Коррекционная программа по развитию памяти у подростков

Обновлено: 06.07.2024

Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. В период дошкольного детства формируются предпосылки учебной деятельности детей, происходит перестройка восприятия, внимания, мышления, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные.

Уровень развития внимания и памяти во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Обучаясь в школе, ему необходимо будет выполнять задания, требующие сосредоточения внимания волевым усилием и запоминания необходимой информации. Поэтому для будущих учеников большое значение имеет развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно с развитием отдельных его свойств (объема, концентрации, переключения, устойчивости) и произвольной памяти, которая развивается по мере освоения ребёнком приёмов запоминания.

Таким образом, чтобы подготовить ребёнка к полноценной учебной деятельности, необходимо целенаправленно формировать у детей произвольность психических функций.

Основная цель реализации программы: развитие и коррекция внимания и памяти.

Участники программы – дети 6-7 лет.

Дети-участники программы набираются в группы по итогам диагностики

( методики: “10 слов”, “10 предметов”, “Опосредованная память”, “Корректурная проба”, “Да и нет”, “Графический диктант”).

Количество детей – 6-8 человек.

Количество занятий -17, продолжительность занятий-25 минут.

  • повышается концентрация, переключаемость, устойчивость внимания;
  • увеличивается объем вербальной и зрительной памяти;
  • формируются приёмы запоминания;
  • повышается уровень развития смысловой памяти;
  • формируется самостоятельность в выполнении заданий

При оценке результатов работы по данной программе проводится повторная диагностика.

Упражнения и игры представлены в приложениях.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Найди отличия", "Летает - не летает" "Да и нет - не говорить”"

Развитие и коррекция памяти:

"Каскад слов", "Запомни картинки ", "Слушай всё запоминай - на вопросы отвечай"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Сравни картинки", “Съедобное - не съедобное”

Развитие и коррекция памяти

"Снежный ком", " Запомни и нарисуй", "Весёлые таблицы"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

Развитие и коррекция памяти:

"Снежный ком", "Весёлые таблицы", “Слушай всё запоминай - на вопросы отвечай"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Птица - не птица", " Чего не стало"

Развитие и коррекция памяти:

"Снежный ком", "Запомни и нарисуй", "Весёлые таблицы"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Цифровая таблица", "Да и нет - не говорить”"

Развитие и коррекция памяти:

"Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Бывает- не бывает", "Цифровая таблица"

Развитие и коррекция памяти:

"Слушай всё запоминай, на вопросы отвечай", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Топ- хлоп", "Не пропусти растение"

Развитие и коррекция памяти:

"Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Рыба, птица, зверь", "Да и нет - не говорить”"

Развитие и коррекция памяти:

"Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Да и нет - не говорить”", "Не пропусти профессию"

Развитие и коррекция памяти:

"Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Найди отличия", "Не пропусти животное"

Развитие и коррекция памяти:

"Пересказ", "Опосредованная память", "Выполни движение "

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Да и нет - не говорить”", "Чего не стало "

Развитие и коррекция памяти:

"Пересказ", "Опосредованная память", "Выполни движение "

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Что изменилось", "Не пропусти растение"

Развитие и коррекция памяти:

"Пересказ", "Запомни парочки", " Выполни движение "

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

Развитие и коррекция памяти:

"Пересказ", "Запомни парочки", "Опосредованная память"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Разложи палочки также ", “ Рыба, птица, зверь "

Развитие и коррекция памяти:

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

" Разложи палочки также ", " Не пропусти профессию"

Развитие и коррекция памяти:

"Запомни парочки", "Пиктограммы", " Запомни стихи по картинкам "

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Разложи палочки также ", "Да и нет, не говорить"

Развитие и коррекция памяти:

"Пиктограммы", "Запомни стихи по картинкам"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. - Екатеринбург, 2004.

2. Гаврина С. Е. , Кутявина Н, Л. и др. Развиваем внимание. - М. , 2003.

4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб. , 2004

5. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
6. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.

7. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Екатеринбург, 2003.

8. Узорова О. В, Нефедова Е.А.350 упражнений для подготовки детей к школе.- М., 2003.

9.Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.

Программа направлена на ознакомление и содействие равитию у подростка разных видов памяти, которые помогут ему более успешно справляться с процессом обучения.

ВложениеРазмер
Развитие памяти. 558.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ (7- 9класс)

«Развитие памяти у подростка»

Возраст на начало занятий_________________

Результаты первичной психодиагностики:_________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель индивидуальной программы: содействие развитию у подростка разных видов памяти, которые помогут ему более успешно справляться с процессом обучения.

  1. Получение представления об основных процессах и видах памяти.
  2. Обучение подростка распознаванию особенностей развития своей памяти.
  3. Знакомство и обучение основным приёмам запоминания.

Длительность программы: программа рассчитана на 18 часов, 1 раз в неделю, длительность занятия 45минут .

Срок реализации программы с ……………20… г. по……………20…. г.

Учебно-тематический план программы «Развитие памяти у подростка»

Содержание (методы и приемы)

- ознакомление с основными процессами и видами памяти

- мотивирование подростка на работу

- выявление особенностей развития памяти

Беседа о значении памяти в жизни человека

Предоставление информации о видах памяти

Упражнение «Вспомни движения»

- знакомство с удобными способами запоминания

- закрепление способов запоминания на практическом материале

Знакомство с приёмами запоминания (Приём рифмы, составление фраз, приём «мест», приём «группировки»)

Рефлексия о приёмах, которые использует подросток, чтобы что-то запомнить.

Упражнение «Список дел»

- обогащение словарного запаса

- тренировка зрительной памяти

- увеличение объёма памяти

Упражнение «Высший пилотаж»

-развитие долговременной памяти

- увеличение объёма памяти

– развитие слуховой памяти

Упражнение «Запомнившиеся слова»

Упражнение «Как Суворов»

Упражнение «Переговори меня»

- развитие образной и зрительной памяти

- способствование развитию объёма памяти

Упражнение «Разноцветный лабиринт»

Упражнение «Интересный язык»

Упражнение «Рисование фигур»

- развитие словесной памяти

- обогащение словарного запаса

- развитие умения строить сложные предложения

- развитие образной памяти

Упражнение «На языке вертится»

Упражнение «Интересное кино»

- развитие словесной, образной памяти,

- развитие воображения, мышления

- развитие слуховой и зрительной памяти

Упражнение «Кубики, буквы, слова»

Упражнение «Песни и стихи»

Упражнение «Телефонные номера»

- развитие логической памяти, зрительной и долговременной

- увеличение объёма памяти

Упражнение «Развиваем память»

Упражнение «Вспомни группы»

Упражнение «Имена и лица»

- тренировка концентрации внимания

- развитие образной памяти

- развитие слуховой памяти

Упражнение «Что? Где? Сколько?»

Упражнение «Разноцветное упражнение»

Упражнение «Переговори меня»

- развитие образной памяти

- развитие зрительной памяти

- развитие ассоциативной памяти

Упражнение «Найди отличия»

Упражнение «Возникшие ассоциации»

- развитие ассоциативной памяти

- развитие зрительной памяти и воображения

Упражнение «Нарисуй по памяти»

Упражнение «Представь себе»

- развитие ассоциативной и образной памяти

- выработка устойчивых навыков к запоминанию

- увеличение объёма памяти

Упражнение «Совсем нелогично»

Упражнение «Логичные ассоциации»

Упражнение «Нелогичные ассоциации»

Дом. задание «Всё наоборот»

- развитие ассоциативной и зрительной памяти

- обогащение словарного запаса

- развитие умения упорядочивать запоминаемую информацию

Упражнение «Назови ассоциацию»

Упражнение «Отыщи картинки»

Упражнение «Весёлый художник»

Дом. задание «Воспоминания перед сном»

- развитие образной памяти

Упражнение «Вспомни предмет по памяти» (устно, в рисунке)

Дом. задание. «Фотографирование обстановки»

- развитие ассоциативной памяти с использованием приёма классификации

- развитие образной и двигательной памяти

Упражнение «Герои сказок»

Упражнение «Составь своё задание с героями»

Дом. задание «Изображение и движение»

- развитие образной и словесно-логической памяти

- развитие ассоциативной памяти

Упражнение «Представляем и запоминаем»

Упражнение «Логичные ассоциации»

Упражнение «Нелогичные ассоциации»

Дом.задание «Работа со стихотворением»

- развитие образной и словесно-логической памяти

- развитие опосредованной памяти

Упражнение «Устный портрет»

Дом. задание «Прогулка»

- подведение итогов работы

- выявление наиболее удобных способов запоминания для подростка

Рефлексия накопленного опыта и успешность применения его в жизни.

Выполнение заданий, позволяющих проследить динамику усвоения предложенного материала.

  1. Немов Р.С . Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛДДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. )
  2. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. Под ред. Дубровиной И.В., Круглова Б.С. М.: Педагогика, 1988.
  3. Преподавание психологии в школе, 3 - 11- й классы: Учебно-методическое пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.
  4. Развиваем детскую память/ С.В. Кузнецова, Е.А. Терских. – Ростов н/Д; Феникс, 2011.

Рекомендуется использовать методики (Немов Р.С):

- Методика «Оценка объёма слуховой памяти»

- Методика «Оценка объёма зрительной памяти» (Блейхер В.М., Крук И.В. Боков С.Н.)

- Методика «Уровень развития кратковременной и долговременной памяти »

- Методика «Запомни двухзначные числа»

Практический материал к занятиям.

- ознакомление с основными процессами и видами памяти

- мотивирование подростка на работу

- выявление особенностей развития памяти

1.Беседа о значении памяти в жизни человека

Основное отличие памяти пятилетнего ребёнка, старшеклассника и взрослого – различные формы использования своих способностей. Взрослые для запоминания прибегают к определенным приемам, связывают новую информацию с прежним опытом, образуя ассоциации, готовят заметки, конспекты, план, т.е. прибегают к приемам мнемотехники, включая механизм опосредованной памяти.

Развитие памяти, конечно, связано со здоровьем человека, с возрастом и, к сожалению, имеет тенденцию к снижению. Понятно, что память ухудшается при недосыпании, усталости, физическом недомогании. Но даже в зрелом возрасте, после 65—70 лет, у людей, занимающихся интеллектуальной творческой деятельностью, память долго «не стареет».

2 .Предоставление информации о видах памяти.

  • Зрительная
  • Слуховая
  • Обонятельная
  • Осязательная
  • Вкусовая

Также память делиться на непроизвольную и произвольную, кратковременную и долговременную, механическую и смысловую (логическую)

3.Упражнение «Вспомни движения»

Хорошо ли ты запоминаешь разные движения? Попробуй как можно точнее показать, как…

- ударяют молотком по гвоздю;

- мама моет посуду;

- передвигается маленький ребёнок, который ещё только учиться ходить.

- знакомство с удобными способами запоминания

- закрепление способов запоминания на практическом материале

1.Знакомство с приёмами запоминания (Приём рифмы, составление фраз, приём «мест», приём «группировки»)

- составление рифмы на запоминание чего-либо

- составление фраз: Пример: чтобы запомнить цвета радуги («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)

приём «мест» (чтобы запомнить список вещей каждую помещают на определённое место: холодильник, шкаф и т.д.)

- приём «группировки» (чтобы запомнить какие-то предметы можно объединить их в несколько групп).

2.Рефлексия о приёмах, которые использует подросток, чтобы что-то запомнить.

3. Упражнение «Список дел».

Проведи эксперимент. Попробуй составить два списка. В одном запиши те дела, которые уже сделал. А в другом – те которые не смог завершить по каким-либо причинам. Каких действий тебе удалось вспомнить больше, завершённых или незавершённых?

- обогащение словарного запаса

- тренировка зрительной памяти

- увеличение объёма памяти

Цель: развитие памяти, увеличение объема памяти.

В игре принимают участие несколько человек. Все встают в круг, ведущий дает задание: по очереди поприветствовать всех не только словом, но и каким-либо жестом, движением. Первый человек приветствует всех и показывает свое движение, второй должен повторить приветствие и движение первого и поприветствовать и показать свое движение, третий игрок произносит приветствие и показывает движение первого и второго участников. Затем говорит свое приветствие и показывает свое движение и т.д.

Примечание: задания могут быть разными. Назовите свое имя и покажите какой-либо жест; назовите животное и покажите движение, которое ему присуще.

Цель: развитие долговременной памяти, увеличение объема памяти.

Ведущий предлагает послушать и записать слова, которые запомнил игрок. Слова: вагон, принцесса, акватория, километр, заря, бракосочетание, пингвин, эгоизм, праздник, телефон. Затем ведущий дает установку:

— Слова, которые сейчас будут прочитаны, нужно запомнить, а записывать их будем через неделю.

Слова: осина, чебурек, асфальт, крокодил, драка, симфония, сейф, термометр, геометрия, танк, вывод. Затем ведущий просит написать запомнившиеся слова.

Сравнивается количество слов, записанных после установки на долговременное запоминание, с количеством слов, записанных в первый раз. Сделать выводы о влиянии установки на запоминание.

Инструкция для ведущего: слова произносить громко, четко, не торопясь, между каждым словом делать паузу 1—2 секунды.

3.Упражнение «Высший пилотаж»

Цель: увеличение объема памяти.

Для того чтобы запомнить и понять текст научной статьи, нужно следовать некоторым правилам:

♦ прочитайте первый абзац статьи;

♦ найдите в словаре толкование неизвестных слов;

♦ через 5—7 минут прочитайте первый абзац еще раз и постарайтесь пересказать его своими словами;

♦ запишите коротко главную мысль первого абзаца;

♦ прочитайте второй абзац;

♦ найдите в словаре толкование неизвестных слов;

♦ через 5—7 минут прочитайте второй абзац еще раз и постарайтесь пересказать его своими словами;

♦ запишите коротко главную мысль второго абзаца;

♦ прочитайте всю статью;

♦ перескажите статью, опираясь на записанные тезисы.

Цель: обогащение словарного запаса, тренировка зрительной памяти и воображения.

Ведущий показывает написанное на карточке слово, просит игрока прочитать его, представить внешний вид этого предмета, его запах, вкус, и вслух описать этот предмет. Например: апельсин – круглый, оранжевый цвета, сочный, ароматный, сладкий с косточками. Слова для игры: снег, линейка, окно, подушка, кот, зубная паста, лист бумаги, куртка, ёжик, лимонад, тропинка.

-развитие долговременной памяти

- увеличение объёма памяти

– развитие слуховой памяти

1.Упражнение «Запомнившиеся слова»

Цель: развитие долговременной памяти, увеличение объема памяти.

Ведущий предлагает послушать и записать слова, которые запомнил игрок. Слова: метр, варежка, сосна, кофе, скорость, печаль, варенье, празднование, игрушка, кольцо. Затем ведущий дает установку:

— Слова, которые сейчас будут прочитаны, нужно запомнить, а записывать их будем через неделю.

Слова: карта, ландыш, золото, ствол, ракета, книга, вода, ночь, расстояние, метла. Затем ведущий просит написать запомнившиеся слова.

Сравнивается количество слов, записанных после установки на долговременное запоминание, с количеством слов, записанных в первый раз. Сделать выводы о влиянии установки на запоминание.

Инструкция для ведущего: слова произносить громко, четко, не торопясь, между каждым словом делать паузу 1—2 секунды.

2.Упражнение «Как Суворов»

Цель: развитие долговременной памяти, увеличение объема памяти.

Для того чтобы запоминать имена людей быстрее, прочнее и точнее, следует соблюдать основные принципы запоминания имен:

♦ при знакомстве с человеком правильно услышать и воспринять его имя и фамилию;

♦ в течение 20—30 секунд после восприятия имени повторять его несколько раз;

♦ в процессе повторения превратить имя в наглядный образ, т.е. связать имя с образом человека, с особенностями его внешности или поведения;

♦ несколько раз повторить наглядный образ имени, это способствует более прочному закреплению имени человека в памяти.

3.Упражнение «Переговори меня»

Цель : развитие умения концентрироваться, развитее слуховой памяти.

Ребёнку предлагается повторить скороговорку, сначала медленно, чтобы её запомнить, потом быстро и без ошибок.

  1. Семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.
  2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  3. От топота копыт пыль по полю летит.
  4. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  5. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  6. Дятел ель долбил-долбил, ствол у ели толстый был.
  7. Из кузова в кузов перегружали арбузы, в грозу от груза сломался кузов.

- развитие образной и зрительной памяти

- способствование развитию объёма памяти

1.Упражнение «Разноцветный лабиринт »

Цель: развитие образной памяти, способствование развитию увеличения объема памяти.

Материал: поле с расчерченными и пронумерованными 36 клетками разных цветов: 9 красных клеток, 9 синих клеток, 9 желтых клеток, 9 серых клеток; фишки красная, синяя, желтая и серая по 1 штуке (Приложение 14).

В игру играют три человека. Ведущий предлагает каждому игроку в начале игры выбрать фишку. Какого цвета выпадет фишка, такого цвета ячейки и нужно будет запоминать. Перед игроками на 30 секунд открывается квадрат с цифрами от 1 до 36, каждая написана в квадратике своего цвета.

Задание: запомни номера ячеек своего цвета. Через 30 секунд поле закрывается; игроки по очереди называют номера своих ячеек; за каждую правильную ячейку —

2 балла, за неправильную минус 1 балл. Выигрывает тот, кто наберет большее количество баллов.

2.Упражнение «Интересный язык»

Цель: развитие словесной памяти.

Материал: карточки с «иностранными словами» для каждого, листы бумаги, ручки или карандаши.

— Сегодня нам предстоит выучить новый язык и с его помощью пообщаться.

Раздаются карточки с «иностранными» словами.

Задание: составьте предложения: У меня зазвонил телефон. Все люди братья. У меня в кармане рубль. Наше здоровье в наших руках. Держи телефон в кармане. Здоровье за рубль не купишь.

Обратить внимание на то, что у каждого слова есть перевод, первая часть — русское слово, 2 часть — иностранное слово. Нужно запомнить иностранные слова.

Примечание: в следующей игре предложения и «иностранный язык» можно придумывать самим. Игру можно проводить, разбившись на команды, и переводить предложения на время.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1). Использование компьютерных игр для коррекции памяти, внимания, воображения, использование Интернета для коррекционных занятий с целью снижения количества детей, имеющих низкий уровень памяти и внимания.

2) . Оптимизация условий в целях сохранения, укрепления и формирования здоровья обучащихся 1 классов в период их адаптации к новым условиям.

Улучшить показатели памяти, внимания и других психических процессов, создать сайт психологической службы и банк коррекционно-развивающих игр, повысить мотивацию обучения учащихся и создать комфортные психолого- педагогические условия для их адаптации.

Использование развивающих компьютерных игр способствует развитию всех психических процессов, повышает самооценку учащихся, учебную мотивацию, способствуют лучшей адаптации детей к жизни.

Для решения поставленных задач была разработана программа « Эффективная память и внимание”, цель которой – оптимизация условий в целях сохранения, укрепления и формирования здоровья обучащихся . К созданию программы приступила с целью расширения ресурсных возможностей педагога- психолога. Учитывался тот факт, что дети дома имеют компьютеры, в школе знакомы с упражнениями для глаз, решили использовать с детьми развивающие игры ( 10 мин.). Выяснила, что все дети играютв развлекательные игры, но обучающие программы не используют. Противопоказаний заниматься компьютерными играми у участников исследования нет. При этом учитывался тот факт, что не все и не всегда можно компенсировать в развитии ребенка. Если пропустить сенситивный период, то многое будет потеряно, поэтому смещение тяжести проблемы приходится на начальную школу. Но и с обучающимися среднего звена надо продолжить работу по коррекции способностей с учётом современных требований к знаниям. Почему именно память и внимание? Это основные способности, которые нужны для усвоения знаний и пригодятся в последующем при выборе профессии. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляю совместно с логопедом, врачом, классным руководителем, родителями, социальным педагогом и учителями- предметниками в форме консультаций и консилиумов. Это одно из важных условий для реализации данной программы. Практическая реализация моей деятельности как психолога в данной системе предполагало работу в следующих направлениях:

1. Работа по предупреждению школьной дезадаптации обучащихся начинается до зачисления в 5 класс. В марте провожу психодиагностику в четвёртом классе, родительский лекторий с использованием презентации «Успешность и причины неуспеваемости», после которого провожу индивидуальные консультации с каждым родителем. Будущий классный руководитель знакомится с ребятами на тренинге « Планета моего класса», где проявляется уровень социального интеллекта, самостоятельности, стиль общения в классе, статус каждого ребёнка психологическая готовность детей к средней школе. В мае на консилиуме обсуждается вид дальнейшего обучения каждого ребёнка. Есть дети, которых переводим на традиционное обучение. Особое внимание уделяется категории детей, часто болеющим и детям из неблагополучных семей, как правило, имеющим недостатки развития интеллектуальной и личностной сферы. Кабинет психолога для таких детей получить и развитие и компенсировать дефицит внимания, общения. В течение следующего года провожу индивидуальные консультации для учителей-предметников.

2. Провожу комплексное исследование интеллектуальной, эмоционально – личностной сфер, мотивационной зрелости учащихся, т.к. недостатки в развитии личности также служат причиной возникновения школьной дезадаптации.

На мой взгляд, изначальную причину возникновения школьной дезадаптации надо искать в соматическом и психическом здоровье ребенка. По нашим наблюдениям, среди тех, кто тяжело адаптируется, дети, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто болеющие. Поэтому изучение особенностей психического развития детей начинаю со сбора анамнеза. На наш взгляд, данный вид работы приносит большую эффективность, т.к. позволяет выявить причины нарушения развития ребенка, наметить пути коррекции и понять какого результата ожидать , какие ориентиры обучения наметить с учителем. Так при сборе анамнеза обучащихся 1 класса выявлено:

4 уч-ся были частые заболевания на первом году жизни
у 1 ребенка – родовая травма головы
у 2 – хронические заболевания
1 уч-ся начал разговаривать после 3–3,5 лет

Безусловно, нарушение внутриутробного развития ребенка и уровень общего развития в дошкольном детстве оказали влияние на психическое развитие детей. Использую ряд диагностических методик для определения уровня развития психических функций. Данные исследования заносятся в карту “Социально-психологической зрелости коррекционного класса” (автор – Кумарина Г.Ф.), где составляется схема индивидуального развития учащегося класса компенсирующего обучения, а также отслеживаются в “Педагогической карте” (автор – Петрова Е.Э.), в которой выявляется состояние здоровья, намечаются пути коррекции. Для более полного представления о ребенке нами используется протокол регламентированного наблюдения поведенческих параметров адаптационного процесса. Следует заметить, что результаты проведенных исследований обязательно доводятся до сведения учителей, родителей и дальнейшая работа проводится в комплексе с учетом исследований и рекомендаций. У детей пришедших в 5 класс ККО отмечается низкий уровень развития памяти и внимания, что мешает обучению.

2. План действия.

В связи с вышеуказанными данными в 2017-18 уч.г. предприняла попытку подбора и создания программы щадящих компьютерных развивающих игр. Для этого использовала различные сайты из Интернета. На основе полученных данных составляю программу психокоррекционных занятий психолога. Учитывая, что в группах психологическая работа ведется в комплексе, то направления работы определяются для каждого специалиста, работающего в этом классе.

развитие зрительного, пространственного слухового восприятия

развитие познавательных функций

развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания в слуховой и в зрительной модальности

В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, усиливается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне неоднородна, это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранней детский аутизм; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности при обучении и развитии.

Специалисты выявляют следующие затруднения в процессе освоения программы и развития детей с ОВЗ:

отсутствует мотивация к познавательной деятельности;

темп выполнения заданий очень низкий; нуждаются в постоянной помощи взрослого;

низкий уровень развития свойств внимания, речи, памяти, мышления;

трудности в понимании инструкции; нарушения координации движений; низкая самооценка;

повышенная тревожность; высокий уровень психомышечного напряжения;

низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

По мнению, ведущих отечественных специалистов, образовательный процесс во многом опирается на память учащихся, под которой понимается запоминание, сохранение и воспроизведение. Изучение памяти детей с ОВЗ рассматривается как важное условие эффективного обучения и развития.

В психологии различают несколько видов памяти. В зависимости от характера материала, который запоминается, память может быть вербальной, образной, эмоциональной. Учитывая то, какой анализатор больше всего задействован в восприятии информации, которая запоминается, выделяют зрительную, слуховую, тактильную так же логическую и другие виды памяти. С учетом длительности сохранения память разделяется на долговременную, кратковременную и оперативную. Информация может фиксироваться непроизвольно и произвольно.

Память учащихся с ОВЗ характеризуется нарушениями запоминания, сохранения и воспроизведения. Помимо перечисленных недостатков памяти, следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала. Характерной особенностью большинства детей является неумение целенаправленно заучивать и припоминать. Особенности памяти детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются следующим образом: низкая активность; замедленная скорость; сниженные объем, точность и прочность запоминаемого.

Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей. Наглядная память преобладает над словесной.

Рассмотрев характеристику и взгляды специалистов о памяти школьников с ограниченными возможностями здоровья, мы выявили, что для лучшего усвоения материала и его запоминания они нуждаются в коррекции и развитии памяти. Коррекция и развитие должно осуществляться с помощью различных методом, форм и средств. Педагогу необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей с ОВЗ. В процессе обучения приемам запоминания необходимо учитывать к какой группе ОВЗ относиться данная категория детей

Из выше сказанного можно сделать вывод, о том, что для развития и коррекции познавательной деятельности целесообразно использовать не только обыденные приемы и средства работы, но и современные технологи, которые заинтересуют школьников с ОВЗ, и коррекционно-развивающая работа будет происходить успешнее.

Цель индивидуальной программы: содействие развитию у подростка разных видов памяти, которые помогут ему более успешно справляться с процессом обучения.

Задачи программы:

Получение представления об основных процессах и видах памяти.

Обучение подростка распознаванию особенностей развития своей памяти.

Знакомство и обучение основным приёмам запоминания.

Длительность программы: программа рассчитана на 8 занятий по зо минут, 2 раз в неделю.

Срок реализации программы: в течении одного реабилитационного сезона.

Тематическое планирование программы

«Развитие памяти у подростка»

(методы и приемы)

Длительность, мин

Определить уровень развития памяти

- Методика «Оценка объёма слуховой памяти» Немов Р.С.

- Методика «Оценка объёма зрительной памяти» (Блейхер В.М., Крук И.В. Боков С.Н.)

- Методика «Уровень развития кратковременной и долговременной памяти » Немов Р.С.

- Методика «Запомни двухзначные числа» Немов Р.С.

- ознакомление с основными процессами и видами памяти

- мотивирование подростка на работу

- выявление особенностей развития памяти

Беседа о значении памяти в жизни человека

Предоставление информации о видах памяти

Упражнение «Вспомни движения»

- обогащение словарного запаса

- тренировка зрительной памяти

- увеличение объёма памяти

Упражнение «Высший пилотаж»

-развитие долговременной памяти

- увеличение объёма памяти

– развитие слуховой памяти

Упражнение «Запомнившиеся слова»

Упражнение «Как Суворов»

Упражнение «Переговори меня»

- развитие образной и зрительной памяти

- способствование развитию объёма памяти

Упражнение «Разноцветный лабиринт»

Упражнение «Интересный язык»

Упражнение «Рисование фигур»

- развитие ассоциативной и образной памяти

- выработка устойчивых навыков к запоминанию

- увеличение объёма памяти

Упражнение «Совсем нелогично»

Упражнение «Логичные ассоциации»

Упражнение «Нелогичные ассоциации»

Дом. задание «Всё наоборот»

- развитие образной и словесно-логической памяти

- развитие ассоциативной памяти

Упражнение «Представляем и запоминаем»

Упражнение «Логичные ассоциации»

Упражнение «Нелогичные ассоциации»

Дом.задание «Работа со стихотворением»

Выполнение заданий, позволяющих проследить динамику усвоения предложенного материала.

- Методика «Оценка объёма слуховой памяти» Немов Р.С.

- Методика «Оценка объёма зрительной памяти» (Блейхер В.М., Крук И.В. Боков С.Н.)

- Методика «Уровень развития кратковременной и долговременной памяти » Немов Р.С.

- Методика «Запомни двухзначные числа» Немов Р.С.

Практический материал к занятиям.

Диагностика развития памяти.

Методика «Оценка объема слуховой памяти»

Цель: выявить уровень развития слуховой памяти.

Подготовить карточку с серией из 30 слов.

картон, неделя, вагон, пианино, ворона, звонок, карта, пчела, ружье, туча, охотник, лягушка, белка, слива, тополь, груша, скатерть, суп, плащ, кот, карандаш, самокат, уксус, цветок, гриб, небо, спичка, пробка, отель, сковорода.

Инструкция: называть слова с интервалом в 2 секунды одно за другим, сделать паузу в 10 секунд и попросить назвать услышанные слова в любом порядке. Инструктор должен отметить названные слова на карточке, чтобы потом точнее подсчитать результат.

Оценка результатов:

100% при воспроизведении 20—22 слов; 80% при воспроизведении 16—17 слов; 60% при воспроизведении 13-14 слов; 40% при воспроизведении 12—13 слов; 20% при воспроизведении 10-11 слов.

Выводы об уровне развития:

20—22 правильно названных слова соответствуют очень высокому уровню;

16-19 правильно названных слов соответствует высокому уровню;

15-13 правильно названных слов соответствуют среднему уровню;

10-12 правильно названных слов соответствуют уровню ниже среднего;

9—0 правильно названных слов соответствуют низкому уровню развития зрительной памяти.

Материал: лист бумаги и ручка.

Инструкция: сейчас я буду называть разные слова и предложения и после этого делать паузу в 20 сек. Во время этой паузы нужно на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит запомнить и затем легко воспроизвести те слова, которые я произнес. Рисунки или записи старайтесь делать за время паузы.

Зачитать слова и выражения: Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.

Оценка результатов:

1 балл — за правильно названное слово или выражение;

0 ,5 балла за приблизительно верное выражение, которое передано другими словами, например, сказано «челнок плывет», а правильно «лодка плывет по реке»;

0 балла — неверный ответ.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий;

4 —7 баллов — средний;

2 —3 балла — низко развитая опосредованная слуховая память;

0-1 балл — слабо развитая опосредованная слуховая память.

Методика «Оценка объема зрительной памяти»

(Блейхер В.М., И.В. Крук, С.Н. Боков в описании R.Meili)

Цель: выявить уровень развития зрительной памяти. Этот вид памяти характеризуется тем, как долго человек может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит ее основным показателем.

Подготовить 30 штук картинок 10х 10 см с изображением предметов (можно использовать изображение любых предметов, но они должны быть четко прорисованы и знакомы), карточку с названиями картинок.

Стол, воробей, ключ, грузовик, колокольчик, стул, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, телефон, дерево, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик, ваза, корова, диван, голубь, часы, самолет, очки, лампа, книга, пианино.

Инструкция: картинки показывать с интервалом в 2 секунды одну за другой.

Серия картинок: после показа серии картинок сделать паузу в 10 секунд и попросить назвать предметы в любом порядке. Инструктор должен отметить названные образы на карточке, чтобы оценка результатов была более точная.

Оценка результатов:

100% при воспроизведении 18—20 зрительных образов.

80% при воспроизведении 16—17 образов.

60% при воспроизведении 14—15 образов.

40% при воспроизведении 12—13 образов.

20% при воспроизведении 10—11 образов.

Выводы об уровне развития:

18—20 зрительных образов соответствуют очень высокому уровню;

16—17 образов соответствуют высокому уровню;

14-15 образов соответствуют среднему уровню;

12-13 образов соответствуют уровню ниже среднего;

10— 11 образов соответствует низкому уровню развития зрительной памяти.

Методика «Оценка объема оперативной памяти»

Цель: выявить уровень развития оперативной памяти.

Инструкция: вам будут зачитываться ряды из 5 однозначных чисел, ваша задача — запомнить числа в той последовательности, в которой они предъявляются. Затем следует в уме сложить первое число со вторым и записать сумму, второе сложить с третьим и записать сумму, четвертое с пятым и записать сумму. Всего должно быть четыре суммы.

4 6 7 9

8 7 8 7

4 4 6 7

9 4 6 7

10 5 11 15

12 10 11 11

15 13 11 934

Оценка результатов:

1 балл за правильно выполненное сложение.

Выводы об уровне развития:

От 25 до 20 баллов — очень высокий.

От 20 до 15 баллов — высокий.

От 15 до 10 баллов — средний.

От 10 до 0 баллов — низкий.

Методика «Уровень развития кратковременной и долговременной памяти»

Цель: определить состояние, в котором находится ваша память на сегодняшний момент.

Инструкция: отвечайте на вопросы, долго не задумываясь. Ответы подсчитайте следующим образом: никогда — 0, редко — 1, иногда — 2, часто —3.

1. Когда вы смотрите телевизионную передачу, читаете книгу, то легко можете вспомнить начало?

2. Легко ли вам вспоминать последние события?

3. Бывает, что вы входите в комнату и забываете зачем пришли?

4. Забываете ли вы о важных запланированных делах?

5. Можете ли вы заблудиться в знакомом месте?

6. Вам трудно вспоминать номера телефонов, которыми постоянно пользуетесь?

7. Трудно ли вам вспоминать фамилии людей, с которыми постоянно общаетесь?

8. Случается ли, что уходя, вы забываете выключить газ, свет, закрыть дверь?

9. Повторяете ли в разговоре то, что уже говорили?

10. Бывает ли, что не можете вспомнить, куда положили нужную вещь?

11 . Вам необходимо все записывать, чтобы не забыть?

13. Легко ли вы вспоминаете имена популярных людей, известных мест?

14. Бывает ли, что вы забываете о том, что вам только что сказали?

15. Теряются ли у вас вещи?

Оценка результатов:

От 7 баллов и до 0 — хорошо развитая память;

От 8 баллов до 15 — средний показатель, необходимо заняться тренировкой памяти;

От 15 баллов и выше — низкий показатель, необходимо заняться лечением у специалиста.

Методика «Особенности процесса запоминания»

Цель: установить динамику процесса запоминания.

Подготовить карточку с рядом слов.

Собака, катер, фильм, небо, вертолет, кнопка, чучело, арбуз, шляпа, фонтан, гора, дворец, кольцо, книга, якорь, мед, чашка, свеча, карандаш, стол. Банк, кошка, стена, верблюд, машина, красный, высоко, яблоко, конверт, небо, кисть, работа, сверток, буква, хорошо, звезда, кит, ветер, лампа, корова. Окно, цветок, слива, сильный, ложка, бумага, сахар, коробка, деньги, петух, гнездо, слава, крик, весело, конфета, салют, рыбак, шкаф, шапка, бегемот.

Задание: предлагается прослушать 20 слов, повторить те слова, которые вы запомнили. Дается шесть попыток, после каждой попытки записывается результат. Полученные в итоге данные представляются в виде графика заучивания.

На основе анализа кривой заучивания, представленной на этом графике, определяются следующие два показателя динамики заучивания.

Динамичность процесса заучивания устанавливается по характеру кривой:

hello_html_m595ecd87.jpg

♦ если от повторения к повторению эта кривая плавно поднимается вверх, то процесс заучивания считается достаточно динамичным (График I);

♦ если от повторения к повторению результаты не ухудшаются, оставаясь на прежнем уровне, то процесс заучивания характеризуется как среднединамичный (График 2);

♦ если от повторения к повторению результаты то улучшаются, то ухудшаются, это свидетельствует о нединамичном процессе заучивания (График 3).

Оценка результатов динамики заучивания:

♦ отличный результат — достаточно динамичный процесс заучивания;

♦ средний результат — среднединамичный процесс заучивания;

♦ низкий результат — нединамичный процесс заучивания — неудовлетворительно.

Оценка результатов продуктивности заучивания:

Каждое правильно названное слово — 1 балл.

Выводы об уровне развития процесса запоминания:

от 16 до 20 баллов — высокий уровень развития; от 15 до 12 баллов — средний уровень развития; от 12 до 8 баллов — уровень развития ниже среднего; от 8 баллов до 0 — низкий уровень развития.

Методика «Запомни двузначные числа»

Цель: установить уровень развития слуховой механической памяти.

Материал: лист бумаги и карандаш.

Инструкция: сейчас вам будут прочитаны 12 двузначных чисел. Вы должны внимательно выслушать и постараться запомнить все числа. По сигналу числа, которые вы запомнили, надо записать в любом порядке на листке.

Набор чисел: 16, 78, 53, 23, 36, 14, 43, 31, 87, 92, 59, 64.

Оценка результатов:

Правильно записанное слово – 1 балл.

10-8 баллов – отличный показатель;

7-6 баллов – среднее развития механической слуховой памяти;

от 4 баллов и до 0 – низкий уровень развития механической слуховой памяти.

Цель занятия:

- ознакомление с основными процессами и видами памяти

- мотивирование подростка на работу

- выявление особенностей развития памяти

1.Беседа о значении памяти в жизни человека

Основное отличие памяти пятилетнего ребёнка, старшеклассника и взрослого – различные формы использования своих способностей. Взрослые для запоминания прибегают к определенным приемам, связывают новую информацию с прежним опытом, образуя ассоциации, готовят заметки, конспекты, план, т.е. прибегают к приемам мнемотехники, включая механизм опосредованной памяти.

Развитие памяти, конечно, связано со здоровьем человека, с возрастом и, к сожалению, имеет тенденцию к снижению. Понятно, что память ухудшается при недосыпании, усталости, физическом недомогании. Но даже в зрелом возрасте, после 65—70 лет, у людей, занимающихся интеллектуальной творческой деятельностью, память долго «не стареет».

Читайте также: