдут детские песенки, а также очень многие классические произведения. Не выбирайте музыку, имеющую большое количество низких звуков. Обилие басов со временем травмирует очень чувствительную барабанную перепонку ребенка и приведет к снижению слуха. По этой же причине важно включать записи тише, чем для взрослого.

Обязательно слушайте вместе. Хлопайте или танцуйте в ритм, чтобы ребенок научился слышать музыку отдельными ритмическими фразами. Пойте, и через какое-то время он захочет вам подпевать, что улучшит произношение малыша.

2. Игры с шумными игрушками

Честно признаюсь, сама я не очень люблю такие игрушки, но для развития ребенка они очень важны. Бубны, барабаны, колокольчики, маракасы, ксилофоны и металлофоны, свистки и дудочки введут дошкольника в мир звуков, научат выделять их из окружающего звукового пространства.

Особо хочу остановиться на духовых инструментах. В логопедии есть такой термин как «формирование воздушной струи» — дети с тяжелыми нарушениями речи не могут правильно пропускать воздух через рот (дуть). Поэтому важно научить небо, губы, язык и зубы ребенка правильно пропускать воздух через рот, чтобы в дальнейшем можно было произносить четкие и правильные звуки. Следовательно, мы организуем дома семейный оркестр, в котором малыш играет на дудочке, а взрослые аккомпанируют бубном или маракасами.

Надуваем мыльные пузыри. На этом этапе нежелательно использовать приспособления, помогающие запускать сразу много пузырей. Пусть ребенок сначала научится их надувать.

3. Звуковые игры

Самые полезные упражнения для развития слуха — это, конечно же, игры. Тем более, что со звуками тоже можно очень интересно играть. Например, мы берем несколько игрушек, которые издают звуки: бубен, барабан, свисток, резиновые игрушки-пищалки и кладем перед ребенком. Вместе слушаем, как звучит каждая игрушка, после чего просим его закрыть глаза. Пусть угадает, какой игрушкой мы «пошумели», пока он не видел. Дальше посложнее: издавайте звуки громче или тише, играйте мелодию на дудочке или отбивайте ритм на барабане.

Второй вариант — это игра с детским разноцветным металлофоном или ксилофоном. Мы также просим ребенка закрыть глаза и ударяем молоточком по одной из разноцветных клавиш. Малышу нужно угадать, клавиша какого цвета прозвучала.

4. Игра «Такой же/отличается»

Умение понимать, что какие-то предметы, картинки или прочее одинаковые или имеют отличия — это сложная мыслительная операция. Однако различать звуки важно для развития фонематического слуха. Поэтому так же, как мы играем с картинками: просим найти такую же или найти отличия, мы играем и со звуками. Попросите ребенка закрыть глаза и «пошумите» одной или двумя игрушками. Он должен определить, одинаковые ли звуки услышал.

Шаг второй: что делать, когда родная речь сформирована в возрасте 5-6 лет

На этом этапе мы играем не со всеми звуками, а с теми, которые слышим в потоке речи. Здесь помогут речевые игры, которые предлагают логопеды.

1. Игра «Хлопушки»

Для начала выбираем какой-то один звук, например, «у» и просим ребенка прислушаться: «у-у-у». «Кто так говорит?». Далее предлагаем поиграть: ребенку нужно будет хлопать в ладоши каждый раз, когда он услышит звук «у». Называем слова:

Начинать нужно с гласных звуков под ударением. Из моего опыта, вначале дети очень много ошибаются, но со временем точно определяют их в словах.

После этого поиграйте с сонорными согласными (л, м, н), далее — со звонкими согласными, а затем — с глухими. Звук «р» и шипящие должны быть последними. Эти звуки самые сложные для произношения. Если он не сможет их выговорить, то потеряет мотивацию и откажется играть дальше.

Для разнообразия поменяйте хлопки на любую другую активность, интересную ребенку: прыжки или повороты.

2. Игра «Малыш»

Для игры нам понадобится любая игрушка с «лицом». Это будет «малыш», который учится говорить. Мы просим ребенка послушать и проверить, правильно ли он называет слова:

моРоко (ребёнок должен услышать и сказать «молоко»),

уМонили миФку на поР,

оторМали миФке Дапу,

всё Давно его не Мрошу,

потому что он Бороший.

3. Игра «Найди звук»

Эта игра встречается во многих пособиях, но подходить к ней нужно после того, как ребенок успешно справился с более простыми упражнениями и научился определять звуки в слове. Он теперь должен определить, где находится звук: в начале, середине или конце.

Чтобы упражнение было интересно ребенку, я использую игрушки. Идеальное сочетание — паровозик и маленькая куколка в качестве «пассажира». Если ребенок слышит звук в начале слова, он усаживает пассажира на переднюю часть транспорта, если в середине — то в центр или внутрь и т. д.

Веселые и простые игры очень нравятся детям и помогают в развитии фонематического слуха. Научившись слышать звуки в потоке речи родного языка, дети без особого труда распознают произношение иностранной речи. Развитый фонематический слух позволяет ребенку освоить иностранную речь и сформировать правильное произношение на иностранном языке.

P.S. Пока я писала эту статью, моя дочь играла рядом. Я еще раз спросила ее: «Как тебя зовут?», на что она ответила: «Ава». Ура! Мы слышим «ва», осталось услышать «е».

Вам может быть интересно:

Читайте также: