Mplab x ide отладка программы

Обновлено: 05.07.2024

После краткого изучения архитектуры и возможностей контроллеров PIC пришло время нам попробовать себя в программировании данных контроллеров, так как без программы микроконтроллер — это бесполезная микросхема.

Только чтобы попробовать себя в программировании, обычно требуется какая-то среда программирования (не в блокноте же мы будем писать код), а также компилятор. Для этого у компании Microchip есть бесплатный IDE — это MPLAB X IDE. Давайте её для начала скачаем. Для этого идём на официальный сайт Microchip и идём по пунктам меню DESIGN SUPPORT -> Development Tools -> Software Tools For PIC® MCUs And DsPIC® DSCs -> MPLAB® X IDE


И попадаем на следующую страницу, в которой выбираем закладку Downloads, в которой скачаем последнюю версию среды разработки (нажмите на картинку для увеличения изображения)




Путь оставим предложенный по умолчанию, если у нас нет Proxy, то отключим их


Далее тоже оставим всё по умолчанию



И программа установится на наш компьютер

Отключаем все галки и жмём Finish


Эти галки гласят о том, что у нас не установлен компилятор, также советуют установить фреймворк для удобства разработки. Всё это мы проделаем самостоятельно потом. Компилятор в среде уже есть, правда только для ассемблера. Но, так как мы решили писать на C, то компилятор нам всё-таки скачать и установить придётся, но чуть позже.

Попробуем запустить нашу среду разработки, чтобы хотя бы убедиться, что всё у нас нормально установилось. И, не создавая никаких проектов, закроем её.

Теперь, соответственно, чтобы нам писать код на C, потребуется компилятор. Компиляторы для контроллеров разной битности (8, 16 и 32) отдельные.

На официальном сайт Microchip проследуем по пунктам меню DESIGN SUPPORT -> Development Tools -> Software Tools For PIC® MCUs And DsPIC® DSCs -> MPLAB® XC Compilers






Путь оставляем по умолчанию


Включим все галочки



После установки жмём Next, никакой ID не запоминаем, нам профессиональная лицензия не нужна, воспользуемся свободно-распространяемой. На сайте можно почитать об ограничениях свободной лицензии. Они очень незначительны



Ещё раз запустим среду программирования MPLAB X IDE. Закроем там стартовое окно и перейдём на вкладку Projects


Как видим, у нас тут пусто. Исправим эту ситуацию, создав новый проэкт. Для этого выберем пунк меню File -> New Project…


Выбираем Standalone Project и идём далее


Выберем из выпадающего списка наш контроллер, отфильтровав выше для удобства по семейству


Выбираем Sinulator, так как пока мы отлаживать проект будем именно в нём. Да и мой контроллер PICkit 2 неоригинальный не поддерживается данной средой. А загружить созданную нами впоследствии прошивку мы будем спомощью специальной программы


В следующем окне выбираем наш компилятор и идём далее


В следующем окне назовём наш первый проект BLINK01, выберем папку для его хранения и оставим галку напротив того, чтобы наш проект стал главным и заетм жмём Finish


Проект появится в дереве проектов.

Создадим в нём файл main.c, выбрав соответствующий пункт контекстного меню в папке Source Files

В открывшемся окне исправим имя файла, чтобы он был именно main.c ибо нам так как-то привычнее и нажмём Finish


Файл откроется самостоятельно. В нём будет уже некоторый код

void main( void ) <

return ;

То есть у нас уже подключена стандартная библиотека, которой нам на первых порах будет достаточно, так как в ней внутри находится подключение многих необходимых библиотек. И также у нас есть точка входа в программу — главная функция main.

Также мы знаем, что контроллеру неохдодимо постоянно находиться в работе. Для этого мы в каждый проект в главную функцию добавляем бесконечный цикл. Добавим и в этот проект

while (1)

Давайте соберём наш проект, нажав соответствующую кнопку в панели инструментов



Это информация о затраченных и свободных ресурсах различных типов памяти контроллера.


Убедимся, что файл прошивки там действительно присутствует


Мы видим, что прошивка на месте, также в данной папке присутствует ряд других файлов с отладочной и другой информацией.

Думаю, что на этом мы наш сегодняшний урок закончим. В дальнейшем мы напишем какой-то полезный код в наш проект, попробуем его прошить сначала в протеусе, а затем в настоящий контроллер, собрав соответствующую схему и подключив программатор.

После краткого изучения архитектуры и возможностей контроллеров PIC пришло время нам попробовать себя в программировании данных контроллеров, так как без программы микроконтроллер — это бесполезная микросхема.

Только чтобы попробовать себя в программировании, обычно требуется какая-то среда программирования (не в блокноте же мы будем писать код), а также компилятор. Для этого у компании Microchip есть бесплатный IDE — это MPLAB X IDE. Давайте её для начала скачаем. Для этого идём на официальный сайт Microchip и идём по пунктам меню DESIGN SUPPORT -> Development Tools -> Software Tools For PIC® MCUs And DsPIC® DSCs -> MPLAB® X IDE


И попадаем на следующую страницу, в которой выбираем закладку Downloads, в которой скачаем последнюю версию среды разработки (нажмите на картинку для увеличения изображения)




Путь оставим предложенный по умолчанию, если у нас нет Proxy, то отключим их


Далее тоже оставим всё по умолчанию



И программа установится на наш компьютер

Отключаем все галки и жмём Finish


Эти галки гласят о том, что у нас не установлен компилятор, также советуют установить фреймворк для удобства разработки. Всё это мы проделаем самостоятельно потом. Компилятор в среде уже есть, правда только для ассемблера. Но, так как мы решили писать на C, то компилятор нам всё-таки скачать и установить придётся, но чуть позже.

Попробуем запустить нашу среду разработки, чтобы хотя бы убедиться, что всё у нас нормально установилось. И, не создавая никаких проектов, закроем её.

Теперь, соответственно, чтобы нам писать код на C, потребуется компилятор. Компиляторы для контроллеров разной битности (8, 16 и 32) отдельные.

На официальном сайт Microchip проследуем по пунктам меню DESIGN SUPPORT -> Development Tools -> Software Tools For PIC® MCUs And DsPIC® DSCs -> MPLAB® XC Compilers






Путь оставляем по умолчанию


Включим все галочки



После установки жмём Next, никакой ID не запоминаем, нам профессиональная лицензия не нужна, воспользуемся свободно-распространяемой. На сайте можно почитать об ограничениях свободной лицензии. Они очень незначительны



Ещё раз запустим среду программирования MPLAB X IDE. Закроем там стартовое окно и перейдём на вкладку Projects


Как видим, у нас тут пусто. Исправим эту ситуацию, создав новый проэкт. Для этого выберем пунк меню File -> New Project…


Выбираем Standalone Project и идём далее


Выберем из выпадающего списка наш контроллер, отфильтровав выше для удобства по семейству


Выбираем Sinulator, так как пока мы отлаживать проект будем именно в нём. Да и мой контроллер PICkit 2 неоригинальный не поддерживается данной средой. А загружить созданную нами впоследствии прошивку мы будем спомощью специальной программы


В следующем окне выбираем наш компилятор и идём далее


В следующем окне назовём наш первый проект BLINK01, выберем папку для его хранения и оставим галку напротив того, чтобы наш проект стал главным и заетм жмём Finish


Проект появится в дереве проектов.

Создадим в нём файл main.c, выбрав соответствующий пункт контекстного меню в папке Source Files

В открывшемся окне исправим имя файла, чтобы он был именно main.c ибо нам так как-то привычнее и нажмём Finish


Файл откроется самостоятельно. В нём будет уже некоторый код

void main( void ) <

return ;

То есть у нас уже подключена стандартная библиотека, которой нам на первых порах будет достаточно, так как в ней внутри находится подключение многих необходимых библиотек. И также у нас есть точка входа в программу — главная функция main.

Также мы знаем, что контроллеру неохдодимо постоянно находиться в работе. Для этого мы в каждый проект в главную функцию добавляем бесконечный цикл. Добавим и в этот проект

while (1)

Давайте соберём наш проект, нажав соответствующую кнопку в панели инструментов



Это информация о затраченных и свободных ресурсах различных типов памяти контроллера.


Убедимся, что файл прошивки там действительно присутствует


Мы видим, что прошивка на месте, также в данной папке присутствует ряд других файлов с отладочной и другой информацией.

Думаю, что на этом мы наш сегодняшний урок закончим. В дальнейшем мы напишем какой-то полезный код в наш проект, попробуем его прошить сначала в протеусе, а затем в настоящий контроллер, собрав соответствующую схему и подключив программатор.

Важно помнить , что путь к файлам проекта, как и название самих файлов, не должны содержать русских символов. Иначе MPLAB IDE не будет работать, т.к. не увидит файлы с такими названиями. В дальнейшем , что бы у нас не возникало по этому поводу проблем, создадим на диске "С" папку "Project". В этой папке мы и будем хранить наши проекты.

Итак, создаем папку "test_01", так будет называться наш первый проект. Соответственно путь к проекту будет C:Project est_01.

Откроем "блокнот" и сохраним его в созданной папке "test_01" с расширением "asm", назвав то же "test_01"


Далее запускаем программу, должно открыться вот такое окно:


Выбираем вкладку Projekt-> Project Wizard.


Нажимаем кнопку "далее".


Из выпадающего списка выбираем микроконтроллер PIC18F252.


Выбираем язык программирования по умалчиванию (ассемблер) и нажимаем кнопку "далее".


В окне создания проета нажимаем кнопку "Browse", и указываем путь к папке C:Project est_01. Проект назавем то же "test_01" , так же как и папку. Нажимаем кнопку "далее".


Выбираем наш файл (test_01.asm) нажатием кнопки "ADD" или двойным щелчком мышки.


Нажимаем кнопку "Да"


Вот практичеки и все. Осталось выбрать наш файл "test_01.asm " и откроется окно текстового редактора, где мы и будем писать нашу программу.

Группа: Главные администраторы

MPLAB X IDE отладка PIC в MPASM

Столкнулся с проблемкой, в MPLAB X IDE v2.26 во время отладки не видно названия собственных переменных, в то время как в обычном MPLAB IDE v8.88 видны все переменные-регистры, служебные и пользовательские.

Кто знает решение? Не хочется прыгать из одной версии IDE в другую. Может нужно какой файлик сваять с перечнем, раз эта мощная машина не может сама это сделать.

Нет названий регистров (MPLAB X IDE v2.26)

А вот в старой версии все норм MPLAB IDE v8.88



Группа: Главные администраторы

Неужели у нас на форуме нет людей с подобными интересами и знаниями, что нечего подсказать?? Стыдно за форум..

P.S. Накипело, читая энное количество мессаг на форуме, а когда до дело дошло, то все молчат.



Насчёт пиписек согласен. Насчет обидно что никто не ответил, стыдно за форум.
Малость переборщил. Профиль форума другой.
Что то я не встречал топиков с обсуждееием асма или прерываний процесоров.

Форумом рулишь ты. И привлёк сюда людей которые правят дампы всего навсего, да забыл и очень любят письками мериться.

Открывай новые разделы. Для сустемных програмистов. Может тогда получится интересный симбиоз. И на форуме действительно родяться новые идеи.



Группа: Главные администраторы

Насчет обидно что никто не ответил, стыдно за форум.
Малость переборщил. Профиль форума другой.

Не согласен. Профиль форума такой, как вы его сами себе представляете. Все в руках самих форумчан, есть даже специальный главный раздел на форуме - Ваши пожелания, по ним и видно, кого что интересует и интересует ли вообще что-то. Название форума "Forums Special", которое не харектиризует форум под "правку дампов или иное", это не "ева.ру" или подобные, названия которых говорят сами за себя. На нашем форуме есть несколько кудесников, и я это знаю, вот только одно дело ковырять чужое, собирать схемки по мануалам из сети, другое творить свое, а это разные уровни знаний.

Что то я не встречал топиков с обсуждееием асма или прерываний процесоров.

В данном случае да, ассемблер, но вопрос касается и отладки на си, процедуры абсолютно одинаковые, а у нас есть народ, который на си играется и что-то придумывает, только на сколько профессионально, не знаю, но данный вопрос в теме очень актуален для значительного облегчения отладки программы, иначе глаза и мысли разбегаются и плохо концентрируешся.

Открывай новые разделы. Для сустемных програмистов. Может тогда получится интересный симбиоз. И на форуме действительно родяться новые идеи.

Да, в планах и это, руки никак не дойдут до формирования новых разделов, а иных разделов реально не хватает, не только по микроконтроллерам.

Image00

И попадаем на следующую страницу, в которой выбираем закладку Downloads, в которой скачаем последнюю версию среды разработки (нажмите на картинку для увеличения изображения)

Image02_0500

Image03
Image04

Путь оставим предложенный по умолчанию, если у нас нет Proxy, то отключим их

Image05

Далее тоже оставим всё по умолчанию

Image06
Image07

И программа установится на наш компьютер

Отключаем все галки и жмём Finish

Image09

Эти галки гласят о том, что у нас не установлен компилятор, также советуют установить фреймворк для удобства разработки. Всё это мы проделаем самостоятельно потом. Компилятор в среде уже есть, правда только для ассемблера. Но, так как мы решили писать на C, то компилятор нам всё-таки скачать и установить придётся, но чуть позже.

Попробуем запустить нашу среду разработки, чтобы хотя бы убедиться, что всё у нас нормально установилось. И, не создавая никаких проектов, закроем её.

Теперь, соответственно, чтобы нам писать код на C, потребуется компилятор. Компиляторы для контроллеров разной битности (8, 16 и 32) отдельные.

На официальном сайт Microchip проследуем по пунктам меню DESIGN SUPPORT -> Development Tools -> Software Tools For PIC® MCUs And DsPIC® DSCs -> MPLAB® XC Compilers

Image10

Image11_0500

Image12
Image14
Image13

Путь оставляем по умолчанию

Image15

Включим все галочки

Image16
Image17

После установки жмём Next, никакой ID не запоминаем, нам профессиональная лицензия не нужна, воспользуемся свободно-распространяемой. На сайте можно почитать об ограничениях свободной лицензии. Они очень незначительны

Image19
Image20

Ещё раз запустим среду программирования MPLAB X IDE. Закроем там стартовое окно и перейдём на вкладку Projects

Image21

Image22

Выбираем Standalone Project и идём далее

Image23

Выберем из выпадающего списка наш контроллер, отфильтровав выше для удобства по семейству

Image24

Выбираем Sinulator, так как пока мы отлаживать проект будем именно в нём. Да и мой контроллер PICkit 2 неоригинальный не поддерживается данной средой. А загружить созданную нами впоследствии прошивку мы будем спомощью специальной программы

Image25

В следующем окне выбираем наш компилятор и идём далее

Image26

В следующем окне назовём наш первый проект BLINK01, выберем папку для его хранения и оставим галку напротив того, чтобы наш проект стал главным и заетм жмём Finish

Image27

Проект появится в дереве проектов.

Создадим в нём файл main.c, выбрав соответствующий пункт контекстного меню в папке Source Files

В открывшемся окне исправим имя файла, чтобы он был именно main.c ибо нам так как-то привычнее и нажмём Finish

Image29

Файл откроется самостоятельно. В нём будет уже некоторый код

void main( void )

return ;

Также мы знаем, что контроллеру неохдодимо постоянно находиться в работе. Для этого мы в каждый проект в главную функцию добавляем бесконечный цикл. Добавим и в этот проект

while (1)

Давайте соберём наш проект, нажав соответствующую кнопку в панели инструментов

Image31

Это информация о затраченных и свободных ресурсах различных типов памяти контроллера.

Image32_0500

Убедимся, что файл прошивки там действительно присутствует

Image34

Мы видим, что прошивка на месте, также в данной папке присутствует ряд других файлов с отладочной и другой информацией.

Думаю, что на этом мы наш сегодняшний урок закончим. В дальнейшем мы напишем какой-то полезный код в наш проект, попробуем его прошить сначала в протеусе, а затем в настоящий контроллер, собрав соответствующую схему и подключив программатор.

Привет новичкам и всем, кто только только столкнулся с миром микроконтроллеров. При первом же знакомстве с МК семейства PIC и ассемблером возникает много вопросов, а именно: чем и как прошить микроконтроллер?


Теперь нужно создать папку на диске, назовем ее start. В этой папке создаем файл с расширением .asm (н-р start.asm)

Внимание: Название папок и файлов в них не должны содержать русских букв, иначе MPLAB IDE не будет с ними работать!

Приступаем к созданию проекта. Самый простой вариант через вкладку Projekt-> Project Wizard.


На приглашение нажимаем далее.


Первый шаг: выбираем нами любимый пик 18f252.


Второй: выбираем язык программирования – ассемблер (по умолчанию).


Третий: создание проекта, щелкаем на Browse, и указываем путь созданной нами папки start. Наш проект так же назовем start, нажимаем далее.



Четвертый: фаил start.asm кнопкой add добавляем к проекту, далее, готово.


Поздравляю наш проект создан.

Теперь двойным щелкаем на файл start.asm и открываем окно в которое будем добавлять наш текст программы (пишем сами или вставляем текстовый исходник).


Написали, сохраняем дискеткой, щелкаем на значек компилятора.



Компиллятор радостно сообщает нам BUILD SUCCEEDED, все можно выдохнуть, все прошло успешно и в нашей папке start создан файл прошивки для МК start.hex который мы и будем заливать в микроконтроллер. Его же можно сохранить в другом месте, или под другим названием, с помощью File->Export, в окне ОК, и сохранить как.

Эпизод второй. Заливаем прошивку в контроллер.

У нас уже есть хекс и его нужно залить в пик. Первым шагом лезем в настройки программатора. Programmer- Select programmer- выбираю свой программатор ICD2.



Все, закрываем все окна, в предупреждении Mплаба щелкаем ОК.

Открылась панелька программатора.


Подключаем программатор с макеткой кабелем к ком порту, коннектимся (5), через File->Import открываем нужный нам хекс, щелкаем на значек прошивки (1) и ждем. Происходит прошивка пика, она может занять некоторое время. По окончании прошивки окно программатора радостно сообщит нам, что все прошло успешно.

Если наше устройство уже собрано на макетке достаточно запустить проц кнопкой (3), и можно наслаждаться его работой.

Эпизод третий.

С помощью обратных процедур можно скачать прошивку из мк (если конечно он не залочен). Для этого коннектим программатор, запускаем проц (3), нажимаем (2) вторую кнопку Read target device, окно нам сообщает, что прошивка считана, теперь можно ее сохранить.

Можно не парится с дизассемблерами, а делать это сразу в программе. Для этого открываем импортом (File-Import) нужный нам хекс, затем откроем окно


здесь мы видим наш дизассемблированный текст, правой кнопкой убираем галки с ненужных нам столбцов, и нажимаем Output to file…


выбираем папку и имя, куда будем сохранять, все «исходник» готов.

Итак, быстрый старт работы с МПлаб завершен, теперь мы умеем создавать свой проект, компилировать исходник, делать хекс и заливать его в контроллер. Надеюсь этот обзор поможет начинающим в знакомстве с МПлаб.

Читайте также: