Методические рекомендации по созданию и реконструкции систем оповещения населения 2021 word

Обновлено: 05.07.2024

от 17 декабря 2018 года N 91-3016-33

О Методических рекомендациях

____________________________________________________________________
Отменено на основании
протокола Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 19 февраля 2021 года N 1
____________________________________________________________________

Методические рекомендации прошу довести до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, эксплуатирующих потенциально-опасные объекты.

Приложение

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
П.Ф.Барышев
14 декабря 2018 года N 2-4-71-30-33

информационных технологий и связи

12 декабря 2018 года

Начальник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

12 декабря 2018 года

Методические рекомендации по оформлению и ведению паспортов систем оповещения населения в субъектах Российской Федерации и потенциально-опасных объектов


Список принятых сокращений

Автоматизированное рабочее место

Единая дежурно-диспетчерская служба

Запасной пункт управления

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций

Локальная система оповещения

Региональная автоматизированная система централизованного оповещения

Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей

Муниципальная система оповещения

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Система оповещения и управления эвакуацией

Центр управления в кризисных ситуациях

Методические рекомендации по оформлению и ведению паспортов систем оповещения населения в субъектах Российской Федерации и потенциально опасных объектов (далее - Методические рекомендации) предназначены для органов управления РСЧС, территориальных органов МЧС России, подразделений и организаций, в ведении которых находятся вопросы по созданию, совершенствованию и поддержанию в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

В Методических рекомендациях изложен порядок разработки, оформления и ведения паспортов систем оповещения населения в субъектах Российской Федерации (муниципальных образованиях) и потенциально-опасных объектах.

Методические рекомендации разработаны сотрудниками ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" совместно с МЧС России.

2. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Система оповещения гражданской обороны (ГО) - организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, обеспечивающих передачу сигналов гражданской обороны и речевой информации.

Сигнал оповещения гражданской обороны (ГО) - сигнал, передаваемый в системе управления гражданской обороной и являющийся командой для проведения мероприятий силами гражданской обороны, а также для применения населением средств и способов защиты.

Система оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - это организационно-техническое объединение сил и технических средств связи и оповещения, сетей телерадиовещания и связи, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Системы оповещения создаются на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации), на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования), на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющая собой комплекс аппаратно-программных и технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

ОКСИОН - организационно-техническая система, объединяющая аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио- и видеоинформации в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Локальная система оповещения - организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи, обеспечивающая доведение сигналов и экстренной информации оповещения до органов управления и сил ГО, РСЧС и населения в зоне ее действия.

3. Общие положения

Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава ГО и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;

ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;

органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;

ЕДДС муниципальных образований;

специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств ГО на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

ДДС организаций, эксплуатирующих ПОО;

населения, проживающего на территории соответствующего субъекта РФ.

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;

специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств ГО на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава ГО организации, эксплуатирующей ПОО и объектового звена РСЧС;

объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия ЛСО;

населения, проживающего в зоне действия ЛСО.

Согласно Указа Президента РФ от 13 ноября 2012 года N 1522 на территории РФ (в том числе на региональном, муниципальном и объектовом уровнях) созданы и функционируют комплексные системы экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН).

Основной задачей КСЭОН являются:

экстренное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС достоверной информации об угрозе или о возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

экстренное оповещение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;

Основанием для создания (реконструкции) региональной (муниципальной) системы оповещения населения является нормативный акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), в котором определяются:

цель работ (Программы);

задачи работ (Программы)

этапы и сроки реализации работ (Программы)

государственный заказчик-координатор работ (Программы);

источники финансирования и объемы бюджетных ассигнований на реализацию работ (Программы);

индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов работ (Программы);

Мероприятия создания (реконструкции) региональной (муниципальной) системы оповещения населения проводятся в три этапа:

первый этап - планирование, подготовка к проектированию (проектно-изыскательские работы) и проектирование региональной (муниципальной) системы оповещения населения с учетом мероприятий по обеспечению информационной безопасности;

второй этап - поставка оборудования, проведение монтажных и пусконаладочных работ, выполнение мероприятий по обеспечению информационной безопасности;

третий этап - приемка и ввод в эксплуатацию системы оповещения населения.

На первом этапе:

разрабатывается план мероприятий по созданию (реконструкции) региональной (муниципальной) системы оповещения населения;

разрабатывается техническое задание на создание (реконструкцию) региональной (муниципальной) системы оповещения населения;

в соответствии с законодательством определяется проектная организация и заключается договор на выполнение проектных работ;

у операторов связи и вещания, балансодержателей (собственников) зданий и сооружений, где планируется установка и функционирование технических средств оповещения (далее - ТСО), запрашиваются технические условия на размещение ТСО и подключение их к сетям связи и вещания, сети электропитания и системам заземления и др. требования;

На основании нормативного правового акта (Программы) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) - государственным заказчиком-координатором работ разрабатывается план мероприятий по созданию (реконструкции) региональной (муниципальной) системы оповещения населения, согласовывается с территориальным органом МЧС России и утверждается в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления).

Техническое задание на создание (реконструкцию) региональной (муниципальной) системы оповещения населения является основным документом, определяющим требования к системе оповещения населения, порядок ее создания (реконструкции) и приема в эксплуатацию.

Форма и разделы технического задания определяются ГОСТ 34.602-89 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.".

Техническое задание разрабатывается государственным заказчиком-координатором работ и согласовывается с территориальным органом МЧС России на предмет соответствия требований к системе оповещения требованиям законодательства, а также с операторами связи и вещания, собственниками студий (вещателями) сети связи и студии вещания которых задействуются в системе оповещения.

В ходе разработки технического задания также учитываются:

сведения о населенных пунктах и населении, на территории которых должна функционировать система оповещения населения;

пункты управления системой оповещения населения;

особенности организационно-технического построения существующей (при наличии) региональной (местной) системы оповещения населения;

особенности организационно-технического построения территориальных сетей связи и вещания и перспективы их развития;

требования к защите информации;

сопрягаемые с системой оповещения взаимодействующие автоматизированные системы РСЧС и ГО (взаимодействие с другими автоматизированными системами РСЧС и ГО определяется Планом гражданской обороны и защиты населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования (при наличии) и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

наличие и функционирование организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, других потенциально опасных объектов и объектов экономики, мест массового пребывания населения и т.д.

виды угроз в зонах экстренного оповещения и сведения о системах мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

На основании технического задания и с учетом выпускаемой отечественной технической основы систем оповещения (приложение N 6) проектной организацией выполняются проектно-изыскательские работы.

Проектно-изыскательские работы выполняются на всю систему оповещения в целом.

Проектно-сметную документацию рекомендуется разрабатывать в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию", сводами правил и государственными стандартами и другими нормативными актами, регламентирующими создание автоматизированных систем и разработку документации на них.

В ходе проектирования с балансодержателями (собственниками) зданий и сооружений, на (в) которых планируется установка ТСО, осуществляется согласование (получение технических условий) размещения и подключения ТСО (ответственный за согласование вопросов размещения и подключения технических средств оповещения определяется договором на разработку проектно-сметной документации).

Разделы "Пояснительная записка" и "Технологические решения" проектно-сметной документации согласовываются:

с операторами связи и вещания, сети связи и вещания, а также помещения которых задействуются в системе оповещения населения;

с территориальным органом МЧС России, осуществляющим координацию и контроль деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения, в том числе комплексной системы экстренного оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, на предмет соответствия и полноты реализуемых системой оповещения задач и функций.

При выявлении недостатков проектно-сметная документация возвращается на доработку.

После согласования проектно-сметная документация утверждается государственным заказчиком-координатором работ.

До начала создания системы, имеющей в своем составе радиоэлектронные средства, предназначенные для передачи и (или) приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование (изменения состава сооружения (объекта), связанного с установкой новых радиоэлектронных средств), в соответствии с законодательством Российской Федерации государственным заказчиком-координатором работ должно быть получено разрешение на использование радиочастот.

При условии недостаточного финансирования мероприятий создания (реконструкции) системы оповещения населения допускается поэтапная их реализация (вводимая очередь) в соответствии с программными планами финансирования.

На втором этапе:

а) государственным заказчиком-координатором работ:

определяется генеральный подрядчик (исполнитель) и, при необходимости, субподрядчики на выполнение работ по созданию (реконструкции) региональной (муниципальной) системы оповещения населения;

в соответствии с проектно-сметной документацией заключаются договора на поставку оборудования и необходимых материалов (в случае, если генеральный подрядчик (исполнитель работ) не осуществляет поставку оборудования);

в соответствии с проектно-сметной документацией с операторами связи и вещания и балансодержателями (собственниками) зданий и сооружений, где планируется установка и функционирование ТСО заключаются договора на размещение, охрану и подключение ТСО к соответствующим сетям;

осуществляется разработка и реализация комплекса мероприятий по обеспечению информационной безопасности (проведение аттестации объекта по требованиям безопасности информации);

осуществляется разработка комплекса организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования ТСО региональной (муниципальной) системы оповещения населения;

б) генеральным подрядчиком (исполнителем работ):

разрабатывается календарный план строительно-монтажных и пуско-наладочных работ. План согласовывается с государственным заказчиком-координатором работ;

осуществляется, в соответствии с проектно-сметной документацией поставка оборудования и необходимых материалов;

проводятся строительно-монтажные, в том числе подключение к сетям связи и вещания, а также пуско-наладочные работы;

проводится обучение правилам эксплуатации ТСО оперативного дежурного и технического персоналов органов повседневного управления РСЧС, уполномоченных на оповещение населения и планируемых эксплуатировать эти технические средства оповещения;

по согласованию с государственным заказчиком-координатором работ проводятся предварительные испытания на соответствие региональной (муниципальной) системы оповещения населения требованиям технического задания и проектно-сметной документации, в процессе которых все параметры оборудования и системы должны быть доведены до нормативных и оформляет акт по результатам предварительных испытаний;

готовятся протоколы о соответствии смонтированного оборудования региональной (муниципальной) системы оповещения населения утвержденной проектно-сметной документации, о результатах контрольных измерений, испытаний и опробования оборудования и системы;

разрабатывается и согласовывается с государственным заказчиком-координатором работ и с территориальным органом МЧС России Программа и методики приемо-сдаточных испытаний (далее - ПМИ);

государственному заказчику-координатору работ направляются уведомление о завершении строительства, готовности системы оповещения к проведению испытаний и приему в эксплуатацию, а также предложения о сроках проведения испытаний и составе приемочной комиссии (от подрядных организаций).

На третьем этапе:

Основанием для начала работ по приемке региональной (муниципальной) системы оповещения в эксплуатацию является распорядительный документ государственного заказчика-координатора о назначении приемочной комиссии и проведении мероприятий по вводу в эксплуатацию.

В состав приемочной комиссии включаются представители:

органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

органов местного самоуправления;

органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципальных уровней, уполномоченных на задействование системы оповещения;

территориального органа МЧС России;

территориального органа Роскомнадзора;

операторов связи и вещания, собственниками студий (вещателями), сети связи и студии вещания, которых задействованы в системе оповещения населения;

генерального подрядчика (исполнителя работ) и субподрядчиков (при наличии).

Председателем приемочной комиссии назначается представитель государственного заказчика-координатора.

Необходимые условия для работы приемочной комиссии создают государственный заказчик-координатор и генеральный подрядчик (исполнитель работ).

Работу приемочной комиссии организует ее председатель.

Секретарем приемочной комиссии разрабатывается план работы комиссии, который утверждается председателем приемочной комиссии.

В ходе работы приемочная комиссия, в соответствии с техническим заданием и ПМИ проводит обследование (проверяет состав и функционирование) системы оповещения населения, выполняет проверку функциональных свойств оконечных средств оповещения (в соответствии с п. 3.6 и 3.7 настоящих рекомендаций) и проверяет наличие следующих документов:

утвержденной проектно-сметной документации на систему оповещения населения;

перечня используемых ТС О с указанием их наименования (типа) и серийного номера;

утвержденного акта (протоколов) по результатам испытаний системы оповещения населения, проведенных генеральным подрядчиком (исполнителем работ) до предъявления его к приемке в эксплуатацию;

комплекта эксплуатационной документации на систему оповещения населения, включая инструкции по эксплуатации ТСО;

разрешений на использование радиочастот и на эксплуатацию радиоэлектронных средств (при необходимости);

санитарных паспортов на оборудование системы оповещения (при наличии к нему требований по соблюдению санитарных норм);

документов, подтверждающих проведение обучения специалистов для работы на оборудовании, входящем в состав системы оповещения населения, в том числе знание ими правил технической эксплуатации, техники безопасности и охраны труда (если для эксплуатации ТСО предусматривается обслуживающий персонал);

договоров на присоединение к соответствующим сетям связи (если это требуется в соответствии с законодательством);

перечня средств измерений, предусмотренных инструкциями по эксплуатации, и сведений об их поверке.

Также, в ходе работы приемочная комиссия проверяет соответствие вводимой в эксплуатацию системы оповещения населения утвержденной проектно-сметной документации.

В случае расхождения системы оповещения населения с проектно-сметной документацией исполнителем работ принимаются меры по доработке системы в соответствии с документацией. При обнаружении комиссией (исполнителем работ) в проектно-сметной документации неточностей, в результате которых созданная система оповещения населения не выполняет заданных требований - в проектно-сметную документацию вносятся необходимые дополнения (уточнения), а система дорабатывается.

По результатам работы приемочная комиссия оформляет акт с выводами и предложениями о возможности (невозможности) приема системы оповещения населения в эксплуатацию (при невозможности приема в акте указываются обоснованные причины).

Акт утверждается председателем приемочной комиссии (приложение N 4).

Приложением к акту включается план-график устранения недостатков (при наличии таковых), не препятствующих началу эксплуатации системы оповещения населения, подготовленный генеральным подрядчиком (исполнителем работ) совместно с государственным заказчиком-координатором работ.

Юридической основой принятия региональной (муниципальной) системы оповещения населения в эксплуатацию является распорядительный документ органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) о принятии региональной (муниципальной) системы оповещения населения в эксплуатацию и организации ее эксплуатации в составе территориальной подсистемы РСЧС. Распорядительный документ принимается на основании положительных выводов акта приемочной комиссии.

Допускается, при необходимости, проведение, в течение 2 - 3 месяцев, опытной эксплуатации системы оповещения населения.

В ходе которой должны быть подтверждены соответствие фактических значений характеристик системы оповещения населения заданным и готовность персонала к работе в условиях функционирования системы оповещения населения и, при необходимости, доработаны система оповещения населения и документация.

После завершения опытной эксплуатации повторно организуются и проводятся испытания системы оповещения населения, по результатам которых принимается решение о вводе ее в эксплуатацию.

На принятую в эксплуатацию региональную (муниципальную) систему оповещения населения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) оформляет паспорт по форме, рекомендованной совместным приказом МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".

Сведения о принятой системе оповещения населения в эксплуатацию органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) вносятся в положение о региональной (муниципальной) системе оповещения.

В ходе работ по модернизации системы оповещения замена (доработка) отдельных элементов (устройств, блоков) составных частей системы осуществляется (при наличии специалистов с необходимой квалификацией) балансодержателем ТСО, поставщиком оборудования, либо организацией, осуществляющей эксплуатационно-техническое обслуживание.

При этом, вывод из эксплуатации устаревших элементов (устройств, блоков) составных частей системы и, взамен них, ввод в эксплуатацию новых элементов (устройств, блоков) составных частей осуществляется на основании распорядительного документа балансодержателя ТСО.

В ходе развития (строительства) городов, других населенных пунктов, районов (кварталов) городов, жилых комплексов и т.д. органами местного самоуправления (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) проводятся мероприятия по совершенствованию (развитию, дооборудованию) муниципальных (региональных) систем оповещения.

Мероприятия по планированию, монтажу, пуско-наладке и вводу в эксплуатацию вновь устанавливаемых ТСО и других подсистем системы оповещения населения аналогичны мероприятиям по строительству и вводу в эксплуатацию муниципальной (региональной) системы оповещения.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 июля 2020 года N 578/365

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст.7611.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 3, ст.515.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст.4334.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

Министр
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий
Е.Н.Зиничев

Министр
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
М.И.Шадаев

в Министерстве юстиции

26 октября 2020 года,

регистрационный N 60567

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий и
Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 31 июля 2020 года N 578/365

Положение о системах оповещения населения

I. Общие положения

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648; 2020, N 26, ст.3999.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст.799; 2020, N 26, ст.3999.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст.2895; 2020, N 15, ст.2233.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст.1014; 2020, N 29, ст.4510.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5005; 2020, N 29, ст.4504.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст.3822; 2020, N 30, ст.4767.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2018, N 31, ст.4860.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3589; 2018, N 31, ст.4860.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.141; 2011, N 30, ст.4596.

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,1992, N 7, ст.300; Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 9, ст.1134.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2882; 2020, N 27, ст.4185.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 47, ст.6454.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121, 2020, N 15, ст.2275.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст.6165; 2019, N 40, ст.5570.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 15, ст.2274.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 40, ст.5749.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 51, ст.7431; 2019, N 22, ст.2829.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст.4239.

2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.

3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.

Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.

4. Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.

5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

по делам гражданской обороны,

и ликвидации последствий

27 декабря 2007 года

Методические рекомендации по реконструкции (созданию) региональных, местных и локальных систем оповещения на базе комплекса технических средств оповещения на цифровых сетях связи с IP-технологией и каналах кабельного телевидения

____________________________________________________________________
Отменены на основании
протокола Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 19 февраля 2021 года N 1
____________________________________________________________________

защиты информации и обеспечения

безопасности спасательных работ

26 декабря 2007 г.

Принятые сокращения

РАСЦО - региональная автоматизированная система централизованного оповещения

МАСЦО - местная автоматизированная система централизованного оповещения

ЛСО - локальная система оповещения

ГЗПУ - городской запасный пункт управления

ЗЗПУ - загородный запасный пункт управления

ЧС - чрезвычайная ситуация

МТС - междугородная телефонная станция

КТС - комплекс технических средств

КТС ОКТ - комплекс технических средств оповещения по сетям кабельного телевидения

АПУ-Ц - автоматизированный пульт управления для цифровой сети

БУВС - блок управления выносными сиренами

БУУ - блок управления универсальный

СПО - специальное программное обеспечение

ТЭЗ - типовой элемент замены

ЗИП - запасные части, инструмент и принадлежности

ЛВС - локальная вычислительная сеть

ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина

Условные обозначения


- комплекс технических средств оповещения по сетям кабельного телевидения


- автоматизированный пульт управления для цифровой сети


- блок управления выносными сиренами


- блок управления универсальный



- устройство запуска электромеханической сирены




- телефонный аппарат


- электромеханическая сирена (С-40, С-28)


- электронная сирена (П-166 ВАУ)

1. Введение

Методические рекомендации по созданию региональных, местных и локальных систем оповещения на базе комплекса технических средств оповещения на цифровых сетях связи с IP-технологией П-166Ц и каналах кабельного телевидения (далее - Методические рекомендации) являются дополнением к изданным МЧС России в 2001, 2002 и 2005 годах методическим рекомендациям по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской обороны Российской Федерации, а также методическим рекомендациям по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения.

В Методических рекомендациях изложены:

предназначение и основные тактико-технические характеристики нового комплекса технических средств оповещения;

типовые варианты организационно-технического построения систем оповещения на базе нового комплекса технических средств оповещения.

Методические рекомендации предназначены для структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России; министерств, ведомств и организаций всех форм собственности Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, проектных организаций и организаций связи при разработке технических заданий, проектировании и строительстве (реконструкции) систем оповещения населения.

2. Общие положения

В настоящих методических рекомендациях определены общие оперативно-технические требования и основные организационно-технические принципы построения систем оповещения населения на базе нового комплекса технических средств оповещения П-166Ц.

3. Предназначение и краткое описание основных технических решений по созданию систем оповещения на базе комплекса технических средств оповещения на цифровых сетях связи с IP-технологией и каналах кабельного телевидения.

Комплекс технических средств оповещения на цифровых сетях связи с IP-технологией и каналах кабельного телевидения предназначен для создания региональных (в границах субъектов Российской Федерации), местных (в границах муниципальных образований) и локальных систем оповещения на цифровых сетях связи с коммутацией пакетов (IP-технологии).

КТС П-166Ц разработан с учётом последних достижений в области телекоммуникаций и перспектив развития сетей связи. Основные тактико-технические характеристики комплекса приведены в приложении*.

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

В качестве транспортной среды КТС П-166Ц использует IP-сеть. Для обеспечения безопасности должна использоваться защищённая сеть IP-VPN.

За основу сети передачи данных предлагается использовать сеть передачи данных общего пользования действующую на территории субъекта Российской Федерации (СПД ОП). СПД ОП это высокопроизводительная пакетная сеть передачи данных, как правило охватывающая территорию субъекта Российской Федерации и позволяющая организовывать виртуальные выделенные (корпоративные) сети передачи данных (сервис VPN).

В качестве базовой технологии СПД ОП используется протокольная архитектура IP/MPLS, которая позволяет, использовать традиционные услуги передачи данных. Доступ к сети может осуществляться по существующей кабельной распределительной сети ГТС с использованием технологии ADSL и позволяет организовать для абонента широкополосный цифровой канал передачи данных параллельно с обычным городским телефоном.

Основа сети - магистральное ядро, которое объединяет, как правило, мощные узлы пакетной коммутации, соединенные по волоконно-оптическим линиям каналами STM 16 (технология IP/MPLS) и STM 4 (технология ATM).

К магистральным узлам по волоконно-оптическим линиям каналами STM-1 (технология ATM) подключены узлы абонентского доступа, установленные в кроссах действующих АТС.

Подключение устройств системы оповещения возможно осуществлять по существующей кабельной телефонной распределительной сети на базе технологий xDSL при этом:

скорость в канале от абонента к сети - до 1,5 Мбит/с (с адаптацией к длине и качеству линии);

скорость в канале из сети к абоненту - до 8 Мбит/с (с адаптацией к длине и качеству линии);

средняя/предельная дальность абонентской линии - до 3,6/5,7 км;

параллельная и независимая работа с действующим аналоговым телефонным каналом абонента.

В составе сети СПД ОП в соответствии с технологией VPN будет обеспечена защищенная наложенная сеть передачи информации оповещения между блоками КТСО.

При этом в блоках П-166 БУУ, П-166 БКС и П-166 БУВС установлены адаптеры цифровых окончаний сети СПД ОП (Ethernet). Для обеспечения возможности работы по выделенным линиям сохраняются модемы МДК-1 в блоках П-166 БУУ, П-166 БКС.

Программное обеспечение П-166 АПУ-Ц для управления системой из центра оповещения субъекта Российской Федерации и из центров оповещения муниципальных образований обеспечивает конфигурацию сети СПД ОП, а также маршрутизацию информации оповещения и сбора подтверждений, обеспечивая при этом надежность виртуальной сети оповещения путем задания необходимых приоритетов и вариантов адресования.

Учитывая, что система оповещения имеет кратковременный режим работы, стоимость оплаты трафика сети СПД ОП будет минимальная.

Для передачи информации оповещения по кабельному телевидению используются сети, созданные на базе станций передачи кабельного телевидения, на которых устанавливается блок приема информации управления (для приема сигналов и информации оповещения) и блок формирования сигналов кабельного телевидения (для трансляции информации оповещения для населения по всем каналам кабельного телевидения).

Прием информации будет осуществляться от сети СПД ОП через адаптер сети по командам от П-166 АПУ-Ц субъекта Российской Федерации или центров оповещения муниципальных образований. При этом блок формирования сигналов будет обеспечивать:

передачу информации оповещения по тракту звукового сопровождения телевидения;

передачу заставки по видеотракту изображения телевидения;

передачу квитанции в сеть СПД ОП об отборе трактов видеоинформации и звукового сопровождения телевидения.

Контроль и диагностика КТСО, мониторинг каналов связи.

Эксплуатационный контроль системы оповещения обеспечивается:

непрерывным автоматическим контролем КТС с помощью встроенных средств контроля (ВСК);

Среднее время диагностирования не превышает 3 мин при Рди = 0,9.

Время проверки функционирования tпр не более 5 мин.

Время проведения технического обслуживания N 1 (N 2) не превышает 1,5 часа.

Читайте также: