Кружок по программированию для школьников программа

Обновлено: 06.07.2024

Программа кружка по техническому направлению «Юный программист» для начальных классов составлена на основе авторской программы Н.Н.Нечаева «Проектное моделирование как творческая деятельность» (М., «Просвещение», 1990), с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Содержимое разработки

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 611

Курортного района Санкт-Петербурга

ГБОУ НОШ № 611 СПб

/протокол № 1 от 30.08.2017/

Приказом № 382 от 31.08.2017 И.о.директора ГБОУ НОШ № 611 СПб ___________Н.О.Шаромова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ЮНЫЙ ПРОГРАММИСТ»

Возраст учащихся: 7 – 11 лет

Срок реализации: 2 года

Разработчик: Матяш Екатерина Николаевна, педагог дополнительного образования

Пояснительная записка.

Программа кружка по техническому направлению «Юный программист» для начальных классов составлена на основе авторской программы Н.Н.Нечаева «Проектное моделирование как творческая деятельность» (М., «Просвещение», 1990), с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Данная программа ориентирована на использование универсальной учебной компьютерной программы ПервоЛого, разработанной российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc, на формирование у учащихся начальных классов практических навыков, связанных с обработкой информации на компьютере и освоению основ проектно-творческой деятельности,

Занятия предполагают не только первоначальное знакомство с компьютером, но и развитие памяти, логического мышления, познавательных интересов учащихся, на основе активных (в основном игровых) методов и средств обучения.

Ключевая идея курса заключается в пропедевтике применения персонального компьютера как инструмента для создания проектов и подготовки их презентации.

Направленность программы – техническая.

Актуальность.

В век всеобщей компьютеризации информационная грамотность подростков обеспечивает им успешную адаптацию в социуме. Программа охватывает целый ряд областей человеческой деятельности, для успешной работы в которых знание современного компьютера является необходимостью. Компьютер – неотъемлемая часть современной жизни, однако не каждый ребенок знает, как с помощью компьютера решить некоторые учебные задачи: написать реферат, подготовить иллюстративный материал, найти информацию в Интернет, подготовить компьютерную презентацию.

Программа кружка «Юный программист» отвечает образовательным запросам учащихся и ориентирована на компетентностный подход в обучении, так как затрагивает рефлексивно-личностную и рефлексивно-коммуникативную сферы школьников и способствует активному познанию основных понятий и принципов предмета информатики, что, в свою очередь, способствует формированию информационной компетентности.

Программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана.

Отличительные особенности программы.

Новизна и отличие данной программы заключается в том, что знания по теории информационных технологий ученик получает в контексте практического применения данного понятия, то есть изучение программы дает возможность освоить теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте.

Адресат программы

Программа рассчитана на учащихся 7-11 лет, не имеющих специальной подготовки.

Цель: овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации, освоение основ проектно-творческой деятельности.

освоение правил поведения в компьютерном классе;

формирование бережного отношения к школьному имуществу;

формирование навыков здорового образа жизни;

освоение правил работы в сотрудничестве;

освоение правил анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов);

формирование правильного использования монологической речи.

формирование навыков здорового образа жизни.

развитие абстрактного и алгоритмического мышления;

развитие творческих способностей при конструировании;

развитие памяти, внимания, наблюдательности;

развитие творческого и рационального подхода к решению задач;

развитие возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика».

дать учащимся первоначальное представление о компьютере и сферах его применения, познакомить с программой ПервоЛого;

изучение технологии создания проектов в среде ПервоЛого по различным темам;

изучение приемов организации информации;

приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией;

обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей для любой предметной области.

Условия реализации программы.

Количество учащихся в группе – 1-ый год обучения групп 15 человек, 2-ой год обучения от 12 до 15 человек. Принимаются все желающие. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Рекомендуется посещать занятия в течение 2 лет. Возможен дополнительный набор на 2-м году обучения. Дети зачисляются в группу на основании заявления родителя (законного представителя) и приказа о зачислении в данный кружок.

По данной программе может работать педагог дополнительного образования с соответствующим уровнем образования и квалификации.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное приложение / CD -диск/

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

ИНТ. Программные продукты Лого

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Программное обеспечение графическая среда ПервоЛого

Планируемые результаты.

учащиеся освоили правила поведения в компьютерном классе;

научились бережно относиться к школьному имуществу;

сформировались навыки здорового образа жизни;

научились работать в сотрудничестве;

научились анализировать собственную деятельность (её ход и промежуточные результаты);

научились правильно использовать монологическую речь.

умеют абстрактно мыслить;

проявляют творческие способности при конструировании;

умеют творчески и рационально подходить к решению задач;

умеют самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;


Программа дополнительного образования «Юный программист» составлена на основе информационного письма Минобразования России от 13. 11. 2003 №14 - 51 - 277/13 об элективных курсах, Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерных требований к программам дополнительного образования детей (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11. 12. 06 №06 - 1844, санитарно - эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей (санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2. 4. 4. 1251 – 03 от 20. 06. 03). Разработана на основе методического пособия «Практикум по программированию» на СД диске - Информатика, издательство «Учитель» 2007г. Чернов А. Ф. и Чернов А. А.

Предлагаемый курс может использоваться как в предпрофильном курсе, при изучении элективных курсов, так и в системе дополнительного образования в виде кружковой работы.

Направленность программы – естественнонаучная. Формирование алгоритмического мышления и навыков программирования. Дополнительная образовательная программа «Юный программист» является прикладной, носит практико - ориентировочный характер и направлена на овладение воспитанниками основных приемов программирования. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально - культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Новизна программы. Программа содержит дополнительный изучаемый материал (работа со строками и файлами, рекурсии, олимпиадные задачи), значительно расширяет возможности формирования универсальных учебных и предметных навыков. В данном курсе на конкретных примерах рассматривается программирование на языках высокого уровня TurboPascal и Delphi. Показаны основные методы составления программ и примеры использования их при решении некоторых физических, математических, экономических и других задач. Отдельно вынесены задания для самостоятельных, контрольных работ, а также олимпиадные задания. На обучающем СД диске (13) предложено много тестов для контроля знаний, как в учебной, так и во внеклассной работе. Все поурочные планы представлены в PowerPoint. Их удобно использовать с помощью мультимедийного проектора. Специфика уроков курса состоит в том, что они строятся на уникальной дидактической базе – предметно - практической деятельности, которая является для учащихся необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.

Актуальность программы. При обычном обучении информатики, темы «алгоритмы» и «программирование» изучаются очень мало и поздно, это замедляет формирование алгоритмического мышления, не способствует развитию интереса учащихся в области программирования, учащиеся, как правило, не готовы успешно выступать на олимпиадах по информатике, теряют интерес к предмету. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для более раннего «погружения» учащихся в мир логики, математического моделирования, для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально - культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Она рассчитана на сотворчество и сотрудничество педагога и воспитанников. Данная программа дает возможность детям творчески мыслить, находить самостоятельные индивидуальные решения, а полученные умения и навыки применять в жизни. Развитие творческих способностей помогает также в профессиональной ориентации подростков.

Педагогическая целесообразность в представленной программе обуславливается возможностью повысить результативность обучения информатике и ИКТ при параллельном преподавании школьного основного курса и данного дополнительного, расширить мировоззрение учащихся, повысить предметные и межпредметные ЗУН и УУН, подготовки учащихся успешно освоить учебный материал и участвовать в олимпиадах, осознанного выбора профиля дальнейшего обучения и бедующей профессии.

Изучение информатики и информационно - коммуникационных технологий в данном курсе направлено на достижение следующей цели: естественно - научное обучение, воспитание и развитие учащихся в области алгоритмизации и программирования.

Задачи программы:

быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков;

освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в технологических и социальных системах, построению алгоритмов и компьютерных программ в средах Pascal, Delphi;

овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя; применять алгоритмы и приёмы программирования;

развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построение компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоление трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда; решения сложных задач и олимпиадных задач программирования.

Отличительная особенность данной дополнительной программы от существующих образовательных программ в том, что изучается материал, слабо представленный и не представленный в программе основного курса информатики и ИКТ, материал систематизирован, доступно и логично излагается, подкреплен мощным дидактическим материалом, направлен на практику программирования и подготовку к олимпиадам на развитие творчества и самостоятельности учащихся. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, по мере обучения выполняются все более и более сложные задания, оттачивается мастерство, исправляются ошибки. Обучаясь по программе, воспитанники проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы в среде программирования, научились «читать и понимать» простейшие алгоритмы и программы, а затем и создавать свои для решения практических и олимпиадных задач. Постепенно образуется система специальных навыков и умений, формируется интерес к творчеству, пробуждается желание творить самостоятельно - одна из главных задач руководителя кружка. Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке.

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 12 - 15 лет. В группе занимаются от 12 до 15 человек.

Срок реализации дополнительной образовательной программы рассчитан на 1 год обучения.

методического объединения ______________ Чаленко Е.А.

учителей МОУ «СОШ №12» приказ № от __.__.2015г. Протокол № 1 от 28.08.2015г.

Зам. директора по УМР

__________ Вараксина Е.В.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

КРУЖКА ПО ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ

« Программирование и сайтостроение »

для 7-9 классов в объеме 34 часа

ФИО учителя Пряникова Ю.Е.

Предмет: Информатика и ИКТ

Категория учителя: первая

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новоминформационном обществе.

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса «Информатика» состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.

В кружках внешкольных учреждений имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика» за счет большего времени, нежели чем в школе. Причем за счет гибкости индивидуальной программы, разработанной преподавателем кружка, приблизить обучение к реалиям современной жизни.

Известно, что любые объемы информации человек лучше усваивает, когда она поступает через канал зрения. Причина кроется в особенностях человеческой психики и физиологии. В силу этих особенностей рассматриваемые изображения очень быстро анализируются, моментально ассоциируются с накапливаемыми в течение всей жизни образами и распознаются намного выше, чем при анализе информации, поступающей, например, по слуховому каналу. Поэтому доля графических данных в профессиональной деятельности любого рада неуклонно растет. Следовательно, требуются и средства для работы с изображениями, и специалисты, умеющие грамотно использовать эти средства.

Настоящая учебная программа реализует современные требования по изучению профессиональных графических пакетов. При успешном ее освоении учащиеся могут рассчитывать на работу в дизайнерских студиях средней категории.

Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи), в последние годы все интенсивнее используются площадки для новых информационных технологий во внеурочное время. В связи с этим, фундаментальной проблемой современной системы образования является создание оптимального образовательного пространства, в котором все учащиеся достигли бы наивысшего уровня в развитии своих способностей.

Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности учебных планов и программ ограничивает возможность познавательного выбора и выбора практической деятельности, а также не может уделять достаточного внимания созданию необходимой среды общения и развития обучающегося в условиях информатизации общества. Новые возможности для творческого развития ребенка, его самоопределения и самореализации; условия для формирования информационной культуры школьников могут иметь занятия в рамках факультативных курсов, что может повысить эффективность обучения, определить инновационные подходы к формам взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого.

Сформировать у учащихся умения владеть компьютером как средства решения практических задач, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества путем обеспечения предпрофессиональной подготовки с ориентацией на углубленное изучение методов и приемов программирования.

  • формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;
  • формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
  • формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;
  • формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;
  • формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;
  • формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач;
  • запомнить основные этапы разработки Web-сайтов;
  • формирование знаний для работы в программе MicrosoftFrontPage2002 (устанавливать фон, создавать таблицы, набирать и редактировать тест, добавлять списки, вставлять изображения и кнопки, создавать гиперссылки);
  • создать самостоятельно собственный сайт, после усвоения теоретического материала курса и овладения практическими навыками.

Программа позволяет научиться создавать свои собственные Web- страницы и общий сайт учреждения с помощью различных компьютерных программ. Таким образом, данная программа направлена на решение задач развития общей культуры личности, адаптации личности к жизни в современном обществе, создание условий для осознанного выбора профессии и формирования жизненных планов. Курсы по технологии создания Web- сайтов привлекают особое внимание детей. Во-первых, это возможность узнать новое в области компьютерной графики, дизайна, коммуникационных технологий. Во-вторых, возможность создать сайт на тему, которая интересна, прежде всего, самому кружковцу, а так же сайт для родного учреждения. В-третьих, получение знаний, которые являются востребованными современным рынком труда. Т.о. данная программа связана с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей детей в зависимости от их способностей, последующих жизненных планов, а так же с интересами всего учреждения.

Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.

Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 16 лет, получивших начальное образование и обладающих характерным для данного возраста уровнем развития.

Программа построена на принципах:

Доступности - при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

Наглядности - человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

Сознательности и активности - для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.

Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности.

Основные воспитательные цели работы кружка:

бережное отношение к технике, имуществу и соблюдение правил ТБ при работе за компьютером и в различных жизненных ситуациях в целом;

рациональное планирование своего времени (учебного, рабочего, свободного);

чувство собственного достоинства и уверенности в своих знаниях;

гордость за свою группу, школу, город и стремление сделать для них максимум полезных дел;

стремление достичь результата в своей учебной деятельности и в жизни в целом через знания и упорный труд.

Количество часов в неделю: 1 час в неделю, всего 34 учебных часа.

6. Содержание учебного предмета

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
  • ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
  • исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Выпускник получит возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
  • оперировать объектами файловой системы;
  • применять основные правила создания текстовых документов;
  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
  • использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
  • работать с формулами;
  • визуализировать соотношения между числовыми величинами.
  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;
  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;
  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.

Ученик получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

7. Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема 1 . Основы алгоритмизации

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения

Тема 2 . Начала программирования

Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.

  • анализировать готовые программы;
  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
  • выделять этапы решения задачи на компьютере.
  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла

Тема 3 . Алгоритмизация и программирование

Этапы решения задачи на компьютере.

Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

  • выделять этапы решения задачи на компьютере;
  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
  • разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
  • (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
  • подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
  • нахождение суммы всех элементов массива;
  • нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
  • сортировка элементов массива и пр.).

Тема 4 . Коммуникационные технологии

Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.

Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

image

Я хочу вам рассказать о том, как я организовал бесплатный кружок по программированию для детей в одной московской школе. Возможно, мой опыт будет полезным желающим заняться чем-то подобным, а ваши комметарии будут полезны мне сделать кружок лучше.

Выбор языка программирования

Первым делом надо выбрать язык программирования. Первое, что пришло в голову — Java. На этом языке я пишу последние два с половиной года. Простой и понятный для изучения язык, плюс, он мне нравится. Но не хочется ставить JVM, смущает необходимость компиляции и ощущение, что не подходит этот язык для школьников 5-8 классов.

Тогда я вспомнил про PHP. На нем я писал около двух лет. Он так же достаточно прост в изучении, программы легко и быстро запускаются. Но смущает ориентированность на веб.

Был у меня небольшой обыт с JavaScript. Устанавливать ничего не надо. Управление элементами в браузере — это достаточно интересно. Но меня напрягало с ним работать. Совсем не слушался, ошибки трудно искались. Вероятно, я не умею его готовить.

Использую в работе PL/SQL — но это совсем не то. Ничего мне не подходит из того, с чем я знаком. Надо посмотреть на готовые решения. Нашел кружок в Яндексе — Питон. Затем нашел еще человека — опять Питон. Полистал Википедию, полистал Хабр и Питон меня заинтересовал. Жаль, я не знаю языка. Но, думаю, это не большая проблема, главное — быть на 1-2 шага впереди своих учеников. Как плюс — новый полезный язык в копилку своих знаний. Решено — использую Python3.

Поиск школы

Пора найти школу, где есть человек 15 желающих учиться программировать. Для начала решил создать сайт для кружка, чтобы было что показывать директорам. Завел поддомен для кружка на своем сайте. Поставил туда Wordpress. Написал примерный план занятий и немного информации о себе. На всё про всё — пару часов. Решил искать школу рядом с домом. Сразу определился, что занятия будут идти 1 раз в неделю по четвергам. Было бы удобно сразу после работы по пути идти на занятия. Позвонил в самую удобную для меня школу рядом с домом, договорился о встрече с директором.

Встреча состоялась через несколько дней. Г-жа деректор не проявила особого интереса и с недоверием отнеслась к бесплатности кружка. Основной проблемой стало выделение школьных компьютеров для занятий. Говорит, что дети всё портят. Обещала переговорить со своими учителями информатики и перезвонить. Жду звонка.

Прошла неделя. Надоело ждать. Позвонил сам. В школе ответели, что пока не решили с учителями. Обещали перезвонить позднее. Прошла еще неделя. Никто не звонит. Позвонил директору в другую школу. Там директор дала моментальный отказ, аргументировав следующим:
1. Здоровье детей и так слишком подорвано компьютерами
2. В школе информатика и так сильная
3. Какие-то проблемы с оформлением кадров

Выбрал еще несколько школ рядом с домом для обзвона. Позвонил сначала в школу с математическим уклоном. Директор там — математик. Возлагаю на нее большие надежды. Директор сказала, чтобы я написал ей на email свое предлжение, что я и сделал незамедлительно.

Подготовка

Ура! Я получил положительный ответ! Мне сказали, что придется официально оформиться, а для этого потребуется сделать медкнижку и получить справки из психиатрического и наркологического диспансеров. Договорился о встрече, чтобы можно было всё детально обсудить.

Встреча прошла успешно. Потребуется составить и предоставить программу образования с календарным планом. Так же мне сказали, что со мной будет сидеть учитель информатики, т.к. он материально ответственный. Предоставили новенькие школьные ноуты и проектор без каких-либо проблем.

Кружок разрешили делать только для учеников школы. Сказали, что для детей других школ пришлось бы делать платный кружок, но возможность эту не исключили.

Дальше пишем объявление, рисуем агитационные листовки и начинаем рассеивать их с дирижаблей. Через две недели планируется первое занятие.

Объявления повесили в школе в 3-х местах и в электронном дневнике. Записалось 20 человек. Через день первое занятие. Волнуюсь. Надо готовиться.

Первые занятия

Оказалось, что програмированию у них в школе учат с 8 класса. Т.е. основная масса с программированием не знакома. Один из ребят изучает Delphi, другой — С++

Прошло уже 5 занятий. В среднем ходит 15 человек.

Проблемы, с которыми пришлось столкнуться
  • Не все дети ходят на каждое занятие. Поэтому подачу нового материала приходится делить на 2 занятия. Это, конечно, не помогает тем, кто пропускает больше двух занятий, но таких уже значительно меньше и им можно помочь в индивидульном порядке
  • Разная скорость усвоения материала. Приходится ко многим лично подходить и объяснять. В это время те, кто пошустрее начинают скучать. На следующем занятии хочу попробовать обучить шустриков помогать отстающим. Вообще странно, что некоторые ребята, если чего-то не понимают, просто молча сидят, ничего не делают и не просят дать им разъяснений. Таких надо вовремя успеть заметить и помочь им
  • Времени, которое требуется на подготовку нужно больше, чем планировалось. Чтобы подготовить одно занятие у меня уходит примерно 3-4 часа. Больше потратить не могу физически, а иногда хочется, т.к. чтобы придумать что-то интересное, иногда требуется больше времени
  • С ребятами во время занятий надо поддерживать личный контакт, вести диалог. Иначе, если много говорить самому — начинают скучать

Если у кого-то есть идеи, как можно развлечь юных программистов на занятиях и сделать их более интересными, делитесь в комментариях. Я, например, после каждого занятия даю ребятам домой головоломки типа тех, что загадывают на собеседованих, а перед каждым занятием обсуждается предыдущая. Все примеры программ стараюсь сделать связанными с реальной жизнью и осмысленными.

Подводя итоги, я хочу сказать, что очень доволен, что у меня всё получилось. Это здорово и интересно — придумывать различные задания, думать над тем как сделать свое дело лучше и интересней и наблюдать за тем, как оно получается. Всем спасибо.

Читайте также: